Гемба гембуцу

Новая серия Азбуки бережливого производства. В видеоролике рассказывается, почему важна гемба, как управление в гемба отличается от обычного подхода к управлению, рассказывается, что такое «утренний рынок» и для чего нужно «стоять в круге». Ниже, в тексте заметки приведен сопроводительный текст. Смотрите.

Слово «гемба», в переводе с японского — фактическое место, часто используется для обозначения цеха или любого другого места, где производится работа по созданию ценности.

В начале видеоролика вы видите, как это слово пишется по-японски.

Почему гемба важна?

Единственное место, где факты существуют в неискаженном виде — это гемба, место, где происходит действие.

Нельзя выяснить причину проблем или дефектов, не проанализировав все, что происходит на месте их возникновения.

Каков «обычный» подход к управлению?

В традиционном менеджменте решения принимаются в кабинетах менеджеров на основании собранных данных. В итоге:

  • Вы не можете сами оценить ситуацию
  • Факты могут быть зафиксированы неверно
  • Те, кто собирают факты, могут их искажать (явно или ненамеренно), внося фактор субъективности
  • Принятие решения затягивается настолько, сколько времени требуется для сбора фактов.

Как происходит управление в гемба?

Менеджер работает в гемба, или регулярно приходит в гемба, чтобы лично увидеть ситуацию и иметь возможность оценить факты без посредников. Принятие решения происходит значительно быстрее.

В последнее время вы видели, что руководители нашей страны очень часто любят бывать на предприятиях, чтобы лично удовтовериться в том, как происходят дела. И вы знаете, насколько быстрее принимаются решения после таких поездок.

Для решения возникающих в гемба проблем используется процедура «утреннего рынка». Это процедура анализа проблем при приеме-передаче смены:

  • Во время «утреннего рынка» обсуждается список проблем предыдущей смены,
  • разрабатываются варианты возможных решений,
  • разрабатывается план реализации
  • и определяются ответственные.

Чтобы научиться видеть и понимать проблемы в гемба, человек должен научиться наблюдать. Для этого японские гуру рекомендуют «стоять в круге»:

  • В цеху мелом рисуется круг
  • Менеджер встает в круг и наблюдает за тем, что происходит вокруг него
  • Пока менеджер молча стоит в кругу, не имея возможности повлиять на окружающее, он обучается находить причины происходящего и влиять на них, а не на симптомы.

Лучшая книга об управлении в гемба — это книга Масааки Имаи «Гемба кайдзен», изданная Альпиной Бизнес Букс. Также была издана аудиоверсия этой книги.

Об авторе:
Валерий Казарин

Консультант по бережливому производству. Опыт внедрения методов бережливого производства во многих отраслях промышленности. Персональный сайт

Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:

Три М (3M) в гемба (Three M’s, 3M in gemba): три главных ресурса, которыми управляют в рамках гемба, – это люди, материалы и механизмы. (Иногда берут 5M с добавлением «методов» и «измерений».)

Три М, 3M (Three M’s, 3M): муда (отходы), мура (нерегулярность) и мури (напряжение). Эти три слова используются как контрольные точки кайдзен, чтобы помочь рабочим и менеджерам найти области улучшений.

Утренний рынок (Morning market) – повседневная процедура в гемба, в рамках которой, прежде чем начинать работу, проводится изучение брака (гембуцу), сделанного в предыдущий день, чтобы как можно быстрее принять контрмеры, основанные на принципах гемба-гембуцу. Это мероприятие, вовлекающее людей в гемба (и не только штатных), и оно – первое дело с утра.

Функционально-стоимостной анализ, ФСА (Value engineering, VE): метод и практика сокращения затрат, созданные в Министерстве обороны США в 1954 году. Как анализ ценности, так и ФСА используются в Японии для достижения практически одних и тех же целей (см. анализ ценности).

Хияри-обучение по методу кикенси (Нiyari KYT, kiken-yochi training) – практика профилактики опасности и подготовки к тому, чтобы ее обойти.

