Камеральная проверка по НДС

Цель и сроки проведения камеральной проверки по НДС
Что проверяют во время камеральной налоговой проверки, и какие документы нужно предоставить
Как проходит проверка
Пришло требование предоставить пояснение, что делать?
Получено требование предоставить документы, что делать?
Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?
Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.

НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС. Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании. Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.

Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.

Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2015 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

Пришло требование предоставить пояснение, что делать?

Первым делом подтвердите, что требование получили – в течение 6 дней направьте налоговикам квитанцию о получении в электронном виде. К этому обязывает п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Если этого не сделать, налоговики могут заблокировать расчетный счет компании.

Подробнее о том, в каких случаях налоговики могут заблокировать счет компании >>>

После этого необходимо перепроверить данные декларации, свериться с поставщиком и отправить ответ в форме таблицы из письма ФНС России от 7 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/5752 либо уточненную декларацию с правильными данными, если имело место занижение налога, и вы с этим согласны.

Даже если по вашим данным у вас все в порядке, все равно отправьте ответ на требование и сообщите налоговикам, что у вас ошибок нет.

Ответ необходимо отправить в течение 5 дней со дня получения требования и только в электронном виде. Исключение сделано только для тех, кто имеет право сдавать бумажные декларации по НДС. К ответу можно приложить подтверждающие документы.

Важно!

Если компания не предоставит пояснения, ее оштрафуют на 5 000 рублей, а за повторное нарушение – на 20 000 рублей. Это предусмотрено статьей 129.1 НК РФ. Штрафа не будет, только если вместо ответа на требование организация сразу сдала «уточненку».

Получено требование предоставить документы, что делать?

Если в компанию пришло такое требование, значит, налоговики всерьез заинтересовались декларацией и хотят тщательно проанализировать все операции.

Налоговые органы имеют право потребовать документы, если:

  1. Компания заявляет НДС к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ). Государство просто так деньги не отдает, и организации должны быть готовы к тому, что камеральную проверку декларации по возмещению НДС будут проводить особо тщательно. Мы знаем это, поэтому стараемся не сдавать декларации с возмещением без острой необходимости, а переносим вычеты на более поздние сроки, чтобы лишний раз не привлекать внимание налоговой инспекции. А если заявляем о возмещении, то оказываем всестороннюю экспертную поддержку. В ходе камеральных проверок деклараций по возмещению НДС мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях с ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки – возмещение всех заявленных сумм налога (вплоть до суда).
  2. Организация пользуется налоговыми льготами (п.6 ст.88 НК РФ).
  3. Имеются расхождения с данными контрагентов, и эти расхождения ведут к занижению налога или завышению суммы возмещения (п.8.1 ст.88 НК РФ).
  4. Идет проверка уточненной декларации, которую сдали позже, чем через два года после срока, установленного для сдачи первичной декларации.

Во всех этих случаях нужно подготовить пакет документов, которые запрашивают налоговики, и отправить его в течение 10 дней после получения требования.

Уникальная технология обработки «первички», применяемая 1C-WiseAdvice, позволяет подготовить документы по требованию ИФНС в рамках «камералок» по НДС максимально быстро.

Налоговые органы не могут потребовать предоставить оригиналы документов, но у них есть право ознакомиться с оригиналами, если будет такая необходимость.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Подробнее о том, когда и какие документы могут требовать при проведении камеральных проверок, читайте в этой статье.

Налоговики хотят провести осмотр помещений. Имеют ли они на это право?

Да, имеют, если вы сдали декларацию с НДС к возмещению, или в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения.

Такое право дает налоговикам п.1 ст. 91 НК РФ. Причем они могут осмотреть и помещения контрагентов. А значит, когда проверяют декларацию контрагента, с осмотром могут прийти и к вам. Это следует из письма налоговой службы от 16.10.2015 № СД-4-3/18072.

Для проведения осмотра у проверяющих на руках должно быть постановление, утвержденное руководителем налоговой инспекции.

Если с декларацией все в порядке, никаких документов в налоговой оформлять не будут. О том, что камеральная проверка закончилась успешно, вы можете определить лишь по тому факту, что вас не побеспокоили.

Если нарушения есть, в течение 10 дней после окончания проверки инспекторы оформят акт камеральной проверки и отправят вам в течение пяти дней после его подписания.

У вас будет 10 дней на то, чтобы отправить возражения. После этого начальник инспекции примет решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.

Что предпринять, чтобы декларация успешно прошла камеральную проверку?

Как бы банально это ни прозвучало – платить НДС и не использовать серые схемы оптимизации. Контроль со стороны государства в последние годы заметно ужесточился. То, что вчера еще могло сработать, сегодня легко пресекается и наказывается.

Совсем недавно у контролёров появился новый, и еще более эффективный ресурс – система АСК НДС-3. С ее помощью можно установить, заплатила ли компания НДС по каждой сделке, и определить, прибегает ли она к незаконным вычетам по НДС (например, к фирмам-однодневкам). К борьбе с махинациями подключились и банки, мы рассказали об этом .

Используйте только законные способы оптимизации налогов. Они есть, но заниматься этим должны только грамотные специалисты, чтобы избежать излишнего внимания контролирующих органов.

Чтобы не возникало проблем, перед отправкой декларации сверяйте счета-фактуры с контрагентами. И отнеситесь серьезно к выбору контрагентов, потому что даже если закон нарушит контрагент, проблемы могут возникнуть у вас.

Если налоговики все-таки обнаружили расхождения – не игнорируйте требования о пояснениях, а постарайтесь мирно снять их вопросы. И помните, что отказ в возмещении НДС и решение о привлечении к ответственности вы можете оспорить в суде.

1C-WiseAdvice использует риск-ориентированный подход. Мы знаем, что и как проверяет ИФНС, осознаем риски и возможные потери для бизнеса. Поэтому там, где это возможно и не противоречит требованию законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового и тщательно перепроверяют отчетность по сотне контрольных соотношений.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных проверок по НДС.

Связаться с экспертом

Если за отчетный период (например, за II квартал 2011 года) НДС в декларации заявлен к возмещению, для ее камеральной проверки налоговики затребуют дополнительные документы. Недочеты в них могут стать причиной отказа в возмещении налога. Однако, как следует из арбитражной практики, он не всегда правомерен…

Порядок камеральной проверки В ходе проведения «камералки» налоговики вправе запросить документы, подтверждающие соответствие заявленного вычета нормам статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Причем требование инспекции о представлении документов должно быть письменным. Фирма обязана сдать бумаги в течение 10 дней со дня его получения (п. 3 ст. 93 Налогового кодекса РФ). Однако здесь важно отследить сроки.
Если требование датировано числом, выходящим за рамки трехмесячного срока, отведенного на проверку декларации (с момента ее представления), торговая фирма может на него просто не реагировать. Ведь истребовать документы инспекция вправе только в рамках выездной и камеральной проверок (п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Поэтому, если, например, по итогам II квартала 2011 года декларация с заявленным к возмещению НДС подана 20 июля 2011 года, а требование о представлении документов выставлено контролерами после 20 октября, оштрафовать за то, что документы не представлены, нельзя.
Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Решение о возмещении налога (если не выявлено нарушений) должно быть вынесено не позднее семи дней по окончании проверки. Причем даже в том случае, если торговая компания нарушила сроки сдачи декларации. На это указано в письме ФНС России от 7 мая 2010 г. № ШС-37-3/1269@. Инспекторы отмечают, что нормы статьи 88 Налогового кодекса РФ не ставят дату начала (и соответственно окончания) камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была декларация представлена вовремя или нет.
То есть не важно, что декларация подана с нарушением срока. На ее проверку все равно отводится не более трех месяцев с момента представления (и еще семь дней на принятие решения).
Если организация до окончания срока проведения камеральной проверки подает уточненную декларацию, первичная декларация не отзывается, а просто перестает проверяться (ст. 81 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-02-08/6.
В то же время документы (сведения), полученные в рамках прекращенной камеральной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля.
Причины отказа в возмещении Назовем наиболее частые причины отказа фискалов в возмещении налога. >|Воспользоваться правом на возмещение налога фирма может в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором это право возникло (п. 2 ст. 173 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09).|< Ошибки в оформлении документов по импортным товарам Отказать в возмещении НДС импортерам налоговики могут по следующим основаниям. Во-первых, если номера ГТД, приведенные в счетах-фактурах, отсутствуют в базе ПИК «Таможня». Но судьи отмечают, что ПИК «Таможня» не является общедоступной базой. И если таможенные декларации, по которым ввозился товар, в ней не указаны, это не может служить основанием для отказа в вычете. А если заявитель не сам ввозил товар, он вообще отвечает только за соответствие номеров ГТД сведениям, полученным от поставщика (постановление ФАС Московского округа от 22 июля 2010 г. № КА-А40/7444-10).
Во-вторых, отказ в возмещении может произойти в ситуации, когда таможенный налог был уплачен третьим лицом. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009 суд пресек попытки налоговиков отказать фирме в вычете «ввозного» НДС из-за оплаты таможенных платежей не со счета компании.
Чтобы избежать подобных претензий инспекторов, следует иметь в наличии, в частности:
– договор о такой оплате, предусматривающий, что таможенные платежи вносит третье лицо;
– выписки банка о перечислении торговой фирмой денег на расчетный счет третьего лица;
– чеки об уплате таможенных платежей с таможенной карты третьего лица;
– копии таможенных деклараций.
И, наконец, отказ в вычете возможен, если не представлены товаросопроводительные документы (например, коносаменты, СMR). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит специальных требований к объему и виду «первички», являющейся основанием для принятия на учет импортированных товаров. Переход права собственности на такой товар определяется контрактом.
Как правило, это происходит на дату выпуска товара в свободное обращение таможенными органами РФ в пункте поставки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2009 г. № А56-19407/2009).
То есть для принятия таких ценностей к учету достаточно таможенной декларации. А для записей в книге покупок необходимы еще и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на таможне.
Ошибки в счетах-фактурах На практике налоговики указывают на следующие ошибки, которые препятствуют возмещению налога.
1. В документе содержится несуществующий ИНН поставщика. Причем суды в этом вопросе, как правило, поддерживают инспекторов (постановление Президиума ВАС РФ от 1 февраля 2011 г. № 10230/10). Поэтому тщательно проверяйте реквизиты счета-фактуры, например запросив выписку из ЕГРЮЛ или проверив данные контрагента на сайте ФНС России.
2. Счет-фактура подписан неуполномоченным лицом. Хотя, если налогоплательщик не знал, что счет-фактура со стороны контрагента подписан неуполномоченным лицом, данный факт является основанием для признания покупателя добросовестным (см., например, постановления ФАС Московского округа от 31 января 2011 г. № КА-А40/17003-10, ФАС Уральского округа от 25 августа 2010 г. № Ф09-6772/10-С3).
Тем не менее, если поставщик новый и сумма сделки значительна, нелишним будет в рамках проявления должной осмотрительности, помимо выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельств о госрегистрации и постановки на налоговый учет, запросить у контрагента еще и копию внутреннего документа на право подписи счетов-фактур.
3. В счете-фактуре отражена неверная ставка налога. На обязанность покупателя проверять ставку НДС, указанную в полученном счете-фактуре, обратил внимание и Президиум ВАС РФ в постановлении от 23 ноября 2010 г. № 9657/10. Поэтому при малейшем сомнении в размере ставки, примененной поставщиком, запросите у него необходимые документы, например подтверждающие льготу.
4. Юридический адрес поставщика, приведенный в счете-фактуре, не соответствует тому, который отражен в договоре. Хотя, по мнению судей, такое несоответствие не является существенным нарушением в оформлении счетов-фактур (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2009 г. № А41-9387/09).
Нереальность сделки Еще одна распространенная ситуация, связанная с отказом в возмещении НДС, – это утверждение налоговиков о нереальности сделки. Но, как показывает практика, решения судов по таким спорам в большинстве случаев выносятся в пользу компаний. Если инспекторам не удалось доказать, что хозяйственные операции между фирмой и ее партнером действительно не совершались (то есть сделки были фиктивными), считается, что имела место реальная предпринимательская деятельность. Значит, зачет «входного» налога правомерен. Аналогичные выводы следуют, в частности, из определения ВАС РФ от 29 ноября 2010 г. № ВАС-15411/10, постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июня 2008 г. № Ф08-3098/2008, ФАС Московского округа от 28 января 2010 г. № КА-А40/15468-09.
Но нужно помнить, что судьи поддержат налоговиков, если будет установлено, что действия фирмы были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, а сделки на самом деле были фиктивными.
Подтверждением этому может служить постановление ФАС Поволжского округа от 17 января 2008 г. № А55-6925/2007, в котором рассмотрена следующая ситуация. И у поставщиков торговой фирмы, и у нее самой не имелось складских помещений и транспорта. Значит, они не могли быть грузополучателями и грузоотправителями товаров. Кроме того, контрагенты торговой компании были зарегистрированы по поддельным документам, налоговую отчетность не представляли, занимались обналичиванием денег. Оценив совокупность данных обстоятельств, судьи пришли к выводу о фиктивности заключенных сделок и получении необоснованной налоговой выгоды.
Отказ можно обжаловать По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции может вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении компании к ответственности. Одновременно с этим принимается одно из решений:
– о возмещении всей заявленной суммы налога;
– об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению;
– о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
– об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
При этом знайте, что налоговый орган, принимая решение об отказе в возмещении НДС, в любом случае обязан предоставить фирме возможность:
– участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя;
– представить объяснения.
Но возникает еще один вопрос: можно ли решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично) сразу обжаловать в суд или необходимо соблюсти досудебный порядок и обратиться сначала в вышестоящий налоговый орган?

>|Процедура досудебного обжалования (в вышестоящем налоговом органе) обязательна только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).|<
Учитывая, что отказ в возмещении основан на решении о привлечении (об отказе в привлечении) фирмы к ответственности (то есть не является самостоятельным решением), на него распространяется обязательный досудебный порядок обжалования (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2010 г. № А19-5572/10, ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2010 г. № А43-22035/2009).
Хотя есть и противоположные судебные решения по данному вопросу, согласно которым решения об отказе в возмещении можно сразу же обжаловать в суд. Подтверждают это постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2010 г. № А70-8627/2009, ФАС Поволжского округа от 25 мая 2010 г. № А55-34141/2009.

Делаем выводы Подавая декларацию с заявленным правом на возмещение налога, надо быть готовым к истребованию большого количества «первички» и соблюдать следующие правила.
Во-первых, по всем заявленным в декларации вычетам у фирмы должны обязательно быть:
– правильно заполненные счета-фактуры от поставщиков;
– бумаги, подтверждающие уплату налога на таможне (если речь идет об импорте товаров);
– первичные документы, подтверждающие принятие товаров к учету (накладные, ГТД, акты выполненных работ (оказанных услуг) и т. п.).
Во-вторых, в случае если положительная разница между вычетами и начисленными суммами образовалась в результате применения налоговой льготы, нужно сразу же приложить к декларации документы, подтверждающие право на ее применение, ведь налоговый орган наверняка их запросит (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).
В-третьих, компания, разумеется, должна вести облагаемую налогом на добавленную стоимость деятельность.
В-четвертых, необходимо соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагентов. Желательно, чтобы у фирмы было полное «досье» на поставщиков (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копии свидетельств о постановке на налоговый учет, приказов о назначении гендиректоров, о полномочиях лиц на подпись счетов-фактур и т. д.).

Любой бухгалтер в нашей стране, кто сдает декларацию по НДС, знает, что срок камеральной проверки по этим декларациям сократился с трех до двух месяцев. Федеральный закон № 302-ФЗ внес эти изменения в п.2 ст. 88 НК РФ в августе 2018 года. Но законодатели предусмотрели продления срока камералки до привычных трех месяцев, если в ходе проверки декларации по НДС налоговики заподозрят правонарушение. Решение о продлении принимает руководитель налогового органа или его заместитель.

Как компания узнает о том, что камералка продлена еще на месяц — до или после основной проверки? Имеют ли законную силу все доказательства, которые найдут налоговики, если инспекторы нарушили процедуру продления проверки? Как оспорить результаты такой проверки?

Претензий к декларации нет

По общему правилу, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК). В такой ситуации проверяющие должны оформить акт в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщик, который сдал декларацию по НДС, и спустя 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получил акт налоговой проверки может смело рассчитывать на то, что налоговым органом не выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, до истечения двух месяцев после представления декларации по НДС налогоплательщик должен получить:

— либо акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),

— либо решение о продлении сроков проверки до 3х месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК),

— либо ничего, т.е. «молчание будет ему ответ».

Как сообщат о продлении: до или после

Должны ли инспекторы уведомить налогоплательщика о продлении проверки? Минфин считает, что нет (письмо от 02.10.18 № 03-02-07/1/70615), также эта обязанность не предусмотрена Налоговым кодексом. Однако, есть Письмо ФНС России от 07.11.2018 N ЕД-4-15/21688@ «О направлении рекомендуемых форм», где форма решения о продлении срока проведения камеральной проверки утверждена.

В этой ситуации для налогоплательщика возникает принципиальный вопрос: когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (до истечения двухмесячного срока проверки или после) и, соответственно, ознакомить с ним налогоплательщика.

Давайте разберемся. В ст. 88 НК РФ п. 2 абз.5 сказано: «в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах…».

Иными словами, сама проверка должна быть проведена в срок 2 месяца, а если выявлены признаки нарушения, то выносится решение с продлением проверки до трёх месяцев. Но решение должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента представления декларации по НДС. Получается, что в этот же срок (2 месяца) налогоплательщик должен быть ознакомлен с принятым решением о продлении проверки. Таким образом, решения о продлении принятые после окончания камеральной налоговой проверки, т.е. за пределами 2-х месячного срока, не должны иметь никакой юридической силы и не могут влиять на права и законные интересы налогоплательщика.

Однако, совершенно очевидно, что налоговый орган не допустит формального принятия решения о продлении камеральной проверки за пределами 2-месячного срока. На практике ситуация, скорее всего, сложится так: проверка будет продолжаться и после истечения двух месяцев (направление требований и ожидание ответов по встречкам), а когда доказательственная база будет получена, то «задним числом» будет оформлено решение о продлении.

Как оспорить?

Применение законодателем в абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК предлога «ДО» говорит о пресекательном сроке принятия решения о продлении срока камеральной проверки декларации по НДС. То есть принятие решения и уведомление налогоплательщика о принятом решении ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС (по истечении 2х месяцев) будет являться злоупотреблением налоговых органов.

На сегодняшний день не сформировано судебной практики по изменениям в НК РФ, связанным с сокращением/продлением сроков проведения камеральных проверок, поэтому предлагаю налогоплательщику ориентироваться на следующий алгоритм действий.

1) Решение, принятое по акту камеральной проверки декларации по НДС, которая проведена с нарушением срока окончания налоговой проверки и налогоплательщик не был уведомлен до её окончания о продлении срока проверки, может быть обжаловано в суд.

2) Доказательства, полученные налоговым органом после окончания срока проверки, не могут быть признаны допустимыми по правилам АПК РФ, поскольку они будут получены с нарушением федерального закона (ч.3 ст. 64 АПК РФ). Однако, налогоплательщику стоит учесть, что нельзя сводить всё обжалование к нарушению налоговым органом процессуальных сроков. Нужно использовать и другие аргументы правильности исчисления и уплаты (возмещения) НДС, приводить контраргументы по существу изложенных в акте проверки обстоятельств.

Правовая позиция налогоплательщика должна быть выражена в возражениях на акт проверки, а также обжалована в вышестоящий налоговый орган и в суд. Затягивать с данным аргументом до суда не стоит, т.к. положительное для налогоплательщика решение может быть принято на более ранней, а, следовательно, менее затратной стадии обжалования.

Проверка НДС

Актуально на: 20 февраля 2019 г.

Ныне действующая форма декларации по НДС, а также тот факт, что она сдается в ИФНС именно в электронном виде, позволяет налоговикам проводить более углубленные камеральные проверки представленной плательщиками НДС-отчетности (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.08.2015 № ПА-3-17/3169@).

Ведь теперь инспекторы могут не только при помощи контрольных соотношений проверить декларацию на наличие несоответствий в ней (Письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@), но и провести перекрестную проверку данных, указанных в вашей декларации и декларациях ваших контрагентов.

К примеру, если налоговики обнаружат, что в разделе 8 декларации (сведения из книги покупок) вы отразили данные счета-фактуры от поставщика, но сам поставщик не отразил данные этого же счета-фактуры в разделе 9 декларации (сведения из книги продаж), то этот факт вызовет у инспекторов вопросы, и вас попросят:

  • или представить пояснения;
  • или сдать уточненную декларацию.

Поэтому самостоятельная проверка декларации перед ее сдачей в ИФНС не будет лишней. Ведь правильно заполненная декларация по НДС является залогом того, что сумма налога к уплате/возмещению рассчитана безошибочно, а, следовательно, у налоговиков не возникнет претензий ни к самой декларации, ни к сумме, поступившей в бюджет.

Декларация по НДС 2019 года и контрольные соотношения

Контрольные соотношения, применяемые для проверки НДС-декларации, содержатся в письме ФНС РФ от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550 (в ред. от 06.04.2017). Отчитываться по НДС за 1 квартал 2019 г. налогоплательщикам предстоит по новой форме (изменения утв. приказом ФНС от 28.12.2018 № СА-7-3/853), вероятно, что в связи с этим будут откорректированы и соотношения для проверки показателей декларации, но пока налоговым ведомством они не представлены.

Действующие сегодня контрольные соотношения в декларации по НДС, приведенные в письме № ГД-4-3/4550, представляют собой таблицу, где перечислены формулы соотношений, а также нарушения, с которыми связано их невыполнение (со ссылкой на статьи НК РФ), и последующие действия инспектора при обнаружении таких нарушений. Когда отчетность заполняется с помощью программного обеспечения, проверка на соответствие контрольным соотношениям происходит обычно автоматически, хотя таблица КС, приведенная в письме ФНС, дает возможность сделать это даже в «ручном» режиме.

Соотношения позволяют проверить правильность внесения показателей в разделы 1-7 декларации и взаимоувязки между ними, а также со сведениями, внесенными в разделы 8-12. Проверка соотношений ведется и между показателями внутри каждого раздела.

Проверка соотношений

Контрольные соотношения в декларации по НДС проверяются по формулам, отраженным в таблице КС (всего их 44). Далеко не все из них применяют в конкретном случае – это зависит от вида проведенных в отчетном периоде операций и статуса плательщика НДС.

Например, при проверке правильности расчета НДС к уплате и вычета налоговым агентом используются следующие соотношения:

  • Стр. 060 раздела 2 = (сумма строк 200 — 210 всех листов раздела 9, где стр. 010 содержит код «06») + (сумма строк 280 – 290 всех листов приложений к разделу 9, где стр. 090 содержит код «06»). Если правая часть равенства будет меньше левой, налоговики констатируют занижение агентом суммы НДС к уплате (соотношение 1.26).

  • Стр. 180 раздела 3 = (сумма строк 180 всех листов раздела 8, где стр. 010 содержит код «06») + (сумма строк 180 всех листов приложений 1 к разделу 8, где стр. 010 содержит код «06»). Когда левая часть этого равенства больше правой, сумма НДС к вычету, считается завышенной (соотношение 1.31).

Для неплательщиков налога, выставлявших счета-фактуры в отчетном периоде (п. 5 ст. 173 НК РФ), обязательна проверка контрольного соотношения в декларации по НДС 1.24:

  • Строка 030 раздела 1 = строка 070 раздела 12. Нарушение данного равенства означает, что в сумме налога к уплате не учтены (или учтены, но не все) счета-фактуры, которые были выставлены в отчетном периоде, следовательно, сумма НДС в стр. 030 была занижена.

При проверке деклараций налоговиками проверяется множество других внутридокументных соотношений между сведениями, указанными в разделах 8-12 и суммами по разделам 1-7, а также внутри самих разделов, например:

  • Строка 118 раздела 3 + (сумма строк 050 и 130 раздела 6) + (сумма строк 060 всех листов раздела 2) + (сумма строк 050 и 080 раздела 4) = (сумма строк 260-270 раздела 9) + (сумма строк 340-350 приложения 1 раздела 9) – (сумма строк 050-060 приложения 1 к разделу 9). Превышение суммы правой части равенства над левой говорит о занижении размера НДС к уплате (соотношение 1.27).

  • Сумма строк 170 раздела 9 = строка 230 на последней странице раздела 9. При отсутствии равенства предполагается, что сумма НДС к уплате занижена (соотношение 1.34).

Когда соотношения нарушены, необходимо заново проверить правильность внесения показателей, соответствие их данным бухучета (оборотно-сальдовой ведомости, аналитике), исправить все недочеты и еще раз сделать проверку по КС. Игнорировать проверку контрольных соотношений нельзя, это необходимая процедура перед отправкой НДС-декларации в инспекцию, позволяющая избежать последующих вопросов и претензий налоговиков.

Если нарушение контрольных соотношений в декларации по НДС обнаружат в ходе «камералки» проверяющие, от налогоплательщика могут запросить пояснения в течение 5 дней, или потребовать внесения исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ). При необходимости для дачи пояснений налогоплательщика могут вызвать в ИФНС. Также у плательщика или его контрагентов могут затребовать документы, подтверждающие правомерное применение вычетов (счета-фактуры, платежки и т.п.), а если выявлено налоговое нарушение, налоговиками составляется акт проверки.

Читайте также: Контрольные соотношения бухгалтерской отчетности за 2018 год

Сначала сверка по учетным регистрам, потом – по соотношениям

Контрольные соотношения – это метод математической проверки, отражающий корректность введенных в декларацию данных путем сопоставления определенных показателей. Формулы, содержащиеся в соотношениях, позволяют сверить показатели, заносимые в разд. 1 – 7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разд. 8 – 12. С помощью этих значений (их используют налоговики при камеральных проверках и в случае выявления ошибок и противоречий между сведениями требуют пояснений или внесения исправлений в установленный срок) налогоплательщики также могут самостоятельно проверить правильность заполнения новой декларации по НДС.

Но не стоит забывать: проверка налоговой декларации по Контрольныи соотношениям – завершающий этап. Прежде чем применить соотношения, налогоплательщику следует сверить бухгалтерские данные из «обороток» или иных учетных регистров, которые должны давать цифры, попадающие в декларацию. Это, например, счета:

  • 90, 91 – в части объема реализации по каждой налоговой ставке;

  • 60, 62, 76 – в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;

  • 19 – по суммам вычетов;

  • 68 – в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.

Проиллюстрируем сказанное на примере разд. 3 декларации:

Оборот по счету

Дебет/Кредит соответствующего счета

НДС

Строка разд. 3

Дебет 62-1 х 20/120

= Дебет 90-3

= Сумма налога, исчисленного с реализации

= Строка 010

Дебет 62-1 х 18/118

= Дебет 90-3

= Сумма налога, исчисленного с реализации

= Строка 041

Дебет 62-1 х 10/110

= Дебет 90-3

= Сумма налога, исчисленного с реализации

= Строка 020

Дебет 62-2 х 20/120

= Дебет 76 АВ

= Сумма налога с аванса, полученного в счет предстоящих поставок

= Строка 070

Дебет 62-2 х 20/120

= Кредит 76 АВ

= Сумма «авансового» НДС, подлежащая вычету

= Строка170

Кредит 60 х 20/120

= Дебет 19-03

= Сумма налога, предъявленная к вычету

= Строка 120