Государственное управление охраной труда
Содержание
- Читайте также
- Структура государственного управления охраной труда
- Правовые основы охраны труда. Государственное управление охраной труда
- Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда (действующая редакция)
- Государственная система управления охраной труда в Российской Федерации.
- Органы государственного управления охраной труда в РФ
- Государственное управление охраной труда
Управление охраной труда — это регламентированная нормативными и методическими документами деятельность по осуществлению социально-экономических, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Законодательство Российской Федерации предусматривает государственное управление охраной труда (ст. 210 ТК РФ).
Основными целями государства в области охраны труда являются:
— создание безопасных условий труда на всех предприятиях, независимо от форм собственности;
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
— обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, работников и их объединений, в т.ч. профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) и другими федеральными органами исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти, которым, в соответствии с законодательством РФ, предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
Государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Структура государственного управления охраной труда представлена на схеме (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Структура государственного управления охраной труда |
Читайте также
К органам государственного надзора за состоянием охраны труда относятся Госэнергонадзор, Госнортехнадзор, Госатомнадзор, Госстандарт и др. Так например, государственная экспертиза условий труда действует по следующим направлениям: контроль за правильностью… .
Государственное управление охраной труда — осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в… .
1. Государственное управление охраной труда, государственный надзор и общественный контроль за охраной труда Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ) Ответственность за нарушение норм и правил охраны труда ІІІ. Заключительная часть – 5 минут. Литература: 1. Жидецький В.Ц…. .
Основные принципы государственной политики ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И В настоящее время в РФ принято большое число законодательных и нормативных документов, направленных на… .
Система управления, то есть система принятых обществом норм и правил и особая структура из различных учреждений, осуществляющих властные функции и институтов гражданского общества (общественные организации и партии, органы самоуправления, СМИ). К основным функциям СУОТ… .
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере… .
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому… .
Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства. В силу системности общественного устройства и функционирования государственное управление также имеет системный характер. …
Структура государственного управления охраной труда
Органы государственного управления охраной труда в РФ Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны… .
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ, а непосредственно Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в котором создана Федеральная служба по труду и занятости. Служба охраны труда в организации В целях в каждой… .
Правовые основы охраны труда. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда
В результате административной реформы 2004г. в сфере управления создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Указом Президента РФ № 314 от 09.03.04г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения, реорганизован Федеральный горный и промышленный надзор России и др.
Образован ряд новых федеральных министерств, служб и агентств, на которые возложены определенные функции по управлению безопасностью труда. При этом предусмотрено трехуровневое разграничение функций. Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Министерство не вправе осуществлять функции по надзору и контролю, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом.
Федеральные службы осуществляют функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности.
Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Государственное управление охраной труда осуществляется блоком федеральных органов исполнительной власти, находящимся в введение Правительства РФ и руководимым Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Структура системы государственного управления охраной труда приведена на рис. 3.
Постановлением Правительства РФ от 06.04.04г. № 153 «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» установлено, что это Министерство осуществляет функции по государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, условий и охраны труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.
Статья 216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда (действующая редакция)
Министерство разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
- санитарно-эпидемиологического благополучия;
- оплаты труда;
- социального страхования;
- условий и охраны труда;
- социального партнерства и трудовых отношений;
- занятости населения и безработицы;
- трудовой миграции;
- альтернативной гражданской службы;
- социальной защиты;
- демографической политики.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.04г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» Минздравсоцразвития России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
- порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
- перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда;
- предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работникам в возрасте до 18 лет;
- порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ;
- положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
- правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
- межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
- нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и других равноценных пищевых продуктов;
- перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- порядок регистрации соглашений и коллективных договоров и некоторые другие.
Министерство также координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по труду и занятости.
Кроме того, Министерство координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального медицинского страхования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и урегулирования коллективных трудовых споров является Федеральная служба по труду и занятости населения (Роструд), которая находится в ведении Минздрав-соцразвития РФ. Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. № 324, согласно которому Роструд осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Он контролирует установленный порядок расследования и учета выдачу несчастных случаев на производстве, осуществляет проверки, обследования, обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Рис. 3. Система государственного управления охраной труда
В ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ также находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.04г. № 322.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) согласно постановления Правительства от 30.06.04г. № 323 осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.
Федеральное агентство по здравоохранению (Росздрав), Положение о котором утверждено постановлением Правительства от 30.06.04г. № 325, организует деятельность:
- государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов;
- Всероссийского центра медицины катастроф;
- по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации;
- по установлению связи заболеваний с профессией;
- по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф.
Система управления охраной труда не замыкается только в рамках Министерства здравоохранения и социального развития РФ, подведомственных ему службах и агентствах. К ней имеют отношение целый ряд других министерств, служб и агентств, а также входящие в их структуру Федеральные органы надзора, например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Государственная система управления охраной труда в Российской Федерации.
Органы государственного управления охраной труда в РФ
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Осуществление государственного управления охраной труда возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ и с этой целью в его структуре образован Отдел охраны труда.
надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде и охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:
Федеральная инспекция труда и подведомственные ей территориальные государственные инспекции труда;
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
Государственный пожарный надзор;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции субъектов РФ образуют единую систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности (ст. 354-365 ТК РФ).
Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда.
Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда РФ,назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
3) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.
Государственные инспекторы труда имеют право:
1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;
2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
4) предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
5) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
6) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
8) запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;
9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии федеральными законами.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 17.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.
Рис.23. Основные объекты регулирования Ростехнадзора
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действуетГосударственная экспертиза условий труда в следующем составе:
— Всероссийская государственная экспертиза условий труда;
— государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3894;
Похожие статьи:
ТК РФ Статья 216. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
(см. текст в предыдущей
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Государственное управление охраной труда
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
Ст.
216 ТК РФ. Государственное управление охраной труда