Качественное теплоснабжение

Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2013 г. N 28269

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 марта 2013 г. N 103

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ

Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Министр

А.В.НОВАК

Утверждены

приказом Минэнерго России

от 12.03.2013 N 103

ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К ОТОПИТЕЛЬНОМУ ПЕРИОДУ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 50, ст. 7359; N 26, ст. 3446; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2012, N 0001201212310042) (далее — Закон о теплоснабжении) и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — проверка).

2. Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — уполномоченные органы).

3. К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее — потребители тепловой энергии).

4. В отношении многоквартирных домов проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям настоящих Правил:

лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;

лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.

II. Порядок проведения проверки

5. Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее — комиссия).

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее — программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

объекты, подлежащие проверке;

сроки проведения проверки;

документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.

В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

6. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III — V настоящих Правил (далее — требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости — проводят осмотр объектов проверки.

7. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

8. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее — Перечень) с указанием сроков их устранения.

9. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

10. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

11. В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

12. Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

III. Требования по готовности к отопительному периоду

для теплоснабжающих и теплосетевых организаций

13. В целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:

1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;

2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;

3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;

4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;

5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;

6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;

7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;

8) обеспечение качества теплоносителей;

9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;

10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;

11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;

12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;

13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;

14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

14. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

15. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в подпунктах 1, 7, 9 и 10 пункта 13 настоящих Правил.

IV. Требования по готовности к отопительному периоду

для потребителей тепловой энергии

16. В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;

3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;

4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;

5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;

6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;

7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;

8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;

9) работоспособность защиты систем теплопотребления;

10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;

11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;

12) плотность оборудования тепловых пунктов;

13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;

14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;

15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;

16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;

17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.

17. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных в подпунктах 8, 13, 14 и 17 пункта 16 настоящих Правил.

V. Требования по готовности к отопительному периоду

для муниципальных образований

18. В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;

3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;

4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.

Приложение N 1

к Правилам оценки готовности

к отопительному периоду

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

АКТ

проверки готовности к отопительному периоду ____/____ гг.

__________________________ «__» _________________ 20__ г.

(место составления акта) (дата составления акта)

Комиссия, образованная ___________________________________________________,

(форма документа и его реквизиты, которым

образована комиссия)

в соответствии с программой проведения проверки готовности к

отопительному периоду от «__» _________________ 20__ г., утвержденной

__________________________________________________________________________,

(ФИО руководителя (его заместителя) органа, проводящего проверку

готовности к отопительному периоду)

с «__» _____________ 20__ г. по «__» ____________ 20__ г. в соответствии с

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»

провела проверку готовности к отопительному периоду _______________________

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии, в

отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному периоду)

Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении

следующих объектов:

1. ________________________;

2. ________________________;

3. ________________________;

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия

установила: ______________________________________________________________.

(готовность/неготовность к работе в отопительном периоде)

Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному

периоду: __________________________________________________________________

Приложение к акту проверки готовности к отопительному периоду ____/____ гг.

<*>

Председатель комиссии: _________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Заместитель председателя

комиссии: _________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Члены комиссии: _________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

С актом проверки готовности ознакомлен, один экземпляр акта получил:

«__» _____________ 20__ г. _______________________________________________

(подпись, расшифровка подписи руководителя

(его уполномоченного представителя)

муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации,

потребителя тепловой энергии, в отношении

которого проводилась проверка готовности

к отопительному периоду)

———————————

<*> При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Приложение N 2

к Правилам оценки готовности

к отопительному периоду

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ПАСПОРТ

готовности к отопительному периоду ____/____ гг.

Выдан ____________________________________________________________________,

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии,

в отношении которого проводилась проверка

готовности к отопительному периоду)

В отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка готовности

к отопительному периоду:

1. ________________________;

2. ________________________;

3. ________________________;

Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:

Акт проверки готовности к отопительному периоду от _____________ N _______.

(подпись, расшифровка подписи и печать

уполномоченного органа, образовавшего

комиссию по проведению проверки

готовности к отопительному периоду)

В целях совершенствования государственного регулирования в области теплоснабжения потребителей постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 сентября 2019 года № 609 утверждены Правила теплоснабжения. Документ вступил в силу 20 декабря 2019 года.

Правилами теплоснабжения регламентируются:

  • порядок присоединения систем теплопотребления потребителей к тепловым сетям;
  • взаимоотношения потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями по заключению, исполнению, изменению, продлению и прекращению договоров теплоснабжения;
  • ответственность за неисполнение договорных обязательств, как абонента, так и энергоснабжающей организации;
  • требования к организации учета тепловой энергии и теплоносителя, ответственность потребителей и энергоснабжающих организаций за эксплуатацию и техническое состояние приборов учета тепловой энергии;
  • порядок расчетов за тепловую энергию и теплоноситель;
  • порядок составления и применения графиков ограничения и аварийного отключения потребителей тепловой энергии и мощности.

Документ включает следующие разделы:

  • общие положения;
  • присоединение систем теплопотребления потребителей к тепловым сетям энергоснабжающей организации;
  • договор теплоснабжения;
  • учет тепловой энергии;
  • количество тепловой энергии, расчеты за тепловую энергию;
  • ответственность энергоснабжающей организации и потребителей;
  • ограничение и отключение потребителей.

При этом надо иметь в виду, что Правила теплоснабжения не распространяются на порядок оказания жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Документом определен порядок присоединения систем теплопотребления потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) к тепловым сетям энергоснабжающих организаций. В том числе регламентирован порядок выдачи и реализации технических условий на присоединение и организацию расчетного узла учета тепловой энергии, включая разработку проектной документации на теплоснабжение и заключение договора теплоснабжения в соответствии с законодательством. При этом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядок присоединения систем теплопотребления к тепловым сетям установлен согласно:

  • Положению о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 года № 223;
  • Положению о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 года № 384.

Для граждан, являющихся собственниками одноквартирных, блокированных жилых домов, порядок присоединения к тепловым сетям установлен с учетом вышеуказанных положений, а также административных процедур, предусмотренных пунктами 10.9,10.11 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200.

В Правила включены новые требования к регулированию договорных отношений и порядку расчетов за тепловую энергию, поставляемую для горячего водоснабжения и теплоснабжения в многоквартирных жилых домах.

Так, определено, что снабжение тепловой энергией для целей оказания коммунальных услуг горячего водоснабжения и теплоснабжения (для целей отопления) в жилых и вспомогательных помещениях многоквартирного жилого дома производится на основании договора теплоснабжения, заключенного между энергоснабжающей организацией и абонентом. При этом абонентом выступает уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, товарищество собственников или организация застройщиков.В случае наличия в многоквартирном жилом доме нежилого помещения, теплоснабжение такого помещения должно осуществляться на основании договора, заключенного между энергоснабжающей организацией и собственником нежилого помещения.

Расчеты за тепловую энергию, поставляемую товариществам собственников, организациям застройщиков, уполномоченным лицам по управлению общим имуществом и организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в части объемов тепловой энергии, поставляемой для нужд насе­ления, собственникам нежилых помещений расположенных в многоквартирном жилом доме, производятся без предоплаты не позднее 28-го ( собственниками нежилых помещений – 25-го) числа месяца, следующего за расчетным.

Также установлено, что в случае отсутствия прибора учета тепловой энергии объем ее потребления определяется исходя из нормативов на отопление 1 м2 общей площади жилых помещений и подогрев 1 м3 воды, установленных местными исполнительными и распорядительными органами.

В случае установки приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплуатационной ответственности сторон) энергоснабжающая организация не производит начисления за потери тепловой энергии (с учетом расчетных потерь с утечкой теплоносителя) на участках, находящихся в ведении абонента, от границы балансовой принадлежности теплосетей до прибора группового учета, установленного в многоквартирном жилом доме. Данный пункт относится к той части потерь, которая приходится на объемы тепловой энергии, используемой для горячего водоснабженияи отопления жилых и вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома.

В Правилах теплоснабжения содержатся ссылки на следующие технические кодексы установившейся практики:

-ТКП 411-2012 (02230) «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденный постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 17 августа 2012 года № 43;

— ТКП 458-2012 (02230) «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» и ТКП 459-2012 (02230) «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей», утвержденные постановлением Министер­ства энергетики Республики Беларусь от 26 декабря 2012 года № 66.

С момента вступления в силу Правил теплоснабжения требования указанных ТКП являются обязательными для соблюдения потребителями тепловой энергии и всеми энергоснабжающими организациями.

С 20 декабря 2019 года утратили силу:

— «Правила пользования тепловой энергией», утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 19 января 2006 года № 9;

— «Положение о присоединении систем теплопотребления и теплоустановок потребителей теплоэнергии к тепловым сетям энергосистемы», утверждено приказом министра топлива и энергетики от 3 апреля 1996 года № 28;

— «Положение о графиках ограничения и аварийного отключения потребителей тепловой энергии и мощности в энергосистемах Республики Беларусь», утверждено приказом министра топлива и энергетики от 23 марта 1995 года № 14.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

1) в статье 2:

а) в пункте 10 слово «теплоснабжения;» заменить словами «теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается;»;

б) в пункте 18:

подпункт «а» дополнить словами «, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения»;

подпункт «б» дополнить словами «, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора»;

в) в пункте 20 слова «системы теплоснабжения, ее» заменить словами «систем теплоснабжения поселения, городского округа, их»;

г) дополнить пунктами 231 и 232 следующего содержания:

«231) ценовые зоны теплоснабжения — поселения, городские округа, которые определяются в соответствии со статьей 233 настоящего Федерального закона и в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

232) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) — устанавливаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии со статьей 236 настоящего Федерального закона максимальный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;»;

д) в пункте 28 слова «которая определяется» заменить словами «которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации»;

е) дополнить пунктом 34 следующего содержания:

«34) переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (далее — переходный период) — период, который начинается со дня вступления в силу решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, принятого в соответствии со статьей 233 настоящего Федерального закона, и заканчивается в день вступления в силу решения об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), принятого в соответствии со статьей 236 настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 4:

а) в части 1:

пункт 3 дополнить словами «, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения»;

дополнить пунктами 61 и 62 следующего содержания:

«61) утверждение правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность);

62) утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя;»;

в пункте 7 слова «организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения» заменить словами «теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями»;

дополнить пунктом 153 следующего содержания:

«153) принятие решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения;»;

б) в части 2:

в пункте 5 слова «производства электрической энергии 25 мегаватт и более, а также» заменить словами «производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода), а также»;

пункт 6 дополнить словами «(для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода)»;

в пункте 11 слово «определение» заменить словами «присвоение статуса»;

в пункте 12 слова «организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения,» заменить словами «теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями»;

дополнить пунктом 16 следующего содержания:

«16) установление в соответствии с частью 4 статьи 233 настоящего Федерального закона порядка подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, а также подготовка и внесение таких предложений в Правительство Российской Федерации.»;

в) часть 3 дополнить словами «с учетом особенностей правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом»;

г) часть 6 после слов «рассчитываемых на каждый год долгосрочного периода регулирования» дополнить словами «с учетом положений части 71 статьи 29 настоящего Федерального закона», после слов «последующие долгосрочные периоды регулирования определяются с учетом» дополнить словами «положений части 71 статьи 29 настоящего Федерального закона и»;

3) дополнить статьей 42 следующего содержания:

«Статья 42. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения

1. Антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей, в том числе которые совершаются путем:

1) необоснованного отказа от заключения договоров теплоснабжения, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договоров на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

2) создания дискриминационных или более благоприятных условий для деятельности отдельных теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций;

3) создания препятствий доступу к услугам в сфере теплоснабжения.

3. Объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения в том числе являются:

1) цены;

2) распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;

3) соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

4. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

5. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения контролируется в соответствии с настоящим Федеральным законом, антимонопольным законодательством Российской Федерации и утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя и правилами недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения.

6. В случае неоднократного нарушения единой теплоснабжающей организацией антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе путем нарушений при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, на основании решения антимонопольного органа органом, уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом на утверждение схемы теплоснабжения, принимается решение о принудительном лишении статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение в сфере теплоснабжения, обязаны:

1) обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;

2) предоставлять должностным лицам антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.»;

4) в части 2 статьи 5:

а) пункт 2 дополнить словами «(для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода)»;

б) пункт 3 дополнить словами «(для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода)»;

в) пункт 8 после слова «предусмотренные» дополнить словами «настоящим Федеральным законом и»;

5) в части 1 статьи 6:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;»;

б) в пункте 6 слово «определение» заменить словами «присвоение статуса»;

в) дополнить пунктами 8 — 10 следующего содержания:

«8) осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

9) рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения;

10) осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.»;

6) в статье 7:

а) пункт 11 части 1 дополнить словами «, в том числе за установлением и изменением в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)»;

б) часть 3 дополнить пунктами 8 — 10 следующего содержания:

«8) утверждают предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);

9) в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, в целях информирования теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей обеспечивают расчет и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уровня цены на тепловую энергию (мощность), определенного в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность);

10) осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.»;

в) часть 4 после слов «городских округов и» дополнить словом «регулируемые»;

г) часть 10 дополнить словами «, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения»;

7) в статье 8:

а) абзац первый части 1 после слов «указанных в частях 21 — 23 настоящей статьи,» дополнить словами «с учетом статьи 234 настоящего Федерального закона»;

б) часть 23 дополнить словами «, а в ценовых зонах теплоснабжения — с даты окончания переходного периода, если она наступила ранее»;

8) в статье 10:

а) часть 62 после слов «решения в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры» дополнить словами «, а также случая прекращения действия долгосрочных тарифов в связи с принятием в соответствии со статьей 233 настоящего Федерального закона решения об отнесении поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения»;

б) часть 9 после слов «Поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя» дополнить словами «в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения,»;

в) часть 121 дополнить словами «, и с учетом особенностей, установленных частью 71 статьи 29 настоящего Федерального закона»;

г) часть 123 изложить в следующей редакции:

«123. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и по согласованию с органом регулирования, за исключением случаев, предусмотренных в части 124 настоящей статьи, установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары, оказываемые услуги в сфере теплоснабжения осуществляются до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения, корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок указанного согласования и критерии согласования определяются правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. После окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения по соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендатором производятся и реализуются товары и оказываются услуги в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым в соответствии со статьей 234 настоящего Федерального закона.»;

д) дополнить частью 124 следующего содержания:

«124. По соглашению сторон договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенного до отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения, изменение вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на двухставочный тариф осуществляется органом регулирования по правилам, действующим на момент соответствующего изменения тарифа в порядке, который определяется основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.»;

9) статью 11 дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа.»;

10) в статье 121:

а) часть 1 после слов «регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом,» дополнить словами «а также связанных с неправомерностью и необоснованностью установления и изменения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность),»;

б) в части 4 слова «а также» исключить, дополнить словами «, а также соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) утвержденных Правительством Российской Федерации правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)»;

11) в статье 13:

а) часть 1 дополнить словами «, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 2310 настоящего Федерального закона»;

б) часть 2 дополнить словами «, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 238 настоящего Федерального закона»;

в) часть 4 дополнить словами «, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 238 настоящего Федерального закона»;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 238 настоящего Федерального закона.»;

д) часть 6 после слов «по регулируемым ценам (тарифам)» дополнить словами «или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,» дополнить словами «, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 238 настоящего Федерального закона»;

12) часть 10 статьи 15 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

«10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 51 настоящего Федерального закона, включая:

а) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится;