Фонд регистрация

Что грозит за уклонение

Законодательство Украины предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за нарушения правил воинского учета. Наказание будет зависеть от тяжести правонарушения – срока уклонения и обстоятельств, которые этому поспособствовали.

Судебная практика показывает, что очень редко доходит до уголовного дела. Чаще всего всего возбуждать дела начинают на призывных участках, где очень низкая явка военнообязанных во время призыва.

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), а именно статья 210, за непостановку на учет в течение 7 дней со снятия с предыдущего участка предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Если же нарушение повторяется в течение года, то размер штрафа увеличивается до 10-15 ННМДГ. На 2020 год сумма следующая:

  • от 85 до 119 гривен — первое нарушение
  • 170-255 гривен — повторное нарушение

Если дело дойдет до уголовной ответственности, согласно ст. 337 УК Украины грозит штраф до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев. В большинстве случаев до уголовной ответственности не доходит.

Если после 27 лет необходимо получить военный билет, то в любом случае придется идти в военкомат. Так как лицо больше не призывного возраста, на службу его не отправят, но привлекут к ответственности за уклонение.

Большинство уклонистов отделываются административным наказанием в виде штрафа, то также могут возбудить уголовное дело, если смогут доказать, что военнообязанный намеренно скрывался (а сделать это очень проблематично).

Обратите внимание! Вид наказания зависит от многих факторов, среди которых срок уклонения, причины и т.д. Для получения более детальной информации рекомендуем обратиться к нашим юристам.

Фонд — это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Для достижения указанных целей фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Можно сказать, что фонд представляет собой объединение имущества граждан.

ЮК «ЮСТЕРРА» предлагает Вашему вниманию полный перечень услуг, связанных с регистрацией обычных или благотворительных фондов. Если Вы хотите зарегистрировать фонд, смело обращайтесь в нашу компанию, и наши высококвалифицированные юристы проконсультируют Вас и возьмут на себя выполнение всех необходимых процедур. Вам останется лишь предоставить нам информацию о будущем фонде и по прошествии определенного срока получить готовые документы и печать.

Фонд – это одна из разновидностей некоммерческих организаций (деятельность не направлена на получение прибыли). Основное отличие фонда от других некоммерчекских организаций состоит в том, что фонд представляет собой не объединение физических или юридических лиц, а является просто объединением имущества, направленным на достижение неких общественно полезных целей. Вследствие этой особенности законодательство допускает достаточно широкий набор возможностей для регистрации фонда. Учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо или несколько лиц. В случае с юридическими лицами это может быть коммерческая или некоммерческая организация, российская либо иностранная. Однако существует ограничение, касающееся целей фонда. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», фонд может осуществлять свою деятельность лишь в том случае, если она направлена на достижение неких социальных, благотворительных, культурных или иных общественно полезных целей.

Фонд не является организацией, основанной на членстве, что избавляет эту форму юридического лица от целого ряда сложностей, присущих другим типам организаций или объединений. Учредители фонда определяются только при создании фонда, в последующем их число не может быть изменено в сторону увеличения.

Имущество фонда. Поскольку фонд представляет собой объединение имущества, очень важно предусмотреть способы и порядок пополнения имущественной базы фонда. Фонд может получать имущество из следующих источников:

  • Единовременные и/или регулярные взносы учредителей;
  • Добровольные выплаты или пожертвования в пользу фонда;
  • Выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • Доход, получаемый по банковским вкладам, ценным бумагам и из других источников инвестирования.

Фонд использует все свое имущество только и исключительно для целей, определенных в Уставе организации. Ежегодно фонд обязан публиковать отчетность об использовании своего имущества.

Права фонда:

  • Осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную исключительно на достижение целей, установленных в Уставе конкретного фонда;
  • Открывать счета в банках как на территории РФ, так и за ее пределами;
  • Открывать филиалы и представительства на территории РФ;
  • Иметь собственную эмблему, а также бланки и штампы со своим наименованием;
  • Создавать или становится участником других некоммерческих организаций, цели которых соответствуют уставным целям фонда, или хозяйственных обществ для ведения предпринимательской деятельности в интересах фонда.

