Как жить холерику

Александра Александрова 360 2 года назад Причастная

Согласно классическим теориям темперамента, не может. Если речь идёт конкретно о холерике и интроверте, как о ярко выраженных, эталонных типажах.

Интроверсия свойство меланхолического типа темперамента и флегматического. Экстраверсия — холерического и сангвинического.

Конечно, это условная схема, крайне выраженные типажи встречаются редко. Однако, это, своего рода, шаблоны при определении типа темперамента и его индивидуально-психологических свойств у человека. Или точки отсчёта.

Выше уже написали про континуум. Это протяжённая линия, на противоположных концах (полюсах) которой, крайне выраженные уровени интроверсии и экстраверсии.

На практике, чаще всего, встречаются «усреднённые» типажи: склонный к интроверсии, неярко выраженный сангвиник; склонный к интроверсии, слабо выраженный холерик.

Данную модель темперамента и соответствующий опросник разработал Айзенк, взяв понятия «экстраверсии» и «интроверсии» из типологии Юнга. Но только понятия! Второй континуум, определяющий склонность к тому или иному типу темперамента — эмоциональная стабильность и нейротизм (эмоциональная нестабильность). Конкретный тип темперамента — функция на вышеописанных осях координат.

Помимо этого, интроверсия-экстраверсия используется в «большой пятёрке», диспозициональной (от англ. disposition — предрасположенность) модели личности и одноимённом опроснике.

Модели, как и опросники, были разработаны и апробированы с помощью тяжёлой артиллерии психологии: математический аппарат (многофакторный анализ), разные и неоднократные эксперименты и исследования. Они до сих не потеряли своей актуальности, опросники входят в список основных тестов психодиагностического исследования.

В общем, в академической психологии интроверсию и экстраверсию рассматривают, в основном, как врождённое свойство или склонность, одну из черт темперамента.

Что касается Юнга, на основе его типологии были разработаны популярные типологии Майерс-Бриггс и соционики, где экстраверсия-интроверсия рассматривается скорее как свойство характера. Несмотря на свою популярность и широкую распространённость, в том числе и в России, их доказательная база и научно-практическая ценность сомнительны. Они вызывают больше критики и вопросов, их использование в повседневной психодиагностической практике не рекомендовано.

Уже давно известно, что наша жизнь и поступки зависят часто от типа нашего темперамента. Так, как все эти типы весьма редко встречаются в чистом виде, то мы имеем большое счастье сочетать в своем характере сразу несколько особенностей поведения и мышления. Но что делать, если в тебе какой-то определенный тип темперамента преобладает? А что если это самый неадекватный и неуравновешенный тип – холерик?

Дни холерика не редко начинаются одинаково. Он уже привык вставать не с той ноги и пинать кошку, которая просто обожает путаться под ногами (по его мнению). Ему не всегда угодишь принесенной шоколадкой или выбранным фильмом. Холерик часто ссорится даже с теми, кого больше всего любит. На примирения первым не идет, хоть и казнит себя в душе от сказанных кому-то обидных слов. Людям с таким темпераментом очень трудно навязать чужое мнение, но зачастую он свое тоже не умеет навязывать.

Постоянные эмоции, склонность к различным конфликтам и неожиданные перепады настроения – это удел холериков. Начатое дело редко доводит до конца, хоть сам так мечтал об этом. Сами холерики это объясняют тем, что закончился энтузиазм, или просто банально стало скучно.

Холерикам жить весьма трудно, но они этого никому не показывают. Им трудно сдерживать свои слова и порывы. Но для нормальной жизни и общения с друзьями и близкими просто необходимо ограничивать себя немного во всем, что может касаться не только собственной персоны. Также таким людям просто надо проявлять почаще сильные стороны своего темперамента. Ведь их много и все они совсем не малозначительные. Люди с холерическим складом темперамента обладают молниеносной реакцией и аналитическим мышлением. Вот поэтому и нужно выбирать те профессии и специальности, где можно было бы все это реализовать в пользу общественности и во благо своему психическому здоровью. Это может быть как спасатель, так и рекламный менеджер в той или иной сфере.

Но труднее всего холерику совладать со своей личной жизнью. Брак – это ведь целое испытание для тех, кто не хочет меняться. Совет: если любите и дорожите – забудьте о своем эго. Всем остальным типам темперамента компромиссы даются довольно легко, но холерику нет. Ему для этого необходимо будет побороть собственную лень, снести на уровень ниже свое эгоистическое «я» и научится совладать своим же языком в любых конфликтах. А это значит, что иногда придется молча вытерпеть незаслуженный укор, гладить кошку, когда та не в настроении, не вызывать на словесную дуэль свою вторую половинку из-за сущих пустяков и всегда стараться держать свои негативные эмоции при себе. Все это, конечно, нелегко, но мир и душевный покой стоят и не таких жертв.

Холерик – довольно творческий и смышленый человек. Он способен быстро взять под контроль задачу любой сложности. Вот только лень мешает. Но когда этот самый главный и самый коварный недруг холерического темперамента будет побежден, тогда миру откроется еще один гений с мощным запасом креатива и нескончаемым потоком энергии.

Умение находить общий язык с коллегами помогает комфортно чувствовать себя в команде и эффективно решать рабочие задачи. Бизнес-тренер и HR-менеджер EPAM Евгения Антонова рассказала, как подобрать подход к разным людям в зависимости от их темперамента. Как давать обратную связь холерику, почему важно хвалить меланхолика, как заинтересовать работой сангвиника и о чем не стоит говорить с флегматиком.

Есть разные классификации типов личностей. Социология делит людей на традиционалистов, реалистов, идеалистов, гедонистов и фрустрированный тип. Соционика – на интровертов, экстравертов, логиков, этиков, рационалистов, иррационалистов, сенсориков и интуитов. Но, пожалуй, самая известная классификация – это теория темпераментов.

Темперамент – это набор психических и физиологических качеств, который формирует характер человека. Существует четыре типа темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Черты всех этих типов есть в каждом человеке, однако какой-то, как правило, преобладает. Определить свой тип темперамента можно по тесту Ганса Айзенка.

Знание особенностей разных типов темперамента здорово помогает находить общий язык с коллегами.

Холерик

Холерики – очень активные, решительные и настойчивые люди. У них всегда много идей, они легко подхватывают проекты и начинают работать с новыми технологиями, без труда справляются с задачами в сжатые сроки. Как правило, они лидеры. Рутина не для холериков: они любят разнообразие, меняют хобби, много экспериментируют.

Холерики любят испытывать сильные эмоции, однако не всегда способны ими управлять. У них может резко меняться настроение. Их довольно просто вывести из эмоционального равновесия, поэтому холерики часто вступают в конфликты.

Как общаться с холериком:

Не провоцируйте его. Всегда думайте о том, какую реакцию у холерика могут вызвать ваши слова. Разговаривайте четко и уверенно, без двусмысленных фраз. Например, вы нашли полезный материал о том, как проводить технические собеседования, и хотите поделиться с коллегой, который такие интервью проводит. Если вы просто пришлете ссылку на текст, он может подумать, что вы считаете его недостаточно компетентным. Подготовьте его – расскажите, что нового и полезного лично вы узнали из этого материала, и только потом присылайте сам текст.

Контролируйте свои эмоции. Старайтесь говорить с холериком спокойно, без резких интонационных перепадов – даже тогда, когда он в чем-то виноват. Например, коллега должен был прислать вам на тест новую фичу, но не сделал этого. Вы можете просто уточнить у него новые сроки, а можете начать возмущаться – и спровоцировать холерика на ответную эмоцию гнева.

Если конфликт случился, не пытайтесь успокоить холерика и продолжить разговор. Эффективнее будет перенести обсуждение спорного вопроса на другой день. Холерику нужно время, чтобы успокоиться, обдумать свои и ваши слова и сформулировать свою точку зрения в спокойной обстановке.

Если вам нужно сказать об ошибке в его работе, начинайте с положительных моментов и подкрепляйте конкретными примерами. Например, коллега отлично протестировал свою часть приложения, но сорвал дедлайн. Сначала похвалите его за хорошую работу, а затем отметьте, что было не так. Тогда есть шанс, что холерик услышит вас.

Прислушивайтесь к мнению холерика, когда обсуждаете рабочие планы и задачи. Он любит, когда его мнение учитывают, и при этом рад помогать команде достигать целей.

Сангвиник

Сангвиники, как и холерики, любят общаться. Они харизматичные, доброжелательные и жизнерадостные. Их можно назвать душой компании. Сангвиники любят быть в центре внимания, хотят понравиться всем и произвести хорошее впечатление. Эти люди – хорошие организаторы, негласные лидеры, способные вдохновить команду. Но в отличии от холериков они не стремятся к власти.

Сангвиники открыты новым проектам и очень продуктивны, правда, часто не доводят дела до конца и переключаются на что-то более интересное им.

Они могут делать поспешные выводы. Всегда задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять их точку зрения. Сангвиники стремятся быть лучшими во всем и тяжело признают свою неправоту. В случае провала проекта могут обвинить всех вокруг: не было ресурсов, заказчик не тот, условия работы не подходящие, команда подвела.

Как общаться с сангвиником:

Всегда отмечайте положительные моменты в его работе, поощряйте начинания. Например, ваш коллега имплементировал в приложение фичу, которая ускорила время обработки запроса пользователя. Похвалите его за это на командном митинге: положительная оценка окружающих очень важна для сангвиника.

Интересуйтесь его делами, спрашивайте советы. Узнайте его мнение о технологии, с которой он работает, попросите порекомендовать курс по прокачке какого-нибудь навыка. Сангвиник любит внимание, ему приятно, когда к его мнению прислушиваются.

Если нужно, чтобы сангвиник выполнил задачу за конкретный срок, лучше это проконтролировать. Если срок сдачи проекта в среду, уже в понедельник поинтересуйтесь у коллеги-сангвиника, как идут дела, нужна ли какая-то помощь.

Если нужно о чем-то договориться с сангвиником, покажите ему выгоду. Например, предложите ему стать спикером на конференции и пообещайте оставить фидбек на его выступление.

Не пытайтесь говорить больше него. Он оценит, если на митинге ему дадут достаточно времени, чтобы рассказать о ходе своей работы.

Меланхолик

Меланхолики не такие общительные, как холерики и сангвиники. Они усидчивые и внимательные, обычно тщательно все перепроверяют и анализируют. Меланхоликам важно хорошо понимать свои задачи и то, сколько времени у них есть на каждую из них. Разработчикам с таким типом темперамента комфортнее работать на небольших проектах.

Меланхолики впечатлительны и ранимы, все принимают близко к сердцу и могут сильно переживать даже по незначительным поводам. Если нужно быстро среагировать на какую-то ситуацию, они начинают паниковать, суетиться, и в итоге могут допустить много ошибок. Любой риск для них становится стрессом.

Как общаться с меланхоликом:

Не повышайте на него голос. Так вы точно не решите вопрос, а только введете его в состояние паники. Меланхолик тяжело воспринимает критику и думает, что она касается не конкретной ситуации, а его самого. Мир для него буквально рушится, если им недовольны.

Хвалите его за успехи. Меланхолики больше остальных типов нуждаются в поддержке и одобрении. Почаще говорите ему, как его работа важна для всей команды.

Критикуйте мягко, без обвинений и обобщающих слов. Например, вместо того, чтобы заявить коллеге: «Ты всегда делаешь много ошибок», скажите: «Ты допустил ошибку, но можешь легко ее исправить». И дальше обсудите конкретные шаги.

Интересуйтесь заботами меланхолика – он часто нуждается в эмоциональной поддержке. При этом помните, что меланхолик нередко преувеличивает масштаб своих проблем и слишком сильно тревожится. Например, он может паниковать из-за дедлайна, который назначен через неделю, так, будто проект ему нужно сдавать уже завтра.

Смело обращайтесь к нему за помощью. Так он чувствует себя нужным и значимым. Когда даете меланхолику новую задачу, опишите конкретно, в чем будет заключаться его вклад. Например, скажите, что если он справится с задачей, то проект перейдет на новый этап разработки.

Флегматик

Флегматики – очень спокойные люди. Понять, что они чувствуют и думают, довольно сложно – на их лицах редко увидишь эмоции. Однако это не означает, что они бесчувственные. Флегматики усидчивые, размеренные, хорошо справляются с аналитическими задачами. Они любят четкую структуру во всем, предпочитают работать с цифрами и графиками. Если флегматик берется за дело, он обязательно выполнит его в срок.

Флегматики довольно консервативны, любят постоянство. Им нужно время, чтобы привыкнуть к новым обязанностями или условиям работы.

Как общаться с флегматиком:

Разговаривайте с ним четко и по делу. Флегматик не из тех, кто любит поболтать. Если вам нужно узнать о статусе проекта, начинайте разговор именно с этого. Флегматик не поймет, если вы сначала обсудите с ним погоду или офисные новости.

Говорите без лишних эмоций. Так он лучше поймет вас. Например, начинайте митинг с конкретных фактов – какие подходы использовали, сколько багов пофиксили. Флегматика это вдохновит больше, чем ваша восторженная речь об успехах проекта и довольном заказчике.

Не пытайтесь навязать свою точку зрения флегматику, если у вас нет весомых аргументов. Не ждите, что он сразу примет ваше мнение. Дайте ему время, чтобы проанализировать информацию и сделать собственные выводы.

Назначайте встречи в тихих немноголюдных местах. Не обсуждайте рабочие вопросы с коллегой-флегматиком в опенспейсе. Лучше забронируйте маленькую переговорку – даже если это разговор на пять минут. Флегматику проще сконцентрироваться и собраться с мыслями, когда его ничего не отвлекает.

Если вы заметите, что флегматик чем-то недоволен, постарайтесь выяснить причину. Он может долго молчать, но в конце концов разозлится так, что его тяжело будет успокоить. Не доводите флегматика до такого состояния – постарайтесь решить проблему еще на берегу.