Формы реорганизации юридических лиц

Виды реорганизации

Согласно ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица возможна в следующих вариантах:

  • Слияние – несколько юрлиц образуют одно новое юрлицо; имущество, права и обязанности каждого из них переходят вновь создаваемой организации;

  • Присоединение – к действующему юридическому лицу присоединяется новое путем передачи всех своих активов и пассивов. В данном случае, первое юрлицо продолжает своё существование, а второе – исключается из ЕГРЮЛ.

  • Разделение – образование из одной организации нескольких новых.

  • Выделение – образование новых организаций на основе действующей компании, без прекращения её регистрации;

  • Преобразование – изменение организационно-правовой формы юрлица.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает права собственников бизнеса самостоятельно выбирать, какие формы реорганизации юридического лица им подходят больше всего. При этом допускается использовать несколько форм одновременно, например, сменить АО на ООО с одновременным слиянием с другим ООО.

Определяя наиболее оптимальные для бизнеса виды реорганизации юридических лиц, следует учитывать их специфические особенности, которые могут оказать существенное влияние на дальнейшее развитие предприятия. Особенно это актуально в последнее время, когда налоговыми органами строго контролируется любая реорганизация бизнеса.

Законодательством предусмотрены ситуации, когда осуществляется принудительная реорганизация юридического лица. Например, по требованию Федеральной антимонопольной службы суд может вынести решение о реорганизации (разделении, выделении) в отношении компании с доминирующим положением на рынке, при условии, что данная компания им злоупотребляет или нарушает иные требования антимонопольного законодательства (ст. 38 закона закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Кстати, в ряде случаев может потребоваться согласие госорганов, в т.ч. ФАС, для проведения процедуры реорганизации (например, при слиянии крупных компаний, имеющих большие доли рынка в определенной сфере).

Стадии реорганизации юридического лица

Реорганизация юрлица предусматривает определенную процедуру, которая длится от двух с половиной месяцев до года, в зависимости от вида и особенностей самих юридических лиц. Общие этапы реорганизации юридического лица выглядят следующим образом:

  • Принятие собственниками решения о проведении реорганизации. В документе должно быть указано, какие формы реорганизации юрлица планируется осуществить. В том числе должна быть указана конкретная информация, связанная с определенной формой, например, обозначена организация, к которой планируется присоединение, либо количество новых организаций, образуемых в результате разделения;

  • Уведомление в трехдневный срок ИФНС о принятом решении (форма Р12003);

  • Уведомление кредиторов. У них есть право требовать досрочного исполнения обязательств;

  • Публикация соответствующего сообщения в «Вестнике госрегистрации» (дважды с интервалом в один месяц), направленное на информирование кредиторов и иных заинтересованных лиц;

  • Госрегистрация созданных в процессе реорганизации юрлиц, внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении присоединенного юрлица.

Эта общая схема, по которой осуществляется реорганизация компании, однако, каждая её форма имеет дополнительные требования по подготовке к процедуре, в том числе по её документальному оформлению.

Реорганизация предприятия: последствия

Сразу отметим, что все последствия данного процесса напрямую зависят от формы реорганизации, но в любом случае это связано с образованием нового юридического лица с сохранение прав и обязательств старого.

К негативным можно отнести то обстоятельство, что компании, проходящие процедуру реорганизации, находятся под пристальным вниманием налоговых органов. Так, после получения уведомления о принятии решения о реорганизации, налоговики проводят камеральную проверку за трехлетний период. Завершение реорганизации не служит основанием для прекращения выявленной ранее недоимки – она начисляется вновь созданному юридическому лицу.

Правопреемство при реорганизации юридического лица носит абсолютный характер, т.е. новому юридическому лицу переходят не только имущество и имущественные права, но и обязательства, которые были у предшественника. Единственное исключение – выделение нового юрлица, к которому не переходят долги основной организации, кроме тех, что связаны с передаваемым ему имуществом, а также иными правами.

Длительное время реорганизация считалась одним из вариантов альтернативной ликвидации. Но на данный момент, такой вариант «избавления» от проблемного бизнеса достаточно рискован. Статистика налоговой службы за 2018 год показывает, что каждый третий случай реорганизации путем присоединения приостанавливается по решению регистрирующего органа. Такая приостановка ведет к дополнительным проверкам бизнеса, и, как правило, доначислениям по налоговым платежам, поэтому каждый собственник бизнеса должен четко знать, что значит реорганизация в той или иной форме.

Читайте также: 2-НДФЛ при реорганизации и ликвидации

Когда без реорганизации не обойтись

Основаниями смены организационной структуры служат решение собственников, предписание государственного органа или судебный акт. В добровольном порядке к процедуре прибегают в следующих случаях:

  1. Расширение. Одновременно в состав общества не должно входить более 50 участников (ст. 7 закона 14-ФЗ от 08.02.98). Преодоление установленного барьера обязывает учредителей сменить организационную форму.
  2. Нежелание совместного ведения бизнеса. Корпоративные споры нередко приводят к разделению компании на несколько самостоятельных предприятий.
  3. Ликвидация. Официальное прекращение деятельности предполагает исполнение всех обязательств. Если сразу рассчитаться с контрагентами не удается, учредители прибегают к многоступенчатой реорганизации.
  4. Новация. Процедуру проводят для усиления конкурентоспособности, повышения узнаваемости продукции, завоевания новых позиций на рынке.

Исчерпывающего перечня причин не существует. Так, изменение организационной структуры проводят во избежание банкротства или в целях стратификации бизнеса. Обязательным условием добровольной реорганизации является письменное подтверждение желания учредителей компании. При этом обосновывать решение собственникам не требуется.

Справка: Стратификация бизнеса – разбивка крупной коммерческой структуры на небольшие предприятия для повышения качества продукции (услуг, работ). Решение направлено на рост эффективности использования капитала. Самостоятельные организации могут выделяться по отраслевому принципу для реализации специфических проектов.

Принудить общество к разделению или выделению из своего состава фирм разрешено в строго определенных случаях. Второй пункт статьи 57 ГК РФ наделяет таким правом суд и «уполномоченный государственный орган». В роли последнего, как правило, выступает антимонопольная служба. На это ведомство законом возложен контроль добросовестной конкуренции. Чиновники борются с монополизацией рынка. Инициаторами разбирательств также становятся Росимущество и прокуратура. Если предписание госоргана не выполнено учредителями в срок, дело передают в суд. Служители Фемиды отстраняют руководство компании от управления и поручают задачу арбитражному управляющему.

Формы реорганизации: краткая характеристика

Глава 5 закона 14-ФЗ от 08.02.98 описывает пять вариантов.

Наименование Краткая характеристика
Преобразование Статья 56 закона 14-ФЗ допускает изменение правовой формы ООО на товарищество, производственный кооператив или акционерное общество. Преобразование осуществляется путем перехода от одной компании к другой. Все обязанности и права передаются преемнику, а предшественник ликвидируется. Процедура нередко используется в целях восстановления платежеспособности предприятия. Так, эмиссия акций при создании АО позволяет привлечь дополнительный капитал
Слияние Новая организация образуется за счет вхождения в ее состав нескольких юридических лиц. Принцип закреплен статьей 52 закона 14-ФЗ. Все предшественники прекращают хозяйственную деятельность, а вместо них на рынок выходит новое юридическое лицо
Разделение Процедура предполагает разбивку старой компании на несколько фирм. Алгоритм широко используется для разрешения корпоративных споров. Каждый учредитель получает организацию с частью активов и соразмерным объемом обязательств. На таком варианте нередко настаивают представители антимонопольной службы. Порядок описан статьей 54 закона 14-ФЗ
Выделение Из состава существующего общества выводится одно или нескольких юридических лиц. В большинстве случаев правовую самостоятельность приобретают филиалы, специализирующиеся на специфических коммерческих проектах. Выделение может быть направлено на повышение эффективности рабочих процессов или концентрацию усилий в конкретной области. Порядок реорганизации описан статьей 55 закона 14-ФЗ. Особенностью механизма является сохранение предшественника. Основное предприятие продолжает вести деятельность. Правопреемнику передается лишь часть активов и обязательств
Присоединение Этот вариант предполагает поглощение одной компанией другой. Общие правила прописаны в статье 53 закона 14-ФЗ

В 2014 году в законодательстве о реорганизации произошли серьезные изменения. Парламентарии разрешили использовать комбинированные формы. Процедура может одновременно носить характер разделения, преобразования, слияния, выделения или присоединения (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Такой подход позволяет реализовывать сложные корпоративные схемы в относительно короткий промежуток времени. Исключение сделали только для унитарных предприятий. Участвовать в одной цепочке с частными фирмами они не могут.