Обязанности фонда:

  • Иметь печать с полным наименованием некоммерческой организации;
  • Иметь собственный баланс или смету;
  • Ежегодно публиковать подробные отчеты о своей деятельности и движении имущества, составляющего фонд;
  • Осуществлять учет наличного имущества, доходов и расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности;
  • Предоставлять информацию о деятельности организации налоговым органам и внебюджетным фондам, а также учредителям и прочим лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НП.

Управление фондом:

Структура и органы управления фонда определяются его учредителями в Уставе организации (согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях»). Обязательным для фонда является наличие такого органа управления, как попечительский совет. Кроме него, дополнительно могут создаваться другие органы управления, например, коллегиальный орган, действующий на постоянной основе, единоличный исполнительный орган и иные. Уставом должны определяться следующие сведения о действующих в некоммерческом партнерстве органах управления: порядок формирования, срок полномочий, структура, компетенции, способ принятия решений.

Главная задача всех управляющих органов фонда – обеспечить использование имущества фонда только на достижение его целей и с максимальной эффективностью. Помимо этого, в их компетенцию входит утверждение регулярных документов, связанных с деятельностью фонда, создание филиалов и представительств, разработка способов привлечения дополнительных активов в имущество фонда и другие функции.

Перечень услуг по регистрации фонда:

  1. Подготовка документов для регистрации фонда, а именно:
    а) устава;
    б) решения учредителя или протокола общего собрания учредителей;
    в) протокола заседания правления;
    г) заявления о переходе на упрощённую систему налогообложения (по желанию).
  2. Сопровождение в нотариальной конторе при заверении подписи заявителя на заявлении о регистрации.
  3. Регистрация в Главном Управлении Министерства юстиции РФ по Москве и получение Свидетельства о регистрации некоммерческой организации с основным государственным регистрационным номером (ОГРН).
  4. Постановка на учет в налоговой инспекции с получением свидетельства, содержащего идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
  5. Получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  6. Изготовление печати (по желанию возможна регистрация в реестре печатей за дополнительную плату).

В число дополнительных услуг (за отдельную плату) также входит:

  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата;
  • Получение извещения о регистрации из Фонда социального страхования;
  • Получение извещения из территориального органа Пенсионного фонда;
  • Изготовление нотариальных копий всех учредительных и регистрационных документов (например, для открытия счета в банке);
  • Подготовка пакета необходимых документов для открытия счета в банке и оповещение территориальной налоговой об открытии счета.

При необходимости наша компания может предоставить юридический адрес (юрадрес) для Вашей организации.

Ознакомиться с информацией Там же Вы сможете ознакомиться с ценами нашей компании на другие услуги.

Вы сэкономите своё время, заполнив перед приездом к нам заявление, содержащее данные, необходимые для того, чтобы зарегистрировать (учредить) фонд.

Если на этой странице Вы не нашли ответов на все вопросы, касающиеся фондов и того как зарегистрировать фонд, пожалуйста свяжитесь с нами по тел. 650-21-72 или 507-95-63 для получения подробной бесплатной консультации.

ГК с сентября 2014 года разделил все организации на унитарные и корпорации. Фонд является унитарной организацией, то есть фонд не имеет членства. Фонды учреждаются гражданами и/или юридическими лицами. Для учреждения фонда учредителями вносятся добровольные имущественные взносы. Переданное учредителями фонду имущество является его собственностью. Ежегодной обязанностью фонда является публикация отчетов об использовании своего имущества. Создание фонда преследует достижение благотворительных, образовательных, культурных, а также иных социальных, общественно полезных целей. Специалисты Международной Юридической Компании помогут Вам подготовить качественно всю документацию для регистрации фонда, помогут Вам определиться с ОКВЭД, в том числе соберут полный комплект для подачи в территориальный орган Минюста РФ. В дальнейшем при необходимости и Вашем желании наши специалисты возьмут на себя функции по сдаче всей необходимой отчетности в налоговые органы и публикацию ежегодных отчетов об использовании имущества фонда.

Порядок и сроки регистрации фондов

Срок регистрации фондов, в том числе и благотворительных, составляет от 1 месяца до 1,5 месяцев. Срок регистрации общественных фондов составляет от 1,5 до 2 месяцев. Данный срок складывается условно из трех этапов.

  1. Первый этап включает в себя принятие учредителями решения о госрегистрации фонда, подготовке необходимого комплекта документов для регистрации того или иного фонда и подача непосредственно этих документов в территориальный орган Минюста РФ.

  2. Далее по поданному комплекту документов для госрегистрации фонда территориальный орган Минюста РФ обязан принять решение в течение 14 рабочих дней о регистрации фонда либо об отказе в его регистрации. Для принятия решение о госрегистрации общественного фонда срок составляет 30 календарных дней. После принятия решения о госрегистрации фонда территориальным органом Минюста РФ направляются документы и сведения о принятом решении в регорган для внесения необходимой информации о фонде в госреестр.

  3. Третий этап заключается во внесении регорганом в течение 5 рабочих дней информации в госреестр о зарегистрированном фонде и в уведомлении об этом не позже 1 рабочего дня, после внесения сведений в госреестр, территориального органа Минюста РФ. В свою очередь территориальный орган Минюста РФ в течение 3 рабочих дней после получения от регоргана уведомления о внесении сведений о фонде в госреестр выдать заявителю свидетельство о госрегистрации фонда.

Стоимость услуг по регистрации фондов

Регистрация фондов

Организационно-правовая форма

Срок

Цена

Фонд, Благотворительный фонд

1-1,5 месяца

15000 руб.

Местные, региональные, межрегиональные общественные фонды

1,5-2 месяца

25000 руб.

Общероссийские и международные общественные фонды

1,5-2 месяца

60000 руб.

Негосударственный Пенсионный Фонд

2 месяца

80000 руб.

Бесплатная консультация по телефону

Вы не прошли валидацию

Отправить Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Документы, необходимые для регистрации фонда

При подготовке пакета документов для госрегистрации фонда юристам необходима следующая информация и документация:

  1. Полное предполагаемое желаемое наименование фонда, в том числе и сокращенное. У фонда также может быть наименование на иностранном языке, поэтому такая информация также должна быть предоставлена юристам, а именно иностранное наименование фонда и язык, на котором данное наименование будет существовать.

  2. Сведения об учредителях фонда:

  • в случае участия в фонде в качестве учредителей граждан (физических лиц) необходимы их копии паспортов, а именно копия разворотов паспорта с фото гражданина и с отметкой о месте жительства гражданина. В отношении граждан РФ требуется обычная копия паспорта, а в отношении иностранных граждан к копии паспорта прилагается его перевод на русский язык и копия паспорта с переводом должна быть нотариально удостоверена. Также понадобится в отношении граждан РФ их личный ИНН, возможно предоставление копии данного документа либо самого номера, выраженного в цифровом изображении, однако за последний (его верность) несет ответственность сам клиент.

  • В случае участия в фонде в качестве учредителей различных юридических лиц, от них необходимы копии выписок из госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). В отношении российских юридических лиц необходима обычная копия выписки, в отношении иностранных юридических лиц необходима копия выписки с ее переводом на русский язык и нотариальным удостоверением данного документа.

  • Желаемые цели и предмет деятельности фонда. При необходимости наши юристы помогут сформулировать цели и предмет деятельности и подобрать необходимые коды видов деятельности по ОКВЭД.

  • Место нахождения фонда – предоставляется для подтверждения намерения собственником помещения предоставить фонду помещение для ведения им деятельности гарантийное письмо (оригинал) и копию свидетельства, подтверждающего собственность помещения по данному адресу.

  • Персональный состав коллегиальных органов фонда: как минимум высшего коллегиального органа (высший орган управления фондом) и попечительского совета (надзорный орган фонда). Необходимо предоставить ФИО каждого лица, входящего в тот или иной коллегиальный орган, и их количественный состав.

  • Для назначения руководителя фонда, то есть единоличного исполнительного органа, необходима обычная копия паспорта, а именно его 2 разворота: с фото лица и его местом жительства, также ИНН этого лица и контактный номер телефона для его отражения в заявлении формы Р11001. Возможно также по закону назначение коллегиального исполнительного органа фонда, для этого понадобится количественный и персональный состав данного органа.

  • До госрегистрации фонда на этапе подготовки документов также необходимо определиться с заявителем, который будет удостоверять в нотариальном порядке свою подпись в заявлении формы Р11001, тем самым подтверждая достоверность указанных в заявлении и сопутствующих документах сведений. Заявителем может быть только кто-либо из учредителей фонда.
  • Органы управления в фондах

    Управление фондом берет на себя высший коллегиальный орган. Наименование этого органа остается на усмотрение учредителей фонда. В исключительную компетенцию фонда входит создание различных органов фонда, в том числе и единоличного исполнительного органа (ЕИО) с наименованием «председатель», «директор», «генеральный директор» и др. Также вместо ЕИО фондом может быть назначено Правление (коллегиальный исполнительный орган). Правление может существовать в фонде и одновременно с ЕИО.

    Обязательным органом любого фонда является попечительский совет, который является надзорным органом. Данный орган существует на общественных началах и надзирает за правильностью и законностью деятельности фонда.

    Благотворительный и общественный фонды

    Распространенными разновидностями фондов являются благотворительный и общественный фонды. Благотворительный фонд создается для осуществления благотворительной деятельности в интересах отдельных категорий лиц либо общества в целом.

    Вторым часто регистрируемым видом фонда является общественный фонд. Он регистрируется для направления имущества такого фонда на общественно полезные цели. Общественные фонды различаются по территориальной сфере деятельности. Они бывают: местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные. Местные общественные фонды охватывают территорию органа местного самоуправления, на которой и распространяют свою деятельность. Региональные общественные фонды распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта нашей страны. Межрегиональные общественные фонды работают на территории минимум двух субъектов нашего государства. Для этого у такого фонда должны быть структурные подразделения в регионах деятельности фонда. Общероссийский общественный фонд распространяет свою деятельность на территорию белее половины субъектов РФ. Он, так же как и межрегиональный общественный фонд, обязан иметь свои структурные подразделения во всех регионах деятельности фонда. Что касается международного фонда, то для того чтоб он был таковые, он должен иметь хотя бы одно структурное подразделение за пределами нашей страны.

    Порядок регистрации благотворительного фонда

    Благотворительный фонд – это один из видов некоммерческих организаций, основываемый в общественно полезных, социально значимых и благотворительных целях. Например, помощь людям с нарушениями в развитии в реализации их права на реабилитацию и достойную жизнь. Его учредители – граждане и (или) организации – вносят на добровольной основе имущественные взносы. Фонд – это объединение имущества его учредителей. В этом заключается его ключевое отличие от иных некоммерческих организаций. Все переданное фонду имущество является его собственностью. Закон устанавливает обязанность фонда ежегодно раскрывать сведения об использовании этого имущества. Фонд вправе вести деятельность для получения прибыли, при условии, что такая прибыль идет на достижение целей его создания. Разберем поэтапно основные моменты регистрации благотворительного фонда.

    1 этап – разработка и принятие учредительных документов.

    Это решение об учреждении и устав. В уставе должны быть прописаны название фонда, с указанием формы – «фонд», цели его создания. Также в устав включается информация об органах управления, в том числе о попечительском совете, выполняющем надзорную функцию, о месте нахождения фонда.

    2 этап – подготовка документов на регистрацию.

    Список обязательных документов закреплен в ФЗ № 7 от 12.01.96 в статье 13.1 пункт 5. В него входят:

    • Заявление о регистрации по форме Р11001 в 2-х экземплярах. Все графы заявления заполняются в соответствии с документами о создании благотворительного фонда, паспортами учредителей. Никаких расхождений быть не должно. Подпись заявителя на одном экземпляре заявления должна быть нотариально удостоверена.

    • Три экземпляра Устава.

    • Два экземпляра решения о создании или протокола, если несколько учредителей.

    • Сведения об учредителях в 2-х экземплярах. Для граждан – копии паспортов. Для юрлиц – ИНН, ОГРН, полное наименование, адрес регистрации, телефон.

    • Документ об уплате госпошлины в 2-х экземплярах, один оригинал и одна копия. В документе об оплате госпошлины должны быть указаны реквизиты того органа Минюста России, куда подается заявление о регистрации фонда.

    • Сведения об адресе фонда. Это, к примеру, договор аренды, документы на собственность.

    • Нотариальная доверенность на предъявителя документов на регистрацию, если документы предоставляет представитель учредителей.

    3 этап – подача документов на регистрацию в территориальный орган Минюста России.

    Срок подачи документов – 3 месяца с принятия решения о создании благотворительного фонда. Подать документы на регистрацию можно несколькими способами:

    • обратиться лично или через представителя в орган Минюста России;

    • направить документы по почте, приложив обязательно к письму опись вложения;

    • воспользоваться порталом «Госуслуги».

    4 этап – завершение регистрации, получение документов.

    Регистрация осуществляется в срок около 30 дней. Минюст России решает вопрос о госрегистрации благотворительного фонда в течение 14 рабочих дней с даты получения пакета документов. Далее документы отправляются в регистрирующий орган (налоговое ведомство), который в течение 5 рабочих дней вносит сведения о зарегистрированном фонде в реестр. Затем в течение 1 рабочего дня передает данную информацию обратно в уполномоченный орган. После этого в срок 3 рабочих дня заявителю выдается свидетельство ОГРН.

    На этом регистрация благотворительного фонда завершена. В итоге у учредителей есть «на руках» следующий комплект документов: свидетельства ОГРН и о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРЮЛ, устав.

    Татьяна Котляр, председатель Совета Калужского отделения движения «За права человека», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека:

    Уполномоченному по правам человека России Т. Н. Москальковой

    Уважаемая Татьяна Николаевна!

    I. Нарушение прав граждан России

    В нашу правозащитную организацию постоянно обращаются граждане России, чьи права нарушаются из-за отсутствия регистрации (прописки) по месту жительства или по месту пребывания. Речь идет о нарушении прав совершенно нормальных людей, в том числе беженцев из Украины, уже получивших российские паспорта, но не имеющих своего жилья и живущих без регистрации.

    Я говорю не о бомжах, не о тех, кто живет на улице и не работает. С ними иная проблема. Я пишу о способных и желающих нормально жить и работать российских гражданах, у которых нет своего жилья в собственности или в социальном найме, т.е. о тех, кто снимает жилье, но не может в этом съемном жилье зарегистрироваться. Письменного договора найма жилья недостаточно даже для временной регистрации жильцов по месту пребывания: в органах регистрационного учета требуют явки всех собственников жилья. Часто это неосуществимо, т. к. квартира сдается именно потому, что её собственники разъехались. Фактически органы регистрационного учета (отделы по вопросам миграции ОМВД) присвоили себе право проверять законность вселения жильцов в квартиру. Хотя у них нет таких контрольных полномочий, и речь идет о договорах найма (аренды) жилья. В отделах по вопросам миграции часто отказываются регистрировать человека по месту его фактического проживания.

    1. Человек, получивший гражданство РФ, получает российский паспорт. В случае отсутствия собственного жилья, паспорт выдают без штампа о регистрации. В паспортном столе гражданина предупреждают, что в срок 7 дней он должен где-то зарегистрироваться, в противном случае — штраф. Но зарегистрироваться человеку негде. В аналогичной ситуации оказывается человек, выписанный с прежнего места жительства (снятый с регистрационного учета), и не имеющий другого жилья, где он может зарегистрироваться на законном основании. Такого человека также привлекают к административной ответственности. Фактически человека штрафуют за отсутствие жилья, в чем нет его вины.

    2. В Калужскую область, где я живу, приезжают граждане России из регионов, где безработица (внутренняя миграция). Все эти люди не имеют своего жилья, они вынуждены снимать жилье. Они обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию (прописку) в предоставленных для проживания жилых помещениях. Или не могут по каким-то причинам зарегистрировать жильцов.

    Однако государственные органы никак не помогают оформить регистрацию гражданам, переехавшим в Калужскую область в поисках работы.

    3. Кроме штрафа гражданин РФ, не имеющий регистрации, постоянно сталкивается с нарушением своих гражданских и социальных прав, то есть на каждом шагу сталкиваются с незаконной дискриминацией.

    Нарушаются политические права: граждане РФ, живущие без регистрации по месту жительства, лишены избирательных прав, не могут выбирать своего депутата: их не включают в списки избирателей. Поэтому при принятии законов интересы граждан, живущих без регистрации, не учитываются.

    Родители, получившие российские паспорта, даже не могут дать российское гражданство своим несовершеннолетним детям – для этого требуется регистрации по месту жительства у родителей!

    Нарушаются социальные права граждан, живущих без регистрации: им не выплачивают пособия на детей, не оказывают помощь многодетным семьям – их просто не признают постоянными жителями города, региона и России! Регистрацию требуют при приеме детей в школу и в детский сад.

    Пенсионерам, получившим российские паспорта, без регистрации по месту жительства в России отказывают в назначении пенсии.

    Граждан РФ, не имеющих жилья, и поэтому живущих без регистрации по месту жительства (без постоянной прописки), не признают нуждающимися в жилье, не ставят в очередь на получение муниципального жилья, хотя это – незаконно.

    Нарушаются трудовые права граждан. Работодатели не принимают на работу «без прописки», хотя это прямое нарушение закона.

    Аппаратом Уполномоченного по правам человека мониторинг нарушения прав граждан РФ, проживающих без регистрации, насколько мне известно не проводился. Приведенный здесь список типичных нарушений далеко не полный.

    Нарушения прав граждан РФ, живущих без регистрации, вынуждают их оформлять фиктивную регистрацию, каковую приходится покупать. В результате многие граждане РФ живут в одном месте, а зарегистрированы – в другом месте. Иногда в том же регионе, а часто в регионе, из которого они приехали, например, в Калужскую область.

    Граждане РФ, не имеющие регистрации, не умеют сами защитить свои права. Нет образцов жалоб и заявлений в государственные органы, прокуратуру и в суд – нет алгоритма защиты прав граждан. Чиновники, рассматривающие жалобы, не находят нарушений закона, поскольку, как указано выше, проблемы не урегулированы.

    Мы — калужские правозащитники помогаем гражданам РФ, живущим без регистрации.

    Чтобы помочь людям, не имеющим жилья и регистрации получить российское гражданство или получить пенсию, — я просто регистрирую их в своей квартире. Теперь меня судят за фиктивную регистрацию. По ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ (т.наз. закон «О резиновых квартирах»)

    Это мой третий суд. Первым приговором в 2015 г. я была освобождена от наказания по амнистии, вторым приговором освобождена от наказания ввиду истечения срока давности (так много людей я регистрирую, что следственные органы не успевают расследовать мои «преступления»). Третий приговор сейчас, по-видимому, закончится крупным штрафом или даже лишением свободы.

    Также за фиктивную регистрацию граждан России судят несколько сотен жителей Калужской области по ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Например в Обнинске за фиктивную регистрацию судят отца, зарегистрировавшего своего 6-летнего ребенка. Следует ли говорить, что сам закон «О резиновых квартирах» непродуман, непонятен, противоречив. Практика его применения не сложилось. Но вот одно важное обстоятельство учесть стоит. Собственники жилья отвечают по этому закону за фиктивную регистрацию чаще всего без своей вины, или за помощь отчаявшимся бесквартирным скитальцам.

    Граждане России, живущие без регистрации – это тысячи человек только в Калужской области. В Московской области без регистрации живут, видимо, сотни тысяч.

    II. Нарушение прав беженцев, соотечественников и носителей русского языка/НРЯ

    1. С 2007 года в Калужской области и еще в 12 субъектах РФ осуществляется Госпрограмма переселения соотечественников. В настоящее время уже более 60 регионов участвуют в Госпрограмме — это государственная политика и государственная программа. Я к этому имела отношение с самого начала, и, будучи депутатом Законодательного Собрания Калужской области, вносила предложения по усовершенствованию этой госпрограммы. От Законодательного Собрания Калужской области было две законодательные инициативы. Первая — распространить Госпрограмму на тех, кто уже находится в России. Через три года президент своим Указом № 60 принял нашу поправку.

    2. Вторая — чтобы участникам госпрограммы для подачи заявления на прием в гражданство РФ не требовалась регистрация по месту жительства: при отсутствии собственного жилья это представляет большие трудности, так как требует присутствия всех собственников съемной квартиры. Но тогда Госдума отклонила нашу законодательную инициативу.

    Практика применения части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существовавшее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.

    Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» часть 7 статьи 14 изложена в новой редакции. Начало действия новой редакции — 29.03.2019г.

    Законом предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы, получивших разрешение на временное проживание (далее по тексту – РВП) или вид на жительство (далее по тексту – ВНЖ), путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе. Это реализация нашей законодательной инициативы десятилетней давности.

    Это – шаг в правильном направлении. Но аналогичные упрощения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (далее по тексту – НРЯ) не сделаны. Для лиц, получающих российское гражданство по браку или по другим основания закон требует наличия регистрации по месту жительства.

    Иностранные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях.

    3. Я — правозащитник, и беженцы с Украины обращаются ко мне за помощью. В том числе – за регистрацией. Не я обещала гражданам Украины убежище в России и получение гражданства РФ в упрощенном порядке, а Президент РФ — обещал это публично.

    Граждане Украины, ищущие убежище в Калужской области, не могут вернуться на Украину. Они оказались в безысходном положении: их преследуют власти Украины из-за их взглядов, или их дома на Донбассе разрушены, и возвращаться им некуда. Они вынуждены искать в России убежище. Во многих случаях им негде зарегистрироваться, т. к. в Калужской области у них никого нет. У беженцев нет «принимающей стороны» по определению, т.к. они – беженцы. Никакой регистрации, кроме «фиктивной», они оформить не могут, т.к. их не регистрируют по месту их фактического проживания.

    Регистрация нужна беженцам с Украины для подачи заявления о предоставлении убежища в Калужской области. В отделе по работе с беженцами калужского УВМ у граждан Украины не брали заявления о предоставлении убежища без предварительной регистрации в Калужской области. Человек-беженец обратился за помощью, и я должна ему помочь, т. к. государство, пригласившее беженцев с Украины, обещавшее помощь беженцам, — никак не помогает беженцам в оформлении бесплатной регистрации. Обратившимся ко мне за помощью в регистрации гражданам Украины негде было зарегистрироваться. Их некому было зарегистрировать – кроме меня. Без предварительной регистрации беженец не получит убежище.

    4. Получивший временного убежища беженец в срок 7 дней должен оформить временную регистрацию. В случае пропуска срока беженца оштрафуют. Человеку, получившему временное убежище без регистрации не дают медполис ОМС, его не принимают на работу, его детей не принимают в школу или в детский сад.

    Поэтому по гуманным мотивам я регистрирую в моей квартире граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области. Эта регистрация – моя посильная помощь беженцам. В противном случае, такую же фиктивную регистрацию им пришлось бы покупать, а у беженцев нет денег. Таким образом я, безвозмездно регистрируя у себя беженцев и переселенцев, по сути выполняю государственную функцию. А за это имею судимости!

    III. Предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

    Регистрация граждан России и иностранных граждан вместо простой уведомительной процедуры превратилась в советскую прописку. В результате, граждане России и иностранные граждане, в том числе беженцы, участники Госпрограммы переселения соотечественников, носители русского языка вынуждены покупать фиктивную регистрацию, т. к. от них требуют предъявить регистрацию.

    Цель государства – знать кто где живет – не достигается. Возник целый рынок платной фиктивной регистрации, с которым борются с помощью статей УК РФ. Но безрезультатно, т. к. спрос рождает предложение.

    Достичь указанную цель просто. Нужно прекратить препятствовать регистрации граждан по месту их фактического проживания. Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, и без требования подтверждения принимающей стороной. Если регистрируемый обманет, его регистрация подлежала бы аннулированию, а он сам административной ответственности. При этом бремя опровержения должна ложиться на миграционные органы.

    Предложения:

    Регистрировать жильцов на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья.

    Исключить собственников жилья из процедуры регистрации граждан. Каждый гражданин России и/или иностранный гражданин обязан в установленный срок (7 дней или больше) сообщить о своем месте проживания (временного или постоянного) – путем заполнения бланка установленного образца. Например, на почте. За неисполнение — штраф. За обман (сообщение ложных сведений) – штраф. При перемене места жительства человек в срок 7 дней обязан сообщить о своем новом месте проживания. Согласие собственников жилья не требуется.

    Возможно самым простым решением, является временная регистрация граждан  на определенный срок (допустим, на три месяца),   по месту пребывания не в квартире или в частном доме, а в городе или населенном пункте, куда гражданин  приехал, чтобы найти работу и жилье.  Такую регистрацию человек должен иметь возможность осуществлять простой подачей заявления установленной формы в администацию поселка или в районом отделе по вопросам миграции ОМВД.

    Так и наведем порядок.  Поможем людям найти легально и работу и жилье. Регистрация будет носить действительно уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, характер. Будет известно, кто где фактически, реально живет. И  не нужна будет фиктивная регистрация. 

    Полагаю,  для решения перечисленных выше проблем нужны как законодательные инициативы так и решения Правительства на федеральном уровне. Прошу Вас, Татьяна Николаевна как Уполномоченного по правам человека Российской Федерации рассмотреть мои предложения и выступить с их поддержкой  на уровне Правительства и Госдумы.  

    С уважением,

    Председатель Совета КРОД «За права человека» Т. М. Котляр

    Поддерживаю обращение Т.М.Котляр по существу изложенных ей проблем и предложений. 

    Исполнительный директор ООД «За права человека» Л.А. Пономарев