Экспорт в таможенном союзе

Как известно, экспорт товаров облагается по нулевой ставке1. Чтобы подтвердить право ее применения, в налоговую инспекцию необходимо представить документы, указанные в ст. 165 НК РФ. Их перечень является закрытым и зависит от реализуемых за границу товаров (работ, услуг) и способа их оплаты.

Для подтверждения права применения ставки 0 процентов в налоговую инспекцию в основном представляются:

  • контракт (копия) с иностранным покупателем;
  • документы, подтверждающие получение валютной выручки;
  • документы, подтверждающие вывоз товаров за границу.

Однако при представлении данных документов бухгалтер организации-экспортера может столкнуться с рядом сложностей. При камеральной проверке правомерности применения ставки 0 процентов налоговые органы предъявляют к оформлению документов ряд претензий.

Например, при отсутствии каких-либо сведений в товарно-транспортных (товаросопроводительных) документах организация уже несет риски неподтверждения правомерности применения нулевой ставки.

Исходя из сложившейся практики подтверждения нулевой ставки мы обобщили требования налоговых органов к документам, которые экспортер должен представить для подтверждения вывоза товаров за таможенную территорию РФ, и к их составлению. К таким документам относятся:

– таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенников о выпуске товаров в режиме экспорта и об их вывозе за границу;
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз.

Такая непростая транспортная накладная

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1200/04 говорится, что транспортные и товаросопроводительные документы включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или его особенностей. В пп. 28, 29 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса (далее – ТК РФ) указано, что «коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары, и транспортные средства при международных перевозках» – это транспортные (перевозочные) документы, а счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы относятся к категории коммерческих документов. При этом п. 2 ст. 130 ТК РФ транспортные (перевозочные) и коммерческие документы определены как документы, сопровождающие товары. В Письме ФНС РФ от 06.05.2006 № ММ-6-03/478@) разъясняется, какими должны быть транспортные документы. Налоговики ссылаются на примерный перечень стандартных документов, подтверждающих перевозку в зависимости от ее специфики, указанный в Приложении к Распоряжению ГТК РФ от 25.12.2003 № 699-р «О порядке таможенного оформления транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации».

Например:

  • если перевозка осуществляется воздушным транспортом, то представляется международная авиационная грузовая накладная;
  • для перевозок по железной дороге – железнодорожная транспортная накладная;
  • для перевозок на автомобиле – товарно-транспортная накладная международного образца (CMR).

А теперь подробнее рассмотрим, на что же обращают внимание налоговые органы при перевозке товаров за границу различными способами.

Перевозка товара воздушным транспортом

Пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ следует представлять копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации. Обратите внимание: Налоговым кодексом наличия таможенных отметок на авианакладной не предусмотрено. На это указывают и сами налоговые органы в Письме ФНС РФ от 21.03.2006 № ШТ-6-03/297@. В данном документе налоговики обращают внимание на то, что проставление отметки Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров, утв. Приказом ГТК РФ от 21.07.2003 № 806, не предусмотрено в принципе. Однако при проведении проверок инспектор налоговых органов требует наличие отметок таможенных органов на авианакладной. Арбитражная практика по данной ситуации сложилась в основном в пользу налогоплательщика2. Таким образом, при отказе налогового органа в применении нулевой ставки организация располагает аргументами, подтверждающими его неправомерность.

Особенности перевозки морскими судами

Для подтверждения вывоза товаров судами в таможенном режиме экспорта через морские порты за пределы Российской Федерации налогоплательщиком представляются в налоговые органы следующие документы: – копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации.

Поручение на отгрузку – это поручение предприятия-экспортера порту на отгрузку экспортного груза морским транспортом. Этот документ содержит все необходимые для перевозчика данные по условиям поставки и обращения с грузом.

Поручение на отгрузку должно содержать:

  • наименование перевозчика и место его нахождения;
  • наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • наименование отправителя и место его нахождения;
  • наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • наименование получателя;
  • наименование груза, а также необходимые для его идентификации основные марки, указание в соответствующих случаях особых свойств груза; число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество.
  • копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, где в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Коносамент – товарораспорядительный документ, содержащий условия договора морской перевозки и предоставляющий его держателю право распоряжения грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством его приема и удостоверяет факт заключения договора.