Закон не запрещает вовлекать в процедуру участников из разных регионов. Территориальные инспекции в этом случае будут оперативно обмениваться сведениями. Порядок такого взаимодействия утвержден распоряжением ФНС России № ММВ-7-6/ 43@ от 28.01.2013.

Отличие реорганизации от ликвидации

Изменение структуры бизнеса имеет сходные черты с официальным прекращением деятельности. В обоих случаях учредителям предстоит соблюсти формальные требования, уведомить о принятом решении общественность и налоговые органы. Реорганизация, как и ликвидация, признается основанием для выездной проверки (ст. 89 НК РФ).

Однако отождествлять процедуры нельзя. Отличительными чертами являются:

  1. Правопреемство. Итогом реорганизации становится появление одного или нескольких новых юридических лиц. Преемники отвечают по обязательствам предшественника. Уклониться разрешено только от требований, порядок предъявления которых был нарушен.
  2. Сохранение рабочих мест. При ликвидации увольнению подлежат все сотрудники. Реорганизация позволяет перевести персонал в новые фирмы. При этом за людьми оставляют право выбора. Работник всегда может отказаться работать на новом месте.
  3. Ограничение по применению. Официально прекратить коммерческую деятельность может не только ООО, но и индивидуальный предприниматель. Реорганизация же проводится с участием лишь юридических лиц.

Таким образом, различия кроются преимущественно в последствиях. Ликвидация направлена на полное прекращение бизнеса. Реорганизация, напротив, становится новым этапом. Она может быть направлена на совершенствование методов, укрупнение или стратификацию ведения хозяйственной деятельности.

Основные этапы

Реорганизация компании затрагивает интересы не только учредителей, но и кредиторов. Именно поэтому каждая стадия жестко регламентирована на федеральном уровне. Пошаговая инструкция в законе 14-ФЗ и ГК РФ отсутствует. Регулирование осуществляется нормами сразу нескольких актов. Собственникам необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Общее собрание. Воля нескольких учредителей отражается в протоколе с указанием результатов голосования. Статья 33 закона 14-ФЗ относит реорганизацию к мероприятиям, одобряемым единогласно. Единственному участнику достаточно подписать решение.
  2. Извещение налоговой службы. Сообщить территориальной инспекции о начале процедуры руководитель предприятия обязан в течение 3 дней. Во внимание принимаются только рабочие сутки, а отсчет ведется с момента присоединения к реорганизации последнего участника (ст. 13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.2001). Уведомление составляется по форме Р12003. Бланк утвержден распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-6/25@.
  3. Извещение кредиторов. Прямой обязанности индивидуального сообщения контрагентам о начале процедуре в гражданском законодательстве не закреплено. Статья 60 ГК РФ содержит отсылку к отраслевым нормативным актам, среди которых нет регламентов для ООО. Однако разослать письма все же следует. Таким способом участники реорганизации обезопасят себя от споров, а также смогут получить максимально достоверную и полную информацию для формирования разделительного баланса (передаточного акта).
  4. Публикация сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Разместить в открытом источнике информацию следует после включения сведений о реорганизации в реестр (ЕГРЮЛ). Объявления должны выйти от имени всех участников процедуры дважды. Периодичность публикаций составляет 1 месяц (ст. 13.1 закона 129-ФЗ).
  5. Формирование разделительного баланса или акта. Первый документ составляется в случае выделения или разделения. Второй – необходим при преобразовании, слиянии и присоединении. И баланс, и акт формируются на основе результатов инвентаризации, а также соглашения о распределении долей учредителей. В них отражают сведения о расчетах с кредиторами. Деловые партнеры могут потребовать досрочно исполнить договоры. На предъявление претензий закон отводит 30 суток (ст. 60 ГК РФ). Отсчет срока ведут со дня выхода последнего объявления в «Вестнике». Балансом (актом) должна быть определена судьба всех неисполненных обязательств, активов, капиталов. Требования к содержанию документов приведены в ст. 59 ГК РФ. Если формулировки окажутся недостаточно точными, все образованные в ходе реорганизации компании будут отвечать по долгам предшественника солидарно. Акт, как и разделительный баланс, является неотъемлемым приложением к учредительным документам правопреемников. Он подается в территориальные инспекции вместе с заявлением о государственной регистрации новых юридических лиц (ст. 14 закона 129-ФЗ).

Правила завершения процедуры зависят от выбранной формы реорганизации. При преобразовании, разделении, слиянии окончательную запись вносят в момент создания новой фирмы. Предшественники ликвидируются. В случае с выделением оба юридических лица продолжают существовать. Моментом окончания всех действий становится приобретение преемником правоспособности (включение сведений о нем в ЕГРЮЛ). Если речь идет о присоединении, последним пунктом в схеме будет исключение реестровой записи о поглощенном предприятии.

Отдельные инспекции придерживаются мнения о необходимости предоставления завершающих всех документов до истечения 3 месяцев. Период исчисляют с момента подачи уведомления Р12003. Позиция была опровергнута письмом ФНС России № ГД-3-14/3272@ от 27.08.2015.

Перечень документов

Базовый комплект бумаг, необходимых для реорганизации, перечислен в ст. ст. 13.1 и 14 закона 129-ФЗ. Обязательными нормативный акт признает:

  • решение единственного учредителя, протокол общего собрания собственников или судебный акт;
  • извещение о начале процедуры Р12003;
  • заявления о создании правопреемников по форме Р12001;
  • уведомление о прекращении деятельности присоединенного общества на бланке Р16003 (по необходимости);
  • выписку из «Вестника государственной регистрации» о двукратной публикации;
  • учредительные документы на каждого правопреемника;
  • договор о слиянии, если речь идет об этой форме;
  • разделительный баланс или передаточный акт;
  • квитанцию о перечислении пошлины в размере 4 тыс. рублей (ст. 333.33 НК РФ);
  • справку-подтверждение из ПФР о предоставлении сведений по персонифицированному учету;
  • документы на эмитируемые акции или облигации.

Отдельную информацию налоговые органы могут запросить по межведомственным каналам. Однако включить справки в общий пакет все же стоит. Это сократит риск споров с регистрирующей службой.

По истечении 5 дней после подачи уведомлений о создании новых юридических лиц налоговые органы выдают лист записи в ЕГРЮЛ и устав, удостоверенный ведомственной печатью. Все документы направляются на email компаний.

Важно! С января 2019 года при использовании электронного формата пошлина не удерживается (ст. 333.35 НК РФ).

Если в процессе реорганизации предшественник продолжает свою деятельность, сведения о нем меняются. В государственный реестр коррективы вносят путем подачи заявлений Р13001 или Р14001.

В завершение напомним, что внушительный пакет документов будет дополняться. Полный перечень бумаг зависит от характера реорганизации и специфики деятельности компании.

Основания для реорганизации

По-большому счету, главных оснований только два:

  • Решение учредителей о реорганизации;
  • Решение, вынесенное судебными органами.

Но помимо них, могут возникнуть и другие:

  • На товар, который вы продаете упал спрос;
  • Вашей компании грозит поглощение более сильной организацией;
  • Вы хотите вывести из оборота активы законным способом;
  • Вы хотите передать активы третьему лицу;
  • Хотите снизить сумму платежей по налогам.

Причины, конечно, могут быть и другими, мы привели в качестве примера самые распространенные.

Падение спроса.

Если провести процедуру реорганизации и пересмотреть работу системы сбыта, можно будет повысить конкурентоспособность вашего товара на рынке.

Угроза поглощения.

Говоря простыми словами, это просто передел бизнеса. Избежать этого можно посредством объединения вашей компании с несколькими.

Процесс вывода активов.

Вывести деньги из оборота, при этом не нарушив закон – процесс непростой. Но если в процессе реорганизации будет выделено новое юрлицо, активы можно передать ему. Это законный вариант, хотя и долгий по времени.

Передача активов третьему лицу.

Если вашей компании в силу разных обстоятельств запрещено совершение сделок, то преобразование остается единственным законным выходом.

Снижение налоговых платежей.

Некоторые компании не могут применять льготы по налогам, а также налоговые спецрежимы. Но после реорганизации вы сможете это сделать. Это увеличит общую прибыль вашей компании.

Но стоит учесть, что основанием для проведения реорганизации не может являться нарушение административного законодательства.

