Конфликт старого и нового

УДК 316.482.051.63

Сыроед Надежда Саввовна

Syroed Nadezhda Savvovna

кандидат социологических наук, профессор кафедры социальных наук Дальневосточного федерального университета

PhD in Social Science, Professor, Social Sciences Department, Far Eastern Federal University

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

CONFLICT OF GENERATIONS AS A SOCIAL PROBLEM

Аннотация:

Конфликт поколений является одним из видов социального конфликта. Он имеет место как в семьях, так и на уровне социума. Традиционно конфликтные взаимоотношения между поколениями рассматриваются с позиций взаимоотношений «отцов» и «детей». В статье впервые предпринимается попытка анализа феномена межпоколенче-ского конфликта как социальной проблемы.

Ключевые слова:

социальная проблема, поколение, конфликт, меж-поколенческий конфликт, социальные функции, дисфункции.

social problem, generation, conflict, intergeneration conflict, social functions, dysfunctions.

Как любой социальный конфликт, конфликт поколений и функционален, и дисфункционален одновременно. С одной стороны, конфликт поколений способствует прогрессу общества и разрядке напряженности, «очищает воздух», по образному выражению Г. Зиммеля. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что «конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба». Перефразируя «Коммунистический манифест», Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» .

С другой стороны, конфликт создает множество проблем и конфликтующим сторонам, и социальному окружению, и процессам, происходящим в обществе. Конфликт поколений может перерасти в социальную проблему, нарушающую нормальное функционирование социума. Меж-поколенческие конфликты как социальные проблемы часто представляют собой «вредные социальные условия, которые становятся фокусом озабоченности и объектом реформаторских усилий» . Социальные проблемы характеризуются масштабностью и негативным влиянием на развитие общества в целом. Они требуют вмешательства и применения соответствующих мер для их решения. Межпоколенческие конфликты вполне соответствуют указанным характеристикам, поэтому могут быть представлены в науке и практике как социальные проблемы.

Поколения являются субъектами общественной жизни, а полисемантичность понятия «поколение» определила множество теоретико-методологических подходов к его исследованию и толкованию. Каждая наука выработала свою классификацию поколений. Основанием классификации может служить возраст «как совокупность людей, относящихся к определенным возрастным интервалам, или в несколько другом значении, как совокупность сверстников, образующая возрастной слой населения» ; принадлежность к какой-либо исторической эпохе (например, военное поколение, поколение перестройки и т. д.).

Критерий возраста является наиболее универсальным основанием классификации поколений. С этих позиций основными категориями населения выступают поколения молодых, зрелых людей и стариков.

Конфликт поколений определяется в конфликтологии как столкновение интересов, взглядов, потребностей и ценностей представителей разных возрастных категорий населения в целях осуществления своей воли .

Высокая интенсивность и масштабность конфликта поколений могут создавать угрозу жизнедеятельности социальной системы. Его дисфункциональность особенно отчетливо проявляется в ситуациях массовых организованных и стихийных социальных протестов и других акций. Не случайно еще Т. Парсонс любые выражения недовольства со стороны молодого поколения рассматривал как проявления девиантного поведения, которые не могут быть одобрены обществом.

Основными конфликтогенными социальными факторами для молодежи являются следующие:

— Молодежь стремится занять значимые социальные позиции и раздражается, если пожилые их не уступают.

— Готовность старшего поколения контролировать, делать замечания, не всегда в тактичной форме.

Случайные наблюдения предоставляют данные об особенностях коммуникации представителей старшего поколения. В частности, иногда они полагают, что их почтенный возраст дает право не церемониться с представителями других возрастных категорий населения, в особенности с молодежью. Традиционно старость ассоциируется с мудростью и доброжелательностью, что и составляет сущность социальных ожиданий по отношению к старшему поколению. Но злоупотребления мерами социального контроля, навешивание ярлыков, следование клише обыденного сознания («в наше время молодежь была лучше») не соответствуют ожиданиям, оскорбляют и нервируют молодежь и не способствуют установлению взаимопонимания между поколениями.

Факторы, вызывающие недовольство и напряжение, инициирующие конфликт со стороны старшего поколения:

— игнорирующее или даже подчеркнуто пренебрежительное отношение молодежи к старшим;

— некоторые элементы молодежной субкультуры, такие как молодежный сленг, манера одеваться, прически, отдельные формы поведения, музыкальные предпочтения, формы досуга, способы развлечения и т. д. При этом не учитывается тот факт, что принадлежность к молодежной субкультуре — это явление возрастное, временное и переходное. Включение во взрослую жизнь, задачи построения карьеры и семейной жизни обусловливают приобщение молодых людей к культуре социального окружения и мира старших.

Конфликты, возникающие вследствие неприятия молодежной субкультуры представителями старших поколений, являются широко распространенными в обществе. Их масштабность и негативные последствия позволяют отнести их к категории социальных проблем. Вместе с тем возникновение такого рода конфликтов заключает в себе значительный субъективный смысл, так как данные конфликтные ситуации не имеют фундаментальных оснований, потому что базовые ценности разных поколений россиян совпадают. Это подтверждают исследования и прошлых лет, и современности. Например, в мае 2016 г. Центром научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) был проведен экспертный опрос с целью исследования и выявления цен-ностно-мотивационных установок современной российской молодежи и ее социокультурного и гражданского потенциала.

В ходе социологического исследования молодые люди отвечали на вопрос: «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие — далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?» Ответы респондентов показали, что из всего списка ценностей старшего поколения, предложенного исследователями, в наибольшей степени близки молодому поколению семейные ценности, любовь к родителям, достаток, материальное благополучие, зарабатывание денег .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеются другие, более веские причины конфликта поколений: молодежь стремится овладеть социальными, производственными и другими позициями, занятыми старшим поколением, тогда как потенциал старшего поколения еще не выработан.

С конфликтом поколений связано и такое широко распространенное негативное явление, как эйджизм — дискриминация по возрастному признаку. Эйджизм — предвзятое отношение людей старшего возраста к молодежи и наоборот (конфликт поколений, отцов и детей) .

Основными причинами межпоколенческих конфликтов в семьях являются, как правило, вредные привычки, такие как алкоголизм и наркомания, а также иждивенчество, стремление прожить за счет близких родственников, несправедливое распределение семейных обязанностей, бедность, низкий уровень обеспеченности жилой площадью.

Часто возникновение конфликта поколений в семьях связано с выбором брачных партнеров представителями молодого поколения. Этой проблеме посвящены ряд исследований в различных научных областях. В частности, анализ межпоколенческих конфликтов, осуществленный М.В. Вдовиной, показал, что конфликты, спровоцированные вступлением детей в брак с «неподходящим» человеком, возникают особенно часто, на что указали 53 % респондентов. Осложняют взаимодействие между членами семьи и являются конфликтогенными факторами напряженные отношения одного из супругов с родителями другого супруга — например, свекрови и снохи (25 %), тещи и зятя (20 %) .

Конфликт поколений в семьях порождает масштабные социальные проблемы, такие как дисфункции семейных отношений, домашнее насилие, детская безнадзорность, преступность, распад семей и др.

Социальные проблемы не возникают сами по себе. Чаще всего они являются результатом каких-либо исторических потрясений или изъянов в функционировании социальных институтов. Конфликт поколений, негативное отношение молодого поколения к старшему формируется в значительной степени актуальной социальной политикой государства по отношению к возрастным категориям населения. Отношение к пожилым людям как к ненужной части общества, вытеснение их на периферию социальной жизни является одной из доминирующих социально-политических тенденций в современной России. Очевидный и убедительный аргумент — это низкий уровень пенсионного обеспечения, снижение экономического и социального статуса старшего поколения.

Конфликт поколений надлежит рассматривать как социальную проблему, потому что он приводит к одиночеству, заброшенности пожилых людей, массовой бедности пенсионеров, стрессам и депрессии и в целом ухудшению их психоэмоционального состояния. Ученые-социологи МГУ им. М.В. Ломоносова в своей методологической разработке (программе курса «Методология и методика социологического исследования») трактуют сущность социальной проблемы как несоответствие между существующим и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению. Результатами межпоколенческого конфликта являются нарастание социальной напряженности, повышение уровня суицидального поведения, преступности. Конфликтные взаимодействия между поколениями разрушают социальные связи, повышают уровень разобщенности в обществе.

Таким образом, межпоколенческий конфликт является неотъемлемой и «вечной» проблемой общества. По масштабности, значимости и негативным последствиям конфликт поколений следует признать социальной проблемой.

Как любой другой конфликт, конфликт поколений необходимо регулировать. Стратегия управления межпоколенческими конфликтами должна быть представлена на всех основных уровнях социальной системы: индивидуальном, групповом и общественном. Необходимо признать, что распространению конфликта поколений во многом способствуют недостатки воспитательно-образовательной системы и изъяны социальной политики государства. В качестве профилактики конфликтов между представителями разных поколений следует применять специальные программы по воздействию на социальную практику и массовое сознание. Важно повышать престиж старшего поколения в обществе и его моральный статус. Психологи отмечают, что, ругая молодежь, старшее поколение повышает свою самооценку и улучшает свое настроение. Между тем и для самооценки, и для хорошего настроения старшего поколения важнее всего признание заслуг и уважительное отношение к его представителям. Результатами компетентного управления конфликтом между поколениями должны стать снижение остроты и обширности этой социальной проблемы и, напротив, рост консолидации общества.

Ссылки:

2. Handbook of Social Problems. A Comparative International Perspective / ed. by G. Ritzer. Maryland, 2004. P. 8.

3. Социологический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 247.

4. Цой Л.Н. Конфликт поколений: устойчивость и развитие // Адлеровские чтения : сб. материалов Респ. конф. Альметьевск, 2006.

­Главная>Сочинения по произведению Гроза

Конфликт старого и нового

Уважение к старшим почиталось во все времена. Мудрость и опыт старших призваны помогать молодому поколению, а не подчинить его себе. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» мы видим, как пережитки «старого» патриархального уклада осложняют жизнь «новому», молодому поколению. Эта тема была всегда актуальна, но не всегда она стояла острой проблемой. Автор просто передал общественные настроения второй половины 19-го века, когда на смену старым устоям болезненно и медленно приходили новые.

В драме «Гроза» описывается маленький провинциальный городок, жители которого главной ценностью в жизни считают деньги и беспрекословно подчиняются тем, у кого они есть. Городом управляют такие богатые купцы как Дикой и Кабаниха. Они являются представителями старшего поколения и представлены с самой худшей стороны. Автор показал, как их жестокость и деспотизм воздействовали на окружающих. Савел Прокофьевич любил недоплачивать подчиненным, угнетать родных и просто бесчинствовать, за что его в городе называли самодуром. Человек для него что червяк: «захотел – раздавил, захотел – помиловал».

Еще хуже обрисован образ Кабанихи (Кабановой Марфы Игнатьевны). Это богатая вдова, которая своей авторитарностью давно подавила не только рабочих, но и собственных детей. Её интересует только беспрекословное подчинение. Ради достижения своих целей она готова надеть маску добродетели и притворятся набожной. В результате под видимым благочестием и соблюдением старых традиций прячутся нетерпимость, злоба и жестокость. Большинство персонажей, описанных в драме, боятся перечить этим «хозяевам мира». Они предпочитают также притворяться и лицемерить, лишь бы не проявлять силу характера.

Единственным сильным человеком в этом «темном царстве» показана невестка Кабанихи – Катерина. Она представитель «нового» в произведении и тот самый проводник, который пошатнет положение деспотов в их патриархальной среде. Даже Борис, человек неглупый и образованный, позволяет дядьке тиранить себя. В купеческом мире нормой становятся жестокие, человеконенавистнические отношения. Вырваться из этого замкнутого круга никто не может, а Катерине это удается самым печальным образом. Не выдержав осуждения домочадцев и отстранения Бориса, она бросается в Волгу. Её самоубийство становится протестом против установленных нравов патриархального города.

На самом деле в драме показан конфликт изжившего себя старого с новым, молодым веянием и стремлением к свободе. Узнав о любви Катерины к Борису, Кабаниха говорит сыну: «Куда воля-то ведет!» Для нее проявление любых искренних чувств это бесстыдство, а вот кланяться прилюдно мужу в ноги и демонстрировать фальшивые слезы, это идеал к которому нужно стремиться. Кабаниха не хотела и не могла осознать обреченность своих воззрений. В глубине души и она, и Дикой понимали, что их время уже прошло, но сдавать позиции не хотели. Однако смерть Катерины пошатнула их авторитет в обществе, таким образом, заложив фундамент для новых порядков.

см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский

Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

Вариант 1

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде основной конфликт произведения «Отцы и дети» намечается с помощью указания на внешние различия представителей «противоборствующих сторон», на разницу в их внешнем обхождении.

Так, Базаров ведет себя нарочито небрежно, «не церемонится»: «прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот это одежонку»; потягиваясь, опускается на диван. В то время как Павел Петрович Кирсанов и старый слуга Прокофьич ведут себя согласно аристократической традиции (Прокофьич «взял обеими руками базаровскую «одежонку» и…удалился на цыпочках»; Кирсанов, здороваясь с племянником, вежливо «совершил европейское «shake hands»).

Тем не менее, сразу становится заметно и проявление некого пренебрежения и даже высокомерия «аристократов» по отношению к Базарову: Прокофьич взял одежду «как бы с недоумением», а Павел Петрович при знакомстве «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Далее в произведении читатель увидит, что и Базаров не самого лестного мнения о новом знакомом.

Важно отметить и то, что акцентирует внимание на внешности Павла Петровича: он был одет по моде, щеголевато, «сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли». В то время как при описании Базарова в предыдущих частях романа выделяется его небрежность, безразличие к собственному внешнему виду.

Таким образом, уже при встрече главных героев — «противников», автор указывает на большое количество различий между ними, которые проявляются во внешнем виде и манере поведения. Герои с первых минут знакомства проникаются недоверием друг к другу, и в дальнейшем конфликт «отцов и детей» продолжает нарастать, а противоречия становятся все очевиднее.

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» представителями «века минувшего» можно назвать Раневскую и Гаева. Это русские дворяне, типичные аристократы, которые не готовы распрощаться со своим старым садом, несмотря на то, что это необходимо. Лишь молодой предприниматель находит выход их сложной сложившейся ситуации. Покупка сада является большим ударом для поживших в имении людей прошлого. Именно так можно назвать Любовь Андреевну и её брата.

Проблема конфликта между поколениями «отцов и детей» нашла отклик во многих произведениях русской классики. Одним из самых ярких примеров является пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума», где представитель молодого поколения, Чацкий, восстает против безнравственных порядков «фамусовского общества». Молодого бунтаря возмущают пороки людей, взявших на себя роль «судей» и воспитателей («не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» — убеждает Фамусов свою дочь). Вся «старая Москва» буквально прогнила с точки зрения нравственности: здесь процветают чинопочитание, властолюбие, любовь к деньгам, страх просвещения. Чацкий, которому «прислуживаться тошно», не желает мириться со старыми порядками и не признает авторитета старшего поколения, громко вопрошая: «А судьи кто?», изобличая его пороки. Это в какой-то мере делает его похожим на тургеневского Базарова, так же не принимающего авторитет «стариков», но у Тургенева объектом спора становятся не столько моральные устои, сколько идеи (ведь Базаров пытался доказать Павлу Петровичу, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»).

Но поистине «темным царством» поколение «отцов» предстает перед читателем в драме А.Н.Островского «Гроза». «Старики» — Кабаниха и помещик Дикой – являются ревностными хранителями традиционных устоев и в своем стремлении их поддерживать доходят до аморального самодурства и жестокости. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — характеризует Кабанову Кулигин. Молодым людям невозможно пробить дорогу в самостоятельную жизнь, так как всюду их окружает «опека» матери. Протест против угнетения проявляется в различных формах, каждый ищет выхода по-своему: Варвара «взяла да и ушла», Катерина утопилась, а Тихон, которому осталось «жить…да мучиться», он обвиняет свою мать в гибели Катерины и завидует умершей жене, освободившейся от мира самодуров.. В драме «Гроза» конфликт между поколениями носит совсем иной характер, нежели в «Отцах и детях» И.С.Тургенева. Если в первом «старики» добиваются почтения и послушания жестокостью и эмоциональным гнетом, то в тургеневском романе консервативная сила выступает как достаточно мудрая, гуманная сторона, хоть и тоже «отжившая» свой век. Да и спор у Тургенева разгорается по поводу «иных материй»: о смысле искусства, любви, философии, значении человеческой личности. А в «Грозе» герои просто пытаются «выжить».

Таким образом, конфликт поколений нашел отражение во многих произведениях, и в каждом он показан по-своему, с определенной стороны. Это позволяет сделать вывод о сложности и многогранности проблемы взаимоотношений «отцов и детей».