Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Содержание

Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Комментарий к статье 15.11
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Статья 120 НК РФ предусматривает налоговую ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. При этом трактовка грубого нарушения правил учета в целях применения ст. 15.11 КоАП РФ и в целях применения ст. 120 НК РФ существенно различается. Налоговая ответственность организации за неуплату или неполную уплату сумм налога установлена в ст. 122 НК РФ. Статья 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц организации за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации (см. пояснения к указанным статьям).
1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, непосредственным объектом — порядок ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, хранения учетных документов. Представляется, что рассматриваемое правонарушение, совершенное путем искажения сумм начисленных налогов и сборов, имеет двухобъектный состав. В качестве второго объекта выступают государственные финансовые отношения, обеспечивающие формирование доходной части бюджетов и государственных внебюджетных фондов (непосредственный объект — порядок исчисления налогов и сборов).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении одного из деяний, предусмотренных в диспозиции рассматриваемой статьи:
— грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
— грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.
Формулировки диспозиции статьи и примечания к ней представляются не вполне удачными, т.к.:
— ответственность предусмотрена за совокупное грубое нарушение как правил ведения бухгалтерского учета, так и представления бухгалтерской отчетности. Однако разъяснения законодателя относительного того, что следует понимать под этим грубым нарушением, не касаются правил представления отчетности;
— согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик заявляет об исчисленной сумме налога в налоговой декларации. Налоговая декларация является самостоятельным документом и не входит в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в состав бухгалтерской отчетности. В связи с этим непонятно указание законодателя в примечании к ст. 15.11 КоАП РФ на искажение сумм начисленных налогов и сборов при ведении бухгалтерского учета и представлении бухгалтерской отчетности. Кроме того, исходя из п. 1 ст. 54 НК РФ данные регистров бухгалтерского учета могут быть (но необязательно) лишь основой для исчисления налоговой базы;
— ответственность предусмотрена не просто за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а за их грубое нарушение. Вместе с тем законодатель не дал разъяснений по поводу того, что понимать под грубым нарушением порядка и сроков хранения учетных документов. Поэтому понятие «грубое нарушение» в данном случае является оценочной категорией.
Изложенное ставит под серьезное сомнение возможность практического применения рассматриваемой статьи.
Неясность формулировки диспозиции статьи затрудняет определение вида состава правонарушения по структуре объективной стороны и момента окончания правонарушения. Представляется, что конструкция объективной стороны состава правонарушения и момент окончания правонарушения аналогичны конструкции объективной стороны состава и моменту окончания правонарушения, предусмотренным п. 1 ст. 120 НК РФ (см. пояснения к указанной статье). Однако не вполне понятно, как следует рассматривать правонарушение, совершенное путем искажения сумм начисленных налогов и сборов, ведь само по себе такое искажение еще не свидетельствует о неуплате или неполной уплате налогов и сборов.

Самые распространенные бухгалтерские нарушения

Соответственно, неясно: подразумевал ли законодатель под искажением сумм начисленных налогов и сборов наступление общественно опасных последствий.
О порядке организации и ведения бухгалтерского учета, а также представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы см. пояснения к ст. 120 НК РФ. Отметим лишь, что в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Представляется, что при оценке деяний руководителя или иного работника организации с целью применения ст. 15.11 КоАП РФ следует исходить из указанного срока хранения, а не срока хранения, установленного подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ (четыре года).
3. Субъектами правонарушения являются руководитель и иной работник организации, в чьи функции входит организация и (или) ведение бухгалтерского учета в организации, а также составление и представление бухгалтерской отчетности. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» прямо указывает ответственность должностных лиц организации в области бухгалтерского учета:
— руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях (п. 1 ст. 6 Закона);
— главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона).
4. Учитывая формулировки, использованные в примечании к рассматриваемой статье («искажение сумм начисленных налогов и сборов», «искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности»), правонарушение может быть совершено только умышленно.
Как уже указывалось, в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» КоАП РФ содержится состав административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Против «двойной бухгалтерии»

30 марта

Как сообщила пресс-служба Правительства РФ, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» одобрен и будет внесён в Государственную Думу. Внесение изменений стало необходимым не только в связи с многочисленными фактами, свидетельствующими о том, что недобросовестные предприниматели ведут «двойную бухгалтерию», но и в связи с тем, что с 1 февраля 2012 года наша страна присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Это приведение российского законодательства в соответствие с международными нормами существенно осложнит жизнь любителям «двойной бухгалтерии».

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета

В уже действующий с 1 января 2013 года Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» будет введён именно термин «двойная бухгалтерия». Появятся там и такие понятия, как «мнимый бухучёт» и «притворные сделки». Отныне бухгалтер, соблюдающий закон, должен понимать, что наказание за принятие к учёту документов, «подтверждающих» на самом деле не имевшие место факты хозяйственной деятельности, будет неотвратимым.

В проекте изменений прямо запрещаются бухгалтерские оформления мнимых и притворных сделок, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учёта, использование подложных документов и т. д. В Государственной Думе этот законопроект в комитете по бюджетам и налогам уже готовится к первому чтению, его предполагается рассмотреть в течение весенней сессии Госдумы.

Однако, по новому закону, нести ответственность за «двойную бухгалтерию», мнимые и притворные сделки будут не только бухгалтеры. Поскольку бухгалтер далеко не всегда имеет возможность оценить достоверность документа, то, в случае, если недостоверный документ был предоставлен иным лицом, то и нести наказание в виде штрафа или даже тюремного заключения будет именно это лицо. Строгость наказания будет, в первую очередь, определяться масштабом последствий ведения недостоверного бухгалтерского учёта.

Ужесточение бухгалтерского учёта вряд ли понравится малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям — им будет, скорее всего, предложено отказаться от «упрощёнки» и перейти на ведение бухгалтерской отчётности в полном объёме. Что вряд ли кого обрадует, тем более что из-за увеличения отчислений в Пенсионный фонд в РФ и так с начала 2013 года официально закрылись более 200 тысяч малых предприятий.

По материалам «Российской газеты».

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиБухгалтерский учет О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

О новых штрафах за нарушение правил бухучета (Цветаева В.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Весной вступил в силу Закон, ужесточающий ответственность за нарушение правил бухгалтерского учета. А в конце прошлого года были увеличены штрафы за непредставление статистической отчетности. В связи с этим мы решили рассказать, какая ответственность грозит самой компании и ее руководству в случае несоблюдения законодательства о бухучете.

Законодательные изменения — 2016

С 10 апреля 2016 г. в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушения в сфере бухучета (Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Сразу скажем, что как по действующим, так и по прежним правилам ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена только для должностных лиц и только за грубые нарушения.

Что считается грубым нарушением?

В соответствии с прежней редакцией ст. 15.11 КоАП РФ грубым нарушением считалось:
— занижение сумм налогов (сборов) не менее чем на 10% из-за искажения данных бухучета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
В новой редакции этот список существенно расширился, но, по сути, речь в нем идет о случаях, когда отчетность или учетные документы «нарисованы». Помимо двух указанных нарушений в новый список вошли:
— регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни;
— регистрация мнимого (притворного) объекта бухучета в регистрах;
— ведение счетов учета вне применяемых регистров бухучета;
— составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
— несоблюдение сроков хранения первички, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности или аудиторского заключения (в случае, если проведение аудита является обязательным).

Какая ответственность установлена?

До 10 апреля 2016 г. был предусмотрен единый штраф для всех случаев: от 2000 руб. до 3000 руб. Теперь размер штрафа зависит от того, совершались ли аналогичные нарушения раньше.

К сведению. Рассмотрение дел по ст. 15.11 КоАП РФ относится исключительно к компетенции суда (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Другие органы (в частности, ФСФР России) привлекать виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета не могут (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.06.2012 по делу N А65-25912/2011 и от 20.04.2010 по делу N А65-33724/2009).

За проступок, совершенный впервые, штраф составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). А вот за повторное нарушение ответственность куда строже: либо штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Фрагмент документа. Часть 1 ст. 3.11 КоАП РФ.

Напомним, что нарушение считается повторным, если после окончания исполнения предыдущего постановления (т.е. после уплаты штрафа или окончания срока дисквалификации) прошло менее года (ст. 4.6 КоАП РФ).

К сведению. Постановление о привлечении к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Авторы нововведений уверяют, что новые размеры штрафов по ст. 15.11 КоАП РФ взяты не «с потолка». Они рассчитаны на основе инфляции с 2002 г., когда вступил в силу КоАП РФ.

Когда нарушитель освобождается от ответственности?

В новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ сохранилась возможность избежать административного наказания.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Лицо освобождается от ответственности в следующих случаях:
— представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата соответствующей суммы налога (пеней);
— исправление ошибки до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление пересмотренной отчетности).

Законодательные изменения — 2015

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) организации (за исключением относящихся к госсектору), которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, бесплатно направляют по одному обязательному экземпляру годовой отчетности в территориальный орган Росстата по месту своей регистрации. При этом представлять промежуточную (квартальную) отчетность не нужно (Приказ Росстата от 12.08.2008 N 185 «Об усилении контроля за соблюдением законодательства по представлению бухгалтерской отчетности организаций в органы государственной статистики»).
Наказание за непредставление первичных статистических данных предусмотрено в ст. 13.19 КоАП РФ. С 30 декабря 2015 г. ответственность по этой статье была ужесточена (Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

К сведению. Дела о нарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают руководители (их заместители) региональных органов статистики (ст. 23.53 КоАП РФ).

Прежде штраф налагался на должностное лицо и составлял 3000 — 5000 руб. Теперь же ответственность намного серьезнее.
За первое нарушение предусмотрены следующие штрафы:
— от 10 000 до 20 000 руб. — для должностных лиц;
— от 20 000 до 70 000 руб. — для компаний.
За повторное нарушение штрафы еще больше:
— от 30 000 до 50 000 руб. — для должностных лиц;
— от 100 000 до 150 000 руб. — для компаний.

К сведению. Назначение административного наказания компании не освобождает от ответственности физическое лицо, виновное в нарушении (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Примечательно, что размеры штрафов по ст. 13.19 КоАП РФ (так же как и по ст. 15.11 КоАП РФ) не менялись с 2002 г.

Специальные статьи для нарушителей

Наряду с общей ст. 15.11 КоАП РФ существуют еще и специальные статьи, предусматривающие ответственность за отдельные нарушения в сфере бухучета.
Во-первых, в случае нарушения правил учета компанию могут привлечь к ответственности по ст. 120 НК РФ. Нарушением в данном случае будет считаться:
— отсутствие первички, счетов-фактур или регистров учета;
— систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности.
В общем случае штраф за эти нарушения составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если нарушения совершаются в течение двух и более налоговых периодов, то штраф утраивается (п. 2 ст. 120 НК РФ). А когда нарушение привело к занижению налоговой базы, штраф составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Во-вторых, компанию или должностное лицо могут оштрафовать за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (например, в случае отсутствия «приходников»). Штраф для должностных лиц составит от 4000 до 5000 руб., для компаний — от 40 000 до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП).
В-третьих, при отсутствии бухучета станет невозможным выполнение некоторых других требований законодательства. Например, публичное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 6 ст. 97 ГК РФ, п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
За нарушение этого требования ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ предусматривает ответственность: на должностных лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, на юридические лица — штраф от 700 000 до 1 000 000 руб.
В-четвертых, должностное лицо компании могут привлечь к ответственности по ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения (комплектования, учета или использования) архивных документов (за исключением особых случаев, когда назначается более суровое наказание по ст. 13.25 КоАП РФ). Виновному лицу грозит предупреждение или штраф в сумме 300 — 500 руб.
Напомним, что обязанность обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту установлена в ч. 3 ст. 29 Закона N 402-ФЗ. Понести наказание придется лицу, которое отвечает за соблюдение правил хранения документов компании (например, бухгалтер, если именно он отвечает за соблюдение правил хранения бухгалтерской документации). Если же такая обязанность не возложена ни на одного работника, то нести ответственность придется руководителю.
В любом случае при утрате документов (краже, уничтожении в результате пожара и т.п.) компания должна предпринять меры к восстановлению бумаг.

Зона ответственности руководителя

На основании Закона N 402-ФЗ руководитель компании обязан:
— организовать ведение бухучета и хранение соответствующих документов (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»);
— возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (или иного работника фирмы) либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). В небольших компаниях (например, в большинстве фирм, которые относятся к категории малого и среднего предпринимательства) руководитель может принять ведение бухгалтерского учета на себя;
— определить формы первичных учетных документов и регистров бухучета экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9, ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Исключение составляют формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством.

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ.

И если нарушение допущено в результате невыполнения перечисленных обязанностей, то ответственность будет нести именно руководитель.

