Какой НДС в Казахстане

Калькулятор НДС позволяет рассчитать налог на добавленную стоимость, применяемый в Казахстане и России на 2020 год, и производится в двух режимах: выделение и начисление. Для удобства ведется история результатов расчета НДС РК, а для других стран, таких как Россия, Украина, Беларусь, есть возможность указать другую процентную ставку.

По результатам вычисления НДС РК все суммы будут указаны в цифровом и текстовом виде.

Навигация:

Калькулятор расчета НДС РК и РФ

Казахстан Россия Выделить Начислить

НДС из суммы, тенге:?

Ставка НДС, %:

Пробелы между разрядами? Скопировано!

Преобразовать значения в пропись на трех языках (казахский, русский, английский) можно с помощью сервиса сумма прописью.

Общая формула расчета НДС

— Общая формула для выделения НДС:

НДС = Цена_с_НДС * ставка_НДС / (ставка_НДС + 100)

— Общая формула для начисления НДС на сумму без НДС:

НДС = Цена_без_НДС * ставка_НДС / 100

Формула расчета НДС в Казахстане

Ставка НДС в Казахстане составляет 12%.

— Формула выделения НДС будет выглядеть так:

НДС = Цена_с_НДС * 12 / 112

— Формула начисления НДС для Казахстана:

НДС = Цена_без_НДС * 12 / 100 или НДС = Цена_без_НДС * 0,12

Формула расчета НДС в России

Ставка НДС в Казахстане составляет 20%.

— Формула выделения НДС для России иммет следующий вид:

НДС = Цена_с_НДС * 20 / 120

— Формула начисления НДС для России:

НДС = Цена_без_НДС * 20 / 100 или НДС = Цена_без_НДС * 0,2

ФОТО: .com/gosphotodesign

Текущая макроэкономическая ситуация в стране во всей полноте обнажила остроту данной проблемы, и в этой связи как один из возможных вариантов решения некоторыми экспертами, в том числе лицами, принимающими политические решения, предлагалось повышение ставки КПН до 24% и НДС до 16%.

Это предложение вызвало отрицательную реакцию общественности, поскольку очевидно, что в условиях тяжелейшего экономического кризиса подобные меры будут способствовать дальнейшему ухудшению конкурентных преимуществ, а значит, и экономического положения большинства агентов бизнеса. Если в скором времени общая экономическая ситуация в стране стабилизируется, то даже и тогда нужно очень обдуманно подойти к повышению действующих ставок, поскольку существуют огромные резервы пополнения бюджета через улучшение процессов налогового администрирования. При этом надо всегда помнить, что разные налоги по-разному влияют на поведение хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных отраслях экономики.

Например, если повышение ставки корпоративного подоходного налога (КПН) приводит к удорожанию себестоимости производимой продукции из-за того, что КПН является прямым налогом, то иначе обстоит дело с НДС, поскольку он является косвенным и затрагивает не только производителей, но и потребителей, так как именно они являются конечными плательщиками НДС. Из-за существующих ограничений мы хотели затронуть проблемы только НДС, оставив на потом проблемы КПН и других налогов.

На данный момент ставка НДС в Казахстане составляет 12%. Для сравнения, в России ставка НДС составляет 20%, в Польше – от 5 до 23% (в зависимости от группы товаров), в Беларуси – 20%. В странах Европы ставка НДС находится в пределах 15-23%. Конечно, если посмотреть на эти цифры, то кажется, что повышение ставки НДС в Казахстане является закономерным. Но возникает вопрос: всегда ли повышение ставки налога сопровождается ростом поступлений в бюджет? А что, если такое решение приведет к обратному эффекту из-за неэффективности действующей политики налогового администрирования?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо попытаться оценить эффективность текущего налогового администрирования через объективные расчеты, показывающие выпадающие объемы налогов (или налоговых уклонений) из-за коррупции, значительности теневого бизнеса в отдельных секторах экономики и, конечно, из-за наличия различных необоснованных налоговых льгот и преференций, а также лазеек и схем, узаконенных в рамках действующих законодательных актов и способствующих уклонению от уплаты налогов в бюджет. Объективно оценив масштабы потерь бюджета в рамках действующих ставок, мы можем более осознанно говорить, стоит ли повышать ставку НДС или же лучше заняться улучшением качества администрирования НДС.

