Экологический аудит на предприятии

Экологический аудит

Одним из условий успешного функционирования систем экологического менеджмента является периодическая проверка их эффективности, которая реализуется благодаря экологическо­му аудиту.

Экологический аудит– систематически проводимая оцен­ка соответствия деятельности предприятия требованиям обеспе­чения техногенной безопасности окружающей среды и экологи­ческой безопасности предприятия.

Экологический аудит предприятия прово­дится при его эксплуатации, модернизации, консервации, когда возникает потребность засвидетельствовать соответствие его деятельности требованиям безопасности, охраны окружающей среды, защиты от чрезвычайных ситуаций, а также на этапах пре­доставления финансовой и бухгалтерской отчетности. Экологический аудит выполняет предупредительную и инфор­мационную функцию.

Предупредительная функцияэкологического аудита опре­деляется тем, что рекомендации, изложенные в отчете о прове­денной процедуре, используются для совершенствования дея­тельности предприятия в области охраны окружающей среды.

Информационная функциявыражается в том, что положи­тельные результаты экологического аудита могут быть использо­ваны для рекламирования предприятие, повышая тем самым его инвестиционную привлекательность.

Экологический аудит используется при приобретении или пе­редаче недвижимости, решении проблемы отходов производства и потребления, обеспечении безопасности производимых продук­тов, для борьбы с профессиональными заболеваниями.

Международными финансовыми корпорациями экологический аудит проводится для оказания помощи в управлении окружающейсредой, снижения финансовых рисков, повышения конкурентоспо­собности на мировом рынке, усиления природоохранной деятель­ности, привлечения частного капитала.

Необходимость оценки соответствия деятельности предприя­тия требованиям законодательства о безопасности, охране окру­жающей природной среды и рационального природопользования, защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера явилась причиной развития экологического аудита в Рос­сии.

О необходимости проведения экологического аудита свиде­тельствует тот факт, что при осуществлении инвестирования в российскую экономику из зарубежных источников, в частности, через Европейский банк реконструкцией развития и Международ­ный банк реконструкций и развития, требуется экологическое обо­снование проекта.

Для выхода на внешние рынкикомпаниям необходимо пройти международную процедуру экологического аудита для по­лучения сертификата по безопасности производства и продукции.

Существуют приказы Госкомэкологии России от 16.10.97 № 453 «О системе экологического аудирования», от 30.03.97. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», от 16.04.98 № 226 «О примерном перечне работ и услуг приро­доохранного назначения, в том числе платных, оказываемых орга­низациями Госкомэкологии РФ», от 16.07.98 № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования РФ».

Госстандарт РФ в 1998 г. издал стандарты (идентичные пере­воды стандартов ИСО) ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящее ука­зание по экоаудиту. Проведение экоаудита систем управления окружающей средой», ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящее указа­ние по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

В зависимости от целейв мировой практике в области эко­логического аудита применяются следующие типы процедур:

1. Экологический аудит системы экоменеджмента– провер­ка принятой организационной структуры системы управления охраной окружающей природной среды на предприятии на предмет соответствия установленным требованиям.

2.

Что такое экологический аудит

Инвестиционный экоаудит– оценка степени экобезопасности предприятия для определения его инвестиционной привле­кательности при покупке контрольного пакета акций или при­нятия инвестиционного решения.

3. Оценка экологического состояния территорий,собственником которых является предприятие.

4. Экоаудит продукции на стадии маркетинговых исследо­ваний– оценка соответствия характеристик продукции эко­логическим требованиям.

5. Финансовое заключение по экологическим проблемам —оценка информации, на которой основан годовой экологичес­кий отчёт или раздел финансового отчета, посвященный воп­росам охраны окружающей среды.

6. Экологический бухгалтерский аудит– информация о фи­нансовых последствиях решений, инвестиционном приорите­те природоохранных мероприятий.

В зависимости от заказчика процедуры экоаудит может быть инициативным и обязательным.

Инициативный экологический аудитосуществляется на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта (руководство предприятия периодически проверяет де­ятельность системы экоменеджмента для определения ее эффек­тивности).

Обязательный экоаудитпроводится по решению государ­ственных органов (суд, арбитражный суд, природоохранные орга­ны) при осуществлении деятельности, затрагивающей интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятель­ности в области охраны окружающей среды.

Обязательный экоаудит проводится:

— при реализации международных обязательств (конвенций, со­глашений);

— для учета экологического фактора при ликвидации и реструк­туризации государственных и муниципальных предприятий;

— при осуществлении процедуры банкротств хозяйствующих субъектов;

— экологической санации производства;

— при проведении обязательного экологического страхования;

— при подготовке инвестиционных проектов (в том случае, если это предусмотрено условиями инвестирования);

— при обосновании и реализации экологических программ раз­личного уровня.

Инициативный экоаудит может быть осуществлен собственны­ми силами предприятия (природоохранным подразделением) или с привлечением аудиторских фирм.

Обязательный экоаудит предприятия проводится только вне­шними организациями.

Деятельность по экологическому аудиту проводится аудитор­скими компаниями на основании полученной лицензии.

Лицензии на экологическое аудированиевыдаются Министерством природных ресурсов аудиторским организациям и ин­дивидуальным аудиторам.

Экологический аудитпроводится по плану, который являет­ся официальным документом.

Программа экоаудита утверждается заказчиком по согласова­нию с руководителем или собственником объекта.

Порядок проведения экоаудита.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 287;

Виды экологического аудита

Экологический   аудит  является одним из  механизмов управления  в сфере охраны  окружающей  среды  и природопользования.

Термин  «аудит» означает в переводе  с английского  языка  «ревизию  отчетности»  следовательно «Экоаудит» — это «внутренняя экологическая  отчетность, «сравнение экологической ситуации  предприятия с требованиями экологического  законодательства, «процедуре  систематической  проверки  потенциала  экологических  рисков» и т.д.

       Экоаудит — это эффективное  действие организационных  и технических природоохранных  мероприятий  внутри  отдельного  предприятия , достигаемое с помощью  использования  сравнительного  анализа и  составления соответствующей документации.

       Основные характеристики  экологического  аудита:

Ø  сравнительный  анализ;

Ø  документирование;

Ø  оценка.

  Экологический аудит – это процедура засвидетельствования соответствия деятельности предприятия (хозяйствующего субъекта) требованиям законодательства по обеспечению техногенной безопасности окружающей среды и экологической  безопасности  предприятия, достоверности его  финансовых обязательств, отчетной и учетной  бухгалтерской  документации о платежах за  природопользование, проводимая экологической аудиторской  организацией (или экологическим аудитором) с целью  повышения  безопасности  окружающих и окружающей среды и инвестиционной        привлекаемости предприятий. Экологическое аудирование – экологоориентированная деятельность, осуществляемая независимыми аудиторскими организациями или аудиторами, и состоящая в организации и проведении экологического аудита предприятий и оказании им аудиторских услуг.

Экологический аудит включает проверку следующих видов деятельности:

Ø  выполнение экологической нормативности в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями

Ø  определение уровня экологичности компании (проводится в случае, если данная компания не имеет официально принятых планов или программ в области ОС )

Ø  функционирование системы экоуправления

Ø  получение экологических сертификатов

Ø  выполнение финансовых обязательств и в оплату долгов

Ø  составление экологической декларации и отчет компании об экологической деятельности.

На экологический аудит могут  быть  распространены  нормы федерального  закона от 7 августа 2001г  119-ф3 «об  аудиторской  деятельности» основной нормативной базой для определения процедур экологического аудита являются российские стандарты ГОСТ Р НСО серии 14000

      Экологический аудит – это деятельность по оценке состояния окружающей среды на конкретном объекте. В настоящее время существует несколько типов экоаудитора,  отличающихся рассматриваемыми проблемами и целями

Аудит соблюдения  стандартов. Этот аудит осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды национальным и международным стандартам.

Аудит  ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб окружающей среды.

Аудит в системе экологической сертификации. Производится для  соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям, (стандартам, нормативам.)

Аудит территории. Производится с целью оценки  экологического  состояния территории. Могут быть и другие виды экологического аудита.

Для методического обеспечения и нормативной регламентации проведения экологического аудита разработана специальная группа международных стандартов (ИСО 14010,14011,14012), которые содержат руководящие указания по вопросам экологического аудита (таблица 6). Кроме того, положения по вопросам  экологического аудита содержатся в международных стандартах по системам управления окружающей средой-ИСО-14001 и 14004.В настоящее время эти  стандарты приняты  и введены в действие постановлением Госстандарта России от  21 октября 19998г №378 в качестве государственных стандартов Российской Федерации.

При проведении экологического аудита различают первоначальную  и системную проверки. Первый экологический аудит  идентифицирует воздействие на  окружающую среду определенных видов деятельности предприятия. При этом  идентификация проводится не только  в нормативных производственных  условиях, а  также в условиях аварийной ситуации.

Системные проверки основываются на  результатах предыдущих проверок и способствуют совершенствованию деятельности предприятий по охране  окружающей среды. После проведения на предприятии проверки по охране  окружающей  среды должно быть  составлено  заключение о ее результатах (аудиторское заключение), в которое включается следующая  информация:

Ø  идентификация проверяемой организации и клиента;

Ø  согласованные цели и объем аудита;

Ø  согласованные критерии, по которым проводится  аудит;

Ø  период времени и дата, когда проводится аудит;

Ø  идентификация членов аудиторской группы;

Ø  идентификация  представителей проверяемой  организации, участвующих в аудите;

Ø  заявление о конфиденциальном характере  содержания;

Ø  перечень рассылки аудиторского  заключения;

Ø  краткое изложение  процесса аудита;

Ø  выводы по аудиту.

Наиболее разработанными являются вопросы проведения аудита  систем управления окружающей  средой. В настоящее время имеются  все необходимые условия и предпосылки для развития системы экологического  менеджмента, основные  положения экоаудита используются для  экологического обоснования  инвестиционных  проектов.

Официальное определение  экологического аудита дано в Федеральном законе от 10 января 2002г №7-ф3 « об  охране окружающей среды (ст.1)»

Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектам хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по  улучшению такой деятельности». Экологический аудит  впервые был введен в 70-х годах в экономически  развитых странах с целью снижения уровня риска для  окружающей среды и здоровья  населения. С середины 80-х годов  экологический аудит рассматривается в качестве метода  административного управления за  производственной  практикой и оценкой соответствия деятельности предприятия нормам экологического  права. Начиная с 1993года система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) cтала  реальным  инструментом  экологической политики, что  обусловлено  прежде всего  усиливающими экономическими и административными санкциями за  нарушение требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экологический аудит может быть обязательным или инициативным

Экологический внутренний аудит  — это аудит природоохранной деятельности внутри предприятия. 

Организация создает на объекте систему контроля за соблюдением порядка ведения документации, соответствия этих документов и деятельности действующему законодательству и нормативно-правовым актам в области охраны окружающей среды, выполнением поставленных целей и задач касательно природоохранной деятельности предприятия.

Внутренний экологический аудит предприятия представляет собой анализ системы внутреннего контроля управления  процессом производства, оценку слабых сторон и неполадок контрольного оборудования, анализ рисков для окружающей природной и антропогенной среды со стороны предприятия, анализ и прогноз практической эффективности внутреннего экологического контроля, определение недостатков системы мероприятий по охране окружающей среды, представление отчёта о результатах экологического аудита.

На основании экологического аудита проходит планирование мероприятий для устранения выявленный нарушений.

В ходе экологического аудита рассматриваются следующие проблемы:

  • Соответствие природоохранной документации и деятельности предприятия  природоохранным требованиям
  • Эффективность системы экологического менеджмента (если она внедрена)
  • Определение вреда природной (окружающей) среде от загрязнения
  • Оценка рациональности природопользования предприятия
  • Определение эффективности природоохранных мероприятий и результативности использования средств, выделенных на природоохранную сферу
  • Оценка достижения поставленных целей и показателей в области охраны окружающей среды
  • Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов
  • Выявление экологических проблем предприятия и разработка мероприятий по их решению, определение новых экологических целей, анализ динамики воздействия на окружающую среду.

Благодаря внутреннему аудиту предприятие запланированно периодически контролирует деятельность организации, выявляет слабые места, разрабатывает мероприятия, которые снижают экологические и техногенные риски.

Компания АльфаЭкоПроект оказывает все виды услуг по Экологическому аудиту.

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: проверить действие все НПА

Закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
  • Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

 Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит – это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задача экологического аудита – поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель – способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Таким образом, экологический аудит направлен на экономическую выгоду и избежание неблагоприятных последствий для организации, которая приняла решение о проведении экологического аудита.

 Экологический аудит может быть внутренним (если его инициатором является само предприятие) и внешним (проводящимся по желанию другого лица). Также он может быть инициативным (добровольным) или обязательным (проводящимся в случаях, предусмотренных законом).

По целям проводимого экологического аудита он может быть:

1) аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);

2) контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);

3) аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.).

 Экологический аудит может осуществляться:

1) специализированными организациями;

2) самой аудируемой организацией.

Внешний экологический аудит осуществляется только независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с аудируемой организацией или третьим лицом (инициатором экологического аудита).

 Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования.

1) в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов;

2) организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет.;

3) организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования:

1) они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

2) они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

3) они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

4) они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

5) они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

6) каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Экологический аудит включает:

1) осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организации в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности и проверку достоверности предоставленной документации и отчетности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

2. оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;

3. оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

4. выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

5. определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

 Порядок проведения экологического аудита.

I этап. Подготовительный этап.

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экоаудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экоаудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов, архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап.

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

Проведение экологического аудита компании

Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

5.5. Подписание акта сдачи-приемки выполненных работ к договору на оказание аудиторских услуг.

 Результаты проведения экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

— аудиторский отчет – документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

— аудиторское заключение – документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

Вам следует понимать и помнить, что экологический аудит, помогает определить, насколько деятельность Вашей компании соответствует требованиям природоохранного законодательства (что в дальнейшем освободит Вас от уплаты значительных штрафов), оценить эффективность работы системы управления окружающей средой в Вашей компании; разработать направление природоохранных мероприятий; оценить расходы на природопользование, определив минимальные расходы из возможных.

Компания АльфаЭкоПроект организует для Вас проведение экологического аудита любого вида и уровня сложности.

Основные этапы процедуры экологического аудита

1. Проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих компетентных материалов, регистрирующих пока­затели природоохранной деятельности.

2. Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом.

3. Визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств.

4. Инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия.

5. Выработка рекомендаций по совершенствованию приро­доохранной деятельности и рациональному использованию при­родных ресурсов.

Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества. Обычно экологический аудит проводится в те­чение 2-3 дней (может быть, и больше в зависимости от мас­штаба объекта) непосредственно при посещении объекта. В ходе поездки аудиторами должны быть выполнены следующие основные действия:

совершить обход всего объекта и посетить все участки, намеченные в протоколе экологического аудита;

при необходимости провести отбор проб;

наладить контакты и провести беседы со специалистами и служащими на объекте (главный инженер, главный технолог, главный энергетик, начальник очистных сооружений, начальник экологического отдела, медсестра, начальник лабораторий, начальники производственных участков и т.д.);

проанализировать все документы, фиксирующие выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности, собрать копии наиболее важных или иллюстрирующих нарушения на объекте документов;

провести консультации с представителями государственных контрольных органов и ознакомиться с "досье" объекта в архивах этих учреждений.

На практике работа по организации и проведению экологического аудита строится в несколько последовательных этапов.

Этап I. Подготовительная работа (обязанность Заказчика).

Шаг 1. Составление плана и графика экологического аудита:

аудит должен проводиться по возможности в обычные рабочие часы;

представитель Заказчика должен обеспечить аудиторов всеми необходимыми контактами на предприятии;

представитель Заказчика должен обеспечить аудиторов на время работы защитной одеждой и оборудованием, и предупредить обо всех правилах безопасности, если таковые имеются на предприятии.

Шаг 2.Определение параметров экологического аудита в соответствии с потребностями Заказчика:

определение вида аудита;

определение объектов аудита.

Шаг 3.Подготовка с аудиторами протокола экологического аудита.

Этап II. Проведение экологического аудита (обязанность аудитора/ов).

Шаг 4. Обзор исходной информации.

Шаг 5.Инспекция объекта.

Шаг 6. Интервьюирование персонала и обзор записей.

Шаг 7. Оценка результатов аудита и доклад результатов инвестору.

Этап III. Подведение предварительных результатов экологического аудита (обязанность аудитора/ов).

Шаг 8. Проект доклада по результатам экологического аудита и его представление Заказчику для уточнения и замечаний (и в банк — в случае кредита).

Шаг 9. Учет замечаний и внесение исправлений в проект доклада.

Шаг 10. Подготовка окончательного доклада и его представление Заказчику.

Этап IV. Завершение (обязанность Заказчика).

Шаг 11. Разработка и представление Плана мероприятий по приведению деятельности Заказчика в соответствие с экологическим законодательством и объективной ситуацией.

Шаг 12. Представление окончательного доклада банку (в случае кредита).

Аудиторское заключение

Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения, представляемого Заказчику.

Аудиторское заключение — это официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога-аудитора или аудиторской организации и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.

Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть:

для аудиторской организации:

юридический адрес и телефоны;

порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

ФИО всех аудиторов, принимавших участие в проверке;

срок проведения экологического аудита.

для аудитора, работающего самостоятельно:

ФИО;

стаж работы в качестве аудитора;

дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

номер регистрационного свидетельства;

номер расчётного счёта;

срок проведения экологического аудита.

2. Аналитическая часть:

наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;

результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;

факты выявленных существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита) в ходе аудиторской проверки, а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.

Экологический аудит

Итоговая часть:

запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности;

обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды

конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

последствия непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер.

Важно знать, что если Заказчиком в ходе проведения экологического аудита не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской группой аудиторское заключение, кроме того, подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Аудиторское заключение датируется числом, когда был завершен аудит. При этом дата подписания указывается не ранее даты утверждения и подписания соответствующей документации предприятия, относящейся к объектам аудита. Подписывая заключение и ставя определенную дату, аудитор тем самым фиксирует и утверждает, что именно на этот момент сформировано его мнение.

Аудитор может выявить нарушения действующего законодательства, но не может их исправить. Описание, анализ и оценка последствий выявленных нарушений оформляются в качестве отдельного документа — письменной информации (отчета) по результатам проведенного аудита. В нем будут указаны все обнаруженные несоответствия и замечания, которые связаны с фактами хозяйственной жизни аудируемого предприятия и оказывают или могут оказать влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности.

Письменная информация является результатом доверительной работы аудитора с Заказчиком, то есть документом конфиденциальным. Поэтому организация не обязана знакомить с содержанием этого документа проверяющие органы. Кроме того, эти данные не могут рассматриваться предприятием как полный перечень всех существующих недостатков, так как в отчете приводятся лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Получив письменную информацию, соответствующие работники должны непременно ее изучить и как можно более оперативно приступить к устранению отмеченных недостатков. Отказ предприятия от исправления или включения в отчетность соответствующих пояснений означает, что аудиторы не смогут выдать положительного аудиторского заключения и обязаны будут дополнить его текст положениями, привлекающими внимание к факту существования отдельных аспектов, искажающих отчетность.

Если организация не согласна с мнением аудитора о состоянии проверяемой области экологической деятельности, то она не обязана приступать к их исправлению. Другими словами, мнение аудиторской фирмы не должно превалировать над мнением организации, несущей ответственность за достоверность своей документации. Однако если аудитор посчитает предлагаемые исправления существенными, а они не будут учтены, он не только имеет право, но и обязан рассмотреть вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно положительного. Поэтому и мнение аудируемого лица не должно преобладать над мнением аудиторской фирмы, несущей ответственность за верность заключения.

Читайте также: