ФЗ 17 о железнодорожном транспорте

Дата письма 10.09.2018

Дата рассмотрения до: 21.09.2018

Концепция

проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта»

1 Название проекта закона

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам железнодорожного транспорта» (далее – проект Закона) обусловлена необходимостью реализации Концептуального плана законотворческой работы на 2016 – 2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан), утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 сентября 2016 года № 314, Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол» на 2015-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957, Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», пункта 30 Плана мероприятий по реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира на 2014-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 752.

В этой связи, проект Закона направлен на внедрение новой модели функционирования железнодорожного транспорта ориентированный на углубление его интеграции в мировую транспортную систему, создание нормативных условий для качественного нового уровня развития перевозок и дальнейшего совершенствования норм права, определяющие правовое регулирование обеспечения безопасности в сфере железнодорожного транспорта.

Наряду с этим, проект Закона является сопутствующим к проекту Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».

І. Сопутствующие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты в рамках принятия Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».

1. Главой 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) регламентированы взаимоотношения участников перевозочного процесса при перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.

В частности, статьями 696 и 702 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусмотрены нормы по подаче транспортных средств и погрузки (разгрузка) груза.

В связи с тем, что проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается расширение круга лиц обеспечивающих вагонами (транспортными средствами) грузоотправителей (грузополучателей), предлагается внести соответствующие изменения в нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан.

2. В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за провоз безбилетных пассажиров лишь работников поездных бригад (проводников). В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за безбилетный проезд лиц в пассажирских поездах. В этой связи, Концепцией в проекте Закона предлагается предусмотреть соответствующие нормы в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

3. В проекте Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предлагается регламентировать порядок выхода на перрон и внести нормы, предусматривающие выход из здания вокзала на перрон, пассажиров имеющих при себе проездной документ (билет) с учетом установления административной ответственности за нарушение данной нормы. При этом, в целях поэтапного внедрения данной нормы с учетом подготовки соответствующей инфраструктуры вокзалов и обеспечения обслуживания пассажиров с багажом, целесообразно расширить компетенцию уполномоченного органа по утверждению перечня вокзалов, где вводятся данные ограничения.

В связи с этим, необходимо предусмотреть в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» административную ответственность лиц, нарушающие порядок выхода на перрон и пассажирские платформы железнодорожных вокзалов.

4. В настоящее время в законодательных актах не раскрыта ответственность за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.

В связи с этим, в проекте Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» предусматривается введение ответственности за надлежащее содержание железнодорожных вокзалов.

В этой связи, в связи с тем, что железнодорожный вокзал является местом массового скопления людей, предлагается внести дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части введения ответственности собственников железнодорожных вокзалов
(АО «НК «Қазақстан темір жолы») за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов.

5. При организации и осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, систематически нарушаются безопасность и сохранность перевозимых грузов.

Имеются факты нарушения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545, которые влекут не доверие к железнодорожному перевозчику грузов, а в дальнейшем и отток клиентов.

Причиной нарушений безопасности и сохранности грузов является несоблюдение участниками перевозочного процесса элементарных требований устанавливающих ряд мер направленных на обеспечение максимальной безопасности и сохранности перевозимых грузов железнодорожным транспортом. Установленный в законодательных актах штраф в размере
5 месячных расчетных показателей является не соизмеримой с ущербом нанесенном собственникам грузов и вагонов.

Подобное отношение вызвано недостаточно высоким уровнем административных штрафов за правонарушения на железнодорожном транспорте.

В целях повышения уровня ответственности нарушителей и во избежание последствий, вызываемых нарушением требований безопасности и сохранности грузов, в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предлагается увеличить размер штрафов за повреждения вагонов и груза, также необходимо увеличение размеров штрафных санкций за административные правонарушения на железнодорожном транспорте, связанные с обеспечением сохранности грузов.

6. Одной из системных проблем в сфере железнодорожных пассажирских перевозок, участившихся за последние годы, является незаконная предпринимательская деятельность посторонних лиц на железнодорожных вокзалах, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов) по завышенной стоимости, а также проезд пассажиров в поездах без проездных документов (билетов).