Для ответа на поставленный вопрос мы воспользовались расчетом потенциального НДС по методологии МВФ (RA-Gap Model). В данном случае потенциальный НДС – это поступления НДС, которые государство могло бы собрать в рамках текущей налоговой политики, если бы все соблюдали Налоговый кодекс (т.е. если бы не было уклонений от налогообложения) и не было бы преференций в виде необлагаемого оборота на территории СЭЗ для определенной части оборота по импорту. Расчет данной величины и ее сравнение с фактическими поступлениями НДС в государственный бюджет позволит понять, какой объем НДС государство недополучает в рамках текущей налоговой политики и каковы причины этого.

Расчет проводился на основе данных за период 2015-2018 в силу недоступности более поздних данных таблиц «Ресурсы-Использование» Комитета по статистике МНЭ РК. Многие результаты расчетов совпали с нашими первоначальными ожиданиями и пролили свет на многие аспекты проблемы. В целом за весь рассматриваемый период, по нашим расчетам, бюджет недополучил 8,845 трлн тенге по НДС. На первом рисунке приведены данные по фактическим поступлениям НДС в бюджет и потенциальным (расчетным) НДС, разница между которыми и составляет величину недополученного объема НДС.

Динамика потенциального НДС и НДС, поступившего в государственный бюджет

При этом по секторам экономики потери бюджета по НДС распределились следующим образом:

  1. обрабатывающая промышленность – 38,05%;

  2. операции с недвижимым имуществом – 25,58%;

  3. транспорт и складирование – 11,38%;

  4. оптовая и розничная торговля – 4,25%.

  5. предоставление прочих видов услуг – 4,26%.

Следует обратить внимание на то, что с 2016 резко улучшилась ситуация со сбором данного налога по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля» в связи с внесением изменений в Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года №544-II «О регулировании торговой деятельности». В рамках данных изменений были урегулированы вопросы выездной и уличной торговли, что облегчило возможность контроля за их оборотом.

Теперь, если говорить о причинах недополучения поступлений НДС, то акцент необходимо сделать на трех причинах:

  1. налоговые льготы и преференции в рамках Налогового кодекса РК;

  2. незаконное уклонение от уплаты НДС;

  3. снижение налоговой дисциплины, выражающееся в несовпадении фактически начисленного за налоговый период НДС и оплаченного за этот налоговый период НДС (недоимки).

Структура недополученного государством объема НДС в разрезе указанных трех причин представлена на рисунке ниже.

Причины уклонения от уплаты по НДС

Как видно из второго рисунка, основной причиной непоступлений в бюджет является незаконное уклонение от уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Хотя здесь наблюдается некоторый положительный тренд, однако его доля остается высокой (65,2%), а доли выпадающих доходов из-за наличия налоговых льгот в СЭЗ занимают 16,6%.

Проведенный анализ показал, что в Казахстане есть потенциал для увеличения поступлений в государственный бюджет за счет улучшения налогового администрирования по НДС до 2 трлн тенге в год без изменения действующей налоговой ставки, прежде всего путем сужения масштабов незаконного уклонения от налогообложения. При этом наиболее уязвимыми с точки зрения сбора поступлений от НДС являются сектора обрабатывающей промышленности, операции с недвижимым имуществом, а также транспорт и складирование, на долю которых приходится более 75% выпадающих доходов в бюджет.

