Изменения в законодательстве

27 ноября 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон с масштабными поправками в Налоговый кодекс РФ.

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Изменения коснутся НДС, страховых взносов, акцизов, налога на движимое имущество, новых налоговых вычетов. Мы собрали в этот материал те из них, которые затронут большинство предпринимателей и организаций.

Президент России подписал Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Документ насчитывает 122 страницы и содержит множество поправок в налоговое законодательство России. Это один из самых объемных и разноплановых законов, которые были приняты в этом году. Поэтому мы остановимся подробнее только на самых важных изменениях, которые затрагивают большое число налогоплательщиков.

1. Инвестиционный налоговый вычет

Глава НК РФ о налоге на прибыль дополнена новой статьей 286.1 НК РФ, регламентирующей инвестиционный налоговый вычет. Суть этой льготы состоит в том, что налогоплательщик получает право уменьшить исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Для получения такой возможности организациям придется соблюдать установленные условия.

В связи с этим перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми российскими лицами дополнен новым условием: если одно из них применяет инвестиционный вычет, то сделка будет являться контролируемой. Лимит суммы доходов по таким сделкам между взаимозависимыми лицами будет составлять от 60 млн рублей в год. Основные средства, в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет, не будут подлежать амортизации. В ст. 270 НК РФ внесены поправки, в соответствии с которыми расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение таких объектов также не будут учитываться при этом.

При проведении камеральной проверки налоговых деклараций, в которых будет заявлен такой вычет, специалисты ФНС получают право требовать у налогоплательщиков не только подтверждающие документы, но и пояснения.

2. Льготы по движимому имуществу

Отдельные поправки в Налоговый кодекс коснулись налогообложения движимого имущества. С 2018 года данная льгота действовать не будет. Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1%. Это значение законодатели понизили в два раза: до сих пор ставка налога на имущество организаций не могла быть более 2,2%. Кроме того, региональные власти имеют право сохранить льготу, установив ставку 0%.

3. НДС заплатят покупатели

Законодатели одобрили эксперимент по перенесению обязанности оплачивать НДС с продавцов на покупателей. Идея Минфина теперь закреплена в Налоговом кодексе и касается таких сфер, как:

— реализация лома и отходов черных и цветных металлов;

— реализация сырых шкур животных; реализация вторичного алюминия и его сплавов.

Организации и ИП, приобретающие эти товары, получат статус налоговых агентов. Продавец, как и сейчас, будет выставлять счет-фактуру. Но сумму НДС он в этом документе указывать не будет, вместо этого он будет делать отметку о том, что НДС исчисляется налоговым агентом. По такому счету-фактуре налоговый агент можно будет принимать НДС к вычету, включая сделанную предоплату. В результате покупатель должен будет исчислить НДС к уплате с учетом новой обязанности. Если продавец таких товаров не является плательщиком НДС, то в договоре и первичном документе (накладной или акте) он должен проставить отметку «Без НДС». Если такая отметка оказалась дезинформацией, то в дальнейшем НДС будет платить сам продавец, а не покупатель — налоговый агент. Физлица от статуса налоговых агентов пока избавлены.

4. Раздельный учет

Законодатели изменили «правило 5%», которое действовало для налоговых периодов, в которых расходы на необлагаемые НДС операции составили менее 5% в общем объеме расходов. Теперь налогоплательщики обязаны в этом случае вести раздельный учет. Правда, соблюдать пропорцию для учета входящего НДС в вычетах и расходах им по-прежнему не нужно. Теперь они могут принимать к вычету весь НДС по купленным товарам, работам или услугам, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых НДС операций. До сих пор к вычету можно было принять «все суммы налога, предъявленные … в указанном налоговом периоде».

5. Акцизов стало больше

Операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, теперь будут отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами. Таблица со ставками акцизов на 2018, 2019, 2020 годы изложена в новой редакции.

6. НДФЛ: льготы и отчетность

От налога на доходы физических лиц законодатели освободили:

— компенсацию из бюджета части первоначального взноса по автокредиту, оформляемому в порядке, утвержденном Правительством РФ;

— долги физлиц, признанные безнадежными и списанными с баланса организации. До сих пор, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 223 НК РФ, датой фактического получения физлицом налогооблагаемого дохода признавалась дата списания таких долгов. Теперь это правило сохранилось только для организаций, взаимозависимых по отношению к налогоплательщику-физлицу.