Если главбух и руководитель разошлись во мнениях…

Порядок действий в случае, когда между руководителем компании и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), возникают разногласия, описан в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.
В такой ситуации данные, содержащиеся в первичном документе, принимаются (или не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухучета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию. Если разногласия возникли относительно объекта бухучета, то он отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности также на основании письменного распоряжения руководителя, который несет за это единоличную ответственность.
В п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сказано, что при квалификации действий лица по ст. 15.11 КоАП РФ (об изменениях в ней мы говорили в начале статьи) необходимо принимать во внимание, что в случае разногласий между главбухом и руководителем документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения последнего. И именно руководитель будет нести всю ответственность за последствия совершения спорной операции.
Таким образом, если нарушения в ведении бухучета (в том числе в составлении отчетности) вызывали несогласие лица, на которое возложено ведение бухучета, но были оформлены на основании письменного распоряжения руководителя компании, то к ответственности может быть привлечен только руководитель. Впрочем, вероятность найти руководителя, который даст письменное распоряжение на действие, нарушающее требования к ведению бухучета, по вполне понятным причинам, близка к нулю.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Если бухгалтера вызвали в суд (Голов А.И.)

Дата размещения статьи: 26.10.2017

Мнимые объекты в бухучете. Ответственность за нарушение регистрации в учете (Ланина И.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

Основы мониторинга эффективности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета (Поленова С.Н.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

Готовимся к годовому отчету. Заполнение декларации по налогу на прибыль за 2016 год (Бурсулая Т.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета (Рабинович А.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Главная — Статьи

Ответственность за нарушения правил ведения бухучета

С 1 ноября 2013 года скорректирована ответственность должностных лиц компании за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета.

Что изменилось

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 276-ФЗ внесены изменения в статью  15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ею устанавливается ответственность за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов, а также за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, равно как и само определение грубого нарушения. Последнее сформулировано как:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Размер штрафа составляет от 2000 до 3000 руб. Ответственность по этой статье распространяется на должностных лиц организации. То есть саму компанию оштрафовать нельзя.

В новой редакции статьи 15.11 изменено понятие грубого нарушения правил ведения бухучета. Теперь к таковому относится не искажение, а занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Размер штрафа (2000–3000 руб.) изменений не претерпел (так же как и пункт об ответственности за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов). Установлены основания для освобождения должностных лиц от административной ответственности за нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности. Это:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата недостающей суммы налога (сбора) и соответствующей пени;
  • исправление ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности, до ее утверждения.

Кто относится к должностным лицам

Напомним, что Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предписывает руководителю отвечать за ведение бухгалтерского учета, а только обязывает организовать его ведение (п. 1 ст. 7). А вот главбух отвечает за ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме случаев, когда руководитель несет единоличную ответственность за данные, отраженные в бухгалтерских регистрах, и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это происходит в тех ситуациях, когда возникают разногласия по вопросам ведения бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером и последний действует по письменному распоряжению первого (п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

В совокупности с нормами статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях можно сделать вывод, что по общему правилу они оба отвечают за состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности.

Что является правонарушением

Итак, нарушением считается занижение вследствие искажения данных бухгалтерского учета сумм начисленных налогов и сборов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности. Причем ответственность наступит, когда сумма занижения/искажения составит не менее 10 процентов.

Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Очевидно, что объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах. Значит, для привлечения к ответственности по статье  15.11 чиновникам нужно установить факт занижения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов именно вследствие нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета. А также определить, какие нормы, регламентирующие порядок ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, нарушены.

Налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности, согласно Закону № 402-ФЗ, не входит.

Однако правильное ведение компанией бухгалтерского учета оказывает непосредственное влияние на представляемые ею налоговые декларации, поскольку ошибки, допущенные в ведении бухгалтерского учета, могут быть перенесены налогоплательщиками и в налоговые декларации. Следовательно, можно сделать вывод, что под грубым нарушением в смысле статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует понимать отражение заведомо неправильных, недостоверных данных не только в бухгалтерской, но и в налоговой отчетности, приведших к занижению суммы налога не менее чем на 10 процентов.

