Где встать

Справка о среднем заработке для центра занятости — документ, на основе которого определяют размер пособия по безработице.

Человек, лишившийся работы, имеет право на государственное пособие. Его размер зависит от предыдущих доходов гражданина.

ВАЖНО! В связи с неблагополучной ситуацией на рынке труда, сформировавшейся в результате ограничительных карантинных мер, правительство устанавливает новый максимальный размер пособия по безработице — 12 130 (равен МРОТ на 2020). Постановление правительства РФ № 346 от 27.03.2020 вступает в силу со дня его опубликования. В Москве и Московской области решением местных властей пособие устанавливается в размере 19 500 рублей. Получить его можно дистанционно, зарегистрировавшись на сайте службы занятости «Моя работа» в качестве безработного.

Расскажем, как выглядит справка для биржи труда и какие требования предъявляют к ее оформлению.

Когда она нужна

Один из обязательных документов, который необходимо предоставить, чтобы встать на учет в службе занятости, — справка о среднем заработке для определения пособия по безработице, которую получают у прежнего работодателя.

ВАЖНО! Исключение составляют граждане, которые устраиваются на работу впервые. Зарплаты у них не было, поэтому нет сведений для этого документа. Пособие им установят на минимальном уровне, закрепленном законодательно. В 2020 году это 1500 рублей (постановление правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»).

Во всех остальных случаях необходимо учитывать средний заработок за последние три месяца. Исходя из него, центр занятости определит объем ежемесячной государственной помощи конкретному гражданину. Заполненный бланк справки в центр занятости 2020 призван подтвердить эти доходы.

Законодательная база

Поскольку справка выдается работодателями, кадровикам и бухгалтерам будут интересны следующие нормативно-правовые акты:

  1. Закон РФ № 1032-1 от 19.04.1991, в нем утвержден порядок исчисления размера выплаты. А необходимость ориентироваться на средний заработок за последние три месяца при его расчете упоминается в статьях 30 и 33.
  2. Постановление Минтруда РФ № 62 от 12.08.2003, которое определяет, как высчитать и подтвердить нужную сумму.
  3. Письмо Минтруда от 10.01.2019 № 16-5/В-5, где представлен образец справки для службы занятости 2020. Хотя эта форма — не унифицированная, а рекомендованная, она удобна и работодателям, и сотрудникам ЦЗН. Но если работник подтвердит средний доход за последние три месяца в свободной форме, отказать в постановке на учет по безработице и назначении пособия выше минимального ему не могут.

Бланк справки для службы занятости 2020

Как заполнять документ

Выдать его должна организация, где гражданин проработал в последнее время перед увольнением (см. пункт 1 статьи 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Справка из центра занятости обязательно содержит:

  • название компании и ее реквизиты;
  • срок трудовой деятельности;
  • время, отработанное на условиях полной и неполной рабочей недели (с приведением количества дней и часов), если оно было установлено;
  • размер среднего заработка: указать и цифрами, и прописью, чтобы исключить разночтения (для расчета среднего заработка можно воспользоваться онлайн-калькулятором).

Вот как выглядит образец заявления в центр занятости, подготовленный за период с июня по август.

Напомним, что работодатель вправе пользоваться и формой, рекомендованной в письме Минтруда № 16-5/В-421 от 15.08.2016. В ней дается больше детализированной информации: добавляется количество календарных недель, за которые заявитель получал зарплату, и периоды, не попавшие в число оплачиваемых (больничные, декреты, вынужденные прогулы, административные отпуска и т. п.). Особенно удобно это при подготовке документа для внешних совместителей-почасовиков. К примеру, у доцента срочный трудовой договор с вузом на срок с 1 сентября по 31 августа. Но он может не работать весь указанный период: в первом семестре он будет читать лекции два месяца по полдня, во втором — два раза в неделю, а во время сессии его рабочее время рассчитывается не по часам, а по студентам. В итоге не исключено, что доцент в течение года не отработает 26 полных недель, и ему будет будут выплачивать минимальное пособие по безработице.

Т. Шадрина

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2017

О том, как следует рассматривать обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства, идет речь в статье.

Борьба с коррупцией ведется постоянно. Законодательство в этой области не стоит на месте и тоже способствует минимизации возникновения коррупционных рисков. Отдельного внимания в данном аспекте заслуживают бывшие государственные служащие, поскольку для них установлены ограничения в части осуществления трудовой деятельности и оказания услуг. Контроль за выбором места трудоустройства бывших госслужащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться, например, в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после трудоустройства. В настоящей статье рассмотрим, в каком случае госслужащий должен сообщить бывшему представителю нанимателя о заключении трудового или гражданско-правового договора, каков порядок рассмотрения обращения гражданина – бывшего госслужащего о даче согласия на трудоустройство.

Согласно ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Несообщение работодателю при трудоустройстве сведений о последнем месте службы влечет расторжение трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: в связи с нарушением установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).

Работодатель, в свою очередь, также должен сообщить по последнему месту службы о заключении трудового или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы из перечня, который устанавливается нормативными правовыми актами РФ. Правила такого сообщения определены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. В частности, сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Отметим, что если общество в своей деятельности не использует печать, то оттиск печати не проставляется.

Работодатель по новому месту работы должен направить такое сообщение в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.

Однако не только новому работодателю бывший служащий должен сообщить сведения о предыдущем месте работы. В определенных случаях для трудоустройства в коммерческой организации он должен получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на месте бывшей службы. Таково требование ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Случаи, когда согласие комиссии обязательно.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 пояснил, что условиями, влекущими распространение на гражданина обязанности получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия), являются:

1) наличие должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ;

2) указание в должностных (служебных) обязанностях гражданина отдельных функций государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается;

3) прошествие менее двух лет со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы;

4) заключение трудового договора вне зависимости от размера заработной платы либо заключение гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (по которым) составляет более 100 000 руб. в течение месяца.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих условий.

Для начала внесем ясность, касающуюся должностей гражданских служащих. Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрены следующие должности федеральной государственной службы, замещение которых требует получения согласия для трудоустройства в коммерческой организации:

  • включенные в разд. I или II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (далее – Указ № 557);
  • включенные в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разд. III перечня, утвержденного Указом № 557.

Приведем наименования отдельных должностей служащих, которым придется получать согласие, в таблице.

МВД

Росгвардия

Минобороны

Руководители и заместители руководителей:

– органов предварительного следствия системы МВД и их структурных подразделений;

– медико-санитарных и санаторно-курортных организаций;

– образовательных и научных организаций системы МВД

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– структурных подразделений центрального аппарата;

– органов управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии

Руководители (начальники) и заместители руководителей (начальников):

– органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;

– военных комиссариатов;

– территориальных органов министерства;

– иных органов военного управления

Командиры соединений и воинских частей войск национальной гвардии

Командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей

Кроме того, если в должностные обязанности по той должности, с которой служащий увольняется, входили функции государственного, муниципального (административного) управления в отношении организации, он обязан получить согласие комиссии на трудоустройство в данную организацию.

К сведению:

Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 273-ФЗ функции государственного, муниципального (административного) управления организацией – полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Также нужно учитывать двухлетний срок с момента увольнения со службы. При этом если гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, то получать согласие придется в отношении каждого случая его трудоустройства.

Обращение на прежнее место службы подается гражданином в подразделение кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Порядок рассмотрения обращения о согласии на трудоустройство.

Прежде всего отметим, что поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы рассматривается:

  • комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы;

  • аттестационными комиссиями – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов.

Вне зависимости от того, какая комиссия рассматривает обращение бывшего служащего, необходимо придерживаться порядка рассмотрения обращений, определенного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (далее – Положение о комиссиях). Отметим, что этот порядок касается федеральной государственной службы. Однако органы власти субъекта РФ или органы местного самоуправления вправе принять свой порядок. Полагаем, что основные моменты все равно будут одинаковыми, поэтому рассмотрим правила для федеральной государственной службы.

Рассмотрение обращения подразделением кадровой службы.

Первоначально обращение служащего рассматривается в подразделении кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Указанное подразделение также осуществляет подготовку мотивированного заключения.

При подготовке мотивированного заключения должностные лица кадрового подразделения могут проводить собеседование со служащим, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного (муниципального) органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в любые заинтересованные организации.

К сведению:

При проведении собеседования и получении письменных пояснений может быть рекомендовано уточнить информацию, изложенную в обращении, получить дополнительные данные о причинах выбора именно этой организации для трудоустройства, способе трудоустройства (рекомендации знакомых, размещение резюме в кадровых агентствах, конкурс на должность и т. д.), предполагаемом круге обязанностей.

Согласно п. 17.5 Положения о комиссиях обращение гражданина, а также мотивированное заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии.

В случае направления запросов обращение, а также мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Результатом первоначального рассмотрения обращения гражданина становится мотивированное заключение, в котором делается вывод о возможности или невозможности дать гражданину согласие на трудоустройство с обоснованием причин.

Минтруд в Письме от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 рекомендует:

  • проанализировать, в чем заключались функции по государственному, муниципальному (административному) управлению, которые ранее выполнял гражданин, уточнив при необходимости, какой конкретной хозяйственной деятельности данной коммерческой (некоммерческой) организации касались принимаемые государственным служащим решения (например, решения о лицензировании отдельных видов деятельности, выдаче разрешений на отдельные виды работ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проведении государственной экспертизы и выдаче заключений и пр.);
  • установить наличие либо отсутствие выгоды, преимуществ, преференций, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица. Кроме того, следует обратить внимание на круг трудовых обязанностей в организации, в которую планирует трудоустроиться гражданин, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору, поскольку необоснованно высокий размер оплаты работ (услуг), явно отличающийся от средне установленного, может рассматриваться в качестве одного из признаков, свидетельствующих о компенсации за ранее совершенные гражданином действия в интересах организации.

Если в ходе проверочных мероприятий установлено, что гражданин, замещая должность государственной (муниципальной) службы, никаким образом не осуществлял функции по государственному, муниципальному (административному) управлению по отношению к коммерческой (некоммерческой) организации, в которую он трудоустраивается, в резолютивной части мотивированного заключения делается вывод о нецелесообразности рассмотрения обращения гражданина на заседании комиссии.

Председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии

В 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом она не может быть назначена позднее 20 дней со дня поступления указанной информации

Знакомит членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании, с информацией, поступившей в подразделение государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и результатами проверки

Рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии иных лиц – специалистов, которые могут дать пояснения по вопросам государственной (муниципальной) службы и вопросам, рассматриваемым комиссией, представителей заинтересованных организаций, принимает решение об их удовлетворении (отказе в удовлетворении) и рассмотрении (отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов

С подготовленным мотивированным заключением рекомендуется ознакомить гражданина за один-два дня до заседания комиссии.

Рассмотрение поступившего обращения комиссией.

В первую очередь отметим, что комиссия образуется согласно нормативному правовому акту государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.

Комиссия состоит:

  • из заместителя руководителя государственного органа (председатель комиссии);

  • из руководителя подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностного лица кадровой службы государственного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии);

  • из государственных служащих подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемых руководителем;

  • из представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ;

  • из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

Число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов комиссии.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо.

По общему правилу, установленному п. 19 Положения о комиссиях, заседание комиссии проводится в присутствии гражданина. Но в некоторых случаях возможно рассмотрение обращения и без него.

Обратите внимание:

Комиссия должна рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации или выполнение в данной организации работ (оказание услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения и направить гражданину письменное уведомление о принятом решении в течение одного рабочего дня, а уведомить его устно – в течение трех рабочих дней (ч. 1.1 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

По итогам рассмотрения обращения гражданина комиссия в силу п. 24 Положения о комиссиях принимает одно из следующих решений:

1) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключение гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

2) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой (некоммерческой) организации либо заключении гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному, муниципальному (административному) управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

К сведению:

Нужно давать отказ в письменном виде и мотивировать его не только доводами, изложенными в подготовленном ранее мотивированном заключении, но и новыми сведениями (при их наличии), полученными в ходе заседания комиссии (вновь открывшиеся обстоятельства, мнения членов комиссии и т. д.).

Выписка из решения комиссии, заверенная подписью секретаря комиссии и печатью государственного (муниципального) органа, вручается гражданину под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания комиссии.

Согласно п. 30 Положения о комиссиях решение комиссии по итогам рассмотрения обращения гражданина носит обязательный характер. Однако, если гражданин не согласен с решением, он может обратиться в комиссию с просьбой о его пересмотре.

* * *

Обобщим вышесказанное. Итак, за выдачей согласия на заключение трудового или гражданско-правового договора обращаются не все государственные и муниципальные служащие, а лишь те, чьи должности включены в специальные перечни.

Обращение бывшего служащего рассматривается подразделением кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а затем комиссией. При принятии решения комиссия оценивает круг трудовых обязанностей в организации, с которой служащий планирует заключить договор, размер платы за выполнение (оказание) работ (услуг) по договору и другие условия. В результате комиссия либо дает согласие, либо отказывает гражданину.

«О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией».

Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрировались в центрах занятости населения для поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Чтобы зарегистрироваться в центрах занятости, нужно подать заявление о содействии в поиске подходящей работы.

С 06.04.2020 подать такое заявление можно через личный кабинет общероссийской базы вакансий «Работа в России» либо на Едином портале госуслуг. Для авторизации на этих сайтах и получения услуги вам потребуется подтвержденная учетная запись в ЕСИА.

После подачи электронного заявления в течение 11 дней центр занятости рассматривает заявление и принимает решение о признании обратившегося безработным. Если решение положительное, центр занятости также назначает пособие по безработице.

Размер пособия определяется продолжительностью и видом предыдущей деятельности гражданина, величиной его среднего заработка за последние три месяца на последнем месте работы, а также местом его проживания. Размер пособия по безработице не может превышать установленный максимум (12 130 руб. в 2020 году). Минимальный размер пособия по безработице за май-июль 2020 года составляет 4 500 руб.

Индивидуальные предприниматели, которые вынуждены были прекратить свою деятельность после 1 марта 2020 года и официально признаны безработными, получат пособие в максимальном размере — 12 130 руб. (на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 года).

Семьи с детьми до 18 лет вместе с пособием по безработице получат выплату на каждого ребенка в размере 3 000 руб. в месяц в июне-августе.

Последнее обновление информации: 02.07.2020