Коносамент должен содержать:

  • наименование перевозчика и место его нахождения;
  • наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • наименование отправителя и место его нахождения;
  • наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • наименование груза, необходимые для его идентификации основные марки, указание на особые свойства груза; число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество;
  • внешнее состояние груза и его упаковки;
  • фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  • время и место выдачи коносамента;
  • число оригиналов коносамента, если их больше одного;
  • подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.Вывоз товара автомобильным транспортом

Если товар вывозится автомобильным транспортом, то экспортеру необходимо иметь товарно-транспортную накладную (CMR). Налоговые органы требуют, чтобы данная накладная оформлялась в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов. Накладная должна содержать следующие сведения:

  • место и дату составления;
  • наименование и адрес отправителя;
  • наименование и адрес транспортного агента;
  • место и дату принятия груза к перевозке и место его доставки;
  • наименование и адрес получателя;
  • принятое обозначение характера груза и тип его упаковки;
  • число грузовых мест, их особую разметку и номера;
  • вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  • связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза).

Помимо вышеуказанных сведений налоговый инспектор сверяет номера соответствующих таможенных деклараций, проставляемые таможенными органами на накладной, и отметки, свидетельствующие о фактическом вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации.
В качестве транспортного документа при перевозках автомобильным транспортом выступает товарно-транспортная накладная (форма 1-Т), ее унифицированная форма3 регулирует отношения грузоотправителя или грузополучателя с организациями, осуществляющими перевозку грузов. Однако судами установлено, что использование товарно-транспортной накладной по форме 1-Т обязательно при перевозке груза покупателю третьим лицом, оказывающим соответствующие услуги; данная форма применяется внутри РФ, а не при перевозках за пределы территории РФ4. Таким образом, отсутствие товарно-транспортных накладных (форма 1-Т) не препятствует подтверждению экспорта при представлении документов, установленных ст. 165 НК РФ.

Экспорт товара по железной дороге

В отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта железнодорожным транспортом, организации-экспортеры могут представлять в налоговые органы дубликаты железнодорожных накладных с отметками таможенных органов, подтверждающих помещение товаров под таможенный режим экспорта и вывоз товара за границу. При проверке налоговый инспектор просматривает накладную и сверяет ее данные с контрактом, с таможенной декларацией и с другими документами. Железнодорожная накладная должна содержать следующую информацию:

  • наименование станции и железной дороги назначения;
  • указание пограничных станций, через которые будет следовать груз;
  • наименование и адрес получателя (в качестве получателя можно указать только одно лицо);
  • наименование груза и в случае перевозки опасных грузов их признанное обозначение;
  • вес груза, количество мест и упаковка;
  • номер накладной и вагона; в случае перевозки контейнерных грузов – номер контейнера;
  • перечень документов, требуемых таможней или другими уполномоченными органами и прилагаемых к накладной;
  • наименование и адрес отправителя;
  • штемпель станции отправления с указанием места и даты принятия груза к перевозке, а также наименование железной дороги, к которой эта станция относится;
  • на обратной стороне накладной указываются платежи, связанные с перевозкой, и станции, до которых оплачена провозная плата;
  • инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей.

В Письме ГТК РФ от 30.06.2004 № 01-06/24123 дано разъяснение порядка проставления таможенными органами отметок на документах (в частности, на оригиналах железнодорожных накладных), которыми располагают организации-перевозчики, осуществляющие транспортировку грузов железнодорожным транспортом. Данное Письмо не изменяет установленного Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров порядка проставления таможенниками отметок на копиях (дубликатах) транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, используемых организациями-экспортерами в целях реализации права на применение нулевой ставки НДС, предусмотренной ст. 164, 165 НК РФ.

Документальное подтверждение экспортного НДС

Документальное подтверждение перемещения товаров почтой

При перемещении товаров почтой с территории РФ на территорию иностранного государства необходимо учитывать следующее. Отношения в области международной почтовой связи регулируются решениями международных почтовых организаций, участником которых является и Российская Федерация5. В этом случае можно воспользоваться Правилами оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221. В качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории России, можно применять почтовые документы, предусмотренные п. 3 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утв. Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381. Их и следует представлять в налоговые органы вместе с документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ6.

