Формирование фонда оплаты труда на предприятии

Формирование фонда оплаты труда

Регулярную финансово-экономическую деятельность сложно представить без такого важного понятия, как «фонд оплаты труда». При его непосредственном планировании нужно учитывать множество самых различных нюансов, например, конкретная деятельность предприятия, а также иные особенности. Так как данное понятие не было установлено на законодательном уровне, каждый работодатель должен решить для себя, что именно в него входит. Ведь от точной величины сформированного фонда будут зависеть и многочисленные последующие выплат и расчеты, например, налоговые отчисления и т.д.

Составляющие ФОТ

ФОТ представляет собой определенную финансовую сумму, необходимую для последующего расчета с сотрудников, за выполнение ими собственных профессиональных обязанностей, в соответствии с должностной инструкцией. ФОТ формируется за определенный расчетный период, например, за месяц, квартал или год.

В понятие ФОТ входят следующие элементы:

  • точная сумма заработной платы для сотрудника;
  • заработная плата в натуральных показателях, то есть, например, в виде стоимости выпускаемой и производимой продукции;
  • суммы различных дополнительных выплат – премий, положенных государством доплат, материальных поощрений за проявленные результаты и т.д.;
  • надбавки за достижение определенного стажа работы в организации;
  • компенсация отпусков, а также неиспользованных ранее отпускных дней;
  • расходы на возмещение транспортных услуг, либо на оплату бензина для рабочих автомобилей;
  • различные социальные выплаты, которые могут включать в себя и декретные пособия.

Не могут входить в ФОТ следующие показатели:

  • премии, выдающиеся разово, например, за достижение отличных результатов за прошедший год и т.д.;
  • материальная поддержка отдельным сотрудникам, а также дивиденды;
  • компенсация за ранее приобретенные сотрудниками путевки.

ФОТ и ФЗП – основные отличия

Несмотря на значительное сходство, два данных понятия все же имеют несколько существенных отличий друг от друга. В ФОТ входит показатель заработной платы, которая была начислена всем сотрудникам за определенный временной период, включая еще и дополнительные социальные выплаты. В ФЗП же, в свою очередь, входит «чистая» сумма заработка, без учета дополнительных выплат, положенных доплат и различных поощрений. Рассмотрим пример.  В организации сумма начислений за апрель составила 380 000 рублей. Сумма, составляющая заработную плату сотрудников, была равна 220 000 рублей.

Формирование фонда заработной платы на предприятии

Сумма аванса составляла 110 000 рублей. В итоге получаем, что ФОТ за апрель – 380 000 рублей, а ФЗП – 330 000 рублей.

Как видно из примера, в большинстве случаях, показатели ФОТ и ФЗП будут иметь разные числовые значения. Их совпадение будет возможным только в том случае, если на предприятии не применяется вообще никакая система надбавок и дополнительных выплат. При осуществлении планирования, например, будущих расходов, в расчет принимается именно ФОТ.

ФОТ, схема расчета

Точная схема расчетов показателей фонда оплаты труда будет зависеть от множества нюансов, в частности, от того, какой именно деятельностью занимается та или иная организация. Как известно, заработная плата может начисляться по различным схемам: сдельной, фиксированной, повременной и т.д. Помимо этого, значение будет иметь и точное количество работников в организации, а также средняя величина оплаты за труд.

Касаемо необходимой для расчета документации, должны быть задействованы табели работников, действующее штатное расписание, а также ведомость по выплате заработной платы. Рассчитать показатели можно двумя основными способами.

1. Первый расчет представляет собой следующие действия: среднемесячный заработок сотрудников умножить на среднюю численность работников и умножить на определенный временной период.

Рассмотрим соответствующий пример. Сумма общей заработной платы организации за один календарный месяц составляет 560 000 тысяч рублей, среднесписочная сумма работников – 20 человек. Применив вышеуказанную формулу, получим: 560х20х15= 168 000 рублей.

2. Вторая формула должна применяться в том случае, если на данной территории действует определенный районный коэффициент: (заработная плата+все установленные надбавки за один год) х РК – районный коэффициент.

Рассмотрим соответствующий пример. Организация осуществляет свою деятельность на особой территории с суровыми климатическими условиями, с установленным районным коэффициентом. Сумма годовой заработной платы равна 9 млн. рублей, все имеющиеся надбавки составляют 1,5 млн. рублей. Для данной территории действует особый коэффициент, равный 1,8. Составим соответствующую формулу: (9+1,5) х 1,8 = 18,9 млн. рублей – показатель ФОТ.

Расчет ФЗП

Точная формула ФЗП будет зависеть от конкретной схемы оплаты труда в организации. Как правило, в ФЗП включаются следующие показатели:

  • заработная плата;
  • компенсация времени вынужденных простоев в производстве, связанных, например, с поломкой оборудования, отсутствием необходимых деталей и т.д.;
  • поощрительные выплаты за особые успехи и отличные показатели трудовой деятельности;
  • различные компенсации, например, на транспортные расходы, оплату ЖКХ и т.д. 

Бюджет расчет фот по штатному расписанию до мрот

Фонд оплаты труда — формула расчета и оценка эффективности действующей системы мотивации являются важными аспектами планирования бюджета организации. При этом неточности и ошибочные действия могут иметь весьма неблагоприятные последствия. О том, как правильно рассчитать фонд оплаты труда (ФОТ), подробно рассказывается в нашей статье. Понятие и структура ФОТ Подготовка к расчету Как рассчитать ФОТ, примеры и критерии подсчета? Как рассчитывается фонд оплаты труда, порядок расчета годового, среднемесячного, дневного и часового ФОТ? Понятие и структура ФОТ В нашей стране нет прямого закрепления в законе понятия «фонд оплаты труда».

Как разработать бюджет фот

В качестве примера можно взять образец расчета месячного фонда оплаты труда Управления Федеральной антимонопольной службы, утвержденный приказом ФАС России от 05.04.2016 Скачать таблицу № 409/16 и подразумевающий заполнение специальной таблицы: Как рассчитывается фонд оплаты труда, порядок расчета годового, среднемесячного, дневного и часового ФОТ? Как уже отмечалось выше, главным элементом подсчета ФОТ является требуемый временной интервал. В большинстве случаев за основу выбирается предшествующий или настоящий календарный год.

Внимание

Для правильного расчета необходимо суммировать все денежные средства, выплаченные сотрудникам в виде зарплаты, отпускных, материальных выплат за прошедший период работы (12 месяцев в рассматриваемом случае). В учет принимаются только постоянные доходы, единовременные же выплаты, в том числе пособия, выдаваемые в качестве социальной помощи, исключаются.

Ошибка сервера (500)

Важно

Могут использоваться способы окладных выплат, сдельных расценок или тарификация заработка. Итоговый размер складывается из количества работников организации (штатных и совместителей), средних расценок за труд, предполагаемых социальных издержек и расчетного периода.

Понадобятся расчетные ведомости по зарплате, табеля по учету времени работы, штатное расписание. Существует 2 основных способа расчета. В первом используется формула: ФОТ = Среднемесячный заработок х Среднесписочная численность персонала х Расчетный период (для года 12 месяцев) Пример.
Предположим, на предприятии «Югнефтемаш» общая зарплата в месяц = 485 тыс. руб., среднесписочная численность = 15 сотрудников, тогда ФОТ годовой = 485 х 15 х 12 = 87 300 тыс. руб.

Порядок доплаты до мрот в 2018 году (нюансы)

  • Помимо МРОТ, определяемого на федеральном уровне, некоторые субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер заработной платы в соответствии с правилами ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального.
  • Установленного уровня МРОТ (федерального или регионального) должна достигать именно зарплата работника – с учетом всех ее составных частей: оклада, надбавок, компенсационных выплат и т.
    д. (см. ст. 129 ТК РФ). Разумеется, если работнику выплачивается только оклад, то его следует сравнить с уровнем МРОТ и при необходимости увеличить до него (см.

Фонд оплаты труда – формула расчета

При необходимости вычисления часового ФОТ сотрудников организации следует суммировать установленные тарифы и дополнительные выплаты по каждому специалисту. При этом в учет берутся все полагающиеся сотрудникам суммы:

  • премии за добросовестное исполнение обязанностей;
  • двойные оклады за работу в выходные дни и праздники;
  • выплаты за сверхурочную работу и ночные дежурства.