При этом, на сегодняшний день нормативная правовая база, в частности Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» требует внесения соответствующих изменений, поскольку в нем не предусмотрена ответственность физических лиц, занимающихся скупкой и перепродажей проездных документов (билетов), осуществляющих проезд в поездах без проездных документов (билетов).

В настоящее время физические лица, занимающиеся незаконной скупкой и перепродажей билетов на железнодорожных вокзалах, привлекаются к административной ответственности по статье 449 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» – «Приставание в общественных местах», влекущей штраф в размере пяти месячных расчетных показателей (за повторное нарушение в течение года – десяти месячных расчетных показателей либо арест до 5 суток).

В целях эффективного воздействия, пресечения сокрытия и перепродажи проездных документов (билетов) предлагается ввести новую норму в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» по привлечению к административной ответственности лиц, не уполномоченных перевозчиком, за незаконную перепродажу проездных документов (билетов) путем наложения штрафа в размере ста месячных расчетных показателей (за повторное нарушение – ста пятидесяти месячных расчетных показателей).

7. Статьей 53 Бюджетного Кодекса Республики Казахстан предусматривается, что расходы республиканского бюджета осуществляются на организацию пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям.

Учитывая, что проектом Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается регламентировать социальную значимость международных перевозок с учетом расширения компетенции уполномоченного органа по их определению и субсидированию в пределах границы Республики Казахстан, в Бюджетном кодексе необходимо предусмотреть соответствующие изменения.

Так, предлагается определить, что расходы республиканского бюджета осуществляются на организацию пассажирских перевозок по социально значимым межобластным сообщениям, по международным сообщениям и субсидируются в пределах границы Республики Казахстан.

8. Концепцией проекта Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предусматривается решение вопросов развития мультимодальных перевозок с использованием отечественных судов, а также дальнейшее развитие транспортных предприятий, рост и развитие транспортного потенциала страны на мировом рынке перевозок.

В вязи с чем, сопутствующей Концепцией предполагается внести соответствующие изменения в Закон «О транспорте в Республике Казахстан» и Закон «О торговом мореплавании».

К примеру, положения Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан», и Правил смешанных перевозок содержат ряд правовых пробелов, которые затрудняют их использование на практике:

1) не определены правовые условия и порядок взаимодействия транспортных организаций в транспортных узлах;

2) не решены вопросы тарифообразования при перевозках в прямом смешанном сообщении.

3) не определен статус оператора смешанных перевозок (Закон о транспорте в Республике Казахстан), принимающего на себя организацию перевозки и ответственность за сохранность груза на всем протяжении его транспортировки.

Имеющиеся в законодательных актах различных отраслей нормы, посвященные вопросам перевозок транзитных грузов, не носят системного характера и регулируют отдельные элементы таких перевозок.

Более того, указанные правовые пробелы способствуют потери дохода в бюджет страны от перевозок транзитных грузов и как следствие развитие недобросовестной конкуренции на мировом рынке.

Таким образом, также, планируется внести в изменения в части определения понятия транзитная перевозка, уточнить понятие смешанная перевозка по одному перевозочному документу и придать статус оператору смешанной перевозки.

9. В проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» предлагается включить норму, регулирующую особенности режима работы работников, относящихся к персоналу, непосредственно связанному с движением и обслуживанием пассажирских и пригородных поездов.

В связи с этим следует Трудовой Кодекс Республики Казахстан дополнить отдельной нормой, регламентирующей режим работников относящихся к персоналу, непосредственно связанному с движением и обслуживанием пассажирских и пригородных поездов с учетом их специфики.

10. В связи с внесением в проект Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» норм позволяющих не включать сумму выданной форменной одежды к доходу работника, считаем необходимым внести изменение в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» в части не включения работодателем выданной форменной одежды в доход работника.

11. С учетом предлагаемого дополнения в проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте», необходимо в Экологическом кодексе Республики Казахстан отразить норму позволяющую сократить уполномоченным органом периодичность проверок в области охраны окружающей среды в отношении Национальной железнодорожной компании внедрившей международные стандарты систем управления охраной окружающей среды (экологический менеджмент) и имеющая соответствующие сертификаты международного образца.

12. Проект Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» вводится норма, допускающая возможность работать в непосредственной близости (подчиненности) людям проживающим в малонаселенных пунктах, поселковых станциях, обгонных пунктах и разъездах, а также связанных родственными отношениями.

