Компенсация за автомобиль

Достаточно часто в организациях используют личные автомобили работников для выполнения служебных задач. В таких ситуациях важно правильно оформить взаимоотношения работника и работодателя. Оформить использование личного автомобиля работника в служебных целях можно различными способами. В большинстве случаев применяют следующие два способа.

1. Организация использует личный автомобиль работника без заключения с ним договора аренды

При использовании работником личного автомобиля в интересах работодателя и с его согласия или ведома работнику выплачивается компенсация и возмещаются соответствующие расходы, размер которых определяется письменным соглашением между работником и работодателем (дополнительным соглашением к трудовому договору) (ст. 188 ТК РФ).

Размер компенсации самостоятельно определяется договаривающимися сторонами. Однако зачастую работодатель (принимая во внимание свои интересы при налогообложении прибыли) предлагает ежемесячную компенсацию в следующем размере (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92):

  • для автомобилей с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 1 200 руб.;
  • для автомобилей с объемом двигателя более 2 000 куб. см — 1 500 руб.

Для оформления выплаты компенсации работнику необходимо согласовать использование личного автотранспорта в служебных целях с руководством организации и написать соответствующее заявление.

Федеральным государственным гражданским служащим, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями, ежемесячная компенсация за использование ими личного транспорта в служебных целях выплачивается в размере, не превышающем (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 N 563):

  • для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 000 куб. см — 2 400 руб., с объемом двигателя более 2 000 куб. см — 3 000 руб.;
  • для мотоциклов — 1 200 руб.

Для получения компенсации и возмещения расходов служащий подает заявление с указанием сведений, для исполнения каких его должностных обязанностей и с какой периодичностью используется им личный транспорт. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации транспортного средства. При этом возмещение расходов на приобретение ГСМ производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.) (п. п. 2, 5 Правил).

2. Организация использует личный автомобиль работника на основании договора аренды

Аренда личного автомобиля работника может быть двух видов: с экипажем и без экипажа (ст.

Выплачиваем работнику компенсацию за использование автомобиля

ст. 632, 642 ГК РФ). В первом случае предполагается, что арендованным автомобилем будет управлять и производить его техническое обслуживание сам работник, во втором указанные обязанности возлагаются на других уполномоченных лиц.

В данном случае будет заключен договор аренды автомобиля, в котором будут отражены все особенности правоотношений сторон (в частности, стоимость аренды и услуг по управлению автомобилем).

Как правило, если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы на содержание арендованного автомобиля, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

При этом в полисе ОСАГО необходимо учесть количество лиц, которые будут допущены к управлению автомобилем (если предполагается, что помимо собственника автомобиля им будет управлять иное лицо).

Расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля, оплачиваются владельцу при условии их указания в договоре аренды автомобиля и документального подтверждения (чеками, квитанциями, счетами-фактурами и т.п.).

Обратите внимание!

С доходов работника в виде арендной платы организация удержит НДФЛ в размере 13%. Суммы компенсационных выплат не облагаются НДФЛ при наличии подтверждающих документов (ст. 188 ТК РФ; п. 3 ст. 217, п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 226 НК РФ).

Связанные вопросы

Должен ли арендодатель платить НДФЛ с дохода от сдачи имущества в аренду? >>>

Что такое ГСМ – расшифровка и описание

ГСМ – это «горюче-смазочные материалы», различная продукция, изготовленная из нефти. Эти товары относятся к разновидности промышленных, поэтому их реализация выполняется исключительно специализированными компаниями.

Изготовление всего, что относится к ГСМ, происходит в строгом соответствии принятым нормами и требованиям. Поэтому каждая партия должна обязательно сопровождаться документацией с результатами лабораторных исследований, подтверждающей ее качество.

Купить ГСМ сегодня довольно просто. В целом, в понятие горюче-смазочных материалов входит обширный список продуктов нефтепереработки, использующихся в качестве:

  • Горючего – бензин, дизель, керосин, попутный нефтяной газ.
  • Смазочных материалов – масла для моторов и трансмиссий, а также пластичные вещества.
  • Технических жидкостей – тосол, антифриз, тормозная жидкость и так далее.

Горюче-смазочные материалы – продукты, получаемые в результате перегонки нефти


Виды топлива, относящиеся к ГСМ

Так, как из всего, что относится к горюче-смазочным материалам, большая часть является топливом, остановимся на его видах подробнее:

  • Бензин. Обеспечивает работу двигателей внутреннего сгорания. Отличается быстрой воспламеняемостью, которая в механизмах совершается в принудительном порядке. При выборе нужного горючего следует руководствоваться такими характеристиками, как состав, октановое число (влияющее на детонационную стабильность), давление паров и пр.
  • Керосин. Изначально выполнял осветительную функцию. Но наличие особенных характеристик сделали его основным компонентом ракетного топлива. Это высокий показатель испаряемости и теплоты сгорания керосина ТС 1, хорошая переносимость низких температур, уменьшение трения между деталями. Учитывая последнее свойство, его часто используют также как смазку.
  • Дизтопливо. Главными его разновидностями являются маловязкое и высоковязкое топливо. Первое применяется для грузового транспорта и другой быстроходной техники.

    Использование личного автомобиля в служебных целях

    Второе – для низкооборотистых двигателей, например, промышленного оборудования, тракторов и т.д. Доступная цена топлива, низкая взрывоопасность и высокий КПД делают его одним из самых востребованных.

Природный газ в жидком состоянии, также используемый для заправки автомобилей, не является продуктом переработки нефти. Поэтому, согласно принятым стандартам, он не относится к ГСМ.

Три основных вида топлива, относящиеся к ГСМ


Смазочные масла как разновидность ГСМ

Что означает ГСМ, когда речь заходит о маслах? Этот нефтепродукт является неотъемлемым элементом любого механизма, поскольку его основная задача – уменьшение трения между частями машин и их защита от износа. По консистенции смазки делятся на:

  • Полужидкие.
  • Пластичные.
  • Твердые.

Их качество зависит от наличия в составе присадок – дополнительных веществ, улучшающих эксплуатационные характеристики. Добавки могут улучшить как один, так и несколько показателей сразу. Различают, например, противоизносные или же моющие, оберегающие запчасти от наслоения отложений.

Особенности состава добавок к моторному маслу


По способу изготовления масла делятся на:

  • Синтетические.
  • Минеральные.
  • Полусинтетические.

Последние являются симбиозом веществ, полученных искусственным путем с натуральными результатами нефтепереработки.

Чтобы сразу становилось понятно при взгляде на любую упаковку ГСМ, что это такое, каждый продукт имеет свою маркировку. По ней определяют, для каких целей он предназначен. В эти показатели входит качество, вязкость, наличие присадок, соответствие определенному времени года.

Разновидности ГСМ от тюбиков со смазкой до бочек с топливом


В этой статье мы осветили, что такое ГСМ, расшифровали аббревиатуру и рассказали, для чего применяются те или иные продукты. Предоставленной информации будет достаточно в качестве ознакомительного материала.

Чтобы более подробно узнать о том, что такое горюче-смазочные материалы и какие из них лучше всего подойдут для поставленных целей, обращайтесь к специалистам компании «Аммокс».

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Задать вопрос

Компенсация использования личного автомобиля в служебных целях в 2018

Сумма — компенсация

Cтраница 1

Сумма компенсации, согласно расчетам, составит от 1 до 2 млн.

Как оформить компенсацию за использование личного транспорта работнику

руб. Соответственно условное обязательство организации А в связи с указанным судебным разбирательством оценивается в 1 5 млн.руб. Одновременно организация А предъявила исковое требование в сумме 1 млн. руб. к организации В, являющейся соисполнителем по работам, выполненным по названному договору. А оценивает с высокой или очень высокой степенью вероятности, что арбитражное решение в хозяйственном споре организацией В будет принято в ее пользу.  

Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, определяется по средневзвешенному проценту, рассчитанному по всем ссудам, выданным юридическим и физическим лицам по состоянию па 1 — е число месяца, в котором получены ссуды вышеуказанными лицами.  

Суммы начисленных компенсаций отражают по дебету счетов 26 Общехозяйственные расходы или 44 Расходы на продажу и кредиту счета 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям. Организации могут назначить указанную компенсацию в большем размере по сравнению с нормативами. Сверхнормативные выплаты облагаются единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.  

Расчет суммы компенсации, или вознаграждения, выплачиваемой подрядчику, обычно основан на трех факторах: понесенных операционных расходах и капитальных затратах, а также на факторе прибыли. В капитальные затраты обычно входят затраты на бурение, оборудование и закупки, которые будут использоваться более года. Затраты на текущее производство либо на закупки оборудования со сроком жизни менее года обычно классифицируются как операционные расходы. Они полностью оплачиваются или возмещаются в тот год, когда произведены. Капитальные затраты обычно возмещаются подрядчику в течение нескольких лет. Прибыльная составляющая вознаграждения чаще всего основывается на достигнутом уровне добычи. Поэтому поощрительные платежи подрядчику становятся больше с ростом добычи.  

Споры относительно суммы вспомогательной компенсации пострадавшим от профессиональных повреждений и заболеваний и их семьям часто выносятся на рассмотрение в суде.  

При определении суммы компенсации месяцы, в которых работник отработал менее 15 дней, не учитываются, а те, в которых отработано 15 дней или более, считаются за полный месяц.  

Согласно закону, сумма материальной компенсации за причиненный городу и его жителям ущерб зависит от вида топлива. Сбор осуществляется в следующих размерах: АИ-98 — 1 коп.  

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.  

Страховые взносы начисляются лишь на суммы компенсации в пределах установленных норм. Начиная с 1 января 1996 г., от сумм компенсационных выплат за использование автомобилей в служебных целях ( кроме личного грузового автомобиля или микроавтобуса), начисленных сверх действующих норм, производятся отчисления в Пенсионный фонд РФ на общих основаниях.  

Сравнением размера выплачиваемых физическому лицу сумм компенсаций указанных видов расходов с выданными под отчет суммами бухгалтер определяет сальдо расчетов с работником.  

Положения настоящего подпункта не распространяются на суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников.  

При этом из фактической себестоимости вычитается сумма полученных компенсаций и льгот.  

На практике часто возникает вопрос о сумме компенсации за неиспользованный отпуск. При решении этого вопроса следует исходить из наличия или отсутствия спора. При отсутствии спора компенсация выплачивается за все неиспользованные отпуска. В случае спора о размере компенсации в последний день работы должна быть выплачена неоспариваемая сумма.  

Следовательно, такие обстоятельства, как выделена сумма компенсации расходов на поездку в другую местность в договоре отдельно или нет, истратило физическое лицо в связи с поездкой именно эту или меньшую сумму, для отражения данных расходов предприятия в бухгалтерском учете не имеют существенного значения. В данном случае фактором, определяющим использование того или иного счета в бухгалтерском учете, является возможность подтверждения связи оплачиваемых физическому лицу работ с производством и реализацией продукции ( работ, услуг) предприятия.  

При возмещении предприятиям и организациям из бюджета сумм компенсации за энергоносители полученные суммы отражаются по дебету счета 51 Расчетный счет и кредиту счета 96 Целевыефинансирование и поступления ( на отдельный субсчет), а в конце года после окончательного расчета списываются на финансовые результаты отчетного года по кредиту счета 80 Прибыли и убытки у сельскохозяйственных товаропроизводителей и ежеквартально у других предприятий и организаций.  

Страницы:      1    2    3

При исполнении договора перевозки возможен сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или разгрузкой, а также простой на границе.

Причины таких простоев различны.

В том случае, если простой происходит по причине, зависящей от заказчика транспорта, перевозчику необходимо надлежащим образом фиксировать данные факты, в противном случае возникают сложности с доказыванием самого факта простоя.

Нормы времени простоя при погрузке и загрузке грузов при автомобильных перевозках грузов утверждены Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила № 970).

Накладные и путевые листы — обязательные документы при осуществлении автомобильной перевозки

Как известно, для перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом в качестве обязательных документов используют путевой лист и товарно-транспортные накладные, в т.ч. международного образца, которые необходимы для отражения работы, выполняемой перевозчиком.

Правилами заполнения данных документов предусмотрено, что сведения о простое автотранспорта у заказчика должны быть занесены в определенные графы, и на их основании рассчитывается сверхнормативный простой.

Так, в графе 22 международной товарно-транспортной накладной «CMR» (далее — CMR-накладная) указывается дата и фактическое время прибытия автомобиля под погрузку и его убытие. Данная информация заверяется отправителем груза подписью (с расшифровкой) и штампом.

В графе 24 CMR-накладной получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Аналогичная информация времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой указывается в графе 17 первичного учетного документа формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» (далее — накладная ТТН-1).

Cправочно

Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» утверждена постановлением Минтранса РБ от 20.02.2012 № 11. Форма CMR-накладной — приложение к данной Инструкции.

Форма накладной ТТН-1 и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.

Сверхнормативные простои автомобиля подлежат оплате заказчиком

За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре (п.374 Правил № 970).

Основанием для предъявления автомобильным перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой грузового транспортного средства:

• на погрузке (разгрузке) служат отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе (если типовая форма путевого листа содержит соответствующие реквизиты) о времени прибытия и убытия грузового транспортного средства (п.108 Правил № 970);

• в месте стоянки служит письменный отказ этого заказчика от выполнения договора об автомобильной перевозке груза (п.109 Правил № 970).

Ошибки, допускаемые при оформлении простоев

Казалось бы, все довольно просто: нужно зафиксировать сверхнормативный простой, сделав соответствующие отметки о нем в товарно-сопроводительных и транспортных документах, и потребовать его оплаты.

Однако практика показывает, что иногда таких доказательств просто не хватает. И происходит это потому, что фактически стороны используют различные документы, подтверждающие простой на загрузке или выгрузке: карта простоя, лист простоя, лист прибытия и убытия и при этом небрежно относятся к их оформлению.

Установленной для общего пользования формы документа, подтверждающего простой, не существует, равно как и его названия.

Если все-таки для учета простоев используется какой-то из перечисленных документов, то бланк такого документа, оформляемый на каждый автомобиль, водитель перевозчика должен иметь при себе. Но не всегда этот документ — вариант, по которому практически гарантировано отсутствие спора.

Как следует из вышесказанного, карту простоя в месте погрузки или выгрузки может заменить отметка о прибытии-убытии, сделанная, например, в CMR-накладной.

Стороны сами усугубляют ситуацию, подписывая договора с довольно путаными положениями об оформлении и оплате сверхнормативных простоев.

Приведем примеры таких формулировок в договорах перевозки.

Пример 1

Простой транспортного средства свыше указанного времени оплачивается Заказчиком при условии письменного информирования Заказчика до истечения вышеуказанного времени. При этом необходимо представить оригиналы документов, подтверждающих факт простоя: накладную CMR с соответствующей отметкой и карту простоя, подписанную грузоотправителем (грузополучателем), с проставлением печати, подписи директора.

Пример 2

Перевозчик обязан своевременно в письменном виде проинформировать Заказчика о возможности простоя и впоследствии представить Заказчику подписанные оригиналы документов (карт простоя), подтверждающих факт задержки транспортного средства в пути, простоев у отправителя (получателя) груза, на таможнях стран транзита для успешного разрешения проблем, в случае их возникновения по вышеуказанным причинам.

Проанализируем приведенные тексты.

В чем ошибка перевозчика?

Как известно, заказчиком перевозки не всегда выступает непосредственно грузоотправитель или грузополучатель.

Как оформить использование личного автомобиля в служебных целях и получить компенсацию?

Поэтому соглашение с заказчиком о том, что карты простоя должны быть пописаны последним с проставлением его печати, на практике оказывается невыполнимым условием, что влечет отказ во взыскании и оплате простоев по формальному основанию.

Как делать правильно?

В договорах логичнее согласовать с Заказчиком условие о том, что карта простоя будет составлена в месте погрузки или выгрузки и подписана в месте погрузки (выгрузки) представителем лица, осуществляющим эти работы.

Не торопитесь также делать обязательным к исполнению условие о наличии расшифровки подписи или указание, что карта простоя должна быть подписана только руководителем соответствующего юридического лица, так как на практике исполнить это также может быть весьма затруднительно.

Если стороны четко определили, что карта простоя должна быть подписана директором грузоотправителя, то при подписании карты иным лицом грузоотправителя у перевозчика есть формальное основание, по которому суд откажет ему в требовании оплатить простой.

Обратите внимание!

Если требование об оформлении карт простоя в местах погрузки или выгрузки можно хоть как-то согласовать, то вопрос об оформлении простоев в зонах таможенного контроля при досмотре транспортных средств остается неурегулированным: не всегда сотрудники таможенных органов делают отметку в картах простоя, оформляемых перевозчиками.

Самой простой рекомендацией при простоях на таможне будет немедленное письменное уведомление о таких случаях заказчика перевозки.

При этом сообщение о задержке при досмотре водитель делает в офис перевозчика, а из офиса отправляется письменное сообщение заказчику перевозки.

Точно также нужно поступить в том случае, когда грузоотправитель или грузополучатель отказывается оформить карты простоя (проставить соответствующие штампы и подписи). В таком случае рекомендуем для подтверждения своего требования об оплате простоев сделать отметки в товарно-сопроводительных документах (CMR-накладной, ТТН-1).

Форма акта простоя должна быть согласована сторонами договора

Включая в договоры условие об оформлении карт (листов) простоя, стороны часто забывают согласовать образец такого документа и определить его статус по отношению к договору. Или, оформляя простои, забывают, что не полностью выполнили договорные условия и не сделали отметки о простоях в накладных либо не проставили печати (штампы) на картах простоя.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь показывает, что при установлении факта простоя оцениваются все представленные документы в совокупности: заявки, накладные, CMR-накладные, карты простоя (если они имеются) и т.д.

При рассмотрении в арбитражных судах споров о взыскании штрафов за простой с российских заказчиков часто возникает вопрос: что такое карта простоя, кем утвержден ее образец и почему именно этим документом, а не отметками в накладных должен подтверждаться факт сверхнормативного простоя?

Поэтому при заключении договора не стоит забывать, что карта (лист) простоя это не утвержденный на законодательном уровне документ, на основании которого должна быть произведена выплата по договору, поэтому ее (его) форму необходимо согласовать с заказчиком перевозки. Например, указав, что форма документа является приложением к договору, а следовательно, именно в данном виде обязательна к применению.

Документы, подтверждающие простои, могут выглядеть по-разному, однако от их подробного и правильного заполнения зависит факт получения перевозчиком штрафных санкций за простой.

Не забывайте и об иных формальных действиях, согласованных в договоре, которые могут стать основанием для отказа в требовании об оплате простоев, например об обязанности своевременно и письменно информировать заказчика о возникновении простоя.

Форма такого письменного сообщения должна быть согласована сторонами в договоре, поскольку любой простой влияет на осуществление перевозки.

Например, при автомобильной перевозке груза в международном сообщении, следуя нормам Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956, перевозчик обязан запрашивать инструкции у уполномоченного лица, если выполнить перевозку на условиях CMR не представляется возможным (ст.14, 15 КДПГ).

Анна Шинкевич, юрист

"Учет.Налоги.Право", N 19, 2004

АВТОМОБИЛЬ СОТРУДНИКА. ИЩЕМ ВЫГОДУ

Многие руководители предпочитают не тратиться на транспортные средства, а использовать автомобили своих сотрудников. Тем более что они всегда под рукой у своих хозяев. Как выгоднее оформить использование личного автомобиля в служебных целях: договориться о выплате компенсации или же заключить договор аренды транспортного средства?

Узаконить свои отношения с сотрудником, чей автомобиль используется в личных целях, можно двумя способами. Первый вариант — выплачивать ему ежемесячную компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях на основании ст.188 ТК РФ. Второй вариант — заключить с сотрудником договор аренды автомобиля.

Чтобы решить, что выгоднее с точки зрения налогообложения, рассмотрим оба варианта, а потом сделаем вывод.

Компенсация

По Трудовому кодексу работник, использующий личный автомобиль в служебных целях, вправе рассчитывать не только на компенсацию за его эксплуатацию, но и на возмещение расходов на горюче-смазочные материалы, ремонт. При этом размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора в письменной форме (ст.188 ТК РФ). Теперь о налогах с этих сумм.

Налог на прибыль. Компенсационные выплаты за использование личного автомобиля в служебных целях включаются в состав расходов в пределах норм, установленных в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (пп.11 п.1 ст.264 НК РФ). Нормы компенсации за использование личного транспорта зависят от объема двигателя машины. Так, владельцам автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см фирма может заплатить 1200 руб., учитываемых для налога на прибыль, больше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц.

В то же время нужно не забывать и о ст.252 НК РФ, которая требует от организации документально подтвердить и экономически обосновать понесенные расходы. Поэтому организации необходимо запастись как минимум дополнительным соглашением к трудовому договору или приказом по организации (подписанным сотрудником), где прописаны размеры компенсационных выплат.

Также советуем приложить копию паспорта транспортного средства. А вот здесь нужно обратить внимание на один нюанс. Очень часто сотрудники управляют автотранспортным средством по доверенности. То есть машина фактически принадлежит другому человеку. Поэтому возникает вопрос: можно ли учитывать в составе расходов компенсацию по такому автомобилю? По этому вопросу идут горячие споры. Приведем разные позиции, чтобы бухгалтер сам определился, как поступать.

Одни специалисты считают, что учесть компенсацию можно, так как ни в Трудовом, ни в Налоговом кодексе ни слова не говорится о том, что указанное имущество должно находиться на праве собственности. А значит, по имуществу, находящемуся в доверительном управлении, также может выплачиваться компенсация. В последнем случае понадобится и копия доверенности, заверенная надлежащим образом.

Другое мнение, которого, как удалось выяснить корреспонденту "УНП", придерживаются и в Департаменте налогообложения прибыли МНС России, — компенсацию за использование автомобиля, который не принадлежит сотруднику на праве собственности, учесть при расчете налога на прибыль нельзя.

ЕСН и взносы в ПФР. Выплачивая работникам компенсации за использование личного автомобиля в пределах норм, ЕСН с суммы выплаты не исчисляется и не уплачивается (ст.238 НК РФ). Если же организация будет выплачивать компенсации по "своим нормативам", то платить ЕСН также не нужно, так как эти выплаты не уменьшают налог на прибыль (п.3 ст.236 НК РФ). По этим же основаниям не надо платить и взносы в Пенсионный фонд.

Налог на доходы физических лиц на компенсацию за использование личного автотранспорта в служебных целях не начисляется. Основание — п.3 ст.217 НК РФ, в котором прямо предусмотрено, что не подлежат налогообложению выплаты и компенсации, производимые в соответствии с законодательством в пределах норм. Выплаты по возмещению расходов на содержание автомобиля не облагаются НДФЛ на том же основании.

Как мы уже отметили, размер компенсации устанавливается по соглашению между работником и работодателем, при этом специальных норм для целей исчисления НДФЛ не установлено. Поэтому выплачиваемая компенсация полностью не облагается НДФЛ.

Налоговики же в своих письмах то признают, что вся сумма компенсации не облагается НДФЛ (Письма УМНС России по г. Москве от 27.05.2003 N 27-08а/28297, от 31.07.2003 N 27-08н/42412), то меняют свое мнение на кардинально противоположное и отменяют ранее выпущенные разъяснения (Письмо УМНС России по г. Москве от 17.09.2003 N 27-08а/51162), ссылаясь на технические ошибки и предписывая исчислять НДФЛ по нормам, установленным для целей исчисления налога на прибыль. Поэтому если организация решится не удерживать НДФЛ со "сверхнормативных выплат" компенсаций за использование личного автомобиля, то отстаивать свою позицию ей, скорее всего, придется в суде.

Аренда

Организация может и не выплачивать сотруднику компенсацию за использование автомобиля для нужд предприятия, а пойти по другому пути — заключить с ним договор аренды транспортного средства.

Налог на прибыль. Расходы, связанные с арендой имущества, учитываются при исчислении налога на прибыль в сумме фактических затрат (пп.10 п.1 ст.264 НК РФ). При этом организация вправе учесть в составе расходов затраты на ГСМ (пп.2 п.1 ст.253 НК РФ), расходы по страхованию транспорта (пп.1 п.1 ст.263 НК РФ), ремонт автомобиля (п.2 ст.260 НК РФ). Конечно, это можно сделать только при условии, что расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (п.1 ст.252 НК РФ).

ЕСН и взносы в ПФР с суммы арендной платы не начисляются, так как аренда не является услугой (ст.38, п.1 ст.236 НК РФ).

Но если заключен договор аренды с экипажем, то оплата услуг по управлению автомобилем облагается ЕСН как выплата по договору гражданско-правового характера на оказание услуг (п.1 ст.236 НК РФ). Обратите внимание, что налоговые органы рекомендуют составлять договоры аренды с экипажем таким образом, чтобы арендная плата за автомобиль была отделена от оплаты услуг по его управлению .

———————————————————————————————— См. "УНП" N 30, 2002, с. 11 "Арендуем автомобиль: налогообложение".

НДФЛ. Сумма выплачиваемой арендной платы облагается НДФЛ независимо от размера и вида договора — аренда с экипажем или без него (пп.4 п.1 ст.208 НК РФ).

А теперь сравним

Так что же выгоднее: выплачивать компенсацию или все же арендовать автомобиль? Проведем сравнение на конкретном примере.

Пример. У сотрудника А.А. Петрова есть автомобиль объемом двигателя более 2000 куб. см, который используется организацией. Расходы на ГСМ за месяц в среднем составляют 5900 руб., в том числе НДС 18 процентов — 900 руб.

Вариант 1. Организация выплачивает ежемесячную компенсацию в размере 2000 руб.

Вариант 2. Заключен договор аренды без экипажа, арендная плата — 2000 руб. в месяц.

Все расчеты приведены в таблице.

Использование личного автомобиля в служебных целях: как всё оформить

Как видим, выгода заключения договора аренды налицо.

Таблица

—————————T————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | | Вариант I: компенсация | Вариант II: аренда | +————————+————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |НДФЛ |Со всей суммы выплаченной компенсации |С суммы арендной платы | | |(2000 руб.) и возмещения расходов на ГСМ|удержан налог 260 руб. | | |(5900 руб.) налог не удерживается. | | | |Но если бухгалтер не захочет спорить с | | | |налоговиками, то с суммы превышения | | | |компенсации в пределах норм (500 руб.) | | | |налог будет удержан в размере 65 руб. | | | |Также с суммы возмещения расходов на ГСМ| | | |(5900 руб.) удерживается налог 767 руб. | | +————————+————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |ЕСН и |На компенсацию в пределах норм ЕСН и |ЕСН и взносы в ПФР | |взносы |взносы в ПФР не начисляются. С суммы |не начисляются | |в ПФР |превышения компенсации и возмещения | | | |расходов на ГСМ также не начисляются ЕСН| | | |и взносы в ПФР, так как такие выплаты не| | | |уменьшают налогооблагаемую прибыль | | +————————+————————————————————————————————————————+———————————————————————+ |Налог на|Компенсация в пределах норм уменьшает |Сумма арендной платы | |прибыль |налоговую базу. |(2000 руб.) и расходы | | |Расходы на ГСМ не учитываются, так как |на ГСМ (5900 руб.) | | |автомобиль не принадлежит организации |учитываются в составе | | | |расходов | L————————+————————————————————————————————————————+————————————————————————

А.С.Елин

Исполнительный директор

АФ "Академия Аудита"

Подписано в печать

17.05.2004

—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——

(C) Fin-Buh.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.