Конфликт интересов на государственной

Конфликт интересов как основа коррупционных правонарушений ставит под угрозу авторитет государственной службы, поражая организационные, правовые и нравственные основы государства. Это проблема соотношения юридических и нравственных требований к государственным служащим, правил их служебного поведения и личных интересов.

Проблема предотвращения и пресечения нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений прав, нарушений правил служебного поведения на государственной службе является одной из наиболее острых на протяжении уже нескольких лет.

В концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 № Пр-14962 (раздел VII «Государственный служащий»), впервые предусматривалось, что в системе государственной службы должны быть сформированы механизмы преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Как видно, конфликт интересов на государственной службе предлагалось рассматривать как противоречие между личными интересами государственных служащих и их служебными обязанностями.

Впервые в нормативном правовом акте применительно к государственной службе понятие «конфликт интересов» упоминается в пункте 2 Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 (государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, наряду с прочим при угрозе возникновения конфликта интересов обязан сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решения, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов).

В последующем понятие «конфликт интересов» упоминается в Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», где пункте 4 статьи 10 определяется, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с указанной нормой в пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было впервые дано легальное определение понятия «конфликт интересов» – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (формулировка действовала до 2008 г.), а также названы условия и признаки ситуаций с конфликтом интересов, предусмотрены механизмы его преодоления и возможные правовые последствия.

В 2008 г. в Российской Федерации принимается Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе (формулировка действовала до 2015 г.) понималась ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» в антикоррупционное законодательство внесены изменения в части совершенствования правового регулирования конфликта интересов.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 вышеназванного закона, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Регулирование конфликта интересов включает три основных элемента: Предотвращение – система ограничений, запретов и иных мер, не позволяющих оказаться в ситуации конфликта интересов.

Выявление – система мер, позволяющих своевременно получать и анализировать информацию о личных интересах.

Урегулирование – ограничение участия в принятии решений (совершении действий), затрагивающих личные интересы.

Все три основных элемента закреплены в статье 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, в части предотвращения конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

На предотвращение конфликта интересов направлены очень многие антикоррупционные ограничения и запреты, например:

  • на получение подарков;

  • на выполнение иной оплачиваемой работы;

  • на владение ценными бумагами и др.

В части выявления конфликта интересов законом предусмотрено, что лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Основным инструментом выявления конфликта интересов является декларирование, т.е. самостоятельное уведомление должностным лицом о наличии у него конфликта интересов или личной заинтересованности. Основные особенности

  • декларирование носит ситуативный характер;

  • уведомление подается на имя представителя нанимателя, и именно он несет ответственность за принятие решения об урегулировании конфликта интересов;

  • от декларанта требуется определенное понимание связи личной заинтересованности с конфликтом интересов.

Декларирование не является единственным способом выявления конфликтных ситуаций. Конфликты интересов также могут быть выявлены посредством:

– анализа сведений, предоставляемых о себе служащим, и иной информации, содержащейся в государственных и негосударственных базах данных. В частности, на возможный конфликт интересов могут указывать сведения, содержащиеся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, например:

  • сведения об иной работе служащего; сведения о месте работе супруги служащего;

  • сведения об участии служащего, его родственников в коммерческих организациях;

  • сведения о долговых обязательствах служащего и членов его семьи.

– получения сообщений о возможных коррупционных правонарушениях.

В части принятия мер по урегулированию конфликта интересов законом предусмотрено, что представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Последствия для государственного служащего за невыполнение антикоррупционного законодательства закреплены в части 6 статьи 11 закона, в соответствии с которой непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наказывают не за само пребывание в ситуации конфликта интересов, а за:

  • сокрытие конфликта интересов (поскольку нарушается обязанность уведомлять о его возникновении). Мера ответственности в этом случае выбирается представителем нанимателя;

  • непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Мера ответственности в этом случае императивна – это увольнение.

ДМИТРИЙ СТЕПАНЕНКО, ПОМОЩНИК НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ И ЕАО

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 09 (203) дата выхода от 23.09.2019.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Таким образом, противодействие коррупции, прежде всего, направлено на осознание общественно опасной сущности коррупции, ее предупреждение путем устранения условий и причин, ей способствующих, и пресечения коррупционных проявлений.

