Консолидированная группа налогоплательщиков

Главная — Статьи

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

В часть первую НК РФ введены гл. 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков", ст. 89.1 "Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, ст. 122.1 "Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником". Изменения, связанные с консолидированной группой налогоплательщиков (КГН) внесены в первую часть НК РФ: они затронули ст. ст. 29, 32, 34.2, 45, 44, 46, 47, 52, 62, 69, 70, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 88, 89, 89.1, 91, 92, 93, 93.1, 94, 95, 100, 101, 101.2, 102, 105.14, 105.21, 122.
Часть вторая НК РФ (гл. 25 "Налог на прибыль организаций") также дополнена двумя статьями: 278.1 "Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков" и 321.2 "Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков"; изменения внесены в ст. ст. 246, 247, 251, 270, 274, 283, 286, 288, 289 и 310.
Создаваться консолидированная группа налогоплательщиков будет на добровольной основе не менее чем на два года для целей совместной уплаты членами группы налога на прибыль с их совокупного финансового результата.
При этом общая налоговая база у участников КГН формируется только в части, облагаемой по ставке 20%, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ. Налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки, участники консолидированной группы определяют самостоятельно, и она не учитывается при исчислении налога по КГН (п. 9 ст. 278.1 НК РФ). С этой части налоговой базы каждый уплачивает авансовые платежи и налог, а также автономно подает налоговые декларации (п. 7 ст.

КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

289 НК РФ).
КГН образуется на основании соответствующего договора между участниками.
Сформировать группу (и входить в нее впоследствии) могут только плательщики налога на прибыль, отвечающие условиям ст. 25.2 НК РФ:
— участниками могут быть только российские организации;
— один из участников непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90%. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков;
— участник КГН не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении его не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), и размер его чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер его уставного (складочного) капитала;
— участник не подпадает под п. 6 ст. 25.2, определяющий виды и особенности деятельности налогоплательщиков, которым запрещено входить в КГН.
Новые участники могут присоединяться к существующей КГН на тех же условиях.
Все организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в совокупности должны соответствовать следующим условиям, обозначенным в п. 4 ст. 25.2:
1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 млрд руб.;
2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 млрд руб.;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 млрд руб.
Одной из налоговых преференций КГН является то, что несмотря на явную взаимозависимость участников КГН сделки между ними не признаются контролируемыми (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах) (п.