Теперь, если вернуться к первоначальному вопросу о целесообразности повышения ставки НДС, то очевидно, что при существующих условиях администрирования налоговых сборов смысла в повышении ставки НДС нет, потому что повышение НДС усугубит положение честных плательщиков и в то же время предоставит дополнительные конкурентные преимущества недобросовестным предпринимателям, которые, в силу разных причин, научились обходить требования налогового законодательства.

Таким образом, на данном этапе все усилия уполномоченных государственных органов следует направить на улучшение собираемости и полноты сбора налогов путем улучшения общей налоговой дисциплины в стране, принимая необходимые меры, направленные на сужение простора для незаконного уклонения от уплаты налогов в государственную казну. Вопрос непростой, однако без обеспечения полноты сбора налогов в бюджет говорить о последовательном решении социально-экономических проблем общества не приходится. Следовательно, в данное трудное для страны время каждый член нашего общества должен осознать банальную истину о том, что платить законно установленные налоги и сборы – это гражданский долг и обязанность и от этого зависит будущее нашей страны.

Экономика 30.03.2020 4729

Этот метод станет обязательным для всех плательщиков налога

Хотя в казахстанской системе налогообложения больше года действует механизм контрольного счета, он еще проходит апробацию. Однако очень скоро этот метод станет обязательным для всех плательщиков НДС. Партнер Dasco Consulting Group Саид Галибаев в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал о принципах и преимуществах применения контрольного счета для отечественной экономики.

Три проблемы метода начисления

— Саид Сейдахметович, что послужило причиной запуска механизма контрольного счета в Казахстане?

— Для начала необходимо разобрать, что именно представляет из себя налог на добавленную стоимость (НДС). Это косвенный 12% налог, которым облагается товар, работа или услуга, и который вносится в бюджет по мере реализации.

На практике это выглядит так. Представим, что вы хотите купить у меня ручку. Ее цена 100 тенге, но учитывая тот факт, что с реализации я должен буду платить НДС государству из своего кармана, то это бремя перекладываю на вас – конечного потребителя, и продаю вам эту ручку за 112 тенге.

Казалось бы, все понятно и справедливо. Но на деле эта мера не очень хорошо работала по той простой причине, что НДС у нас считается по методу начисления. В отличие от кассового метода, он заключается в том, что все налоговые обязательства исходят не из факта оплаты, а из наличия документов.

Это означает, во-первых, что сейчас мы с вами можем совершить сделку путем выписки ЭСФ с НДС, но при этом такой сделки в реальности не будет – исключительно «бумажная сделка». Такая сделка позволит покупателю уменьшить налогооблагаемое бремя и тем самым уйти от уплаты НДС в бюджет. Данная практика, в свою очередь, дала множество возможностей для применения различных схем ухода от уплаты НДС в бюджет.

Во-вторых, это своевременное выявление недобросовестных сделок налоговыми органами. Так, налоговый период по НДС составляет три месяца (квартал), но на деле выходит все пять месяцев! Вот, например, 8 января мы заключили с вами сделку, я получил от вас полную оплату, которая, как и положено, включает в себя НДС. Прошел отчетный период – январь, февраль, март. Но отчетность я должен сдать до 15 мая. При этом налоговый орган позволяет продлить срок сдачи отчетности еще на 15 дней. В итоге мы имеем картину, где налоговый орган узнает о недобросовестной сделке (которая, как мы помним из нашего примера, была осуществлена 8 января) только через 4-5 месяцев после совершения фиктивной операции. Данный временной задел позволяет лжепредприятиям свернуть свою деятельность, обналичив средства с банка, и беспрепятственно скрыться от взора налогового органа.

Если проанализировать статистику, то все лжепредприятия, все мошеннические схемы построены именно на НДС. Есть две категории лжепредприятий: не очень образованные и очень образованные. Первые – просто выписывают счета, но не сдают деклараций и отчетности, не открывают офис, оформляют бизнес на человека без определенного места жительства и в итоге убегают с деньгами. А вторые делают все наоборот: проводят сделки, показывают их в декларации, открывают офисы, однако по факту сумму НДС в бюджет не уплачивают, и у них образовывается недоимка.

Любая налоговая проверка проводится в соответствии с законами РК и внутренними инструкциями, где указано, что при проведении проверок необходимо руководствоваться документооборотом проверяемого субъекта, то есть проверять наличие, содержание и обоснованность документов, но никак не факт физической уплаты налога.

Ну и, в-третьих, такие сделки сложно администрировать. Каждый налоговый орган в любой стране представляет из себя длинную цепочку принятия решений, и мы в этом плане не исключение. Пока запрос на рассмотрение дела об очередном злостном неплательщике пройдется по всем звеньям этой бюрократической цепочки, истечет достаточно времени, чтобы человек мог попросту исчезнуть.

Эти причины и послужили поводом переработать старую модель и ввести контрольный счет по НДС.

— В таком случае, как работает контрольный счет и в чем его преимущества?

— Если мы вернемся к нашему примеру с покупкой ручки, то раньше все 112 тенге попадали на расчетный счет предпринимателя. Государство ждало четыре-пять месяцев, прежде чем предприниматель уплатит НДС в бюджет. Но тот не спешил, потому что считал, что все деньги, упавшие ему на расчетный счет – его личные-заработанные. Он мог пустить их в оборот, тратить на свои нужды – в общем, распоряжаться по своему усмотрению. Но с введением этой нормы налог на добавленную стоимость будет двигаться только по контрольному счету. Контрольный счет – это, по сути, тот же расчетный счет, он принадлежит предпринимателю, но с определенными ограничениями по операциям.

Кроме того, новая система дает дополнительные возможности предпринимателям. Первый вариант: НДС со своего контрольного счета вы можете перекинуть другому вашему контрагенту – основную сумму со своего расчетного счета, 12% НДС – с контрольного. Второй вариант: в случае, если вам не хватает денег на контрольном счету, вы имеете право пополнить ваш контрольный счет с вашего расчетного счета.

Стороны – в поисках компромисса

— Какие преимущества применения контрольного счета при возврате НДС?

— В целом возврат НДС возможен, если вы используете приобретенные товары (предметы лизинга) в производстве других товаров; реализуете товар на экспорт; реализуете горюче-смазочные материалы иностранным авиакомпаниям; реализуете Нацбанку аффинированное золото; реализуете товары на территорию специальной экономической зоны. Например, если вы экспортер, отправляете товар за границу по нулевой ставке, то можете вернуть весь накопленный НДС.

Возврат НДС с помощью контрольного счета, во-первых, позволяет сократить сроки возврата налога, а именно – возврат суммы превышения НДС, указанного в декларации за налоговый период. Теперь возврат может производиться в течение пятнадцати рабочих дней без проведения налоговой проверки. Во-вторых, в идеале это должно уменьшить количество мошеннических схем с использованием фиктивных счетов-фактур. В-третьих, таким образом можно поддержать отечественных производителей, реально возвращая им дебетовый НДС по приобретенным внутри страны товарам. И еще один, четвертый важный момент, который можно перечислить – это повышение национального рейтинга Doing Business.

В то же время нельзя преувеличивать роль нового метода, поскольку речь идет лишь об усилении наблюдения за НДС. Да, налоговый орган будет четко видеть движение средств по контрольному счету, но важно добиться, чтобы налог в итоге поступал в бюджет. Иначе это будет не усиление администрирования НДС, а усиление наблюдения за НДС, что, согласитесь, не одно и то же.

— В связи со всеми нововведениями последних лет, становится ли отношение предпринимателей к налоговым органам более лояльным?

— Безусловно, тренды меняются. Министерство финансов пытается наладить с налогоплательщиками позитивные отношения. Стороны ведут постоянный диалог, задают вопросы, вместе ищут компромисс. Что важно, Комитет государственных доходов стремится сменить имидж карательного органа на статус помощника бизнесу.

