Индивидуальный персонифицированный учет

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется в соответствии с:

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

  • создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
  • создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства рФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  • информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
  • упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Организация индивидуального (персонифицированного) учета строится на принципах:

  • единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
  • использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах;
  • соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;
  • осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

Споры между органами Пенсионного фонда РФ, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время функционированию и развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано важное значение. Это связано с тем, что при переходе к формированию пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов необходимо в кратчайшие сроки приспособить систему персонифицированного учета к новым условиям.Актуальность темы исследования также заключается в том, что в настоящее время индивидуальный (персонифицированный) учет обладает большой базой данных, информация в которых должна быть актуальна и точна.

 

Индивидуальный (персонифицированный) учет

 

 

это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

 

И

Приоритетные направления персонифицированного учета

ндивидуальный (персонифицированный) учет сведений о занятом населении призван содействовать решению ряда принципиальных проблем, представленных на рис. 1.

 

 

строгий учет пенсионных накоплений взносов в зависимости от страхового стажа и уплаченных страховых взносов

привести механизмы пенсионной системы в соответствие с рыночными отношениями

 

 

точный прогноз изменения численности занятого населения, оценки расходов на выплату пенсий, контроль со стороны застрахованных лиц

 

.

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате страховых взносов и структуре трудового стажа работников. Информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три — органы Пенсионного фонда).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.

Наиболее сложным элементом персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п. Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.

Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов. Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.

Цели и принципы индивидуального (персонифицированного) учета представлены на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Цели индивидуального (персонифицированного) учета

Рис. 3. Принципы индивидуального учета

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а в организации приказом руководителя назначается ответственный.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Как правило, предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают документы, представленные в табл. 1:

Таблица – Документы, предоставляемые в ПФ:

Форма

Наименование формы

СЗВ-4-1

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

СЗВ-4-2

Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица

АДВ-6-1

Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР

АДВ-11

Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

В соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета все документы заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого.

Отметим порядок формирования некоторых реквизитов, общих для всех форм персонифицированного учета:

  • расчетный период — 2016 год;

  • фамилию, имя, отчество застрахованного лица указывают в именительном падеже;

  • период временной нетрудоспособности — указывают суммарную продолжительность периодов неуплаты страховых взносов, засчитываемых в страховой стаж;

  • отпуск без сохранения заработной платы — указывают суммарную продолжительность периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата;

  • код основного тарифа — это код категории застрахованного лица (см. Таблицу 2);

  • код дополнительного тарифа заполняют организации, уплачивающие взносы по дополнительному тарифу АВИА;

  • территориальные условия заполняют для работников Крайнего Севера и работающих в зонах отселения и отчуждения.

В случае обнаружения ошибок в предоставленных в Пенсионный фонд формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок должен предоставить исправленные формы.

Сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований Пенсионного фонда, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных ошибок. Затем страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в Пенсионный фонд уточненные данные.

К лицам, не предоставившим в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставившим неполную или недостоверную информацию, применяют финансовые санкции. Речь здесь идет о штрафе в сумме 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Причем сумму взыскания исчисляют не от всех причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный в фонд, а лишь от взносов тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, не были представлены.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» . – М., . Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

  2. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ (действующая редакция, 2016) . – М., . Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  3. Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (действующая редакция, 2016) . – М., . Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Просмотров работы: 681

Дубейко М.Е.1Ибрагимова Е.О.1

1Омский ГАУ им. П.А. Столыпина

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования

Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ в 6 главе определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В Пенсионном фонде РФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. После рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовой пенсии по старости без предоставления документов, подтверждающих справок о стаже и заработке, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.

С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществлено информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и пересчета страховой части трудовых пенсий.

Индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования

Так, для проведения указанных работ в 2009 году из информационных ресурсов получено 10241848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря). Информирование производится в виде почтовых отправлений через ФГУП «Почта России», а также с использованием компьютерных сетей, в электронной форме.

Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда РФ, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознано принимать решение о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений Пенсионного фонда РФ, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в судебные инстанции с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов за этих граждан. Как правило, в судебных процессах по этим искам третьей стороной выступает соответствующий орган Пенсионного фонда РФ.

Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательном порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов становления бюджета Пенсионного фонда РФ актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Представляется, что межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении Пенсионного фонда РФ ресурсами. На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, в 2006 году в одном из регионов Приволжского федерального округа среднемесячная зарплата 51.1% работающего населения была меньше чем среднемесячная пенсия.

Система персонифицированного учета позволяет отделениям Пенсионного фонда РФ определять начисленную среднею зарплату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтоб зарплата не была ниже прожиточного минимума. Такая робота осуществляется отделениями Пенсионного фонда РФ совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах РФ.

Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Федерации повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения и увеличивает базу для налога на доходы физических лиц и для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Персонифицированный учет создал организационно — технологические и правовые возможности использования персональных данных граждан не только в Пенсионном фонде РФ, но и в других социальных фондах. Благодаря единому идентификатору персональных данных, принятому в Федеральном законе от 22.08.2004 года №122-ФЗ, которым является страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) граждан в системе персонифицированного учета, стало возможным использование Федерального регистра лиц имеющих право на государственную социальную помощь, во всех социальных фондах и во всех субъектах Российской Федерации. Актуализированные данные регистра передаются ежемесячно отделениями Пенсионного фонда РФ в региональные отделения Фонда социального страхования, в уполномоченные органы исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Этот обмен данными осуществляется в электронной форме с электронной цифровой подписью.

Аналогичным образом территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют на основе данных персонифицированного учета информационную поддержку процесса оценки нуждаемости при предоставлении муниципальных льгот ЖКХ.

Проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов и необходимости работы в реальном времени мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. В ходе его реализации в Пенсионном фонде РФ были сформированы определенные стандарты работы с информацией, принимаемые в ходе реализации других функций и других проектов:

  • максимальное использование электронного представления информации, заверяемой электронной цифровой подписью уполномоченного лица;

  • программный контроль всех поступающих в Пенсионный фонд РФ и передаваемых из Пенсионного фонда РФ данных с использованием ранее созданных информационных ресурсов;

  • сокращение объемов архивов бумажных документов и замена их архивами документов в электронной форме;

  • многоцелевое использование в Пенсионном фонде РФ сформированных информационных ресурсов;

  • неукоснительное соблюдение требований федерального законодательства о персональных данных при работе с информацией;

  • предоставление застрахованному лицу (в том числе пенсионеру) или представителю страхователя, посетившему территориальный орган Пенсионного фонда РФ, полного объема консультаций, документов и информации, то есть выполнение всех процедур «в присутствии» посетителя, что обеспечивается за счет онлайнового доступа к информационным ресурсам Пенсионного фонда РФ;

  • данные необходимые сотруднику Пенсионного фонда РФ для выполнения должностных обязанностей, доступы для него независимо от места их хранения; ему нет необходимости знать, где автоматизированная система Пенсионного фонда РФ находит эти данные – на сервере расположенном в этом же здании районного управления или отдела Пенсионного фонда РФ в данном субъекте Федерации, или в другом отделении Пенсионного фонда РФ независимо от того где он бы не находился;

  • активное сотрудничество и совместная реализация проектов, ориентированных на совместное информационно — коммуникационные технологии, с партнерами Пенсионного фонда РФ по пенсионному процессу или процессам социальных выплат; наиболее активное сотрудничество осуществляется с ФГУП «Почта России»;

  • применение новых технологий, решений, не только для обеспечения выполнения специалистами Пенсионного фонда РФ их функций, но и для организации оперативной работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ.

Практикой персонифицированного учета в стране занимается около двух десятков тысяч человек, а результатами этой практики пользуются десятки миллионов граждан, в том числе все, кому назначают и пересчитывают пенсии.

1.3 Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и дотации из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства — Пенсионного фонда Российской Федерации — было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации».

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансовым учреждением, он выполняет необходимые операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью — одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением являются:

  • целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345678910Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Системапенсионного обеспечения в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Экономика

    … Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования; А также Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Пенсионныйфонд

  2. Структура работы Пенсионногофонда Тверской области

    Реферат >> Государство и право

    … имеющимся в распоряжении территориального органа ПенсионногофондаРоссийскойФедерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. 21. Перевод с одной …

  3. Пенсионныйфонд России и его роль в финансировании социальной сферы

    Реферат >> Финансы

    … ; определить место персонифицированногоучета в новой системепенсионного страхования граждан. Объектом исследования является ПенсионныйфондРоссийскойФедерации. Предметом исследования …

  4. ПенсионныйфондРоссийскойФедерации (11)

    Реферат >> Государство и право

    … . Персонифицированныйучет средств пенсионных накоплений ведется в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системеперсонифицированногоучетаПенсионногофонда РФ …

  5. Внебюджетные фонды в РоссийскойФедерации

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … и ведение индивидуальногоучета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также …

Хочу больше похожих работ…