Государственный энергетический надзор



В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.

Ключевые слова: энергетический надзор, Ростехнадзор, опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения, контроль, проверка деятельности

Энергетика является одной из важнейших областей для жизнедеятельности любого современного государства. Представить жизнь человечества без энергоресурсов совершенно невозможно. Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России на период до 2030 года, еще раз подчеркнуло первостепенную важность этой отрасли и ее необходимость для развития государства .

Государственное управление в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов, которые действуют в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями и согласно принципам государственного регулирования, закрепленным в энергетическом законодательстве.

Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая безопасность, для обеспечения которой создана система специальных надзорных органов. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» утверждено положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, которое регламентирует, в том числе, и систему надзорных органов.

В настоящее время, система органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, включает в себя :

− Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (кроме бытовых установок и сетей);

− Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

− Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России);

− Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).

Поскольку ФСБ России, ФСО России, ГУСП осуществляют федеральный государственный энергетический надзор на объектах специального назначения, считаем обоснованным сосредоточить внимание на полномочиях Ростехнадзора по осуществлению указанного вида надзора, т. к. Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора в п. 2 данный орган определен в качестве первоочередного.

Соответственно, в настоящей статье мы проанализируем правовое положение Ростехнадзора, так как основная нагрузка по обеспечению экологической безопасности приходится на систему органов Ростехнадзора.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзор является, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора .

Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок. Предметом проверки является:

− соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований;

− соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Абсолютный массив функций федерального государственного энергетического надзора исполняется Управлением государственного энергетического надзора, действующего через сеть филиалов. Очертив круг его компетенции, можно составить представление о совокупности всех элементов энергонадзора.

В область полномочий, осуществляемых Росэнергонадзором входят: надзор в области энергосбережения, надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, надзор за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики .

При этом, понятие федерального государственного энергетического надзора, сформулированное в Федеральном законе «Об электроэнергетике» ссылок на данные направления надзорной деятельности не содержит. Фактически их с определенной долей условности можно отнести к собственно надзорной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики. Фактическая деятельность Росэнергонадзора зачастую охватывает куда более широкий спектр задач.

В связи с этим, можно рассмотреть ряд частных случаев, выявленных инспекторами Росэнергонадзора в ходе проверок филиала «Дальневосточной генерирующей компании» в г. Хабаровске в 2018 г.

Например, в период с 19.12.2016 по 30.12.2016 Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка АО «ДГК» на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-2 АО «ДГК».

В ходе проверки установлены нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, и на основании результатов проверки уполномоченным должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО «ДГК» вынесено предписание.

В предписании эксплуатирующей организации вменены нарушения пунктов 5.36, 7.89, 7.90, 7.99 Правил технической эксплуатации нефтебаз.

Аналогичная проверка была проведена в отношении опасного производственного объекта «Топливное хозяйство СП Биробиджанской ТЭЦ филиала Хабаровская теплосетевая компания АО «ДГК», «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-3 АО «ДГК» где также выявлены случаи совершения административных правонарушений, предусмотренных положениями ст. 9.11 КоАП РФ , о чем составлены были соответствующие постановления и назначены наказания в виде административных штрафов.

Таким образом, органами Росэнергонадзора выявлены однотипные нарушения, вызванные неверным пониманием сущности понятия опасного производственного объекта, связанного с использованием нефтепродуктов. АО «ДГК» в своей деятельности использовало Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и настаивало на неприменимости Правил технической эксплуатации нефтебаз, утверждая, что склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ не является нефтебазой, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения. Действительно, в п.1.1. Правил технической эксплуатации нефтебаз указано, что требования Правил обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности (в дальнейшем — организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации нефтебаз. В Уставе АО «ДГК» указано, что к основным видам деятельности организации относятся: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; производство электрической и тепловой энергии; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов и другие виды деятельности, не запрещенные российским законодательством. Склад нефтепродуктов топливного хозяйства не относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения и электроснабжения. Кроме того, 03.06.2017 вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, которые распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов.

Следовательно, указанными Правилами урегулированы требования промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов нефтепродуктообеспечения, к которым относится и спорный объект — склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ.

Еще одним аспектом деятельности Росэнергонадзора является непосредственно надзор за техническим состоянием и проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании электрических и тепловых установок и сетей потребителей. Однако, легальное определение федерального государственного энергетического надзора указывает на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики лишь субъектами электроэнергетики. При этом понятия «субъект электроэнергетики» и «потребитель электрической энергии» законодателем разделены. Существующая в этой области правовая неопределенность, приводит на практике к затруднению деятельности инспекторов. По нашему мнению, простое уточнение формулировки, могло бы в кратчайшие сроки решить указанную проблему.

