Изолятор временного содержания

МВД не поддержало инициативу по изменению условий содержания в изоляторах временного содержания. Как сообщает правозащитный сайт spring96.org, это следует из ответа на коллективное обращение, под которым было собрано 364 подписи. Обращение было подготовлено совместно инициативой «Правозащитники против пыток» и закрытого властями правозащитного центра «Весна», сообщает БелаПАН.

Фото: Reuters

В обращении предлагалось исключить из пункта 47 Правил внутреннего распорядка мест отбывания административного ареста десятый абзац, устанавливающий, что «передача не принимается и возвращается посетителю в случае отсутствия разрешения начальника места отбывания административного ареста на вручение административно арестованному передачи, передаваемой лицом, не являющимся для административно арестованного близким родственником».

Также предлагалось решить вопрос об ежедневном (без выходных) приеме продуктовых передач лицам, отбывающим административный арест; разместить на сайте УВД облисполкомов информацию о местах нахождения ИВС, обслуживаемой территории, графиках работы и личного приема руководством, номерах телефонов, графике и порядке приема продуктовых передач, свиданиях, продублировав эту информацию на информационных стендах подведомственных ОВД.

В обращении также предлагалось законодательно закрепить норму, устанавливающую возложение надзора за арестованными женщинами только на сотрудников женского пола.

Из ответа Министерства внутренних дел Беларуси следует, что изменение Правил внутреннего распорядка возможно лишь в случае внесения изменений в ч. 9 ст. 18.7 ПИКоАП, а МВД не является субъектом законодательной инициативы.

Выяснилось, что время приема передач устанавливается начальниками ИВС самостоятельно, исходя из специфики служебной деятельности конкретного изолятора (лимита наполняемости, среднего количества административно арестованных и др.). В ИВС с большим лимитом наполняемости прием передач, как правило, осуществляется ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни. По мнению временно исполняющего обязанности по должности начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Сергея Аляшкевича, это наиболее оптимальный вариант организации работы.

Несмотря на то что лица, отбывшие административный арест, получают счета для оплаты питания во время нахождения в ИВС, Аляшкевич утверждает, что лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил.

По вопросу о размещении информации о местах нахождения ИВС Аляшкевич сообщил, что «подавляющее большинство ИВС размещаются в здании ОВД либо на его территории, т.е. имеют с ОВД одинаковый адрес места расположения». При этом отмечается, что информация об адресах ОВД, обслуживаемой территории, графиках работы и личного приема руководства, номерах телефонов размещена на официальных сайтах ГУВД Мингорисполкома, УВД облисполкомов. Порядок приема продуктовых передач, а также проведения свиданий административно арестованных с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, подробно регламентирован Правилами внутреннего распорядка, говорится в ответе.

Предложение о законодательном закреплении нормы об осуществлении надзора за арестованными женщинами только сотрудниками должного пола также не нашло поддержки МВД. Несмотря на многочисленные жалобы женщин, арестованных в феврале-марте 2017 года, в ответе МВД указано, что в ИВС работают сотрудники женского пола в количестве, достаточном для обеспечения безопасности женщин.

«Поскольку речь идет об условиях содержания административно арестованных, заявление о том, что лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются бесплатным питанием, является недостоверным, — прокомментировал полученный из МВД ответ правозащитник Сергей Устинов. — Кроме того, из ответа Аляшкевича прослеживается, что возможность получения передач административно арестованными напрямую зависит от наполненности ИВС и желания начальников. Что касается законодательного закрепления нормы, устанавливающей возложение надзора за арестованными женщинами только на сотрудников женского пола, то ответ Аляшкевича аналогичен многим ответам чиновников — не признавать существующей проблемы. Таким образом, можно утверждать, что наша инициатива полностью отклоняется Министерством внутренних дел».

«На холод в камере пожаловалась женщина на шестом месяце беременности, находящаяся в так называемой карантинной камере, куда помещают вновь прибывших арестанток», — сообщает специальный корреспондент RT, член ОНК Борис Клин.

Аналогичная жалоба, добавил он, поступила и от арестованной по делу о хищении в ПАО «Аэрофлот» адвоката Дины Кибец.

Правозащитник отметил, что после усиления с 19 октября карантинных мер в столичных СИЗО члены комиссии не могут обойти камеры и самостоятельно проверить соблюдение температурного режима.

Кибец также заявила ОНК, что уже месяц не получает писем от близких.

По её словам, сотрудники изолятора ссылаются на то, что её корреспонденция находится на цензуре, хотя на эту процедуру для администрации СИЗО законодательством предусмотрено три дня.

Клин также рассказал, что ранее правозащитники обращали внимание на пришедшие в негодность матрасы и подушки, но администрация СИЗО отказалась их заменить, ссылаясь на то, что их срок эксплуатации составляет ещё год.

«Эта позиция администрации абсолютно неприемлема. Истрепавшиеся тонкие матрасы, как и подушки, непригодны. Мы сами их видели до отмены покамерного обхода из-за усиления карантинных мер в СИЗО», — подчеркнул член ОНК.

Адвокаты Дина Кибец и Александр Сливко были арестованы осенью прошлого года.

В сентябре этого года им и ещё нескольким фигурантам было предъявлено обвинение в окончательной редакции в мошенническом хищении 250 млн рублей в составе организованной группы.

По делу также проходят обвиняемыми заместитель генерального директора «Аэрофлота» Владимир Александров и экс-глава юридического департамента компании Татьяна Давыдова. Их адвокаты настаивают на невиновности своих подзащитных.

II. Дополнительная

1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

2. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозрева­емых и обвиняемых в совершении преступлений.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержа­ния (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Минис­терства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в подразделения по охране общественного порядка.

Содержание под стражей, подозреваемых и обвиняемых, осуществляет­ся в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан пе­ред законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Вопрос № 1. Правовое регулирование и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений органов внутренних дел (ИВС).

В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Это правило нашло отражение в статье 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В то же время статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.

Что же касается режима содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, а также правил внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» (статья 14 п. 14) на нее возлагается ряд обязанностей по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создано подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Организационное построение данной службы выглядит следующим образом.

На федеральном уровне Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФобеспечивает эффективность деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

На окружном уровне – в управлениях на транспорте МВД РФ по ФО создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции.

На межрегиональном уровне – в линейных управлениях МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

На региональном уровне — создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, спецучреждений полиции.

На районном уровне – создаются строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:

1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и ст.46 УПК РФ, подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.

Обвиняемый – это лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).

В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:

– подозреваемые;

– обвиняемые;

–осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.

В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.

Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:

а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 92 УПК РФ, составленный следователем или дознавателем;

б) для подозреваемых и обвиняемых – постановление суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения в соответствии со ст. 108 УПК РФ;

в) для осужденных к лишению свободы – приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;

г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника – копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции по охране общественного порядка и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который проверяет наличие документов, свидетельствующих о наличии оснований для заключения этих лиц под стражу и помещения их в изолятор, опрашивает доставленных и сверяет их ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета лиц, помещенных в ИВС.

Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные – досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи – досмотру.

По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть органа внутренних дел, а личные вещи – в камеру хранения ИВС.

На дежурного по ИВС возлагается также обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) т.е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником (наедине и конфиденциально) в порядке, установленном УПК РФ.

К основным требованиям, составляющим в совокупности режим содержанияв ИВС, относятся:

1. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;

5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;

6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;

7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:

– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов – по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;

– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы – по удостоверениям личности;

– сотрудники других служб – по предъявлении специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;

– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели – по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;

– сотрудники оперативных подразделений – по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;

– защитники – по документу, удостоверяющему личность и по предъявлении ими ордера юридической консультации – в следственные кабинеты;

– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым – по предъявлении паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.

Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т.п.

Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам:

а) мужчин и женщин;

б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;

в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Кроме того, отдельно от других лиц должны содержаться:

е) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;

ж) подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;

з) подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;

и) осужденные к смертной казни;

к) иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;

л) лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;

м) подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;

н) больные (инфекционные и иные).

Запрет на бесконвойное передвижение означает, что камеры ИВС всегда должны быть надежно заперты и – находиться под охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета – освещаться.

Двери камер могут открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного. Следовательно, ключи от камер должны постоянно находиться у дежурного. Однако в ИВС с большим лимитом наполнения ключи от камер могут вручаться помощнику дежурного, а в многоэтажных ИВС – также постовым у камер на втором и третьем этажах.

При открытии камер, для вывода подозреваемых (обвиняемых) принимаются меры предосторожности, исключающие возможность совершения побега из ИВС или нападения на охрану. В целях предупреждения подобных действий камеры ИВС оборудуются ограничителями открытия дверей камер на определенный угол, позволяющий выпускать задержанных только по одному.

Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер производится в ограниченном количестве случаев и в строго определенные места:

– в следственные кабинеты ИВС;

– в комнаты для свиданий;

– в прогулочный двор;

– к медицинскому работнику;

– в туалет (при отсутствии санузлов в камерах);

– для передачи конвою;

– для уборки помещений;

– для полного обыска.

Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах, в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

Передвижение подозреваемых и обвиняемых (групповое или одиночное) внутри ИВС и в прогулочный двор производится по установленным маршрутам и только в сопровождении выводного (выводных).

Налаженная система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в изоляторе, регулярно подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи – досмотру.

Личный обыск может быть полным и неполным.

Полный личный обыск производится в присутствии понятых при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС, их выводе за пределы ИВС и по возвращении в изолятор.

Полный обыск проводится также по указанию проверяющих, либо при наличии данных о приготовлении к побегу, самоубийству, нападению на конвой (охрану) либо на иных лиц, содержащихся в ИВС, и иных чрезвычайных обстоятельствах.

Порядок проведения полного обыска регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами МВД России.

Обнаруженные при обыске у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности изымаются, о чем составляется акт, который вместе с изъятым имуществом передается следователю или дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела.

Неполный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, дознавателю, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками и иными лицами, при выводе в санпропускник, на прогулку, при утренних и вечерних проверках камер. При таком виде обыска понятые не приглашаются.

Ежесуточно для работы в изоляторе временного содержания назначаются дежурный по ИВС, его помощник, постовые и выводные.

Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные – для охраны ИВС с внешней стороны.

Постовые на внутренних постах и выводные милиционеры несут службу без оружия. Постовой наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Количество и вид назначаемых нарядов, их расстановка устанавливаются табелем постов, утверждаемым начальником органа внутренних дел.

В соответствии со ст. 94 УПК РФ сроки содержания лиц, помещенных в ИВС, по общему правилу не должны превышать 48 часов.

Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, допускается на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

Основания освобождения подозреваемого из ИВС перечислены в ст. 94 УПК РФ. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей по истечении 48 часов с момента задержания не поступит, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания (следователя) и прокурора.

При этом какие-либо устные распоряжения, в том числе поступившие по телефону исполнению не подлежат.

Перед освобождением из ИВС лица, содержащегося под стражей, начальник ИВС или дежурный обязаны сверить постановление об освобождении с документами, на основании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствии личности освобождаемого. Освобождаемому возвращаются под расписку изъятые при помещении в изолятор вещи, ценности, документы и деньги. В случае необходимости ему может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС.

В соответствии с подпунктом 95-47) пункта 16 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации несения службы по обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра внутренних дел Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.

3. Комитету административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Лепеха И.В.) обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня получения зарегистрированного настоящего приказа направление его копии в печатном и электронном виде в одном экземпляре на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел генерал-майора полиции Тургумбаева Е.З. и Комитет административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Лепеха И.В.).

5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр
генерал-полковник полиции
К. Касымов
Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 9 марта 2017 года № 166

Правилаорганизации несения службы по обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания

1. Настоящие Правила организации несения службы по обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания (далее — Правила) определяют порядок организации несения службы по обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания (далее – охрана подозреваемых и обвиняемых).

2. Организация несения службы по обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания (далее – ИВС), включает в себя:

1) принятие решения на охрану подозреваемых и обвиняемых;

2) подготовку сил и средств для выполнения задач по охране подозреваемых и обвиняемых;

3) охрану подозреваемых и обвиняемых;

4) контроль за организацией и несением службы по охране подозреваемых и обвиняемых.

3. Конвоирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 1122 «Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных» (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 14619).

4. Для охраны подозреваемых и обвиняемых начальником ИВС (либо лицом, исполняющим его обязанности) назначаются посты и наряды по охране ИВС.

5. Количество и виды постов и нарядов по охране ИВС, их расстановка и число выводных определяются табелем поста по охране ИВС по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, который составляется начальником ИВС (либо лицом, исполняющим его обязанности) и утверждается начальником органа внутренних дел. Посты охраны делятся на два вида: посты наружной охраны и посты внутренней охраны.

6. В наряд по охране ИВС входят:

1) дежурный;

2) постовые наружной охраны;

3) постовые внутренней охраны;

4) выводные.

7. Посты наружной охраны устанавливаются:

1) у главных ворот;

2) у подсобных ворот;

3) подвижные посты по охране периметра ограды и территории;

4) у прогулочных дворов, площадок.

8. Внутренние посты для охраны и наблюдения за поведением подозреваемых и обвиняемых устанавливаются в коридорах, где расположены камеры, возле дверей и выходов.

9. Выводной сопровождает подозреваемых и обвиняемых в следственные кабинеты, комнаты для свиданий, к медицинскому работнику и в иные помещения ИВС. Осуществляет поочередный вывод из камер содержащихся в ИВС лиц на прогулку, освидетельствование или обследование.

10. Постовые на внутренних постах и выводные несут службу без оружия. Постовой наружного поста по охране вооружается пистолетом или автоматом.

Глава 2. Принятие решения на охрану подозреваемых и обвиняемых

11. Решение на охрану подозреваемых и обвиняемых начальника ИВС (либо лица, исполняющего его обязанности) является основанием для охраны подозреваемых и обвиняемых.

12. В решение на охрану подозреваемых и обвиняемых входит объем и сложность задач, а также оценка обстановки.

При этом учитываются:

1) количество и особенности контингента подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, наличие среди них лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких преступлений, в составе организованных преступных групп, ранее судимых (в том числе за побеги из-под стражи), несовершеннолетних;

2) техническая характеристика ИВС и специальных транспортных средств, в том числе лимит мест, количество камер, оснащенность их оборудованием, предотвращающим побег, состояние оборудования, средств связи и сигнализации, сроки содержания в ИВС, условия охраны подозреваемых и обвиняемых в других местах временного содержания;

3) укомплектованность личного состава и уровень его профессиональной подготовки;

4) состояние общественного порядка и преступности в районе несения службы по охране подозреваемых и обвиняемых, время года, суток и погодные условия.

13. Решением на охрану подозреваемых и обвиняемых определяются:

1) общее содержание, расстановка сил и средств, количество и вид нарядов по охране ИВС, введение в действие и их использование;

2) задачи нарядов по охране ИВС, место и время несения ими службы, их подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение;

3) дополнительный пост охраны подозреваемых и обвиняемых выставляется в целях недопущения утечки информации и несанкционированных контактов особо опасных преступников по уголовным делам, имеющим особую значимость.

Глава 3. Подготовка сил и средств для выполнения задач по охране подозреваемых и обвиняемых

14. Подготовка нарядов по охране ИВС к несению службы по охране подозреваемых и обвиняемых производится до принятия решения на охрану подозреваемых и обвиняемых.

15. Сотрудники, назначенные в наряд по охране ИВС, прибывают в распоряжение ИВС за пятнадцать минут до построения на инструктаж. О своем прибытии они докладывают начальнику ИВС (либо лицу, исполняющему его обязанности).

16. Дежурный органа внутренних дел отмечает в постовой ведомости по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, прибытие сотрудников, выдает им оружие и боеприпасы, технические средства, снаряжение и служебные документы.

17. Оружие, боеприпасы, технические средства и снаряжения выдаются по предъявлении карточек-заместителей. Боевыми патронами наряд по охране ИВС обеспечивается из расчета два снаряженных магазина на каждый пистолет и автомат.

18. Заряжание, разряжение, осмотр, чистка и сдача оружия и боеприпасов производится в специально отведенном и освещенном месте, под наблюдением дежурного органа внутренних дел, непосредственно перед построением наряда по охране ИВС на инструктаж.

19. По окончании инструктажа наряду по охране ИВС отдается приказ о заступлении на службу.

20. Служебное время по охране подозреваемых и обвиняемых начинается с момента прохождения инструктажа и продолжается до сдачи дежурства очередной смене по разрешению дежурного органа внутренних дел, в подчинении которого находится наряд по охране ИВС во время несения службы.

В наряд по охране ИВС сотрудники полиции назначаются по утвержденному графику.

Глава 4. Охрана подозреваемых и обвиняемых

21. Наряд по охране ИВС обеспечивает охрану ИВС, несение службы на внутренних и наружных постах, поддержание порядка и обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых, недопущение побегов, чрезвычайных происшествий и осложнении обстановки, прием и оформление доставленных и убывающих подозреваемых и обвиняемых, производство их личного обыска, конвоирование подозреваемых и обвиняемых в пределах ИВС, производство осмотра технических средств охраны, выполнение других обязанностей по обеспечению охраны и надзора.

22. Наряду по охране ИВС во время несения службы не допускается самовольно покидать пост, отвлекаться от несения службы, вступать с подозреваемыми и обвиняемыми в разговоры, не вызванные служебной необходимостью, пользоваться в ИВС мобильными средствами связи, оснащенные интернет модулями, фото и видеокамерами.

23. Дежурный осуществляет оперативное руководство нарядом по охране ИВС и:

1) докладывает, совместно со сменяющимся дежурным, начальнику ИВС (либо лицу, исполняющему его обязанности) о приеме и сдаче дежурства, об обнаруженных при этом недостатках и мерах, принятых по их устранению, с отметкой в книге приема-сдачи дежурств по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

2) производит смену постовых не реже трех-четырех раз в дневное время и не менее пяти-шести раз в ночное время, проверяет несение службы нарядом по охране ИВС, знание постовыми и выводными своих обязанностей, их экипировку, постоянно информирует наряд по охране ИВС о лицах, за которыми необходим усиленный надзор, следит за состоянием оборудования ИВС, исправностью связи, сигнализации и освещения;

3) для предупреждения чрезвычайных происшествий, при осложнении обстановки и режиме особых условий организует производство обыска подозреваемых и обвиняемых, досмотр принадлежащих им вещей и осмотр камер, проверяет каждую информацию о готовящемся побеге и принимает меры к устранению причин и условий, которые используются, при этом усиливает охрану;

4) производит прием обвиняемых и подозреваемых, доставленных в ИВС, размещение их по камерам, а также лично присутствует при освобождении либо убытии из ИВС указанных лиц, оформляет личные дела и другие документы, связанные с содержанием в ИВС, сообщает начальнику ИВС (либо лицу, исполняющему его обязанности) об истечении сроков содержания;

5) устанавливает дополнительные временные посты в случаях отсутствия электрического света в темное время суток, обнаружения неисправности замков или решеток и невозможности перевода, содержащихся в другую камеру и попытки или намерения со стороны подозреваемого или обвиняемого совершить суицид и в других необходимых случаях.

24. Постовой внутреннего поста у камер с подозреваемыми и обвиняемыми непосредственно подчиняется дежурному и начальнику ИВС (либо лицу, исполняющему его обязанности).

25. Постовой по охране подозреваемых и обвиняемых в прогулочном дворе перед заступлением на пост проверяет исправность ограждающих устройств, прогулочного двора, в отсутствие на его территории предметов, которые используются для нападения или побега.

26. Постовой наружного поста ведет постоянное наблюдение за окнами, крышей здания ИВС и ограждающими сооружениями. Не допускает проникновения подозреваемых и обвиняемых за установленную границу охраны и доступа посторонних лиц на территорию и в здание ИВС.

27. При несении службы наружного поста используются служебные собаки. При этом служебная собака устанавливается на огражденной территории ИВС, непосредственно под окнами камер и других режимных помещений ИВС в светлое время суток. Ночью применяется способ свободного передвижения служебной собаки по огражденной территории ИВС.

28. Передвижение подозреваемых и обвиняемых, групповое или индивидуальное, по территории ИВС производится в сопровождении выводных.

29. При побегах и нападениях наряд по охране ИВС действует в соответствии с расчетом личного состава на случай происшествий.

30. В случаях направления подозреваемого или обвиняемого для оказания неотложной медицинской помощи в лечебное учреждение, для охраны больного устанавливается круглосуточный парный пост.

31. Парный пост вооружают пистолетами, один из постовых которого назначается старшим. Медицинский персонал информируется о требованиях режима, условиях содержания подозреваемых и обвиняемых в лечебном учреждении и недопустимости разглашения сроков их выписки или состояния здоровья.

32. Парный пост по охране подозреваемых и обвиняемых в лечебном учреждении до помещения больного в палату осматривает палату, постоянно находится в палате у больного, сопровождает его при всех передвижениях в лечебном учреждении с целью недопущения побега и контактов его с другими лицами.

33. Прогулка подозреваемому и обвиняемому в лечебном учреждении предоставляется с разрешения лечащего врача.

34. На случай чрезвычайных происшествий, осложнении обстановки и режима особых условий в каждом ИВС составляется соответствующий расчет действий личного состава по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, который разрабатывается по указанию начальника органа внутренних дел.

35. Для решения задач, которые возникают в связи с чрезвычайными происшествиями, при осложнении обстановки и в режиме особых условий, начальник органа внутренних дел выделяет в резерв специальный наряд и определяет его состав, места размещения и порядок использования, который предусматривает усиленный вариант несения службы по охране подозреваемых и обвиняемых.

36. Усиленный вариант охраны подозреваемых и обвиняемых включает:

1) приведение в готовность резерва, увеличение нарядов по охране ИВС на наружных постах, перевод всего личного состава или части его, в зависимости от обстановки, на казарменное положение, использование служебных собак;

2) развертывание дополнительных средств связи;

3) уточнение планов розыска на случай побегов, назначение нарядов по розыску подозреваемых и обвиняемых совершивших побег из-под стражи;

4) увеличение количества проверок несения службы нарядами по охране ИВС, а также личных обысков подозреваемых и обвиняемых, досмотров их вещей, осмотров камер и других помещений ИВС;

5) сокращение до минимума случаев вывода подозреваемых и обвиняемых из камер;

6) усиление пропускного режима ИВС.

37. На случай чрезвычайных происшествий, осложнения обстановки, в режиме особых условий норма выдачи боеприпасов нарядам по охране ИВС, задействованным в охране подозреваемых и обвиняемых, увеличивается из расчета сто двадцать патронов на автомат и тридцать два — на пистолет.

38. По каждому факту нарушения охраны и порядка содержания подозреваемых и обвиняемых, вследствие чего допущено, либо могло быть допущено чрезвычайное происшествие и осложнение обстановки, в течении десяти рабочих дней проводится служебное расследование.

В случае необходимости, срок расследования продлевается до тридцати суток.

При нападении подозреваемого или обвиняемого на постового, выводного или других лиц принимаются активные меры самообороны, и подается соответствующий сигнал (голосом, тревожной сигнализации, по телефону).

39. Начальник ИВС (либо лицо, исполняющего его обязанности), дежурный, по прибытии на место происшествия, организует с помощью имеющихся сил и средств, с применением мер безопасности, пресечение нападения и водворение подозреваемых и обвиняемых в камеры.

40. При опасном характере нападения (подозреваемым и обвиняемым удалось открыть соседние камеры, проникнуть в другие помещения ИВС, завладеть оружием и так далее) об этом немедленно сообщается дежурному по органу внутренних дел, который:

1) оценивает обстановку и принимает решение о направлении в ИВС дополнительного наряда полиции;

2) докладывает о случившемся начальнику органа внутренних дел (либо лицу, исполняющему его обязанности) и дежурному вышестоящего органа внутренних дел;

3) в случае необходимости прибывает на место происшествия и совместно с начальником ИВС (либо лицо, исполняющего его обязанности), дежурным ИВС руководит действиями сотрудников полиции.

41. При нападении на ИВС извне, начальник ИВС (либо лицо, исполняющий его обязанности), дежурный незамедлительно сообщает об этом дежурному по органу внутренних дел и до прибытия помощи руководит обороной ИВС.

42. Для предупреждения побегов и других чрезвычайных происшествий и осложнении обстановки дежурному, начальнику ИВС (либо лицу, исполняющему его обязанности), необходимо знать основные сведения, характеризующие личность подозреваемых и обвиняемых, поддерживает связь с лицами, производящими досудебное расследование.

43. Каждое подтвердившееся сообщение о подготовке к побегу, нападению, захвату заложников фиксируется в личных делах, подозреваемых и обвиняемых.

Под усиленный надзор берутся также лица, сообщающие о себе вымышленные сведения или намеревающиеся выдать себя за других, симулирующие заболевания, а также участники организованных преступных групп, организаций и сообществ.

44. Наряд по охране ИВС при землетрясении устанавливает характер и масштабы разрушения, количество пострадавших и возможность дальнейшего содержания подозреваемых и обвиняемых в камерах, о чем незамедлительно докладывает по средствам связям дежурному органа внутренних дел.

45. При невозможности дальнейшего содержания в ИВС, постовые и выводные принимают меры к недопущению побегов из-под стражи, а также меры по эвакуации подозреваемых и обвиняемых в безопасное место, оказанию доврачебной помощи пострадавшим, локализации и тушению пожара.

Глава 5. Контроль за организацией и несением службы по охране подозреваемых и обвиняемых

46. Для обеспечения контроля за организацией и несением службы по охране подозреваемых и обвиняемых проводятся проверки, определяется состав группы проверяющих, время и место, обязанности каждого из них, порядок инструктажа проверяющих, оформления и доклада результатов проверки.

47. Проверке подлежат:

1) соответствие принятого решения на охрану подозреваемых и обвиняемых условиям выполнения этих задач;

2) расстановка личного состава, использование транспортных средств;

3) состояние оборудования ИВС и специальных транспортных средств;

4) подготовка наряда по охране ИВС к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников полиции, знание ими своих обязанностей и других требований настоящих Правил, умение действовать при чрезвычайных происшествиях и осложнении обстановки и в режиме особых условий;

5) выполнение поставленных задач по обеспечению порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых;

6) соблюдение законности в работе;

7) порядок связи с нарядами по охране ИВС, оперативность управления ими;

8) техническое и санитарное состояние ИВС;

9) организация проверок несения службы;

10) ведение служебной документации.

48. Проверка несения службы нарядами по охране ИВС является гласной и негласной.

49. При негласной проверке ведется скрытое наблюдение за действиями лиц, осуществляющих охрану подозреваемых и обвиняемых, которое прекращается в случае необходимости устранения нарушений или оказания немедленной помощи. При гласной — проверка проводится в открытой форме.

Табель постам по охране изолятора временного содержания

Сноска. Приложение 1 — в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 05.05.2020 № 374 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 2
к Правилам организации
несения службы по
обеспечению охраны
подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся в изоляторах
временного содержания
Форма

Постовая ведомость

Состав конвоя:

2. ______________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при его наличии))

3. ______________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, имя, отчество (при его наличии))

Дата и время заступления на пост «____»_________20___года___________________________
(время)

Проверка несения службы постовых и конвоя

Время проверки
(дата, часы, минуты)

Должность и фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяющего

Замечания

п/п

Движение подозреваемых и обвиняемых

Принято под охрану (категориям)

Прибыло

Убыло

Передано под стражу

Всего:

п/п

Движение подозреваемых и обвиняемых

Принято под охрану конвоирования (Ф.И.О. (при его наличии) подозреваемых и обвиняемых)

Время получения конвоируемых из изолятора временного содержания, следственного изолятора

Время сдачи конвоируемых из изолятора временного содержания, следственного изолятора

Время освобождения конвоируемых из зала суда

Всего:

Подмена поста

Пост принял ________________________ (звание, фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Пост сдал __________________________ (звание, фамилия, имя, отчество (при его наличии))

Наличие подозреваемых и обвиняемых, содержащихся

в изоляторе временного содержания,

Приложение 3
к Правилам организации
несения службы по
обеспечению охраны
подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся в изоляторах
временного содержания
Форма

Книга приема и сдачи дежурства
_____________________________________________________________________
(орган внутренних дел)

Начата «____»_____________20___года
Окончена «____»_____________20___года

Приложение 4
к Правилам организации
несения службы по
обеспечению охраны
подозреваемых и обвиняемых,
содержащихся в изоляторах
временного содержания
Форма

Расчет действий личного состава изолятора
временного содержания при чрезвычайных происшествиях,
осложнении обстановки и в режиме особых условий

Должностные лица и состав наряда

Основные обязанности

нападение побег пожар Покушение на самоубийство Другие чрезвычайные происшествия

Начальник изолятора временного содержания

Дежурный по изолятору временного содержания

Постовой внутреннего поста

Постовой наружного поста у здания изолятора временного содержания

Постовой в прогулочном дворе

Выводной

Приложение
к приказу Министра внутренних дел
Республики Казахстан
от 9 марта 2017 года № 166

Переченьнекоторых приказов Министра внутренних дел Республики Казахстан, утративших силу

1) приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июня 2002 года № 386 «Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания» (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 1878, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2003 год, № 5-6, ст.789);

2) приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 4 марта 2004 года № 161 «О внесении дополнений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июня 2002 года № 386 «Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания» (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 2783);

3) приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 9 октября 2008 года № 375 «О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июня 2002 года № 386 «Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечения охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания» (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5351, опубликованный в «Юридическая газета» от 26 ноября 2008 года № 180 (1580));

4) приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 ноября 2005 года № 651 «О внесении изменений и дополнения в некоторые приказы Министра внутренних дел Республики Казахстан» (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3974, опубликованный в «Юридическая газета» от 27 января 2006 г. № 13-14 (993-994)).