Ранее мне приходилось бывать на совещаниях, когда напротив друг друга сидели налоговики и уверенно утверждали, что новые поправки понравятся казахстанскому бизнесу. При этом ни один бизнесмен не принимал участия в обсуждении. Сейчас все иначе: предприниматели объединяются в палаты, общества, создают рабочие группы, привлекают консультантов, обсуждают все лицом к лицу с руководителями государственных органов. Это приносит свои плоды.

Но есть еще один момент, над которым, по моему мнению, надо поработать – отношение наших предпринимателей к налоговым обязательствам. Необходимо объяснить им, что налог – это не их личные деньги, не оборотные средства, их нужно перевести в бюджет. Уверен, постепенно люди переучатся, это лишь вопрос времени.

Блокчейн в системе НДС

— Какие еще позитивные изменения можно отметить в налоговой практике?

— Обращает на себя внимание новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов с применением блокчейн-технологии и виртуального склада. Суть проекта – формирование базы данных, позволяющей мгновенно отслеживать цепочки финансовых транзакций налогоплательщиков и производить им гарантированный возврат НДС. Как известно, существует ряд мошеннических схем, позволяющих получать незаконный зачет и возврат НДС – вот по этой причине на технологию возлагаются большие надежды.

Основная задача блокчейна здесь – не допустить изменений существующих данных путем ручных корректировок и прочими махинациями.

В целом информационные системы налогового органа автоматически подключены к электронным счетам-фактурам, виртуальному складу и банкам второго уровня. Учитывая, что бумажные счета-фактуры не выписывают, налоговый орган уже сейчас видит все сделки.

— В настоящее время Комитет государственных доходов пытается снизить порог постановки на учет в качестве плательщика НДС с 30 тыс. МРП до 20 тыс. МРП. Насколько эта мера будет эффективной?

— Все это в целом – часть большой борьбы против уклонения от уплаты налогов. Но и здесь есть один важный момент, который требует серьезного рассмотрения. Проблема заключается в пункте «Работы и услуги». Допустим, получив доход от продажи реального товара за 1 млн тенге, недобросовестная компания может заказать фиктивную услугу у лжепредприятия на такую же сумму или даже больше. В результате по итогам квартала доход компании будет равен практически нулю, и платить налог официально будет попросту не с чего. Именно «благодаря» этому пункту совершается большая часть схем ухода от налогов. Из 100% неправомерных схем 99,8% действуют через работы и услуги – это то, что очень сложно проверить и еще труднее администрировать.

На мой взгляд, решить проблему можно, лишь полностью убрав раздел «Работы и услуги» и вообще перестав облагать их налогом на добавленную стоимость. Когда мы оставим только товары, уходить от налога будет практически невозможно. Достаточно поставить умные формулы и форматно-логистический контроль форм налоговой отчетности, которые будут выявлять несоответствия.

Если предложение насчет «Работ и услуг» в итоге поддержат, то уйдут все некорректные схемы, бизнес станет «белым», повысится уровень доверия населения, уменьшится количество жалоб, разгрузятся суды и контролирующие финансовые органы. Кроме того, снизится стоимость реальных услуг, оказываемых добросовестными компаниями. Стоит заменить один винтик, как весь механизм начнет работать более эффективно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. 30.03.2020 4729

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Налог на добавленную стоимость в Республике Казахстан через призму международной практики

Д. Кожабергенова,

начальник отдела методологии акцизов УМ НК МФ РК

Порядок обложения НДС в Казахстане соответствует международной практике взимания данного вида налога, введенного почти всеми развитыми странами мира.

1. Порядок исчисления НДС в Казахстане строится на двух основополагающих принципах. Первый принцип предусматривает использование механизма зачета сумм налога, уплаченного поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур. Необходимо особо отметить, что зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения).

Второй принцип — это принцип «страны назначения», используемый при обслуживании внешней торговли товарами и услугами, при котором экспорт облагается НДС по 0 ставке, импорт — в стране назначения по ставке, предусмотренной для ТВП.

2. Плательщиками НДС являются лица, которые встали на учет по НДС в Республике Казахстан, а также лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан. Обязательной постановке на учет по НДС подлежат лица, обороты которых за период не более 12 месяцев превышают 126,6 тыс. долларов США.

3. Существует две ставки НДС:

— стандартная — 14%, применяемая как в отношении внутренней реализации товаров, работ и услуг, так и в отношении импорта товаров. Планируется снижение ставки на 1% в ближайшие два года. Таким образом, ставка НДС в 2009 г. будет составлять 12%;

— нулевая ставка, установленная в отношении экспорта товаров и международных перевозок. Механизм использования нулевой ставки предусматривает возврат НДС, уплаченного поставщикам товаров и услуг.

4. Существует ряд льгот по НДС, в т.ч. в социальной сфере (медицина, здравоохранение, образование), финансовые услуги, услуги в сфере культуры и т.д. Имеются льготы по НДС на импорт в отношении товаров, ввозимых по грантам, в качестве благотворительной, гуманитарной помощи и др.

5. Администрирование сбора НДС в Казахстане осуществляется посредством информационных систем. Внедрены электронные формы налоговой отчетности, т.е. налогоплательщик может, не приходя в налоговый орган, представлять налоговую отчетность в электронном виде, имея обычный компьютер и программу, которую он сможет загрузить с сайта Налогового комитета www.taxkz.kz.

В целях исключения случаев отнесения НДС в зачет по счетам-фактурам, выставленным неплательщиками НДС, на сайте Web-портала НК МФ РК www.taxkz.kz размещена поисковая система, целями которой является оперативное предоставление информации о налогоплательщиках, состоящих на регистрационном учете по НДС в Республике Казахстан, снятых с учета по НДС, налогоплательщиков, признанных судом лжепредприятиями и др.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Обуховская, профессиональный бухгалтер РК

КАКОЙ СРОК УПЛАТЫ НДС ЗА ТОВАРЫ, ВВЕЗЕННЫЕ С РОССИИ И БЕЛОРУССИИ?

В уведомлении по сдаче формы 320.00 за октябрь стоит срок уплаты — 20 ноября 2015 г. Изменились сроки уплаты НДС на товары, ввозимые из России, Белоруссии и пр. (страны ТС)? Когда нужно уплатить сумму НДС на товары, ввозимые из страны ТС, если отчет сдан в октябре 2015 г.?

Законодательная база. В соответствии с подпунктом 2 статьи 276-2 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе являются лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан с территории государств — членов Таможенного союза.

Разъяснение специалиста. Следовательно, предприятие не плательщик налога на добавленную стоимость, при осуществлении импортных операций, обязано будет уплатить налог на добавленную стоимость.

Далее согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса при импорте товаров, в том числе товаров, являющихся продуктами переработки давальческого сырья, на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, в том числе по договорам (контрактам) лизинга, на бумажном носителе и в электронном виде либо электронном виде не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, если иное не установлено настоящим пунктом.

Одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо электронном виде.

Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и предоставления утверждаются уполномоченным органом.

Далее на основании пункта 4 статьи 276-20 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость по импортированным товарам уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Сумма косвенных налогов, исчисленная к уплате по декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, должна соответствовать сумме косвенных налогов, исчисленной в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Вывод. Таким образом, в случае если вы получили товары в октябре срок уплаты НДС и предоставление в налоговые органы декларации по косвенным налогам по импортированным товарам (Форма 320.00) и заявление (заявления) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Форма 328.00), будет до 20 ноября 2015 года. В случае если товар пришел в сентябре, то оплата НДС и предоставление налоговой отчетности должны быть произведены в срок до 20 октября.