Е. Е. Леухина определяет федеральный государственный энергетический надзор как форму государственно-управленческой деятельности, направленную на обеспечение надежного и безопасного энергоэффективного функционирования электроэнергетики. Мы предлагаем расширить данную дефиницию и на иные опасные производственные объекты.

Под контрольной деятельностью мы предлагаем понимать организуемую и осуществляемую в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами управления и должностными лицами установленных требований по обеспечению безопасного управления технологическими режимами работы опасных производственных объектов, а также по применению предусмотренных санкций в случаях нарушения указанных требований.

Таким образом, выявленные нами проблемы требуют дальнейшего исследования с целью совершенствования контрольно-надзорных функций системы надзорных органов РФ в сфере энергетической безопасности.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СПС Консультант Плюс
  2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 06.07.2018) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СПС Консультант Плюс
  3. Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 (ред. от 30.11.2018) «О федеральном государственном энергетическом надзоре» (вместе с «Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» // СПС Консультант Плюс
  4. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»: Приказ Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461 в ред. от 15.01.2018 // СПС «Консультант-Плюс»
  5. Административное право России. Особенная часть. Учебник/под ред. С. А. Старостина. М. Инфра-М., 2012. 486 с.
  6. Леухина Е. Е. К вопросу об организации надзора за обеспечением безопасности в сфере электроэнергетики // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 77–80.
  7. Тихомирова Л. А. Технологический надзор в Российской Федерации: проблемы правоприменения // СПС КонсультантПлюс. 2013.

Государственный контроль и инспекцию безопасной эксплуатации энергетических установок и эффективности использования энергетических ресурсов, сертификацию оборудования и приборов, лицензирование работ, разработку и издание нормативно-технической документации осуществляет сеть территориальных органов (управлений) Государственного энергетического надзора РФ.  
Перед подключением новых и реконструированных электроустановок потребителей электрической энергии производится их допуск в эксплуатацию. Дня этого создается приемочная комиссия, в состав которой входят представители потребителя, электроснабжающей организации и органов Федеральной службы атомного, технологического и экологического надзора (ранее Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минтопэнерго Российской Федерации) .  
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г., № 938 О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации  
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасность обслуживания электрических и теплоиспользующих установок осуществляет Государственный энергетический надзор, являющийся структурным подразделением Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (см. ст. 246 КЗоТ РФ и комментарий к ней). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра-  
Статья 246. Государственный энергетический надзор  
Положение (п. 1) в качестве основной задачи государственного энергетического надзора в Российской Федерации определило осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием энергетических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей, энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.  
Органы государственного энергетического надзора осуществляют надзор за  
В соответствии с п.7 Положения органы государственного энергетического надзора  
Органам государственного энергетического надзора предоставлено право, в частности, запрашивать у предприятий (организаций) необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного энергетического надзора, привлекать по согласованию с руководителями предприятий (организаций) специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений, аннулировать выданные свидетельства или приостанавливать их действие.  
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА  
В настоящее издание включены инструктивные и руководящие материалы по государственному энергетическому надзору, разъяснения отдельных требований Правил устройства электроустановок , Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей , инструктивные материалы по котлонадзору, указания по компенсации реактивной мощности, по контролю и анализу качества электроэнергии, изданные и введенные в действие за период с июля 1981 по март 1985 г.  
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ НАДЗОР  
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ В СССР  
Основной задачей государственного энергетического надзора в СССР является контроль за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной подчиненности соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями установленных лимитов и режимов потребления электрической и тепловой энергии и выполнением заданий по ее экономии техническим состоянием электростанций министерств и ведомств (кроме блок-станций), электрических и теплоиспользующих установок проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями требований государственного стандарта к качеству электрической и тепловой энергии.  
В систему органов, осуществляющих государственный энергетический надзор в СССР, входят Главное управление государственного энергетического надзора (Главгосэнергонадзор) Министерства энергетики и электрификации СССР, управления (отделы) энергетического надзора министерств (главных управлений) энергетики и электрификации соответствующих союзных республик, региональные управления государственного энергетического надзора, предприятия государственного энергетического надзора и сбыта энергии.  
Начальник управления (отдела) государственного энергетического надзора министерства (главного управления) энергетики и электрификации соответствующей союзной республики является по должности одновременно главным государственным инспектором союзной республики по энергетическому надзору, а его заместители — замести-  
Старшие инженеры Главгосэнергонадзора Министерства энергетики и электрификации СССР, управлений (отделов) государственного надзора министерств (главных управлений) энергетики и электрификации соответствующих союзных республик и региональных управлений государственного энергетического надзора, старшие инженеры-инспектора, инженеры-инспектора предприятий государственного энергетического надзора и сбыта энергии являются одновременно государственными инспекторами по энергетическому надзору.  
Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют  
Министерство энергетики и электрификации СССР в области осуществления государственного энергетического надзора  
Права, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются должностным лицам органов государственного энергетического надзора в объемах, определяемых министром энергетики и электрификации СССР. При этом право, предусмотренное в подпункте бн, может быть предоставлено только главным государственным инспекторам по энергетическому надзору и их заместителям, а права, изложенные в подпунктах бд, е, л, м, могут быть предоставлены только главным государственным инспекторам, их заместителям и старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору.  
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей и неправильное использование предоставленных им прав..  
Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу в 10-дневный срок, если законодательством не установлен иной порядок обжалования. Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.  
Органы государственного энергетического надзора работают в тесном взаимодействии с другими государственными органами, органами народного контроля и другими общественными организациями.  
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, имеют удостоверения единого образца.  
Органы государственного энергетического надзора имеют печать с изображением соответственно Государственного герба СССР или государственного герба союзной республики и со своим наименованием.  
Главное управление государственного энергетического надзора (Главгосэнергонадзор) Министерства энергетики и электрификации СССР действует на основании Положения о государственном энергетическом надзоре в СССР , утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 ноября 1983 г. № 1058 и настоящего Положения и в своей деятельности подчиняется непосредственно министру энергетики и электрификации СССР.  
В состав Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР входят региональные управления государственного энергетического надзора, образуемые Минэнерго СССР и организующие свою работу в соответствии с Положением о региональном управлении государственного энергетического надзора .  
Региональное управление государственного энергетического надзора возглавляется начальником. Начальник регионального управления государственного энергетического надзора является одновременно старшим государственным инспектором по энергетическому надзору.  
Начальники регионального управления государственного энергетического надзора назначаются и освобождаются министром энергетики и электрификации СССР.  
Старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору, входящие в региональное управление государственного энергетического надзора, назначаются и освобождаются начальником Главгосэнергонадзора Минэнерго СССР.  
Структура и штаты регионального управления государственного энергетического надзора устанавливаются в соответствии с объемом выполняемых задач и с учетом, местных условий работы и утверждаются Минэнерго СССР.  
Начальник регионального управления государственного энергетического надзора имеет удостоверение за подписью министра энергетики и электрификации СССР. Старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору региональных управлений государственного энергетического надзора имеют удостоверения единого образца.  
Региональное управление государственного энергетического надзора имеет печать с изображением Государственного герба СССР и указанием своего наименования.  
Региональное управление осуществляет непосредственно и через предприятия энергонадзора государственный энергетический надзор за  
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользую-щих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор).  
Решением Правительства РФ реализация государственной политики в области энергосбережения возложена на Министерство энергетики РФ и его уполномоченный орган — Государственный энергетический надзор (Госэнерго-надзор). При этом высшим приоритетом энергетической политики России на долгосрочную перспективу определено повышение эффективности использования ТЭР, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития.  
Госэнергонадзор представляет собой вертикально интегрированную структуру, включающую в себя Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России 7 региональных управлений в федеральных округах, 74 управления в субъектах Российской Федерации, 54 нефтяных и 8 торфяных инспекций. Базовыми функциями органов Госэнергонадзора являются обеспечение в интересах государства надзора и контроля за обеспечением безопасной эксплуатации энергетических установок, за рациональным и эффективным использованием ТЭР во всех сферах экономики. В настоящее время, в связи с реорганизацией служб государственного надзора, функции органов Госэнергонадзора выполняют органы вновь созданной Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора России.  
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора Российской Федерации (вред. Закона Российской Федерации от 25сентября 1992г. — Ведомости РФ, 1992, № 41, ст. 2254).  
Организация и деятельность органов государственного энергетического надзора России регламентируются Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 г. с изменениями от 25 мая 1994 г., от 13 августа 1996 г. (см. САПП РФ, 1993, N° 20, ст. 1764 САПП РФ, 1994, № 7, ст. 763 СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4183).  
Начальники отделов, их заместители, главные специалисты, ведущие инженеры Главгосэнергонадзора Министерства энергетики и электрификации СССР, главные специалисты, ведущие инженеры управления (отделов) государственного энергетического надзора министерств (главных управлений) энергетики и электрификации соответствующих союзных республик, начальники региональных управлений государственного энергетического надзора, их заместители, начальники отделов этих управлений, директора предприятий государственного энергетического надзора и сбыта энергии, их заместители, а также начальники энергоинспекций и отделений этих предприятий и их заместители являются одновременно старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.  
Главгосэнергонадзор Минэнерго СССР осуществляет непосредственно и через региональные управления государственного энергетического надзора, предприятия знергонадзора государственный энергетический надзор за  

Комментарии к ст. 23.30 КОАП РФ

Комментируемая ст. 23.30 КоАП РФ посвящена федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре», государственный надзор в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере электроэнергетики, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере электроэнергетики при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. ст. 8.1, 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:

а) руководители органов государственного надзора;

б) заместители руководителей органов государственного надзора;

в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.