Как проверить контрагента

Добросовестным признается плательщик налогов и сборов, который не имеет намерений скрыть доход или его часть от налогообложения. Проверять контрагентов необходимо для того, чтобы обеспечить своей организации от претензий контролирующих органов.

Деятельность налоговых органов направлена на результативность осуществления контрольных мероприятий в связи, с чем они ужесточают надзор за проводимыми между предприятиями сделками и взаиморасчетами. Решение о проведении налоговой проверки выносится в отношении организаций, имеющих сделки с фирмами-однодневками.

Что такое недобросовестность контрагента

Юридическое лицо, получающее необоснованную налоговую выгоду путем занижения налоговой базы с помощью сомнительных сделок, является кандидатом на проведение контроля.

Как проверить поставщика и его добросовестность

Налоговая инспекция отслеживает фиктивные сделки по наличию в цепочке множества посредников, среди которых есть организации с рядом характерных признаков. Фирма считается недобросовестной, если она:

  • не осуществляет предпринимательскую деятельность;

  • не сдает отчетность либо сдает с нулевыми показателями;

  • находится по адресу массовой регистрации;

  • не обладает фактическим суверенитетом;

  • не обеспечивает нахождение администрации по юридическому адресу.

Налоговые последствия

Для того чтобы обезопасить себя от разного рода разногласий с контролирующим государственным органом необходимо проявлять должную осмотрительность в выборе партнеров. В налоговом законодательстве предусмотрена презумпция невиновности налогоплательщика, и обязанность по доказыванию своей позиции лежит на налоговом органе. Однако, судебная практика складывается как в пользу плательщика налогов и иных обязательных платежей, так и в пользу инспекций ФНС.

Поводом для признания расходов и вычетов по косвенным налогам необоснованными не служит неосмотрительность налогоплательщика, а является наличие хозяйственных связей с недобросовестным партнером.

Если орган ФНС докажет, что документы по операциям с таким контрагентом фиктивные, то придется заплатить доначисленный налог, пени за просрочку и штрафы за допущенное нарушение.

Как и где можно проверить контрагента

  1. Самый простой способ запросить у контрагента документы подтверждающие постановку на учет в качестве налогоплательщика и раскрываемые показатели бухгалтерской отчетности. Неплохим доказательством осмотрительности будет запрос у потенциального партнера выписки из ЕГРЮЛ, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом, лицензий и разрешений, если его деятельность подлежит лицензированию.

  2. Сервисы ФНС на данный момент открыли доступ к данным, содержащимся в базе государственного реестра. Проверить добросовестность поставщика можно на сайте налоговой или через запрос выписки по телекоммуникационным каналам связи.

  3. Получить актуальную информацию о том, в каких судебных разбирательствах участвует фирма, можно на сайте ВАС РФ, посмотрев картотеку арбитражных дел.

  4. Для получения сведений об открытых исполнительных производствах в отношении юридического лица обращаются к базе данных федеральной службы судебных приставов, размещенной у нее на сайте.

  5. Наличие лицензии у организации подтверждается данными с сайтов органов, выдающих лицензии.

  6. Проявлением осторожности также будет являться переписка с поставщиком, получение на него рекомендаций, проверка его адреса регистрации на массовость.

Важным моментом при выборе партнера-поставщика является его проверка. На рынке представлено множество онлайн-сервисов для определения добросовестности контрагентов, но ни один из них не дает абсолютно правильной оценки, поэтому необходимо объединить несколько этапов и способов, разработать и утвердить методику – этот документ будет неоспоримым доказательством в суде проявления должной осмотрительности.

Проверка добросовестности контрагента

Налоговый кодекс не определяет критериев оценки добросовестности организаций и предпринимателей. Вместе с тем предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Факт нарушения вашим контрагентом своих налоговых обязанностей (неуплата налога, непредставление деклараций и др.) сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды, то есть не говорит о том, что вы тоже являетесь недобросовестным. Инспекторы должны доказать, что вы не проявили осторожности и осмотрительности в выборе партнера, что вам не было известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Претензии возможны только, когда проверяющие докажут, что бизнесмен действовал без должной осмотрительности. Существенное значение при этом имеет взаимозависимость с недобросовестным партнером (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53).

Судебная практика указывает, что наличие необоснованной налоговой выгоды подтвердит, в частности, отсутствие регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), регистрация контрагента по адресу массовой регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке, непредставление контрагентом в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности либо представление отчетности с нулевыми показателями.

Минфин России предлагает коммерсантам собирать доказательства своей осмотрительности и осторожности. А именно: получать от партнеров копии свидетельства о постановке на учет в инспекции, проверять наличие сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получать доверенности или иные документы, которыми то или иное лицо уполномочено подписывать документы от лица контрагента, использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента (Письма от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177, от 6 июля 2009 г. N 03-02-07/1-340). Данной позиции обычно придерживаются и арбитражные суды (таблица).

Таблица. Некоторые обстоятельства, указывающие на получение коммерсантом налоговой выгоды в судебной практике

Обстоятельство Выводы судей Номер постановления
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
В счетах-фактурах должны
указываться достоверные
сведения. Если документ
выставлен поставщиком,
который не зарегистрирован
в ЕГРЮЛ, то счет-фактура
не может служить основанием
для вычета НДС, так как
содержит недостоверные
сведения о поставщике и не
соответствует требованиям
п. 5 ст. 169 НК РФ
Постановление Президиума
ВАС РФ от 18 ноября
2008 г. N 7588/08;
Постановления ФАС Западно-
Сибирского округа
от 7 августа 2008 г.
N Ф04-4636/2008(8959-А27-27),
ФАС Северо-Кавказского округа
от 26 февраля 2008 г.
N Ф08-160/08-208А,
ФАС Поволжского округа
от 10 сентября 2009 г.
по делу N А12-2476/2009
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
Счета-фактуры,
выставленные поставщиками,
не зарегистрированными
в ЕГРЮЛ, могут служить
основанием для вычета, так
как покупатель не несет
ответственности за действия
поставщика и не должен
проверять достоверность
данных, которые поставщик
указал в счете-фактуре.
Кроме того,
законодательство
не возлагает
на налогоплательщика
обязанность проверять
постановку на учет своего
партнера и не ставит
в зависимость от этого
право на применение вычета
Постановления ФАС Северо-
Западного округа
от 26 мая 2006 г.
по делу N А42-6900/2005,
ФАС Московского округа
от 13 октября 2006 г.,
19 октября 2006 г.
N КА-А40/10012-06,
ФАС Уральского округа
от 23 мая 2007 г.
N Ф09-3831/07-С2
Партнер не
зарегистрирован
в ЕГРЮЛ
Налогоплательщик
использовал в расчетах
вексель несуществующего
юридического лица
(не зарегистрированного
в ЕГРЮЛ). Это, по мнению
суда, свидетельствует
о недобросовестности
налогоплательщика
Постановление ФАС
Поволжского округа
от 25 мая 2006 г.
по делу N А65-11426/05-СА1-23
Ликвидация
партнера
по решению суда
Указано
на недобросовестность
налогоплательщика,
в частности, потому что
его контрагент ликвидирован
по решению суда.
Соответственно, в вычете
НДС по счету-фактуре
от данного контрагента
отказано
Постановление ФАС Уральского
округа от 3 марта 2009 г.
N Ф09-774/09-С2
Партнер
зарегистрирован
по адресу
массовой
регистрации
Одним из признаков
получения
налогоплательщиком
необоснованной налоговой
выгоды судьи признали
регистрацию контрагента
по адресу массовой
регистрации
Постановления ФАС
Уральского округа
от 4 июня 2008 г.
N Ф09-3927/08-С2,
ФАС Восточно-Сибирского
округа от 7 августа 2008 г.
N А19-2446/08-11-Ф02-3801/08,
ФАС Московского округа
от 16 июня 2008 г.
N КА-А40/4210-08-2
Партнер
зарегистрирован
по адресу
массовой
регистрации
Судьи пришли к выводу, что
регистрация поставщика по
адресу массовой регистрации
не указывает на то, что
действия налогоплательщика
направлены на получение
необоснованной налоговой
выгоды
Постановления ФАС
Восточно-Сибирского округа
от 27 мая 2009 г.
N А19-1106/08-33-Ф02-2295/09,
ФАС Центрального округа
от 2 сентября 2009 г. по делу
N А14-11246/2008360/28
Контрагент
не представляет
отчетность
Суд указал на получение
налогоплательщиком
необоснованной налоговой
выгоды, так как у его
контрагента отсутствует
налоговая и бухгалтерская
отчетность, подписанная
уполномоченными лицами
Постановления Президиума
ВАС РФ от 11 ноября 2008 г.
N 9299/08, ФАС Поволжского
округа от 20 апреля 2009 г.
по делу N А12-15432/2008
Контрагент
представляет
отчетность
с минимальными
суммами
Представление контрагентами
налогоплательщика
отчетности с минимальными
суммами налогов не является
признаком
недобросовестности
налогоплательщика
Постановления ФАС Поволжского
округа от 19 мая 2009 г.
по делу N А12-16477/2008
(Определением ВАС РФ
от 23 июля 2009 г.
N ВАС-9044/09 в передаче
данного дела в Президиум
ВАС РФ отказано), ФАС
Центрального округа
от 25 сентября 2009 г.
по делу N А62-106/2009

