Инвестиционное товарищество практика применения

Содержание

какая разница между простым и инвестиционным товариществами?

В российском праве имеется два интересных вида договорных отношений: простое и инвестиционное товарищество. Однако из названий указанных договоров прямо не следуют отличия. Попробуем разобраться, чем же они отличаются и как сделать так, чтобы подписанный договор не был признан недействительным или оспорен стороной договора. Основные отличия указанных договоров в предмете (способе получения прибыли) и субъектном составе.

Цель договора

Обращаясь к цели (можно сказать, к предмету), стоит отметить, что у обоих видов договоров она одна – получение прибыли. При этом разными являются способы получения этой прибыли. При простом товариществе главным и единственным способом получения прибыли является сложение вкладов товарищей, которыми, в свою очередь, могут быть любые лица (граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Кому необходим договор инвестиционного товарищества? (Хафизова Р.)

При товариществе инвестиционном получение прибыли обязательно связано с предпринимательской деятельностью. Отсюда и специальный субъектный состав договора – сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, которые подписывают договор инвестиционного товарищества с целью, необходимой им в соответствии с видами деятельности, законом и уставом.

Возникает резонный вопрос, как можно стремиться получить прибыль, не занимаясь предпринимательской деятельностью. На самом деле можно. Например, собственник земельного участка может предложить любому лицу вложить в строительстве на нем здания с целью последующей продажи дороже, а прибыль разделить пополам (или пропорционально, в зависимости от условий договора простого товарищества). В инвестиционном же товариществе товарищи (вкладчики) соединяют усилия для организации бизнеса: кто-то вкладывает деньги, кто-то недвижимость, кто-то свои знания и пр. Далее действуют с целью получать постоянно (не единоразово) прибыль и работать совместно на протяжении оговоренного срока.

Субъектный состав (стороны договоров простого и инвестиционного товарищества).

Как уже говорилось, при простом товариществе сторонами договора могут быть кто угодно. В инвестиционном – только ИП и юрлица.

Нужно ли регистрировать товарищество?

Согласно действующему законодательству, простое товарищество не подлежит регистрации, однако стороны при совершении действий в интересах товарищества обязаны извещать об этом своих контрагентов. В противном случае им грозит единоличная ответственность по заключенной сделке и взыскание с других товарищей убытков.

Как платить налоги?

Согласно налоговому законодательству, каждый товарищ платит налоги самостоятельно. Но как быть с НДС и пр. Данные вопросы отдаются на разрешение одному из товарищей, называемый управляющий товарищ. Он уплачивает все необходимые налоговые и таможенные (в случае необходимости) платежи. После же получения каждым товарищем прибыли он самостоятельно отчитывается по доходам и уплачивает налог.

Более подробно о товариществах читайте в соответствующей статье.

Автор: Гаджиев Г.К.

Инвестиционное товарищество: дружба на выгодных условиях.

ПРИЧИНА — НЕСОВЕРШЕННЫЙ ЗАКОН

Идея создать новую организационно-правовую форму коллективного инвестирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возникла несколько лет назад в свете некоторых весьма ощутимых неудобств российского законодательства. Инициатива разработки законопроекта принадлежит различным институтам развития России и игрокам венчурного рынка (в частности, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания» и Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ)) в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России 27 июля 2010 года. В действующем законодательстве РФ есть две организационно-правовые конструкции, которые могут использоваться в целях осуществления коллективной инвестиционной деятельности. Однако данные правовые конструкции не в полной мере отвечают потребностям российских и зарубежных инвесторов, а также мировой практике венчурного инвестирования, что подтверждается малозначительной практикой их применения в РФ. 

ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ: ТВЕРДОЕ «НЕТ»

Первой и наиболее близкой к распространенному за рубежом коллективному инвестированию (limited partnership) является в российском праве форма товарищества на вере (коммандитное товарищество), которое предоставляет своим участникам (полным товарищам и коммандитистам) различный объем прав и тем самым приближает характер деятельности такого товарищества к инвестиционным правоотношениям. Согласно Гражданскому кодексу России, товариществом на вере (коммандитным товариществом) является товарищество, в котором, наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Преимуществами такой формы являются поэтапное увеличение складочного капитала и возможность привлечения вкладчиков к участию в управлении товариществом. Среди недостатков: невозможность быть полным товарищем в нескольких товариществах на вере; невозможность определения в договорном порядке в отношении вкладчиков иных положений, кроме совокупного размера вкладов; невозможность ограничения права на выход из товарищества полных товарищей, а также вкладчиков. Все эти недостатки существенны с точки зрения применения их в сфере коллективных инвестиций, поскольку они исключают возможность создавать «пул» инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, определять размер и порядок изменения долей вкладчиков, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, право на непропорциональную доле часть прибыли, а также делают невозможным ограничение права на выход из товарищества. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отказе инвестиционного и бизнес-сообщества от применения товарищества на вере как в венчурной, так и, в принципе, в предпринимательской сфере. В связи с чем в период с 1994 по 2011 год в России было зарегистрировано всего 680 товариществ на вере, при этом количество фактически действующих из них неизвестно. 

ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Второй организационно-правовой формой является договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Согласно ст. 1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Преимущества данной формы: отсутствие двойного налогообложения, что обусловлено договорной природой товарищества, которое не является юридическим лицом; законодательно не ограниченные возможности по определению видов и размеров вкладов, определению доли участия в общем имуществе и порядка распределения прибыли и убытков, по структурированию и управлению деятельностью простого товарищества; допустимость поэтапного внесения вкладов, а также минимальные, контролируемые товарищами издержки, связанные с обеспечением деятельности простого товарищества. К недостаткам простого товарищества отнесены: солидарная ответственность всех товарищей по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения, предусмотренная п. 2 ст. 1047 ГК РФ; невозможность изменения объема ответственности товарищей по соглашению сторон и ограничения права на выход из товарищества полных товарищей, а также вкладчиков; возможность включения в субъектный состав договора простого товарищества только коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти недостатки делают форму простого товарищества неприменимой в сфере коллективных инвестиций по нескольким причинам: она не соответствует интересам потенциальных инвесторов, которые вынуждены принимать на себя не только инвестиционные, но и повышенные предпринимательские риски, предусмотренные п. 1 ст. 2 ГК РФ; отсутствует правовой механизм, позволяющий влиять на реализацию и исполнение инвестором своих инвестиционных обязательств, так как участник договора простого товарищества, заключенного без ограничения срока действия, вправе в одностороннем порядке отказаться от договора согласно ст. 1051 ГК РФ и мотивировать свой выход «уважительной причиной» согласно ст. 1052 ГК РФ; невозможно включить в субъектный состав договора простого товарищества большинство государственных институтов развития, которые существуют в формах некоммерческих организаций (например, государственных корпораций), а также пенсионные фонды, которые в международной практике традиционно выступают основными институциональными инвесторами в венчурной среде. 

НОВАЯ ФОРМА — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Правовая структура инвестиционного товарищества по характеру и правовой природе выстроена по аналогии с limited partnership («ограниченное партнерство» или «товарищество с ограниченной ответственностью»), которая является одной из распространенных и приемлемых для инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования в зарубежной практике.

Инвестиционное товарищество обладает отличительным признаком: одновременное участие в договоре не менее двух лиц, одно из которых является полным партнером (general partner), как правило, венчурной компанией (private equity firm), осуществляющей приобретение активов в инновационной сфере и управление ими до тех пор, пока они не будут проданы, а другое – вкладчиком-инвестором (limited partner), ответственность и права на участие в управлении партнерством которого ограничены. Кроме того, limited partner не имеет возможности выйти из договора или иным образом отказаться от исполнения принятых на себя обязательств, связанных с поступательным предоставлением инвестиционных средств, в течение инвестиционного периода. В рамках инвесттоварищества возможности одновременного участия general partners и limited partners в нескольких партнерствах законодательно не ограничены. 

УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ФЗ «Об инвестиционном товариществе» был разработан с учетом анализа и адаптации к российской континентальной системе права Единообразного закона США о партнерстве с ограниченной ответственностью (Uniform Partnership Act Ch. 614 Limited Liability Partnerships), Закона Великобритании о партнерстве с ограниченной ответственностью 1907 г., Закона о совместных фондах развития (Pooled Development Funds Act) (Австралия, 1992 г.). Правовое регулирование договора об инвестиционном товариществе позволит ему занять промежуточное положение между товариществом на вере и договором о совместной деятельности, обеспечив сохранение их в неизменном виде и возможность дальнейшего применения.

3. Договор инвестиционного товарищества

Главным принципом правового регулирования договора об инвестиционном товариществе является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные им для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила. Такой подход одновременно позволяет использовать вводимую законом конструкцию договора инвестиционного товарищества для осуществления совместной деятельности не только в венчурных, но и в иных бизнес-проектах (с учетом установленных законом ограничений), требующих объединения имущества и/или управленческих и организационных усилий для осуществления совместной деятельности и достижения положительного экономического эффекта. Основной целью закона является создание правовых условий для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам, организационно-правовой формы коллективного инвестирования – договора об инвестиционном товариществе. Предметом правового регулирования закона являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики. Действие закона распространяется не только на физических лиц, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих совместную инвестиционную деятельность с использованием договора об инвестиционном товариществе в соответствии с законом, но и на иностранных юридических лиц в соответствии с применимым законодательством. При создании законопроекта законодатель исключил возможность участия в договоре инвестиционного товарищества физических лиц. Это было сделано в целях исключения возможности построения на основании его норм всевозможных финансовых схем, позволяющих получать от их реализации прибыль путем введения в заблуждение простых товарищей (вкладчиков) или предоставления им недостоверной информации. Привлечение к осуществлению совместной деятельности институциональных инвесторов, а также иных лиц, обладающих опытом и квалификацией, позволит участникам адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные финансовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок с учетом того, что ведение совместной инвестиционной деятельности предполагает наличие высоких инвестиционных рисков, связанных с непосредственным ее осуществлением. 

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ

Ключевыми особенностями правового регулирования договора инвестиционного товарищества являются:

 

  • наличие в договоре об инвестиционном товариществе двух категорий участников – управляющих товарищей и обычных товарищей с различным объемом прав и обязанностей, а также с различным объемом ответственности;
  • невозможность внесения обычными (неуправляющими) товарищами вклада в общее дело не в денежной форме;
  • отсутствие ограничений на участие как управляющих товарищей, так и обычных товарищей в нескольких договорах инвестиционного товарищества;
  • ограничения по участию в договоре инвестиционного товарищества для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • отсутствие ограничений по участию в договоре инвестиционного товарищества коммерческих юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву (с учетом требований применимого законодательства), а также некоммерческих организаций (с учетом их правоспособности);
  • возможность для управляющего товарища являться одновременно обычным товарищем и наоборот;
  • полная солидарная ответственность всех участников договора по общим внедоговорным обязательствам, а также по договорным обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • ограниченный объем ответственности обычных (неуправляющих) товарищей по общим договорным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (перед кредиторами, осуществляющими предпринимательскую деятельность) в пределах стоимости их вкладов в общее дело и пропорционально им;
  • возможность (по условиям договора об инвестиционном товариществе) создания товарищами инвестиционного комитета для целей коллективного участия в ведении общих дел;
  • невозможность для товарища требовать расторжения договора инвестиционного товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине;
  • введение особенностей в порядке выдела доли товарища по требованию его кредитора (введение возможности перевода на кредитора прав и обязанностей должника по договору инвестиционного товарищества);
  • введение механизмов коллективного ведения общих дел управляющими товарищами (в случае, если управляющих
  • товарищей в договоре несколько);
  • возможность определения в условиях договора об инвестиционном товариществе различного объема прав и обязанностей
  • управляющих товарищей и обычных товарищей, различного порядка и условий приема новых товарищей, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления совместной
  • инвестиционной деятельности, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации
  • инвестиционных бизнес-проектов в инновационной сфере;
  • введение обязательного нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и всех приложений к нему, включая политику ведения общих дел (инвестиционную декларацию), соглашений участников договора о полной и/или частичной уступке своих прав по договору инвестиционного товарищества, а также доверенности на ведение общих дел;
  • введение возможности полной или частичной уступки прав по договору инвестиционного товарищества, в том числе путем отчуждения права на получение прибыли по договору инвестиционного товарищества.

Правовая конструкция договора инвестиционного товарищества обеспечивает реализацию следующих требований, предъявляемых к организационно-правовым формам коллективных инвестиций как иностранными, так и российскими инвесторами: появление более дешевой и менее затратной с точки зрения регистрации правовой формы реализации коллективных инвестиций по сравнению с закрытыми паевыми инвестиционными фондами (ЗПИФ); отсутствие двойного налогообложения; ограниченная ответственность части участников договора (товарищей, не являющихся управляющими) по общим договорным обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности в пределах стоимости общего имущества; возможность ограничения договором размера совокупных инвестиций в одну компанию (проект); обеспечение возможности поэтапного внесения вкладов в общее дело и санкций за их невыполнение; возможность (по условиям договора) смены управляющего товарища по требованию обычных товарищей; возможность (по условиям договора) организации инвестиционного комитета в качестве института разработки грамотной инвестиционной политики (порядка ведения общих дел); возможность (по условиям договора) получения управляющим товарищем вознаграждения в различной форме, в том числе фиксированного дохода и/или доли в прибыли; невозможность произвольного выхода (выдела доли) участников по их инициативе из договора инвестиционного товарищества в течение заранее установленного срока или до достижения установленной договором цели; максимально возможное в условиях российской действительности обеспечение конфиденциальности информации о договоре инвестиционного товарищества для третьих лиц; возможность управления издержками, связанными с ведением общих дел, со стороны участников договора; возможность (по условиям договора) для заключения его как на определенный срок (не более 15 лет), так и с указанием цели в качестве именительного условия; возможность введения запрета на аффилированность управляющих товарищей и реципиентов инвестиций по договору об инвестиционном товариществе (запрет на вложения управляющими товарищами собственных средств в реципиентов инвестиций инвестиционного товарищества); возможность (по условиям договора) установления договором об инвестиционном товариществе минимального размера вклада в общее дело («входной порог»); введение возможности (по условиям договора) для внесения управляющим товарищем в качестве вклада в общее дело как любых видов имущества, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, так и исключительно управленческих навыков (репутации, опыта и деловых связей и пр.); введение ограничений по видам сделок управляющего товарища, совершаемых от имени всех товарищей. Форма инвестиционного договора позволяет его участникам распределять прибыль, нести расходы и участвовать в управлении непропорционально внесенным вкладам. Это является одним из важных и существенных условий такого договора в связи с тем, что часто роль инициатора не уступает роли инвестора. 

С ИНВЕСТИЦИЯМИ К ИННОВАЦИЯМ

Инновационный путь развития, провозглашенный высшим руководством страны как приоритетный сценарий дельнейшего развития национальной экономики, невозможен без привлечения необходимого объема не только государственных, но и частных инвестиционных средств, в том числе иностранных. В условиях, когда государственные инвестиционные средства, выделенные на поддержку развития инновационной экономики, либо ограничены, либо сконцентрированы на крупных, «общестрановых» проектах, основной задачей становится создание условий, стимулирующих самостоятельное, инициативное поведение инвестиционного и предпринимательского сообщества для реализации малых и средних инновационных бизнес-проектов. Учитывая специфический и разнообразный характер деятельности в области коллективного инвестирования в инновационной сфере, представляется необходимым создание в российском праве специальной разновидности договора инвестиционного товарищества – договора, заключаемого исключительно для совместного (коллективного) осуществления инвестиционной деятельности. Внедрение института инвестиционных товариществ будет способствовать созданию правовых условий прежде всего для развития инновационной экономики, реализации бизнес-проектов в инновационной сфере, активизации коллективной инвестиционной деятельности российских и зарубежных инвесторов. Закон обеспечит исполнение поручения Президента Российской Федерации, восполнит пробелы правового регулирования и устранит недостатки имеющихся организационно-правовых форм организации коллективной инвестиционной деятельности, препятствующие их широкому применению, в том числе в венчурных проектах. Реализация закона будет способствовать укреплению доверия российского и международного инвестиционного сообщества к российской правовой системе, что создаст благоприятные условия прежде всего для венчурного инвестирования в инновационные бизнес-проекты.

Цели внедрения новой инвестиционной конструкции:

  • повышение эффективности и качества правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности;
  • обеспечение надлежащих, соответствующих мировым стандартам прав коллективных инвесторов в существующих условиях российской экономической и правовой действительности;
  • гармонизация законодательства Российской Федерации о коллективных инвестициях с лучшей международной практикой правового регулирования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами осуществления коллективной инвестиционной деятельности;
  • обеспечение комплексного, системного подхода к правовому регулированию коллективной, в том числе венчурной, инвестиционной деятельности;
  • создание устойчивых организационно-правовых условий для широкого привлечения инвестиционных средств в реализацию бизнес-проектов, в том числе в инновационной сфере с использованием форм (институтов) коллективных инвестиций, в том числе с софинансированием со стороны государственных институтов развития.

Закон нуждается в изменениях

В настоящий момент представители венчурной индустрии готовят поправки к ФЗ «Об инвестиционном товариществе», которые направлены на расширение правоспособности инвестиционного товарищества (в части возможности осуществления сделок с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке) и определение правовой природы имущества, посредством которого могут возмещаться убытки согласно ст. 5 закона. Предполагается также частичное изменение диспозитивных условий закона на императивные в целях обеспечения дополнительных гарантий простых товарищей и исключения возможности построения на основании его норм всевозможных финансовых схем, позволяющих получать от их реализации прибыль путем введения товарищей в заблуждение или предоставления им недостоверной информации. При внесении изменений в закон следует обратить внимание на ответственность нотариуса, определенную в соответствии со ст. 7 закона и несоотнесенную с ответственностью нотариуса на основании ст. 17 закона «О нотариате», а также на ст. 9 закона, содержащую широкий перечень существенных условий договора инвестиционного товарищества, при которых он может быть заключен, что говорит о сложной конструкции договора и ставит под вопрос его востребованность в данном виде.

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Кому необходим договор инвестиционного товарищества? (Хафизова Р.)

Кому необходим договор инвестиционного товарищества? (Хафизова Р.)

Дата размещения статьи: 14.10.2012

Тема для размышления:
договор инвестиционного товарищества, не так давно появившийся в российской практике, был разработан законодателем для совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица. По мнению законодателя, иные действующие формы объединения предпринимателей и организаций не способны служить той цели, на которую направлен договор инвестиционного товарищества, — цели привлечения денежных средств в экономику страны, в том числе средств иностранных инвесторов.

Проблемная норма:
ст. 58 Федерального закона «Об акционерных обществах» N 208-ФЗ.

В договор простого товарищества не могут вступить некоммерческие организации (государственные институты развития) и пенсионные фонды, которые в международной практике традиционно выступают основными институциональными инвесторами в венчурной (особо рисковой) среде.
Положения о товариществе на вере (коммандитном товариществе) в большинстве своем носят императивный характер, не привлекательны для инвесторов и исключают возможность создания нескольких инвестиционных фондов под управлением одного управляющего, что, по мнению законодателя, является неотъемлемым свойством венчурной деятельности.
Еще одной причиной создания условий для стимулирования инвестиционного сообщества явилось развитие в России инновационной экономики. При этом государство планирует осуществлять массовые вложения государственных средств в крупные проекты, оставляя малые и средние бизнес-проекты российским и иностранным инвесторам.
Поэтому разработка положений о договоре инвестиционного товарищества — назревший и очередной этап на пути развития российской экономики. При этом законодатель максимально приблизил этот договор по его правовой природе к одной из самых распространенных и приемлемых для иностранных инвесторов форм коллективного венчурного инвестирования за рубежом — limited partnership (ограниченное партнерство).
Таким образом, Россия создала благоприятную форму сотрудничества без образования юридического лица — договор инвестиционного товарищества. Он является разновидностью договора простого товарищества со множеством специально предусмотренных для него особенностей и диспозитивных норм, оставленных на усмотрение участников данной договоренности.
Что же представляет собой договор инвестиционного товарищества? Это объединение товарищей для совместного приобретения (отчуждения) не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств. Товарищами могут быть некоммерческие (для достижения целей, ради которых они созданы) и коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица (Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее — Закон)). Товарищи определяют одного или нескольких управляющих товарищей, которые помимо управления общими делами товарищества обязаны в том числе:
— открывать банковские счета и совершать операции с денежными средствами по договору инвестиционного товарищества, а также сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счетов инвестиционного товарищества (ст. 24.1 Налогового кодекса (в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ), п. 3 ст. 4 Закона);
— вести налоговый учет в связи с участием в договоре инвестиционного товарищества, а также представлять в налоговый орган расчет финансового результата на камеральную проверку;
— уплачивать налоги в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, а при отсутствии или недостаточности средств на счетах товарищества также нести риски обращения взыскания на свои расчетные счета по долгам товарищества перед бюджетом (п. 1.1 ст. 46, п. 5.1 ст. 47 Налогового кодекса (в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ));
— исполнять обязанности налогового агента по доходам иностранных лиц от участия в инвестиционном товариществе (п. 3 ст. 24.1 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)).
При этом управляющим товарищем может быть только российская организация или иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в России через постоянное представительство (п.