Коррупционно опасные ситуации возникают при наличии конфликта интересов на государственной или муниципальной службе.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в предыдущем абзаце, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающего должность и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Конфликт интересов может возникнуть при:

— выполнении отдельных функций муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципальных служащих;

— выполнении иной оплачиваемой работы;

— получении подарков и услуг;

— наличии имущественных обязательств и судебных разбирательств;

— взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения с муниципальной службы;

— явном нарушении установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 предусмотрено, что муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Они обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно. Порядок уведомления отдельными категориями лиц о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2016 №466.

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Наиболее типичными коррупционно опасными ситуациями являются:

1) Муниципальный служащий участвует в принятии решения о закупке муниципальным органом товаров, в том числе являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у служащего есть личная заинтересованность.

2) Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего. Например, муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника муниципального служащего.

Рекомендуется вывести служащего из состава вышеперечисленных комиссий на время их проведения, с целью исключения у служащего личной заинтересованности.

3) Муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то служащим рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации муниципальному органу, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

Также, для урегулирования данного вопроса рекомендуется руководствоваться Порядком сообщения отдельными категориями должностных лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, утвержденным постановлением Администрации городского округа Самара от 26.06.2014 №885.

4) Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, перед которой сам служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования:

В этом случае служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего, имеют имущественные обязательства.

5) Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

6) Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Рекомендуется, по крайней мере, до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

7) Муниципальный служащий участвует в осуществлении отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на муниципальную службу.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащему в случае поручения ему отдельных функций муниципального управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на муниципальную службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о данном факте, и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

8) Муниципальный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования:

В соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещается принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

При принятии решения о предоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

9) Муниципальный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования:

Служащим запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим служащим следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Различают следующие виды коррупционных правонарушений:

1. Гражданско-правовые деяния. Согласно ст. 1064 ГК РФ основанием наступления гражданско-правовой ответственности за коррупционное правонарушение является причинение:

— вреда личности или имуществу гражданина;

— вреда имуществу юридического лица.

К числу коррупционных правонарушений, за которые возможно наступление гражданско-правовой ответственности, относятся:

— причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления;

— причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления;

— причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, органа местного самоуправления.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ причиненный вред полежит возмещению.

2. Дисциплинарные проступки имеют место в случае несоблюдения муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных для них Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Дисциплинарный проступок – это неисполнение или не надлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. К ним можно отнести:

— неисполнение обязанностей по представлению сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— неисполнение обязанности по сообщению представителя нанимателя об обращениях в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

— непринятие мер по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов;

— получение в связи с исполнением должностных обязанностей материальной выгоды от физических и юридических лиц (подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.), не образующих составов административного правонарушения и преступления в соответствии с действующим законодательством.

За совершение дисциплинарного проступка возможно наложение следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

За каждый дисциплинарный поступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

3. Административные правонарушения и их составы:

— отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ);

— использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45 КоАП РФ);

— нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 7.31 КоАП РФ);

— нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона (ст. 7.31.1 КоАП РФ)

— нарушение порядка заключения, изменения контракта (ст. 7.32 КоАП РФ);

— осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);

— ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ);

— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ);

— нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ);

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ);

— нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

— непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса (ст. 19.8.1 КоАП РФ);

— нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ);

— незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ);

4. Преступления (субъектами коррупционных преступлений могут быть не только должностные лица (коррупционеры), занимающие должности в муниципальном органе или муниципальных организациях и учреждениях, использующие служебное положение для извлечения выгоды для себя или третьих лиц, но любые другие физические лица (корруптеры, «покупающие» услуги коррупционеров):

— злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ);

— коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);

— получение взятки (статья 290 УК РФ);

— дача взятки (статья 291 УК РФ);

— служебный подлог (статья 292 УК РФ);

— подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний, либо к неправильному переводу (статья 309 УК РФ);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ).

В некоторых случаях (когда это связано с присутствием корыстного мотива):

— нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1 УК РФ);

— нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

— регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом (статья 170 УК РФ);

— другие (перечень преступлений, содержащий признаки коррупции, отражен в Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России от 13.02.2016 №797/11 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Противодействие коррупции невозможно без активного участия в пресечении коррупционных проявлений со стороны граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

О фактах коррупционных проявлений, носящих характер гражданско-правовых деяний и дисциплинарных проступков со стороны муниципальных служащих, граждане и индивидуальные предприниматели могут обратиться по «телефону доверия» Администрации городского округа Самара337-36-26.

В случаях наличия признаков коррупционных административных правонарушений и преступлений (вымогательства взятки и других) гражданам и индивидуальным предпринимателям необходимо:

— вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская
опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться
либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или
совершить подкуп;

— внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам
условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и
способы передачи взятки, форму коммерческого подкупа,
последовательность решения вопросов);

— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до
следующей беседы, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей
встречи;

— поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в
случае дачи взятки или совершения подкупа;

— не брать инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному взяткополучателю сообщить как можно больше информации;

— ни в коем случае не давать взятку.

После совершившегося факта вымогательства взятки необходимо обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в любой из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или вышестоящие органы:

— в органы внутренних дел;

— в органы Федеральной службы безопасности;

— в органы прокуратуры;

— в следственные подразделения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области.

О фактах коррупционных преступлений также можно сообщить по «телефонам доверия» государственных и правоохранительных органов:

Прокуратура г.Самары

УМВД России по г.Самаре

СУ СК России по Самарской области

Самарская таможня

УФСИН России по Самарской области

ГУ МЧС России по Самарской области

УФССП России по Самарской области

УФСБ России по Самарской области

В случаях коррупционного преступления со стороны сотрудников органов внутренних дел, исполнения наказаний, таможни, других правоохранительных органов необходимо обращаться в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками, либо попасть на прием к руководителю данного правоохранительного органа, либо в органы прокуратуры и написать заявление о факте вымогательства у Вас взятки или коммерческого подкупа, в котором указать:

— кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность,
учреждение) вымогает у Вас взятку или кто из представителей коммерческих
структур толкает Вас на совершение подкупа;

— каковы суммы и характер вымогаемой взятки (подкупа);

— за какие конкретно действия (бездействие) вымогается взятка или совершается коммерческий подкуп;

— в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп.

Все письменные (устные) сообщения и заявления о преступлениях принимаются круглосуточно в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления. При этом заявитель вправе получить копию своего заявления с отметкой о его регистрации в правоохранительном органе или талон — уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес, телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения. Кроме того заявитель вправе выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы. В случае отказа принять сообщение (заявление) о преступлении граждане вправе обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в органы прокуратуры Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 11)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ

В. М. КОРЯКИН

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Проанализирован один из важнейших элементов системы кадровых антикоррупционных технологий в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны, которым является институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Ключевые слова: государственные закупки, оборона, противодействие коррупции.

Features manifestations of conflict of interest in public procurement for defense V. M. Korjakin

Key words: government procurement, defense, fight against corruption.

Важнейшим элементом системы кадровых антикоррупционных технологий в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны является институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Аналогичное определение содержится в ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Применительно к военной службе как виду государственной службы конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) военнослужащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им общих, должностных или специальных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью военнослужащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства <1>. ——————————— <1> Костюк О. Н. Правовые средства разрешения конфликта интересов на государственной службе в Министерстве обороны Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 9.

Под личной заинтересованностью работника, занимающегося государственными закупками, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать возможность получения данным работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной, натуральной форме или в виде материальной и иной выгоды непосредственно для него самого, членов его семьи или его родителей, братьев, сестер и других родственников, для граждан или организаций, с которыми этот работник связан финансовыми или иными обязательствами. Очень интересные методологические подходы к определению роли и места института конфликта интересов в системе противодействия коррупции содержатся в диссертационном исследовании Ю. Д. Жуковой <2>. Пользуясь указанными методологическими подходами применительно к сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и военной безопасности, можно сформулировать следующие теоретические положения: ——————————— <2> Жукова Ю. Д. Противоправность поведения руководителя хозяйственного общества как основание ответственности за причинение обществу убытков в результате совершения сделок от имени общества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9 — 10.

а) конфликт интересов сам по себе не предполагает автоматически противоправного поведения соответствующего должностного лица. Необходимы дополнительные признаки, свидетельствующие о противоправности его поведения в рамках такого конфликта, поскольку даже при наличии формального конфликта интересов должностное лицо все равно может действовать в интересах организации, в которой он проходит службу (работает). Таким дополнительным признаком (или критерием) является получение или нацеленность субъекта конфликта интересов на получение личной имущественной или иной выгоды. Это позволит привлекать должностных лиц, занимающихся закупками, к ответственности не за само по себе действие с конфликтом интересов, а именно за противоправное поведение в собственных интересах или интересах третьих лиц (за отдание предпочтения частным интересам перед интересами государства); б) умолчание о возможном конфликте интересов также само по себе не может являться достаточным основанием для привлечения должностного лица к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем данное обстоятельство свидетельствует не в пользу правомерности поведения данного лица и должно влечь привлечение его к дисциплинарной ответственности. О. Н. Костюк справедливо утверждает, что конфликт интересов на государственной службе в деятельности военной организации напрямую связан с явлением коррупции. Указанные понятия объединены: — общим методом достижения личной выгоды, связанным с незаконным использованием воинским или гражданским должностным лицом своего должностного положения или влиянием на исполнение своих должностных обязанностей; — общим последствием, связанным с причинением вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства; — общим результатом, связанным с получением выгод в виде имущества или услуг имущественного характера, имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления таких выгод другими лицами. По мнению указанного автора, в отличие от коррупции, конфликт интересов носит объективный характер и представляет собой стандартную ситуацию в военно-служебной деятельности, которая может привести, но не всегда приводит к коррупционному результату. Совершение коррупционного правонарушения — это следствие неурегулированного конфликта интересов на государственной службе <3>. ——————————— <3> Костюк О. Н. Указ. соч. С. 10.

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов государственные гражданские служащие, военнослужащие и иные работники, в чьи служебные обязанности входит выполнение функций, связанных с закупками товаров, работ и услуг для нужд военных организаций, обязаны: — в письменной форме информировать представителя нанимателя (непосредственного начальника, работодателя) о возникновении у них личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; — принимать меры по предотвращению конфликта интересов; — передать принадлежащие им ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение указанными объектами приводит или может привести к конфликту интересов. Представитель нанимателя, командир (начальник), которому стало известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения подчиненного, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности в установленном законодательством порядке. Невыполнение указанных обязанностей влечет дисциплинарную ответственность работников, вплоть от освобождения от занимаемой должности, увольнения с государственной гражданской и военной службы (с работы) в связи с утратой доверия. Как указано выше, в случае возникновения конфликта интересов работник (военнослужащий) и его руководитель (командир, начальник) обязаны принять меры к его предотвращению и урегулированию, используя различные способы: а) изменение должностного или служебного положения работника (военнослужащего); б) отстранение работника (военнослужащего) от исполнения должностных обязанностей; в) отказ работника (военнослужащего) от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов; г) отвод или самоотвод работника (военнослужащего). Конфликт интересов в сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд военных организаций может быть рассмотрен с различных точек зрения. Так, по мнению Р. Кандыбина <4>, конфликт интересов в данной сфере по источникам его возникновения может квалифицироваться как: ——————————— <4> Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право (электронное научное издание). 2013. N 1. URL: http://www. voennoepravo. ru/.

1) конфликт интересов у государственного заказчика (если он является организатором конкурса); 2) конфликт интересов у уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (если он является организатором конкурса); 3) конфликт интересов у специализированной организации, привлеченной на основе контракта для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный контракт (организатора конкурса); 4) конфликт интересов у участника конкурса. Важное методологическое значение для предупреждения конфликта интересов, его выявления, урегулирования и нейтрализации негативных последствий имеют разработка и формулирование типовых ситуаций его проявления <5>. ——————————— <5> См., например: письмо Минтруда России от 15 октября 2012 г. N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования».

Применительно к сфере закупок товаров, работ и услуг для нужд обороны и военной безопасности можно выделить следующие типовые ситуации конфликта интересов: а) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица организации-заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя); б) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица организации-заказчика, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя), имеется доля участия в уставном капитале, либо указанные лица являются соучредителями данной организации; в) должностное лицо, занимающее руководящую должность в государственной организации или органе военного управления, осуществляющем закупку, либо член конкурсной (аукционной) комиссии ранее выполняли трудовые функции в организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре, и с момента увольнения данных лиц с работы в данной организации прошло менее трех лет; г) в организации или в органе управления юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре, работает лицо, ранее занимавшее руководящую должность в органе военного управления или в организации, осуществляющей закупку, либо осуществлявшее в отношении данного органа (организации) контрольные или надзорные функции; д) работник организации-заказчика участвует в принятии решения о закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного работника; е) работник организации-заказчика и/или его родственники либо члены конкурсной комиссии владеют ценными бумагами организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя); ж) работник организации-заказчика, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного работника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.) от физических лиц и/или организаций, участвующих в конкурсе или с которыми заключен государственный контракт. Заметим, что приведенные ситуации носят самый общий, типовой характер. В практике государственных закупок могут иметь место самые разнообразные формы проявления конфликта интересов. Но в любом случае своевременное выявление конфликта интересов и нейтрализация его возможных негативных последствий — неотъемлемый элемент антикоррупционной деятельности в рассматриваемой сфере.

ПАМЯТКА

о соблюдении требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе

( типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования)

Введение

1. Что такое конфликт интересов

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) и часть 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ).

2. Что понимается под личной заинтересованностью

Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего понимается ситуация (часть 3 статьи 19, пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ), которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера для себя, членов своей семьи или для третьих лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей, а также граждане или организации, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами).

Личная заинтересованность государственного гражданского служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного гражданского служащего, его родственников.

Государственный гражданский служащий в процессе исполнения должностных обязанностей, может оказаться в различных ситуациях, подпадающих под определение «конфликт интересов», в том числе и выполнение отдельных функций государственного управления в отношении организаций, родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего.

Функции государственного (административного) управления организацией представляют собой полномочия государственного гражданского служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

3. Что запрещено государственному гражданскому служащему

Перечень ограничений, обязанностей и запретов для государственных гражданских служащих, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, установлен статьями 17,18 Федерального закона № 79-ФЗ, статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

4. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе лежит обеспечение исполнения государственными гражданскими служащими обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ), в том числе и обязанность государственного гражданского служащего в письменной форме уведомлять своего непосредственного руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

Выяснение обстоятельств непринятия государственным гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений органа исполнительной власти.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе государственного гражданского служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной гражданской службе и противодействию коррупции:

— обращение государственного гражданского служащего с ходатайством об установлении Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов фактов или признаков нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов;

— изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

Если вследствие исполнения должностных обязанностей государственным гражданским служащим сложилась ситуация, повлекшая конфликт интересов, и служащим не приняты соответствующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, данный факт:

1) по представлению руководителя выносится на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (подпункт «а» пункта 16 Положения о комиссиях, Указ Президента РФ от 1 июля 2010 № 821);

2) влечет увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы в соответствии с законодательством РФ (подпункт 5.1 пункта 5 статьи 11 Федерального закона от № 273-ФЗ, введен 21.11.2011 г. № 329-ФЗ);

3) лицо, замещающее государственную должность в Министерстве регионального развития Республики Хакасия, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или привела к конфликту интересов, подлежат увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо (пункт 2 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной гражданской службе и порядок их урегулирования

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный гражданский служащий должен уведомить в письменной форме представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность служащего. Например, рекомендуется временно вывести государственного гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы является его родственник.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

Описание ситуации

Государственный гражданский служащий собирается заниматься оплачиваемой преподавательской, научной или творческой деятельностью либо занимается такой деятельностью на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный гражданский служащий осуществляет функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме и отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный гражданский служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного гражданского служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае, если государственный гражданский служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами

Описание ситуации

Государственный гражданский служащий владеет ценными бумагами

Меры предотвращения и урегулирования

В случае, если государственный гражданский служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, или же участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков или кредитных организаций, он обязан:

— уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме;

— передать ценные бумаги в доверительное управление.

В случае, если родственники государственного гражданского служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, государственный гражданский служащий обязан уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме и рекомендовать своим родственникам передать ценные бумаги в доверительное управление либо рассмотреть вопрос об их отчуждении.

До принятия государственным гражданским служащим мер по урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного гражданского служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, банков или кредитных организаций, в отношении которых служащий владеет ценными бумагами, имеет вклады или кредитные обязательства.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и оказанием услуг

4.1. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении государственным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении государственного служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то государственному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками государственного служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

— указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

— до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

4.2. Описание ситуации

Государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения государственного служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

4.3. Описание ситуации

Государственный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении государственным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать государственному служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать государственному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае государственному служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это, государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, перед которой сам государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении кредиторов организации, владельцами или сотрудниками которых являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.3. Описание ситуации

Государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

5.4. Описание ситуации

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, участвуют в деле, рассматриваемом в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства с государственным служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной гражданской службы

Описание ситуации

Государственный гражданский служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до наделения полномочиями лица, замещающими государственную должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному гражданскому служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу, рекомендуется уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения государственного гражданского служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении бывшего работодателя.

7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным служащим установленных запретов

7.1. Описание ситуации

Государственный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Меры предотвращения и урегулирования.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение гражданским служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

7.2. Описание ситуации

Государственный служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Государственный служащий рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники государственного служащего или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

7.3. Описание ситуации

Государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение гражданским служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

7.4. Описание ситуации

Государственный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

В связи с этим государственному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования государственным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.