Критерии добросовестности

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@) определены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков.

В группу риска попадают компании, убыточные на протяжении двух и более календарных лет. Здесь же окажутся и нерентабельные фирмы. Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики должно превышать 10 процентов. Показатели рентабельности по видам деятельности приводятся в Приложении к Приказу.

Контрагенты — перекупщики или посредники также нежелательные партнеры. Стоит задуматься, если у контрагента доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 процентов за год, а также, если темп роста расходов организации опережает темп роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг). Под подозрение ставятся компании с низким уровнем заработной платы, компании, неоднократно меняющие место нахождения, а соответственно, и инспекции.

Сведения о партнере

Для проверки контрагента рекомендуется использовать официальные источники информации.

Зачастую, чтобы обезопасить себя от доначислений, коммерсанты пытаются получить в инспекции информацию о том, исполняют ли их контрагенты свои налоговые обязанности. И практически всегда проверяющие отказывают налогоплательщикам в предоставлении подобных сведений, ссылаясь на режим налоговой тайны.

С этим нельзя согласиться. Сведения о соблюдении налогового законодательства к налоговой тайне отнесены быть не могут, так как, по сути, сводятся к информации об отсутствии нарушений налогового законодательства (п. 9 ст. 84, пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, Письмо МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252). На этом основании суды иногда признают отказы инспекций незаконными и препятствующими реализации налогоплательщиками права на получение обоснованной налоговой выгоды (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32)).

Возможна и иная позиция по данному вопросу. Подобные сведения не являются составной частью информации, которую налогоплательщик вправе запросить в инспекции и предоставление сведений не входит в компетенцию проверяющих. А значит, представлять сведения о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком или об отсутствии таких нарушений инспекторы не обязаны (пп. 1 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Такая точка зрения нашла отражение в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г., 06 сентября 2007 г.

Выбираем и проверяем контрагента на добросовестность

N Ф03-А51/07-2/3620.

Независимо от решения инспекции коммерсантам стоит обратиться в налоговую. Запрос необходимо отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. И если даже бизнесмен получит отказ в предоставлении интересующих его сведений, у него будет доказательство того, что, изъявив намерение получить информацию о своем контрагенте, он проявил должную осмотрительность и осторожность при его выборе.

Отметим, судебная практика во многом поддерживает налогоплательщиков. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16 октября 2003 г. N 329-О, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Этого подхода придерживается и Федеральный арбитражный суд Московского округа. В Постановлении от 24 марта 2010 г. N КА-А40/2107-10 арбитры пришли к следующим выводам. Законодательство не устанавливает зависимости между правом на возмещение НДС и фактом уплаты налога в бюджет контрагентом. Кроме того, не предусматриваются последствия, в частности, отказ в возмещении НДС добросовестному налогоплательщику, если невозможно проверить отчетность партнера и отражение в ней выручки и уплаты НДС в бюджет. Ненадлежащее исполнение контрагентами своих налоговых обязательств само по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. При этом обязанность доказывания факта нарушения налогового законодательства лежит на инспекции. Аналогичные выводы сделаны и в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2009 г. N КА-А41/8112-09, от 14 мая 2008 г. N КА-А40/4150-08.

Коммерсанту в любом случае стоит удостовериться в благонадежности партнера. Хотя бремя доказывания вины налогоплательщика лежит на налоговом органе, стоит себя обезопасить.

О.Дубовская

Юрист

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

 Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру,обновляемому ФАС России.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
 

10.

Проверка добросовестности контрагента список документов

Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).источник
 

Проверить контрагента с гарантией в Иркутске. Агентство Каскад

Защита бизнеса в Иркутске. Экономическая безопасность

89086640441