Комиссионный доход банка

Первая группа — продукты, связанные с деятельностью банка по перераспределению-денежных ресурсов. В эту группу входят: а) продукты для вкладчиков — различные по срокам и условиям виды вкладов юридических и фи изичних лиц (эти продукты связаны с процентными расходами банка), б) продукты для заемщиков — различные по видам и условиям кредиты для юридических и физических лиц (эти продукты связаны а процентная мы доходами банка). К процентным банковских продуктов относятсяя:

• депозитные операции;

• кредитные операции;

• инвестиционные операции;

• операции с драгоценными и банковскими металлами. Поскольку продукты данной группы связаны с процентными доходами и расходами, то предлагается назвать их процентными банковскими продуктами

Комиссионные банковские продукты

Вторая группа — продукты, которые не связаны с перераспределением денежных ресурсов. К этой группе относятся все остальные банковские продукты, которые приносят банку невидсоткови доходы — трастовые операции»депоз итарни операции, консультационное и информационное обслуживание, операции с ценными бумагами, операции с иностранной валютой, страховые услуги, услуги финансового менеджмента клиента. Поскольку эти продук кты связанные с получением банком определенной комиссии за их предоставление, то данную группу следует назвать комиссионными банковскими продуктами.

процентных-комиссионные банковские продукты

Это специфический вид банковских продуктов, сочетающий особенности процентных и комиссионных продуктов. Сюда относятся — расчетно-кассовое обслуживание клиентов предприятий, организаций и частных них лиц, имеющих в банках расчетные или текущие счета, услуги системы»Клиент-Банк»,»телебанкинга»,»Вестерн. Юнион», операции с пластиковыми картами и чеками, лизинговые, факторинговые, форфе. Тинг операцииї.

Остатки денежных средств на расчетных и текущих счетах клиентов является одним из видов привлечения ресурсов, за которые банк может выплачивать определенный процент. С этой точки зрения расчетно-кассовое обслужив ния является процентный продукт (продукт для вкладчиков). А расчетно-кассовые операции, которые проводит банк по поручению клиентов (по их счетам), связанные с получением банком комиссии за расчеты хунково-кассовое обслуживание. И в этом случае их можно рассматривать как комиссионный продукукт.

Процентные банковские продукты помогают получить экономическую выгоду как вкладчикам банка, так и его заемщикам. Для вкладчиков экономический интерес выражается в самозростання стоимости денег, в вложенные в банк. Заемщик, вкладывая полученные от банка ресурсы в определенные виды бизнеса, также получает стоимость большую, чем та, которая была изначально вложена. В этом заключается сущность спроса на процентные продукты банкнку.

Природа рыночного спроса на комиссионные продукты банка такая же, как у всех остальных неуречевлений товаров (услуг) на соответствующих рынках. Если клиент обращается в юридическую фирму с тем, чтобы получить услугу в, по правовым вопросам, то в банке он получает услуги, связанные с финансовыми вопросами. И в том, и в другом случае он использует специализацию института для получения необходимой услуги. А отр имуючы необходимую услугу, покупатель оплачивает й її.

Спрос на процентно-комиссионные банковские продукты такой же, как и спрос на комиссионные продукты. Специфическим здесь является только то, что организуя систему расчетов между предприятиями, банк служит интереса ам не только конкретного клиента, но и интересам экономики страны в целом, поскольку функционирование всех предприятий и отраслей связано с возможностью оплаты необходимых товаров и получением платежей по а собственную продукциию.

Банки, активно продававшие страховые продукты, столкнулись в апреле со снижением комиссионных доходов. А на тех, кто не продавал страховки, по мнению аналитиков, в ближайшее время начнут давить общее снижение экономической активности, снижение карточных расчетов и даже развитие системы быстрых платежей (СБП). Процентные доходы пока не падают, но реструктуризация, кредитные каникулы и рост просрочки у тех, кому эти меры не помогут, будут негативно сказываться на банках весь 2020 год.

Во вторник 2 июня банк ВТБ отчитался по МСФО за апрель и за четыре месяца этого года. Его чистые процентные доходы в апреле выросли на 17,6% по сравнению с апрелем 2019 года и составили 42 млрд руб., а за четыре месяца — 161,7 млрд руб. (рост на 15,6%). Вместе с тем чистые комиссионные доходы банка в апреле сократились год к году на 20,5% и составили 6,6 млрд руб. Как пояснил член правления ВТБ Дмитрий Пьянов, ухудшение финансовых результатов в основном связано с розничным бизнесом. По его словам, ВТБ недополучил комиссионный доход из-за падения продаж страховых продуктов в отделениях банка. При этом в банке затруднились спрогнозировать изменение процентных и комиссионных доходов в будущем, отметив, что пик негативных последствий пандемии придется на второй и третий кварталы этого года.

Андрей Костин, глава ВТБ, в интервью РБК 20 апреля

Время серьезных испытаний для банков только наступает.

В Газпромбанке также сообщили, что снижения процентного дохода в период начала пандемии (апрель—май) по кредитам не произошло, в отличие от комиссионного дохода, на который повлияли падение продаж потребительских кредитов и, соответственно, снижение кросс-продаж высокодоходных продуктов, таких как страхование жизни и коробочные продукты. «Еще одна причина — снижение нового привлечения по срочным вкладам, соответственно, и снижение основных продуктов кросс-продаж, в основе которых инвестиционные продукты»,— сообщили в банке. По словам директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмилы Кожекиной, комиссии от продажи страховых продуктов по кредитам составляют существенную долю комиссионных доходов, их динамика коррелирует с темпами выдачи кредитов. Также снижение комиссионного дохода, как пояснили в Газпромбанке, произошло за счет снижения комиссий, связанных с обменом валюты, и снижения дохода от карточного бизнеса и эквайринга из-за падения оборотов.

Сбербанк, отчитавшийся за апрель ранее, отметил замедление роста доходов от операций с платежными картами и эквайринга из-за снижения трансакционной активности. Но увеличение объема расчетных операций и активность клиентов на финансовых рынках позволили банку увеличить чистый комиссионный доход за четыре месяца на 8,6%, до 150,8 млрд руб. Правда, про показатели апреля банк умолчал.

В ПСБ отметили, что в апреле по сравнению с прошлогодним показателем за этот месяц чистые процентные и комиссионные доходы банка увеличились благодаря кредитованию. В мае, по предварительным результатам банка, динамика также положительная, в том числе за счет эффекта присоединения Связь-банка. В МКБ сообщили, что комиссионные доходы банка увеличились почти на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет роста доходов от комиссий за выдачу гарантий (поручительств), а также существенного сокращения комиссионных расходов по РКО и денежным переводам.

Тем не менее аналитики считают, что и процентные, и комиссионные доходы банков весь год будут находиться под давлением.

Старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова отмечает, что процентная маржа сжимается из-за кредитных каникул, массовых реструктуризаций и роста проблемных кредитов. Так что долгосрочный процесс снижения чистых процентных доходов, по ее мнению, скорее всего, только начинается. «Одновременно мы продолжим наблюдать и снижение комиссионных доходов банков как из-за сокращения нового кредитования (а это важный драйвер комиссий, особенно в рознице), так и из-за общего снижения трансакционной активности клиентов»,— говорит она. На комиссионных доходах, как считает старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин, кроме общего снижения экономической активности, негативно скажется дальнейшее распространение СБП.

Максим Буйлов