Неправомерные требования

В некоторых случаях налоговые органы отказывают в правомерности применения ставки 0 процентов по причине отсутствия отметки на товарно-транспортных накладных о получении груза покупателем, аргументируя это тем, что организация фактически не поставляет товар за границу, а лишь создает видимость поставки. Однако ссылка налогового органа на отсутствие отметки о получении груза покупателем не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов7. Одна из постоянных причин отказа налоговиков в правомерности применения нулевой ставки – это представление накладных на иностранном языке без перевода на русский язык8. Обширная арбитражная практика по этому вопросу поддерживает позицию налогоплательщика. Судьи указывают, что доводы налоговых инспекций о представлении товаротранспортных накладных, не переведенных на русский язык, являются несостоятельными, поскольку обязанность заполнять CMR на русском языке, как и обязанность представлять перевод на русский язык, законодательством не установлена. Международная товарно-транспортная накладная составляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года и является документом, обладающим международным статусом9.

НДС при осуществлении экспорта и импорта товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

Осипова Е.В.

Полесский государственный университет, Беларусь

Влияние НДС на осуществление экспорта и импорта товаров, выполнение работ, оказание услуг в Таможенном союзе

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии сДоговоромот 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. Высшим органом таможенного союза являютсяМежгосударственные Советына уровне глав государств и глав правительств.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, применяется единый таможенный тариф и другие совместные меры регулирования торговли товарами с третьими странами  .

 Однако существует круг вопросов, касающихся  уплаты НДС  при перемещении товаров через границы стран Таможенного союза, законодательного регулирования  экономических отношений на межгосударственном пространстве, а так же администрирования НДС, что определяет актуальность выбранной темы.

Основополагающим документом союза является Соглашение «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте, импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг в Таможенном союзе», который определяет основные вопросы, касающиеся торгового взаимодействия стран Таможенного союза.

Одним из факторов, влияющих на торговые отношения стран Таможенного союза, является  налог на добавленную стоимость. Рассмотрим более детально нюансы, связанные  c взиманием данного налога.

1. Принцип взимания НДС

В отношениях между государствами взимание косвенных налогов осуществляется по принципу страны назначения, т.е НДС взимается по ставке, действующей на территории страны-импортера. Экспортеру — государству, с территории которого вывозится товар, предоставляется нулевая ставка НДС. Этот принцип работает следующим образом. Допустим, при экспорте в Российскую Федерацию белорусская продукция облагается налогом по нулевой ставке, то есть, отгрузка товара осуществляется по цене без суммы НДС. Далее, при ввозе этого товара на территорию импортера, то есть на территорию Российской Федерации, импортер уплачивает ввозной НДС по национальной ставке (в Российской Федерации –  18%, а в Республике Казахстан – 12%). И далее при реализации этого товара на территории Российской Федерации товар облагается по ставке 18%, по аналогии с реализацией других российских товаров, произведенных в этой стране .

2. Администрирование НДС

В условиях взаимной торговли заложена схема подтверждения нулевой ставки НДС. С 2011 года сокращен пакет документов на бумажном носителе для предоставления экспортером в налоговые органы — необходимо предоставлять только один документ – заявление «О ввозе товаров и уплате косвенных налогов», остальные же документы (контракт, транспортные документы) должны быть лишь в наличии у экспортера .

3. Срок, подтверждающий экспорт

Срок, подтверждающий факт экспорта сегодня значительный — 180 дней. В течение полугода импортер должен представить экспортеру заявление с соответствующей отметкой налогового органа. Экспортер в свою очередь должен представить это заявление в свой налоговый орган вместе с налоговой декларацией по НДС, где он отразил нулевую ставку и, соответственнозаявил о налоговых вычетах по этому товару в полном объеме.

4. Льготы по ввозному НДС

Протоколом по Таможенному союзу предоставлена также возможность устанавливать на национальном уровне льготы по ввозному НДС. Ранее при работе по двойственному Соглашению с Россией экспортер не мог применить нулевую ставку НДС, если импортеру предоставлялась льгота по ввозному НДС, сейчас такая возможность существует.

Информация для экспортера

НДС при ввозе товара на территорию Республики Беларусь по договору хранения

Обязанность уплаты ввозного НДС возникает тогда, когда товар приобретается и ввозится. Если товар ввозится на территорию Республики Беларусь для  хранения, то у хранителя нет обязанности уплачивать ввозной НДС. Обязанность возникает у покупателя, который приобретет с места хранения товар.

6. НДС при осуществлении работ на территории Таможенного союза

К работам, связанным с производством продукции из давальческого сырья применяется НДС по ставке 0%.

В налоговом законодательстве государств-членов Таможенного союза, существуют некоторые различия относительно строительных работ, выполняемых одной страной-членом Таможенного союза на территории другой страны — члена Таможенного Союза. В России, как и в Казахстане, действует принцип налогового агента, т.е налог уплачивается путем удержания соответствующей суммы из средств, причитающихся продавцу. Приобретая строительную работу у белорусского исполнителя, россиянин удерживает сумму НДС по национальной ставке. Удержав 18%, он перечислит ему выручку за минусом суммы НДС. В Республике Беларусь это правило не работает. Когда белорусский покупатель, определив место реализации как территорию Беларуси, должен исчислить НДС, он уплачивает сумму НДС за счет собственных средств, перечисляя всю причитающуюся сумму своему контрагенту, но впоследствии эта сумма принимается им к вычету .

В результате взаимодействия стран-членов Таможенного союза наблюдается рост взаимной торговли стран-членов Таможенного союза (в 2010 объём торговли увеличился на 29,1%, в 2011 – на 34,6%, в 2012 – на 8,7% по сравнению с предыдущим годом соответственно). Основным поставщиком товарной продукции на рынок Таможенного союза выступает Российская Федерация, а Республика Беларусь и Республика Казахстан покупают на общем рынке товаров больше, чем продают, так как за анализируемый период больший удельный вес во взаимной торговле приходится на Россию (65,2%, 64,3%, 65,1% соответственно), Республика Беларусь во взаимной торговле занимала 22,1%, 23,9% и 24,9% соответственно (см. таблица 1).

Таблица 1 — Темпы и пропорции развития взаимной торговли стран – членов Таможенного союза

Период

Тамож. союз (ТС) — всего

В том числе экспорт:

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

В % к пр. году

В % к пр. году

Уд.вес, в % к итогу по ТС

В % к пр. году

Уд.вес, в % к итогу по ТС

В % к пр. году

Уд.вес, в % к итогу по ТС

2010 г.

129,1

148,2

22,1

166,6

12,7

118,7

65,2

2011 г.

134,6

145,7

23,9

124,4

11,8

132,9

64,3

2012 г.

108,7

112,6

24,9

96,3

109,4

65,1

Примечание – Источник: собственная разработка на базе  .

В товарной структуре взаимной торговли государств – членов Таможенного союза преобладают минеральные продукты (37%),  из которых  87,6% на рынок  Таможенного союза поставляет  Российская Федерация. Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров: средства наземного транспорта (19,9%), молочную и мясную продукцию (16,3%), машины и оборудование (16,1%). Основную долю импорта из  Российской Федерации занимают топливо минеральное (61,5% общего объема импорта товаров)

В экспорте Республики Беларусь в Республику Казахстан важнейшими являются

средства наземного транспорта (22,3%), машины и оборудование (19,9%), молочная и мясная продукция (13,5%). В импорте преобладают черные металлы и изделия из них (36,8%), злаки (12,5%), средства наземного транспорта (6,7%) .

Таким образом, Таможенный союз значительно расширяет возможности российских, белорусских и казахстанских субъектов предпринимательства. Такая интеграция повышает конкурентоспособность компаний как на общем рынке стран – участниц союза, так и на международной арене. В связи с уплатой косвенных налогов по принципу страны-назначения на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.

Список использованных источников:

1. Евразийская экономическая комиссия/О таможенном союзе — Режим доступа: http://www.tsouz.ru  — Дата доступа: 03.10.13.

2. Л.И. Тарарышкина «Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории  таможенного союза ЕВРАЗЭС»// Белорусский экономический журнал, №4, 2011г.

3. Налоговый Кодекс Республики Беларусь

4. Онлайн-семинар Новиковой С.И. «НДС в Таможенном союзе» — Режим доступа: http://news.tut.by — Дата доступа: 05.10.13.

Информация об убытии экспортных товаров

Для применения нулевой ставки НДС при экспорте товара налоговые органы требуют подтверждение вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза.

Подтрерждением вывоза товара с таможенной территории является отметка таможенного органа на границе, что товар убыл с территории Таможенного союза. В организацией Таможенного союза встал вопрос взаимодействия таможенных органов стран-участниц ТС между собой.

18 июня 2010 года решением №330 Комиссия Таможенного союза утвердила «Порядок подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза». Данным порядком предусмотрен обмен таможенными декларациями между таможенным органом, находящимся в регионе убытия товара с территории ТС, и таможенным органом, оформившим экспортную декларацию.

В случае утраты ДТ (декларации на товары) участником ВЭД, решением №330 предусмотрено подтверждение убытия товаров с территории Таможенного союза на копии декларации. А в случае отсутствия копии у участника ВЭД, подтверждение вывоза осуществляется на экземпляре декларации, находящемся в таможенном органе оформления экспорта.

Порядок получения подтверждения вывоза товара при экспорте

После таможенного оформления товара на экспорт, для подтверждения вывоза товара, участник ВЭД направляет письмо с запросом в свободной форме на подтверждение вывоза в таможенный орган пункта перехода. При этом, к письму прикладывается копия оформленной ДТ. Не забудьте к письму приложить пустой конверт с вашим обратным адресом и оплаченными марками! На практике в течение месяца приходит ответ с декларацией на товары, на которой находится отметка об убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Полученная декларация с отметками представляется в налоговый орган с пакетом документов на возврат НДС.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Внешнеэкономическая деятельность.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

 Порядок взимания НДС внутри Таможенного союза регулируется тремя основными документами:

— Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г.

О проблемных вопросах подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте и предложения по их решению

«О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее Соглашение от 25.01.2008 г.);

— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее Протокол от 11.12.2009г.);

— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.

Взимания НДС внутри Таможенного союза:

— НДС взимается в государстве импортера;

— в государстве экспортера применяется нулевая ставка НДС;

— при выполнении работ (оказании услуг) НДС перечисляется в том государстве, территория которого признается местом выполнения работ (оказания услуг).

НДС при импорте товаров

— Порядок уплаты НДС

  При ввозе в Россию товаров из Беларуси и Казахстана НДС взимается налоговыми органами государства- члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщика.

  НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары и были приняты на учет (п.7 ст.2 Протокола от 11.12.2009 г.).

При нарушении сроков уплаты или неполной уплате НДС налоговая инспекция вправе взыскать налог с начислением пени в бесспорном порядке. Изъять средства могут как с расчетного счета (счетов), так и в «натуральной» форме — за счет имущества организации. Кроме того, налоговая инспекция может привлечь к ответственности за неуплату (неполную уплату) НДС в соответствии со ст. 122 НК РФ.

  НДС по ввезенным товарам уплачивается до подачи в налоговую декларации по импорту.

Российские импортеры обязаны представить налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором импортные товары были приняты на учет.

Одновременно с декларацией должны быть представлены следующие документы:

• договор, на основании которого осуществляется импорт товаров;

• выписка из банка, подтверждающая уплату налога по ввезенным товарам;

• заявление о ввозе (вывозе) товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

• транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров;

• счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-участника при отгрузке товаров;

• информационное сообщение (представляется лишь в случаях, перечисленных в пп. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 ст.2 Протокола от 11.12.2009г.).

  Документы, указанные в подпунктах настоящего пункта, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена таможенного союза.

— Вычет «ввозного» НДС

НДС, уплаченный по товарам, ввезенным из стран Таможенного союза, налогоплательщик вправе принять к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ (п.11 Протокола от 11.12.2009г.).

Напомним, что принять к вычету «ввозной» НДС могут только плательщики НДС (ст. 171 НК РФ) и только при одновременном соблюдении следующих условий:

— товар оприходован (принят на учет) на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 72 НК РФ);

— товар предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

— имеются документы, подтверждающие уплату НДС по ввезенным на территорию РФ товарам, а именно:                заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога; 

       налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате сумма НДС по ввезенным товарам; 

       платежный документ на перечисление суммы НДС, указанной в налоговой декларации (ст. 72 НК РФ).

НДС при экспорте товаров

   При экспорте товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства – члена таможенного союза – налогоплательщиком с территории которого ввезены товары, применяется нулевая ставка НДС, в случае её документального подтверждения. 

  Перечень документов, подтверждающих право на применение «нулевой» ставки, установлен п.2 ст.1 Протокола от 11.12.2009 г., в их числе:

• экспортный договор;

• выписка из банка, подтверждающая поступление денежных средств от иностранного покупателя;

• заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа того государства, на чью территорию импортированы товары;

• транспортные (товаросопроводительные документы), подтверждающие перевозку товара. 

  Транспортные документы не требуются лишь в том случае, если допускается «бездокументное» перемещение товаров, закрепленное законодательством РФ (пп.4 п.2 ст.1 Протокола от 11.12.2009 г.).

иные документы, предусмотренные законодательством РФ. 

   Например, документы, необходимые при продаже товара через посредника (п.2 ст.165 НКРФ).

   Эти документы нужно представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. З ст.1 Протокола от 11.12.2009 г.). 

Отметим, что это правило действует для поставок, как в Беларусь, так и в Казахстан.

  Датой отгрузки считается одна из следующих двух дат:

—   дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика);

— дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством участника Таможенного союза для плательщика НДС.

   Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и принимает соответствующее решение согласно законодательства РФ. 

  Одновременно с подтверждением нулевой ставки НДС, налогоплательщик имеет право принять к возмещению НДС по счёт-фактурам, полученным от продавцов товара, реализованного на экспорт. Обоснованность принятия НДС к возмещению при экспорте товаров проверяется налоговыми органами в ходе камеральной проверки (п.1.ст.176 НК РФ) и принимает следующее решение: 

— об отказе в возмещении заявленного налога полностью или частично;

— о возмещении НДС в полном объеме или частично.

Подтверждение вывоза товара для возврата НДС при экспорте

ФК-НОВОСТИ

Следствием создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, говорит юрист-эксперт таможенного холдинга «Группа Тарго» Николай Зарубин, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.

Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

— Соглашение «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.08.2008 (далее — Соглашение);

— Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее — Протокол).

В соответствии с Соглашением под косвенными налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор). Под экспортом и импортом понимается соответственно экспорт и импорт товаров с территории одного государства, участника Таможенного союза на территорию другого государства — участника Таможенного союза. Данное соглашение, как следует из его названия, устанавливает принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров

Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров заключается в том, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров устанавливает, что косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства — импортера.

При этом ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

В соответствии с Протоколом косвенные налоги при импорте товаров на территорию государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза взимаются налоговыми органами государства-импортера по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товара.

При этом собственником товаров считается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором.

Стоимостью таких товаров будет являться цена сделки, подлежащая уплате поставщику на основании договора или контракта. Данное правило распространятся не только на товары, поставляемые в соответствии с договорами купли-продажи, но и на товары, которые являются результатом выполнения работ по иному виду договора.

При этом, если товары импортируются в государство-член Таможенного союза на основе бартерного договора или по договору товарного кредита (займа в виде вещей), то их стоимость определяется в соответствии со следующими правилами. Стоимостью таких товаров является стоимость, указанная в бартерном договоре, а при ее отсутствии -стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, а при ее отсутствии -стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.

Косвенные налоги при импорте товаров на территорию государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, как указывалось выше, взимаются налоговыми органами государства-импортера.

Протокол предусматривает обязанность налогоплательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ввезенных товаров на учет, предоставить а налоговый орган налоговую декларации и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Указанное заявление содержит 20 реквизитов, аналогичных реквизитам ранее использовавшейся для этих целей грузовой таможенной декларации, и подтверждает факт перемещения товаров между государствами-членами Таможенного союза, а также используется для целей учета и ведения статистики.

Помимо этого, налогоплательщик — собственник товар должен представить в налоговый орган выписку из банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов, товаросопроводительные (транспортные) документы, счета — фактуры, документы, отражающие гражданско-правовые основания приобретения товаров (договор, контракт).

В случае несвоевременной уплаты косвенных налогов либо иного неисполнения собственником товара его обязанностей как налогоплательщика, пеня и иные меры ответственности определяются законодательством государства, на территорию которого были импортированы товары.

В случае экспорта товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акцизов. При этом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, зачеты и возмещения в порядке, установленном законодательством государства экспортера для товаров, экспортированных с территории данного государства за пределы Таможенного союза.

Однако, как и в случае с экспортом товаров за пределы Таможенного союза, налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган ряд документов. Прежде всего это документы, подтверждающие гражданско-правовые основания экспорта товаров, то есть договоры (контракты).

Также экспортер должен предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, о котором уже упоминалось, с отметкой налогового органа государства — члена Таможенной союза, на территорию которого были импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

Кроме этих документов, должны быть предоставлены выписка из банка, товаросопроводительные (транспортные) документы и иные документы, предусмотренные законодательством государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары.

Для налогового органа предусмотрена возможность принять решение о подтверждении нулевой ставки налога на добавленную стоимость, освобождения от уплаты акцизов, применения налоговых вычетов, если в данном налоговом органе имеется подтверждение от налогового органа другого государства-члена Таможенного союза об уплате косвенных налогов в полном объеме.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» налоговые органы всех государств-членов Таможенного союза ведут реестры заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, и обмен данными реестрами происходит ежемесячно.

Таким образом, можно говорить, что с большой долей вероятности налоговые органы государства-экспортера получат от налоговых органов государства-импортера вышеуказанное подтверждение об уплате косвенных налогов.

В Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 указано, что налоговый орган в случае, если не предоставлены соответствующие документы, вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, если наличествует соответствующее подтверждение налогового органа другого государства — члена Таможенного союза, но не установлена обязанность налогового органа принять указанное решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

В целом, изучив порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров между государствами-членами Таможенного союза, можно сделать вывод, что порядок уплаты косвенных налогов при импорте между странами-участницами Таможенного союза претерпел сильные изменения.

На взгляд автора, главным таким изменением стало то, что в уплате и возмещении косвенных налогов больше не участвуют таможенные органы.

Для сравнения рассмотрим ранее действовавший порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров на примере налога на добавленную стоимость.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 146 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налога на добавленную стоимость признается ввоз товара на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом установлены различия в сумме налога в зависимости от заявленной декларантом таможенной процедуры. Например, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме, при помещении под процедуру реимпорта уплачиваются суммы налога, от которых налогоплательщик был освобожден при экспорте товаров из Российской Федерации, а при помещении товаров под процедуру таможенного транзита налог на добавленную стоимость не уплачивается.

При этом, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (абзац 1 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса таможенного союза), налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам и подлежит уплате таможенным органам декларантом или иные лица, на которых соответствующим законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по ставке 0 процентов. Для этого экспортеру необходимо предоставить в налоговые органы ряд документов, в том числе таможенную декларацию и копии товаросопроводительных документов, с отметками таможенных органов, подтверждающими убытие товаров с территории Российской Федерации.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что роль таможенных органов во взимании косвенных налогов при перемещении товаров между Таможенного союзом и третьими странами очень велика. Однако при экспорте и импорте товаров между самими странами Таможенного союза таможенные органы больше не участвуют во взимании косвенных налогов.

Бизнес

НДС. Экспорт товаров в страны СНГ

С какими сложностями может столкнуться экспортер, заявляющий к возмещению НДС? Список возможных проблем достаточно длинный: здесь и проверка поставщиков, и исследование до последней запятой счетов-фактур на предмет их соответствия статье 169 НК РФ

в трактовке налоговых органов, и ожидание ответов из таможни о фактическом вывозе товара и многое другое.

Но даже если все препятствия пройдены, налоговая инспекция получила ответы на всех контрольных мероприятиях, нет никакой уверенности в том, что НДС будет возмещен.

Именно с такой ситуацией столкнулся один из наших клиентов — организация, осуществившая экспорт нефти на территорию Кыргызской Республики.

НДС (экспорт) — позиция налоговой инспекции

Налоговая инспекция посчитала, что поставка сырой нефти в указанную страну не является операцией, подлежащей налогообложению по ставке 0%. Следовательно,  подлежит налогообложению по ставке 18%.

На данном основании инспекция вынесла решения об отказе в возмещении НДС и о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Свою позицию налоговый орган обосновал тем, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики от 10.10.2000 «О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговли» (далее — Соглашение с Правительством КР) установило исключение из перечня товаров, в отношении которых применяется нулевая ставка. Налоговики подчеркнули, что международные нормы должны превалировать над российским законодательством.

Также инспекция ссылалась на письмо МНС России от 12.04.2001 № ВГ-6-03/296. Оно содержит аналогичные выводы — реализация нефти подлежит налогообложению по ставке 18%.

Подкрепляя свою позицию, инспекция также ссылалась на Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2007 № КА-А40/6886-07, вынесенное по спору, в котором рассматривались похожие правовые нормы. В данном деле суд сделал вывод, что соглашения, заключенные с правительствами Молдовы, Азербайджана, Грузии и Армении, устанавливают изъятие из п. 1 ст. 164 НК РФ, в результате чего налоговая ставка НДС 0% при экспорте природного газа в эти страны не применяется. Следовательно, реализация природного газа в эти страны облагается по общеустановленной ставке 18%.

Несмотря на ряд существенных недочетов в решении об отказе в возмещении НДС (так, по мнению инспекции, реализация нефти в данном случае должна облагаться по ставке 18%, поскольку является реализацией на территории РФ на основании п. 1 ст. 146 НК РФ), совокупность доводов заставила серьезным образом задуматься.

Анализ аргументов инспекции по возмещению НДС (экспорт)

Выбирая тактику отстаивания интересов клиента по такой сложной теме как НДС (экспорт), мы, прежде всего, старались разделить доводы инспекции по их убедительной силе.

Действительно, п. 1 ст. 146 НК РФ указывает, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Но при этом ст. 147 НК РФ предусматривает, что территория РФ признается местом реализации, если товар находится на территории РФ, при этом не отгружается и не транспортируется, или товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Следовательно, любая экспортная операция является реализацией на территории РФ и объектом налогообложения по НДС. Но это отнюдь не означает, что ставка НДС (экспорт)18% автоматически применяется во всех случаях реализации на территории РФ, поскольку  ст.164 НК РФ предусматривает применение различных ставок для операций, являющихся объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, данный аргумент инспекции основан на логической ошибке и неверном толковании НК РФ.

Далее, на этапе подготовки правовой позиции, мы отметили, что Соглашение с Правительством КР не устанавливает ни объект налогообложения, ни налоговую базу, ни ставку, ни иные обязательные элементы налогообложения. Следовательно, применение одного только Соглашения с Правительством КР не дает правовых оснований для определения ставки по НДС.

Наиболее важным аргументом в этой ситуации нам виделась ссылка налогового органа на необходимость применения международных норм и их превалирование над нормами национального законодательства. Основной задачей явилось построение такой позиции, которая со ссылками на международное право обосновывало применение налоговой ставки 0 процентов.

Выработка позиции налогоплательщика

Действительно, п. 2 ст. 3 Соглашения с Правительством КР предусматривает, что положения пункта 1 данной статьи (устанавливающие применение нулевой ставки) не распространяются на природный газ и нефть. Изменения в этот документ не вносились. В то же время, его нужно применять с учетом иных нормативно-правовых актов и международных договоров.

В итоге, мы пришли к следующему:

Во-первых, оговорка в ч. 2 ст. 3 Соглашения с Правительством КР означала, что в отношении реализации нефти необходимо руководствоваться не данным соглашением, а внутренним законодательством РФ. Между тем, с 01.01.2005 законодатель убрал из подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ исключение, согласно которому нулевая ставка не применялась к экспортным поставкам нефти и природного газа в государства — участники СНГ. Следовательно, в данном случае следовало применять новую редакцию подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой нулевая ставка применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, без каких-либо исключений.

Во-вторых, с этой же даты вступили в силу и другие изменения. Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве с оговоркой о том, что принцип взимания косвенных налогов в стране назначения не распространяется на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат и природный газ. Федеральный закон от 29.12.2004 № 209-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2005, данную оговорку снял.

Тем самым Российская Федерация заявила о том, что с 01.01.2005 взимание косвенных налогов по принципу страны назначения действует без каких-либо исключений.

В данной ситуации мы обратили внимание на положения Венской конвенции от 23.05.1969 «О праве международных договоров». Согласно п. 3 ст. 30 данной конвенции, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

Статья 59 Венской конвенции устанавливает, что договор считается прекращенным, если все его участники заключат последующий договор по тому же вопросу и при этом:

a) из последующего договора вытекает или иным образом установлено намерение участников, чтобы данный вопрос регулировался этим договором; или

b) положения последующего договора настолько несовместимы с положениями предыдущего договора, что оба договора невозможно применять одновременно.

Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.

Таким образом, после того, как Российская Федерация с 01.01.2005 присоединилась к данному договору в части установления общего принципа взимания косвенных налогов в стране назначения, прекратил свое действие п. 2 ст.

Экспорт несырьевых товаров подтвержден в течение 180 дней

3 Соглашения с Правительством КР.

Итоговое решение по делу

До 01.01.2009 досудебное обжалование решений о привлечении к налоговой ответственности не было обязательным. Тем не менее, налогоплательщик решил сначала прибегнуть к процедуре обжалования в административном порядке. Однако региональное УФНС России по итогам рассмотрения жалобы увеличило сумму доначисленного налога.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогоплательщика и отклонили доводы инспекции.

Федеральный закон от 18.08.2004 № 102-ФЗ.

Подписан в г. Москве 26.02.99.

Федеральный закон от 22.05.2001 № 55-ФЗ.

На недопустимость увеличения суммы недоимки в такой ситуации указал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.07.2009 № 5172/09 (подр. см., напр.: Цапков В. Е. Недопустимость ухудшения положения налогоплательщика по итогам апелляционного обжалования // Налоговые споры: теория и практика. 2009. № 10. С. 60-65).

Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2009 № КА-А40/9664-09.