Конфликтное поведение это в психологии

О.Н. Юденко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Одним из центральных вопросов, требующих разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах, обусловливающих возникновение конфликтных ситуаций и их перерастание в конфликт. Сложность изучения заключается в том, что невозможно проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации.

Анализируя психологическую литературу, где рассматриваются субъективные детерминанты возникновения конфликта, возможно выделить несколько положений:

— в понимании социально-психологического конфликта важным является положение об объективно-субъективном характере возникновения социальных явлений (А.И. Донцов, Л.А. Петровская, А.А. Ершов и др.);

— основными детерминантами межличностных конфликтов являются социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта, и их индивидуально-психологические особенности (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.И. Ери-на и др.);

На анализе отдельных стратегий, напрямую не связанных с личностью, акцентирует внимание ситуационный подход. Предметом изучения данного подхода в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт — это форма реакции на внешнюю ситуацию.

Исследования, отнесенные к данному подходу, благодаря конкретному описанию поведенческих компонентов и конкретных ситуаций, дают богатый материал для проведения эмпирических исследований и коррекции социального поведения (Н.В. Гришина, Б.И. Хасан).

Изучение роли ситуативных и субъективных факторов в детерминации конфликтного поведения субъекта остается актуальным. А.А. Реан утверждает, что в большинстве случаев детерминирующими факторами являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, т. е. определяют вариативность проявления личностных факторов (А.А. Реан, 1999).

Признание взаимовлияния человека и среды требует теории и способа оценки среды и взаимоотношений человека в ней. Одна из идей, актуальных для решения данной проблемы, высказана К. Левиным. Он снял оппозицию «внешнего» и «внутреннего», акцентировал внимание на изучении ситуационных детерминант поведения: поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включен; с личностной стороны существенны-

ми являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации — то психологическое значение, которое ситуация имеет для индивида.

Таким образом, актуализируется проблема онтологического подхода к исследованию социального поведения личности. Данный подход определяет человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет понять взаимосвязь образов социальной ситуации и реального поведения.

В отечественной психологии приоритет в постановке онтологического подхода к человеку принадлежит С.Л. Рубинштейну. Он ввел категорию «мир» и положил начало философско-антропологическому осмыслению этой категории в психологии. Человек и мир, вступая во взаимодействие, образуют особую онтологическую реальность, которая является субъективным миром человека.

В исследовании внутреннего мира долгое время определяющим был логикогносеологический подход, в рамках которого было введено понятие «картины мира» как категории общественного, а не индивидуального сознания. Мир, в котором живет человек, о котором формирует «картину», опосредован отношением к нему. Картина мира в таком понимании — это человеческая конструкция мира, являющаяся целостной и относительно непротиворечивой.

С.Л. Рубинштейн анализировал онтологический аспект бытия и характеризовал человека как субъекта жизни. Мир и человека он рассматривал в соотношении друг с другом, впервые высказав мысль о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека. В отечественной психологии сложилась традиция, выделяя жизненно значимые личные отношения, структурируя их, указывают на три класса этих отношений: отношение к миру, отношение к другим людям, отношение к себе (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.). Эти же классы отношений выделял и С.Л. Рубинштейн: человек и мир представляют единую систему, в которой человек, являясь только компонентом системы, выполняет особую роль — он является системообразующим компонентом.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский одной из главных проблем в психологии выделяют проблему образов, которые, отражая реальность, являются основным содержанием психики субъекта.

А.Н. Леонтьев и С.Д. Смирнова отмечают, что отдельный образ не способен регулировать действия, так как ориентирует не образ, а модифицированная этим образом картина мира. Построение образа внешней реальности — это актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира и процесс уточнения, исправления или радикальной перестройки его.

Реальные или приписываемые компоненты образов, имеющиеся у разных субъектов, могут быть типичными и индивидуальными, то есть имеющимися в сознании либо многих, либо единичных субъектов. Если проанализировать эти компоненты образов, то можно выявить постоянно присутствующие в сознании, независимо от условий и причин их актуализации, и ситуативные (одни присутствуют в одних ситуациях, другие — в других).

Постоянные компоненты являются основой, базовой структурой образа, а ситуативные определяют их временную динамику и зависят от условий и причин актуализации образов.

Структура субъективного образа представлена в сознании индивида в «свернутом» виде и в реальной деятельности не осознается (В.Л. Ситников, В.М. Аллах-вердов). В полном объеме не осознается не только структура, но и сами образы.

В основе миропонимания каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов и когнитивных схем. Поэтому перспективными являются исследования образов конфликтной ситуации, которые могут обеспечивать личность системой ориентации в ситуации конфликта.

В возникновении конфликта субъективный фактор учитывался как обязательный многими исследователями (Н.В. Гришина, Л.А. Петровская, В.С. Мерлин и др.). Восприятие ситуации как конфликтной делает ее таковой, то есть «запускает» для субъекта реагирование в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия и его дальнейшего развития. Одним из компонентов структуры конфликта считаются образы конфликтной ситуации, которые являются посредниками между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания и конфликтным поведением.

Поскольку поведение человека в конфликте зависит от восприятия им данной ситуации, то предсказывать и объяснять поведение будет сложно до тех пор, пока не удастся продвинуться в исследовании феномена субъективной интерпретации ситуации. Приоритет в этом направлении отдается В. Томасу, который писал, что понять поведение можно только тогда, когда исследователь знает, какое субъективное значение имеет сама ситуация для субъекта. С помощью процессов категоризации и интерпретации человек тем или иным образом «определяет» ситуацию, следствием чего становится его поведение, которое он строит в соответствии со своим «определением». Тем самым личность фактически сама создает тот социальный мир, в котором живет.

Конфликтная ситуация занимает определенное место в репрезентации социального мира (Н.И. Леонов, 2002). Это вносит некоторую упорядоченность в общую картину мира, выполняя системообразующую функцию во взаимодействии личности и социума и одновременно являясь системным образованием, иерархически организованным по внутренней своей сути. Также ситуация задает контекст восприятия человека, потому что указывает на его существенные признаки, на которые следует обращать внимание в данный момент при формировании представления о нем.

Таким образом, социальная ситуация имеет прогностическую функцию, что позволяет личности формировать определенное отношение к партнеру по общению. Значит, образ ситуации может определять особенности поведения человека, обеспечивать личность системой ориентации в жизненных ситуациях.

В итоге можно сказать, что образы социальных ситуаций по своему происхождению — это часть образа мира. Они определяют возможность познания и управления поведением. «По содержательной своей сути образ конфликтной ситуации — это организованная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта, которая представлена в двух аспектах: структурном и динамическом» . Структура образа конфликтной ситуации определяется самим субъектом и включает самого себя, другого человека и ситуацию. Динами-

ческий аспект характеризуется степенью целостности, взаимосвязанности, статичности, типичности. Конфликтное поведение — это пространственно-временная организация активности субъекта, опосредованнной образом конфликтной ситуации.

Библиографический список

2. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н.И. Леонов. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Реан, Ф.Ф. Социальная педагогическая психология / Ф.Ф. Реан, Я.Л. Коломин-ский. — СПб., 1999.