Электронное таможенное декларирование

Как заполнять реестр таможенных деклараций?

В письме от 10.05.2016 № ЕД-4-15/8235 ФНС России рассмотрела вопрос подтверждения ставки НДС при экспорте.

Контролеры напомнили, что налогоплательщик в случае реализации товаров на экспорт вправе применить ставку НДС 0 процентов при условии ее документального подтверждения. Для этого вместо бумажных копий документов в налоговую инспекцию можно представить реестр таможенных деклараций в электронной форме, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов (далее – реестр, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 15 ст. 165 НК РФ).

Реестры таможенных деклараций вместо ГТД

Форма и порядок заполнения реестра, а также формат и порядок представления реестра в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ).

По общему правилу в графах 6 и 7 реестра, представляемого в случае реализации товаров на экспорт (Приложение № 5 к Приказу), необходимо указывать соответственно номера и даты транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов (разд. VI приложения № 15 к Приказу). При этом, по мнению ФНС России:

  • в случае заполнения граф 6 и 7 реестра из международной товарно-транспортной накладной (CMR) можно использовать номер, который указан в ее правом верхнем углу. Дату заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, можно найти в графе 21 накладной;
  • что касается заполнения граф 6 и 7 реестра из транспортной железнодорожной накладной, то в реестре следует указывать номер отправки, а также дату документального оформления приема груза к перевозке или дату заключения договора перевозки;
  • в случае заполнения графы 7 реестра из поручения на отгрузку и коносамента (при вывозе товара морским, речным, смешанным (река-море) транспортом) при отсутствии даты на документе, подтверждающем факт приема товара к перевозке, или поручении на отгрузку в графе 7 реестра указывается дата приема груза к перевозке.

Контролеры также указали, что налогоплательщик должен заполнить и графу 4 реестра, где необходимо указать коды видов транспортных средств, которыми товары вывозились с территории РФ (раздел VI приложения № 15 к Приказу). При этом можно использовать сведения из графы 25 "Вид транспорта на границе" декларации на товары (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257).

Подтверждаем нулевую ставку не документами, а реестром

Реестр таможенных деклараций: формы утверждены

27.11.2013

С 1 января 2014 года Россия окончательно переходит на таможенное декларирование в электронной форме

ФТС России завершает проведение комплекса технических, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования товаров  в электронной форме. С этого момента таможенное декларирование в России станет осуществляться только в электронной форме на основе информационных технологий взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов с использованием информационно-коммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленным Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров будет обязательно производиться в электронной форме (п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Исключение составят случаи, определенные постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении категорий товаров, лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». Его проект ФТС России подготовила и согласовала со всеми заинтересованными ведомствами. Исключения связаны со спецификой информации о товаре (государственная тайна), спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура) и рядом случаев (например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц). Причем в этом случае право выбора формы декларирования останется за декларантом.

Для таможенного декларирования в электронной форме декларант использует электронную подпись, которую можно получить как непосредственно в ФТС России, так и в 21 удостоверяющем центре, которые входят в систему удостоверяющих центров таможенных органов.

Электронная форма таможенного декларирования уже сейчас является основной. По состоянию на 15 ноября 2013 года в электронной форме выпущено 3 822 212 деклараций на товары, что составляет 98,49 % от общего декларационного массива; ее применяют 93,65% участников ВЭД.

 Развитие электронного декларирования стало основой для создания Центров электронного декларирования (ЦЭД). Эти специализированные таможенные посты обеспечивают декларирование товаров исключительно в электронной форме и позволяют реализовать технологию удаленного выпуска товаров. Сейчас функционируют 26 Центров электронного декларирования во всех федеральных округах. В отдельных субъектах Российской Федерации на их долю приходится до 90% от всех поданных в электронной форме деклараций на товары.

Одним из «узких» мест применения электронного декларирования, как известно, является необходимость в ряде случаев одновременного представления наряду с декларацией на товары в электронной форме копий товаросопроводительных, коммерческих, а также  разрешительных документов, выдаваемых иными государственными органами. Таких государственных органов – более 20. В 2013 году около 30 процентов деклараций, поданных в электронной форме, потребовали представления документов на бумажных носителях. Для уменьшения доли таких деклараций ФТС России разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. Кроме того, ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие с государственными органами в целях получения сведений из разрешительных документов, выданных этими государственными органами, чтобы у декларантов не было необходимости представлять данные разрешительные документы на бумажных носителях.

Технологической и юридической основой для осуществления электронного межведомственного взаимодействия являются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ).

ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации разработала 32 ТКМВ. Они предназначены для получения сведений при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме, а также в рамках реализации Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации».

В частности, ТКМВ заключены с такими федеральными органами исполнительной власти, как Минфин России, Минпромторг России, Минкультуры России, Минобороны России, Роскомнадзор, ФСБ России, МВД России, Росаккредитация, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Росрыболовство, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор, ФСТЭК России, ФСВТС России, Россельхознадзор.

Техническая реализация ТКМВ базируется на использовании системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭБ), применение которой предусмотрено мероприятиями по совершенствованию таможенного администрирования. Автоматизация процесса сверки сведений, указанных в декларации, со сведениями, получаемыми по СМЭВ в рамках межведомственного обмена, будет осуществляться с использованием информационных систем таможенных органов в режиме, близком к реальному времени. Данная технология применяется в таможенных органах с 15 июля 2013 года и направлена на минимизацию времени выполнения таможенных операций, повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного выявления товаров, документов, лиц, подлежащих проверке и определения степени такой проверки.

Наша справка.

Внедрение электронного таможенного декларирования шло поэтапно. Первая в России электронная таможенная декларация была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии «ЭД-1» (подключение по выделенному каналу связи). Поскольку применение технологии «ЭД-1» требовало от участника ВЭД существенных финансовых затрат, то и объемы поданных в электронной форме деклараций были незначительны.

Так к 2008 году в электронной форме подавалось не более 9% от общего количества деклараций. Массовый переход на электронное декларирование начался с сентября 2009 года после внедрения технологии «ЭД-2» (подключение по сети «Интернет»). В октябре 2010 года все таможенные посты, принимающие декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети «Интернет».

В 2012 году ФТС России реализовала возможность подачи электронной декларации на товары через «Интернет» посредством информационного портала электронного представления сведений. Созданный на основе современных web-технологий информационный портал позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц. Все перечисленные технологии являются надежной основой для перехода в 2014 году на обязательное таможенное декларирование товаров в электронной форме.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

Быстро.

Защита от роботов

Надежно. Выгодно.

Электронное декларирование через Интернет (ЭД2)

Оптимальное решение от ведущих разработчиков

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет.

Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить процедуру таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора

Декларант оформляет ДТ и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору.

Пакет документов проходит через сервер информационного оператора и далее по защищенному каналу в АПС "Электронное предоставление сведений" ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.

По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС "АИСТ-М"), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров.

Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД.

Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.

Для организации работы через информационного оператора необходимо выполнить ряд несложных требований

Требования к рабочему месту декларанта

Каждый компьютер, с которого планируется осуществлять электронное декларирование, должен иметь подключение к сети Интернет и следующий набор программного обеспечения:

  • Программное обеспечение для таможенного оформления — АСПТД "Декларант с модулем Экспресс". Или расширенный пакет программ — "Эксперт".
  • Программа "Крипто-про" (версии 4.0 и выше) для подписания отправляемых сообщений электронно-цифровой подписью (сайт разработчика www.cryptopro.ru)
  • электронно-цифровую подпись (ЦП)
  • операционная система Windows 7 и новее

Организационные шаги

  • Заключить лицензионный договор с ООО "ТКС СОФТ" на программу "Декларант" или пакет "Эксперт"
  • Заключить договор с информационным оператором ООО "СЗТЛС" на предоставление услуг по передаче данных. Заказать у него электронную подпись и купить "Крипто про"
  • Воспользоваться бесплатной услугой по установки и настройке программного обеспечения специалистами "ТКС Софт" и "СЗТЛС"

При необходимости, можно выполнить все условия за 2-3 дня.

Подробнее про программное обеспечение для таможенного оформления.

Преимущества «СЗТЛС» как оператора передачи данных в таможню:

  • Нет необходимости в предоплате, оплата только за выпущенные декларации
  • В зависимости от количества ДТ в конкретном месяце тариф меняется автоматически
  • Нет ограничений на передачу сообщения во время одной процедуры
  • Оплата только в случае получения ответа "Выпуск разрешен"
  • Бесплатно при переходе на бумажный вариант, отзыв ДТ, ошибочной передачи и др.

    случаи

  • Неограниченное количество почтовых адресов у одного клиента
  • Индивидуальный подход
  • Круглосуточная служба поддержки

ООО "СЗТЛС" – www.sztls.ru, +7 (812) 441-3225

Перечень документов для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее ЭП) и других услуг.

Комплект документов зависит от того, является ли абонент юридическим лицом, филиалом юридического лица, иностранным представительством, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом.

Едиными документами для всех абонентов являются: все Заявления, Заявки и Доверенности, автоматически формируемые при заказе в личном кабинете. Для того, чтобы распечатать документы: необходимо зайти в личный кабинет, выбрать актуальный и оплаченный заказ, вывести на печать сформированные документы.

Обратите внимание на то, что все заявления, заявки и доверенности должны уместиться на 1 листе формата А4. Подпишите и поставьте печать организации или индивидуального предпринимателя (далее ИП), при наличии печати у ИП, на всех документах.

Обратите внимание! Удостоверяющий центр (далее УЦ) вправе отказать в выдаче ЭП, если предоставлен комплект документов, не соответствующий списку, или при наличии записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. УЦ осуществляет сверку сведений, представленных заявителем, с данными, указанными в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на портале https://egrul.nalog.ru/ и, в случае их расхождения, отказывает заявителю в выдаче ЭП (п. 2.3 ст.18 №63-ФЗ от 06.04.2011 г.).

Защита от роботов

Рекомендуем перед посещением УЦ произвести проверку данных в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на портале https://egrul.nalog.ru/, и в случае выявления расхождений обратиться в ФНС для внесения изменений.

Внимание! При оформлении ЭП на ликвидатора, конкурсного (внешнего, арбитражного) управляющего получение сертификата возможно только лично в офисе подключения. Выпуск сертификатов по любым видам доверенностей не допускается.

Подпись руководителя во всех документах должна быть такой же, как в паспорте. Все копии документов должны быть заверены согласно правилам заверения документов и содержать актуальную информацию (см. «Требования к заверению документов»)

Для получения полного перечня необходимых документов выберите тип Вашей организации:

Индивидуальный предприниматель c печатью

Индивидуальный предприниматель без печати

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Обратите внимание! Все копии документов должны быть заверены согласно правилам заверения документов и содержать актуальную информацию (см. «Правила заверения документов»)