Кейс бук проверка контрагентов

Эффективность сотрудничества с контрагентом зависит в том числе и от того, насколько благонадежным он является и какова его деловая репутация в бизнес-среде. Участились случаи, когда у налоговой инспекции возникают претензии к организации, поскольку она заключила сделку с недобросовестным контрагентом. Как следствие, расходы и вычеты по операциям с ним могут не приниматься ИФНС к учету, что увеличивает налоговую нагрузку добросовестного налогоплательщика.

В этой связи проверка контрагентов как до начала сотрудничества, так и в процессе — объективная необходимость, позволяющая компаниям обезопасить себя от претензий налоговой инспекции и дополнительных финансовых расходов. Проверять субъекты можно различными способами, которые в совокупности позволяют получить полную картину, отражающую деятельность потенциального или существующего контрагента.

Когда и зачем нужна проверка контрагента

Проверять контрагента нужно в самых разнообразных ситуациях, например, если:

  • сделка с ним осуществляется впервые. При проверке можно еще до заключения договора обнаружить подозрительные моменты и обезопасить себя от возможных проблем в будущем;
  • потенциальный контрагент недавно зарегистрировался. Новая компания не представляет особой опасности как контрагент, а вот работа с ней может таить в себе массу различных угроз и рисков;
  • о контрагенте присутствует масса отрицательных отзывов. В некоторых ситуациях негативная информация о компании может распространяться конкурентами или недовольными работниками. Однако в большинстве случаев она характеризует сотрудничество с контрагентом как ненадежное и проблемное;
  • контрагент работает только по предоплате. В этом случае компания может столкнуться с тем, что заплатит деньги по договору, но поставки товара или выполнения работы не будет.

Проверка контрагента позволяет выявить, что компания не исполняет обязательства по договору, имеет проблемы с госструктурами, занимается мошенничеством или обналичиванием, находится на стадии ликвидации или банкротства, имеет долги по налогам и сборам, участвует в судебных разбирательствах и т.д. Полученные результаты оценки деятельности контрагента помогут обезопасить компанию от проблем с налоговой инспекцией, а также потерь времени и финансов.

Методы проверки контрагентов

Компания может проверить контрагентов несколькими способами, к которым относятся такие:

  • Запросить юридически значимые документы непосредственно у контрагента.

Как правило, к ним относятся устав, ОГРН и ИНН, копии которых могут предоставляться при заключении договора. Кроме того, имеет смысл попросить выписку из ЕГРЮЛ, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам, взносам и сборам.

Рис 1. Финансовый анализ предприятия контрагента в 1С:Контрагент

Если намечается достаточно крупная сделка, можно также попросить предоставить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, стоимости основных средств, репутации в бизнес-среде, опыте функционирования на рынке. Такие сведения помогут подтвердить, что компания проявила должную осмотрительность и заранее проверила своего контрагента. Отметим, что данные документы не являются обязательными к предоставлению, однако позволят подтвердить серьезность намерений по проводимой сделке.

Первая группа документов позволяет установить, как в общем ведется деятельность у контрагента и есть ли у него какие-то серьезные проблемы по взаимодействию с государством. Вторая группа документов предназначена скорее для того, чтобы можно было удостовериться в возможности контрагента исполнять обязательства по заключенному договору.

Совет! При получении выписки из ЕГРЮЛ от самого контрагента целесообразно проверить информацию по ней, размещенную на сайте ФНС. Недобросовестные бизнесмены могут подделывать этот документ.

  • Воспользоваться сервисом ФНС.

При использовании онлайн сервисов ФНС можно получить такую информацию:

  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • о ликвидации или банкротстве организации;
  • об исключении недействующей компании;
  • об отсутствии в составе исполнительного органа компании дисквалифицированных лиц;
  • о несоответствии юридического и фактического адресов контрагента.

Важно! Несовпадение юридического и фактического адресов контрагента не является причиной для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Однако такое несовпадение, а также массовость юридического адреса могут стать основанием для исключения контрагента из ЕГРЮЛ.

  • Проверить картотеку арбитражных дел.

Такое действие позволит узнать, участвует ли контрагент в каких-либо судебных разбирательствах. Эта информация дает возможность определить, как часто компания является истцом или ответчиком в суде, а также какова суть исковых претензий.

  • Узнать, не проходит ли контрагент процедуру банкротства.

Если контрагент находится на стадии банкротства, то, естественно, ни о каком сотрудничестве с ним не может быть и речи.

  • Проверить наличие действующей лицензии.

Если деятельность осуществляется контрагентом без действующей лицензии, то она считается незаконной, а сама компания — недобросовестной.

  • Изучить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность контрагента.