Рачительный подход при планировании деятельности любой организации — залог успешного развития фирмы.

Фонд оплаты труда

ФОТ — один из важных финансовых показателей, от правильного расчета которого зависит прогноз трудовой деятельности и разработка комплекса мер по поддержанию экономического баланса предприятия. Поскольку ФОТ способны реализовывать организации, самостоятельно осуществляющие свое финансирование, при планировании и расчете данного показателя важно формировать резервные фонды.

Инфо

Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65н, является отражение расходов на выплаты при увольнении, связанном с проведением организационно-штатных мероприятий. Представленные выплаты находят свое отражение в ФОТ государственных и муниципальных учреждений.

Начиная с бюджетов на 2018 год применяется редакция, подготовленная с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 09.06.2017 № 87н. Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал Не касаясь частных случаев, в качестве еще одного элемента структуры ФОТ можно назвать объем денежных средств, направленных на адекватное увеличение заработной платы при повышении общего уровня цен на товары и услуги.

Бюджет расчет фот по штатному расписанию до мрот

  • Кадровое делопроизводство

Мазухина_Анна 2016-10-10 16:58 Вопрос: Нужно ли «доводить» до МРОТ зарплату сотрудника, который выполняет дополнительную работу путем совмещения профессий? Ответ: В соответствии со ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ за выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) работнику полагается дополнительная оплата. Дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Величина фонда оплаты труда состоит из суммы зарплаты, начисленной работникам за конкретный период, и социальных выплат. Составляющие фонда заработной платы – это сумма заработка за минусом социальных, авансовых и прочих выплат за этот же промежуток времени. К примеру, в компании было начислено за октябрь 450 000 рублей; а выплаты за месяц составили: 220 000 рублей – зарплата за 2 половину сентября и 150 000 рублей – аванс за октябрь. В итоге, ФОТ за октябрь = 450 000 рублей, а ФЗП за октябрь = 370 000 рублей. Совпадение результатов ФОТ и ФЗП возможно в компаниях, где не применяется поощрительный подход по расчетам с персоналом и выплачивается только «голая» заработная плата. При планировании расходов и прибыльности организации используется значение ФОТ. Как рассчитать ФОТ, он же фонд оплаты труда Алгоритм расчета фонда оплаты труда зависит от особенностей работы хозяйствующего субъекта.
Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей»), то работнику необходимо доплатить еще 300 руб.

  • Работник трудится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Оклад – 5 000 руб., районный коэффициент – 1,2, надбавка за стаж – 10%, регионального МРОТ не предусмотрено. Как мы писали выше, для данной категории работников до уровня МРОТ доводится окладная часть заработной платы, без учета коэффициента и надбавки за стаж. В этом случае, раз нет иных доплат, оцениваем только оклад. Соответственно, сотруднику необходимо доплатить 6 163 руб. И тогда коэффициент и надбавка будут начисляться на увеличенную до МРОТ сумму оклада – 11 163 руб.

Расчет среднемесячного ФОТ Чтобы осуществить расчет среднемесячного фонда оплаты труда, необходимо найти сумму всех выплаченных за календарный год выплат. Затем устанавливается среднемесячное количество отработанных дней и общее количество рабочих дней делится на 12 (число месяцев в году). Расчет дневного ресурса Дневной ФОТ вычисляется по аналогии с расчетом месячного. Однако при подсчете важно учитывать его особенность, которая заключается в обязательном оперировании общепринятым содержанием количества дней в месяце (30 дней), вне зависимости от фактического числа расчетных единиц (28–31).

Проще говоря, искомый показатель вычисляется путем деления месячного ФОТ на 30. Расчет часового ресурса Свое применение представленный показатель в большинстве случаев находит на предприятиях с почасовым учетом процесса выполнения трудовых обязательств.

Таким образом, доплата за совмещение должностей — это компенсационная выплата, начисляемая работнику в составе его заработной платы. Иными словами, при совмещении должностей работнику выплачиваются не две заработные платы, а только одна заработная плата, в состав которой входят доплата за совмещение. Величина доплаты может быть меньше МРОТ. Для решения вопроса о том, нужно ли «доводить» до МРОТ заработную плату сотрудника, который выполняет дополнительную работу путем совмещения профессий (должностей), необходимо сравнить его заработную плату за полный календарный месяц с учетом доплаты за совмещение и МРОТ.

Формирование фонда оплаты труда на предприятии

Введение

1.Планирование и структура фонда оплаты труда

1.1.Организация и планирование заработной платы.

1.2.Формы и системы оплаты труда

1.3.Структура фонда оплаты труда.

2. Планирование ФОТ (на примере предприятия «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003 – 2004 гг.)

3. Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях в России.

3.1.Состояние оплаты труда на предприятиях в России.

3.2.Пути развития оплаты труда на предприятии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Особая, центральная роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она и в настоящее время и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит заработная плата и в перспективе будет мощным стимулом повышения результатов труда и производ­ства в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда на­емных работников является одним из элементов издержек производства.

Задачей изучения вопроса является проведение исследования планирования средств на оплату труда персонала предприятия, а также изучение проблемы в облас­ти планирования оплаты труда.

Объект изучения: заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, — это основная часть жизненных средств работников, рас­пределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда, реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

Способы исследования: анализ регулирования и планирования средств на оплату труда персонала по предприятию и его подразделениям, а также рассмотрение про­блемы в области планирования оплаты труда.

Для этого необходимо: Во-первых, необходимо рассмотреть структуру фонда заработной платы, детальное планирование фонда заработной платы. А так же рас­смотреть регулирование средств на заработную плату между подразделениями пред­приятиями. Во-вторых проанализировать методы планирования средств на оплату труда. Провести анализ оплаты труда и материального положения работников.

1.Планирование и структура фонда оплаты труда на производстве.

1.1.Организация и планирование заработной платы.

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производ­ства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

В условиях рыночной экономики на величину заработной платы влияет целый ряд рыночных и внерыночных факторов, в результате чего складывается определенный уровень оплаты труда.

Сущность заработной платы проявляется в функциях:

1. Воспроизводственная функция. Она заключается в обеспечении работников, а также членов их семей необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей. Эта функция тесно связана с особенностями государственного регулирования заработной платы, установлением на законодательном уровне такого минимального ее размера, который обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы.

2. Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в установлении зависимости заработной платы работника от его трудового вклада, от результатов производственно-хозяйственной деятельности предпри­ятия, причем указанная зависимость должна заинтересовать работника в постоянном улучшении результатов своего труда.

3. Измерительно-распределительная функция.

Фонд оплаты труда: принципы его формирования

Эта функция предназначена для отражения меры живого труда при распределе­нии фонда потребления между наемными работниками и собст­венниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждой
участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом.

4. Ресурсно-разместительная функция. Значение данной функции в настоящее время существенно возрастает. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям. В условиях, когда государственное регу­лирование в области размещения трудовых ресурсов сводится к ми­нимуму, а формирование эффективно функционирующего рынка труда возможно лишь при наличии свободы у каждого наемного работника в выборе места приложения своего труда, стремление к по­вышению жизненного уровня обусловливает его перемещение с це­лью нахождения работы, в максимальной степени удовлетворяющей его потребности.

5. Функция формирования платежеспособного спроса населения. На­значение этой функции — увязка платежеспособного спроса, под ко­торым понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских товаров. Поскольку платежеспособный спрос формируется под воз­действием двух основных факторов — потребностей и доходов общест­ва, то с помощью заработной платы в условиях рынка устанавли­ваются необходимые пропорции между товарным предложением и спросом.

Планирование заработной платы на предприятии предусмат­ривает определение объема средств, необходимых для оплаты труда работников в соответствии с плановым выпуском продук­ции в заданной номенклатуре и установленного качества, а так­же установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по цехам предприятия и категориям работающих с учетом характера производства, различий в уровне квалификации, усло­вий труда.