Кроме того, изменился порядок обложения НДФЛ сумм дохода, полученного физлицом при реализации ранее приобретенных ценных бумаг. До сих пор в расходах можно было учесть суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении этих ценных бумаг, и сумму самого уплаченного налога. В силу новой редакции пункта 13 ст. 214.1 НК РФ теперь сумма налога в расходах налогоплательщика учитываться не будет.

Также изменился порядок сдачи отчета по форме 6-НДФЛ. Теперь, если реорганизуемые организации, которые выступают в качестве налоговых агентов по НДФЛ, для своих работников не представили в орган ФНС справки 2-НДФЛ или расчет 6-НДФЛ, то обязанность отчитаться ложится на их правопреемников. Законодатели расширили перечень ошибок, в случае которых 6-НДФЛ будет считатся непредставленным.

7. Транспортный налог

Налог на новые и дорогие автомобили для организаций станет меньше. Законодатели упразднили два повышающих коэффициента:

— 1,3 — для транспортных средств, выпущенных в эксплуатацию менее двух лет назад;

— 1,5 — для новых автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн рублей.

Теперь для последней ценовой категории будет действовать только один повышающий коэффициент — 1,1. Его нужно будет применять при исчислении транспортного налога для автомобилей не старше трех лет.

8. Кадастровая стоимость

После внесения поправок в НК РФ, в целях исчисления земельного налога изменение кадастровой стоимости земельного участка из-за новых характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади) будет учитываться со дня внесения в ЕГРН новых сведений.

Кроме того, законодатели сохранили еще на два года за местными властями право примения пункта 4.1 ст. 75 НК РФ в регионах, где введен «кадастровый» налог на имущество физических лиц, давать налогоплательщикам отсрочку по уплате пеней. Если соответствующий региональный закон будет принят, пени по налогу на имущество физлиц будут начисляться только с 1 июля 2018 года, а за 2017 год — с 1 июля 2019 года.

9. Новый порядок признания безнадежных долгов

В Налоговом кодексе уточнен порядок признания дебиторской задолженности контрагента налогоплательщика сомнительным долгом. Теперь при наличии встречной кредиторки — если есть долги перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения — можно будет уменьшить дебитовую задолженность на кредитовую, начиная с первой по времени возникновения. Кроме того, расширен перечень безнадежных долгов. Законодатели включили в него задолженность физического лица, признанного банкротом. При условии, что есть решение суда, которым он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов по закону о банкротстве.

10. Уплата наследниками налоговой задолженности

Законодатели избавили наследников умершего гражданина погашать перед бюджетом его задолженность по торговому сбору. В силу новой редакции пункта 3 статьи 44 НК РФ за счет наследственного имущества теперь нужно погасить только долги умершего по транспортному и всем остальным местным налогам (земельный и налог на имущество физлиц). Это связано с тем, что плательщиками торгового сбора не являются физлица без статуса индивидуального предпринимателя.

Нет КонсультантПлюс?

Все новости Респекта

С 01 января 2016 года вступили в силу несколько федеральных законов, регулирующих вопросы приобретения, продажи и владения недвижимостью. Максимально простым языком объясним основные из них.

Законодательная власть сделала много «подарков» сначала года – повышение пени за неоплату услуг ЖКХ, сборов на капремонт и налогов с продажи недвижимости.

С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон ФЗ-382, внесший поправки в Налоговый кодекс РФ. Новации существенно меняют порядок уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с продажи любой недвижимости – квартиры, дома, дачи, земельного участка, гаража.

Новые правила увеличивают срок владения имуществом, после которого доходы от его продажи не облагаются налогом, с ныне действующих трех лет до пяти. Исключение делается только для продавцов, которые продают недвижимость по договору дарения, и впервые приватизированного имущества, а также жилья, перешедшего владельцам по договору пожизненного содержания с иждивением. В этих случаях срок владения недвижимостью для освобождения от налога по-прежнему будет составлять три года.

Второе нововведение исключает возможность не уплачивать налог, полученный от реализации недвижимости. Если указанная в договоре цена купли-продажи ниже кадастровой стоимости, то кадастровая умножается на коэффициент 0,7 и таким образом налоговая рассчитывает размер платы.

Новые правила облагают налогом доходы от продажи объектов, перешедших в собственность продавцов после 1 января 2016 года. Таким образом закон не действует в направлении уже зарегистрированной недвижимости до этого момента.

 ЖКХ!

В октябре 2015 года Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов», увеличивающий штрафы за просрочку коммунальных платежей. По данным Минстроя РФ, на конец прошлого года россияне задолжали за ЖКУ почти 250 млрд руб.

Документ с 1 января 2016 года устанавливает новый порядок начисления пени за просрочку платежей за электроэнергию, газ, воду и услуги водоотведения. Ранее штрафы взимались с первого дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый неоплаченный день (ставка рефинансирования сегодня составляет 11%). По новым правилам, начисление пени начинается с 31-го дня просрочки. В течение второго месяца размер наказания для неплательщика останется прежним, а с 91-го дня он резко возрастет и составит уже 1/130 ставки рефинансирования за каждый день долга.

Видимо, для соблюдения принципа симметрии одновременно вводится наказание рублем для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ и неполноценное оказание услуг. Теперь они обязаны выплачивать штрафы в пользу жильцов в размере 50% от несправедливо начисленной суммы и 30% от стоимости неполноценно оказанной услуги. Но виновность УК надо еще доказать цифрами и фактами.

Нотариус!

29 декабря, президент страны подписал закон ФЗ-391 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором содержатся существенные коррективы и уточнения основ нотариальной деятельности. В частности, в Семейный кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми становится обязательным нотариальное удостоверение соглашений о разделе имущества, совместно нажитого супругами.

Кроме того, с этого года в обязательном порядке заверяются нотариусом договоры продажи земельной доли и доли в праве общей собственности постороннему лицу, а также – сделки распоряжения, управления или продажи недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину. Понятно, что россиянам, решившим распорядиться своим имуществом в описанных случаях, теперь придется нести в процессе продажи дополнительные затраты в размере от 5000 до 25 000 рублей.

Капремонт!

Разнонаправленно развивается тема взносов на капремонт многоквартирных домов для одних категорий населения платежи растут, для других – снижаются или вовсе обнуляются.

Так, с 1 января вступил в силу закон о льготах по оплате взносов в фонды капитального ремонта.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Субъекты федерации теперь вправе освобождать от платежей граждан в возрасте 80 лет и старше. Одиноким пенсионерам, достигшим 70 лет, будут предоставлять скидку в 50%. Полцены будут платить также инвалиды первой и второй группы, дети-инвалиды и граждане, имеющие детей-инвалидов. Льготы по оплате капремонта могут получить ветераны труда, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В то же время повышены тарифы за капремонт для жителей некоторых регионов России. Рост тарифа в рамках индексации составит в среднем 40 копеек за один квадратный метр.

Материнский капитал!

Напомним, что в этом году должна была завершиться программа выплаты государством материнского капитала по случаю рождения или усыновления семьей второго ребенка, изначально рассчитанная на десять лет. Несмотря на кризис, правительство страны приняло решение продлить действие программы еще на два года – до 31 декабря 2018 года.

Однако без неприятных новостей не обошлось. В течение всего периода действия программы размер выплат ежегодно индексировался в связи с инфляцией. Если в 2007 году материнский капитал составлял 250 тыс. руб., то в 2015-м он дорос уже до 453 тыс. руб. В наступившем году индексацию заморозили, и размер маткапитала останется прежним – 453 тыс. руб.

Данное решение правительства к рынку недвижимости имеет непосредственное отношение. Как известно, маткапитал можно направить только на определенные государством цели – образование ребенка, пенсионные накопления матери или улучшение жилищных условий семьи. Последний пункт трактуется достаточно широко: покупка квартиры на первичном или вторичном рынке, первоначальный взнос по ипотеке или погашение уже взятого кредита, строительство или ремонт дома.

Без ограничений!

Совет Федерации утвердил поправки в Градостроительный кодекс РФ, благодаря которым исключается возможность строить социальные объекты и жилье без учета их доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан. Требования предъявляются не только к застройщикам и проектировщикам, но и к заказчикам строительства. С 1 января 2016 года создание безбарьерной среды становится обязательным для всех вновь возводимых зданий: многоквартирных домов, магазинов, аптек, школ и т. д. Источник финансирования строительства при этом значения не имеет: Доступ людям с ограниченными возможностями должен быть обеспечен вне зависимости от того, на бюджетные или частные средства осуществляется проект.

Предполагается, что в течение пяти лет две трети объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и треть общеобразовательных школ станут безбарьерными.

Последний закон наиболее позитивен: он действительно продиктован заботой о людях, по крайней мере – об отдельно взятой категории населения. Продление программы материнского капитала отчасти обусловлено желанием правительства поддержать рынок строящегося жилья. А вот все остальные изменения законодательства ведут к повышению тарифов, штрафов, пени и налогов для россиян.

Что меняется в Налоговом кодексе с 2017 года

Налоговое администрирование: новые сюрпризы для физических и юридических лиц

12 января 2017

Какие сюрпризы преподнесёт налоговое законодательство физическим и юридическим лицам в этом году, обсудили в новом выпуске программы «Гражданин и закон» на радио «МедиаМетрикс». Гость ведущей Юлии Мелейко — адвокат, член Ревизионной комиссии  Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Александр Чангли.

С 2017 года долги по налогам и ЖКХ смогут списывать со счетов и карт россиян почти автоматически. Как это будет осуществляться на практике? В каких случаях списания недопустимы? Совершая дорогие покупки, каждый из нас попадает в поле зрения налоговой службы. Какие санкции грозят недобросовестным налогоплательщикам и как совершать покупки, не привлекая внимания? Об этом и не только, читайте в нашем материале по итогу радиопрограммы.

Начнем с налогового администрирования. Изменения коснуться не только предпринимателей, но и физических лиц. Процедура списания долгов  с личных счетов будет почти автоматической. Верховный суд разъяснил порядок принудительного списания долгов граждан по услугам ЖКХ, связи и по налогам. Как это будет выглядеть на практике?

Действительно, в законодательстве 2017 года есть изменения, однако они не являются революционными или прорывными, скорее их можно назвать техническими.

Изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2018 года

Общая тенденция, которая сейчас существует, это усиление государственного контроля над всеми сторонами жизни. Основное изменение в налоговом законодательстве связано с передачей администрирования страховых взносов от небюджетных фондов к налоговому органу, т.е. теперь сборы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, медицинские страховые взносы, будут собирать не непосредственно сами фонды, а налоговые органы. Это уже было до 2010 года, когда у нас действовал единый социальный налог и этим занимались налоговые органы. После этого страховые взносы передали на управление фондам и теперь возвращают назад. Будем надеяться, что это повысит платежную дисциплину организаций.

Еще одной новинкой в налоговом законодательстве стало обязательство налогоплательщиков сообщать об объектах недвижимости самостоятельно. Раньше налогоплательщики могли ждать документы из налоговых органов и только после этого осуществлять плату, теперь, даже не получив соответствующего уведомления, они должны сами сообщать в налоговые органы о наличии имущества.

А если не сообщат?

Наступает ответственность. Штраф может достигать 20% от суммы объекта,  подлежащего оплате в бюджет.

Что касается организации бюджетной системы, тут изменено распределение налога на прибыль. Если раньше 2% налога шло в федеральный бюджет, а 18% — в региональный, то сейчас в федеральный будет идти 3%, в региональный – 17%.

Есть и положительный момент для налогоплательщика. Это связано с тем, что увеличился лимит по оборотам и доходам упрощённой системы налогообложения. Раньше при доходе в 60 млн. рублей, организация должна была переходить на общую систему налогообложения, сейчас этот предел подняли до 150 млн. руб. и таким образом под упрощенную систему налогообложения может попасть большее количество организаций.

Кроме того, теперь налоговые органы могут взыскивать налоги не только с аффилированных организаций, но и с аффилированных физических лиц, если в результате недобросовестных действий на них было выведено какое-то имущество и им таким образом удалось избежать уплаты налогов. Также введено некое количество несущественных изменений в налоговых декларациях, в  сроках из уплаты, в порядке оформления и иных мелочах.

Что касается списания долгов со счетов. Эти изменения были введены в гражданский кодекс еще в июне 2016 года. Было установлено, что судебный приказ – это упрощённая форма судебного решения, для проведения которого подается минимум документов и требования основаны на нотариальной, письменной базе. Это касается уплаты алиментов, коммунальных услуг и связи (здесь имеется большая задолженность граждан перед сотовыми компаниями). Если эта задолженность не превышает 50 000 руб., она может быть списана в порядке судебного приказа. При этом нельзя списывать более 70% заработной платы, в случае, если взыскание наложено на периодические платежи. Это упрощённый порядок, при котором в течение 5 дней после подачи заявления, суд должен вынести приказ. Свидетели при этом не привлекаются.

27 декабря вышло постановление Верховного суда, в котором дано интересное разъяснение, касающееся не только судебного приказа, а в целом уведомления граждан о судебных решениях и наличии судебного производства. Теперь предусмотрено, что весь риск неполучения корреспонденции лежит на тех, кто не получил. То есть вводится обязанность получать судебные уведомления. Гражданин считается уведомлен, если в его адрес отправлено письмо. Если оно не дошло из-за плохой работы почты, это можно оспорить. Для Почты России установлен срок доставки судебного письма – 7 дней.

Если у должника нет открытых счетов, что будут списывать в этом случае?

Имущество. В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством, не может быть обращено взыскание на единственное жилище должника, какого бы размера оно не было. В перспективе в этот закон грядут изменения.

Совершая дорогие покупки (автомобили, недвижимость и т.д.), гражданин попадает в поле зрение налоговой службы, которая проверяет соответствие расходов налогоплательщика его доходам. Если расходы явно превышают официальные доходы, то налоговики могут потребовать от гражданина объяснений. Какие санкции грозят недобросовестным налогоплательщикам?

Достаточно часто мы слышим новости о том, что безработный попал в ДТП на дорогом автомобиле. Возникает вопрос — как это все соотноситься? На самом деле, это больше журналистская компания по этому вопросу. Никаких изменений в налоговом законодательстве нет и будут ли они – большой вопрос. Все налоги, существующие в государстве, закреплены в налоговом кодексе, который устанавливает налогообложение доходов физического лица. Расходы не отражаются, не облагаются и предметом налогового контроля не являются. В конце 90-х годов пытались контролировать расходы, но от этого отказались. Есть презумпция добросовестного налогоплательщика, если есть основания говорить, что он подал недостоверные сведения о своих доходах, то это должно быть проверено налоговыми и правоохранительными органами. Есть еще такой обсуждаемый момент, в 2003 году в Мексике была принята Конвенция ООН по противодействию коррупции, которую подписала и РФ. Там были некие неоговорки, а именно копья ломаются о статью 20 «незаконное обогащение», в которой рекомендуется принять в качестве уголовно-наказуемого деяния ответственность за незаконное обогащение. Т.е. значительное обогащение публичного лица (судьи, депутаты, чиновники), превышающее его доходы. Если следовать духу того, что Россия уже приняла, начинать надо не с рядовых граждан, а с публичных должностных лиц.

Можно ли обмануть налоговые органы и совершать покупки, не привлекая внимание?

Сейчас ничего не может обмануть век компьютеризации и информационных технологий. Если это касается покупки недвижимости, то об этом в налоговую службу сообщат органы Реестра, покупки автомобиля — ГИБДД, банки, и все, кто исполняет так называемую фискальную функцию. Есть конечно возможность оформить что-то не на себя, а на родственников или еще кого-то. Но не обязательно обманывать, есть же у нас определенные вычеты налоговые. Также у нас есть Росфинмониторинг, который обладает колоссальным объемом информации о всех транзакциях и платежах. Нет хуже для организации, чем попасть в базу Росфинмониторинга как недобросовестная организация. А чтобы попасть в их черный список, можно совершить операции, которые предусмотрены законом «О предотвращении легализации».

В этом году появятся штрафы за задержку зарплат перед сотрудниками. О каком наказании идет речь? Оно касается должностного лица или учредителей организации?

Да, действительно, изменения введены с начала октября 2016 года, это целый пакет изменений: установление административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы, если это не попадает под уголовную статью. Ответственность налагается как на должностных лиц, так и на саму организацию. Первоначально на должностных лиц налагается штраф 10-20 тыс. руб., на организацию — потом от 30-50 тыс. руб. При повторном нарушении сумма увеличивается. Сейчас в трудовой кодекс введена обязанность работодателя выплачивать зарплату не позднее, чем через 15 отработанных дней. За невыплату зарплаты в срок, размер ответственности увеличен до 1/150 за день просрочки. Работники достаточно защищены законодательно.

Не приведет ли данная мера к тому, что  работодатели перестанут официально оформлять многих сотрудников?

За нарушение трудового законодательства также предусмотрена ответственность. Повышение ответственности может привести к тому, что работников перестанут оформлять официально и может быть это будет связано с тем, что официально будет проводится минимум сотрудников с минимальным размером заработной платы. Но это связано не только с усилением ответственности, но и с большой налоговой нагрузкой. Мы знаем, что на начисленную зарплату начисляются большие взносы, которые и становятся препятствием для работодателя.

Многие руководители предприятий и организаций продолжают жаловаться на проверки, которые ведет ФНС. Они утверждают, что у инспекторов по-прежнему стоит задача обязательно найти нарушения. Особенно сейчас, в условиях жестких бюджетных проблем. Ухудшится ли ситуация?

Количество проверок организаций налоговыми органами регламентировано в самом Налоговом кодексе. Существует два вида налоговых проверок: камеральная, которая осуществляется в течении 3 месяцев с момента предоставления налоговой отчетности, т.е. это некая текущая проверка, и если находятся нарушения, составляется акт и лицо привлекается к ответственности, второй вид — выездные налоговые проверки, которые могут проводится только по решению налогового органа. Порядок проведения достаточно жестко регламентирован в Налоговом кодексе. Я думаю, что есть достаточно наработанная практика Арбитражных судов, которая, в основном, поддерживает налогоплательщика.

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий:

Федеральные законы 2017 года, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ. Статьи Налогового кодекса (в которые внесены изменения) в новой редакции с примечаниями «отменено/добавлено», «вводится в действие с …», etc.

Удобно для просмотра/изучения внесенных изменений. Возможность поиска, печати, добавления в избранное. Выполнено в виде файла формата СНМ (файл справки Windows).

Перейти на страницу загрузки →

Обзор изменений Налогового кодекса в 2017 году

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Законом внесены изменения в статью 11 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 11, 11.1 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Законом внесены изменения в статью 16 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
Законом внесены изменения в статьи 25.13-1, 25.14, 25.15 436-ФЗ от 28.12.17
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
Законом внесены изменения в статью 31 343-ФЗ от 27.11.17
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
Законом внесены изменения в статьи 46, 47, 48, 60 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 44, 50 335-ФЗ от 27.11.17
Законом введена статья 54.1 163-ФЗ от 18.07.17
Законом внесены изменения в статью 55 173-ФЗ от 18.07.17
Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
Законом внесены изменения в статью 64 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 61, 64 323-ФЗ от 14.11.17
Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
Законом внесены изменения в статью 70 323-ФЗ от 14.11.17
Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
Законом внесены изменения в статью 74.1 466-ФЗ от 29.12.17
Законом внесены изменения в статьи 75, 76 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 75 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
Законом внесены изменения в статьи 78, 79 322-ФЗ от 14.11.17
Глава 14. Налоговый контроль
Законом внесены изменения в статью 86 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 88 341-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 82, 102 340-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 83, 84, 88 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 82 163-ФЗ от 18.07.17
Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
Законом внесены изменения в статью 105.3 436-ФЗ от 28.12.17
Глава 14.4. Контролируемые сделки.

Налоговый кодекс (НК РФ) 2018

Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках

Законом внесены изменения в статью 105.15 340-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 105.14 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
Законом введены статьи 105.16-1 — 105.16-6 340-ФЗ от 27.11.17
Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
Законом внесены изменения в статью 105.17 340-ФЗ от 27.11.17
Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
Законом внесены изменения в статью 105.20 436-ФЗ от 28.12.17
Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Законом внесены изменения в статьи 126, 129.7 — 129.11 340-ФЗ от 27.11.17
Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение
Законом внесены изменения в статьи 134, 135, 135.1 343-ФЗ от 27.11.17
Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
Законом введены статьи 142.1 — 142.4 340-ФЗ от 27.11.17
Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами российской федерации
Законом введены статьи 142.5 — 142.6 340-ФЗ от 27.11.17
Глава 21. Налог на добавленную стоимость
Законом внесены изменения в статью 149 466-ФЗ от 29.12.17
Законом внесены изменения в статьи 164, 165 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 146, 170 351-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 164, 165, 167, 172 350-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 168 349-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 149 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 149 343-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 164, 165, 169.1, 171, 172 341-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 145, 148, 154, 149, 154, 161, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 174.2 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 149, 154, 164 316-ФЗ от 14.11.17
Законом внесены изменения в статью 149 305-ФЗ от 30.10.17
Законом внесены изменения в статью 149 161-ФЗ от 18.07.17
Законом внесены изменения в статью 150 121-ФЗ от 18.06.17
Законом внесены изменения в статью 169 56-ФЗ от 03.04.17
Законом внесены изменения в статьи 149, 164 25-ФЗ от 07.03.17
Глава 22. Акцизы
Законом внесены изменения в статьи 183, 184, 185, 198, 200, 201, 203 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 179.3, 179.6, 181, 182, 187, 193, 195, 199, 200, 201, 203.1, 204 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 193 254-ФЗ от 29.07.17
Законом внесены изменения в статью 181 25-ФЗ от 07.03.17
Глава 23. Налог на доходы физических лиц
Законом внесены изменения в статьи 214.1, 217, 220, 228 436-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статьи 210, 214.7, 217, 226, 228 354-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 217, 217.1, 220 352-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 217, 218, 219 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 217 342-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 212, 214.1, 217, 223, 230 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 212 333-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 217 304-ФЗ от 30.10.17
Законом внесены изменения в статью 228 254-ФЗ от 29.07.17
Законом внесены изменения в статьи 207, 214.1, 214.2, 217, 224, 226.1 58-ФЗ от 03.04.17
Глава 25. Налог на прибыль организаций
Законом внесены изменения в статьи 251, 269 466-ФЗ от 29.12.17
Законом внесены изменения в статьи 246.2, 251, 288.1, 306, 309.1 436-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статью 150 430-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статью 288.1 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 264 352-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 284 348-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 251 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 251, 270 344-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 251 342-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 284.4 339-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 250, 251, 256, 258, 264, 266, 268, 270, 271, 272, 275.2, 284.4, 286.1, 299.3, 299.4 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 251, 259.3, 264, 271, 277 286-ФЗ от 30.09.17
Законом внесены изменения в статью 264 169-ФЗ от 18.07.17
Законом внесены изменения в статьи 251, 262 166-ФЗ от 18.07.17
Законом внесены изменения в статьи 284, 284.3, 284.3-1, 284.6, 288.2 168-ФЗ от 18.07.17
Законом внесены изменения в статью 251 56-ФЗ от 03.04.17
Глава 25.3. Государственная пошлина
Законом внесены изменения в статьи 333.33, 333.34, 333.35 430-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статью 333.35 352-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 333.33, 333.35, 333.38, 333.39 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 333.33 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 333.33, 333.34 253-ФЗ от 29.07.17
Законом внесены изменения в статью 333.33 145-ФЗ от 01.07.17
Законом внесены изменения в статьи 333.21, 333.22 57-ФЗ от 03.04.17
Законом внесены изменения в статьи 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3 25-ФЗ от 07.03.17
Глава 26.

Налог на добычу полезных ископаемых

Законом внесены изменения в статьи 338, 342, 342.4, 343, 343.2, 343.4 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 343, 343.3 286-ФЗ от 30.09.17
Законом внесены изменения в статьи 342.4, 342.5 254-ФЗ от 29.07.17
Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Законом внесены изменения в статью 346.5 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 346.1, 346.3, 346.5 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения
Законом внесены изменения в статью 346.16 342-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 346.11, 346.15, 346.21 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Законом внесены изменения в статью 346.32 349-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 346.26 346-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 346.26, 346.32 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 26.5. Патентная система налогообложения
Законом внесены изменения в статью 346.51 349-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 346.43, 346.45, 346.46 335-ФЗ от 27.11.17
Глава 28. Транспортный налог
Законом внесены изменения в статью 362 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 361.1 286-ФЗ от 30.09.17
Глава 29. Налог на игорный бизнес
Законом внесены изменения в статьи 366, 369, 370 354-ФЗ от 27.11.17
Глава 30. Налог на имущество организаций
Законом внесены изменения в статью 385.1 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 380, 381.1 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 378.2, 381.1 286-ФЗ от 30.09.17
Глава 31. Земельный налог
Законом внесены изменения в статьи 387, 391, 395, 396 436-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статью 395 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 391, 396 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 391, 396 286-ФЗ от 30.09.17
Глава 32. Налог на имущество физических лиц
Законом внесены изменения в статью 408 334-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 401, 403, 406, 407 286-ФЗ от 30.09.17
Глава 34. Страховые взносы
Законом внесены изменения в статью 427 436-ФЗ от 28.12.17
Законом внесены изменения в статью 426 361-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 427 353-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статьи 420, 421, 422, 427, 430, 431, 432 335-ФЗ от 27.11.17
Законом внесены изменения в статью 420 303-ФЗ от 30.10.17

Налоговое законодательство

В рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в ноябре 2016 года был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016). Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 вступил в силу 30 ноября текущего года, за исключением его отдельных положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу.

Ниже приводится краткий обзор наиболее важных поправок, которые могут затронуть самый широкий круг налогоплательщиков вне зависимости от их отраслевой принадлежности.

1. Ограничение права на освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении движимого имущества

Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 ограничивается право налогоплательщиков на использование федеральной льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств c 1 января 2013 года. Так, с 1 января 2018 года такое право сохраняется за налогоплательщиками только в том случае, если решение о введении соответствующей налоговой льготы будет принято на региональном уровне. При этом в 2017 году у налогоплательщика все еще остается возможность не платить налог в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года.

В складывающих условиях налогоплательщики, запланировавшие капитальные вложения в дорогостоящие объекты основных средств (например, производственное оборудование) на период после 1 января 2018 года, могут рассмотреть возможность переноса таких планов на начало 2017 года с тем, чтобы гарантировать себе право на использование федеральной налоговой льготы по таким объектам по крайней мере в 2017 году.

2. Ограничение права налогоплательщиков на уменьшение налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода на сумму убытков прошлых налоговых периодов

Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 ограничивается возможность налогоплательщиков уменьшать налогооблагаемую прибыль за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года на сумму убытков прошлых налоговых периодов. Так, убытки прошлых налоговых периодов могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в вышеуказанный период только в пределах 50% налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода. При этом соответствующее ограничение не распространяется на некоторые категории налогоплательщиков, для которых установлен льготный режим налогообложения прибыли.

Негативный для налогоплательщиков эффект от вышеуказанных ограничений законодатель в некоторой степени попытался смягчить отменой с 1 января 2017 года 10-летнего срока для его переноса на будущее. При этом ограничение по сроку переноса убытка на будущее снимается в отношении убытков, образовавшихся начиная с 2007 года.

3. Расширение перечня не контролируемых с точки зрения трансфертного ценообразования сделок

С 1 января 2017 года из числа контролируемых с точки зрения трансфертного ценообразования сделок исключаются следующие финансовые сделки:

  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Вышеуказанные поправки направлены на снижение административной нагрузки на бизнес в части подготовки соответствующей отчетности по трансфертному ценообразованию. При этом на практике поручительства (гарантии) чаще всего используются российскими организациями в целях привлечения банковского финансирования взаимозависимыми (аффилированными) с такими организациями лицами и соответствующие сделки заключаются именно с банками. В этой связи вышеуказанные поправки могут быть интерпретированы таким образом, что сделки по предоставлению поручительств (гарантий), заключаемые российскими организациями с банками, были и остаются под контролем ФНС России.

4. Возможность уплаты налогов (сборов) и страховых взносов за плательщиков третьими лицами

Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 была поставлена точка в многолетней дискуссии по вопросу о возможности уплаты налога за налогоплательщика третьими лицами. Ранее Конституционным Судом Российской Федерации высказывалась точка зрения о том, что налог может быть уплачен только со счета самого налогоплательщика (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 № 41-О). Теперь возможность уплаты налога за налогоплательщика третьими лицами установлена на законодательном уровне. Такая возможность улучшает условия для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) в том смысле, что при недостаточности денежных средств на счетах самого налогоплательщика его налоговая задолженность может быть погашена иными заинтересованными в этом лицами. Более того, уплата налога третьим лицом в установленный для налогоплательщика срок позволит уйти от налоговой ответственности и пени, а в некоторых случаях – избежать и более серьезных последствий, которые могут оказать влияние на саму возможность продолжения налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности.

За третьими лицами, уплатившими за налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога (сбора), не признается право на возврат такого налога (сбора). Требовать возврата налога (сбора) может только сам налогоплательщик, за которого третьим лицом исполнена соответствующая обязанность по уплате налога (сбора).

Возможность уплаты третьими лицами страховых взносов за их юридических плательщиков обеспечивается Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 с 1 января 2017 года, когда полномочия по администрированию указанных взносов будут переданы налоговым органам.

5. Расширение круга третьих лиц, с которых может быть взыскана недоимка налогоплательщика-организации, за счет зависимых с таким налогоплательщиком физических лиц

Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 расширяется круг третьих лиц, с которых в судебном порядке налоговыми органами может быть взыскана недоимка, возникшая у налогоплательщика-организации по итогам налоговой проверки (в том числе камеральной) и числящаяся за ним более трех месяцев. К таким лицам теперь отнесены и физические лица, признанные судом «иным образом» зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится соответствующая недоимка.

Таким образом, Закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 фактически открывает налоговым органам новые возможности для взыскания налога с зависимых с налогоплательщиком физических лиц.

6. Повышение размера процентной ставки пени за несвоевременную уплату налога (сбора)

Законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 для налогоплательщиков-организаций повышается размер процентной ставки пени в 2 раза с 1/300 до 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога (сбора) начиная с 31 календарного дня такой просрочки. Для целей начисления пени за период с 1 по 30 календарный день просрочки процентная ставка не меняется и сохраняется на уровне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Повышенный размер процентной ставки будет применяться в отношении недоимок, образовавшихся с 1 октября 2017 года.