При этом остается неясным, будут ли квалифицироваться как правонарушения деяния, которые можно отнести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета, такие как:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие бухгалтерской отчетности;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное и неправильное отражение в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
  • нарушение установленных законодательством порядка и сроков хранения бухгалтерской отчетности;
  • нарушение установленных законодательством о бухгалтерском учете сроков представления бухгалтерской отчетности.

Или такие деяния должны квалифицироваться как непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Отметим, что с 1 января 2015 года налоговиками могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика-организации в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока.

Решение о приостановлении операций может быть принято в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

В случаях непредставления в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности такие меры налоговым законодательством не предусмотрены (письмо Минфина России  от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Освобождение компании от ответственности

Если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатила недостающую сумму налога (сбора) и соответствующие пени, а также исправила ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения, то должностные лица освобождаются от административной ответственности. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Под ошибкой понимается неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности, которые были обнаружены в результате любых действий, кроме получения новой информации.

При этом под неправильным отражением или неотражением фактов хозяйственной деятельности следует понимать отражение и (или) неотражение факта на несоответствующих счетах бухгалтерского учета, отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета в неправильной сумме в результате:

  • неправильного применения законодательства РФ;
  • неправильного применения нормативных правовых актов по бухучету;
  • неправильного применения локальных актов организации;
  • неточностей в вычислениях;
  • неправильной классификации или оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • недобросовестных действий должностных лиц организации.

Касательно неотражения фактов хозяйственной деятельности – такое неотражение может быть признано не ошибкой, а новой информацией.

В соответствии с нормами ПБУ 22/2010 новой является информация, которая была недоступна лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, или составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на момент отражения факта хозяйственной деятельности или формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так, в документах, полученных сотрудниками организации после отчетного периода, операции по которым косвенно не подтверждаются иными документами, содержится новая информация, которая не должна квалифицироваться как ошибка.

Выявленные ошибки подлежат исправлению. Первичным документом, обосновывающим исправительные записи, выступает бухгалтерская справка. Исправляются ошибки следующим образом.

1. Существенные и несущественные ошибки:

  • в случае выявления до 31 декабря отчетного года производится сторно ошибочной записи и производится верная запись или вносится дополнительная запись датой обнаружения ошибки;
  • в случае выявления после 31 декабря, но до даты подписания отчетности исправления вносятся записями за декабрь отчетного года.

2. Несущественные ошибки в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями в месяце выявления ошибки и учитываются в составе прочих доходов и расходов.

3. Существенные ошибки:

  • в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями за декабрь этого года, при этом представленная пользователям отчетность заменяется на исправленную;
  • в случае выявления после даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и представления отчетности акционерам, но до даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями за декабрь этого года, составляется пересмотренная отчетность, в которой раскрываются причины пересмотра;
  • в случае выявления после даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сравнительные показатели за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий период, пересчитываются. Если такое произошло до начала самого раннего из представленных в отчетности периодов, корректируется входящее сальдо.

Ноябрь 2013 г.

Организация и ведение бухгалтерского учета в организации зависит от конкретных условий хозяйствования и специфики производственной деятельности организации, ее величины, объема перерабатываемой информации, оснащенности средствами вычислительной техники и других факторов.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет должны вести все юридические лица Республики Беларусь, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы и товарищества.

Общий порядок организации бухгалтерского учета регламентируется ст. 6 «Организация бухгалтерского учета. Учетная политика организации» вышеуказанного закона. В соответствии с этой статьей руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

В соответствии со ст.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета

7 закона руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер или бухгалтер на правах главного. Законом предусмотрена возможность организовать ведение бухгалтерского учета и сторонней специализированной организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимся специалистом бухгалтером.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом организации.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно положению «Учетная политика организации» Этот нормативный документ ежегодно разрабатывается (либо уточняется) главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации включает в себя описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета по каждому из его участков (разделов); систему документирования хозяйственных операций; организационную структуру учетного процесса и распределение служебных обязанностей в бухгалтерии, порядок систематизации и хранения бухгалтерской документации и регистров учета. В соответствии с учетной политикой могут вноситься изменения и дополнения в типовой план счетов бухгалтерского учета.

В условиях применения современных автоматизированных форм ведения бухгалтерского учета особое значение придается использованию типовых, унифицированных форм первичных документов и рационально построенному документообороту.

Процесс обработки учетной информации регламентируется графиком выполнения учетных работ, в котором в увязке с планом документооборота приводится полный перечень учетных работ, которые необходимо выполнить в бухгалтерии, с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.

Организационный тип бухгалтерии (централизованная, децентрализованная), структура бухгалтерского аппарата, численность учетных работников определяются в зависимости от величины организации, количества работающих, объема обрабатываемой информации и других факторов.

В крупных и средних организациях создаются управления либо самостоятельные бухгалтерские службы.

В их штатном расписании предусматриваются должности главного бухгалтера, его заместителей, сектора или группы учета материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, расчетов с персоналом по оплате труда, затрат на производство и готовой продукции и другие внутренние подразделения в составе бухгалтерии.

Работа каждого сотрудника бухгалтерии определяется должностной инструкцией. Ее разрабатывает главный бухгалтер для каждого работника бухгалтерии с учетом специфики выполняемых ими работ.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет.

Права, основные должностные обязанности и компетенции главного бухгалтера изложены в статье 7 «Главный бухгалтер, его права и обязанности» Закона республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

В компетенцию главного бухгалтера входят: постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за сохранностью и движением активов и выполнением обязательств.

Главный бухгалтер отвечает также за обеспечение сохранности первичных документов и регистров учета, соблюдение сроков и условий хранения первичных документов, учетных регистров и форм отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

← все новости

04.12.2015

За какие ошибки в учете инспекторы не вправе штрафовать лично бухгалтера

Налоговики теперь будут реже штрафовать бухгалтеров за ошибки в учете. Причина — поправки в статью 15.11 КоАП РФ (Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 276-ФЗ). По этой статье работникам, ответственным за учет в компании, грозит штраф от 2000 до 3000 руб. В то же время есть законные возможности этого штрафа избежать.

За какие бухгалтерские ошибки штрафуют компанию, а за какие — бухгалтера

Перечень грубых ошибок в КоАП РФ и налоговом законодательстве отличается.

За что оштрафуют компанию. Вот перечень грубых погрешностей из статьи 120 Налогового кодекса РФ:

  • отсутствие первичных документов и счетов-фактур;
  • отсутствие налоговых и бухгалтерских регистров;
  • систематическое несвоевременное или неправильное отражение операций на счетах, в налоговых регистрах и в отчетности.

Если грубая ошибка привела к налоговому долгу, то инспекторы вправе выбрать, по какой статье оштрафовать предприятие — по статье 120 или по статье 122 Налогового кодекса РФ (эта норма предусматривает штраф именно за недоимку). Одновременно по двум основаниям штрафа не будет. Наверняка налоговики выберут тот штраф, который больше.

Важная деталь: За грубую ошибку, которая не привела к недоимке, штрафа по КоАП РФ не будет. Но только если сделать исправительные записи до утверждения бухотчетности.

За что могут оштрафовать бухгалтера. Административная ответственность грозит бухгалтеру за грубые ошибки в учете, перечисленные в примечаниях к статье 15.11 КоАП РФ. Назовем их.

Во-первых, это искажения в бухгалтерском учете, из-за которых компания занизила сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Важно, что такими грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны с бухгалтерским учетом и привели к недоимке. До 1 ноября бухгалтера могли оштрафовать даже в том случае, если компания начислила налогов больше, а не меньше положенного. Более того, из старой редакции не было понятно, грозит ли штраф, если ошибочный расчет налогов никак не связан с огрехами в бухгалтерском учете. Например, из-за технического сбоя данные из бухгалтерской программы неверно перенесли в налоговую декларацию. К счастью, законодатели эти неточности устранили.

Перечень ошибок, из-за которых может возникнуть недоимка, мы привели в таблице ниже.

За что чаще всего штрафуют бухгалтера

В чем инспекторы видят ошибку Почему ошибку считают грубой Можно ли оспорить штраф
Входной НДС приняли к вычету на основании копий счетов-фактур из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные по счетам 19 и68 субсчет «Расчеты по НДС» Штраф можно оспорить, так как бухгалтер нарушил правила вычета НДС, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса РФ. Бухгалтерское законодательство этот вопрос не регулирует. Более того, данные на счета 19 и  68 попадают из налоговых регистров — книг покупок и книг продаж. Важное уточнение про ошибки в счетах-фактурах. Если неточности не мешают инспекторам идентифицировать покупателя, продавца, наименование товаров, работ, услуг, а также их стоимость, ставку НДС и сумму налога, то проверяющие не вправе отказать в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ). И тогда об искажении данных на счетах не может быть речи
Входной НДС приняли к вычету на основании счетов-фактур, в которых есть ошибки
Входной НДС приняли к вычету не в том налоговом периоде Несвоевременно отражены данные  по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Искажены данные  по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Штраф можно оспорить, если речь идет о расходах, которые компания признает при расчете налога на прибыль на основании специальных налоговых регистров. Например, любые нормируемые затраты (представительские, рекламные расходы, проценты по займам, компенсация за использование личного имущества работника на службе и т. д.). Организации, как правило, учитывают такие расходы на основании справок-расчетов или иных налоговых регистров. А раз так, то говорить об искажении в бухучете нельзя
Налоговые расходы списали на основании первички, в которой есть ошибки
Налоговые расходы списали на основании копий первички из-за того, что поставщик задерживает оригиналы Несвоевременно отражены данные по счету 68 субсчет «Расчеты по x`налогу на прибыль»
Занизили стоимость основного средства на счете 01 (03) Занижен налог на имущество, так как отражена неверная сумма на счете 01 (03) Штраф оспорить не получится, так как ошибка напрямую связана с иска- жениями в бухучете. Ведь налоговой базой является среднегодовая стои- мость имущества, которую компания определяет по данным бухучета (п. 1 ст. 375 НК РФ). Обратите внимание, что с 2014 года региональные власти могут прописать в законодательстве другой порядок по некоторым объ- ектам: базой станет кадастровая стои- мость, а не бухгалтерская

Во-вторых, грубой ошибкой является искажение строки показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Но за такой вид ошибок бухгалтеров штрафуют редко. Дело в том, что эти ошибки обычно не приводят к недоимке. А значит, оштрафовать компанию согласно Налоговому кодексу нельзя (см. комментарий юриста ниже).

В течение какого срока инспекторы могут взыскать штраф

За грубые ошибки, которые привели к неверно начисленной сумме налога, бухгалтера могут оштрафовать в течение года (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Этот срок необходимо рассчитывать начиная с даты, когда было допущено нарушение. А именно с даты подачи налоговой декларации.

А вот если грубая ошибка привела к искажению бухгалтерской отчетности, то налоговики могут выписать штраф в течение всего трех месяцев. Этот вывод опять же следует из статьи 4.5 КоАП РФ. Обратите внимание: штраф за грубые ошибки в учете налоговики могут взыскать с бухгалтера только через суд. Во время проверки инспекторы лишь выписывают протокол об административной ответственности.

Как избежать штрафа за грубые ошибки

Можно на вполне законных основаниях избежать штрафа за грубые ошибки. Надо лишь обнаружить их раньше проверяющих. То есть до налоговой проверки. После чего надо будет, во-первых, заплатить от имени компании недоимку и пени. А во-вторых, подать уточненную налоговую декларацию в ИФНС (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 81 НК РФ).

Пени в бухгалтерском учете начисляйте так:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

  • начислены пени по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 51

  • перечислены в бюджет недоимка и пени по налогу на прибыль за тот период, в котором компания допустила ошибку.

По пеням, которые относятся к другим налогам, сделайте такие же проводки в бухгалтерском учете. Если же грубая ошибка не привела к недоимке, то достаточно внести исправления в данные бухучета. Теперь об этом прямо сказано в статье 15.11 КоАП РФ. Исправляя ошибку, необходимо руководствоваться правилами, предусмотренными в ПБУ 22/2010. Так, если вы обнаружите ошибку до того, как закончится год, то исправительные записи сделайте текущей датой.

Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

А если год уже закончился, то декабрем.

Если бухгалтер обнаружил существенную ошибку, но отчетность компания уже представила собственникам и налоговикам, то ее надо исправить. При этом к отчетности необходимо приложить пояснения о том, что второй вариант (пересмотренный) заменяет первоначальные формы. Такой вывод можно сделать из пункта 8 ПБУ 22/2010.

Главное, о чем важно помнить

  1. За ошибки в налоговом учете, которые привели к недоимке, инспекторы не вправе штрафовать бухгалтера. Можно только компанию.
  2. Можно избежать административного штрафа по КоАП РФ за ошибки в бухгалтерском учете, из-за которых возникла недоимка, если заплатить долг и пени, а потом сдать уточненку.

    

Обратная связь