С учетом указанного дополнения необходимо внести соответствующее изменение в Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции».

13. В целях гармонизации с проектом Закона Республики Казахстан
«О железнодорожном транспорте» предлагается в статье 64 Трудового кодекса за совершение работником дисциплинарного проступка между строгим выговором и расторжением договора (увольнением) предусмотреть меру, как объявление неполного служебного соответствия.

Кроме того, в рамках разрабатываемого проекта закона с целью повышения эффективности нормотворческой деятельности в сфере железнодорожного транспорта предполагаются исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных нормативных правовых актов, а также уточняющие поправки.

3. Цели принятия проекта закона

Законопроект направлен на реализацию Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и совершенствование норм действующего законодательства в сфере транспорта.

4. Предмет регулирования проекта закона

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с перевозочной и трудовой деятельностью в сфере транспорта.

5. Структура и содержание проекта закона.

Проект закона состоит из двух статей:

Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от
1 июля 1999 года № 409.

2. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года
«Об административных правонарушениях»;

3. Закон Республики Казахстан от 21 сентябpя 1994 года N 156 «О транспорте в Республике Казахстан»;

4. Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284 «О торговом мореплавании»;

5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК;

6. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК;

7. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года
№ 212;

8. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции».

Вторая статья регулирует порядок введения в действие законопроекта.

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

Отсутствуют

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.

Положительные правовые последствия:

повышение ответственности участвующих в перевозочном процессе лиц за безопасность в сфере железнодорожного транспорта;

разграничение ответственности участников перевозочного процесса по обеспечению вагонами;

обеспечение безопасности и бесперебойности деятельности железнодорожного транспорта.

Положительные социально-экономические последствия:

удовлетворение потребностей населения в процессе перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений;

улучшение условий труда работников в сфере транспорта.

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

С принятием законопроекта не предполагается внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты.

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентируется налоговым кодексом и кодексом об административных правонарушениях, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующие вопросы в сфере транспорта.

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

По вопросу административного правонарушения за безбилетный проезд пассажира:

Зарубежный опыт многих стран, в которых нормативная правовая база применяет самые суровые административные и трудовые санкции к нарушителям, указанные проблемы в них практически отсутствуют и понятия «безбилетный проезд», «перепродажа» не используются. К примеру, за безбилетный проезд в странах Евросоюза с пассажира взыскивается штраф в размере до 1 тыс. евро, что эквивалентно в среднем десятикратной стоимости проезда. Что касается непосредственно работников железнодорожного транспорта, допускающих провоз в пассажирских поездах безбилетных лиц, то в ряде стран в отношении них применяется самая жесткая и безальтернативная мера дисциплинарного взыскания – увольнение, без привлечения к административной ответственности.

Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам

1. Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав и контейнеры должны иметь соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии.

После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары.

2. Порядок подачи железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

3. Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образования Российской Федерации

Кафедра общей экономики и права

на тему: «Транспортные услуги железнодорожного транспорта: правовое регулирование»

Выполнила: Когутенко Г.В.

Преподаватель: Казакевич Л.П.

железнодорожный транспорт услуга

Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Агентство железнодорожного транспорта

5. ОАО «Российские железные дороги»

Задача

Заключение

Список литературы

Введение

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально — конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Цель данной контрольной работы состоит в необходимости показать, как осуществляется правовое регулирование железнодорожного транспорта.

Задачи данной контрольной работы:

· Изучить правовое регулировании железнодорожного транспорта.

1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

1. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации (далее железнодорожный транспорт) состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально — конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.

3. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

· устойчивость работы железнодорожного транспорта;

· доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;

· развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;

· согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

4. Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.

5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

6. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Состав услуг железнодорожного транспорта

В местах общего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров. В местах необщего пользования выполняются операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров. Места общего и необщего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, а также соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме. В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния. Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе — вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. На железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. Владельцы инфраструктур обязаны предоставлять организациям связи помещения для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи на основании договоров аренды на равных с другими арендаторами условиях. Помещения, предназначенные для почтамтов и отделений перевозки почты и размещенные вне зданий вокзалов, железнодорожные пути необщего пользования, тоннели, сортировочные площадки, платформы и другие необходимые для обработки почтовых отправлений сооружения должны находиться в непосредственной близости от зданий вокзалов, а земельные участки для строительства таких объектов должны отводиться также в непосредственной близости от зданий вокзалов.

По договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа грузобагажными квитанциями.Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров.

3. Правовое регулирование

Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.

Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов. Устав железнодорожного транспорта состоит из 6 глав и 130 статей.

· 1 гл. общие положения (состоит из 8 статей)

· 2гл. перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа (состоит из 41 статьи)

· 3гл. взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовки и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа (состоит из 4 статей)

· 4гл. железнодорожные пути необщего пользования (состоит из 10 статей)

· 5гл. перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (состоит из 62 статей)

· 6гл. заключительные и переходные положения (состоит из 4 статей)

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

· обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;

· обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

· обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;

· обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;

· беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

· проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;

· определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;

· утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением;

· лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;

· проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;

· регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РбллллллФ о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;

· определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;

· выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;

· возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально — экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

· организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;

· руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;

· осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте;

· установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;

· выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

4. Агентство железнодорожного транспорта

Агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) образовано в 2004 году.

Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта представляет из себя трехзвенную структуру. Министерство транспорта формирует государственную политику и отвечает за создание нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта и в целом транспортного комплекса. Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта выполняет, соответственно, надзорные функции, в первую очередь, в части обеспечения безопасности на транспорте. Главной функцией Федерального Агентства железнодорожного транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Повышение качества обслуживания, — снижение транспортных издержек в экономике, — повышение конкурентоспособности железных дорог России на мировом транспортном рынке невозможно без осуществления значительных финансовых вливаний в развитие инфраструктуры и модернизацию технических средств. Необходимы инвестиции, — когда инвесторы будут конкурировать между собой за право вкладывать деньги в железнодорожный комплекс. Не случайно базовой целью реформы железных дорог является создание условий для притока инвестиций. В этой связи основополагающей задачей является: завершение необходимых мероприятий для реализации всех функций Агентства, предусмотренных Положением и практическое разграничение функций, связанных с реализацией государственной политики.

Для эффективной работы в Агентстве создан Совет, позволяющий скоординировать действия руководителей и всего аппарата Агентства, территориальных управлений и подведомственных предприятий. С целью привлечения организаций железнодорожного транспорта, пользователей его услугами и заинтересованных организаций к участию в подготовке предложений по формированию и реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта сформирован Общественный совет при Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.

5. ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Россимйские желемзные доромги» (ОАО «РЖД») — владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации № 585. 1 октября 2003 года РЖД приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации (МПС) функции управления железнодорожным транспортом. РЖД получило 987 предприятий (95 % по стоимости активов ведомства) из 2046, составлявших систему МПС.

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяжённостью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2007 года она присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

Также компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва — Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

В начале 2008 года ОАО «РЖД» выиграло тендер на крупный контракт за рубежом — строительство участка железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. Протяжённость участка — 520 км, стоимость контракта — $800 млн. Уже в мае 2008 года результаты тендера были отменены, причём президент РЖД Владимир Якунин назвал это решение политическим.

Ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов.

В 2006 по российским железным дорогам было перевезено 1352,8 млн пассажиров, что на 33,9 млн человек или 2,5 % больше, чем в 2005. В том числе перевезено:

· в поездах дальнего следования 135,3 млн человек;

· в пригородных поездах 1217,5 млн человек.

По итогам 2006 года прибыль компании по РСБУ составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль — 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских — 43,2 млрд руб.

Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2005 году составлял 70 %, пассажирских вагонов — 65,5 %. В 2006—2007 годах списано по сроку службы 10 % вагонного парка, средний возраст вагонов превысил 18 лет; 70 % парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объём закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998 году. В 2006 году закупили 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год.

По итогам сентября 2009 года спад погрузки сократился до ?11,3 % к предыдущему году.

