Инициативный аудит

Инициативный аудит — проводится по желанию собственников или руководителей организации. Инициативная аудиторская проверка может проводиться в любой период времени и охватывать любой временной период деятельности организации (квартал, год, несколько лет).

В современном обществе бытует мнение, что проведение инициативного аудита влечет за собой много проблем. И, зачастую, требуется привлечение специалиста со стороны. Появлением такого решения может служить сложность поставленного вопроса, загруженность штатных сотрудников, запущенность отдельного участка учета, реализация различных сделок и др .

Аудиторские услуги. Обязательный и инициативный аудит

Наши специалисты не только докажут Вам обратное, но и дадут гарантию на более успешный рост Вашей компании. Мы оперативно, грамотно и точно осуществим проверку, укажем на главные недостатки, касающиеся учета организации и дадим Вам исчерпывающие рекомендации по вопросам устранения выявленных недочетов и проблем.

Инициативный аудит может проводиться:

  • перед покупкой организации;
  • по инициативе учредителя (собственника) предприятия (например, перед проведением проверки государственными органами);
  • инициативный аудит может стать отличным решением в ответ на изменения в текущем законодательстве, имеющем отношение к ведению бухгалтерии, оформлению отчетности и т.п. Инициативный аудит в таких случаях снимет нагрузку с ваших бухгалтеров и надежнее справится с задачей проверки.
  • при кардинальных изменениях в финансовых показателях компании. В такой ситуации штатные сотрудники могут просто не уследить за всеми поправками, инициативный аудит их надежно подстрахует;
  • при смене руководителя или главного бухгалтера компании заказчика;
  • при реорганизации предприятия (разделение, слияние и т.д.).

Основные цели инициативного аудита:

  • официальное подтверждение достоверности бухгалтерской отчётности организации;
  • оценка качества организации внутреннего контроля, документооборота и бухгалтерского учёта;
  • предоставление аудиторского заключения, комментариев и разъяснений по всем вопросам, касающихся ведения бухгалтерского и налогового учёта, составления отчётности;
  • выработка рекомендаций и подготовка отчёта по результатам аудиторской проверки.

Наша цель — минимизация финансовых и хозяйственных, учетных и налоговых рисков собственника, а также устранение нарушений во избежание штрафных санкций, путем выявления нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении и документообороте.

По результатам проверки, организация получает конфиденциальный отчет об аудиторской проверке, где приводятся все выявленные недостатки бухгалтерского и кадрового учета, налоговые и финансовые риски. После этого, по желанию заказчика организовывается встреча, где аудитор объясняет обнаруженные недостатки учета в организации, факты хищения, налоговые риски и выдает рекомендации для дальнейшей работы.

Наши клиенты знают, что работа наших специалистов не только посодействует укреплению деловой репутации, минимизируя финансовые и хозяйственные, учетные и налоговые риски, но и повысит инвестиционную привлекательность Вашей компании. Так же мы облегчим процесс получения банковских кредитов, заключения договоров. Мы будем рады помочь Вам в осуществлении данных услуг, ведь именно с нами Вы:

  • сохраните деньги
  • будете иметь гарантию того, что все недочеты Вашей компании ликвидированы
  • никогда не будете испытывать дискомфорт от предстоящих налоговых проверок.

Обязательный аудит
Аудиторское сопровождение
Экспресс-аудит
Налоговый аудит

Задача № 1. Можно ли отождествить цели аудита и аудиторской деятельности, принимая во внимание, что аудиторская деятельность наряду с проверкой бухгалтерского учета и

Можно ли отождествить цели аудита и аудиторской деятельности, принимая во внимание, что аудиторская деятельность наряду с проверкой бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующих субъектов включает выполнение специальных аудиторских заданий и оказание сопутствующих аудиту услуг?

Ответ:

Отождествлять цели аудита и аудиторская деятельность нельзя.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или условиями договора оказания аудиторских услуг.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и прежде всего системы внутреннего контроля.

Что такое инициативный аудит

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности — реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг — возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудит экономического субъекта может быть инициативным обязательным.

Инициативный (добровольный) аудит обычно проводится по решению руководства предприятия или его собственников. Его целью является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности.

Обязательный аудит регламентируется государством В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. приведен перечень критериев, по которым организации подлежат обязательной аудиторской проверке (табл. 2). Согласно закону обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, что позволяет повысить качество его проведения. Кроме того, в соответствии с нормами закона при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Таблица 2.

Критерии обязательного аудита.

Критерии Экономические субъекты
ОПФ экономического субъекта ОАО
Вид деятельности экономического субъекта 1) кредитные организации; 2) страховые организации и общества взаимного страхования; 3) товарные и фондовые биржи; 4) инвестиционные фонды; 5) государственные ВБФ, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физ. и юр. лицами; 6) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физ. и юр. лиц; 7) экономические субъекты, обязательные аудит в отношении которых предусмотрен федеральным законодательством.
Финансовые показатели деятельности экономического субъекта Объем выручки от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг) за один год превышает 5000 тыс. МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ
ОПФ экономического субъекта и его финансовые показатели Государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, если финансовые показатели их деятельности соответствуют приведенным выше критериям. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ могут быт понижены

Сопутствующие аудиту услуги можно разделить следующим образом:

1) услуги, совместимые с проведением у предприятия обязательного аудита;

2) услуги, не совместимые с проведением обязательной аудиторской проверки.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательного аудита, относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, восстановления бухгалтерского учета, составлению налоговых деклараций, составлению бухгалтерской отчетности. Все другие услуги, сопутствующие аудиту, являются совместными с проведением у предприятия аудиторской проверки.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

1) услуги действия;

2) услуги контроля;

3) информационные услуги.


Тема 2. Аудиторские доказательства.

Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств определяются в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить надлежащие аудиторские доказательства на основе детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам, проведения аналитических процедур, проверки средств внутреннего контроля.

В программе аудита следует предусмотреть, какие аудиторские процедуры и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств.

Аудитор на основе своего профессионального суждения обязан самостоятельно принять решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.

Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные и внутренние доказательства.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, предоставленные аудируемым лицом. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны: достаточность – это количественная мера аудиторских доказательств, надлежащий характер является их качественной стороной.

Определение достаточности аудиторских доказательств зависит от следующих факторов:

* степени аудиторского риска, т.е. вероятности принятия неверного решения аудиторской организацией; .

* наличия свидетельства от независимого источника (третьих лиц) как более достоверного, чем полученного непосредственно от сотрудников экономического субъекта;

* получения аудиторскою доказательства на основе данных системы внутреннего контроля, которое является тем более достоверным, чем лучше состояние системы внутреннего контроля;

* получения информации в результате самостоятельного анализа или проверки аудиторской организации как более достоверной, чем сведения, полученные от других лиц;

* получения аудиторских доказательств в форме документов и письменных показаний как более достоверных, чем показания в устной форме;

* возможности сопоставления выводов, сделанных в результате использования доказательств, полученных из различных источников.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

1. первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

2. регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

3. результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

4. устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

Инициативный аудит

сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

6. результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

7. бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание все предпосылки подготовки финансовой отчетности, сделанные руководством аудируемого лица. К таким предпосылкам относятся:

* существование (наличие) актива или обязательства, отраженного в отчетности;

* права и обязанности;

* возникновение;

* полнота (отсутствие) не отраженных в учете активов и обязательств;

* стоимостная оценка;

* измерение;

* раскрытие в отчетности.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если аудиторской организации экономическим субъектом не представлены существующие документы в полном объеме, она обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

Аудитором используются следующие процедуры проверки по существу:

1.проверка арифметических расчетов клиента (пересчет, который заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов);

2.инвентаризация (прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества). В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации;

3.проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией);

4.подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны о реальности сальдо на счетах учета. Получение информации может быть в виде ответа на запрос от имени руководства экономического субъекта или непосредственно от имени аудиторской организации;

5.устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено;

6.инспектирование – проверка документов, заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции;

7.прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете;

8.аналитические процедуры.

Тема 3. Оценка (изучение) системы внутреннего контроля (СВК).

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководителем организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которые включают надзор и проверку:

1. соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации бухгалтерского учета, своевременности подготовки, достоверности бухгалтерской отчетности;

2. предотвращения ошибок и искажений;

3. исполнения приказов и распоряжений, обеспечения сохранности активов.

Система внутреннего контроля включает в себя:

1.систему бухгалтерского учета;

2.контрольную среду;

3.отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных фирм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Контрольная среда – это понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации. Контрольная среда включает в себя:

1.стиль и основные принципы управления организацией;

2.организационную структуру организации;

3.распределение ответственности и полномочий;

4.кадровую политику;

5.порядок подготовки бухгалтерской отчетности;

6.порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления.

Средства внутреннего контроля – составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности. К средствам внутреннего контроля относятся:

1.разрешительные подписи руководителя и главбуха на документах;

2.подписи лиц, ответственных за ведение журналов-ордеров;

3.нумерация создаваемых документов и их регистрация в специальных журналах;

4.надлежаще организованный документооборот;

5.встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;

6.сверки расчетов;

7.инвентаризация;

8.внутренняя ревизия;

9.периодический анализ состояния активов и расчетов.

По итогам изучения средств внутреннего контроля определяется вероятность того, что существующие в организации и регулярно применяемые средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности; либо препятствовать возникновению таких нарушений, т.е. определяется риск средств контроля, который характеризует степень надежности системы внутреннего контроля.