В соответствии с этими задачами на предприятиях планирует­ся фонд заработной платы и социальных выплат и средняя зара­ботная плата. Различают укрупненный и дифференцированный методы планирования фонда заработной платы и социальных выплат. Дифференцированный метод планирования фонда зара­ботной платы и социальных выплат широко использо­вался до экономической реформы. Министерство утверждало пред­приятию фонд заработной платы с учетом достигнутого уровня фонда заработной платы в отчетном году с увеличением его в соответствии с утвержденным правительством нормативом за каждый процент роста объема производства. Предприятие под­разделяло его на прямой, часовой, дневной, месячный (годовой) фонд заработной платы.

Фонд прямой заработной платы представлял собой оплату тру­да рабочих-сдельщиков и повременщиков. Часовой фонд зара­ботной платы включал фонд прямой зарплаты и ряд доплат: пре­мии рабочим, доплаты за работу в ночное время, неосвобожден­ным бригадирам, за обучение учеников, а также оплату брака не по вине рабочего. Фонд дневной заработной платы включал часо­вой фонд заработной платы и доплату подросткам за сокращен­ный рабочий день и оплату перерывов в работе кормящих мате­рей. Фонд месячной (годовой) заработной платы включал днев­ной фонд заработной платы, оплату отпусков, времени за выпол­нение гособязанностей, выплату выходных пособий, зарплату ко­мандированным работникам на другие предприятия или учебу, вознаграждения, за выслугу лет и др. Такая дифференциация фонда заработной платы позволяла проводить детальный анализ направ­лений использования фонда заработной платы.

При разработке планов по труду укрупненным методом приме­няют два способа определения фонда заработной платы и социаль­ных выплат всему промышленно-производственному персоналу: первый — на основе расчетной численности работников и уровня их средней заработной платы; второй — по нормативам затрат за­работной платы на единицу продукции. По первому способу пла­новый фонд заработной платы промышленно-производственного персонала определяется путем умножения расчетной численности работников на планируемую среднюю заработную плату. Однако в условиях резкого спада производства, высокой инфляции этот спо­соб расчета фонда ФЗП и С позволяет определить его величину лишь ориентировочно, как правило, значительно завышенную. По­этому рассчитанный таким укрупненным способом фонд заработ­ной платы труда уточняется нормативным планированием на ос­нове производственной программы и ее трудоемкости, рассчитан­ной по действующим на предприятий нормативам с учетом соста­ва и уровня квалификации работников, тарифных систем, исполь­зуемых форм и систем заработной платы, штатного расписания.

Нормативный способ планирования в условиях рыночных от­ношений позволяет обеспечить более тесную увязку объема про­изводства с суммой средств, выделяемых на оплату труда, по­вышает заинтересованность предприятий в увеличении объемов производства, усиливает зависимость заработной платы каждого работника и трудового коллектива от результатов своего труда, улучшает системы контроля за результатами расходования средств, выделяемых на оплату труда. Нормативное планирова­ние не исключает необходимости детальных расчетов ФЗП и С и средней заработной платы по предприятию в целом, цехам, служ­бам, отделам, категориям работников.

Нормативный фонд заработной платы основных и вспомога­тельных работников предприятия, занятых на нормированных работах (Фнор ), определяется по каждому изделию с последую­щим суммированием по формуле (1.1)

Фнор =(Ппр *Нтр *Снч +НЗ*Кдоп )*Кц (1.1)

где Ппр — планируемая производственная программа по выпуску изде­лий, шт ;

Нтр — нормативная трудоемкость изделия, час;

Снч — средняя стоимость нормо-часа из расчета действующих на предприятии тариф­ных сеток и ставок, руб.;

Опыт формирования фонда оплаты труда на предприятии (на примере электроэнергетики)

Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений

Методика формирования системы оплаты труда
и стимулирования работников образовательных учреждений

О внедрении новых систем оплаты труда работников образовательных учреждений говорили давно, однако каких-либо шагов в этом направлении предпринято не было. И вот не так давно вышло Постановление Правительства РФ N 605*(1), утвердившее переходный период, в течение которого учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда, и положение об установлении данной системы оплаты труда для федеральных бюджетных учреждений. Конкретные сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются соответствующими органами, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Каких-либо нормативных документов, регламентирующих оплату труда в свете указанного постановления, в настоящее время не издано. Поэтому в статье рассмотрена предложенная Минобрнауки модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений*(2).

