Инна узнала что зоя пригласила

ОГЭ-2020 обществознание

Задание №2

Ссылка на видеоуроки по теме: «Человек и общество»:

1. Человека от животного отличает:

1) инстинкт самосохранения

2) использование природных объектов

3) стремление понять окружающий мир

4) способность приспосабливаться к условиям среды

2. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «… главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?

1) в самоконтроле

2) в самореализации

3) в самопознании

4) во власти

3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в:

1) самореализации

2) самосохранении

3) дыхании

4) питании

4. И человек, и животное:

1) передают культурный опыт последующим поколениям

2) отражают окружающий мир в сознании

3) заботятся о своём потомстве

4) оценивают себя и свои действия

5. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1) личность

2) темперамент

3) индивид

4) талант

6. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Юли?

1) мастерство

2) задатки

3) гениальность

4) талант

7. Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) уход от конфликтной ситуации

2) посредничество

3) компромисс

4) сотрудничество

8. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие:

1) индивид

2) талант

3) способности

4) личность

9. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности:

1) практической

2) художественной

3) трудовой

4) познавательной

10. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, учёные обозначают понятием:

1) творчество

2) социальная роль

3) общение

4) развитие

11. Что является отличительным признаком морали?

1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

12. Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

4) физика

13. Что является отличительной чертой науки?

1) обращение к сверхъестественным силам

2) стремление к достижению объективной истины

3) воздействие на эмоции людей

4) образное отражение идей автора

14. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

1) музей

2) театр

3) архив

4) фонд культуры

15. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

Ключи

1. 3

2. 2

3. 1

4. 3

5. 1

6. 2

7. 1

8. 4

9. 4

10. 3

11. 1

12. 4

13. 2

14. 1

15. 2

ОГЭ-2020 обществознание

Задание №2

Ссылка на видеоуроки по теме: «Человек и общество»:

Пояснение. Человека от животного отличает стремление понять окружающий мир, так как человек единственное живое существо, обладающее разумом. Все остальные качества присутствуют и у человека, и у животных.

Пояснение. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. (…)

И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самореализация).

Пояснение. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. (…)

И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самореализация).

Пояснение. Общее и для человека и для животного — забота о потомстве. Все остальные качества присущи только человеку .

Пояснение. Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Пояснение. Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Мастерство — искусство; мастер; совершенство изобразительной формы; творчество; техника искусства; художественное творчество.

Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной творческой деятельности

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Пояснение. В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.

Избегание — уход от конфликтной ситуации.

Компромисс — совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Соперничество — активное противостояние другой стороне.

Сотрудничество — попытка прихода к совместному решению.

Пояснение. Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

Пояснение. Существуют три основных вида деятельности:

трудовая,

познавательная,

игровая.

Получение новой информации — это главная задача процесса познания.

Пояснение. Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение).

Пояснение. Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Пояснение. Естественные науки — разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных — от «естество», природа) явлений.

Пояснение. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

Пояснение. Музей (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Архив (греч. άρχεϊον) — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов.

Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала.

Пояснение. Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу).

ОБЩ-7. (Конфликт и пути его разрешения, формальные и неформальные отношения, нормы права и мо­ра­ли, отличие человека и животного, монархии, малые группы и др.)

  1. Анна узна­ла, что Ира рас­ска­за­ла од­но­класс­ни­кам про Анин сек­рет. Она не стала вы­яс­нять при­чи­ны этого по­ступ­ка, а про­сто пе­ре­ста­ла раз­го­ва­ри­вать с Ирой. Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) со­труд­ни­че­ство 2) уход от кон­флик­та 3) по­сред­ни­че­ство 4) ар­бит­раж

2. Инна узна­ла, что Зоя при­гла­си­ла на пик­ник всех кол­лег по ра­бо­те, кроме неё. Она не стала вы­яс­нять при­чи­ну этого по­ступ­ка, про­сто пе­ре­ста­ла раз­го­ва­ри­вать с Зоей. Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер?

1) уход от кон­фликт­ной си­ту­а­ции 2) по­сред­ни­че­ство 3) ком­про­мисс 4) со­труд­ни­че­ство

3. Спо­соб раз­ре­ше­ния кон­флик­та через вза­им­ные уступ­ки сто­рон на­зы­ва­ет­ся

1) кон­фрон­та­ция 2) по­сред­ни­че­ство 3) ком­про­мисс 4) по­дав­ле­ние

4. Об­ще­ство­ве­ды ис­поль­зу­ют по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­фликт» для обо­зна­че­ния

1) ре­ак­ции об­ще­ства на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка 2) столк­но­ве­ния про­ти­во­по­лож­ных ин­те­ре­сов

3) зна­чи­мо­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са ин­ди­ви­да 4) об­ще­ствен­но опас­но­го ви­нов­но­го де­я­ния

5. Ка­те­ри­на по­ссо­ри­лась с по­дру­гой, они не об­ща­ют­ся уже не­сколь­ко дней. Это при­мер

1) со­ци­аль­но­го кон­флик­та 2) со­ци­аль­ной роли

3) со­ци­аль­но­го ста­ту­са 4) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

ТИПЫ МЕЖ­ЛИЧ­НОСТ­НЫХ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ

А) со­бе­се­до­ва­ние при приёме на ра­бо­ту

Б) ссора по­друг

В) раз­го­вор ро­ди­те­лей с ди­рек­то­ром школы о по­ве­де­нии уче­ни­ка

Г) дру­же­ская бе­се­да со­се­дей

1) фор­маль­ные

2) не­фор­маль­ные

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А

Б

В

Г

Д

7. Ки­рилл и Ни­ко­лай узна­ли, что Ми­ха­ил при­гла­сил к себе в гости на празд­но­ва­ние Но­во­го года всех од­но­класс­ни­ков, кроме них. Ки­рилл про­сто пре­кра­тил вся­кое об­ще­ние с Ми­ха­и­лом, а Ни­ко­лай по­пы­тал­ся через дру­зей узнать о при­чи­нах по­ступ­ка Ми­ха­и­ла.

Срав­ни­те два спо­со­ба по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те: уход от кон­фликт­ной си­ту­а­ции и при­вле­че­ние по­сред­ни­ков.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) осо­зна­ние про­ти­во­ре­чия ин­те­ре­сов;

2) поиск пути вы­хо­да из кон­флик­та;

3) выход без усту­пок и от­ста­и­ва­ния своих ин­те­ре­сов;

4) уча­стие тре­тьей сто­ро­ны.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

8. Ксе­ния живёт с ро­ди­те­ля­ми и сест­рой. Она учит­ся в 5 клас­се. Срав­ни­те две малые груп­пы: семью и школь­ный класс. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния;

2) лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы;

3) от­но­ше­ния род­ства;

4) общий быт.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

9. Учи­тель, рас­кры­вая сущ­ность со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, оха­рак­те­ри­зо­вал мо­раль­ные и пра­во­вые нормы. Срав­ни­те эти два вида со­ци­аль­ных норм. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) со­зда­ют­ся го­су­дар­ством;

2) пред­по­ла­га­ют юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность;

3) опре­де­ля­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го;

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

10. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства ре­ли­гии и мо­ра­ли и от­ли­чия ре­ли­гии от мо­ра­ли.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) ос­но­вы­ва­ет­ся на вере в сверхъ­есте­ствен­ное;

2) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры;

3) вли­я­ет на нормы по­ве­де­ния людей;

4) ис­поль­зу­ет куль­ты и ри­ту­а­лы.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

11. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства по­треб­но­стей и спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка и от­ли­чия по­треб­но­стей от спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) от­кры­ва­ют че­ло­ве­ку новые воз­мож­но­сти;

2) вли­я­ют на де­я­тель­ность че­ло­ве­ка;

3) вы­ра­жа­ют­ся в ощу­ще­нии не­хват­ки чего-либо;

4) ме­ня­ют­ся с воз­рас­том.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

12. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства норм права и мо­ра­ли и от­ли­чия норм права от мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) при­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ством;

2) ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства;

3) опи­ра­ют­ся на пред­став­ле­ния о добре и зле;

4) уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла по­ве­де­ния.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

13.В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства аб­со­лют­ной и огра­ни­чен­ной мо­нар­хии и черты от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) мо­нарх пе­ре­да­ет свою власть по на­след­ству;

2) мо­нарх вы­нуж­ден счи­тать­ся с мне­ни­ем пар­ла­мен­та;

3) для при­ня­тия или от­ме­ны за­ко­на до­ста­точ­но воли мо­нар­ха;

4) яв­ля­ет­ся фор­мой прав­ле­ния в го­су­дар­стве.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

14. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го и черты раз­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

1) пря­мо­хож­де­ние

2) пер­вич­ные по­треб­но­сти

3) по­ня­тий­ное мыш­ле­ние

4) за­бо­та о потом­стве

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

15. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка c жи­вот­ны­ми и от­ли­чия че­ло­ве­ка от жи­вот­ных.

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в таб­ли­цу сна­ча­ла по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а затем черт раз­ли­чия.

1) уме­ние пла­ни­ро­вать де­я­тель­ность

2) по­треб­ность в пище и воде

4) спо­соб­ность к чув­ствен­но­му по­зна­нию

3) на­ли­чие со­зна­ния

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

Ответы ОБЩ-7. (Конфликт и пути его разрешения, формальные и неформальные отношения, нормы права и мо­ра­ли, отличие человека и животного, монархий,малых групп).

6. 1212

7. 1234

Сход­ства: 1) осо­зна­ние про­ти­во­ре­чия ин­те­ре­сов.

От­ли­чия: 2) поиск пути вы­хо­да из кон­флик­та (Толь­ко Ни­ко­лай);

3) выход без усту­пок и от­ста­и­ва­ния своих ин­те­ре­сов (Толь­ко Ки­рилл);

4) уча­стие тре­тьей сто­ро­ны (Толь­ко Ни­ко­лай).

8. 1234

Сход­ства: 1) на­ли­чие осо­бых норм по­ве­де­ния;

2) лич­ные кон­так­ты чле­нов груп­пы.

От­ли­чия: 3) от­но­ше­ния род­ства (есть толь­ко в семье);

4) общий быт (есть толь­ко в семье).

9. 3412

Сход­ства: 3) опре­де­ля­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го;

4) ре­гу­ли­ру­ют об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

От­ли­чия: 1) со­зда­ют­ся го­су­дар­ством;

2) пред­по­ла­га­ют юри­ди­че­скую от­вет­ствен­ность. Обе черты ха­рак­тер­ны толь­ко для пра­во­вых норм.

10. 2314

Сход­ства: 2) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры;

3) вли­я­ет на нормы по­ве­де­ния людей;

От­ли­чия: 1) ос­но­вы­ва­ет­ся на вере в сверхъ­есте­ствен­ное (толь­ко для ре­ли­гии);

4) ис­поль­зу­ет куль­ты и ри­ту­а­лы (толь­ко для ре­ли­гии).

11. 2413

Сход­ства: 2) вли­я­ют на де­я­тель­ность че­ло­ве­ка;

4) ме­ня­ют­ся с воз­рас­том.

От­ли­чия: 1) от­кры­ва­ют че­ло­ве­ку новые воз­мож­но­сти (толь­ко для спо­соб­но­стей);

3) вы­ра­жа­ют­ся в ощу­ще­нии не­хват­ки чего-либо (толь­ко для по­треб­но­стей).

12. 2413

Сход­ства: 2) ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства;

4) уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла по­ве­де­ния.

От­ли­чия: 1) ха­рак­тер­но толь­ко для права;

3) ха­рак­тер­но толь­ко для мо­ра­ли.

13. 1423

Сход­ства: 1) мо­нарх пе­ре­да­ет свою власть по на­след­ству;

4) яв­ля­ет­ся фор­мой прав­ле­ния в го­су­дар­стве.

От­ли­чия: 2) ха­рак­тер­но толь­ко для огра­ни­чен­ной мо­нар­хии;

3) ха­рак­тер­но толь­ко для аб­со­лют­ной мо­нар­хии.

14. 2413

Сход­ства: 2) по­треб­ность в пище и воде;

4) спо­соб­ность к чув­ствен­но­му по­зна­нию.

От­ли­чия: 1) уме­ние пла­ни­ро­вать де­я­тель­ность;

3) наличие со­зна­ния.

ПОЯСНЕНИЯ.

Аб­со­лют­ная мо­нар­хия (от лат. absolutus — без­услов­ный) — раз­но­вид­ность мо­нар­хи­че­ской формы прав­ле­ния, при ко­то­рой вся пол­но­та го­су­дар­ствен­ной (за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной, су­деб­ной), а ино­гда и ду­хов­ной (ре­ли­ги­оз­ной).

Кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия — мо­нар­хия, при ко­то­рой власть мо­нар­ха огра­ни­че­на кон­сти­ту­ци­ей, не­пи­са­ным пра­вом или тра­ди­ци­я­ми.

В любом ци­ви­ли­зо­ван­ном об­ще­стве право вы­сту­па­ет го­су­дар­ствен­ным ре­гу­ля­то­ром об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, за­креп­ляя и раз­ви­вая их.

Мо­раль — при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и пло­хом, пра­виль­ном и не­пра­виль­ном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм по­ве­де­ния.

Кон­фликт (лат. conflictus — столк­нув­ший­ся) — это столк­но­ве­ние раз­ных ин­те­ре­сов, целей, взгля­дов, воз­ни­ка­ю­щих в про­цес­се со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Это есте­ствен­ный про­цесс, ко­то­ро­го не надо бо­ять­ся. В со­вре­мен­ной кон­флик­то­ло­гии вы­де­ле­ны пять стра­те­гий по­ве­де­ния в кон­фликт­ной си­ту­а­ции:

1. При­спо­соб­ле­ние — одна сто­ро­на во всём со­гла­ша­ет­ся с дру­гой, но имеет своё мне­ние, ко­то­рое бо­ит­ся вы­ска­зы­вать.

2. Из­бе­га­ние — уход от кон­фликт­ной си­ту­а­ции.

3. Ком­про­мисс — сов­мест­ное ре­ше­ние, удо­вле­тво­ря­ю­щее обе сто­ро­ны, вза­им­ные уступ­ки сто­рон.

4. Со­пер­ни­че­ство — ак­тив­ное про­ти­во­сто­я­ние дру­гой сто­ро­не.

5. Со­труд­ни­че­ство — по­пыт­ка при­хо­да к сов­мест­но­му ре­ше­нию.

Не­фор­маль­ные от­но­ше­ния — те, где при­сут­ству­ет лич­ный мо­мент