Надежность и риск средств внутреннего контроля являются взаимодополняющими категориями:

1.высокой степени надежности соответствует низкий риск;

2.средней степени надежности соответствует средний риск;

3.низкой степени надежности соответствует высокий риск.

Если по итогам первичной оценки надежности средств внутреннего контроля будет принято решение о доверии отдельным средствам внутреннего контроля, т.е. оценка их надежности будет отличаться от низкой, то при проведении аудита статей и показателей бухгалтерской отчетности проводятся специальные аудиторские процедуры подтверждения достоверности оценки, называемые тестированием средств внутреннего контроля.

Тема 4. Уровень существенности в аудите.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы

Обязательный и инициативный аудит. Лица, имеющие право инициировать проверку. Цели и задачи инициативного аудита.

Аудит — независимая проверка бух (фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. По действующему законодательству различают обязательный и инициативный аудиты.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя. При проведении обязательного аудита в организации в УК которой доля гос собственности составляет не менее 25%, оказание аудиторских услуг осуществляется по итогам проведения открытого конкурса.

Обязательный аудит осуществляется, если:1) организация является ОАО; 2) ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах; 3) организация кредитная; 4) объем выручки превышает 400 млн., а сумма активов превышает 60 млн. за пред. год.

Инициативный аудит — это независимая проверка состояния бух учета и финансовой отчетности, проводимая по инициативе организации. Проводится независимо от требований законодательства по инициативе руководства либо учредителей юр. лица.

Задачи проверки:

— проверка всех участков бух учета и налогообложения;

— проверка отдельных участков бух учета и налогообложения;

— проведение инвентаризаций активов и обязательств;

— финансовый анализ за проверяемый период;

— экспертиза состояния дебиторской и кредиторской задолженности.

Инициативный аудит проводят в случаях: 1) купли-продажи бизнеса;2) смены высших руководителей компании;3) независимая оценка налоговых и иных рисков в работе фирмы;4) по требованию потенциального инвестора или контрагента.

Лица, имеющие право инициировать проверку:

ОАО или ЗАО: собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия общества, акционеры, владеющие не менее 10% голосующих акций;

ООО: по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором ;

гос и муниц унитарные предприятия: орган, осуществляющий полномочия собственника, и др. уполномоченные органы.

5. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. Сопутствующие аудиту услуги.

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (фин) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Различают внутренний и внешний аудит.

Внешний аудит проводится на договорной основе ауд организацией или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки положения дел в сфере бух учета. Обязанности внешних аудиторов закреплены в законодательных актах.

Если внешний аудит в компании проводится по инициативе сотрудников, его называют добровольным. Обязательный аудит осуществляется каждый год для предприятий любой формы собственности по требованию органов государственной власти.

Проводя внешний аудит, аудитор определяет: 1) качество работы внутреннего аудитора;

2) степень возможного доверия к информации, полученной в результате деятельности внутреннего аудитора.

Внутренний– независимая деятельность по проверке и оценке работы организации в интересах ее руководителей.

Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной

Как правило, проводится в целях повышения эффективности деятельности компании. Внутренний аудит может включать в себя:1)определение причин и мест образования издержек предприятия; 2) степень соответствия деятельности общепринятым правилам, нормам и стандартам; 3)выявление плюсов и минусов хозяйственно-экономического функционирования; 4)предоставление отчета руководству проверяемой компании;
Сравнительная характеристика внешнего (1) и внутреннего (2) аудита:

Регулирование: 1) государство; 2) орган управления, руководство предприятия. Цели: 1) формирование мнения о достоверности отчетности; 2) эффективность функционирования системы внутреннего контроля. Постановка задач: 1) определяется аудиторскими стандартами; 2) определятся руководством исходя из потребностей управления. Вид деятельности: 1) предпринимательская, 2)исполнительская.Взаимоотношения: 1) равноправное партнерство, независимость; 2) подчиненность руководству орг-ции. Оплата: 1) по договору; 2) начисление з/п по штатному расписанию. Ответственность: 1) перед клиентами и 3ми лицами в соотв. с законодательством; 2) перед руководством за выполнения своих обязанностей. Отчетность: 1) ауд заключение прилагается к фин отчетности; 2) перед руководством.

Сопутствующие аудиту услуги — это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. К таким относятся: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой отчетности.

Обзорная проверка— запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления бух (фин) отчетности.

Согласованные процедуры — проверка о проведении которой договорились аудитор, экономический субъект и любая третья сторона. Тематика и объем такой проверки, а также характер предоставления ее результатов определяются договором. По результатам проведения согласованных процедур аудитор не составляет заключение, а отчет, на основании которого пользователи бух отчетности самостоятельно делают выводы о достоверности бух отчетности.

Компиляция финансовой информации — это использование аудитором специальных знаний по фин (бух) учету и составлению отчетности с целью сбора, классификации и обобщения фин информации. В результате компиляции фин информации происходит приведение подробных данных в удобную и понятную форму. Выполняемые процедуры не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности информации. На скомпилированной финансовой информации должны быть надпись «без проведения аудита«.

Т.А. Фролова
Аудит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

1.2. Виды аудита

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация  аудиторской деятельности представлена на рис. 1.

Рис.1. Общая классификация аудиторской деятельности

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

— банковский аудит (проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения);

— страховой аудит (проверяются страховые организации и общества взаимного страхования);

— аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяются  инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

— общий аудит (проверяемые субъекты – организации прочих видов деятельности).

Данная классификация введена потому, что аудиторские аттестаты и лицензии выдаются отдельно по каждому из перечисленных видов аудита.

По степени обязательности аудит подразделяется на:

—          обязательный аудит;

—          инициативный аудит.

Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов. Он проводится ежегодно.

В статье 5 Федерального закона № 307-ФЗ  установлены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся:

§  открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;

§  банки и другие кредитные учреждения;

§  бюро кредитных историй;

§  страховые организации и общества взаимного страхования;

§  товарные и фондовые биржи;

§  инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании);

§  внебюджетные фонды;

§  благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

§  организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях:

— руководство организации хочет удостовериться в том, что бухгалтерия правильно ведет учет и исчисляет налоги;

— собственник не доверяет директору организации и хочет проконтролировать его работу;

— банк выдает организации кредит и хочет быть уверенным в достоверности баланса и отчета о прибылях и убытках.

По составу и объему проверяемой документации аудит подразделяется на:

1) аудит годовой бухгалтерской отчетности;

2) специальный аудит.

Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации.

Инициативный и обязательный аудит

Мнение это выражается в аудиторском заключении.

Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть:

— подтверждение законности совершенных хозяйственных операций;

— подтверждение правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций (налоговый аудит);

— проверка правильности организации производства, эффективности методов управления (управленческий аудит);

— проверка соответствия отдельных показателей деятельности предприятия установленным требованиям, например экологическим (экологический аудит) и т. д.

По аудиту годовой бухгалтерской отчетности составляется официальное аудиторское заключение. Результат специального аудита может быть обобщен в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).

По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на:

• внешний аудит;

• внутренний аудит.

Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения.

Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Задачами служб внутреннего аудита могут быть:

1)      подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

2)      контроль за состоянием и сохранностью активов;

3)      исполнительский контроль;

4)      оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и т. д.

Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Фе­дерации, инициативная аудиторская проверка — по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих эко­номических субъектов.

Причины необходимости проведения обязательного аудита:

1. субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые орга­низации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества;

2. население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересо­ванным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;

3. устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщи­ков.

На аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенныеобязательства:

· обязательная аудиторская проверка в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предпри­ятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды иму­щества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта;

· обязательная аудиторская проверка требует от аудитора однозначности выводов — можно ли и в какой степени пола­гаться на информацию, содержащиеся в представленной бухгал­терской отчетности;

· при обязательной аудиторской проверке необходимо при­менение (соблюдение) всех правил (стандартов) аудита, опреде­ляющих действия аудиторов в конкретных ситуациях, возни­кающих при проведении аудита.

Обязательства, налагаемые на руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту:

· в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию, когда заказчик в лице руководителя экономического субъекта может сам определить круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, при обязательной аудиторской проверке не может быть никаких ограничений тематики проверки;

· получив аудиторское заключение по результатам обяза­тельной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не может не ознакомить с его итоговой частью всех желающих;

· получив перечень ошибок и нарушений, выявленных ау­дитором в ходе проведения обязательной аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению, руководство экономи­ческого субъекта не может ограничиться принятием их к сведе­нию, оно обязано принять меры по их исправлению.

Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодатель­ными актами. Обязательный аудит проводится в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Согласно этому нормативному акту ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность следующих экономических субъектов:

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Затраты на обязательную аудиторскую проверку включают в себестоимость продукции.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями.

Инициативный аудит

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению руководства предприятия или его учре­дителей на основе договора с аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент. Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составления отчетности, в налогооб­ложении, провести анализ финансового состояния, помочь в организации учета и отчетности. Оплата инициативных проверок производится за счет чистой прибыли клиента.

Можно назвать несколько причин проведения инициатив­ного аудита:

Во-первых, многие предприятия, особенно эксгосударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриве­домственному контролю, прошедшие в последние годы проце­дуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специаль­ных органов.

Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, кото­рая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др.

В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образо­ванных.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. этом случае контролю и анализу подверга­ются только отдельные разделы и участки учета. Различной мо­жет быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение ин­вентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 468 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте: