Конституционное право на социальное обеспечение

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10083

Конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации

Constitutional Guarantees of Social Security in the Russian Federation

Дмитрий Павлович ГЕВОРКЬЯН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета

Мурадис Гаджиевич ХАНМАГОМЕДОВ,

магистрант 2-го года обучения Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: magistr119@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации. В статье дается определение социального государства, определены цели и задачи государственной политики в социальной сфере.

Ключевые слова: конституционные гарантии, социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации, конституционные права граждан, конституционные обязанности государства

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система социально-экономических, юридических, политических, нравственных, организационных предпосылок, которые создают одинаковые возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Социальное обеспечение так или иначе касается подавляющего большинства россиян. Достаточно привести лишь отдельные примеры. С 5 до 15 лет увеличена продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости. Введено дополнительное условие приобретения права на эту пенсию — наличие не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента. Изменены механизмы индексации пенсий и их перерасчета работающим пенсионерам. Как отмечают авторы, постоянные

трансформации системы пенсионного обеспечения привели к тому, что население не знает о требованиях законодательства, не верит в его эффективность, осознанно уклоняется от страховых платежей; соответственно, увеличивается неформальная занятость. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет теперь исчисляются не из фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что серьезно снижает их размер. Если при введении компенсационной выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (1994 г.), ее размер составлял 50% от минимума оплаты труда, то ныне — лишь 50 руб.

Снижение гарантий реализации россиянами конституционных прав касается всей социальной сферы. Предъявляемые к социальным правам конституционные требования зачастую игнорируются как законодательными и исполнительными, так и судебными ветвями власти.

Для законодательства о социальном обеспечении конституционные ориентиры — это прежде всего положения ст. 7, 19, 37—40, 55 Конституции РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

Для развития отраслевого законодательства принципиальное значение имеет теоретическое и юридическое представление о социальности государства. Статья 7 Конституции РФ, как известно, относит признание России социальным государством к основам конституционного строя. Это обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Социальный характер государства проявляется в установлении определенных гарантий, которые, в свою очередь, обусловливают цели и задачи государственной политики. В самом общем виде такие цели и задачи могут быть сформулированы следующим образом:

■ поддержание минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей человека уровня материального достатка;

■ минимизация негативных последствий экономических решений;

■ гарантия предоставления государственной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

■ защита слабой стороны в правоотношении.

В юридической литературе нет однозначного

определения социального государства. А.В. Га-бов пишет, что государство должно в своей политике руководствоваться балансом конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства. В частности, оно «обязано обеспечить: а) заботу о благополучии, сохранение условий для нормального существования; б) минимизацию негативных последствий принимаемых экономических решений; в) предоставление государственной социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной

жизненной ситуации; г) защиту слабой стороны в экономических отношениях (потребителей, пенсионеров и проч.) и т.д. В свою очередь, бизнес-сообщество должно не только создавать национальное богатство, но и обеспечивать приемлемый уровень социальной солидарности»1.

В научной литературе не прекращаются дискуссии о том, насколько Российское государство соответствует своей конституционной характеристике. Т.Я. Хабриева, утверждая, что государство должно быть сильным (эффективным), т.е. способным создать условия для благополучной жизни людей, в то же время обращает внимание на необходимость уточнения его социальной роли («социальное государство»)2.

В России по крайней мере речь идет не о каких-то завышенных притязаниях пожилых граждан, детей, инвалидов и иных социально уязвимых групп и личностей, а о гарантиях удовлетворения их жизненно необходимых потребностей, которые они по объективным причинам не могут удовлетворить надлежащим образом из-за отсутствия достаточных для этого личных средств. Так, в 2015 г. 33,2% пенсионеров полагали, что они живут хуже, чем до реформ, начавшихся в 1991 г. Если в конце 2014 г. своим материальным положением были довольны (в той или иной степени) 28,3% пенсионеров, то через год — 25,3%. Значительное число пожилых людей вынуждено экономить практически на всем, сохраняя прежними расходы лишь на текущие нужды.

О.В. Романовская и Г.Б. Романовский обращают внимание на то, что в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ говорится не о юридически четких социальных обязательствах государства, а лишь о направлении социальной политики. Это конституционное положение носит «мифический» характер: в нем определена цель, к достижению которой можно стремиться на протяжении нескольких поколений, причем не важен результат ее достижения в конкретный исторический момент3.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, свидетельствует о качественном состоянии государства и общества.

Предписание Конституции РФ (ст. 39) о га-рантированности права на социальное обеспечение обязывает государство выполнять соответствующую функцию всеми возможными способами, включая правовое регулирование. Поскольку реализация социальных прав зависит от деятельности государства, государственных органов и учреждений, законодателем должна быть конкретизирована и усилена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение корреспондирующих с этими правами обязанностей.

На сегодняшний день вопросы социального обеспечения требуют анализа.Общепризнаннно, что бедность и неуверенность в завтрашнем дне представляют угрозу для экономического развития страны.

Согласно Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, относятся к основам конституционного строя. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., ключевым фактором развития должны быть благополучие людей, достаток в российских семьях. «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощнос-

ти… , а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв».

Список литературы

1. Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. № 7.

2. Козырева П.М., Смирнов А.И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социальные исследования. 2017. N№ 1.

3. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N№ 10.