Как выбрать наиболее выгодный вариант ведения совместной деятельности

5 ст. 4, п. 1 ст. 9 Закона). Отказаться от участия в договоре инвестиционного товарищества управляющий товарищ может только с письменного согласия всех участников договора (п. 2 ст. 13 Закона). Передать свои права и обязанности другим товарищам или третьим лицам он не вправе (п. 2 ст. 15 Закона). Кроме того, управляющий товарищ отвечает по общим обязательствам товарищества перед третьими лицами в течение трех лет с момента расторжения договора инвестиционного товарищества между ним и остальными товарищами, если данный договор не был прекращен по предусмотренным Законом основаниям (п. 1 ст. 18 Закона).
Таким образом, у управляющего товарища прибавляются обязанности, появляется дополнительный риск блокировки расчетного счета, а также дополнительная ответственность перед третьими лицами, налоговая и административная ответственность (п. 7 ст. 108, п. 3 ст. 118, ст. 119.2 Налогового кодекса (в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)). Поэтому быть управляющим товарищем достаточно рискованно. И вряд ли реально работающий российский бизнес захочет принять на себя ответственность и риски инвестиционного товарищества, даже за вознаграждение.
Намного безопаснее создать для этих целей специальную компанию, на которую можно «завести» имущество для участия в инвестиционном товариществе. Такая компания, по сути, может стать фирмой-однодневкой, созданной специально для участия в товариществе с целью избежать какой-либо ответственности. И в этом случае возникают вопросы: нужно ли российской экономике коллективное инвестирование, если в его основе будет стоять фирма-однодневка; готовы ли иностранные инвесторы вкладывать деньги в российскую экономику в сотрудничестве с такой фирмой?
Возможно, участие фирм-однодневок в инвестиционном товариществе можно будет избежать, если государство предоставит некоторые налоговые льготы управляющим товарищам в отношении их основного бизнеса.
Договор инвестиционного товарищества, все вносимые в него изменения, дополнительные соглашения, инвестиционная декларация, доверенность на ведение общих дел товарищей подлежат нотариальному удостоверению. Один экземпляр этих документов хранится у нотариуса по месту нахождения управляющего товарища. Нотариус обеспечивает ограниченный доступ третьих лиц к документам товарищества, являясь гарантом сохранности документов, подписанных товарищами (п. 2 ст. 8 Закона). В то же время Закон не предусматривает никакой ответственности нотариуса перед товарищами за подмену документов или их предоставление ненадлежащему лицу. Нотариус обязан возместить убытки товарищам лишь в случае виновного предоставления доступа к неполному объему или к недействующей редакции удостоверенных и хранящихся у него документов (п. 3 ст. 8 Закона). Пока не понятно, как будет работать указанная норма и на что она направлена. Таким образом, нельзя определенно сказать, что законодателем была реализована поставленная цель — максимально обеспечить конфиденциальность информации о договоре для третьих лиц.
Также Законом не предусмотрены никакие ограничения для участия в российской экономике организаций, доли (акции) которых принадлежат инвестиционному товариществу с иностранным участием. Закон не определил отрасли экономики, которые остались бы исключительно за национальным капиталом. Так, например, ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разрешает юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных организаций, лиц без гражданства составляет более 50%, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Вероятно, это ограничение не распространяется на организации, доля уставного капитала в которых принадлежит инвестиционному товариществу с иностранным участием, по крайней мере если следовать принципу: «Все, что не запрещено законом, — разрешено». А это может привести к «разбазариванию» национальных ресурсов.
Еще одно вероятное негативное для нашей экономики последствие принятия этого Закона — появление дополнительных возможностей для захвата предприятий законным путем. И в этом случае для рейдеров будут интересны не только акционерные общества, но и общества с ограниченной ответственностью, незаконный захват которых требует участия коррумпированного нотариуса. Покупка долей компаний с помощью коллективного капитала поможет «разбавить» доли собственников предприятия и позволит рейдерам принять нужные решения по вопросам управления организацией.
К сожалению, основные идеи Закона скопированы с зарубежного законодательства без учета российской действительности. Поэтому, чтобы этот Закон действительно начал работать, требуется внести в него соответствующие изменения. Кроме того, для привлечения иностранных инвестиций принятия одного Закона недостаточно. Начать следует с искоренения коррупции, стабилизации политической и экономической систем России. После этого можно будет говорить о развитии нашей экономики с помощью иностранных инвесторов.
Если опираться на цифры, то, по данным Росстата, опубликованным на их официальном сайте, за первые 9 месяцев 2011 года в экономику России поступило 133,8 млрд. долларов иностранных инвестиций. Большая часть из них из Швейцарии, Кипра, Люксембурга, Нидерландов, то есть низконалоговых стран и/или офшорных зон, популярных в российском бизнесе. Вполне возможно, что речь идет не о реальных инвестициях в российскую экономику, а о денежных средствах, «выведенных» из России и хранящихся на счетах иностранных банков. Сохранение собственного капитала внутри страны — еще одна государственная задача.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных