Изменение кадастровой стоимости земельного участка

1.1. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка: новые правила для старой проблемы в 2016 году.

Тема оспаривания кадастровой стоимости земельных участков остается актуальной на протяжении многих лет.

Столь высокий интерес связан с тем, что кадастровая стоимость земельного участка напрямую определяет размер налоговой базы для исчисления земельного налога к уплате в бюджет, а также в ряде случаев влияет на сумму арендной платы и выкупной стоимости такого земельного участка. Успешное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка позволяет уменьшить сумму земельного налога, размер арендной платы и выкупной стоимости земельного участка в несколько раз.

Суть оспаривания кадастровой стоимости земельного участка сводится к установлению данной стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, если не заострять внимание на различных юридических аспектах данной процедуры, предполагает следующий порядок действий:

1. Определение (оценка) размера рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

2. Досудебное оспаривание кадастровой стоимости.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка оспаривается юридическим лицом, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предполагает обязательное досудебное обращение с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре.

Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.

Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости — 1 месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Досудебная процедура является обязательной исключительно для юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости физическими лицами допускается «в обход» данного досудебного обращения, непосредственно в судебном порядке.

3. Обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.

С 15 сентября 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), глава 25 которого регламентирует процедуру рассмотрения дел по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 15 ст. 20 КАС административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения, областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость

В нашем регионе данные дела уполномочен рассматривать Кемеровский областной суд.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу спустя месяц после изготовления решения в полной форме.

Как правило, к этому моменту орган кадастрового учета уже вносит в государственный кадастр новую кадастровую стоимость самостоятельно.

В случае, если этого не произошло, с момента вступления решения суда в законную силу заявитель вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который сможет предъявить в орган кадастрового учета либо в отдел службы судебных приставов-исполнителей для понуждения органа кадастрового учета к совершению действий по внесению новой кадастровой стоимости в кадастр.

1.2. Кадастровая стоимость и налоги: с какого момента можно применять новую (оспоренную) кадастровую стоимость для целей налогообложения в 2016 году?

До недавнего времени в законодательстве никак не был определен момент, с которого налогоплательщик может использовать измененную кадастровую стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу.

Решение на этот счет было сформировано сложившейся судебной практикой.

Так, применение рыночной стоимости земельного участка, установленной арбитражным судом или комиссией, в целях исчисления земельного налога допускалось только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором соответствующее решение вступило в законную силу.

Соответственно, если сроки рассмотрения дела об оспаривании кадастровой стоимости и вступления решения суда в законную силу тянулись достаточно долго, то налогоплательщик мог использовать новую кадастровую стоимость в целях налогообложения лишь спустя год, а то и более продолжительный срок с момента обращения в суд. Инициировав спор в 2012 году, а завершив его в январе 2013 года, налогоплательщик мог применить новую стоимость лишь с 2014 года.

Подобный подход явно противоречил здравому смыслу и интересам налогоплательщика, поскольку ставил его в невыгодные условия по весьма формальным основаниям.

Впрочем, стоит отметить существование иной судебной практики, согласно которой использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения допускалось не в указанном выше порядке, а с квартала, следующего за кварталом, в котором решение об установлении кадастровой стоимости вступило в законную силу. Однако, данный способ осложнен судебным спором с налоговыми органами, которые не признают правомерность перерасчета земельного налога за часть налогового периода, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельного участка изменилась еще во втором квартале налогового периода.

Новый подход, сформированный на уровне законодательства, кардинально меняет порядок определения момента, с которого возможно использование кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения.

Первые изменения в данном вопросе произошли на уровне Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции от 21 июля 2014 года..

Так, согласно пункту 24.20. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, предусмотренном данным законом для ее оспаривания, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, данное нововведение позволяет пересчитать земельный налог, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи заявления об оспаривании.

Впоследствии данный подход также нашел отражение в Налоговом кодексе РФ, в редакции от 29 декабря 2014 года, действующей с 01 января 2015 года, за исключением отдельных положений.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в указанной редакции, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Данные положения применяются к отношениям, возникшим после 01 января 2015 года.

Таким образом, с 2015 года законодатель позволяет пересчитать земельный налог с 01 января того года в котором было подано заявление в комиссию или суд и исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной на дату подачи определения кадастровой стоимости.

Данные нововведения, безусловно, являются положительными, поскольку новый подход в большей мере отвечает интересам плательщиков земельного налога, является более выгодным в сравнении с подходом, утратившим актуальность.

На заметку налогоплательщику

  • В случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка уточненную налоговую декларацию по земельному налогу следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  • В ходе 2014 года в Кемеровской области была произведена переоценка кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения. Результаты этой переоценки были утверждены региональным комитетом по управлению госимуществом и действуют с 01 января 2015 года.
  • В ноябре ноября 2015 года опубликовано решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области. Для расчета земельного налога новые данные будут использовать с 1 января 2016 года.

Из всего этого следует, что для оспаривания кадастровой стоимости земельных участков сейчас самое время. Артем Устинов, юрист компании «ЮрИнвест»:

Для налогоплательщика самые интересные изменения в теме оспаривания кадастровой стоимости связаны с определением момента, с которого плательщик земельного налога может использовать новую кадастровую стоимость земельного участка в целях определения налоговой базы и исчисления сумм земельного налога к уплате.

В этом направлении законодатель пошел навстречу налогоплательщикам. Можно говорить о том, что новые правила определения момента, с которого возможно использование оспоренной кадастровой стоимости в целях налогообложения, улучшают положение налогоплательщика.

Теперь время, затраченное на оспаривание кадастровой стоимости и вступление в законную силу решения об установлении новой кадастровой стоимости, не сможет „отсрочить“ использование новой кадастровой стоимости в целях налогообложения. Налогоплательщики могут быть уверены в своей возможности пересчитать земельный налог с того налогового периода, в котором заявление об оспаривании кадастровой стоимости было подано на рассмотрение в суд или в комиссию при Росреестре, даже если это произошло в конце календарного года.

Тем не менее, стоит отметить, что новые правила, хотя и улучшают положение плательщиков земельного налога, все же не соответствуют в полной мере положениям п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ, который устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

По моему мнению, принцип экономического основания земельного налога предполагает наличие у налогоплательщика права и реальной возможности пересмотреть налоговые обязательства за весь период, в котором применялась кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной.

Иное не позволяет налогоплательщику в полной мере восстановить права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости». Если Ваша компания столкнулась с проблемой завышенной кадастровой стоимости, земельный налог либо арендная плата выросли в несколько раз, а выкупная стоимость земельного участка стала далека от рыночной, то мы готовы предложить свои услуги по снижению кадастровой стоимости.

Изменение кадастровой стоимости земельных участков

Мы готовы оказать правовую поддержку на стадии предварительной оценки реальной рыночной стоимости, рассчитать экономическую выгоду от планируемого снижения, а также сопроводить проект на досудебном (комиссионном) или на судебном этапах.
Будем рады видеть Вас среди наших клиентов. За более подробной информацией Вы может в любой момент обратиться к нашим специалистам. Вы также можете отправить заявку на консультацию непосредственно с нашего сайта.

В нынешних условиях регионы испытывают острый дефицит финансовых ресурсов, с трудом выполняя взятые на себя обязательства. Без повышения налогов власти не смогут обеспечить развитие инфраструктуры, подчеркивают эксперты. Переход на кадастровую оценку станет новым испытанием для представителей бизнеса. Согласно оценкам экспертов, в некоторых регионах платежи в бюджет увеличатся в 7-8 раз. При этом основной проблемой остается методика, по которой чиновники определяли кадастровую стоимость. Проблемная оценка Основная цель перехода на кадастровую оценку – рассчитывать сумму налога по стоимости, которая соответствует реальной цене земельного надела. Для определения оценки каждого участка были системно проанализированы существующие предложения о продаже земли.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2018 году?

В результате будет учтена местная специфика, что позволит избежать негативных последствий для бизнеса. В 2018 году произойдет очередное повышение налога на землю.

Важно

В рамках переходного периода, власти увеличат налог на 20%. При этом полноценный размер налога будет оплачиваться в местные бюджета только в 2020 году.

Внимание

Кроме того, регионы могут использовать дифференцированный подход для различных секторов экономики.

Кадастровая стоимость

Новый принцип расчета налога предполагает использование кадастровой оценки, которая вызывает критику экспертов.

Если стоимость участка завышена, собственник может скорректировать оценку в судебном порядке.

Налог на землю в 2018 году

Что бы подать заявление на проведение внеочередной проверки необходимо знать, что в нем нужно указать:

  1. ФИО, обратившегося, его данные;
  2. Кадастровый номер земельного участка или точный адрес его нахождения;
  3. Основания для проведения внеочередной оценки земельного участка;
  4. Информация, которая доказывает, что кадастровая стоимость земельного участка ошибочная;
  5. Дату подачи заявления и подпись подающего лица.

К заявлению можно приложить документы, которые подтверждают, что кадастровая стоимость данного земельного участка не точна и подлежит обязательной переоценке. Надо заметить, что основанием для подачи заявления может послужить пятилетний срок прошлой оценки.
Это связано с тем, что государственные органы власти в соответствии с законодательством просто обязаны проводить данную оценку и без желания собственника.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2018 году

В результате новый принцип расчета налога на землю, который останется актуальным в 2018 году, вызывает критику со стороны экспертов. Слабые и сильные стороны нововведений Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях абсолютно необходимо, уверены эксперты.

Инфо

Однако властям необходимо разработать комплексный подход, направленный на стимулирование экономического роста. Пример реформирования налога на землю демонстрирует, что чиновники намерены решать краткосрочные задачи.

Критика экспертов связана с поспешностью и несовершенством методики при определении кадастровой оценки. В результате было спровоцировано огромное количество судебных процессов, чего можно было бы избежать при более взвешенном подходе.

При этом широкие полномочия регионов при определении итоговой суммы налога будут иметь положительное воздействие.

Кадастровая стоимость земли в 2018 году

В 2018 году вступают в действие очередные изменения, которые затрагивают принципы расчета налога на землю. Местные власти продолжат увеличивать размер налога, при этом сумма платежа будет определяться на основании кадастровой оценки участка.

  • 1 Налог на землю: основные изменения в 2018 году
  • 2 Проблемная оценка
  • 3 Слабые и сильные стороны нововведений

Налог на землю: основные изменения в 2018 году В 2018 году налог на землю будет определяться с помощью кадастровой оценки земельных наделов.

Поэтапный переход на новый принцип расчета произошел в 2015-2016 гг. До этого власти использовали балансовую стоимость участка, которая в разы отличалась от кадастровой оценки.

Меняется ли ежегодно кадастровая стоимость земли?

  • В федеральную службу государственного российского реестра лично с соответствующим заявлением и документами, которые подтверждают право собственности;
  • Отправить заявление с просьбой предоставить информацию о данном земельном участке, а в частности о его кадастровой стоимости почтой России;
  • Обратиться на портал государственных услуг, где можно получить небольшую информацию о необходимом земельном участке;
  • Обратиться на официальный сайт государственного российского реестра, где можно заказать всевозможные выписки и просмотреть общую информацию об участке.
  • Получение информации на сайте государственного российского реестра Одним из наиболее доступных способов получение информации о кадастровой стоимости земельного участка является обращение на сайт государственного российского реестра.

Немало примеров тому, когда собственники после подачи заявления в комиссию добивались снижения кадастровой стоимости земель в несколько раз. Это означает для государственного бюджета потерю немалой доли налогооблагаемой базы.

Резюмируя Таким образом, в 2018 г. собственники земельных участков могут ожидать изменения кадастровой стоимости своей собственности, если у местной администрации есть основания для проведения плановой переоценки, оспаривания текущей оценки в судебном порядке, а также наличия иных существенных оснований для этого, как то межевание, изменение площади земель и т.д. Собственники по-прежнему не утрачивают своего права самостоятельно обращаться в комиссию с заявлениями по пересмотру кадастровой оценки участков в текущем порядке.

Чтобы определить, какой будет сумма налога на землю в 2018 году, достаточно найти стоимость конкретного участка на сайте Росреестра и умножить ее на ставку налога с учетом корректирующего коэффициента. Эксперты считают, что выбранная методика определения кадастровой оценки имеет существенные недостатки.
Власти взяли за основу цену продавца, которая может значительно превышать реальную сумму сделки. Дополнительные факторы, которые не берутся в учет для конкретных участков – расположение, инфраструктура и транспортная развязка. В результате стоимость участков с различной удаленностью от населенных пунктов практически не отличается, что приводит к некорректной оценке. Если собственник участка считает кадастровую оценку завышенной, то он имеет право обратиться в суд для ее пересмотра. Действующая судебная практика доказывает эффективность данной меры для отстаивания своих интересов.

Будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2018 году

Вернуться назад на Кадастровая стоимость 2018Кадастровая стоимость (далее КС) земельных участков определяется по кадастровому номеру и отображается на кадастровой карте. Она устанавливается государством и зависит от параметров каждого надела, рыночных цен.

Как рассчитать кадастровую стоимость недвижимости: КС = УПКС * площадь выделенного участка. УПКС — Удельный показатель КС – это кадастровая котировка земельного объекта в пересчете на квадратный метр общей площади надела.

Рыночная и кадастровая стоимости почти никогда не бывают равными. До 2017 года кадастровая стоимость была ниже рыночной стоимости земли.

По КС физ. лицо или юридическое лицо может приобрести земельный участок у муниципалитета или государства согласно законам РФ.
А это немало.• Для расчета суммы налога на землю будут использовать кадастровую оценку участка. В результате произойдет существенное увеличение платежей в бюджет. Ранее платеж рассчитывался исходя из балансовой стоимости, что в разы занижало налоговые поступления.• Увеличение налога будет проходить в несколько этапов, что позволит рядовым россиянам постепенно адаптироваться к измененным принципам расчета. Ежегодно платеж будет увеличиваться на 20%. Полная сумма налога будет оплачиваться не ранее 2020 года. В настоящий момент налоговая ставка составляет 0.3% от кадастровой стоимости. Когда кадастровая стоимость исчисляется миллионами, то это совсем немая сумма. Кто является основными владельцами таких наделов – сельские жители, пенсионеры, бывшие работники колхозов, у которых зарплата или пенсия колеблется от 5 до 10 тыс. рублей в месяц.
Оспаривание будет проходить в судебном порядке, если будет установлено, что комиссия по определению кадастровой стоимости занизила цену земель, которые располагаются на указанных территориях, но не находятся в муниципальной собственности. Иными словами, если собственник обратится в комиссию и подаст заявление о снижении кадастровой стоимости своего участка, а его требование будет удовлетворено, то вслед за этим администрация получает право оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Ранее у властей таких полномочий не было. Не меняется досудебный порядок урегулирования земельного спора. Администрация обязана сначала обратиться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки.

Только после этого может быть подан судебный иск. При досудебном решении спора нагрузка на бюджет снижается, так как отсутствуют судебные издержки.
Изменится ли кадастровая стоимость земли в 2018 году, напрямую зависит от того, какова категория ее разрешенного использования и где именно она находится. Изменение категории землепользования Размер арендных платежей и налога на землепользование напрямую зависит от кадастровой стоимости земли.

Инициатором изменения этой стоимости может выступать собственник, а также администрация данного населенного пункта. Согласно действующему законодательству, периодичность плановой кадастровой оценки составляет 5 лет.

Таким образом, если оценка вашего участка была произведена в 2013 г., то в 2018 г. его кадастровая стоимость изменится. Однако, важно понимать и то, что местные власти вправе проводить переоценку и чаще, чем раз в 5 лет.

НовостиPermalink

Кадастровая стоимость земельного участка либо иного имущественного недвижимого объекта необходима для того, чтобы можно было точно высчитать величину налогообложения. Дополнительно этот параметр участвует в некоторых иных действиях с земельным наделом, которые невозможно выполнить, не зная точную стоимость. Однако в ряде случаев возникает необходимость оспорить данную величину, что возможно благодаря Федеральному закону № 135 от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка? Дополнительно вопрос о цене угодья и ее пересмотре регламентирован недавним принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28.

Дополнительно рекомендуем прочитать информацию о расчете земельного налога на год, а также об условиях бесплатного получения земли от государства.

Можно ли оспорить? Основания для пересмотра результатов

Действующее на территории России законодательство не запрещает производить переоценку кадастровой стоимости любого имущества. При этом произвести пересмотр этого показателя могут следующие лица:

  1. Обратиться к независимой оценке может собственник надела — физическое или юридическое лицо.
  2. Бывший владелец земельного надела, если его затронул момент, связанный с налогообложением за проданное угодье.
  3. Процедура может быть выполнена арендатором земельного участка, если величина оплаты зависит от кадастровой стоимости объекта.
  4. Иное лицо, которое имеет исключительное право на выкуп или аренду надела у государства или муниципального образования.

Согласно ФЗ-№ 135, все эти лица вправе обратиться за пересмотром кадастровой стоимости земельного участка. Однако для проведения данной процедуры потребуются основания. Они могут быть следующими:

  • недостоверная информация относительно земельного участка (сведения о цене удела, местоположении земли, площади, вариантов использования);
  • чрезмерно завышенные показатели рыночной стоимости имущественного объекта (нередко при оценке могут использоваться дополнительные параметры участка, которые недопустимо применять при вычислении массовой цены за землю).

Для проведения оценки земельного надела приглашается независимый оценщик, который проводит свою работу и выдает клиенту на руки бланк с отчетом о проведении процедуры, где уже указана точная рыночная стоимость.

ВАЖНО! После того, как будет произведена независимая экспертиза, для пересмотра кадастровой стоимости потребуется обратиться в суд или в специальную комиссию.

Физическому лицу

Согласно действующему законодательству, физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, не обязательно обращаться в комиссию для оспаривания кадастровой стоимости земельного надела. Граждане вправе сразу обратиться в судебную инстанцию. Пересмотреть величину можно в следующих судебных инстанциях:

  • мировые судебные участки по месту регистрации собственника;
  • третейские суды, занимающиеся урегулированием имущественных споров;
  • судебные инстанции общей юрисдикции;
  • федеральные суды крупных городов РФ или иных субъектов;
  • верховный суд Российской Федерации.

Все эти инстанции уполномочены принять иск, в котором будет предоставлена информация относительно оспаривания кадастровой стоимости земельного надела, который находится в собственности или возмездном пользовании.

Юридическому лицу

Для юридических лиц в обязательном порядке требуется пройти предварительно специальную комиссию. Данные учреждения созданы при каждом региональном управлении Росреестра. Перед тем, как обратиться в суд, необходимо сделать попытку оспорить стоимость земельного надела здесь. Пишется соответствующее заявление и прикладывается оценочный лист с независимой экспертизы. Компания может написать исковое заявление в суд лишь при следующих обстоятельствах:

  • комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости;
  • рассмотрение заявления не состоялось в течение одного месяца.

ВАЖНО! Специальная комиссия, которая производит пересмотр кадастровой стоимости в соответствии с действующим законодательством, обязана выполнить эти действия в течение одного календарного месяца (30 дней).

Компании наравне с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями могут сделать обращение в те же судебные инстанции, за исключением мировых участков. Последние не компетентны, заниматься разбирательствами юридических лиц в отношении пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.

Порядок оспаривания

Процедура пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, как правило, проводится в три этапа (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей в два этапа). После того, как она будет произведена, в документах на имущественный объект будет вписана новая стоимость, что позволит снизить арендную плату, налогообложение или цены связанные с другими действиями с землей. Рассмотрим более детально, про какие этапы идет речь:

  1. Проведение независимой экспертной оценки рыночной стоимости земельного участка с привлечением специалиста, который произведет процедуру в соответствии с действующим законодательством.
  2. Подача заявления и отчетного листа в комиссию, созданную при региональном управлении Росреестра, а впоследствии проведение переоценки.
  3. Обращение в судебную инстанцию с исковым заявлением, где будут отражены требования истца о пересмотре кадастровой стоимости.

Каждый из этапов требует от заявителя особого внимания. Особенно это касается проведения независимой экспертной оценки. Обязательно следует проверить у специалиста наличие соответствующих документов, которые дают ему право выполнять оценку рыночной стоимости недвижимых имущественных объектов.

ВАЖНО! На каком бы этапе не находилась процедура пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, крайне важно выполнять все действия в рамках настоящего законодательства, а именно ФЗ-№ 135.

В комиссии

Чтобы пересмотреть кадастровую цену на земельный надел, в комиссию при Росреестре обращается юридическое лицо, при этом ему необходимо представить следующий перечень документов:

  • заявление по форме исполнительной инстанции;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • документы, которые будут подтверждать несоответствие стоимости;
  • оценочный лист о проведении независимой экспертизы;
  • положительное экспертное решение о том, что необходимо пересмотреть стоимость.

Все эти документы представляются в комиссию, где, в течение одного месяца, происходит рассмотрение и последующее удовлетворение требований заявителя. При этом в кадастровый паспорт объекта, вносится новая стоимость имущества, которая впоследствии повлияет на множество моментов и удовлетворит цели юридического лица.

ВНИМАНИЕ! Если в течение одного месяца пересмотр не состоялся, либо был представлен отказ, для ИП и физических лиц рассмотрение заявки может быть выполнено с привлечением органов правосудия.

В суде

Физические лица, а также индивидуальные предприниматели и компании, которым не удалось в досудебном порядке урегулировать вопрос, могут обратиться в органы правосудия, где в ходе гражданского заседания будет произведен пересмотр кадастровой стоимости земельного участка.

Цех превратился в офис

Для обращения в суд с исковым заявлением, к нему в обязательном порядке потребуется приложить следующий перечень документов:

  • паспорт гражданина РФ (собственника или арендатора, либо законного представителя интересов);
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости угодья;
  • копию свидетельства, подтверждающего права собственности на надел;
  • отчетный лист о проведении независимой экспертной оценки стоимости участка;
  • экспертное решение о необходимости проведения процедуры пересмотра кадастровой стоимости участка;
  • решение комиссии об отказе в удовлетворении требований (для юридического лица или компании);
  • квитанцию, подтверждающую совершение оплаты государственной пошлины.

После того, как будут предоставлены все документы, и иск будет проведено гражданское заседание, где будет выяснена причина обращения, приняты во внимание все документы, показания истца. В конце судом будет принято решение о перерасчете кадастровой стоимости, либо отказе в удовлетворении требований.

В исковом заявлении подробно отражается требование истца, которое может быть следующим:

  1. Прошение об установлении в качестве кадастровой стоимости рыночную цену за имущественный объект.
  2. Оспаривание решения комиссии при Росреестре, которая отказала в пересмотре цены на участок.
  3. Для пересмотра цены участка при условии, что комиссия бездействовала в течение одного месяца (30 дней).

ВАЖНО! Представляемый в суде иск, не может содержать требований о перерасчете налогов или иных действий, так как это не входит в компетенцию органа правосудия.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

Что представляет собой кадастровая стоимость земельного участка? Для чего и кем она устанавливается и каким образом рассчитывается?

Публикации

Возможно, ли изменить ее размер? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
Факторы, влияющие на кадастровую стоимость
В первую очередь кадастровая стоимость земельного участка необходима для определения суммы земельного налога, который должен платить собственник участка.
Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков. Эта процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет. Региональное управление Росреестра готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке. Именно в соответствии с такими списками (перечнями) и производится кадастровая оценка земельных участков.
В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Для всех земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством установлены 17 видов разрешенного использования. Участки делятся на административно-территориальные единицы. В их составе выделяются кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра. Он определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

Если говорить, к примеру, о землях населенных пунктов, то удельная кадастровая стоимость в таком случае определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.
Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:
• его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;
• размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.
• площадь земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (в распоряжении о предоставлении земель¸ договоре аренды и купли-продажи, актах выбора земельного участка и других документах).
Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам. В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.
Например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». При этом если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае, если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

К примеру, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» не может быть ему установлен.
Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке:
• субъектом Российской Федерации (заказчик) принимается решение о проведении кадастровой оценки земель, которая носит всеобщий характер. То есть, оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта;
• территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение;
• привлекаемая заказчиком оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования.
• результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;
• после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкэномразвития от 12.08.2006 № 222 применяются утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель.

Как оспорить результаты кадастровой оценки
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно несколькими способами.

Зная кадастровый номер участка, вы можете отыскать его кадастровую стоимость в соответствующем постановлении Правительства Республики Тыва на официальном сайте Управления Росреестра по Республике Тыва в разделе «Кадастровая оценка земель и земельный налог» (www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/).

Второй вариант — обратиться в любой пункт приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва и заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая справка предоставляется бесплатно.
Граждане, несогласные с утвержденной кадастровой стоимостью их недвижимости, считающие ее несоответствующей рыночной, могут оспорить установленную кадастровую стоимость через суд.

В основном, кадастровую оценку оспаривают в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется собственнику завышенной.

Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются с жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.
В случае, когда с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости еще не прошло полгода, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки. Для этого собственнику необходимо обратиться в специальную межведомственную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Тыва. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров предусмотрена статьей 24.19 вышеуказанного закона и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 марта 2012 года № 263.

ОФИЦИАЛЬНО
Как уже отмечалось в статье, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Последняя государственная кадастровая оценка в Республике Тыва проводилась в отношении:
— земель населенных пунктов — в 2012 году;
— земель садоводческих, огороднических и дачных объединений — в 2008 году;
— земель особо охраняемых территорий и объектов — в 2012 году;
— земель сельскохозяйственного назначения — в 2007 году.

http://www.tuvaonline.ru/2014/05/11/vse-o-kadastrovoy-stoimosti-metodike-ee-rascheta-i-vliyanii-na-zemelnyy-nalog.html

Региональное отделение:  Хакасское региональное отделение