Камеральный контроль

Какие компании Узбекистана попадают под камеральный контроль и как не оказаться в их числе

Ранее Spot писал о том, какие компании первыми попадут под камеральный контроль. Теперь же начальник управления камерального контроля Государственного налогового комитета Азиз Хашимов на примерах рассказал газете Soliq Plus об этих и других процессах камерального контроля.

Как отбирают компании

Отбор проводится в автоматическом режиме при помощи специальной автоматизированной информационной системы.

В первую очередь подпадают под систему риск-анализа и камеральный контроль субъекты предпринимательства, ставшие «лидерами» по баллам, которые она им выставила.

Процесс обработки и сопоставления данных включает:

  • исследование и анализ большого объема данных, которые позволяют найти конкретные последовательности и корреляции;
  • определение характеристик недобросовестных налогоплательщиков. Это делается при помощи использования сложных моделей компьютерных технологий и интегрированных структур баз данных;
  • сравнивание полученной информации с набором предопределенных индикаторов риска;
  • сортировка и анализ результатов с точки зрения выявленных рисков.

К примеру, система легко выявляет случаи, когда объемы выручки, поступившей через терминалы для расчетов по пластиковым картам, и наличной выручки, сданной в коммерческие банки, превышают объем валовой выручки реализации товаров (работ, услуг), указанной в отчетности за определенный отчетный период.

То есть, предприниматель в отчете указал меньшую сумму, чем получил от продаж. Это может наблюдаться у организаций торговли и общественного питания. По выявленному факту направляется требование с доначислением сумм налога, исходя из расхождений.

Или вот еще пример: организация торговли или общественного питания получила разрешение на торговлю алкогольной и табачной продукцией, но не предоставила расчеты по сбору на право торговли этой продукцией.

Система с легкостью выявляет такие факты по информации, поступившей от организации, выдающей такое разрешение. По выявленному факту налогоплательщику автоматически направляется соответствующее требование.

И таких случаев довольно много. При этом хочу подчеркнуть, что выявляемые недочеты не всегда следствие умышленных действий, направленных на уменьшение обязательных платежей в казну.

Много ошибок по невнимательности, из-за высокой загруженности ответственных сотрудников организаций, а у начинающих еще и элементарно по незнанию норм законодательства. В целом система камерального контроля предоставляет налогоплательщикам право самостоятельного устранения правонарушений, выявленных органами государственной налоговой службы.

При выставлении требований иной раз не в полной мере учитываются все нюансы, и это приводит к их необоснованности. Это, наверное, издержки автоматизированной обработки информации. Бухгалтеры говорят о том, что доказать свою правоту бывает очень сложно, контраргументы приходится подтверждать порой большим количеством документов.

Таких случаев, действительно, много. Все они учитываются при совершенствовании программного обеспечения. Изо дня в день программный комплекс становится более мощным. Следовательно, и предпринимателей беспокоим реже.

Тем не менее, без должного внимания эти факты оставлять нельзя. В тоже время мы не редко сталкиваемся с тем, что некоторые налогоплательщики пытаются выдать желаемое за действительное.

Субъект предпринимательства может попасть под камеральный контроль повторно по налогу, который уже подпадал под проверку, если в течение 5 лет после окончания налогового периода будут выявлены новые основания и факты, ранее неизвестные специалистам налоговых органов.

Каждое требование, направленное налогоплательщику по итогам камерального контроля, заносится сотрудниками налоговых органов в базу данных программы рисканализ. Она же и будет для сотрудников налоговых органов источником информации о всех ранее проведенных мероприятиях камерального контроля.

Система риск-анализ позволяет легко выявить налогоплательщиков, которые, в установленный законом десятидневный срок, в ответ на требования налоговых органов не предоставили обоснования правильности своих действий либо уточненную налоговую отчетность. Так что во избежание более строгих мер нужно выполнять такие требования своевременно.

Типовые ошибки предпринимателей

В связи с переходом большого количества налогоплательщиков на уплату НДС и налога на прибыль (при превышении порогового значения выручки в один миллиард сумов), многие их допускают при исчислении этих видов налогов.

Встречаются случаи, когда при заполнении отчета о финансовых результатах (форма № 2) предприятие выходит с убытком. Однако, если у налогоплательщика убыток, это еще не означает, что нет обязательств по исчислению и уплате налога на прибыль.