Следует заметить, что модельная методика, приведенная в этом письме, представляет собой не систему оплаты труда, а рекомендации по ее формированию, в том числе по расчету и установлению размеров окладов работников.

Модельная методика не вступает в противоречие с ТК РФ, так как согласно ст. 57, 143, 144 ТК РФ тарифная система является одной из возможных систем оплаты труда и допустимо применение иной, нетарифной системы, не содержащей тарифных ставок, при условии соблюдения гарантий по оплате труда работников, в том числе в виде установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Модельная методика исходит из того, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется на основе нормативного финансирования в соответствии с установленным субъектом РФ подушевым нормативом и количеством обучающихся, как это предписывает Закон об образовании*(3).

Согласно ст. 129, 132 ТК РФ размер заработной платы при любой системе оплаты труда меняется в зависимости от изменения квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Следовательно, любая система оплаты труда, устанавливаемая работодателем, должна гарантировать учет перечисленных показателей при определении размеров оплаты труда. При этом сложность труда может выражаться в различных категориях, в том числе в количестве учеников в классе. Модельная методика не препятствует возможности гарантировать учет этих показателей при определении размеров оплаты труда.

Ознакомим читателей с основными положениями Методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — Методика формирования системы оплаты труда).

Предложенная этой методикой новая система оплаты труда разработана для государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — образовательные учреждения), и применяется в отношении работников, участвующих в реализации названных программ (в том числе в отношении учебно-вспомогательного и административного персонала).

Новая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливается:

— в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Модельная методика определяет механизм формирования расходов и доведения средств на реализацию государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования. Расходы формируются на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося. Применение принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения заключается в определении стоимости стандартной (базовой) бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (не ниже уровня фактически сложившейся стоимости в предыдущем финансовом году).

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

— соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

— соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

— внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

— порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

Фонд оплаты труда образовательного учреждения

Фонд оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения формируется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Он рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = N x К x Д x У, где:

N — норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

К — повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения;

Д — доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ и органами местного самоуправления;

У — количество учащихся в образовательном учреждении.

Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения

На основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента образовательное учреждение самостоятельно определяет долю в общем объеме средств на:

— материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

— заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам (ФОТоу).

В свою очередь, фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):

ФОТоу = ФОТб + ФОТст

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу x ш, где:

ш — стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ш от 20 до 40%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:

ФОТб = ФОТауп + ФОТп + ФОТувп + ФОТмоп, где:

ФОТауп — доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТпп — доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп — доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп — доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

Руководителем образовательного учреждения самостоятельно формируется и утверждается штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда. Причем фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год, а фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) — в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп = ФОТоу x пп, где:

пп — доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ.

24. Формирование фонда оплаты труда на предприятии.

(Рекомендуемое оптимальное значение пп — 70%. Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)
Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.

Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет, соответственно, увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс. Тем самым выражается заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.

Стоимость бюджетной образовательной услуги

Стоимость бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (руб./ученико-час) может быть рассчитана по формуле:

ФОТо х 245
Стп = ————————————————————-,

(а1 х в1 + а2 х в2 + а3 х в3 + а10 х в10 + а11 х в11) х 365

где:

Стп — стоимость бюджетной образовательной услуги;

365 — количество дней в году;

245 — количество дней в учебном году;

ФОТо — общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

а1 — количество обучающихся в первых классах;

а2 — количество обучающихся во вторых классах;

а3 — количество обучающихся в третьих классах;

а11 — количество обучающихся в одиннадцатых классах;

в1 — годовое количество часов по учебному плану в первом классе;

в2 — годовое количество часов по учебному плану во втором классе;

в3 — годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;

в11 — годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.

Как видим, стоимость одного ученико-часа — стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей один расчетный час учебной работы с одним расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Таким образом, устанавливается пропорциональная зависимость гарантированной оплаты труда педагогического работника от объема его учебной нагрузки. Тем самым создаются условия для обеспечения в образовательных учреждениях оптимальной наполняемости классов и предотвращения необоснованного расширения учебных планов.

Базовая часть фонда оплаты труда педагогических
работников, осуществляющих учебный процесс

При расчете стоимости одного ученико-часа в формуле использован общий фонд оплаты педагогических работников, осуществляющих учебный процесс. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах.

Общая часть фонда оплаты труда является одной из составляющих базовой части фонда оплаты труда педагогического персонала. Другая составляющая — специальная часть. Таким образом, базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс).

Объем специальной части определяется по формуле:

ФОТс = ФОТпп x С, где:

С — доля специальной части ФОТпп. (Рекомендуемое значение С — 30%. Значение устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.)
Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета, обучение детей с отклонениями в развитии, квалификационную категорию педагога).

Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, включает:

— выплаты компенсационного характера, предусмотренные ТК РФ либо нормативными актами субъекта РФ (рекомендуемая доля — 16%, ФОТпп определяется образовательным учреждением самостоятельно);

— повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога).

(Рекомендуемая доля — 15%, ФОТпп определяется образовательным учреждением самостоятельно.)
Данной модельной методикой не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровня образования педагога, так как в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.

Расчет окладов педагогических работников,

осуществляющих учебный процесс

Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

О = Стп x У x П x К x А, где:

О — оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп — расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

У — количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П — количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К — повышающий коэффициент за сложность предмета;

А — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

Следует заметить, что повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения может определяться по четырем группам приоритетности предмета на основании следующих критериев:

— участие предмета в итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и других формах независимой аттестации;

— дополнительная нагрузка педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (например, литература, история, география), необходимостью подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, неблагоприятными условиями для здоровья педагога (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);

— специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития, и учет вклада в реализацию данного предмета.

Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога может составлять, например:

— 1,05 — для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

— 1,10 — для педагогических работников, имеющих первую категорию;

— 1,15 — для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Распределение стимулирующей части фонда
оплаты труда образовательного учреждения

Стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения состоят из:

— выплат, предусмотренных действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания “Заслуженный работник:“ в сфере образования, государственных наград и др.), составляющих не более 50% стимулирующей части оплаты труда;

— поощрительных выплат по результатам труда (премии и т.д.).

Распределение поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части ФОТ производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации. Критерием для осуществления данных выплат, главным образом, является качество обучения и воспитания учащихся.

Локальными правовыми актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами определяются размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат.

Расчет заработной платы руководителя
образовательного учреждения

Согласно Методике формирования системы оплаты труда заработная плата руководителя образовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда по следующей формуле:

ЗПр = ЗПпср x К, где:

ЗПр — заработная плата руководителя образовательного учреждения;

ЗПпср — средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;

К — коэффициент, определенный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образованием субъекта РФ.

Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений зависит от количественных показателей образовательного учреждения (контингент учащихся, количество работников, наличие компьютерных классов и т.д.).

Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов. Например, возможно установление групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерных значений повышающих коэффициентов:

1 группа — 3,0;

2 группа — 2,5;

3 группа — 2,0;

4 группа — 1,5.

Однако предложенный Методикой формирования системы оплаты труда расчет заработной платы руководителя образовательного учреждения отличается от порядка ее исчисления, установленного Постановлением Правительства РФ N 605. В нем указано, что должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения. К числу основного персонала учреждения следует отнести работников, непосредственно обеспечивающих выполнение основных функций, для которых создано учреждение. Перечень таких должностей, профессий работников учреждения определяется органом власти, в ведении которого оно находится.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. Кроме того, орган исполнительной власти (иной государственный орган или организация, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которого находится учреждение, может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера. Для этого он вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников и персонала подведомственных ему учреждений, на выплаты стимулирующего характера их руководителям.

Согласно п. 4.2 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, протокол N 9, органы государственной власти субъектов РФ устанавливают системы оплаты труда работников подведомственных бюджетных учреждений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и с учетом настоящих рекомендаций.

Условия оплаты труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального подчинения.

Исходя из вышесказанного, по мнению автора, заработная плата руководителя образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений должна исчисляться с учетом норм Постановления Правительства РФ N 605.

И. Шиндер,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 11, ноябрь 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

*(2) Письмо Минобрнауки РФ от 13.09.2006 N АФ-213/03 “О подготовке и направлении вариантов модельных методик“.

*(3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.