Эту документацию можно получить как от самого контрагента, так и из Росстата. Отчетность позволит ознакомиться с показателями деятельности компании и определить ее финансовые возможности по исполнению условий договора.

На что обратить особое внимание при проверке контрагента

Особыми сигналами ненадежности контрагента могут служить такие моменты:

  • компания отказывается предоставлять копии юридически значимой документации, например, устава, ИНН или ОГРН;
  • коды ОКВЭД, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, не соответствуют фактической деятельности контрагента;
  • число кодов ОКВЭД превышает разумное количество, и при этом они достаточно разнообразны и относятся к совершенно разным сферам деятельности;
  • имеется информация о недостоверности юридического адреса или сведений о директоре;
  • организация не имеет сотрудников;
  • контрагент часто участвует в судебных разбирательствах;
  • проводятся операции, нетипичные для деятельности предприятия;
  • компания сдает нулевую или убыточную отчетность;
  • контрагент имеет серьезную задолженность по налогам и сборам.

Важно! Если уже на первоначальном этапе имеются серьезные сомнения в надежности контрагента, имеет смысл отказаться от сотрудничества с ним, даже если он предлагает хорошие условия и перспективы.

Электронные сервисы для проверки контрагента

Для проверки контрагента на надежность и добросовестность можно использовать такие сервисы:

  • заказать выписку из ЕГРЮЛ на сайте ФНС;
  • заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра;
  • проверить сведения через сервис «Прозрачный бизнес»;
  • проверить юридический адрес на массовость;
  • проверить директора на дисквалификацию;
  • узнать задолженность по налогам и сборам или сдаче отчетности;
  • проверить включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • узнать о банкротстве через Федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • проверить на исключение из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • поискать в базе судебных приставов;
  • проверить в картотеке арбитражных дел;
  • определить действительность лицензии на сайтах лицензирующих органов;
  • проверить действительность паспорта руководителя на сайте МВД;
  • уточнить действительность доверенности на сайте Федеральной нотариальной палаты;
  • проверить добросовестность контрагента на сайте госзакупок.

Как видите, проверка контрагента — это очень трудоемкое занятие. Вам предстоит сделать проверку более чем в 10 сервисах. Но, можно сделать всё гораздо проще!

1СПАРК Риски – сервис для оценки надежности и мониторинга контрагентов в 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и сокращении налоговых рисков. С помощью всего лишь одной программы вы сможете проверять контрагента во всех источниках информации:

Рис 2. Основные источники информации 1СПАРК Риски

Чем обширнее информация будет получена по контрагенту, тем больше шансов найти какие-либо негативные моменты, которые способны повлиять на деятельность компании. Организация проверяет контрагента на добросовестность не столько для госорганов, сколько для себя, чтобы обезопаситься от рисков и финансовых потерь.

Рис. 3 Оценка риска в 1СПАРК Риски

Сдавать отчетность по НДС в 2019 году компании начнут по новой форме. Первый раз инспекции ждут обновленный бланк за 1 квартал. Мы выяснили, что изменилось в декларации, и как бухгалтеру отчитаться с первого раза.

Что изменилось

ФНС приказом от 28.12.2018 № СА-7-3/853@ утвердила изменения в действующий бланк и новые электронные форматы как самого отчета, так и сведений из книги продаж и доплистов к ней. 29 января документ опубликовали на publication.pravo.gov.ru.

Новая форма учитывает поправки, которые внесли в кодекс 13 федеральных законов. Из-за увеличения ставки НДС в разделе 3 декларации теперь есть строки для старой и новой ставок. По всем отгрузкам 2019 года налог вы начисляете по 20-процентной ставке. Причем независимо от того, когда заключили договор — до или после 1 января (письмо ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@). Старая ставка актуальна для переходящих операций, которые начались в 2018 году, а закончились в 2019-м. Например, при корректировке стоимости товаров, отгруженных в 2018 году. Или для восстановления налога с прошлогоднего аванса.

В разделе 3 появилось еще две новые строки — 043 и 044. Первую заполняют экспортеры, которые отказались от нулевой ставки. Вторую — участники системы Tax Free.

ФНС также полностью обновила раздел 9 декларации и приложение 1 к нему. Помимо строк с 20-процентным НДС, в них появились поля для кода вида товара, которые должны заполнять экспортеры в страны ЕАЭС. По-прежнему по строке 010 раздела 9 и по строке 090 приложения требуется привести код операции. Но перечень этих кодов изменился — в него добавили более 30 новых кодов, а часть старых отменили или переименовали.

Из-за изменений декларации и кодов операций меняются и контрольные соотношения.

Нюанс еще в том, что правительство утвердило новые формы книги продаж и дополнительного листа к ней (постановление от 19.01.2019 № 15). С ними у бухгалтеров и возникли главные проблемы, они оказались просто не совместимы с декларацией по НДС. И компании не могут выгрузить данные из программы. Что делать и как исправлять ситуацию — читайте в журнале «Российский налоговый курьер».

Почему читатели ценят журнал «Российский налоговый курьер»

Журнал «Российский налоговый курьер» помогает бухгалтерам рассчитать налоги компании на ОСН: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, взносы и так далее. Мы подробно рассказываем обо всех изменениях по налогам, чтобы вы успели заранее учесть их в работе. Предупредим, как подготовиться в проверке налоговиков и сдать отчетность.

Светофор не оценивает организации и не присваивает рейтинг. Задача Светофора — дать оценку фактам о компании по двум параметрам:

  • Достаточность. По некоторым категориям контрагентов (например, по ИП) информации в открытых источниках мало для комплексного вывода. По таким компаниям Светофор выдаст сообщение о необходимости дополнительной проверки.
  • Существенность. Это способность факта влиять на отношения с контрагентом. Например, сообщение о банкротстве — это существенный факт, а штраф ГИБДД — нет. Наиболее существенные факты помечены красным цветом.

Красные факты бывают двух видов:

  • Сообщения о банкротствах.
  • Статусы, свидетельствующие о ликвидации.

Желтые факты включают три категории:

  • Уведомительные факты. Информируют об изменениях: например, директора или адреса.
  • Предупредительные факты. Обращают внимание, например, на долги по налогам или просрочку по кредитам. Указывают на необходимость в дополнительной проверке из-за недостаточности информации.
  • Критерии ФНС. Этот блок включает критерии фирм-однодневок, рекомендованные налоговой службой. Если несколько критериев совпало, это повод присмотреться к компании более внимательно (проявить должную осмотрительность).

Зеленые факты делятся на две группы:

  • Признаки жизненной активности компании. Например, участие в тендерах, получение лицензий и т.д.
  • Благоприятные результаты проверки. Например, в отношении компании нет исполнительных производств, деятельность прибыльная, организация не найдена в «плохих» реестрах и т.д.

По одной компании могут быть одновременно получены все три цвета сигнала. Причины возникновения сигналов подробно описаны в экспресс-отчете — чтобы получить его, нужно кликнуть по соответствующей ссылке под сигналами.

Подробное описание сигналов сервиса Светофор

Экспресс-отчет состоит из трех блоков. В реквизитном блоке дается краткое описание компании, в отчете о проверке — найденные факты. Блок рекомендаций содержит информацию о способах снижения рисков, основанную на найденных фактах.

Экспресс-отчет — это готовый документ о проверке, который может быть использован для досье контрагента, а также предъявлен в уполномоченные органы как доказательство проявления должной осмотрительности при условии, что рекомендации выполнены и имеют документальное подтверждение того, что они выполнены.

Читайте также статью:

  • Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы

Проверка контрагентов «СВЕТОФОР»

Специально для клиентов, пользователей системы «Банк-Клиент» новый сервис проверки контрагентов «СВЕТОФОР».

Это мгновенная автоматическая проверка контрагентов в системе «Банк-Клиент».

Как работает «СВЕТОФОР»:

  • Встроен в систему «Банк-Клиент»

  • Собирает факты, которые могут повлиять на решение Клиента о проведении платежа

  • Информирует красными, желтыми или зелеными сигналами о найденных фактах

  • Объясняет, какие факты о контрагенте найдены

Какие факты о контрагенте сообщит сервис:

От чего защищает «СВЕТОФОР»

  • «Плохая» дебиторская задолженность!

В момент отправки платежа Вы можете не знать, что получатель уже не готов исполнять свои обязательства. «Светофор» покажет факты, которые сигнализируют о проблемах

  • Отказ в возмещении НДС!

Если ФНС сочтет, что Вы не проявили должную осмотрительность при выборе контрагента, Вы не сможете возместить НДС. Даже если Вы ежедневно работаете с сотнями контрагентов, проверка в «Светофоре» не отнимет много времени.

Как подключить «СВЕТОФОР»:

Для подключения сервиса Клиенту необходимо оформить соответствующую заявку в системе «Банк-Клиент» либо предоставить в обслуживающее подразделение заявление по форме Банка.

Заявление на подключение/отключение сервиса «СВЕТОФОР»

Заявлением клиент подтверждает, что с ознакомлен и согласен с Тарифами и Правилами предоставления сервиса Проверка контрагентов Клиента с использованием сервиса «СВЕТОФОР».

*Сервис реализован на платформе Контур.Фокус от компании СКБ Контур.