Например, у налогоплательщика могут быть доходы, которые не отражаются в форме Отчета о финансовых результатах (форма № 2), но при этом их необходимо отразить в расчете налога на прибыль. Это:

  • безвозмездно полученное имущество и имущественные права — строка 030 Расчета, которая так и называется — «Имущество, имущественные права, работы, услуги, безвозмездно полученные налогоплательщиком от других лиц (не включенные в Отчет о финансовых результатах)»;
  • реализация продукции (товаров, работ и услуг) ниже себестоимости — строка 020 Расчета «Убытки от реализации ниже себестоимости и безвозмездной передачи товаров (работ, услуг)». Здесь бухгалтеру важно правильно рассчитать производственную себестоимость товаров (работ, услуг) и сопоставить ее со стоимостью реализации по каждой позиции в счете-фактуре. Эти показатели должны быть корректны и одинаковы и в Расчете налога на прибыль, и в Расчете НДС;
  • у арендодателя — сумма доначисления на сумму превышения арендной платы с применением минимальных ставок арендной платы над суммой арендной платы, установленной договором аренды. Данная сумма должна отразиться в строке 040 Расчета налога на прибыль.

Кроме того, для налога на прибыль важны «невычитаемые расходы» — строка 050 Расчета. Эта позиция заполняется автоматически из строки 010 приложения № 2 к Расчету. Чтобы собрать невычитаемые расходы, следует сгруппировать все расходы предприятия и проанализировать их применительно к статье 147 Налогового кодекса.

Примеры ошибок и как их избежать

НДС в цепочке «генподрядчик — субподрядчик».

Суть ошибки:

Ситуация 1. Генподрядчик — плательщик НДС принимает объем выполненных работ у субподрядчика — неплательщика НДС и предъявляет заказчику общий объем работ, начисляя НДС только на свою часть работ.

Ситуация 2. Генподрядчик — неплательщик НДС принимает объем выполненных работ у субподрядчика — плательщика НДС и предъявляет заказчику общий объем работ без НДС, не принимая в расчет НДС, выставленный субподрядчиком.

Правильное решение:

Ситуация 1. Генподрядчик начисляет НДС на весь объем строительных работ, выполненный собственными силами и субподрядчиком. Заказчику выставляется общая стоимость работ с учетом НДС.

Пример. Субподрядчик — неплательщик НДС, выполнил работы на сумму 50 млн сумов и предъявил эту сумму генподрядчику. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы собственными силами на 70 млн сумов без учета НДС. Генподрядчик добавляет к своим работам выполненные субподрядчиком, начисляет на общую сумму 20% НДС и предъявляет заказчику 144 млн сумов с НДС (50 + 70) х 1,2).

Ситуация 2. Генподрядчик оплачивает работы субподрядчика с учетом НДС, заказчику выставляет общий объем работ, выполненный собственными силами без НДС, и субподрядный с НДС, но не отражает начисление НДС в справке-счете-фактуре.

Пример. Субподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на сумму 50 млн сумов, начислил на них 20% НДС и предъявил генподрядчику 60 млн сумов. Генподрядчик — неплательщик НДС, выполнил работы на сумму 70 млн сумов и предъявил заказчику общую их стоимость — 130 млн сумов (60 + 70) без НДС.

Уплата НДС плательщиками ЕНП

Суть ошибки:

Строительные предприятия — плательщики ЕНП, заключая договор подряда, не учитывают источник финансирования строительных работ. Соответственно, они не начисляют НДС по объемам, финансируемым из централизованных источников.

Правильное решение:

Налогоплательщики, находящиеся на упрощенном налогообложении, обязаны платить НДС по объектам, строительство которых финансируется из централизованных источников (ст. 349 НК).

Пример. Подрядчик — плательщик ЕНП, не уплачивающий НДС в добровольном порядке, заключает с заказчиком договор подряда. Стоимость работ согласно смете — 100 млн сумов. Учитывая, что объект финансируется за счет бюджетных средств, и в договоре, и при оформлении справки-счета-фактуры подрядчик должен начислить НДС и выставить заказчику 120 млн сумов (100×1,2).

НДС по материалам заказчика

Суть ошибки:

Заказчик (генподрядчик) приобретает строительные материалы и передает их генподрядчику (субподрядчику) для выполнения работ. Однако в договоре подряда не прописывается порядок передачи этих материалов, что приводит к ошибкам в учете и налогообложении.

Правильное решение:

Ситуация 1. Заказчик (генподрядчик) передает материалы генподрядчику (субподрядчику) аналогично давальческому сырью на основании акта приемки-передачи. Право собственности на эти материалы в данном случае остается за заказчиком (генподрядчиком).

Если, согласно договору, заказчик обеспечивает строительство материалами, то при сохранении за ним права собственности на эти материалы налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика (ст. 204 НК).

Пример. Заказчик предоставил генподрядчику материалы на сумму 10 млн сумов. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на общую сумму 100 млн сумов, с учетом материалов заказчика и без НДС. Предъявляя справку-счет-фактуру заказчику, генподрядчик выставит ему 108 млн сумов (100 — 10) х 1,2).

Ситуация 2. Заказчик (генподрядчик) реализует материалы генподрядчику (субподрядчику) и оформляет при этом счет-фактуру. Право собственности на материалы в данном случае переходит к покупателю — генподрядчику (субподрядчику).

По строительным работам налогооблагаемой базой по НДС является стоимость выполненных и подтвержденных заказчиком работ без включения в нее НДС (ст. 204 НК). Генподрядчик (субподрядчик) включает стоимость строительных материалов, приобретенных у заказчика (генподрядчика), в общую стоимость работ и облагает ее НДС.

Пример. Заказчик реализовал генподрядчику материалы на сумму 12 млн сумов с учетом НДС согласно счету-фактуре. Генподрядчик — плательщик НДС по ставке 20%, выполнил работы на общую сумму 100 млн сумов без НДС, использовав приобретенные у заказчика материалы. Предъявляя заказчику справку-счет-фактуру, генподрядчик выставит ему 120 млн сумов (100×1,2).

Особенности камерального контроля

Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» с 2016 года введен камеральный контроль – новая форма деятельности Комитета внутреннего государственного аудита и его территориальных подразделений (далее – уполномоченного органа).
Камеральный контроль – форма контроля, осуществляемая уполномоченным органом путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации (единый веб-портал госзакупок, базы данных органов казначейства, госимущества, юстиции, СМИ и пр.) о деятельности объектов государственного аудита. Основная цель камерального контроля – пресечение нарушений бюджетного и иного законодательства в начальной стадии их совершения посредством самостоятельного устранения нарушения объектом, при этом предусмотрено освобождение от штрафов при своевременном устранении нарушения. Камеральный контроль позволит значительно снизить административную нагрузку, а также минимизируется контакт сотрудников уполномоченного органа с представителями объектов.
Мерами реагирования камерального контроля являются:
1) уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
2) приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам;
3) возбуждение административного производства, в том числе за несвоевременное исполнение уведомления.
Уполномоченный орган в случае выявления нарушения по результатам проведенного камерального контроля формирует и направляет объекту уведомление.
Срок исполнения уведомления – 10 рабочих дней со дня вручения уведомления.
Уведомление считается исполненным в случае устранения нарушений, указанных в уведомлении, с обязательным представлением на бумажном или электронном носителе информации об устранении нарушений или в случае несогласия с нарушениями и положительного заключения Комитета по результатам рассмотрения возражения, представленного объектом.
Объект в течение 5 рабочих дней вправе направить в Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК (только в центральный аппарат) возражение к уведомлению.
Заключение признается положительным, если в ходе рассмотрения возражения Комитетом устанавливается отсутствие нарушений, указанных в уведомлении, при этом уведомление считается исполненным.
Если в ходе рассмотрения возражения, нарушения, указанные в уведомлении, повторно подтверждаются, такое уведомление считается неисполненным, а нарушение подлежит устранению, при этом заключение признается отрицательным.
В случае неисполнения уведомления в установленный срок возбуждается административное производство, в том числе за несвоевременное исполнение уведомления приостанавливаются расходные операции по кодам и счетам объектов, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам.
Департаментом внутреннего аудита по Актюбинской области за истекший период текущего года камеральным контролем охвачено 10 592 процедуры государственных закупок, из них по 2 399 процедурам установлены нарушения на общую сумму 17,2 млрд тенге, т.е. каждая 5 закупка могла быть проведена с нарушениями.
По всем 2 399 лотам направлены 650 уведомлений об устранении нарушений, на сегодняшний день 635 уведомлений исполнены, по 10 уведомлениям сроки исполнения еще не наступили, по своевременно неисполненным 5 уведомлениям приняты меры реагирования: направлены письма в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан для приостановления расходных операций объектов камерального контроля, руководители объектов привлечены к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 462 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Наибольший удельный вес нарушений приходится на подведомственные организации облуправления здравоохранения (120 уведомлений) и образования (90 уведомлений). Также нарушения допускаются и другими администраторами бюджетных программ. В случае своевременного устранения нарушений должностные лица освобождаются от административной ответственности, своевременно устраняются допущенные нарушения, отменяются конкурсы и возобновляются новые конкурсные процедуры. Благодаря этим мерам путем отмены конкурсов уже устранены нарушения на 17,2 млрд тенге. Отмечается уменьшение количества обращений на неправомерные действия организаторов и заказчиков ввиду выявления и устранения нарушений на ранней стадии.
Основные нарушения связаны с несоблюдением установленного Законом о государственных закупках принципа предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей, что зачастую ограничивает и усложняет участие в государственных закупках, кроме того, организаторы необоснованно допускают или отклоняют участников к государственным закупкам.
Гульнар БЕРНИЯЗОВА,
руководитель отдела департамента
внутреннего государственного
аудита по Актюбинской области

Понятие налоговой проверки. Особенности проведения выездной и камеральной налоговых проверок

Налоговая проверка — основная форма налогового контроля, представляющая собой совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.Налоговые органы вправе проверять любые организации, независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида проверок:1) камеральные проверки (ст. 88 НК РФ);2) выездные проверки (ст. 89 НК РФ).

Все остальные проверки не могут называться налоговыми, хотя и проводятся налоговыми органами. Основное отличие налоговых проверок от остальных — это то, что порядок их проведения прописан НК РФ, а проведение других проверок частично регламентируется общими правилами административного производства, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, и частично ведомственными нормативными актами.

Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.Срок проведения камеральной налоговой проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Продление срока камеральной налоговой проверки не допускается.

Составление акта по результатам проведения камеральной проверки возможно только в единственном случае — при выявлении нарушений. В случае выявления ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Должностное лицо может составить акт проверки только после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии пояснений налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка — проверка, предметом которой являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица, а в отношении крупнейших налогоплательщиков — по месту постановки на учет. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;периоды, за которые проводится проверка;должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.Срок проведения выездной налоговой проверки — не более двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проведения проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.Приостановление срока проведения проверки возможно для истребования документов (информации) у контрагентов или у иных лиц, для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, а также для проведения экспертиз. Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев, однако при необходимости он может быть увеличен еще на три.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки, и вручает ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения налогоплательщика от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки составляется акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе подписать акт делается соответствующая запись.

Акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. В соответствии со ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки лишь по истечении 10 дней с момента истечения 15 дней, в течение которых налогоплательщик мог подать свои возражения на акт. В исключительных случаях указанный 10-дневный срок может быть продлен на один месяц.

Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, для чего руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает его о времени и месте рассмотрения материалов проверки.По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений:1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Особенности камеральных проверок — определение, функции и задачи

Налоговый контроль — элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Камеральный налоговый контроль — проводится по месту расположения налогового органа.

Проверка камеральная — проверка расходования бюджетных средств, казенного имущества, проводимая внешними аудиторами, в частности, Счетной палатой Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный Экономический Словарь» (ИНФРА-М, 2006) КонсультантПлюс.

Камеральная проверка практически производится ежеквартально при сдаче баланса (для иностранных фирм — ежегодно).

Камеральная проверка является основной формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа (налоговыми инспекторами) в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральным проверкам подвергается вся предоставляемая в налоговые органы налоговая отчетность, а периодичность их проведения определяется установленной законодательством периодичностью представления налоговой отчетности в налоговый орган.

Основными этапами камеральной проверки являются:

-проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

-проверка своевременности представления налоговой отчетности;

-проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

-проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

-проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. А.Н. Романова. — М.: Вузовский учебник, 2005..

На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из других источников.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федераций истребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица) дополнительные, сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную статьями 126, 127 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Поскольку камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В результате камеральные налоговые проверки становятся основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов.

В ходе проверки государственные налоговые инспекции выявляют огромное количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиками.

Задачей камерального контроля является контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального контроля является проведение налоговых проверок.

Одной из особенностей процедуры проведения камерального контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования.

Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:

— выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;

— осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.

Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. «Основы налоговой системы»: Учебник для вузов — 2-е изд., дополненное и переработанное — М.: Юнити-Дана, 2000г.: — контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций; — отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

К основным особенностям камеральной проверки, требующим, с одной стороны, ее компьютеризации, а с другой — осложняющим и этот процесс, относятся:

Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) — 1 раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько — от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3-5 форм) неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям.

Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.

Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по отдельным налогам (например НДС, налог на землю) иные сроки). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (3 месяца) налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза — первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности и второй — для собственно камеральной проверки.

Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и обработка непригодными для машинной. В частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности представления деклараций на двусторонних бланках.

Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, что делает практически бессмысленной трату ресурсов инспекции на получение последней и ее обработку.

Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».

Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т. д.).

С введением в действие части 1 НК РФ существенно изменилось как само содержание камеральных проверок, так и её роль в общей системе налогового контроля.

В соответствии с действовавшим ранее Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27.12.1991г. №2118-1 (ред. от 11.11.2003) Информационная система КонсультантПлюс камеральные проверки проводились только с использованием представленной налогоплательщиком налоговой и бухгалтерской отчетности и сводились преимущественно к контролю за своевременностью представления и правильностью оформления отчетности, а также проверке ее на предмет наличия арифметических ошибок в подсчетах.

Безусловно, целью налоговых проверок является не только (и даже не столько) обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее достижения методами.

Налоговый кодекс РФ значительно расширил права налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок, предоставив им возможность затребовать у налогоплательщика любые необходимые для проведения проверки документы, получать объяснения налогоплательщиков по поводу изъяснения налогов, проводить опрос свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п.

Таким образом, камеральные проверки превратились в такие же документальные, как и выездные, только проверяемый период ограничен последним отчетным периодом, а из набора используемых при проведении проверки мероприятий исключаются мероприятия, проводимые исключительно по месту нахождения налогоплательщика.

Поскольку камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В результате камеральные налоговые проверки становятся основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов.

Провести камеральные налоговые проверки в отношении абсолютно каждой налоговой декларации (расчета), подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется возможным с практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых органов, специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну налоговую инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч.

Именно по этой причине камеральные налоговые проверки проводятся чаще всего по определенным основаниям, в том числе: заявление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговых льгот или вычетов; если проверяемое лицо подпадает под определение основных или крупнейших налогоплательщиков и некоторые другие.

В последнее время усилился контроль за организациями, указывающими в своей отчетности несоразмерные убытки, представляющими в налоговые органы «нулевую» отчетность или не представляющими отчетность вообще.

Нормативно-правовое регулирование камеральных проверок

Нормативно-правовое регулирование камеральных проверок ведется в соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Основу правового регулирования назначения и проведения камеральных налоговых проверок составляют ст. ст. 87 — 88 НК РФ. В дополнение к этому налоговым ведомством разработано и утверждено огромное количество методических указаний по проведению камеральных налоговых проверок по различным основаниям (в зависимости от подлежащих уплате налогов (сборов), от видов деятельности, от категории налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и т.д.), но все они предназначены для служебного пользования, не являются согласно п. 2 ст. 4 НК РФ нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения только сотрудниками налоговых органов.

Редакция ст. 88 НК РФ, действующая до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, не в достаточной мере регламентировала процедуру проведения камеральной налоговой проверки и оформления ее результатов.

В новой редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей более подробно прописана процедура проведения камеральной налоговой проверки, четко очерчен круг полномочий по истребованию дополнительных сведений и документов сотрудников налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, решен ряд принципиальных для налогоплательщика вопросов, связанных с порядком оформления результатов камеральной налоговой проверки, но положения, касающиеся места и сроков проведения камеральных налоговых проверок и порядка назначения камеральной налоговой проверки остались неизменными.