Хияри-сообщение/сообщение об угрозе (Hiyari report/scare report) – сообщение рабочего в письменной форме, в котором он сообщает мастеру об опасной обстановке, которая может привести к проблемам с качеством и/или к несчастному случаю.

Цикл «стандартизируй-делай-проверяй-воздействуй» (Standardize-Do-Check-Act, SDCA) – основные шаги, которые надо сделать, чтобы обеспечить поддержание текущего статуса.

Глава первая

Введение в кайдзен

Начиная с 1986 года, когда была издана книга «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», появившийся термин кайдзен был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента.

В 1993 году он вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности и т. д., т. е. как философию бизнеса. Таким образом, термин наконец получил признание в английском языке. Читателям, не имеющим представления о стратегии кайдзен, стоит начать с ее краткого описания. Для тех, кто уже знаком с этим понятием, данная глава послужит в качестве обзорной.

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все – от менеджеров до рабочих, причем ее реализация требует относительно небольших материальных затрат. Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение. Эта мысль настолько естественна и очевидна для многих японцев, что они следуют ей, совершенно не задумываясь! По моему мнению, она в большой степени обусловливает конкурентный успех Японии.

Хотя усовершенствования в кайдзен невелики и постепенны, через некоторое время их внедрение дает поразительные результаты. Кайдзен объясняет, почему японские компании не останавливаются в своем развитии. Западный менеджмент, между тем, привержен инновациям – масштабным изменениям для достижения технологических прорывов, новейшим концепциям менеджмента или производственным технологиям. Инновация предполагает кардинальное изменение, на котором сосредоточено основное внимание. Кайдзен же – процесс нередко прозаичный и не бросающийся в глаза. Однако инновация подобна одиночному выстрелу, и ее результаты часто неоднозначны, в то время как процесс кайдзен, основанный на здравом смысле и малых затратах, обеспечивает неуклонный прогресс, который оправдывает себя в долгосрочной перспективе. Кайдзен – это еще и подход, характеризующийся малым риском. Менеджеры, не испытывая больших потерь, всегда могут вернуться к прежним способам работы. Большинство «подлинно японских» методов менеджмента, например «всеобщий контроль качества» или «контроль качества в масштабе всей компании», «кружки качества» и сам стиль трудовых отношений, можно описать одним словом – кайдзен. Его использование вместо таких модных словечек, как «производительность», «всеобщий контроль качества», «нуль дефектов» (zero defects, ZD), «точно вовремя» и «система подачи предложений», позволяет получить более четкую картину того, что происходит в японской промышленности. Кайдзен – стратегия-«зонтик» для всех этих методов, которые, сразу хочу добавить, не обязательно ограничены рамками японского стиля управления. Наоборот, их скорее стоит рассматривать в качестве важных принципов, которые должны применяться менеджерами во всем мире. Правильные подходы и продуманное использование соответствующих процессов позволяют любой компании, где бы она ни находилась, извлечь выгоду из кайдзен.

Основные элементы концепции кайдзен

Менеджмент должен использовать следующие основные элементы концепции, чтобы реализовать стратегию кайдзен:

• Кайдзен и менеджмент.

• Процесс, а не результат.

• Следуй циклам PDCA/SDCA.

• Качество – прежде всего.

• Говори, используя данные.

• Следующий процесс – это потребитель.

Прежде всего, высшему руководству следует довести до общего сведения продуманное и очень ясное заявление о политике. Затем ему надо установить график внедрения стратегии и возглавить процесс, применяя процедуры кайдзен на своем уровне.

Кайдзен и менеджмент

В контексте кайдзен у менеджмента есть две главных функции: поддержание и совершенствование (См. рис. 1–1). Поддержание – это действия, направленные на обеспечение имеющихся технологических, организационных и операционных стандартов, и поддержку таких стандартов за счет обучения и дисциплины. В рамках функции поддержания менеджмент исполняет свои задачи таким образом, чтобы каждый мог следовать требованиям стандартных рабочих процедур (standard operating procedure, SOP). Совершенствование же – это все, что направлено на улучшение существующих стандартов. Японское представление о менеджменте, таким образом, сводится к одному предписанию: поддерживайте и улучшайте стандарты.

Как показано на рис. 1–2, совершенствование может классифицироваться как кайдзен или как «инновация».

Кайдзен – это небольшие усовершенствования в результате постоянных усилий. Инновация предполагает резкое улучшение в результате значительных вложений средств в новые технологии или оборудование. (Если для вас деньги – ключевой фактор, учтите: инновации обходятся дороже.) В силу своего пристрастия к инновациям западные менеджеры упускают долгосрочные выгоды кайдзен. Эта стратегия делает упор на человеческие усилия, мораль, коммуникацию, обучение, командную работу, вовлечение и самодисциплину – здравый и недорогой подход к совершенствованию.

Процесс, а не результат

Кайдзен ставит во главу угла мышление, ориентированное на процесс, поскольку для того, чтобы улучшить результаты, надо улучшать процессы. Сбой в достижении запланированных результатов указывает на сбой в процессе. Менеджмент должен идентифицировать и исправлять такие процессные ошибки. Кайдзен сосредотачивается на человеческих усилиях, что резко контрастирует с принятым на Западе образом мышления, ориентированным на результат.

  • Масааки Имаи (Masaaki Imai)

Масааки Имаи
Оригинальное название книги: Gemba Kaizen: A Commonsense, Low-Cost Approach to Management

Гемба кайдзен — это непрерывное совершенствование наиболее важных аспектов деятельности организации, непосредственно связанных с созданием добавленной стоимости и отношениями с потребителем. Прежде всего, это производственные процессы и торговые контакты.

Книга имеет конкретный прикладной характер и предлагает решения, основанные на здравом смысле и не требующие значительных затрат ресурсов. Рассматриваются роли и ответственность менеджеров высшего уровня, руководителей среднего звена и исполнителей в процессах совершенствования. Приводится масса примеров из самых разных областей бизнеса — от автомобилестроения до страхования, от электроники до химии.

Книга адресована менеджерам всех уровней, заинтересованным в поиске методов поддержания и развития долговременной конкурентоспособности своих компаний. Она отражает современный опыт передовых японских фирм, а также их лучших западных последователей. Книга будет интересна не только студентам и аспирантам, занимающимся менеджментом, маркетингом, качеством, логистикой и другими актуальными подходами к ведению бизнеса, но и всем интересующимся развитием современной экономической мысли.

Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества (аудиокнига MP3 на 2 CD + DVD)

Купить книгу в интернет-магазине Ozon.ru

Купить книгу

Записи, связанные с книгой:

  • «Тайити Оно и дух кайдзен» — Масааки Имаи об отце производственной системы Toyota
  • «Lean-эстафета» — интервью с участниками Лин Саммита 2015. Владимир Арженцов — «КАМАЗ»
  • «Lean-эстафета» — интервью с участниками Лин Саммита 2015. Владимир Мельников — «Оконный континент»
  • «Lean-эстафета» — интервью с участниками Лин Саммита 2015. Марсель Зиганшин — «Додо Пицца»
  • «Идите в гемба», — Масааки Имаи
  • «Куплю кайдзен. Недорого». Интервью с директором по развитию производства ОК РУСАЛ Дмитрием Бондаренко
  • TWI. Пропущенный урок
  • Бережливое производство — это менеджмент, каким он должен быть
  • Бережливые технологии в оконной отрасли
  • Внедрение бережливого производства в России. Условия и требования
  • Внедрение кайдзен в Компании ТБМ
  • Гемба — Азбука бережливого производства
  • Дом TPS — альтернативный взгляд
  • Ежедневно и с полной отдачей!
  • Есть такая профессия: Lean-менеджер
  • Интервью с гуру. Масааки Имаи
  • Кайдзен — Азбука бережливого производства
  • Кайдзен – долгосрочная стратегия японского менеджмента
  • Масааки Имаи выступит 7 декабря в Москве
  • О трудностях перевода, книгах и ошибках
  • Обретая Toyota production system
  • Студенческий кайдзен
  • Япония – страна здравого смысла