Классы условий труда

В канун международного Дня инвалидов на наиболее часто задаваемые вопросы, связанных с инвалидами и инвалидностью, отвечает руководитель — главный эксперт ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Александр Иванович Кузнецов.

— Признание гражданина инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями МСЭ при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе осмотра гражданина, анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ, при стойком расстройстве функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводит к ограничению жизнедеятельности, то есть полной или частичной утрате способности к самообслуживанию, передвижению или, например, ориентированию в пространстве, обучению. По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке.

— Имеются ли нормативные документы, регламентирующие условия труда инвалидов?

— Да, такой документ имеется. Это «Постановление Главного государст-венного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" (вместе с "Санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2009 N 14036). Санитарные правила, утвержденные данным документом, введены в действие с 15 августа 2009 года.

— Что означают условия труда 1-2 класса в трудовых рекомендациях индивидуальной программы реабилитации (ИПР)?

— Согласно "Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство. Р 2.2.2006-05" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005)

«Оптимальные условия труда (1 класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки.

Вредные условия труда класс 3.1 и 3.2: льготы и компенсации сотруднику

Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.

Допустимые условия труда условно относят к безопасным.»

— Почему в ИПР, выдаваемых инвалидам, в разделе «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда», зачастую отсутствует указание конкретных профессий?

— Отсутствие рекомендаций в ИПР конкретных профессий обусловлено тем, что указание определённых профессий затрудняет трудоустройство инвалида. Более широкие трудовые рекомендации позволяют подобрать показанные вида труда для каждого конкретного инвалида в более широком круге профессий.

— Что такое технические средства реабилитации (ТСР)?

В действующей редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» определение ТСР дано в ст. 11.1: «К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

  • специальные средства для самообслуживания;

  • специальные средства для ухода;

  • специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

  • специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

  • протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

  • специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный ин-вентарь.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 2347-р был утвержден перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам.

Кроме реабилитационных мероприятий, в которые входят восстанови-тельная терапия, реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение), санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов, перечень содержит 18 наименований ТСР и три вида реабилитационных услуг. К реабилитационным услугам относятся ремонт ТСР, включая протезно-ортопедические изделия, выплата ежегодной компенсации на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников и предоставление услуг по сурдопереводу.

— Как инвалиду получить рекомендованные технические средства реабилитации?

— Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (региональное отделение) по месту жительства с представлением паспорта инвалида и индивидуальной программы реабилитации.

Уполномоченный орган рассматривает заявление, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

— Может ли инвалид получить компенсацию за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации?

— В случае самостоятельного приобретения ТСР (при наличии «Индивидуальной программы реабилитации») инвалид имеет право получить денежную компенсацию в размере полной стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации, предусмотренного «Индивидуальной программой реабилитации» (Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями").

Выплата компенсации производится только за самостоятельно приобре-тенные технические средства реабилитации, указанные в индивидуальной программе реабилитации, и входящие в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, представляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р.

— Вправе ли инвалид или ребенок-инвалид претендовать на получение санаторно-курортного лечения не по профилю заболевания, послу-жившего причиной установления инвалидности?

— Медицинские показания к санаторно-курортному лечению и профиль санаторно-курортного лечения определяет лечащий врач лечебно-профилактического учреждения по месту жительства инвалида. При слож-ной (конфликтной) ситуации следует обратиться во врачебную комиссию ЛПУ.

— Кем устанавливаются сроки пользования TCP и можно ли заменить их досрочно?

— Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.05.2007 N 321 "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены".

Согласно п.10 Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 №240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" «Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:
по истечении установленного срока пользования при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида (ветерана) техническим средством (изделием), выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду (ветерану);
при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения».

— На какой срок устанавливается группа инвалидности?

— Первая группа инвалидности устанавливается сроком на 2 года, вторая и третья группа – сроком на 1 год.

Классификация рабочих мест по условиям труда.

Рабочие места можно классифицировать по следующим признакам и категориям.

По степени автоматизации трудового процесса:

· Рабочее место с ручной работой — трудовые процессы выполняются вручную.

· Рабочее место ручной механизированной работы — рабочие пользуются механизированным инструментом с внешним приводом.

· Рабочее место машинно-ручной работы — оснащено машиной ( станком, механизмом), которая работает при непосредственном участии работника.

· Машинное рабочее место — основная работа выполняется машиной, а управление ею и вспомогательная работа осуществляются рабочим.

· Автоматизированное рабочее место — основная работа выполняется машиной, вспомогательные работы механизированы частично или полностью.

· Аппаратурное рабочее место — оснащено специальным оборудованием, в котором производственные процессы осуществляются путем воздействия на предмет труда тепловой, электрической или физико-химической энергии.

По степени специализации:

· Специальные — за рабочим местом закреплено от 1 до 3 операций. Применяется в массовом типе производства, при поточных методах изготовления продукции.

