Классификации налогов

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Все темы: Налогообложение

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

Вариант 1657481 1. Какие из пе ре чис лен ных тер ми нов ис поль зу ют ся в первую очередь при опи са нии ду хов ной сферы общества? 1) мораль, искусство 2) сво бо да слова, не при кос но вен ность жилища 3) деньги, собственность 4) семья, этнос 2. Что относится к естественным наукам? 1) история 2) математика 3) искусствоведение 4) физика 3. Каков отличительный признак глобальных проблем? 1) затрагивают все человечество 2) не имеют путей решения 3) приводят к отрицательным последствиям 4) относятся к сфере экономики 4. Верны ли следующие суждения о деятельности человека? А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности. Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека. 5. Право че ло ве ка иметь соб ствен ное мнение, любые убеж де ния и сле до вать им называется 1) пат ри о тиз мом 2) сво бо дой совести 3) эгоизмом 4) гуманизмом 6. Верны ли следующие суждения о патриотизме? 7. А. Патриотизм чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества. Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к этой цене 1) налог на доходы физических лиц 2) таможенный сбор 3) акциз 4) дивиденд 1/6

8. Налоги, взи ма е мые не по сред ствен но с какого-либо до хо да или иму ще ства в уста нов лен ном размере, называются 9. 1) косвенными 2) прямыми 3) акцизами 4) таможенной пошлиной В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной де я тель но стью с по мо щью ди рек тив но го планирования. Какой тип эко но ми че ской си сте мы в го су дар стве Z? 10. 1) ры ноч ная 2) тра ди ци он ная 3) смешанная 4) административно-командная Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов? А. Общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Б. Проблема экономического выбора обусловлена недостаточностью факторов производства и произведённых благ для удовлетворения потребностей общества. 11. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по тер ри то ри аль но му признаку? 12. 1) крестьяне 2) рязанцы 3) русские 4) пассажиры Примером каких санк ций яв ля ет ся при вле че ние граж да ни на К. к юри ди че ской от вет ствен но сти и ли ше ние его сво бо ды на определённый срок? 13. 14. 1) формальных положительных 2) неформальных отрицательных 3) формальных отрицательных 4) неформальных положительных Верны ли сле ду ю щие суж де ния о со ци аль ных кон флик тах? А. При чи ны со ци аль ных кон флик тов кро ют ся в про ти во ре чии ин те ре сов раз лич ных со ци аль ных групп. Б. Со ци аль ные кон флик ты все гда ока зы ва ют не га тив ное вли я ние на раз ви тие об ще ства. 1) верно толь ко А 2) верно толь ко Б 3) верны оба суж де ния 4) оба суж де ния не вер ны Что яв ля ет ся от ли чи тель ным при зна ком де мо кра ти че ско го ре жи ма? 1) фе де ра тив ное устрой ство 2) право на взи ма ние на ло гов 3) га ран тии прав и сво бод граж дан 4) на ли чие пуб лич ной вла сти 2/6

15. 16. 17. 18. 19. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Формирование государства происходило по экономическим причинам. Б. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы. Б. Демократическому режиму присуща многопартийность. К какой из пред став лен ных си ту а ций при ме ни ма пра во вая норма? 1) Граж да нин С. доб ро воль но от ка зал ся от бес плат ной путёвки в санаторий. 2) Граж да нин С. вошёл в храм, не сняв го лов но го убора. 3) Граж да нин С. про ехал пе ре кре сток на за пре ща ю щий сиг нал светофора. 4) Бу дучи в гостях, граж да нин С. ис пач кал ска терть соусом. Конституционной обязанностью граждан РФ является 1) уплата налогов 2) участие в экономической жизни государства 3) работа в органах социальной защиты 4) участие в работе парламента Известный учёный подарил школе, в которой когда-то учился, оборудование для школьной лаборатории. Этот пример, пре жде всего, ил лю стри ру ет право соб ствен ни ка 20. 21. 1) вла деть 2) рас по ря жать ся 3) поль зо вать ся 4) на сле до вать Верны ли сле ду ю щие суж де ния о политике? А. По ли ти ка свя за на с от но ше ни я ми между боль ши ми со ци аль ны ми груп па ми людей. Б. По ли ти кой могут за ни мать ся толь ко люди с со от вет ству ю щим про фес си о наль ным образованием. 1) верно толь ко А 2) верно толь ко Б 4) оба суж де ния неверны Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера черт отличия: 1) создаются государством 2) предполагают юридическую ответственность 3) определяют границы дозволенного 4) регулируют общественные отношения Черты сходства Черты отличия 3/6

22. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИЗНАК ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение 1) наука 2) искусство Запишите в ответ цифры, рас по ло жив их в порядке, со от вет ству ю щем буквам: А Б В Г 23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Глобализация мировой экономики это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой. Определите, какие положения текста: 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таб ли цу цифры, обо зна ча ю щие ха рак тер со от вет ству ю щих положений. А Б В 24. В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2 3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К наиболее доходной профессии большинство опрошенных отнесли профессию банкира, служащего банка. 2) Профессии врача и юриста одинаково престижны среди опрошенных. 3) Профессию программиста опрошенные отнесли к последней тройке профессий по уровню дохода. 4) В первую тройку наиболее доходных профессий опрошенные отнесли директоров, менеджеров. 5) Деятельность предпринимателей большинство опрошенных посчитали менее доходной, чем деятельность министров. 4/6

25. В России в 2010 году был проведён опрос общественного мнения, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие профессии вы считаете наиболее престижными и доходными?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) пред став ле ны в таблице. Престижность профессии, % опрошенных Доходность профессии, % опрошенных юрист, адвокат, прокурор 30 28 экономист, финансист 20 17 медик 15 5 предприниматель, бизнесмен 12 20 госслужащий 10 15 менеджер 6 10 военнослужащий 3 2 учёный 2 0 спортсмен 1 3 рабочий 1 0 Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под ко то ры ми они указаны. 1) Профессии, связанные в первую очередь с финансированием из бюджетных средств, являются наиболее престижными, с точки зре ния россиян. 2) Наи бо лее пре стиж ны ми рос си я не счи та ют профессии, свя зан ные с юриспруденцией. 3) Пред став ле ния о пре стиж но сти про фес сии все гда сов па да ют с ожи да ни я ми от её доходности. 4) Россияне считают владение и управление собственным бизнесом более престижным и доходным, чем работу в каче стве наёмного менеджера. 5) Высокий уровень физической активности является определяющим показателем, на который ориентируются россияне, когда на зы ва ют пре стиж ные профессии. 26. Составьте план текста. Для этого вы де ли те ос нов ные смыс ло вые фраг мен ты тек ста и оза главь те каж дый из них. Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других как автономизация, в третьих как простая местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает вопрос разнородного состава населения, в других случаях чересчур большая территория, в третьих культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки прошлого в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий. Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, как вторичное. Жёсткая централизация это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому. Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа. 27. (По Э. Бенешу) Опи ра ясь на текст, на зо ви те три фак то ра, вы сту па ю щие при чи на ми де цен тра ли за ции го су дар ствен но го управ ле ния. 5/6

28. Ис поль зуя со дер жа ние тек ста, на зо ви те три ха рак тер ные черты де мо кра тии, ко то рые вы де ля ет автор. 29. В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, про ил лю стри руй те каж дую из них при ме ром. 30. В стране Z местные органы власти контролируются центральными органами власти. Местные органы власти по всем вопросам отчитываются перед центральными органами власти. Отсутствует местное самоуправление. Используя содержание текста, укажите, совместимо ли, по мнению автора, описанное территориальное устройство с демократическим режимом. Приведите фрагмент текста, который помогает ответить на данный вопрос. Приведите один собственный аргумент в под твер жде ние мне ния автора. 31. Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтвер жде ние ав тор ской по зи ции. 6/6

Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.

Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные; региональные; местные.

Классификационные признаки

Рис.

4.3. Классификация налогов

Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 16 федеральных, 7 региональных и 4 местных (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Налоги и сборы, установленные в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные) Местные налоги

Налог на прибыль организаций.

Налог на доходы от капитала.

Налог на доходы физических лиц.

Единый социальный налог. Налоги на пользование недрами.

Государственная пошлина. Налог на воспроизводство минеральносырьевой базы. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Лесной налог.

Водный налог. Экологический налог. Налог на добавленную стоимость.

Акцизы.

Таможенная пошлина и таможенные сборы. Федеральные лицензионные сборы Налог на имущество организаций.

Налог с продаж. Налог на недвижимость.

Дорожный налог. Транспортный налог. Налог на игорный бизнес.

Региональные лицензионные сборы Земельный налог. Налог на имущество физических лиц.

Налог на рекламу. Налог на наследование и дарение

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.

Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.