4 ст. 105.14 НК РФ).
Из числа участников назначается ответственный член группы, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по группе и который в правоотношениях по исчислению и уплате этого налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и плательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.1 НК РФ).
Договор должен отвечать требованиям ст. 25.3 НК РФ и подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации — ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (или по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).
Необходимость и порядок регистрации договора установлены п. п. 5 — 9 ст. 25.3 НК РФ, причем документы на регистрацию договора следует представлять в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по КГН.
В связи с тем что исполнить это требование в 2011 г. уже не представляется возможным, законодатель, чтобы не лишать налогоплательщиков права на создание КГН, с 2012 г. предусмотрел особую норму: для функционирования КГН с 1 января 2012 г. договор и необходимые документы представляются в налоговый орган на регистрацию не позднее 31 марта 2012 г. При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, на который приходится дата регистрации налоговым органом договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
При желании в дальнейшем изменить договор сторонам следует руководствоваться ст. 25.4 НК РФ.
Вся операционная деятельность по выполнению функций налогоплательщика совокупного налога на прибыль в рамках КГН ложится на ответственного участника, права и обязанности которого определены ст. 25.5, п. п. 4, 5 ст. 29, п. 1 ст. 45, п. 5 ст. 52, п. 9 ст. 78, п. 9 ст. 79, п. 11 ст. 88, ст. 89.1, п. п. 2 и 6 ст. 100, п. 2 ст. 101, п. 1 ст. 101.2, п. 1 ст. 246, п. 19 ст. 274, п. п. 2 и 7 ст. 286, п. 8 ст. 289 НК РФ.
Он ведет налоговый учет по группе с учетом требований ст. 321.2 НК РФ "Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков", исчисляет и уплачивает налог на прибыль, подает декларации, обращается за зачетом и возвратом переплаты налога, именно с ним контактирует налоговый орган по поводу камеральных и выездных проверок правильности исчисления и уплаты КГН налога на прибыль.
Налоговая база по прибыли, полученной участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется ответственным участником этой группы в порядке, определенном ст. 274 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. ст. 278.1 и 288.
В то же время для формирования информации, необходимой для определения общей налоговой базы, участники КГН продолжают вести налоговый учет; они обязаны представлять в налоговые органы документы, истребуемые в установленном законом порядке при проверке деятельности КГН; участники группы перечисляют ответственному участнику суммы, необходимые для уплаты авансовых платежей, налога, пеней и штрафов (в приходящейся на них доле).
За сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по КГН ее ответственным участником, предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога (ст. 122.1 НК РФ).
Участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе получать от ответственного участника копии актов, решений, требований, актов сверки и иных документов, представленных ответственному участнику налоговым органом в связи с действием консолидированной группы налогоплательщиков; самостоятельно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц; присутствовать при проведении налоговых проверок, проводимых в связи с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков у такого участника, а также участвовать при рассмотрении материалов таких налоговых проверок.
НК РФ определяет некоторые особенности налогового учета каждого участника и КГН в целом:
— члены КГН не формируют резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам. Сформированные на момент вхождения в КГН резервы подлежат восстановлению (п. п. 3 — 5 ст. 278.1);
— убытки, полученные участниками группы до их вступления в КГН, не вправе уменьшить консолидированную налоговую базу на всю сумму понесенного ими убытка (на часть этой суммы) (перенести убыток на будущее) начиная с налогового периода, в котором они вошли в состав такой группы. Это ограничение введено п. 6 ст. 278.1. Суммирование убытков участников консолидированной группы налогоплательщиков (включая убытки, понесенные от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств, в соответствии со ст. 275.1 НК РФ), понесенных ими до вхождения в состав этой группы, с консолидированной налоговой базой не допускается. Правило п. 6 ст. 278.1 НК РФ распространяется также на убытки, понесенные организациями, которые вошли в состав консолидированной группы налогоплательщиков путем присоединения к участнику этой группы или слияния с участником такой группы.
Консолидированная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.
Если КГН понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, ответственный участник группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы (п. 6 ст. 283 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определены ст. 278.1 НК РФ.
Доля прибыли каждого участника консолидированной группы налогоплательщиков и каждого из их обособленных подразделений в совокупной прибыли этой группы определяется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по правилам п. 6 ст. 288 НК РФ как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной по п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по консолидированной группе налогоплательщиков.
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника консолидированной группы налогоплательщиков на совокупную прибыль этой группы.
Исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, определенного по итогам налогового периода, ответственный член группы производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.
Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников консолидированной группы налогоплательщиков и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники консолидированной группы налогоплательщиков и (или) их обособленные подразделения.
Ответственный участник КГН выписывает платежные поручения по каждой сумме платежа в бюджеты субъектов РФ и производит уплату.
Необходимые денежные средства для уплаты налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков получает от других ее участников.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей, соответствующих пеней и штрафов) участник (участники) группы, исполнивший (исполнившие) указанную обязанность, приобретает (приобретают) право регрессного требования в размерах и порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ и договором о создании указанной группы (п. 6 ст. 25.5 НК РФ).
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков также обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в общем порядке и в общеустановленные сроки.
Несмотря на выделение долей прибыли на каждого участника и каждое обособленное подразделение в итоге бремя уплаты налога на прибыль, пеней и штрафов по группе участники несут солидарно.
Так, в силу п. п. 7 и 11 ст. 46 и п. 11 ст. 47 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества одного или нескольких участников КГН при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах. Последовательность обращения взыскания на имущество участников налоговый орган определяет сам.
А на основании п. 13 ст. 76 НК РФ операции по счетам участников КГН в банках могут приостанавливаться по решению налогового органа как для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, так и в случае непредставления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Действия участника при выходе из КГН регламентированы п. 8 ст. 25.5 (ответственного участника — п. 9 ст. 25.5), перенос на будущее убытков этим участником после выхода из группы производится в порядке п. 6 ст. 283 НК РФ.
Механизм прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков описан в ст. 25.6 НК РФ.
 

Январь 2012 г.

Холдинг

Налоговый учет в консолидированной группе налогоплательщиков

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается между участниками группы, включая ответственного участника, на которого в соответствии со ст. 25.5 НК РФ <1> возлагаются обязанности по ведению налогового учета, исчислению и уплате налога на прибыль организаций (авансовых платежей) по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога имеет те же права и несет те же обязанности, что и плательщики налога на прибыль организаций.

<1> Приказ ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения".