Документация для процедуры

Для того чтобы реорганизация компании была проведена, вам следует предоставить в ФНС следующий пакет документации:

  • Устав фирмы;
  • Свидетельство о регистрации вашей компании;
  • Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в ФНС;
  • Выписку из ЕГРЮЛ;
  • Протокол с решением о создании ООО;
  • Решение о назначении руководителя;
  • Удостоверенную у нотариуса ксерокопию ИНН и паспорта руководителя;
  • Баланс вашей фирмы за последние 12 месяцев деятельности;
  • Перечень всех ваших дебиторов и кредиторов;
  • Заявление;
  • Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Также к пакету документации вам нужно приложить ксерокопию того документа, который относится к форме реорганизации, выбранной вами.

Пример. Если вы определились, что будет происходить процедура слияния, то приложите договор о соединении с подписями учредителей всех компаний.

Также стоит приложить передаточный акт с указанием всех прав и обязанностей учредителей.

Сроки рассмотрения документации.

На рассмотрение поданного вами пакета документов у специалистов ФНС уходит около полутора месяцев. После чего вас уведомят о том, что в ЕГРЮЛ внесены изменения.

Пошаговая инструкция по реорганизации ООО

Порядок реорганизации предусматривает прохождение нескольких этапов. Остановимся подробнее на каждом.

Этап 1. Принимаем решение о реорганизации и фиксируем его документально.

Важным моментом на данном этапе является то, что такое решение может быть принято только при проведении общего собрания всех участников ООО. Кроме этого, такое решение должно быть единогласным.

Если же вы являетесь единственным участником ООО, тогда решение можете принять единолично, главное правильно его оформить.

Этап 2. Сообщаем в ФНС.

После того как решение будет принято, оформите его письменно в произвольной форме и уведомите о своем намерении налоговые органы.

Количество оформленных решений должно совпадать с числом компаний, которые в этом процессе участвуют.

Этап 3. Ставим в известность всех, кто является кредиторами.

После того как собранная документация будет сдана в ФНС, в течение пяти дней с этой даты поставьте в известность своих кредиторов о том, что ваша компания находится в процессе реорганизации. Уведомлять следует письменно.

Этап 4. Публикуем информацию в Вестнике госрегистрации.

Согласно требованиям законодательства, оповестить кредиторов посредством публикации вы должны 2 раза.

Периодичность такова: 2 раза с разницей в 1 месяц с момента внесения информации в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Этап 5. Получаем свидетельство о проведении реорганизации.

После того как вами будет сдана вся документация, через 6 дней вы сможете получить документацию, которая подтвердит, что процедура реорганизации завершена.

Итак, вы получите:

  • Выписку из ЕГРЮЛ;
  • Устав с отметкой специалистов налоговой;
  • Свидетельство о госрегистрации.

После того как получите эту документацию на руки, можете начинать процедуру регистрации вновь созданного юрлица.

Коды форм реорганизации и код ликвидации организации

Титульный лист декларации

При заполнении декларации в каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия показателей, в строке и соответствующей графе ставится прочерк.

ИНН, КПП — указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет организации в той ИФНС, в которую предоставляется декларация.

Номер корректировки – при предоставлении декларации за отчетный период впервые указывается цифра «0—«, если предоставляются корректирующие декларации, то указывается номер корректировки по порядку — «1—«, «2—» и т.д.

Налоговый период (код) – в соответствии с Приложением №1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество, налоговым периодам соответствуют следующие коды:

· 34 – Календарный год;

· 50 – Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации (при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Отчетный год – указывается отчетный год, за который предоставляется декларация.

Представляется в налоговый орган (код) – указывается код ИФНС, в которую предоставляется декларация.

Код состоит из четырех цифр. Первые две цифры – код региона (например Москва – 77, Московская область – 50), вторые две цифры – номер ИФНС.

По месту нахождения (учета) (код) — указывается код в соответствии с Приложением №3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество. Данный код означает, что декларация представляется:

Коды представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Приложение № 3

Код Наименование
По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика
По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
По месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
По месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс
По месту постановки на учет в налоговом органе иностранной организации
По месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)

Полное наименование российской организации — указывается полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, содержащемуся в ее учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции – оно тоже указывается).

Код ОКВЭД — указывается код вида деятельности согласно классификатору ОКВЭД.

Форма реорганизации (ликвидация) (код) – указывается код формы реорганизации (ликвидации) организации исходя из следующих кодов:

Коды форм реорганизации и код ликвидации организации

Приложение № 2

Код Наименование
Преобразование
Слияние
Разделение
Присоединение
Разделение с одновременным присоединением
Ликвидация

В графах «на…страницах» — указывается количество страниц, на которых составлена Декларация.

В графах «с приложением подтверждающих документов или их копий на…листах» — указывается количество листов подтверждающих документов или их копий, включая копии документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика (в случае подписания Декларации и (или) ее представления представителем налогоплательщика), приложенных к Декларации.

В поле «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю» — указывается:

· цифра «1», если декларацию подписывает руководитель организации;

· цифра «2», если декларация подписывается по доверенности (например – главным бухгалтером компании).

В поле «Подпись» — ставится подпись руководителя или представителя. Подпись заверяется печатью организации.

В поле «Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» — указывается вид документа, подтверждающего полномочия подписанта (например – доверенность, ее номер и дата).

Обратите внимание: В случае подписания декларации представителем налогоплательщика, вместе с ней необходимо предоставить копию документа, подтверждающего его полномочия. Количество листов документа необходимо учесть при заполнении графы «С приложением подтверждающих документов или их копий на…листах».

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ЛИСТА

2. Раздел 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»

Раздел 1 декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

· по месту нахождения организации;

· месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянноепредставительство;

· месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

· месту нахождения недвижимого имущества.

Показатели Раздел 1 декларации содержат суммы налога, подлежащие по данным налогоплательщика:

· уплате в бюджет;

· к уменьшению.

Кроме того в Разделе 1 указываются коды:

· бюджетной классификации (КБК) на который подлежит зачислению транспортный налог с организаций;

· ОКАТО.

В каждом блоке строк 010 — 040 Раздела 1 указывается:

Код по ОКАТО (строка 010) — указывается код ОКАТО, по которому подлежит уплате налог на имущество.

При этом в Декларации, указываются суммы налога, коды ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данной ИФНС.

При заполнении показателя «Код по ОКАТО», под который отводится одиннадцать знаков, свободные знаки справа от значения кода в случае, если код ОКАТО имеет меньше одиннадцати знаков, заполняются нулями. Например, для восьмизначного кода ОКАТО – «12445698» в поле «Код по ОКАТО» записывается одиннадцатизначное значение «12445698000».

Код бюджетной классификации (строка 020) – указывается цифровой код бюджетной классификации исходя из следующих кодов:

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (руб.) (строка 030) – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту представления Декларации по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.

Значение по строке 030 с соответствующими кодами КБК и ОКАТО определяется как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Обратите внимание: В случае, если полученное значение отрицательно, то по строке 030 ставится прочерк.

Сумма налога, исчисленная к уменьшению (руб.) (строка 040) – указывается сумма налога, исчисленная к уменьшению по итогам налогового периода, определяемая как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. В случае если полученное значение отрицательно, то по строке 040 указывается данное значение без знака «-«, а если положительно, то по строке 040 ставится прочерк.

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ЛИСТА

3. Раздел 2 декларации «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога»

Раздел 2 заполняется отдельно в отношении:

· имущества подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство),

· имущества каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс,

· недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс,

· имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам,

· имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

· каждого объекта недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ),

· имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства,

· льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества,

· имущества резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.

Код вида имущества – указывается код вида имущества, в отношении которого заполняется Раздел 2 Декларации в соответствии с Приложением №5 к Порядку.

КОД ВИДА ИМУЩЕСТВА

Приложение № 5

Код Наименование
Объекты имущества ЕСГС
Объекты недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ),
Во всех случаях, кроме случаев с кодами 1, 2, 4, 5
Объекты недвижимого имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, суммы налога по которому уплачены в соответствии с законодательством другого государства
Имущество резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006г. №16-ФЗ

Код по ОКАТО (строка 010) — указывается код ОКАТО, по которому подлежит уплате сумма налога.

Данные для расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период указывается:

По строкам 020 – 140 — по графам 3 — 4 отражаются сведения об остаточной стоимости ОС за налоговый период по состоянию на соответствующую дату:

· по графе 3 «всего» — указывается остаточная стоимость ОС за налоговый период для целей налогообложения;

· по графе 4 «в том числе» — указывается остаточная стоимость льготируемого имущества.

