Гособоронзаказ раздельный учет

Основные требования к условиям госконтрактов ГОЗ

Основные требования к госконтрактам в рамках ГОЗ определены Положением о примерных условиях таких контрактов по Постановлению Правительства № 1275 от 26.12.2013.

В п. 16 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в рамках Положением № 1465, то рекомендуется:

Требование Условие в контракте
установить твердую цену госконтракта фиксированная цена на продукцию
указать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе ее предельное ориентировочное значение по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию
указать формулу и максимальное значение цены государственного контракта стоимость товара, возмещающая издержки

В п. 17 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена товара и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в п. 15 Положения № 1275.

В п. 15 прописано, что в госконтракте, который заключен по итогам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его стоимость является твердой, определяется на весь срок выполнения и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом. В отдельных случаях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в госконтракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула и максимальное значение цены. В контрактной системе такие случаи установлены в Постановлении Правительства № 19 от 13.01.2014.

Что касается госконтрактов, в которых устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или возмещающая издержки, то в таком договоре устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида стоимости, а также порядок изменения ее на фиксированную. Одновременно с определением значения фиксированной стоимости продукции устанавливается твердая цена госконтракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

Основные требования к указанию перечня статей

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование стоимости с указанием и обоснованием применяемого метода ее расчета, а также прогнозную стоимость продукции, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

В случае формирования стоимости товара с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте следует указывать предусмотренный пунктом 33 Положения № 1465 перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со ст. 14 № 275-ФЗ от 29.12.2012, для календарных лет, следующих за базовым годом, может быть определена затратным методом с учетом планируемых и фактических расходов головного исполнителя;
  • не индексируется, а рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой стоимости единицы продукции.

В рамках п. 43 Положения № 1465, если при заключении договора применяется ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию либо возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливают срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную с учетом пунктов 46-52 Положения № 1465.

Условиями госконтракта на поставку продукции, стоимость которой является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены договора в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

ВАЖНО! В контрактах на поставку продукции с применением цены, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются ее предельное значение и формула.

В соответствии с пунктом 44 Положения № 1465, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо возмещающей издержки в фиксированную предусматривают значения фиксированной стоимости как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей установленные издержки.

Таким образом, в договоре, который подписан с применением таких условий, нужно установить постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:

  • при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
  • рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) стоимости товара либо возмещающей издержки;
  • определяется путем индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
  • иные согласованные сторонами контракта условия перевода соответствующего вида стоимости в фиксированную, не противоречащие законодательству.

Антимонопольная служба предусмотрит такие положения в типовых формах государственных контрактов, которые заключаются госзаказчиками в раках ГОЗ.

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.