В свою очередь для исполнения ответственным участником возложенных на него обязанностей и осуществления прав участники КГН обязаны представлять ему (в т.ч. в электронном виде) расчеты налоговой базы по налогу на прибыль организаций в отношении полученных ими доходов и расходов, данные регистров налогового учета и иные документы в сроки, устанавливаемые в договоре о создании КГН. Все участники также обязаны самостоятельно вести налоговый учет в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. С практической точки зрения это означает, что для функционирования КГН потребуется разработать систему консолидации налоговых баз участников группы, определить порядок документооборота, разработать и внедрить соответствующее программное обеспечение, организовать закрытые каналы связи между участниками группы. Все это потребует дополнительных затрат трудовых ресурсов и финансов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом обложения налогом на прибыль организаций по КГН признается прибыль, которая для организаций — участников КГН представляет собой величину совокупной прибыли участников КГН, приходящейся на данного участника (ст. 247 НК РФ).

Ответственный участник определяет консолидированную налоговую базу КГН самостоятельно на основании данных налогового учета всех участников группы нарастающим итогом с начала налогового периода как арифметическую сумму доходов всех участников этой группы, уменьшенную на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком КГН (п. п. 3, 5 ст. 321.2 НК РФ).

При этом доходы участников группы, подлежащие налогообложению у источника выплаты (дивиденды), в консолидированную налоговую базу не включаются (абз. 2 п. 1 ст. 278.1 НК РФ).

При этом неважно, получены ли такие доходы от источников за пределами РФ (Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-03-10/43).

Следует отметить, что ответственный участник определяет налоговую базу, к которой применяется 20%-ная ставка налога. Базу, к которой применяются иные ставки налога на прибыль, участники КГН определяют самостоятельно. При этом она не учитывается при исчислении налога по КГН (п. 9 ст. 278.1 НК РФ).

Таким образом, всем участникам КГН целесообразно вести раздельный налоговый учет операций:

  • результаты по которым включаются в консолидированную налоговую базу, отражаемую в единой налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по КГН по ставке 20%, представляемой ответственным участником КГН в налоговый орган;
  • доходы по которым либо подлежат налогообложению у источника выплаты либо облагаются по ставкам, отличным от 20% (по этим операциям участник КГН должен самостоятельно представлять в налоговый орган декларацию и уплачивать налог на прибыль в бюджет).

Если участник КГН имеет право применять пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, то ответственный участник КГН определяет сумму налога (авансовых платежей) в части, приходящейся на данного участника, с применением такой пониженной ставки (абз. 5 п. 6 ст. 288 НК РФ).

Проверить выполнение участником условий применения пониженной ставки должен сам ответственный участник группы (Письма Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/65, от 30.12.2011 N 03-03-06/1/853, от 28.12.2011 N 03-03-10/126).

Ответственный участник ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы (п. 1 ст. 321.2 НК РФ). Порядок ведения налогового учета КГН устанавливается в учетной политике группы (п. 2 ст. 321.2 НК РФ).

Минфин России отмечает, что учетная политика КГН утверждается ответственным участником до представления в налоговый орган на регистрацию договора о создании группы (Письма от 13.03.2012 N 03-03-06/1/124, от 07.02.2012 N 03-03-06/1/72, от 30.12.2011 N 03-03-06/1/853, от 28.12.2011 N 03-03-10/126). По мнению финансового ведомства, учетная политика участников КГН не должна противоречить учетной политике для целей налогообложения КГН, а учетная политика КГН, в свою очередь, может включать только те положения, которые необходимы ответственному участнику для расчета консолидированной налоговой базы.

Учетная политика для целей налогообложения КГН

Необходимо отметить, что законодатель при согласовании Закона о КГН ушел от закрепления норм в отношении необходимости формирования единой учетной политики для целей налогообложения КГН (с необходимостью исключения внутригрупповых оборотов между участниками КГН), как было предусмотрено в первоначальной редакции проекта закона о КГН. Разработка и утверждение такой учетной политики потребовали бы полной унификации правил налогового учета, применяемых участниками КГН, и дополнительного объема расчетных операций для исключения внутригрупповых оборотов.

До момента создания КГН ее участники, являясь отдельными юридическими лицами, самостоятельно устанавливали правила взаимодействия с налоговыми органами в части исчисления и уплаты налога на прибыль, а также сами определяли в учетной политике для целей налогообложения особенности налогового учета с учетом специфики деятельности организации (порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), порядок формирования стоимости приобретения товаров, метод начисления амортизации, порядок формирования резервов и т.д.). Исходя из изложенного можно предположить, какие значительные затраты сил сотрудников соответствующих служб организаций — участников КГН потребовались бы на приведение к единому порядку системы налогового учета организации в ограниченный период времени.

Законом о КГН из перечисленных выше особенностей налогового учета закреплено только то, что участники КГН не формируют следующие виды резервов (п. п. 3, 4, 5 ст. 278.1 НК РФ):

  • по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы. При этом участники КГН восстанавливают резерв по сомнительным долгам на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН;
  • по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в соответствии со ст. 267 НК РФ в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы. При вхождении налогоплательщика в состав КГН сформированный ранее резерв восстанавливается в части сумм резервов, относящихся к товарам (работам), реализованным другим участникам этой группы. При этом производится корректировка определяемого по п. 3 ст. 267 НК РФ предельного размера резерва, исключающая операции между участниками одной группы при расчете показателей фактически осуществленных налогоплательщиком расходов на гарантийный ремонт и обслуживание, в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, а также выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период. Корректировка показателя выручки от реализации товаров (работ) за предыдущие три года до начала налогового периода, в котором налогоплательщик стал участником КГН, не производится. В налоговых периодах, в которых налогоплательщик является участником КГН, этот показатель не включает выручку от реализации указанных товаров (работ) другим участникам такой группы. Суммы восстановленных резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в т.ч. в результате уменьшения предельного размера резерва, включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН;
  • на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, в соответствии со ст. 292 НК РФ в части задолженности одних участников КГН перед другими участниками этой группы (для банков, являющихся участниками КГН).

Банки восстанавливают резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором банк стал участником КГН.

Другие особенности определения базы по налогу на прибыль

Есть и другие особенности, с учетом которых определяется база по налогу на прибыль в рамках КГН.

Так, порядок переноса на будущее убытков предполагает их разделение на те убытки, которые понесены компаниями-участниками до их вхождения в состав КГН, и те, которые получены после подписания договора о создании такой группы.

Дело в том, что с введением института консолидированных налогоплательщиков меняется принцип формирования базы каждого участника группы: его индивидуальная налоговая база после вступления в КГН определяется как его доля в общей базе по группе (а не в соответствии с фактическим объемом облагаемых налогом операций). Это влияет на порядок признания налогового убытка следующим образом.

Участники КГН, понесшие убытки в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду их вхождения в состав этой группы, не вправе уменьшить консолидированную налоговую базу на всю сумму понесенного ими убытка (на часть этой суммы) (перенести убыток на будущее) начиная с налогового периода, в котором они вошли в состав такой группы. Не допускается суммирование убытков участников КГН, понесенных ими до вхождения в состав этой группы, с консолидированной налоговой базой.

Данное положение распространяется также на убытки, понесенные организациями, которые вошли в состав КГН путем присоединения к участнику этой группы или слияния с участником такой группы (п. 6 ст. 278.1 НК РФ). По мнению финансового ведомства, ограничение на суммирование указанных убытков с консолидированной налоговой базой распространяется на те убытки, перенос которых на будущее предусмотрен ст. 283 НК РФ и в отношении которых данной статьей установлен особый порядок их переноса после выхода организации из состава участников группы. Минфин России в Письме от 18.05.2012 N 03-03-06/1/256 разъяснил, что убытки, понесенные участниками КГН в связи с реализацией амортизируемого имущества (п. 3 ст. 268 НК РФ), уступкой прав требования (п. 2 ст. 279 НК РФ), реализацией земельного участка и зданий (п. 5 ст. 264.1 НК РФ) до вхождения в указанную группу, можно учесть в расходах при определении консолидированной налоговой базы.

В соответствии с п. 6 ст. 283 НК РФ убытки, понесенные в период действия КГН, учитываются при определении консолидированной налоговой базы.

При выходе из КГН (прекращения действия этой группы) организация уже не вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного указанной группой в период ее действия (на часть этой суммы). Зато эта организация вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного ею до вступления в КГН.

При этом 10-летний срок, в течение которого налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее, увеличивается на количество лет, в течение которых такой налогоплательщик являлся участником КГН.

Кроме того, организация, являвшаяся участником КГН, в период своего участия в указанной группе была реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного организациями (на часть этой суммы), правопреемником которых она является, по итогам налоговых периодов, в которых такие реорганизованные организации не являлись участниками КГН.

Пунктом 7 ст. 278.1 НК РФ установлено, что нормативы принимаемых для целей налогообложения расходов применяются каждым участником КГН самостоятельно.

Речь идет о нормативах, предусмотренных:

  • п. 16 ч. 2 ст. 255 НК РФ: а) совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда; б) взносы по договорам ДМС — в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда; в) взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, — в размере, не превышающем 15 тыс. руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников;
  • п. 24.1 ч. 2 ст. 255 НК РФ: расходы на возмещение затрат работников на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда;
  • пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ: отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", относятся к расходам на НИОКР в сумме не более 1,5% доходов от реализации;
  • пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ: расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов относятся к прочим в пределах норм, установленных Правительством РФ в Постановлении от 08.02.2002 N 92;
  • пп. 48.2 п. 1 ст. 264 НК РФ: совокупная сумма платежей работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), за дни временной нетрудоспособности, оплачиваемые за счет средств работодателя и взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда;
  • п. 2 ст. 264 НК РФ: представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода учитываются в размере, не превышающем 4% расходов на оплату труда;
  • п. 4 ст. 264 НК РФ: расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации;
  • п. 4 ст. 266 НК РФ: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам для включения в расходы не может превышать 10% от выручки от реализации;
  • пп. 4 п. 2 ст. 296 НК РФ: отчисления на формирование страхового резерва, осуществляемые НПФ, для включения в расходы не должны быть более 50% величины резервов покрытия пенсионных обязательств.

Если участники КГН, не являясь профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, то при исчислении консолидированной налоговой базы применяются особенности определения налоговой базы по данным операциям, установленные НК РФ в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее (п. 8 ст. 278.1 НК РФ).

Определение остальных особенностей налогового учета отдано на откуп самих участников КГН.

При этом унификация подходов к налоговому учету является одной из первоочередных задач, стоящих перед участниками КГН. Законом о КГН в НК РФ введена ст. 89.1, предусматривающая проведение выездной налоговой проверки всей консолидированной группы.

Консолидированная группа налогоплательщиков — это…

Это означает, что ответственному участнику КГН для минимизации рисков возникновения претензий со стороны контролирующих органов в части различного порядка учета одних и тех же доходов и расходов разными участниками КГН целесообразно проанализировать порядок налогового учета каждого участника группы и сформулировать основные принципы учета доходов и расходов в учетной политике для целей налогообложения КГН, разработать единые формы регистров налогового учета, на основании которых будут заполняться налоговые декларации по налогу на прибыль по КГН.

Учитывая, что ответственный участник определяет консолидированную налоговую базу КГН путем арифметического суммирования доходов всех участников этой группы, уменьшенных на сумму их расходов, форму налогового регистра, заполняемого каждым участником группы и предоставляемого ответственному участнику целесообразно предусмотреть в виде формы, аналогичной форме налоговой декларации по налогу на прибыль (т.е. налоговый регистр должен содержать такие же строки, расположенные в том же порядке), актуальной в данный период времени. Форма налогового регистра будет являться приложением к учетной политике для целей налогообложения КГН.

Н.Кондрашова

Главный экономист

департамента бухгалтерского учета

ОАО "Газпром"

НК РФ Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

1. Российские организации, соответствующие условиям, предусмотренным настоящей статьей, вправе создать консолидированную группу налогоплательщиков.

Условия, которым должны соответствовать участники консолидированной группы налогоплательщиков, предусмотренные настоящей статьей, применяются в течение всего срока действия договора о создании указанной группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать следующим условиям:

1) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) в отношении организации на дату регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков либо на дату присоединения такой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1) в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

3) размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала. Если на момент представления в налоговый орган договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков срок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату еще не наступил, то определение размера чистых активов или уставного (складочного) капитала производится на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на предшествующую отчетную дату.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

(см.

Консолидированная группа налогоплательщиков

текст в предыдущей )

4. Присоединение новой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков возможно при условии, что присоединяемая организация соответствует условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи, на дату своего присоединения.

5. Все в совокупности организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, должны соответствовать следующим условиям:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

2) суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут являться следующие организации:

1) организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

2) организации, применяющие специальные налоговые режимы;

3) банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

4) страховые организации, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются страховыми организациями;

5) негосударственные пенсионные фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

7) организации, являющиеся участниками иной консолидированной группы налогоплательщиков;

8) организации, не признаваемые налогоплательщиками налога на прибыль организаций, а также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

9) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

10) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

11) клиринговые организации;

12) кредитные потребительские кооперативы;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 301-ФЗ)

13) микрофинансовые организации;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 301-ФЗ)

14) организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

(пп. 14 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

П. 7 ст. 25.2 применяются к договорам о создании КГН, зарегистрированным начиная с 01.01.2018 (ФЗ от 28.11.2015 N 325-ФЗ).

7. Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на пять налоговых периодов по налогу на прибыль организаций.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

О регистрации изменений договора в связи с присоединением к КГН организации, указанной в п. 2 ст. 3 ФЗ от 28.11.2015 N 325-ФЗ (в ред. от 27.11.2017), см. п. 3 ст. 3 указанного закона.

Ст. 25.2 НК РФ ч.1. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков

Налоговый кодекс

Курган
справочник города

Предприятия Кургана

Курган — это небольшой город с населением чуть более 300 тысяч человек, являющийся административным центром Курганской области. Основан город был в середине 17 века, как укрепленное поселение, город-крепость. К середине 19 века Курган стал центром торговли, многие из товаров здесь же выращивались или изготавливались. Среди заводов Кургана, существовавших в те времена, можно отметить наличие кожевенного, пивоваренного, мукомольного, винокуренного заводов.

   Ключевым моментом в развитии экономики Кургана сыграло строительство Транссибирской магистрали, которая прошла через этот город. Начиная с 1897 года через город Курган было открыто прямое движение поездов направления Челябинск — Иркутск. Именно железная дорога способствовала развитию и появлению новых предприятий, а также открытию в Кургане контор и большинства производств купцами из других городов России и Зарубежья.

   Вторым по значимости событием в развитии экономики Кургана, стала эвакуация во времена Великой Отечественной войны промышленных предприятий и переселение людей. Здесь был создан Кургансельмаш (образованный из Уралсельмаша), в состав это предприятия вошли заводы и Москвы, Кировограда. Также сюда были переведены Кременчугский завод, Черкесский машиностроительный завод, а также многие другие фабрики и производства. В 1943 году Курганская область было образована объединением нескольких районов Омской и 32-х районов Челябинской областей, а Курган стал административным центром созданного субъекта.

Экономика современного Кургана

Основными отраслями экономики Кургана являются промышленные предприятия в области машиностроения и металлообработки. Большинство этих предприятий были переведены во время войны в этот город и в дальнейшем предопределили его развитие. Среди промышленных предприятий Кургана, который вносят ощутимый вклад в городской областной бюджет, являются:

    — Курганский машиностроительный завод — один из крупнейших заводов страны лидеров в сфере оборонно-промышленного комплекса, только здесь производятся единственное боевых машин пехоты для армии и стратегических нужд страны.

Консолидированная группа налогоплательщиков — это… Понятие и цели создания консолидированной группы

Также на заводе выпускает и гражданская продукция — это вездеходы, тракторы, машины для коммунально-строительных нужд.

   — Курганский автобусный завод — крупнейшее предприятие по производству пассажирских автобусов.

   — Предприятие ОАО «Курганстальмост» — завод по производству пролетов и металлоконструкций для железнодорожных и автомобильных мостов. В 2005 году предприятие стало первым в стране, которое выиграло тендер на поставку своей продукции в Германию, тем самым выйдя на Европейский рынок.

   — завод по производству оборудования для химической промышленности — ОАО "Курганхиммаш".

Телефонный справочник Кургана

   Справочник предприятий города Курган, представленный на сайте, позволит Вам достаточно быстро найти то или иное предприятие, или выбрать организацию из интересующей отрасли.

Для этих целей телефонные справочник Кургана разбит по отраслям или сферам деятельности предприятий и организаций.
   Например, в категории "Строительство" вошли строительные компании и фирмы, выполняющие различные монтажно-строительные и отделочные работы, магазины и организации, реализующие или изготавливающие стройматериалы, а также другие предприятия, напрямую связанные со строительством зданий и домов.
   Также, возможен прямой поиск по названиям организаций Кургана, номерам телефонов и видам деятельности предприятий.

Консолидированные группы: плюсы и минусы

Давно ожидаемое российским бизнесом событие вот-вот станет реальностью. Идея введения в Налоговый кодекс РФ понятия "консолидированная группа налогоплательщиков" (КГН) доросла до стадии законопроекта. Похоже, государство, накопив триллионы рублей в Стабилизационном фонде, согласилось уменьшить налоговую нагрузку на крупный бизнес.

Акцента на тезисе о снижении налоговой нагрузки никто не делает, тем не менее подобные изменения налогового законодательства в принципе могут иметь следствием только уменьшение или увеличение суммы налогов, уплачиваемой в бюджет. Механизм исчисления налога консолидированным налогоплательщиком, равно как и добровольный характер создания консолидированной группы, показывает, что об увеличении налогового бремени речь не идет. Итогом создания КГН станет исключительно уменьшение совокупной величины налога на прибыль, уплаченного всеми участниками группы. Это, собственно, и было причиной, по которой бизнес-сообщество ратовало за консолидацию налогоплательщиков.

Согласно законопроекту лицо, имеющее статус крупнейшего налогоплательщика, может создавать КГН с участием как минимум одного дочернего общества, если доля непосредственного участия в нем основного общества составляет не менее 90%. Максимальное количество дочерних обществ не регламентировано. Помимо того, в состав КГН могут входить "дочки дочек", если основное общество имеет в этих "внучках" доли прямого и косвенного участия в сумме не менее 90%.

Формально законопроект говорит о том, что крупнейшими налогоплательщиками должны быть все участники группы. Но фактор взаимозависимости, присутствующий в качестве обязательного условия создания КГН, делает это требование весьма либеральным. В Налоговом кодексе РФ многократно повторяется, что ст. 83 относит определенных налогоплательщиков к категории крупнейших. Однако сама упомянутая статья говорит лишь о том, что Минфин России вправе определять особенности постановки крупнейших налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Эти Особенности министерство определило (Приказ от 11 июля 2005 г. N 85н), да только критериев отнесения конкретного налогоплательщика к крупнейшим там не содержится.

Зато подобные Критерии имеются в Приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@.

Консолидированная группа налогоплательщиков.

Как следует из Приказа, лицо, взаимозависимое с крупнейшим налогоплательщиком, также рассматривается в качестве крупнейшего налогоплательщика!

Однако в состав КГН будут входить лица не просто взаимозависимые, а имеющие уровень зависимости по отношению к основному обществу не менее 90%.

Поэтому оговорка о необходимости для всех прочих участников КГН (помимо основного общества) иметь статус крупнейшего налогоплательщика, по большому счету, практического значения не имеет. Они все и без того являются крупнейшими — по факту взаимозависимости с основным обществом.

Пользу от создания КГН обеспечивают два фактора. Первый — возможность не учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли ту, которая получена от сделок между участниками группы. Проблемы трансфертных цен и конфликты с налоговыми органами из-за доначисления налогов по операциям с взаимозависимыми лицами в этом случае сразу перестают быть актуальными.

Второй — возможность суммировать результаты хозяйственной деятельности всех участников группы. Убыток одного из участников уменьшит общую налогооблагаемую прибыль группы непосредственно за текущий налоговый период, а не в будущих налоговых периодах, как было бы, если бы данный участник исчислял налог индивидуально.

Выгоды для участников КГН понятны. Что касается государственного бюджета, то его интерес не столь очевиден. Российский союз промышленников и предпринимателей, добивающийся возможности консолидации для крупнейших налогоплательщиков, аргументирует свою позицию в первую очередь необходимостью повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. А уже потом, увеличив, дескать, количество продаж, российские компании пополнят бюджет дополнительными налогами за счет роста налоговой базы. Довод "снизьте нам налоги, и мы сразу завалим мир нашими товарами" никого особенно не впечатляет, но если государственные закрома ломятся от денег, то его (государства) личное дело, стоит экспериментировать или нет.

В случае создания КГН интересно положение организации — ответственного участника группы. Под таким участником подразумевается лицо, ответственное за уплату налога от имени членов группы. При разработке концепции КГН предполагалось, что ответственным участником станет основное общество (материнская компания), но законопроект позволяет членам группы назначить ответственного участника по собственному усмотрению.

Ответственный участник оказывается своего рода сборщиком налога на прибыль. Термин "сборщик налога" существовал в прежней редакции НК РФ, но не использовался на практике. Функции ответственного участника будут заключаться в сборе у участников группы данных, позволяющих исчислить налог, а также налоговых деклараций (расчетов). Кроме того, ответственный участник будет аккумулировать денежные средства, перечисляемые иными участниками на уплату налога. Получение ответственным участником денег и налоговых деклараций от иных участников как раз и позволяет характеризовать данное лицо в качестве сборщика налога, перечисляющего затем собранный налог государству. При этом ответственный участник подает в свой налоговый орган единую налоговую декларацию (единый расчет), исчисленную по группе в целом. Так что практика появится, да вот термин из Кодекса уже исключен.

Любопытно будет выглядеть движение денежных потоков внутри группы: планируется не облагать налогом на прибыль денежные средства, полученные ответственным участником от других участников "на цели уплаты налога на прибыль". Буквальное прочтение дает основания предположить, что если в платежке от "рядового" участника будет указано "на уплату налога", то размер суммы, отправленной ответственному участнику, уже не должен будет иметь значения. В итоге от налогообложения окажется освобождено любое перечисление денег ответственному участнику. Но это еще не самое интересное в отношениях внутри КГН.

Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике, аргументируя ценность КГН для экономики страны, тем не менее признает, что ее создание может повлечь за собой злоупотребления. В целях их пресечения комитет РСПП допускает возможность ограничить размер учитываемых убытков определенной величиной от общей прибыли группы (предлагается максимум 10 — 15%). Но в законопроекте такого ограничения нет.

Впрочем, некоторые препятствия на пути потенциальных злоупотреблений обозначенная в законопроекте процедура создания КГН все-таки содержит. Так, согласно законопроекту КГН считается созданной с 1 января года, следующего за годом регистрации договора о создании группы. При этом не будет зарегистрирован договор, если кто-либо из участников группы находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также имеет долги по налогам, штрафам и пеням.

Дополнительно устанавливается, что участник группы, получивший убытки до вступления в группу, не может перенести их на будущее (уменьшив тем самым текущую налогооблагаемую прибыль группы). Таким образом, предыдущие убытки "отсекаются", и в целях исчисления налога на прибыль функционирование КГН начинается как безусловно прибыльная деятельность.

Между тем отсутствие убытков на момент регистрации КГН еще не означает отсутствия их и в следующем году тоже. Если сейчас при трансфертном ценообразовании в целях концентрации денежных средств холдинга определяются "центры прибыли", то уже в момент регистрации договора о создании КГН организаторы смогут определить "центры убытков" — тех участников, которые начнут "генерировать" убытки незамедлительно, с начала года, в котором КГН признается созданной. Поскольку законопроект не предусматривает ограничений на размер убытков, учитываемых при исчислении налоговой базы группы, грамотная "оптимизация производственно-хозяйственной деятельности" может привести к отсутствию прибыли по группе в целом, тогда как отдельные (наиболее известные) участники группы смогут официально рапортовать о большой величине полученной прибыли.

Вот как раз эта ситуация и должна трактоваться в качестве примера "возможных злоупотреблений", барьером на пути которых должен был бы стать ограничитель убытков. При отсутствии подобного ограничителя бюджету, возможно, придется вообще забыть о существовании налога на прибыль.

Если же абстрагироваться от неочевидной выгодности КГН для государства, то само создание группы выглядит (по крайней мере в теории) весьма просто. Создать КГН, как уже было сказано, сможет крупнейший налогоплательщик при участии "сильно взаимозависимых" лиц. Не допускается участие в группе только резидентов особых экономических зон и организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Кроме того, определенные организации будут создавать лишь "специализированные" КГН (состоящие из организаций, занимающихся одним видом деятельности). Всего предусмотрено четыре вида "специализированных" групп: для банков, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Создаваться КГН должна будет на срок как минимум два года (с возможностью продления договора о создании группы не менее чем на год) либо бессрочно. Участники смогут ликвидировать КГН по своему желанию. Кроме того, группа ликвидируется в силу закона при несоблюдении участниками предусмотренных ограничений.

Организация, определенная в качестве ответственного участника, кроме сбора документов и денег от членов группы должна будет представлять группу в отношениях с налоговыми органами — вплоть до того, что на выездную проверку по налогу на прибыль сотрудники налогового органа станут приходить в данную организацию, тогда как проверке подвергнется вся КГН разом. Территория ответственного участника в этом случае станет местом, куда все члены группы потащат кипы "первички".

Ответственный участник пострадает первым, если подлежащий уплате налог вдруг не будет уплачен: прежде всего инкассовое поручение выставляется в адрес ответственного участника. Впрочем, если с ответственного участника долг получить не удастся, налоговый орган сможет взыскать деньги с других участников группы. Будет ли взыскание производиться "в порядке живой очереди" либо со всех одновременно — покажет практика применения нового закона. Если, конечно, процедура взыскания не конкретизируется непосредственно в законе.

Кстати, законопроект не предусматривает последствия взыскания долга группы с лица, не являющегося ответственным участником: если суммы, перечисленные ответственному участнику на уплату налога от "рядового" участника, не облагаются налогом на прибыль, то в отношении обратного перечисления ничего не сказано. Поэтому если налоговый орган спишет долг группы с "рядового", а затем ответственный компенсирует "рядовому" списанную сумму, то формально у "рядового" участника появится безвозмездно полученный доход со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

За исключением подобных шероховатостей (напомним, документ находится на стадии законопроекта), появление такого закона крупному бизнесу, безусловно, на руку. Бизнесу новый закон обещает значительную экономию на налогах, ныне уплачиваемых государству. Что при этом получит государство — отдельный вопрос, который, возможно, и не столь важен, когда речь идет о повышении конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.

С.А.Астахов

Юрист