По строке 141 — по графам 3 — 4 указывается остаточная стоимость недвижимого имущества на конец года (31 декабря):

· по графе 3 «всего» — указывается среднегодовая стоимость недвижимого имущества;

· по графе 4 «в том числе» — указывается остаточная стоимость льготируемого недвижимого имущества.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (строка 150) – указывается среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 – 140.

Код налоговой льготы (строка 160) — указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии Приложением №6 к настоящему Порядку.

КОДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Приложение № 6

Коды налоговых льгот Наименование льготы Основание
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций п. 1 ст. 381 НК РФ
религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности п. 2 ст. 381 НК РФ
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности п. 3 ст. 381 НК РФ
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) (среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %), если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) п. 3 ст. 381 НК РФ
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов) (среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %), — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям п. 3 ст. 381 НК РФ
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями п. 4 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке п. 5 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов п. 9 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания п. 10 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов п. 11ст. 381 НК РФ
организации — в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов п. 11 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов п. 11 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов п. 11 ст. 381 НК РФ
организации — в отношении космических объектов п. 12ст. 381 НК РФ
организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества п. 17ст. 381 НК РФ
организации, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества п. 17 ст. 381 НК РФ (в ред. от 07.11.11)
организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов п. 18 ст. 381 НК РФ
судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны п. 22 ст. 381НК РФ
Инвесторы по соглашениям о разделе продукции в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции п. 7 ст. 346.35 НК РФ
имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий п. 13 ст. 381 НК РФ
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций п. 14 ст. 381
имущество государственных научных центров п. 15 ст. 381 НК РФ
Организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (Собрание законодательства РФ, 2010, N 40, ст. 4970; N 52, ст. 7000; 2011, N 29, ст. 4291, ст. 4300) п. 19 ст.381 НК РФ
Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» п. 20 ст.381 НК РФ
Организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ п. 21 ст. 381НК РФ
Организации отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности п. 21 ст. 381НК РФ
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 0 % в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ п. 3 ст. 385.1 НК РФ
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере величины, установленной законом Калининградской области и уменьшенной на пятьдесят % в период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ п. 4 ст. 385.1 НК РФ
Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ, за исключением льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет п. 2 ст. 372 НК РФ
Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ в виде понижения налоговой ставки для отдельной категории налогоплательщиков п. 2 ст. 372 НК РФ
Дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет п. 2 ст. 372 НК РФ
Льготы (освобождение) по налогу на имущество организаций, предусмотренные международными договорами РФ Статья 7НК РФ

Обратите внимание: По льготам, установленным законом субъекта РФ в виде понижения ставки налога (код 2012400) и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (код 2012500), строка с кодом 160 не заполняется.

Вторая часть показателя по строке с кодом 160 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код льготы 2012000.

Например, если соответствующая льгота установлена подпунктом 15.1 пункта 3 статьи 2 закона субъекта РФ, то по строке с кодом 160 указывается:

2 0 1 2 0 0 0 / 0 0 0 2 0 0 0 3 1 5 . 1

Среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый период (строка 170) — указывается среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества за налоговый период, исчисленная как частное от деления на 13 суммы значений по графе 4 строк с кодами 020 – 140.

Доля балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ (строка 180) — заполняется только в Разделах 2 с отметкой 2 по строке «код вида имущества».

Налоговая база (строка 190) — указывается налоговая база, исчисленная:

· при заполнении Раздела 2 с отметкой 2 по строке «код вида имущества» — как произведение разницы значений строк с кодами 150 и 170 на значение строки с кодом 180;

· при заполнении раздела 2 с прочими отметками по строке «код вида имущества» — как разница значений строк с кодами 150 и 170 данного раздела.

Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) (строка 200) – указывается составной показатель:

· в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400;

· во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая льгота.

Налоговая ставка (%) (строка 210) – указывается налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

В случае установления законом субъекта РФ льготы в виде понижения ставки налога, по строке с кодом 210 отражается налоговая ставка с учетом предоставляемой льготы.

Сумма налога за налоговый период (строка 220) – указывается сумма налога за налоговый период, исчисленная как произведение значений строк с кодами 190 и 210, деленное на 100.

Сумма авансовых платежей, исчисленная за отчетные периоды (строка 230) – указывается сумма авансовых платежей, исчисленных по окончании отчетных периодов (1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев), по налоговым расчетам по авансовым платежам, представленным в течение года.

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ Раздела 2