Государственный учет ресурсов

включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2015 года N 554

Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

(с изменениями на 27 сентября 2016 года)

1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Признать утратившими силу:
приказ Минприроды России от 26 октября 2011 года N 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2012 года, регистрационный N 23071);
приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 года N 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (зарегистрирован в Минюсте России 9 февраля 2011 года, регистрационный N 19753);
приказ Минприроды России от 18 июля 2013 года N 249 «О внесении изменений в Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 579» (зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2013 года, регистрационный N 29281).

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с пунктом 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Исполняющий
обязанности Министра
С.Ю.Радченко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 февраля 2016 года,
регистрационный N 40963

Приложение
к приказу Минприроды России
от 23 декабря 2015 года N 554
(В редакции, введенной в действие
с 29 октября 2016 года
приказом Минприроды России
от 27 сентября 2016 года N 499. —
См. предыдущую редакцию)

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

Регистрационный N

от

г.

ЗАЯВКА
о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью

Заявитель

(наименование для юридического лица/фамилия, имя, отчество (при наличии) для индивидуального предпринимателя)

,

находящийся

(для юридического лица — адрес (место нахождения), для индивидуального предпринимателя — место

жительства), контактный телефон

,

дата государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя

идентификационный номер налогоплательщика,

дата постановки на учет в налоговом органе от

код причины постановки на учет в налоговом органе

основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный

реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от

код в соответствии с общероссийским классификатором предприятий и организаций

в лице

(фамилия, имя, отчество (при наличии), должность руководителя или его полномочного представителя)

просит поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект).

________________
Присваивается автоматически при подаче заявки в уполномоченный орган.

I. Сведения об объекте

1. Общие сведения об объекте:

место нахождения объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты угловых

точек объекта)

дата ввода объекта в эксплуатацию

тип объекта (точечный, линейный, площадной)

виды экономической деятельности основных и вспомогательных видов деятельности (с кодами

общероссийского классификатора видов экономической деятельности)

наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги (с кодами общероссийского классификатора единиц измерения, общероссийского классификатора

продукции, общероссийского классификатора услуг населению)

применение оборотного водоснабжения

проектная мощность по производству продукции, реализации товара, оказанию услуги

2. Декларируемая категория объекта (I, II, III и IV категории) и обоснование ее присвоения в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации:

вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте

3. Сведения о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям (отдельно по каждой применяемой технологии):

наименование технологии

сроки применения

соответствие наилучшим доступным технологиям

4. Уровень государственного экологического надзора*

________________
Категория объекта определяется в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст.5566).

Сведения представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 2178-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст.6379).
* Уровень государственного экологического надзора определяется в соответствии с критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст.5043).

II. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

1. Сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (отдельно по каждому источнику в рамках объекта):

тип стационарного источника выбросов (организованный, неорганизованный; точечный, линейный,

площадной)

порядковый номер источника выбросов и индивидуальный составной кодовый идентификатор (если

имеется)

наименование технологических процессов, применяемых технологий, в результате которых

осуществляются выбросы

географические координаты места нахождения источника выбросов

геометрические параметры источника выбросов (высота источника выбросов (м), диаметр

точечного источника или длина и ширина источника с прямоугольным устьем (см))

термодинамические характеристики газовоздушной смеси (далее — ГВС), в составе которой загрязняющие вещества выбрасываются из источника выбросов (температура, скорость выхода ГВС (м/с),

расход (объем) ГВС (м/с))

2. Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника):

фактическая масса или объем выбросов вредного (загрязняющего) вещества (с указанием кода и

наименования вредного (загрязняющего) вещества), т/год,

мощность выброса вредного (загрязняющего) вещества, г/с

доля сжигаемого попутного нефтяного газа, %/год,

фактическая масса выбросов парникового газа в пересчете на углекислый газ (СО-эквивалент), т/год,

________________
В соответствии с методическими указаниями и руководством по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июня 2015 года N 300 (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2015 года, регистрационный N 40098), фактическая масса выбросов парникового газа определяется в пересчете на углекислый газ.

3. Сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта):

порядковый номер источника сброса

географические координаты выпуска, описание расположения (бассейн)

характеристика водного объекта (использование в черте населенных пунктов водного объекта, цели в вид водопользования, осуществляемых на водном объекте, реквизиты решения о предоставлении

водного объекта в пользование, категория рыбохозяйственного значения)

фактическая масса сбросов загрязняющих веществ (по каждому загрязняющему веществу в рамках

выпуска/сброса с указанием наименования загрязняющего вещества), т/год,

фактический объем сброшенных сточных вод (с превышением нормативов, в пределах

нормативов), куб.м /год

4. Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов):

наименование объекта размещения отходов

сведения о фактической массе размещенных отходов производства и потребления по каждому виду отхода с указанием его класса опасности и кода в соответствии с федеральным классификационным

каталогом отходов (ФККО)

географические координаты объекта размещения отходов

номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов

(ГРОРО) (если имеется)

________________
ФККО формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 года, регистрационный N 22313).
ГРОРО формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 ноября 2011 года, регистрационный N 22313).

III. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды

1. Наличие заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной

деятельности случаях (дата, номер заключения, орган выдавший)

2. Сведения о разрешениях о воздействии на окружающую среду:

разрешение на выбросы (реквизиты документов, орган выдавший, срок действия)

разрешение на сбросы (реквизиты документов, орган выдавший, срок действия)

утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)

IV. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды

IV. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды:

1. Наличие на объекте программы производственного экологического контроля

2. Сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду (наименование программы/плана мероприятий, плановые сроки реализации мероприятий, капитальные

затраты, направление мероприятий (снижение выбросов/сбросов/образования отходов))

3. Сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ:

наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы установок очистки газа

наименование, тип, год установки автоматических средств измерения и учета объема или массы

выбросов загрязняющих веществ

4. Сведения о технических средствах по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ:

наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы очистных сооружений

наименование, тип, год установки автоматических средств измерения и учета объема сбросов

загрязняющих веществ

5. Сведения о технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов I-V класса опасности:

наименование, мощность, тип, фактическая эффективность работы установок по обработке,

утилизации, обезвреживанию отходов

информация о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на

территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

Достоверность сведений, указанных в настоящей заявке, подтверждаю.

Руководитель (уполномоченный представитель руководителя
на основании доверенности

от

)

(подпись)

фамилия, имя, отчество (при наличии)

место печати (при наличии)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Государственный учет природных ресурсов осуществляет­ся по единой системе органами статистического учета. Эконо­мические, экологические и некоторые другие показатели при­родных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих оп­ределенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде слу­чаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биоло­гический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации земле­пользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оцен­ки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и ис­пользовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) ис­пользование вод.

Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовле­чения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древеси­ны, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оцени­вают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. Своеобразным кадастром редких животных и растений явля­ются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загряз­нителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Лицензии, договоры и лимиты на природопользование

Эффективными средствами охраны окружающей природ­ной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договора и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользова­ние — документ, удостоверяющий право его владельца на ис­пользование в фиксированный период времени природного ре­сурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отхо­дов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включа­ют:

1) основные характеристики природного объекта, разрешен­ного к использованию;

2) сведения о природопользователе;

3) объем прав и ограничения в использовании объекта;

4) порядок и условия внесения платежей за право природо­пользования;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер — разре­шение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природополь­зование выдается природоохранительными органами России сро­ком на один год, но право пользования ею может быть досроч­но прекращено, если возникает угроза экологической безопас­ности населению.

Принципы неистощимости использования природных ре­сурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, ко­гда использование одного ресурса не оказывает вредного воз­действия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хо­зяйственную или иную деятельность, природопользователь дол­жен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использова­ния природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресур­сами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законода­тельством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов .

Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ре­сурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняю­щих веществ, размещения отходов производства, которые ус­танавливаются для предприятий-природопользователей на оп­ределенный срок. Так, например, устанавливают лимиты по­требления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову живот­ных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользова­ние устанавливаются с учетом состояния природного объекта.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов пре­дусматривается дополнительная плата. Таким образом, лими­ты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отноше­нию к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а так­же лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранитель­ные функции.

  1. Плата за использование природных ресурсов и негатив­ное воздействие на окружающую среду.

Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в со­хранении, эффективном использовании и воспроизводстве при­родного ресурса, а также дает возможность хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования — важнейший принцип экономического регулирования лицензи­руемых видов природопользования. Общее природопользова­ние осуществляется гражданами бесплатно.

Плата за использование природных ресурсов. Плата за зем­лю, воду, леса и др. взимается:

а) в пределах установленных лимитов;

б) за сверхлимитное и нерациональное использова­ние природных ресурсов;

в) на их воспроизводство и охрану. Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки при­родных ресурсов, а при ее отсутствии — используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, землей — в виде земельного налога, арендной платы. Посту­пают платежи в местный бюджет (города или района), в фон­ды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти плате­жи повышают материальную заинтересованность природополь­зователя в сохранении ресурсов и их рациональном использо­вании.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.Законом Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002 г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загряз­няющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, заг­рязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий. Платежи за выбро­сы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов заг­рязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязни­теля платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущ­ность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости про­дукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сде­лать охрану окружающей среды экономически выгодным де­лом.

Государственный статистический учет в области природополь­зования и охраны окружающей среды является одним из источ­ников экологически значимой информации. Ведется он как Госу­дарственным комитетом РФ по статистике (Госкомстат России), так и специальными государственными органами в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

Органам государственной статистики предоставляют инфор­мацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица — природопользовате­ли, так и специально уполномоченные государственные органы.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по следующим утверждае­мым постановлениями Госкомстата формам:

• форма № 2-тп (воздух) (годовая) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 2-тп-воздух (срочная) «Сведения об охране атмо­сферного воздуха»;

• форма № 12-лх (годовая) «Сведения о лесозащите»;

• форма № 2-тп (радиоактивные вещества) (годовая) «Сведе­ния о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоак-.тивных веществ, радионуклидных источников»;

• форма № 2-тп (радиоактивность) (годовая) «Сведения о ра­диоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружаю­щую среду и загрязненных ими территориях»;

• форма № 4-ос (годовая) «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природо-ресурсных платежах»;

• форма № 2-ос (годовая) «Сведения о выполнении водоохран­ных работ на водных объектах «;

• форма № 2-тп (токсичные отходы) (годовая) «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсич­ных отходов производства и потребления»;

• форма № 6-ос (полугодовая) «Сведения о загрязнении окру­жающей среды при авариях на магистральных трубопроводах»;

• форма № 5-лх (годовая) «Сведения о лесных пожарах»;

• а также по некоторым другим формам.

Практически не решены в российском экологическом законо­дательстве вопросы отчетности природопользователей о своей де­ятельности перед государственными природоохранительными ор­ганами. Ни в Законе об охране окружающей среды, ни в других актах экологического законодательства не предусматриваются требования об отчетности по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Являясь формой контроля, отчетность может играть сущест­венную роль в совершенствовании природоохранной деятельнос­ти. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в услови­ях развития рыночных отношений дирекции компаний, акционированных предприятий представляли отчеты о своей природо­охранительной деятельности акционерам. Выделяя экологичес­кие аспекты, к примеру, в бухгалтерской и финансовой отчетнос­ти, просчитываются как объемы инвестиций экологического ха­рактера, так и достигнутый за их счет экономический эффект (на­пример, объем сэкономленных средств в результате внедрения энергосберегающих технологий, более высокой доли переработки вторичного сырья и т.д.).

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и техни­ческих показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воз­действий. На основе кадастров проводится денежная оценка при­родного ресурса, его продажная цена, система мер по восстанов­лению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержа­щиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при при­нятии решения о предоставлении природного ресурса в пользо­вание.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательст­вом ведется государственный земельный кадастр, государствен­ный кадастр месторождений и проявлений полезных ископае­мых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр объектов животного мира, го­сударственный кадастр особо охраняемых природных террито­рий, государственный кадастр отходов. Как особую разновид­ность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объек­тов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Регулируется ведение государственных кадастров преимуще­ственно природоресурсным законодательством на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными актами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 68), Водным кодексом РФ (ст. 79), Законами о недрах (ст. 30), о животном мире (ст. 14), «Об особо охраняемых природ­ных территориях» (ст. 4), «Об отходах производства и потребле­ния» (ст. 20). Согласно этим законам порядок ведения соответст­вующего государственного кадастра устанавливается или специ­альными законодательными актами, или Правительством РФ.

Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным за­коном «О государственном земельном кадастре». Закон опреде­ляет полномочия органов государственной власти РФ и субъек­тов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного зе­мельного кадастра, состав сведений и документов государствен­ного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о: зе­мельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправле­ние; землях и границах субъектов РФ; землях и границах РФ.

На всей территории РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участ­ков, их площадях, местоположении, экономических и качест­венных характеристиках вносятся в документы государствен­ного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладате­лями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, земле­устроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каж­дой категории земель применяется определенный перечень све­дений о земельных участках.

Порядок ведения иных кадастров регулируется, в частности, Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г., постановлениями Правительства РФ от 10 нояб­ря 1996 г. «О порядке ведения государственного учета, государст­венного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира», от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных террито­рий», от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Важные экологически значимые характеристики содержатся в государственном градостроительном кадастре, предусмотрен­ном Градостроительным кодексом РФ. Государственный градо­строительный кадастр включает, в частности, сведения:

• об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмичес­ком, гидрологическом состоянии территорий;

• об объектах инженерной, транспортной и социальной ин­фраструктур и о благоустройстве территорий;

• о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;

• о зонировании территорий и о градостроительных регламен­тах территориальных зон.

Ведутся кадастры соответствующими государственными орга­нами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.