· Специализированные — за рабочим местом закреплено от 3 до 10 операций. Применяется в серийном производстве, при партионных методах обработки.

· Универсальные — на рабочем месте может выполняется более 10 операций. Используется в единичном производстве, при индивидуальных методах изготовления продукции.

По выполняемым работником функциям:

· Рабочее место руководителя.

· Рабочее место специалиста.

· Рабочее место служащего.

· Рабочее место рабочего.

· Рабочее место младшего обслуживающего персонала и т. д.

По условиям труда:

· С нормальными условиями.

· С тяжелым физическим трудом.

· С вредными условиями.

· С особо тяжелым физическим трудом.

· С особо вредными условиями.

· С высокой нервно-психической напряженностью.

· С монотонным трудом.

По времени функционирования:

· Односменные.

· Многосменные.

По количеству обслуживаемого оборудования:

· Без оборудования.

· Одностаночные (одноагрегатные).

· Многостаночные (многоагрегатные, многоаппаратные).

По степени подвижности:

· Стационарные.

· Передвижные.

По профессиональному признаку. Например, можно выделить рабочие места бухгалтера, врача-терапевта, делопроизводителя, плотника, водителя и т. д.

В зависимости от специфики трудового процесса могут быть выделены и другие признаки классификации.

Служба охраны труда: организация, права инженера по охране труда.

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ — самостоятельное структурное подразделение организации, образованное с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы ОТ. В соответствии со ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба ОТ (далее — С.) или вводится должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. С. подчиняется непосредственноруководителю организации или его заместителю.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании С. или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.

Инженер по охране труда обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Организует и координирует работу по охране труда в организации, осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях (ПЗУ) Общества законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, пожарной безопасности, проведением профилактических работ по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

2.2. Проводит вводные инструктажи по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности по 1-ой группе допуска неэлектротехническому персоналу и сотрудникам организации вновь поступающим на работу.

2.3. Организует проведение целевых и комплексных проверок по охране труда согласно плану или графику проверок.

2.4. Участвует в составе комиссии по проверке знаний рабочих основных профессий.

2.5. Участвует в рассмотрении несчастных случаев и разработке мер по их предотвращению.

2.6. Осуществляет контроль за своевременным обучением, подготовкой и переподготовкой кадров, проведением периодических инструктажей по охране труда и проверкой знаний рабочих инструкций по безопасным методам и приемам работ.

2.7. Подготавливает и вносит предложения о разработке и внедрении более совершенных технологий и нового оборудования.

2.8. Доводит до сведения работников предприятия вводимые в действие новые законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

2.9. Представляет директору Общества перечень постоянных рабочих мест на производстве, подлежащих обязательной аттестации и сертификации на соответствие требованиям охраны труда.

Контролирует соблюдение начальниками ПЗУ правил и норм по охране труда и законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.11. Разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности, содействует их изучению и внедрению.

Специальная оценка условий труда: вредность станет редкостью?

Контролирует правильность и своевременность составления заявок на спецодежду, молоко, защитные устройства.

2.13. Консультирует работников по вопросам охраны труда, оказывает помощь по защите их прав.

2.14. Осуществляет контроль за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда, правильность применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

2.15. Обеспечивает составление отчетности по охране труда и своевременное предоставление ее в органы статистики.

Права

Инженер по охране труда имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от начальников ПЗУ необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности отдела охраны труда.

3.2. Проводить обследования состояния условий и охраны труда во всех подразделениях организации.

3.3. Запрещать производство работ в условиях, опасных для жизни и здоровья работников.

3.4. Запрещать эксплуатацию оборудования с нарушением норм и правил техники безопасности.

3.5. Вносить директору Общества предложения об отстранении от работы лиц, нарушающих правила безопасности, ведения работ, и лиц, виновных в нарушении этих правил.

Вредные условия труда класс 3 1 и 3 2 льготы

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функ-ционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников* условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;

4 степень 3 класса (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудо-способности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

Содержуние:

Введение……………………………………………………………………………3

1. Формы деятельности человека…………………………………………………4

2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….6

3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….8

4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности

трудового процесса…………………………………………………………….9

5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………….16

Введение

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определенный комплекс эмоций. Эмоции — это реакция человека на определенные условия. А производственная обстановка — комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Что такое условия труда — классы условий труда

Формы деятельности человека

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно­сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ­ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже­нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда — раздел гигиены труда, посвященный изу­чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен­даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическимпроизводством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерныйтруд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский — подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий — характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд — требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников — это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов — подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачеты).

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создает угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Условия труда могут быть также:

— физические;

— бытовые;

— социальные;

— производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

— переутомление;

— переохлаждение;

— перегрев;

— загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

— t = 18-20 С°;

— давление 760 мм рт. ст.;

— минимальная скорость движения воздуха — 0,1 м/сек.,

— относительная влажность — 45 — 50% летом, 50 — 55% — зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем — слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная — 36-часовая — рабочая неделя.

Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены — 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности трудового процесса

бФФЕУФБГЙС ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ

фТХДПЧЩН ЛПДЕЛУПН тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ Й ЖЕДЕТБМШОЩН ЪБЛПОПН "пВ ПУОПЧБИ ПИТБОЩ ФТХДБ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ" ОБ ТБВПФПДБФЕМЕК ЧПЪМПЦЕОБ ПВСЪБООПУФШ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТПЧПДЙФШ БФФЕУФБГЙА ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ. уППФЧЕФУФЧЕООП ЧУЕ РТЕДРТЙСФЙС, ХЮТЕЦДЕОЙС Й ПТЗБОЙЪБГЙЙ ДПМЦОЩ РМБОЙТПЧБФШ НЕТПРТЙСФЙС РП БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ.

у ГЕМША РПЧЩЫЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ЙЪХЮЕОЙС РПУФБЧМЕООПЗП ЧПРТПУБ РПЧФПТЙН ОЕЛПФПТЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС, ДБООЩЕ Ч ТБЪДЕМЕ 2 ОБУФПСЭЕЗП РПУПВЙС, Й ЧЧЕДЈН ТСД ОПЧЩИ РПОСФЙК.

тБВПЮБС ЪПОБ — РТПУФТБОУФЧП, ПЗТБОЙЮЕООПЕ РП ЧЩУПФЕ 2 НЕФТБ ОБД ХТПЧОЕН РПМБ ЙМЙ РМПЭБДЛЙ, ОБ ЛПФПТЩИ ОБИПДСФУС НЕУФБ РПУФПСООПЗП ЙМЙ ЧТЕНЕООПЗП РТЕВЩЧБОЙС ТБВПФБАЭЙИ.

тБВПЮЕЕ НЕУФП — НЕУФП, Ч ЛПФПТПН ТБВПФОЙЛ ДПМЦЕО ОБИПДЙФШУС ЙМЙ Ч ЛПФПТПЕ ЕНХ ОЕПВИПДЙНП РТЙВЩФШ Ч УЧСЪЙ У ЕЗП ТБВПФПК Й ЛПФПТПЕ РТСНП ЙМЙ ЛПУЧЕООП ОБИПДЙФУС РПД ЛПОФТПМЕН ТБВПФПДБФЕМС.

рПУФПСООПЕ ТБВПЮЕЕ НЕУФП — НЕУФП, ОБ ЛПФПТПН ТБВПФБАЭЙК ОБИПДЙФУС ВПМШЫХА ЮБУФШ УЧПЕЗП ТБВПЮЕЗП ЧТЕНЕОЙ (ВПМЕЕ 50% ЙМЙ ВПМЕЕ 2 ЮБУПЧ ОЕРТЕТЩЧОП). еУМЙ РТЙ ЬФПН ТБВПФБ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС Ч ТБЪМЙЮОЩИ РХОЛФБИ ТБВПЮЕК ЪПОЩ, РПУФПСООЩН ТБВПЮЙН НЕУФПН УЮЙФБЕФУС ЧУС ТБВПЮБС ЪПОБ.

хУМПЧЙС ФТХДБ — УПЧПЛХРОПУФШ ЖБЛФПТПЧ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УТЕДЩ Й ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ, ПЛБЪЩЧБАЭЙИ ЧМЙСОЙЕ ОБ ЪДПТПЧШЕ Й ТБВПФПУРПУПВОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч РТПГЕУУЕ ФТХДБ.

чТЕДОЩК РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЖБЛФПТ — РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЖБЛФПТ, ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЛПФПТПЗП ОБ ТБВПФБАЭЕЗП Ч ПРТЕДЕМЈООЩИ ХУМПЧЙСИ РТЙЧПДЙФ Л ЪБВПМЕЧБОЙА ЙМЙ УОЙЦЕОЙА ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

пРБУОЩК РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЖБЛФПТ — РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК ЖБЛФПТ, ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЛПФПТПЗП ОБ ТБВПФБАЭЕЗП Ч ПРТЕДЕМЈООЩИ ХУМПЧЙСИ РТЙЧПДЙФ Л ФТБЧНЕ ЙМЙ ДТХЗПНХ ЧОЕЪБРОПНХ ХИХДЫЕОЙА ЪДПТПЧШС.

фТБЧНПВЕЪПРБУОПУФШ— УППФЧЕФУФЧЙЕ ТБВПЮЙИ НЕУФ ФТЕВПЧБОЙСН ВЕЪПРБУОПУФЙ ФТХДБ, ХУФБОПЧМЕООЩИ ОПТНБФЙЧОЩНЙ РТБЧПЧЩНЙ БЛФБНЙ РП ПИТБОЕ ФТХДБ Й ЙУЛМАЮБАЭЙИ ЧПЪНПЦОПУФШ ФТБЧНЙТПЧБОЙС ТБВПФБАЭЙИ.

фСЦЕУФШ ФТХДБ — ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ, ПФТБЦБАЭБС ОБЗТХЪЛХ ОБ ПРПТОП-ДЧЙЗБФЕМШОЩК БРРБТБФ Й ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ УЙУФЕНЩ ПТЗБОЙЪНБ (УЕТДЕЮОП-УПУХДЙУФХА, ДЩИБФЕМШОХА Й ДТ.).

фСЦЕУФШ ФТХДБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС НБУУПК РПДОЙНБЕНПЗП (РЕТЕНЕЭБЕНПЗП) ЗТХЪБ, ЧЕМЙЮЙОПК УФБФЙЮЕУЛПК ОБЗТХЪЛЙ, ЖПТНПК ТБВПЮЕК РПЪЩ, УФЕРЕОША ОБЛМПОБ ЛПТРХУБ Й ДТ.

оБРТСЦЈООПУФШ ФТХДБ — ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ, ПФТБЦБАЭБС ОБЗТХЪЛХ ОБ ГЕОФТБМШОХА ОЕТЧОХА УЙУФЕНХ, ПТЗБОЩ ЮХЧУФЧ Й ЬНПГЙПОБМШОХА УЖЕТХ ТБВПФОЙЛБ.

л ЖБЛФПТБН, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙН ОБРТСЦЈООПУФШ ФТХДБ, ПФОПУСФУС:

  • ЙОФЕММЕЛФХБМШОЩЕ, УЕОУПТОЩЕ Й ЬНПГЙПОБМШОЩЕ ОБЗТХЪЛЙ;

  • УФЕРЕОШ НПОПФПООПУФЙ ОБЗТХЪПЛ;

  • ТЕЦЙН ТБВПФЩ.

бФФЕУФБГЙС ТБВПЮЙИ НЕУФ ЧЩРПМОСЕФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У "рПМПЦЕОЙЕН П РПТСДЛЕ РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ", ХФЧЕТЦДЈООПН РПУФБОПЧМЕОЙЕН нЙОФТХДБ тПУУЙЙ N12 ПФ 14 НБТФБ 1997 ЗПДБ. тЕЪХМШФБФЩ БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ ЙУРПМШЪХАФУС Ч ГЕМСИ:

  • РМБОЙТПЧБОЙС НЕТПРТЙСФЙК РП ПИТБОЕ ФТХДБ;

  • РПУМЕДХАЭЕК УЕТФЙЖЙЛБГЙЙ ТБВПФ ОБ УППФЧЕФУФЧЙЕ ФТЕВПЧБОЙСН РП ПИТБОЕ ФТХДБ;

  • ПВПУОПЧБОЙС РТЕДПУФБЧМЕОЙС МШЗПФ Й ЛПНРЕОУБГЙК ТБВПФОЙЛБН, ЪБОСФЩН ОБ ФСЦЈМЩИ ТБВПФБИ Й ТБВПФБИ У ЧТЕДОЩНЙ Й ПРБУОЩНЙ ХУМПЧЙСНЙ ФТХДБ;

  • ТЕЫЕОЙС ЧПРТПУБ П УЧСЪЙ ЪБВПМЕЧБОЙС У РТПЖЕУУЙЕК РТЙ РПДПЪТЕОЙЙ ОБ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЕ ЪБВПМЕЧБОЙЕ;

  • ПЪОБЛПНМЕОЙС ТБВПФБАЭЙИ У ХУМПЧЙСНЙ ФТХДБ ОБ ТБВПЮЙИ НЕУФБИ Й ДТ.

уТПЛЙ РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ХУФБОБЧМЙЧБАФУС ПТЗБОЙЪБГЙЕК У ХЮЈФПН ЙЪНЕОЕОЙК ХУМПЧЙК ФТХДБ, ОП ОЕ ТЕЦЕ ПДОПЗП ТБЪБ Ч 5 МЕФ. дМС ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ ТБВПФПДБФЕМШ РТЙЛБЪПН ПВТБЪХЕФ БФФЕУФБГЙПООХА ЛПНЙУУЙА ПТЗБОЙЪБГЙЙ Й, РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЛПНЙУУЙЙ Ч УФТХЛФХТОЩИ РПДТБЪДЕМЕОЙСИ.

бФФЕУФБГЙПООБС ЛПНЙУУЙС ТЕЫБЕФ УМЕДХАЭЙЕ ЪБДБЮЙ:

  • ЖПТНЙТХЕФ ОПТНБФЙЧОП-УРТБЧПЮОХА ВБЪХ ДМС РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ;

  • РТПЧПДЙФ ЙОЧЕОФБТЙЪБГЙА ТБВПЮЙИ НЕУФ Й УПУФБЧМСЕФ РЕТЕЮЕОШ РПУФПСООЩИ ТБВПЮЙИ НЕУФ. рТЙ ЬФПН НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ "тЕЛПНЕОДБГЙЙ РП ТБЪТБВПФЛЕ РЕТЕЮОС РПУФПСООЩИ ТБВПЮЙИ НЕУФ", ЙЪМПЦЕООЩЕ Ч РЙУШНЕ нЙОФТХДБ тПУУЙЙ N134-чл ПФ 24 СОЧБТС 1995 ЗПДБ;

  • РТЙУЧБЙЧБЕФ ЛПДЩ РТПЙЪЧПДУФЧБН, РПДТБЪДЕМЕОЙСН, ТБВПЮЙН НЕУФБН;

  • УПУФБЧМСЕФ РЕТЕЮЕОШ ПРБУОЩИ Й ЧТЕДОЩИ ЖБЛФПТПЧ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УТЕДЩ Й ЧЩРПМОСЕФ ЙИ ЙЪНЕТЕОЙЕ БФФЕУФПЧБООЩНЙ РТЙВПТБНЙ;

  • ПРТЕДЕМСЕФ РПЛБЪБФЕМЙ ФСЦЕУФЙ Й ОБРТСЦЈООПУФЙ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ, РПДМЕЦБЭЙИ ПГЕОЛЕ ОБ ЛБЦДПН ТБВПЮЕН НЕУФЕ;

  • ЧЩРПМОСЕФ ПГЕОЛХ ХУМПЧЙК ФТХДБ, ПГЕОЛХ ФТБЧНПВЕЪПРБУОПУФЙ ПВПТХДПЧБОЙС Й РТЙУРПУПВМЕОЙК;

  • РП ТЕЪХМШФБФБН БФФЕУФБГЙЙ РТЙОЙНБЕФ ТЕЫЕОЙЕ РП ДБМШОЕКЫЕНХ ЙУРПМШЪПЧБОЙА ТБВПЮЙИ НЕУФ;

  • ТБЪТБВБФЩЧБЕФ РТЕДМПЦЕОЙС РП ХМХЮЫЕОЙА Й ПЪДПТПЧМЕОЙА ХУМПЧЙК ФТХДБ;

  • ЧОПУЙФ РТЕДМПЦЕОЙС П ЗПФПЧОПУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ (РПДТБЪДЕМЕОЙС) Л УЕТФЙЖЙЛБГЙЙ ОБ УППФЧЕФУФЧЙЕ ФТЕВПЧБОЙСН РП ПИТБОЕ ФТХДБ.

оБ ЛБЦДПЕ ТБВПЮЕЕ НЕУФП (ЙМЙ ЗТХРРХ БОБМПЗЙЮОЩИ РП ИБТБЛФЕТХ ЧЩРПМОСЕНЩИ ТБВПФ Й РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ ТБВПЮЙИ НЕУФ) УПУФБЧМСЕФУС ЛБТФБ БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЕЗП НЕУФБ (ТБВПЮЙИ НЕУФ). жПТНБ Й РПТСДПЛ ЪБРПМОЕОЙС ЛБТФ БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ ПРТЕДЕМЕОЩ ЧЩЫЕОБЪЧБООЩН "рПМПЦЕОЙЕН П РПТСДЛЕ РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ".

пГЕОЛБ ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП УПУФПСОЙС ХУМПЧЙК ФТХДБ РП УФЕРЕОЙ ЧТЕДОПУФЙ Й ПРБУОПУФЙ РТПЙЪЧПДЙФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ТХЛПЧПДУФЧПН "т 2.2.755-99. зЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙЕ ЛТЙФЕТЙЙ ПГЕОЛЙ Й ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ХУМПЧЙК ФТХДБ РП РПЛБЪБФЕМСН ЧТЕДОПУФЙ Й ПРБУОПУФЙ ЖБЛФПТПЧ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УТЕДЩ, ФСЦЕУФЙ Й ОБРТСЦЈООПУФЙ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ" ОБ ПУОПЧЕ УПРПУФБЧМЕОЙС ТЕЪХМШФБФПЧ ЙЪНЕТЕОЙК ЧУЕИ ПРБУОЩИ Й ЧТЕДОЩИ ЖБЛФПТПЧ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УТЕДЩ, ФСЦЕУФЙ Й ОБРТСЦЈООПУФЙ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ У ХУФБОПЧМЕООЩНЙ ДМС ОЙИ ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙНЙ ОПТНБНЙ. рП ТЕЪХМШФБФБН ФБЛЙИ УПРПУФБЧМЕОЙК ПРТЕДЕМСЕФУС ЛМБУУ ХУМПЧЙК ФТХДБ, ЛБЛ ДМС ЛБЦДПЗП ЖБЛФПТБ, ФБЛ Й ДМС ТБВПЮЕЗП НЕУФБ Ч ГЕМПН.

хУМПЧЙС ФТХДБ РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ 4 ЛМБУУБ:

  • ПРФЙНБМШОЩЕ,

  • ДПРХУФЙНЩЕ,

  • ЧТЕДОЩЕ,

  • ПРБУОЩЕ.

пРФЙНБМШОЩЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ (1 ЛМБУУ) — ФБЛЙЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ, РТЙ ЛПФПТЩИ УПИТБОСЕФУС ОЕ ФПМШЛП ЪДПТПЧШЕ ТБВПФБАЭЙИ, ОП Й ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ.

пРФЙНБМШОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ХУФБОПЧМЕОЩ ДМС НЙЛТПЛМЙНБФЙЮЕУЛЙИ РБТБНЕФТПЧ Й ЖБЛФПТПЧ ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ.

Класс условий труда 3

дМС ДТХЗЙИ ЖБЛФПТПЧ ХУМПЧОП ЪБ ПРФЙНБМШОЩЕ РТЙОЙНБАФУС ФБЛЙЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ, РТЙ ЛПФПТЩИ ОЕВМБЗПРТЙСФОЩЕ ЖБЛФПТЩ ПФУХФУФЧХАФ МЙВП ОЕ РТЕЧЩЫБАФ ХТПЧОЙ, РТЙОСФЩЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ВЕЪПРБУОЩИ ДМС ОБУЕМЕОЙС.

дПРХУФЙНЩЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ (2 ЛМБУУ) — ХУМПЧЙС ФТХДБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕУС ФБЛЙНЙ ХТПЧОСНЙ ЖБЛФПТПЧ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК УТЕДЩ Й ФТХДПЧПЗП РТПГЕУУБ, ЛПФПТЩЕ ОЕ РТЕЧЩЫБАФ ХУФБОПЧМЕООЩИ ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙИ ОПТНБФЙЧПЧ ДМС ТБВПЮЙИ НЕУФ. тЕЗМБНЕОФЙТПЧБООЩК ПФДЩИ РПМОПУФША ЧПУУФБОБЧМЙЧБЕФ ЖХОЛГЙПОБМШОПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. пФУХФУФЧХЕФ ОЕЗБФЙЧОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС ТБВПФБАЭЙИ Й ЙИ РПФПНУФЧП.

чТЕДОЩЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ (3 ЛМБУУ) — ХУМПЧЙС ФТХДБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕУС ОБМЙЮЙЕН ЧТЕДОЩИ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ ЖБЛФПТПЧ, РТЕЧЩЫБАЭЙИ ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙЕ ОПТНБФЙЧЩ Й ПЛБЪЩЧБАЭЙИ ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ТБВПФБАЭЕЗП Й (ЙМЙ) ЕЗП РПФПНУФЧП.

чТЕДОЩЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ РП УФЕРЕОЙ РТЕЧЩЫЕОЙС ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙИ ОПТНБФЙЧПЧ Й ЧЩТБЦЕООПУФЙ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ПТЗБОЙЪНЕ ТБВПФБАЭЙИ, РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ 4 УФЕРЕОЙ ЧТЕДОПУФЙ:

  • 1 УФЕРЕОШ 3 ЛМБУУБ (3.1) — ХУМПЧЙС ФТХДБ ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС ФБЛЙНЙ ПФЛМПОЕОЙСНЙ ХТПЧОЕК ЧТЕДОЩИ ЖБЛФПТПЧ ПФ ЗЙЗЙЕОЙЮЕУЛЙИ ОПТНБФЙЧПЧ, ЛПФПТЩЕ ЧЩЪЩЧБАФ ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ЧПУУФБОБЧМЙЧБАЭЙЕУС, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТЙ ВПМЕЕ ДМЙФЕМШОПН (ЮЕН Л ОБЮБМХ УМЕДХАЭЕК УНЕОЩ) РТЕТЩЧБОЙЙ ЛПОФБЛФБ У ЧТЕДОЩНЙ ЖБЛФПТБНЙ Й ХЧЕМЙЮЙЧБАФ ТЙУЛ РПЧТЕЦДЕОЙС ЪДПТПЧШС;

  • 2 УФЕРЕОШ 3 ЛМБУУБ (3.2) — ХУМПЧЙС ФТХДБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕУС ХТПЧОСНЙ ЧТЕДОЩИ ЖБЛФПТПЧ" РТЙЧПДСЭЙЕ Л ФБЛЙН ЖХОЛГЙПОБМШОЩН ЙЪНЕОЕОЙСН, ЛПФПТЩЕ ХЧЕМЙЮЙЧБАФ РТПЙЪЧПДУФЧЕООП-ПВХУМПЧМЕООХА ЪБВПМЕЧБЕНПУФШ Й РТЙЧПДСФ Л РПСЧМЕОЙА ОБЮБМШОЩИ РТЙЪОБЛПЧ ЙМЙ МЕЗЛЙИ ЖПТН РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК;

  • 3 УФЕРЕОШ 3 ЛМБУУБ (3.3) — ХУМПЧЙС ФТХДБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕУС ФБЛЙНЙ ХТПЧОСНЙ ЧТЕДОЩИ ЖБЛФПТПЧ, ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЛПФПТЩИ РТЙЧПДЙФ Л ТБЪЧЙФЙА, ЛБЛ РТБЧЙМП, РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ВПМЕЪОЕК МЕЗЛПК Й УТЕДОЕК УФЕРЕОЕК ФСЦЕУФЙ Ч РЕТЙПДЕ ФТХДПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ТПУФХ РТПЙЪЧПДУФЧЕООП-ПВХУМПЧМЕООПК ЪБВПМЕЧБЕНПУФЙ;

  • 4 УФЕРЕОШ 3 ЛМБУУБ (3.4) — ХУМПЧЙС ФТХДБ, РТЙ ЛПФПТЩИ НПЗХФ ЧПЪОЙЛБФШ ФСЦЕМЩЕ ЖПТНЩ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК, ПФНЕЮБЕФУС ЪОБЮЙФЕМШОЩК ТПУФ ЮЙУМБ ИТПОЙЮЕУЛЙИ ЪБВПМЕЧБОЙК Й ЧЩУПЛЙЕ ХТПЧОЙ ЪБВПМЕЧБЕНПУФЙ У ЧТЕНЕООПК ХФТБФПК ФТХДПУРПУПВОПУФЙ.

пРБУОЩЕ (ЬЛУФТЕНБМШОЩЕ) ХУМПЧЙС ФТХДБ (4 ЛМБУУ) ХУМПЧЙС ФТХДБ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕУС ХТПЧОСНЙ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ ЖБЛФПТПЧ, ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЛПФПТЩИ Ч ФЕЮЕОЙЕ ТБВПЮЕК УНЕОЩ (ЙМЙ ЕЕ ЮБУФЙ) УПЪДБЕФ ХЗТПЪХ ДМС ЦЙЪОЙ, ЧЩУПЛЙК ТЙУЛ ТБЪЧЙФЙС ПУФТЩИ РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ РПТБЦЕОЙК, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ФСЦЕМЩИ ЖПТН.

рТЙ ПГЕОЛЕ ФТБЧНПВЕЪПРБУОПУФЙ ЛМБУУЙЖЙГЙТХАФУС УМЕДХАЭЙЕ ХУМПЧЙС ФТХДБ:

пРФЙНБМШОЩЕ (ЛМБУУ 1) — ПВПТХДПЧБОЙЕ Й ЙОУФТХНЕОФ РПМОПУФША УППФЧЕФУФЧХАФ УФБОДБТФБН Й РТБЧЙМБН. хУФБОПЧМЕОЩ Й ЙУРТБЧОЩ ФТЕВХЕНЩЕ УТЕДУФЧБ ЪБЭЙФЩ. рТПЧПДЙФУС ЙОУФТХЛФБЦ, ПВХЮЕОЙЕ Й РТПЧЕТЛБ ЪОБОЙК РП ВЕЪПРБУОПУФЙ ФТХДБ;

дПРХУФЙНЩЕ(ЛМБУУ 2) — РПЧТЕЦДЕОЙС Й ОЕЙУРТБЧОПУФЙ УТЕДУФЧ ЪБЭЙФЩ ОЕ РТЙЧПДСФ Л ОБТХЫЕОЙА ЙИ ЪБЭЙФОЩИ ЖХОЛГЙК (ЮБУФЙЮОПЕ ЪБЗТСЪОЕОЙЕ УЙЗОБМШОПК ПЛТБУЛЙ, ПУМБВМЕОЙЕ ПФДЕМШОЩИ ЛТЕРЈЦОЩИ ДЕФБМЕК Й Ф.Р.);

пРБУОЩЕ (ЛМБУУ 3) — УТЕДУФЧБ ЪБЭЙФЩ ТБВПЮЙИ ПТЗБОПЧ Й РЕТЕДБЮ (ПЗТБЦДЕОЙС, ВМПЛЙТПЧЛЙ, УЙЗОБМШОЩЕ ХУФТПКУФЧБ Й ДТ.) ПФУХФУФЧХАФ, РПЧТЕЦДЕОЩ ЙМЙ ОЕЙУРТБЧОЩ.

пФУХФУФЧХАФ ЙМЙ ОЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ХУФБОПЧМЕООЩН ФТЕВПЧБОЙСН ЙОУФТХЛГЙЙ РП ПИТБОЕ ФТХДБ. оЕ РТПЧПДЙФУС ПВХЮЕОЙЕ РП ВЕЪПРБУОПУФЙ ФТХДБ.

тБВПЮЕЕ НЕУФП УЮЙФБЕФУС БФФЕУФПЧБООЩН, ЕУМЙ ОБ ТБВПЮЕН НЕУФЕ ПФУХФУФЧХАФ (ЙМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ДПРХУФЙНЩН ЧЕМЙЮЙОБН) ПРБУОЩЕ Й ЧТЕДОЩЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ ЖБЛФПТЩ, Б ФБЛЦЕ ЧЩРПМОСАФУС ФТЕВПЧБОЙС РП ФТБЧНПВЕЪПРБУОПУФЙ.

рТЙ ПФОЕУЕОЙЙ ХУМПЧЙК ФТХДБ Л 3 ЛМБУУХ ТБВПЮЕЕ НЕУФП РТЙЪОБЕФУС ХУМПЧОП БФФЕУФПЧБООЩН У ХЛБЪБОЙЕН УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЛМБУУБ Й УФЕРЕОЙ ЧТЕДОПУФЙ (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, Б ФБЛЦЕ 3.0 — РП ФТБЧНПВЕЪПРБУОПУФЙ) Й ЧОЕУЕОЙЕН РТЕДМПЦЕОЙК РП РТЙЧЕДЕОЙА ЕЗП Ч УППФЧЕФУФЧЙЕ У ОПТНБФЙЧОЩНЙ ФТЕВПЧБОЙСНЙ РП ПИТБОЕ ФТХДБ.

рТЙ ПФОЕУЕОЙЙ ХУМПЧЙК ФТХДБ Л 4 ЛМБУУХ ТБВПЮЕЕ НЕУФП РТЙЪОБЈФУС ОЕБФФЕУФПЧБООЩН Й РПДМЕЦЙФ МЙЛЧЙДБГЙЙ ЙМЙ РЕТЕПУОБЭЕОЙА.

тЕЪХМШФБФЩ ТБВПФЩ БФФЕУФБГЙПООПК ЛПНЙУУЙЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ПЖПТНМСАФУС РТПФПЛПМПН БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ. л РТПФПЛПМХ РТЙМБЗБАФУС:

  • ЛБТФЩ БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ;

  • ЧЕДПНПУФЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ Й ТЕЪХМШФБФЩ ЙИ БФФЕУФБГЙЙ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ, РПДЗПФПЧМЕООЩЕ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙСИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ;

  • УЧПДОБС ЧЕДПНПУФШ ТБВПЮЙИ НЕУФ Й ТЕЪХМШФБФПЧ ЙИ БФФЕУФБГЙЙ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ;

  • РМБО НЕТПРТЙСФЙК РП ХМХЮЫЕОЙА Й ПЪДПТПЧМЕОЙА ХУМПЧЙК ФТХДБ.

дПЛХНЕОФЩ БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ СЧМСАФУС НБФЕТЙБМБНЙ УФТПЗПК ПФЮЈФОПУФЙ Й РПДМЕЦБФ ИТБОЕОЙА Ч ФЕЮЕОЙЕ 45 МЕФ.

зПУХДБТУФЧЕООЩК ЛПОФТПМШ ЪБ ЛБЮЕУФЧПН РТПЧЕДЕОЙС БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ РП ХУМПЧЙСН ФТХДБ ЧПЪМПЦЕО ОБ ПТЗБОЩ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЬЛУРЕТФЙЪЩ ХУМПЧЙК ФТХДБ, ПТЗБОЙЪБГЙПООП РТЕДУФБЧМЕООЩИ Ч нЙОФТХДЕ тПУУЙЙ Й БДНЙОЙУФТБГЙСИ (РТБЧЙФЕМШУФЧБИ) УХВЯЕЛФПЧ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

ч 2002 Й 2003 ЗПДБИ РПУФБОПЧМЕОЙСНЙ рТБЧЙФЕМШУФЧБ тж Й РПУФБОПЧМЕОЙСНЙ нЙОФТХДБ тПУУЙЙ ВЩМП ТБЪТЕЫЕОП ДП 20% УХНН УФТБИПЧЩИ ЧЪОПУПЧ РП ПВСЪБФЕМШОПНХ УПГЙБМШОПНХ УФТБИПЧБОЙА ПФ ОЕУЮБУФОЩИ УМХЮБЕЧ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧЕ Й РТПЖЕУУЙПОБМШОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК ОБРТБЧЙФШ ОБ:

  • ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕ ТБВПФ РП БФФЕУФБГЙЙ ТБВПЮЙИ НЕУФ;

  • РТПЧЕДЕОЙЕ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙИ НЕДЙГЙОУЛЙИ ПУНПФТПЧ;

  • РТЙПВТЕФЕОЙЕ УБОБФПТОП-ЛХТПТФОЩИ РХФЈЧПЛ;

  • РТЙПВТЕФЕОЙЕ УТЕДУФЧ ЙОДЙЧЙДХБМШОПК ЪБЭЙФЩ Й РТЙВПТПЧ ДМС ЛПОФТПМС ХУМПЧЙК ФТХДБ.

рПДПВОБС РТБЛФЙЛБ РЕТЕТБУРТЕДЕМЕОЙС УТЕДУФЧ ЧЕТПСФОБ Й Ч ВХДХЭЕН.