Инновационное право

ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Магомедов А. Г.

Государственное регулирование инновационной деятельности предприятий

На современном этапе развития инновационная деятельность в той или иной форме является необходимой составляющей производственной деятельности всех предприятий. И именно эта сторона деятельности предприятия обусловливает, стимулирует его научно-техническое развитие, именно от нее зависит экономическое положение, технический уровень, качество и конкурентоспособность продукции предприятия в будущем. Таким образом, инновационная деятельность предприятия тесно связана с долговременными экономическими интересами его развития.

Однако, инновационная деятельность предприятия, направленная на его развитие, осуществляется в рамках основной производственной деятельности по производству регулярной по характеру освоенной продукции, то есть в рамках функционирования предприятия, которое также связано с конкретными экономическими интересами. Она характеризует настоящий момент, сегодняшний день предприятия и выражает его текущие тактические экономические интересы, направленные на стабильный выпуск освоенной высокорентабельной для предприятия продукции максимально длительное время.

Взаимодействие этих двух тенденций в экономической жизни предприятия носит достаточно противоречивый характер. Это противоречие существует на предприятии постоянно, преодолевается и вновь воспроизводится в различных формах и является важным источником функционирования и развития предприятия.

В условиях перехода к рынку роль и значение инновационного развития предприятия существенно возрастают. Рынок подталкивает предприятия к созданию и производству новой техники, так как в условиях острой конкуренции выживают и выигрывают те, кто наиболее активно берется за новшества. В таких условиях сбыт устаревшей продукции оказывается весьма ограниченным, и более того, часто просто невыгодным. То есть увеличить сбыт устаревшей продукции становится намного труднее, чем новой, на которую имеется растущий спрос.

Однако нынешнему этапу инновационного развития в нашей стране присущи следующие проблемы:

• сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства продукции;

• резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, школ и институтов, широкомасштабная «утечка мозгов» за рубеж;

• чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);

• чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме;

• отсутствие достаточной заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятий);

• практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства.

В решении этих проблем особое значение приобретает совершенствование механизма управления инновациями. Управление инновационными процессами должно стать сердцевиной всего хозяйственного механизма, ибо только использование научно- технических достижений может дать необходимое новое качество экономического роста и одновременно ускорить его темпы. Что же касается действующего хозяйственного механизма, то он не только не решает проблемы развития предприятия, но и усугубляет их, делая научно-техническое развитие зачастую невыгодной для предприятий с точки зрения их тактических интересов.

На наш взгляд, научно-техническую деятельность предприятий нельзя строить только на принципах хозрасчета, здесь необходима всесторонняя поддержка предприятий со стороны государства. Государство должно осуществлять меры по стимулированию тогда, когда усилия частного сектора экономики оказываются недостаточными для реализации необходимых мероприятий.

В поддержке государства особо нуждается освоение базисных инноваций (освоение новых поколений техники и технологий), связанных с крупными инвестициями и со значительным риском. Первоначальные издержки освоения принципиально новой техники и технологии высоки; если их возложить на покупателя, рынок для таких товаров будет закрыть, на производителя — он понесет крупные убытки. Поэтому нужен компенсационный механизм в форме прямых вложений части инвестиций государством, освобождения на время от налогов.

В этой связи интересен опыт США, где для стимулирования и поддержания научно-технической деятельности фирм государство использует достаточно широкий набор методов и средств. Главное направление государственной политики в отношении крупной промышленности состоит в стимулировании привлечения средств самих корпораций для реализации нововведений. Это достигается за счет обеспечения, например, налоговых и амортизационных льгот. Политика стимулирования новаторства мелкого бизнеса проводится на всех уровнях исполнительной власти — от федерального правительства до муниципалитета. Федеральное правительство не только осуществляет целенаправленное субсидирование научно-технической деятельности мелких фирм и стимулирует привлечения частного капитала, но и представляет налоговые и амортизационные льготы мелкому инновационному бизнесу.

Формами государственной поддержки инновационного предприни- мательства в нашей стране могут быть:

• прямое участие государства в финансировании приоритетных инновационных программ, конверсии военных технологий;

• содействие формированию инновационно — венчурных фондов для финансирования малого инновационного бизнеса, вложение бюджетных средств в эти фонды;

• налоговые и таможенные льготы для инвесторов инновационных программ;

• содействие развитию инновационной инфраструктуры: технопарков, центров трансфера технологий, инновационных центров, банков данных по инновациям;

• законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного климата;

• определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой.

• создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности.

Центральное место в системе прямой государственной поддержки инновационного предпринимательства занимает финансирование приоритетных инновационных программ из бюджетных средств, государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Бюджетное финансирование инновационных программ осуществляется в формах:

• финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе;

• централизованного финансирования (частичного или полного) федеральных инновационных программ.

Одним из важнейших направлений государственной поддержки инновационной деятельности предприятий является установление налоговых льгот: отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели; уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«налоговые каникулы» в течении нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов и т. д.

Эффективной формой поддержки малого инновационного предпринимательства является содействие со стороны государства формированию инновационных венчурных фондов. Создание венчурных фондов, в которых аккумулируются средства банков, крупных фирм, страховых компаний, государственных органов, дает возможность выделять на льготных условиях прямые инвестиции на реализацию перспективных инновационных программ.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Ефимцева Т.В. В настоящей статье обосновывается положение о том, инновационное право является институтом российского предпринимательского права. Самостоятельность отрасли или правового института подтверждается наличием собственных предмета и метода правового регулирования. Предмет инновационного права составляют три группы общественных отношений: непосредственно инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность субъектов предпринимательского права. Метод инновационного права характеризуется сложным сочетанием предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и обязательными предписаниями со стороны государства там, где это диктуется общественными интересами. Ключевые слова: правовой институт, инновационное право, инновационное отношение 142 KB

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе российского права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом российского предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли или института права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли или института. Определить предмет инновационного права — это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

На наш взгляд, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения — это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов — инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество — это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество. Инновация (нововведение) — это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация — нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле — первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество — это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс — понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств — инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования — прикладные исследования — научно-исследовательская работа — опытно-конструкторская работа — промышленное производство — маркетинг — сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов — в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод — существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания,
С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права — предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Житенко Е.Д. Оценка законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность // Инновации. 2003. № 2-3. С. 80-81.

4. Инновационный менеджмент: Справ. пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998. С. 4.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. С. 10.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд. иностр. и национальных словарей. М., 1953. С. 575.

7. Система советского права и перспективы ее развития. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.

Библиографическая ссылка

Ефимцева Т.В. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРАВА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1333 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI