ФГУП это бюджетная организация

Содержание

О контроле в отношении бюджетных и автономных учреждений

Применяются ли положения Бюджетного кодекса о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите в отношении бюджетных и автономных учреждений?

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.

Согласно ч. 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ведет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.

Исключением из данного правила являются случаи передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, на безвозмездной основе на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых обозначенные органы осуществляют функции и полномочия учредителей. В данном случае названные учреждения будут являться получателями бюджетных средств, а следовательно, в отношении них может вестись внутренний финансовый контроль.

Напомним, что правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89». Кроме того, Письмом Минфина РФ от 19.01.2015 № 02‑11‑05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на государственное задание).

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На названные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02‑07‑10/3259 Минфин отметил: учитывая реализацию механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

  • анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;
  • определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

Получатели бюджетных средств (далее — ПБС), подведомственные главному распорядителю бюджетных средств (далее — ГРБС), — бюджетные, автономные и казенные учреждения. ГРБС ведет и составляет сводную бюджетную роспись, доводит до адресата бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования при организации исполнения бюджета ПБС казенного типа. У ГРБС с бюджетными и автономными учреждениями заключены соглашения на предоставление субсидий (на выполнение государственного задания и иные цели). Бюджетным и автономным учреждениям бюджетные полномочия не передаются, лицевые счета по переданным полномочиям для указанных учреждений не открываются.
Необходимо ли доводить бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования до ПБС бюджетного и автономного типа?

8 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до бюджетных и автономных учреждений законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования до ГРБС, информация и отчетность по которым формируются в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета.

Обоснование вывода:
Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному (автономному) учреждению могут выделяться:
— субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
— субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие учреждения являются получателями бюджетных средств (смотрите ст. 6 БК РФ).
Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Неотъемлемой частью Соглашения, как правило, является график перечисления денежных средств. График составляется с учетом ограничений, установленных в публично-правовом образовании. В графике указываются коды по бюджетной классификации, по которым бюджетному (автономному) учреждению предоставляются средства субсидии на выполнение задания, суммы и сроки перечисления субсидии.
При заключении между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением Соглашения, учредитель на его основании и в сумме Соглашения принимает бюджетные обязательства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 140 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н). Денежное обязательство принимается учредителем при наступлении даты предоставления субсидии, например, согласно графику перечисления денежных средств при его составлении (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164).
Таким образом, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования до бюджетных и автономных учреждений в рассматриваемой ситуации законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных до ГРБС бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемы финансирования, информация и отчетность по которым формируется в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

16 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, Распоряжение Министерства финансов Московской области от 20.10.2016 N 23РВ-100 «Об утверждении Порядка доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета Московской области».

Осуществление операций со средствами по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (Камардина Ю.В.)

Об исполнении публичных обязательств перед физическим лицом по переданным полномочиям рассказывает Ю.В. Камардина, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии с положениями ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 3.12 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» бюджетное (автономное) учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
К числу таких полномочий могут быть отнесены, например, стипендии Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам, ежемесячные стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области создания вооружения, государственные научные стипендии для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России.
Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных данному органу власти в сводной бюджетной росписи бюджета на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Порядок передачи полномочий
Порядок передачи федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и их финансового обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 590.
В соответствии с положениями данного Постановления основанием для передачи органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению соответствующих бюджетных полномочий является правовой акт (например, приказ) об осуществлении учреждением полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств.
В правовом акте указываются:
— публичные обязательства, полномочия по осуществлению которых передаются органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению;
— права и обязанности учреждения по исполнению переданных ему полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления), в том числе по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
— ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением переданных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления);
— порядок проведения органом государственной власти (органом местного самоуправления) контроля за осуществлением учреждением переданных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления);
— реквизиты территориального органа Федерального казначейства (финансового органа), в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям, открытый органу государственной власти (органу местного самоуправления) как получателю бюджетных средств.
Копия правового акта (выписка из правового акта) направляется органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению в установленные сроки. На федеральном уровне данный срок составляет два рабочих дня со дня подписания правового акта.
Операции по исполнению учреждением <1> публичных обязательств перед физическими лицами учитываются на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
———————————
<1> Бюджетное (автономное) учреждение.
Открытие и ведение лицевых счетов
Рассмотрим механизм открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств и осуществления операций с указанными средствами.
Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства соответствующих лицевых счетов установлен положениями Приказа Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ N 7н). Обратите внимание, что лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открывается федеральному органу государственной власти в территориальном ОФК, а операции по указанному лицевому счету будет осуществлять учреждение.
В соответствии с положениями п. п. 2.12 и 2.17 Приказа N 7н для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания следующие документы:
— заявление на открытие лицевого счета;
— карточку образцов подписей к лицевым счетам (далее — карточка образцов подписей);
— копию документа о передаче бюджетных полномочий, заверенную нотариально либо получателем средств федерального бюджета, передающим свои бюджетные полномочия;
— копию учредительного документа получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенную нотариально либо учредителем;
— копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
При этом согласно п. 2.18 Приказа N 7н для открытия соответствующих лицевых счетов участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными органами государственной власти или их территориальными органами, не имеющими собственного положения (устава) и действующими на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, представление копий учредительных документов и копий документов о государственной регистрации не требуется.
Таким образом, органы Федерального казначейства открывают лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств без представления учреждением копии учредительного документа федеральных органов государственной власти (государственных органов), передающих бюджетные полномочия.
Заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей заполняются с учетом следующих особенностей:
— в графе «Наименование клиента» в заголовочной части документа указывается наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия, которое должно соответствовать его наименованию, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
— в графах «ИНН» и «КПП» в кодовой зоне документа указываются соответственно ИНН и КПП федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия;
— в разделе «Образцы подписей должностных лиц клиента, имеющих право подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету» карточки образцов подписей указываются наименования должностей, фамилии, имена и отчества должностных лиц учреждения.
Заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей подписываются руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) учреждения, принимающего бюджетные полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа).
Заверение карточки образцов подписей осуществляется с учетом положений абз. 12 п. 2.20 Приказа N 7н.
Органы Федерального казначейства при открытии лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств осуществляют проверку представленных учреждением заявления на открытие лицевого счета и карточки образцов подписей с учетом положений п. 2.31 Приказа N 7н, при этом органы Федерального казначейства не вправе устанавливать требования по оформлению документа о передаче бюджетных полномочий.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 2.2 Приказа N 7н при формировании номера лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учетный номер клиента в структуре номера лицевого счета присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
Операции по лицевому счету
Для осуществления операций по лицевому счету для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учреждение представляет в орган Федерального казначейства платежные документы, предусмотренные п. 2.1.1 Приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — Приказ N 8н).
Заполнение платежных документов учреждением осуществляется в соответствии с положениями п. п. 9.2 — 9.4, 9.31 Приказа N 8н. При этом, поскольку лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открыт федеральному органу государственной власти (государственному органу), передающему бюджетные полномочия, в заголовочной части форм платежных документов указываются реквизиты соответствующего федерального органа государственной власти (государственного органа).
Платежные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) учреждения, включенными в карточку образцов подписей.
Орган Федерального казначейства представляет учреждению соответственно выписку, приложение к выписке и отчет о состоянии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в порядке, установленном положениями Приказа N 7н.
В заголовочной части отчетных документов указываются реквизиты федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия.
Санкционирование кассовых выплат
Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени федерального органа государственной власти осуществляется в порядке, установленном приказом Минфина России в отношении получателей средств федерального бюджета. В настоящее время действует Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 87н.
Обеспечение наличными деньгами
Обеспечение наличными деньгами учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. N 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства».
Для получения денежной чековой книжки учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявление на получение денежных чековых книжек. При этом в строке «Наименование клиента» в заголовочной части заявления на получение денежных чековых книжек указывается наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия, которое должно соответствовать его наименованию, указанному в соответствующей реестровой записи сводного реестра.
Орган Федерального казначейства перед выдачей денежной чековой книжки учреждению проставляет на оборотной стороне каждого денежного чека полное (при наличии сокращенного — сокращенное) наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передавшего соответствующие бюджетные полномочия учреждению. При этом в графах 9 и 10 Журнала регистрации бланков денежных чековых книжек (код формы по КФД 0531713) указываются фамилия, инициалы и подпись работника учреждения, уполномоченного руководителем учреждения на получение денежных чековых книжек.
Отчетность
Учреждение составляет и представляет в федеральный орган государственной власти бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином России для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н.
Информация об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств отражается в отчете о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти.

Вопрос: …Автономному учреждению выделены бюджетные средства на приобретение товаров (работ, услуг) в целях осуществления деятельности по оказанию услуг физическим и юридическим лицам. Согласно ст. 69.1 БК РФ эти средства являются бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Является ли АУ государственным (муниципальным) заказчиком и распространяются ли на него положения Федерального закона от 21.07.2005 n 94-ФЗ? («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, n 2)

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2
Вопрос: Автономному учреждению выделены бюджетные средства на приобретение товаров (работ, услуг) в целях осуществления деятельности по оказанию услуг физическим и юридическим лицам. Согласно ст. 69.1 БК РФ данные средства являются бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Возникает вопрос: является ли автономное учреждение в этой ситуации государственным (муниципальным) заказчиком и распространяются ли на него положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»?
Ответ: В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать:
— государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления;
— бюджетные учреждения;
— иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.
При этом понятие «получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)» приведено в ст. 6 БК РФ. В силу названной статьи получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признаются:
— орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации;
— бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Из совокупности указанных норм (ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ и ст. 6 БК РФ) следует, что государственными (муниципальными) заказчиками могут выступать только государственные органы и бюджетные учреждения. Автономные учреждения таковыми не являются, поскольку не удовлетворяют понятию получателя бюджетных средств. Такого же мнения придерживается Минэкономразвития (см., например, Письма от 05.08.2009 N N Д05-3927, Д05-3930, от 02.02.2009 N N Д050-494, Д05-496, Д05-490, от 31.07.2009 N Д05-3812).
М.О.Денисова
Главный редактор журнала
«Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
01.02.2010

Получатели бюджетных средств

Ни автономное учреждение, ни бюджетное не являются получателями бюджетных средств. Объясняется это следующим образом. В ст. 6 БК РФ даны определения, которыми необходимо руководствоваться при применении бюджетного законодательства. Согласно определению «получателей бюджетных средств» ни бюджетное, ни автономное учреждение получателем средств не являются, потому что в перечне получателей такие учреждения не указаны. Это касается всех случаев применения бюджетного законодательства. То есть не имеет значения идет ли речь о расходовании субсидий или иных средств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Бюджетный кодекс РФ

Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе

В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом*.