Одним из приоритетных направлений в деятельности компании является развитие инфраструктуры в Южном федеральном округе. На эти цели до 2030 года планируется направить 585 млрд руб. По словам Президента ОАО РЖД Владимира Якунина, субъекты России возьмут на себя только 7 % финансирования программы, оставляя большую часть расходов федеральному бюджету.

В рамках инвестиционной программы в 2008 году РЖД было закуплено 1042 вагона (на 132 единицы больше, чем в 2007), из них 329 плацкартных, 602 купейных, 41 СВ, 4 спецвагона, 40 вагонов-ресторанов и 26 вагонов повышенной комфортности. На эти цели было выделено 21,8 млрд рублей.

Большинство единиц подвижного состава — производства Тверского вагоностроительного завода, который 18 декабря 2008 поставил РЖД тысячный с начала года пассажирский вагон.

Агентство транспортной безопасности. Начальник департамента безопасности РЖД Александр Сергиенко объявил 6 сентября о том, что ОАО «Российские железные дороги» предлагает создать единое агентство транспортной безопасности:

o Создание единого ведомства, которое занималось бы вопросами безопасности на транспорте в целом.

o Ужесточение ответственности, в том числе введя уголовную ответственность за порчу и расхищение имущества компании.

o Вопросы безопасности на транспорте должны решаться государством, поскольку иначе финансовая сторона ляжет на плечи населения.

В связи с проведением олимпиады в Сочи РЖД анонсировало проект скоростного сообщения Москва-Адлер, стоимостью в 481,3 млрд руб.

· РЖД планирует расширить сеть железных дорог с российской шириной колеи 1520 мм на страны Европы, что позволит им в разы повысить товарооборот с Китаем и Средней Азией, так как по этой линии последние, через Транссиб, смогут направлять свои перевозки импорта и экспорта без необходимости смены тележек подвижного состава. Грузопоток будет ограничен тремя сутками из любой точки консолидации. Среди наиболее перспективных на данный момент рассматривается маршрут Москва — Вена. Увеличение нагрузки на Траннссиб, в свою очередь, возможно, потребует некоторой реорганизации движения и прокладку дополнительных путей.

Задача

Пи заключении договора на перевозку грузов автомобильным транспортом между автотранспортным предприятием и грузоотправителем возникли разногласия по условиям договора.

Автотранспортное предприятие включило в проект следующее условие:

1. Грузоотправитель несёт ответственность за все последствия неправомерной погрузке груза, в т.ч. за повреждении перевозочных средств и безопасности перевозки. Грузоотправитель не соглашался с этими условиями, поскольку согласно правилам перевозок грузов их погрузка на автомашины производится под наблюдением водителя автопредприятие.

2. Автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если по решению компетентных органов автотранспортные средства будут привлечены к выполнению государственных заданий. Грузоотправитель указывал на незаконность и этих условий.

В свою очередь предприятие настаивало на включении в договор следующих условий:

1) Автотранспортное предприятие возмещает грузоотправителю убытки вызванные просрочкой доставки грузов грузоотправителям;

2) Грузоотправитель не несёт ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.

Против этих условий возражало автопредприятие.

Решение:

1. Согласно п.9 ст.11 «Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них» Устава автомобильного транспорта, в котором говорится о том, что погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

Соответственно вся ответственность лежит за груз и перевозочные средства на грузоотправителе.

2. Ссылаясь на первый принцип надлежащего исполнения в соответствии с условиями договора автотранспортное предприятие не освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, даже если автотранспортные средства выполняли государственные задания.

1) Согласно п.1ст.35 Устава автомобильного транспорта за непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере 20% платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещение причинённых ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

2) При составлении договора одна из сторон может внести в договор свои предложения, поэтому грузоотправитель может включить пункт в договор о том, что оно не несёт ответственности за непредъявление груза к перевозке, если он предупредит об этом автопредприятие за два часа до подачи перевозочных средств.

Заключение

Из данной контрольной работы можно сделать вывод о том, что железнодорожный транспорт у нас в России развивается, оказывает большое количество услуг и имеет не плохое правовое регулирование. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и других федеральных законов.

Список литературы

1. Учебное пособие «Транспортное право», составитель Казакевич Л.П., издательство — Омск СибАДИ -2009г.

2.Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Сибирское университетское издательство Новосибирск -2008г.