Источник государственной власти

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

СТ 8 ЛК РФ

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарий к Ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья 8 ЛК РФ устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Е.В. Колесников

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются конституционные основы формирования в современной России демократического правового государства. Выделяются организационно-функциональные признаки правового государства, в частности базовый принцип разделения властей. Показана особая роль Конституции РФ 1993 г. в регулировании общественных отношений.

Ключевые слова: Конституция РФ, правовое демократическое государство, верховенство закона, законность, права человека и гражданина.

E.V. Kolesnikov

CONSTITUTIONAL BASIS OF DEMOCRATIC LEGAL STATEMENT’S CONSTRUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Принятая на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция РФ определила основные тенденции развития общества и государства на долгосрочную перспективу. Ее уникальное место в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами: 1) характером регулируемых общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части, первичными; 2) целенаправленным воздействием на развитие законодательства всех источников права; 3) наивысшей юридической силой; 4) высокой степенью нормативного обобщения; 5) прямым действием; 6) особым порядком принятия и изменения.

Высшая юридическая сила Конституции РФ заключается в том, что ее нормы всегда имеют приоритет применительно к положениям иных законов, а

© Колесников Евгений Викторович, 2016

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права 46 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kmp@sgap.ru

тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься компетентными органами согласно установленной процедуре; в случае противоречия конституционным положениям закон либо отменяется, либо приводится в соответствие с ними.

Конституция России — это единственный национальный правовой акт, который сам определяет свою юридическую силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с Конституцией, а тем более изменять или отменять ее положения. Высшая юридическая сила действующего Основного Закона прямо и четко выражена в таких его нормах, как ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 120, пп. 1 и 2 разд. 2.

Российская Конституция закрепила базовые ценности, положенные в основу построения демократической правовой государственности. Положения, содержащиеся в ней, стали отправной точкой для их восприятия и развития во всем конституционном и отраслевом законодательстве; «системой координат» в деятельности высших и других органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а также граждан.

Основные нормы создают все предпосылки для целенаправленного упорядочения многих общественных отношений и связей, в т.ч. государственного строительства и социального управления. Так, Конституция РФ закрепила принцип равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), обязанность органов публичной власти, должностных лиц, граждан, их объединений неукоснительно соблюдать фундаментальные и законодательные нормы (ч. 2 ст. 15). Президент России выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 80), а Правительство осуществляет меры по обеспечению закона, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Конституция РФ воздействует на всю правовую систему, в особенности — на законодательство. В основных нормах установлены и прямо обозначены такие источники, как федеральные конституционные и иные законы, акты палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, международные договоры, конституции (уставы) и иные правовые акты субъектов Федерации, государственно-правовые договоры, решения органов местного самоуправления. На конституционном уровне не только однозначно решены вопросы соотношения указанных источников права, исходя из приоритета Основного Закона как «единого, систематизированного и логически непротиворечивого целого» в системе нормативных и правоприменительных актов (ч. 1 ст. 15), но и установлены рамки, стадии и отдельные направления законодательного процесса (гл. 4, 5).

Конституционным нормам отводится решающая роль в обеспечении правового содержания и легитимности принимаемых законов. Они должны соответствовать тем ценностно-нравственным ориентирам, которые признаются обществом или его подавляющей частью. Во многом это обеспечивается реализацией ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Все государственные органы должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. На представительные (законодательные) органы Российской Федерации в полной мере распространяется запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Несомненна решающая роль конституционных предписаний в регламентации многих массовых и социально значимых отношений.

Конституция РФ не исчерпала свой позитивный потенциал. В нее не должны вноситься конъюнктурные изменения под текущие задачи и требования «современного момента». Ни сейчас, ни в обозримом будущем нельзя менять базовые положения, определяющие конституционный строй и федеративное устройство (гл. 1 и 3). Однако нововведения, касающиеся, например, более рациональной организации институтов власти, могут быть осуществлены. Так в декабре 2008 г. в гл. 4 и 5 учредительного акта были внесены изменения, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также контрольных полномочий нижней палаты парламента в отношении Правительства1.

Реформирование судебной власти, связанное с образованием нового Верховного Суда РФ в августе 2014 г., потребовало соответствующих изменений. Глава 7 Конституции РФ получила более точное наименование «Судебная власть и прокуратура» (первоначально — «Судебная власть»). Предоставление Президенту РФ права назначать своих представителей в Совет Федерации способствовало изменению содержания ст. 95 (ч. 2) и ст. 83 (п. «к»), что и было сделано в соответствии с конституционной поправкой от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. В связи с вхождением Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации уточнялась ст. 65 базового текста Конституции 1993 г.2

Конституция РФ осуществляет правообразующую функцию, является своеобразным центром правовой системы и в известном смысле «более чем закон» — нечто первичным, основным. Поэтому она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российского государства (ч. 1 ст. 15), ее предписания должны постоянно и повсеместно выполняться без каких-либо исключений при поддержке не только органов публичной власти, но и граждан, общественности. В Конституции РФ закреплены важнейшие принципы и институты права и законодательства.

Задача построения в России демократической правовой государственности была впервые поставлена в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.3, а в концептуальном плане — только в действующем Основном Законе 1993 г. (ст. 1, 2, 4, 17, 18). Признание данной концепции, ее отражение в конституционных нормах связано с радикальными демократическими реформами, сменой общественного строя, новым обликом Российского суверенного государства4. При советской власти концепция правового государства прямо отрицалась как буржуазный феномен.

Цель правового государства — соблюдение, защита и гарантирование прав и свобод, при этом человек признается высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Первостепенной (но не единственной) предпосылкой подобных взаимоотношений между государством, обществом и личностью является признание и осуществление правового равенства граждан перед национальной Конституцией, законом и судом. Только в этом случае права и свободы человека и гражданина будут составлять не политическую декларацию или привлекательную совокупность лозунгов, а фундамент демократического государства, определять смысл и содержание деятельности органов государственной власти.

Среди признаков правового государства необходимо выделить группу т.н. организационно-функциональных, выражающих суть этого явления и делающих реальным достижение его высоких идеалов.

Применительно к разнообразным и политически значимым аспектам организации государственной власти на первое место в условиях демократии выдвигается принцип разделения властей.

Конституция РФ 1993 г., признав концепцию народного суверенитета, установила законодательные и институциональные основы единства государственной власти и принципа разделения властей (ст. 5, 10-12). Данный базовый принцип направлен на децентрализацию и деконцентрацию институтов власти, ограничение монополизма в государственном строительстве и политической деятельности, и как следствие, — на соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Отметим, что взаимосвязь демократии с указанным выше базовым началом организации и функционирования системы государственной власти была отмечена еще в период буржуазных революций ХУП-ХУШ вв. Так, во Французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. (ст. XVI) вполне определенно сказано, что, если в обществе не установлено разделение властей, то оно «вовсе не имеет Конституции»5.

При демократическом режиме обязательно наличие сильной судебной власти и независимого правосудия, образующих в совокупности второй имманентный признак правовой государственности. Впервые в общем виде о «третьей власти» было сказано в Декларации о государственном суверенитете новой России от 12 июня 1990 г. В ней разделение законодательной, исполнительной и судебной властей рассматривалось как важнейший принцип и условие функционирования РСФСР как правового государства (п. 13). Эта ветвь государственной власти в концептуальном плане закреплена только в Конституции РФ 1993 г. (гл. 7).

В 90-е гг. в условиях радикальных политических и социально-экономических е преобразований была создана самостоятельная судебная власть, независимая и от других властей. а

Т5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи судебной власти — осуществление правосудия, защита прав и свобод о

в

человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ и законов о

в иерархии источников права, а также в определенной мере — уравновешива- а

ние законодательной (представительной) и исполнительной властей. Ее функ- |

циональное предназначение — занять достойное место в системе разделения е

властей, в механизме сдержек и противовесов. Она призвана стабилизировать о

существующие общественные отношения, добиться протекания конфликтов и р

споров в цивилизованных формах. В соответствии с общепризнанными между- Ч

народными стандартами в Российской Федерации статус, устройство, юрисдик- |

ция судов, судопроизводство определяются исключительно Конституцией РФ, к

федеральными конституционными и федеральными законами. М

При осуществлении правосудия все суды — от Федерального Конституцион- I

ного до районных и мировых — обеспечивают непосредственное действие прав 1

и свобод человека и гражданина, защиту личности от незаконного и необосно- 00

ванного обвинения, осуждения. Суды, являясь институтом государства (третьей ^

властью), должны беспристрастно разрешать правовые споры, а выносимые ими 6 решения — отвечать критериям законности, обоснованности и справедливости. Только в этом случае возможно установить тот уровень конституционного и правового порядка, который отвечает коренным интересам граждан, тем самым повышая престиж закона как выражение общей воли народа.

Важнейшим (третьим) признаком демократического правового государства

является верховенство закона. В действующей Конституции он впервые четко 49

зафиксирован (ч. 2 ст. 4, ст. 15, 90, ч. 1 ст. 115). Приоритет (от лат. ргюг — первый, т.е. первенство в какой-либо области)6 закона лежит в основе миропорядка и конституционного строя демократических государств. Альтернативой ему являются бесправие, произвол, социальный, экономический, политический хаос.

Верховенство закона — принцип правовой системы, означающий исключительную роль и ценность законодательной формы в регулировании общественных отношений и тем самым обеспечивающий невозможность (или, по крайней мере, ограничение) государственного произвола. В законе должны содержаться не любые нормы, а в основном первичные, базисные, имеющие прямое действие и государственную защиту.

Качественная черта подобного верховенства проявляется в том, что при коллизии законодательных и подзаконных норм предпочтение отдается правилу, содержащемуся в законе. Это особенно актуально для судов и других правоприменительных органов.

В правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ, это юридическая аксиома. Приоритет закона показывает его уникальную роль и место применительно к массиву многочисленных и противоречивых подзаконных актов.

Федеральные (общероссийские) законы имеют верховенство не во всех случаях (сферах). Учитывая федеративную природу Российского государства, конституционные нормы (ст. 76), они превалируют над актами субъектов РФ, если изданы по предметам ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения России и ее субъектов. Примечательно, что еще Веймарская Конститу-з ция Германии 1919 г. предусматривала, что имперское (в современном значении федеральное) право имело перевес над областным (земельным) правом (ст. 13)7.

со

s В действующем Основном законе ФРГ 1949 г. (ст. 31) содержится более опреде-g ленная формулировка — «федеральным правом преодолевается право земель»8. i Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федераль-

| ным конституционным законам.

го

J Законность неразрывно связана с характером национальной Конституции

§ и системой взаимоувязанных и согласованных законов различного уровня, их

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| действием в реальной жизни. Ее следует рассматривать как принцип и всеобщее

i» требование правовой демократической государственности, индикатор состояния

° (качества) функционирования разнообразных отношений и связей юридического

» характера в государственно-организованном обществе. В первую очередь она

| имеет прямое отношение к государственным институтам (ст. 1, 2, 4, 10, 15, 80,

0 п. «е» ч. 1 ст. 114, ст. 120 Конституции РФ), однако распространяется и на

1 граждан, физических лиц (ч. 2 ст. 15, ст. 18, 19 Конституции РФ), обусловлена ° потребностями экономического оборота, рыночного хозяйствования, задачами

го

3 обеспечения прав и свобод граждан. Демократическое государственное устрой-1 ство и жесткий правовой порядок внутри страны, как и новый цивилизованный | имидж России на международной арене, невозможны без создания и соблюдения понятных и стабильных общеобязательных правил поведения, прежде всего, законов, обращенных ко всем субъектам права.

Н.Н. Липкина

• Обязательство государства принять необходимые законодательные меры

Законность — это конституционный принцип деятельности государства и его аппарата. Все государственные институты, организации, учреждения связаны основополагающими (первичными) предписаниями, имеющими высшую юридическую силу, действуют в их рамках. По выражению Ю. Латыниной, власть должна обеспечивать соблюдение законов, а не свою безнаказанность9.

Конституция и система законов — важнейшие основы и предпосылки желаемого порядка общественных отношений, складывающихся в процессе их реализации. Законность выступает как существенный (но не единственный) стабилизирующий фактор общественного развития, обеспечивает упорядоченность социальных связей в государстве и в определенной степени утверждает идеи гуманизма и справедливости. Она жизненно необходима для развития народовластия, становления цивилизованного гражданского общества и правовой государственности.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4, ст. 445; Российская газета. 2009. 21 янв.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 9, ст. 851; № 30, ч. 1, ст. 4202; № 31, ст. 4398.

3 См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2, ст. 22; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

B.Д. Перевалова, И.Н. Сенякина, Б.А. Страшуна).

5 См.: Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2011.

C. 201.

6 См.: Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М., 2005. С. 538.

7 См.: Конституции буржуазных стран: в 2 т. / под ред. Ю.В. Ключникова. М.;Л., 1935. Т. 1. С. 85.

8 См.: Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. С. 224.

9 См.: Латынина Ю. Карательная операция «Вертикаль» // Новая газета. 2012. 16 марта.

Н.Н. Липкина

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье исследуется вопрос о существовании в международном праве прав человека обязательства государства привести свое законодательство в соответствие с международными обязательствами. Анализируются аргументы противников существования подобного обязательства в общем международном праве.

Ключевые слова: права человека; необходимые законодательные меры; международные обязательства по правам человека; Европейский Суд по правам человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаю привести избирательное законодательство в соответствие с Конституцией РФ — в которой провозглашена «Прямая Демократия»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Конституция РФ
Статья 3:
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья 32, пункт 1:
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Таким образом, каждый депутат Государственной Думы осуществляет свое право на «непосредственное управление делами государства» — через принятие законов. А по Конституции все граждане равны. Значит каждый гражданин имеет точно такое же право как и депутат ГД. Получается, что каждый из нас может заседать в Государственной Думе и голосовать сам по тем или иным принимаемым законам и поправкам. Ведь депутаты ГД именно это право и реализуют — «управляют делами государства непосредственно». Им можно а почему нам нельзя? По Конституции все равны и у всех это право есть!
Но в нашем законодательстве самого механизма для этого нет — это нарушение Конституции.
Так же, каждый из нас, согласно Конституции, может передать свой голос своему представителю. Однако, по текущему законодательству вы и это не можете сделать! Так как:
а) если вы голосовали за кого-то и он набрал меньше голосов то вашего представителя вообще не допускают к «управлению делами государства» — он не проходит выборы! Ваше конституционное право нарушено!
б) вы не голосуете вообще за «своего представителя» а голосуете за какую-то партию. А уже небольшая кучка руководителей этой партии назначает «СВОИХ представителей» в Государственную Думу! То есть они имеют своих представителей, а вы не имеете ни одного представителя! Ваше конституционное право нарушено!
Как видите уже 3 раза нарушена Конституция и это еще не всё! Разное число голосов в разных районах/областях отдаются каждому «представителю». Получается что один «представитель» в ГД имеет за собой 100тыс голосов (кто его выбрал), а другой 200тыс голосов (например население округа там больше и явка на выборы больше была), но голосуют такие депутаты в ГД на равных — каждый своим одним голосом! Таким образом часть избирателей лишается «своего представителя» в ГД. Вот еще одно нарушение Конституции РФ.
*****************************************
********* ПРЕДЛОЖЕНИЕ *********
Поменять (привести в соответствие с Конституцией РФ) законодательство так, чтобы каждый гражданин наконец получил право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Для чего в законодательство необходимо ввести такие изменения и дополнения:
++ такое понятие как ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ из законодательства убирается, потому что:
++ каждый гражданин, в случае если он передает свой голос полномочному представителю (далее депутату), представляет в ЦИК информацию об своем депутате в уведомительном порядке — территориальный признак (это депутат в муниципальные, городские, областные или федеральные органы власти), ФИО и номер паспорта депутата. ЦИК соответственно регистрирует такие заявки и формирует базу депутатов, где у каждого записано число управляемых ими голосов по территориальной принадлежности (типам органов власти).
++ если гражданин не предоставляет данных в ЦИК о своем полномочном представителе, то право непосредственно управлять остается за гражданином. В этом случае гражданин имеет право голосовать на заседаниях депутатов наравне с депутатами — ведь у каждого депутата будет конкретное число голосов в управлении (это будет записано в базе ЦИК), а у обычного гражданина только один его голос.
++ для удобства голосования такого большого числа граждан в органах власти сделать «удаленное голосование» для тех граждан и депутатов у которых в управлении находится менее 0,2% голосов от всех голосов органа власти. При этом в работе органа власти производить окончательный подсчет голосов по принимаемым законам или действиям через неделю после голосования в органе власти (при условии что есть возможность поменять результат голосования за счет голосов, участвующих в «удаленном режиме»). Например если депутаты приняли закон в соотношении 51% — ЗА, 10% — ПРОТИВ, то понятно что остальные голоса в количестве даже 39% не решат (да если еще учесть что обычно граждане не выбравшие себе депутата в большинстве своем вообще не интересуются прямым управлением — то есть реально активных голосов в «удаленном управлении» будет от силы 10%). Срок голосования по спорным решениям (где удаленные голоса могут решить исход) — 1 неделя.
*****************************************
*****************************************
Дополнительные предложения-пожелания которые могут быть приняты отдельно от этой инициативы:
++ дать право гражданину менять своего полномочного представителя в любое время — то есть отказаться вообще от выборов депутатов, но НЕ чаще чем раз в год. Смена происходит по заявлению гражданина лично, письменно или через сайт госуслуг. Таки образом будет упрощена процедура «отзыва депутата» — гражданин сам будет решать отзывать свой голос — кто-то отзовет, а кто-то наоборот добавит этому депутату свой голос.
++ гражданин может менять свое местопребывание (прописка-регистрация по месту жительства упраздняется), которое влияет на территорию органа власти — но НЕ чаще чем раз в год. То есть если вы поменяли место жительства и хотите управлять в местном органе власти — то вам необходимо об этом сообщить в ЦИК. На основании этого будут все службы власти извещены уже из ЦИК — налоговая, пенсионный фонд, разные соц.службы, военкомат… Хотя можно это и на ЗАГСе оставить или на паспортном столе. или по выбору гражданина — везде эту услугу дать. Где платите налоги — там и управляете в органе власти.
++.предоставлять гражданину данные (видео) из органов власти по принимаемым законам (тексты законов, их обсуждение и прочая информация необходимая для работы депутатов (через сайт госуслуг). Например это уже реализовано на сайте ГД РФ — останется сделать это же для местных органов власти.
Все это можно через сайт госуслуг сделать — будет просто дешево и сердито!
повторюсь, в идеале будет система управления в России такая же как и сейчас — Президент + Дума. Отличие в том что:
++ в Думе каждый депутат имеет то количество голосов, которое за него было отдано избирателями. Например у Петрова 50000 голосов, а у Иванова 100000 голосов. Каждый депутат голосует именно этим количеством голосов.
++ в работе Думы может принимать участие каждый гражданин, который не отдал свой голос какому-либо депутату.
++ граждане, которые имеют в управлении менее 0,2% (например для Думы РФ это около 200тыс) голосов, будут принимать участие в работе Думы «удаленно» — через интернет. Учёт их голосов производят в течении недели с момента соответствующего голосования в данном органе власти. Всё это легко реализуемо уже сейчас через сайт госуслуг
Замечание по поводу «честности электронных голосований» — а думаете как депутаты в ГД РФ голосуют? электронным образом!
Замечание по поводу «популизма» — неактивный народ ( а у нас такого большинство) за популизм — а активный народ за здравый смысл. К тому же властям придется вести разъяснительную работу среди неактивного народа — а это усилит понимание и снизит недовольство обычного народа по делам власти, направленным против «популизма»