Элементы налоговой системы

Налоговая система и ее элементы.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований. Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков). Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

  1. Виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований,
  2. Субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами,
  3. Органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками,
  4. Законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога, и институтов изъятия налогов, и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

Классификация налогов.

Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам.

В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выбрать следующие:

  1. Объект налогообложения или среду изъятия,
  2. Источник уплаты налога,
  3. Субъект уплаты налога,
  4. Способ изъятия дохода,
  5. Метод обложения (по ставке),
  6. Способ обложения,
  7. Назначение (функция налога) и т.д.

По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и т.д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:

  1. Операции по реализации товаров (работ, услуг),
  2. Имущество,
  3. Доход,
  4. Прибыль,
  5. Природные ископаемые и т.д.

По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится оклад налога в бюджет.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т.д.).

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходные налог с физического лица, налог на прибыль с организаций, налог на имущество и т.д.

Скрытые (косвенные) налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота по реализации товаров работ, услуг), то есть взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др.

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые.

По способу обложения налоги подразделяются на кадастровые, декларационные, налично — денежные и безналичные.

По назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое. Вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды.

В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65981. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 84 KB
  Сущность и функции международного валютного фонда Международный валютный фонд МВФ это специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне США.

41. Налоговая система: понятие, элементы.

Основа МВФ была заложена на Бреттон Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года.

65982. Организация экономического сотрудничества 56 KB
  Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран членов организации. В 1960е состав и географические рамки ОЭСР расширились и сейчас в организацию входят 34 государства в том числе большинство государств членов ЕС. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 мирового ВВП.
65983. Группа Всемирного Банка 21.13 KB
  Условием членства во Всемирном банке является членство в Международном валютном фонде то есть каждая страначлен Международного банка реконструкции и развития должна прежде стать членом Международного валютного фонда.
65984. СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27.53 KB
  Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета.
65985. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны 70 KB
  В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны где государство устанавливает особый режим управления наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
65986. Государственные инвестиционные программы. Инвестиционные программы Омской области 17.82 KB
  Инвестиции долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей предпринимательские проекты социально-экономические программы инновационные проекты.
65987. Финансовый рынок РФ анализ за 2009-2011 30.17 KB
  В 2009 году объем торгов на всех рынках РТС вырос на 5,59% по сравнению с 2008 годом и составил 799,3 млрд долларов. По итогам 2009 года рост основного индикатора российского фондового рынка Индекса РТС составил 128,6%, его значение на закрытие торговой сессии 31 декабря 2009 года составило 1 444,61 пункта.
65988. Бюджет Омской области с 2007 — по 2011год 22.22 KB
  Бюджет это совокупность доходов и расходов на определенный период времени обычно на один год. Важным понятие является государственный бюджет. В свою очередь доход бюджета это денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке…

Налоговая система представляет собой совокупность на­логов, действующих на территории страны, методы и прин­ципы построения налогов.

Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федера­ции.

В этих законоположениях определены принципы действия налоговой системы, ее структура и со­став, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и кон­троля за их уплатой.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги — налоги национально-государственных и админист­ративно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные на­логи.

Налоговые доходы составляют 94–95% общих доходов федерального бюджета и соответственно именно их динамика является определяющей.

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами.

Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Впервые за несколько лет в 2000 г. профицит федерального бюджета составил 2,5% ВВП. По итогам 2008 года, профицит федерального бюджета составил 0,2% ВВП.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике — дефицит бюджета, т. е. превышение доходов бюджета над его доходами. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Плохо продуманная политика в области покрытия дефицита бюджета может привести к быстрому росту государственного долга.

Основные причины образования дефицита бюджета:

Ø рост государственных расходов,

Ø чрезвычайные обстоятельства,

Ø кризисные явления в экономике.

Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет не более 3% ВВП по «международному стандарту», принятому в рамках Европейского союза. При таком дефиците государственный долг не становится обременительным и может быть стабилизирован, либо выплачен при благоприятных условиях.

Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более суммы доходов — это критический дефицит.

В 90-е годы дефицит государственного бюджета России до уровня 20% доходов и превысил 5% ВВП. Основными причинами его были: низкая эффективность производства, большие расходы на конверсию, нерациональность структуры бюджетных расходов,
неэффективные бюджетные механизмы, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР.

В постсоветской России лишь в реальном бюджете на 2001 г. расходы уравновешены доходами, однако 80—90% бюджетов субфедерального уровня были дефицитны.

В Российской Федерации сбалансированность бюджетов рассматривается как один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 33 БК РФ). При этом сбалансированность бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.Бюджетный кодекс РФ (ст. 92) налагает определенные ограничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются орга­нами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на оче­редной финансовый год по основным видам привлеченных средств. За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В состав источников финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

1. внутренние источники (в валюте РФ):

Ø размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации;

Ø бюджетные кредиты, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Ø кредиты кредитных организаций;

Ø кредитами международных финансовых организаций;

Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

8. Налоговая система, ее элементы.

внешние источники (в иностранной валюте):

Ø государственные займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг;

Ø кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

Ø кредиты кредитных организаций.

Ø иные источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В состав источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

1. внутренние источники (в валюте РФ):

Ø размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

Ø кредиты кредитных организаций;

Ø бюджетные кредиты, предоставленные бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Ø бюджетные кредиты, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Ø кредиты международных финансовых организаций;

Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;

Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

2. внешние источники (в иностранной валюте):

Ø размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

Ø кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

Ø иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Остатки средств бюджета субъекта Российской Федерации на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

Ø размещение муниципальных ценных бумаг;

Ø кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Ø бюджетные кредиты, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Ø бюджетные кредиты, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Ø изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Ø иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

Кодексом созданы следующие механизмы достижения сбалансированности:

1) бюджетные кредиты — например, бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет;

2) внутренние и внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и внутренние источники финансирования дефицита местного бюджета;

3) Резервный фонд, формируемый за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами этого фонда;

4) Фонд национального благосостояния, формируемый за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, и за счет доходов от управления средствами этого фонда (до 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета);

5) механизм регулирования долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципальных образований, состоящий в группировке этих обязательств по видам, срочности и объему, установлении порядка их прекращения, возложении обязанностей по управлению государственным (муниципальным) долгом и ответственности по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

6) механизм регулирования государственных и муниципальных заимствований, предполагающий выпуск ценных бумаг и привлечение кредитов (бюджетных и не только);

7) механизм регулирования внешних долговых требований РФ, т.е. финансовых обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ как кредитором;

8) межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

9) бюджеты государственных внебюджетных фондов, в состав которых входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Дата добавления: 2015-09-25; просмотров: 428;

1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ.. 3

1. 2 КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налоговая система и ее элементы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 1991-1992 гг.,в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все эти факторы непосредственно повлияли на ее становление.

Законодательные основы ныне действующей налоговой системы России были заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены Законом РФ от 27 декабря 1991 г "Об основах налоговой системы, в Российской Федерации" .

Данный Закон РФ определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы Российской Федерации и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и их должностных лиц в области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в ч. 1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) вообще не упоминается понятие «налоговая система», а все статьи Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которые давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры как системы, в последующем были отменены.

В данной работе предлагается налоговая система, разработанная исходя из федеральных законов и из правоохранительной практики. Прежде всего, дадим определение — налоговой системе. Если исходить из значения налоговой системы для рыночной экономики, корректно утверждать, что налоговая система — это государственная система мер политического, экономического, административного, правового характера, направленная на исполнение доходной части бюджета, а также стимулирования роста внутреннего валового продукта (ВВП).

В более узком значении, подразумевающем ее внутреннее содержание, налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

По нашему мнению налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов: 1) Налоговые органы; 2) Налоговое законодательство; 3) Налоги; 4) Пошлины; 5) Сборы; 6) Другие платежи.

Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях и обеспечивающие взимание налогов с налогоплательщиков. В соответствии с Конституцией РФ "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы'' (Статья 57). Однако налогоплательщики не всегда добросовестно выполняют свои обязанности перед государством, допускают различные нарушения налогового законодательства – от несвоевременного внесения в соответствующий бюджет налогов до умышленного уклонения от их уплаты. Поэтому в любом государстве любой общественно-экономической формации создается определенная система учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей. В Российской Федерации эту функцию выполняют налоговые органы РФ. Их правовое положение определено Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» , НК РФ, и рядом других нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 30 НК РФ — налоговыми органами в РФ являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Второй элемент налоговой системы – налоговое законодательство. Традиционно в советской теории государства и права понятием «законодательство» охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер.

Однако принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства России,-создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. На этих конституционных положениях базируется и НК РФ. Cогласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления. Таким образом, акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

В действительности налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 части первой НК РФ).

Таким образом, налоговое законодательство — совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов РФ, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Следующий элемент – налоги. Формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником, являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ, не был ниже 82–83% всех государственных доходов . Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.

Итак, в ряду государственных доходов налогам принадлежит важнейшее место. Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность- это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему:

Понятие «Налоговая система».

Составные элементы налоговой системы.

Факторы, определяющие налоговую систему.

Пермь 2010г.

Введение

  1. Общие понятия налогообложения. Принципы налогообложения Адама Смита.

2. Понятие «Налоговая система». Факторы, определяющие налоговую систему.

  1. Составные элементы налоговой системы.

4. Становление и развитие налоговой системы в РФ.

Заключение.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

.

  1. Общие понятия налогообложения.

Принципы налогообложения Адама Смита.

Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… " (К. Маркс, Ф. Энгельс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Наряду с понятием «налог» существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются похожими, но не одинаковыми. Все эти понятия сближает принудительный характер изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина — это обязательный платеж, взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэквивалентность. Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты соответствующей пошлины. Здесь и проявляется принудительный характер платежа, сближающий пошлину и налог.

То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор — это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому…

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика…

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

2. Понятие «Налоговая система».

Факторы, определяющие налоговую систему.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.

Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную — обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую — регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную — перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую — микроэкономическое регулирование; контрольную — обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

    Страницы: следующая →

    12Смотреть все

    Похожие страницы:

    1. Аудит на малых предприятиях (2)

      Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

      Налоговая учетная политика. Налоговая учетная политика является документом, определяющим процесс ведения налогового … налогообложения и элементахналогового учета, … фактором и составной … усложненность систем налогообложения и налоговых проверок … системы

    2. Налоговаясистема РФ, проблемы её совершенствования

      Реферат >> Финансы

      налоговаясистема» Рис.1. Существующие подходы к уточнению понятия «налоговаясистема» Третий подход, определяющийналоговуюсистему как систему … нейтральную. 3. Формирование системы налогообложения как составной части налоговойсистемы после введения части …

    3. Налоговые правонарушения (6)

      Реферат >> Государство и право

      элементы состава налогового правонарушения 1.2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговойсистемыопределяющихналоговуюсистему

      Понятие налоговой системы и ее элементов (стр. 1 из 5)

      Составнымэлементомфакторовналоговых

    4. Самоучитель по бухгалтерскому учету

      Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

      составную часть … факторомналоговыми органами в соответствии с их компетенцией, определяемойНалоговымналоговуюсистему и финансовую политику. Системаэлементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая

    5. Управление налоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения по материалам ООО "ИнСиТ"

      Дипломная работа >> Финансовые науки

      … момента регистрации организации в налоговых органах вопросы налогообложения становятся составной частью практически каждого … налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а … условиями налогообложения предприятия …

    Хочу больше похожих работ…

    Дать определение налога, налоговой системы. Изложить принципы и функции налогообложения.

    Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, а также органов, обеспечивающих их уплату.

    Налоги – общественные сборы с юр. и физ. лиц, осущ. гос-вом на основании соответствующ. Законодательства.

    Основные принципы функционирования налоговой системы:

    ü Обязательность и всеобщность налогообложения юр. и физ. лиц

    ü Сочетание прямого и косвенного налогообложения

    ü Применение льготного налогообложения

    ü Неотвратимость административной фин.ответственности за открытые доходы, подлежащие налогообложению и др.

    Важнейшие функции налогов:

    1. Фискальная (бюджетная) — формирование бюджетной суммы и внебюджетных фондов для успешного функционирования гос-ва.

    2. Контрольная – состоит в том, чтобы налогоплательщик своевременно и в полном объеме уплачивал налоги; эту функцию выполняют различные налоговые органы

    3. Регулирующая – призвана через дифференциацию налоговых органов, ставок и льгот, активно влиять на развитие отдельных отраслей экономики, стимулировать или сокращать спрос на отдельные виды товаров.

    Субъектомналога может быть лицо, которое по закону обязано платить налоги

    Носительналога, лицо, которое фактически уплачивает налоги.

    Объектомналога явл. доход или имущество, с которого начисляется налог (з/п)

    Налоговая ставка –величина налоговых отчислений на единицу субъекта налога.

    Принцип налогообложения – исходные положения, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

    2 основных принципа:

    1) Принцип горизонтальной справедливости, предполагает, что находящиеся в равном положении должны выпл. один налог.

    2) Принцип вертикальной справедливости, предполагает, что тот, кто получает больше, должен платить налоги большей величины.

    Кроме классических принципов сложился комплекс требований, предъявляемых к налоговой системе, как с эконом. целесообразности наличия отношений правового регулирования налоговых отношений:

    -принцип равного наличия времени – равенство плательщиков перед нал. за-во не допускает установление повыш. ставок в зависимости от каких-либо оснований.

    -принцип установления налогов законами, закрепл. в конституции РБ , согласно которой установл. налоги должны представительные органы.

    -принцип однократности обложения одного и того же объекта за опр. время.

    -принцип стабильности налоговой системы в течение длительного периода времени.

    Объектами налогообложения в РБ выступают:

    § Прибыль (доходы)

    § Стоимость опр. товаров

    § Передача имущества

    § Операции с ц/б

    § Отдельные виды дея-ти

    § Др. объекты установл. законодательством страны.

    58. Охарактеризовать планирование и прогноз на п/п. Раскрыть основные виды планов и прогноза на п/п.

    Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании. Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

    Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

    Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.

    В современной практике различают следующие методы планирования: балансовый, нормативный и технико-экономический.

    Кроме того, выделяют: программно-целевой, многовариантных расчетов и экономико-математический.

    Для осуществления планирования на уровне экономики в целом применяют балансовый метод. На уровне отдельных предприятий он также используется посредством составления определенных видов балансов:

    1) материальные (баланс топлива, оборудования, электроэнергии, строительных материалов);

    2) трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

    3) финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, баланс кассовых операций и др.);

    4) комплексные (баланс производственной мощности).

    Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.

    Выделяются следующие принципы планирования:

    1) единство;

    2) непрерывность;

    3) гибкость;

    4) точность.

    Принцип единства, предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель – ту, которая поставлена перед всем предприятием.

    Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е.

    Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

    необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер. Вот почему планирование есть непрерывный процесс.

    Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Принцип гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.

    Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными.

    Принцип научности означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методах. Более того, этот принцип основан на идее о том, что в планах должны учитываться передовые разработки науки и техники, а также опыт работы других предприятий, достигших высоких результатов в своей деятельности.

    Принцип обоснованности целей предполагает, что непосредственно сам процесс планирования, а также все его звенья и участники преследуют определенные цели, которые сводятся в одну главную цель – цель предприятия на будущий период. Важным моментом является то, что посредством анализа необходимо выделить те элементы этого процесса, от которых зависит результат планирования.

    Теория выделяет стандартную систему прогнозов и планов. Годовой план любого предприятия представляет собой прогноз и программу финансовой, хозяйственной и производственной деятельности. Он состоит из следующих элементов:

    1) план маркетинга;

    2) производственная программа;

    3) техническое развитие и организация производства;

    4) повышение экономической эффективности производства;

    5) нормы и нормативы;

    6) капитальные вложения и капитальное строительство;

    7) материально-техническое обеспечение;

    8) труд и кадры;

    9) себестоимость, прибыль и рентабельность производства;

    10) фонды экономического стимулирования;

    11) финансовый план;

    12) план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

    13) социальное развитие коллектива.

    Вся система прогнозирования и планирования построена на долгосрочном определении основных направлений экономики.

    Главная / Налоги и налогообложение / Налоги и налогообложение. ч.1

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице зако нодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    •               налогоплательщик;

    •               объект налогообложения;

    •               налоговая база;

    •               единица обложения;

    •               налоговые льготы;

    •               налоговая ставка;

    •               порядок исчисления;

    •               налоговый оклад;

    •               источник налога;

    •               налоговый период;

    •               порядок уплаты;

    •               срок уплаты налога.

    Налогоплательщики

    Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

    Налоговая система

    В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компа нии и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

    Под физическими лицами понимаются граждане Российской Фе дерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

    С вступлением в силу Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения перестали быть самостоятельными плательщиками, т.к. не несут ответственности по уплате налога, а лишь могут исполнять обязанность своей организации по уплате налога. При выпол нении этой обязанности организации по уплате налогов и сборов, филиалы и другие обособленные подразделения выступают не от своего имени, а от имени организации и не являются сами по себе носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, однако налогоплательщиком остается сама организация. Именно организация должна встать на учет по месту нахождения филиала, она должна вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения.

    п»ї

    По законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

    Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога – это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении про цессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предпринимате ли, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачива ет и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производ ства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает ку пленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носителем налога, реальным его плательщиком.

    Объект налогообложения

    Объектами налогообложения являются:

    •               операции по реализации товаров (работ, услуг);

    Занятия Форекс — это блестящая перспектива для Тебя подготовиться к прибыльной работе на Forex!

    •               имущество;

    •               прибыль;

    •               доход;

    •               стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

    •               иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

    Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в зако не объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

    п»ї

    Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

    Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собст венности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имуще ства не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

    Работой признается деятельность, результаты которой имеют ма териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

    Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

    Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материально го выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

    Налоговая база и единица обложения

    Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественно го измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

    Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на ос нове данных учета доходов и расходов.

    При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в отчетном налоговом периоде про изводится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибки.

    Налоговые льготы

    Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляе мые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбо ров, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

    К основным налоговым льготам относятся:

    •               необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

    •               налоговые вычеты;

    •               изъятие из под обложения определенных частей объекта нало га;

    •               освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

    •               понижение ставок налога;

    •               отсрочка взимания налогов.

    При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

    Налоговая ставка, налоговый оклад и источник уплаты налога

    Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по ак цизам и др.

    Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

    Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

    Налоговый период и срок уплаты налога

    Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

    Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему приме няются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

    Порядок исчисления и порядок уплаты налога

    Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.).

    Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законода тельство закрепило приоритет порядка самообложения.

    Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций в части доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия в деятель ности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)

    В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физиче ских лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока упла ты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, нало говой базы и сроке уплаты.

    Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

    Порядок уплаты налога включает определение:

    •               направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд. Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственный внебюджетные социальные фонды;

    •               средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;

    •               механизма платежа. Большинство налогов платится, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи. Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество ор ганизаций.

    •               субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (пе речислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент.

    •               формы уплаты налога (наличная, безналичная).

    Читать далее: Реализация товаров, работ или услуг и определение цены для целей налогообложения