Контроль платежной дисциплины

Платежная дисциплина предприятия с одной стороны параметр очень простой. Он отвечает на конкретный вопрос, как компания исполняет свои финансовые обязательства, и не требует дополнительной интерпретации полученных данных. Но с другой стороны, инструментов для получения этой информации немного.

Платежная дисциплина контрагента

Прежде всего, посмотреть готовое значение, индекс платежной дисциплины можно в информационно-справочной системе Интерфакс. Там уже собрана информация по 300 000 компаний. Поставщиками данных являются крупные торгово-производственные компании, отгружающие продукцию компаниям поменьше и следящих за тем, как платят по счетам их контрагенты. Если контрагент платит плохо, информация уходит в систему. Далее проходит анализ данных, сопоставляя сведения, полученные от этих больших компаний, со сведениями от компаний поменьше, чтобы установить, как оплачивает счета то или иное юридическое лицо. Ведь компания может с одним контрагентом быть аккуратной в платежах, с другой нет. Далее рассчитывается значение индекса. Получить индекс платежной дисциплины можно в составе бизнес-справки о контрагенте.

Единственный недостаток этого источника информации – ограничение по объему данных. 300 000 контрагентов – это хороший показатель, но он охватывает только 15-20% хозяйствующих субъектов.

Проверить платежную дисциплину контрагента

Кредитная история контрагента

Следующий источник информации по платежно-расчетной дисциплине контрагента находится в бюро кредитных историй. По объему данных, этот источник можно поставить и на первое место. На сегодняшний день кредитная история есть у 1 млн 600 тыс. контрагентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В кредитной истории указана платежная дисциплина контрагента перед банком, с разбивкой по месяцам, на глубину до 2006 года. Документ крайне информативен. По итогам его проверки можно установить:

  • Как контрагент платит по своим обязательствам. Прямо сейчас, в историческом разрезе.
  • Возникают ли у него «кассовые разрывы» и как часто, если да.
  • Какова его кредитная нагрузка (нужен баланс контрагента).

Как посчитать оценку состояния расчетно-платежной дисциплины у небольшой компании-контрагента, ИП, если у них нет ни кредитной истории, ни индекса платежной дисциплины? Проверить кредитную историю учредителя и директора учредителя юридического лица, ИП, как физического лица. Финансы небольшого предприятия часто равны финансам его первых лиц. Тем более это высказывание применимо к ИП.

Более того, кредитная история также позволяет прогноз по ухудшению платежной дисциплины контрагента. Для этого необходим актуальный баланс (желательно с отметкой налогового органа о его сдаче, чтобы быть уверенным в достоверности данных). Информацию о прибыли нужно сравнить с платежами по кредиту. Если объема прибыли хватает на погашение кредитов, ухудшение платежной дисциплины не ожидается. Если прибыли недостаточно, возможны «кассовые разрывы» и ухудшение платежной дисциплины контрагента.

Проверить платежную дисциплину контрагента

Контроль платежной дисциплины

Установить, как контрагент платит по счетам – мало. Необходим контроль его платежной дисциплины. Даже если при первой проверке негатива выявлено не было это не значит, что контрагент всегда будет демонстрировать высокий уровень платежеспособности и ответственности. Не исключая и тех контрагентов, с которыми ваша компания установила или имеет уже довольно длительные отношения.

Адекватно оценивать риски поможет постоянный мониторинг контрагента. Если индекс платежной дисциплины вы можете запрашивать в любое время, то для проверки кредитной истории контрагента необходимо его согласие. Оно действует 2 месяца со дня подписания и требует подписания нового соглашения в случае необходимости дополнительной проверки. Запросить информацию (содержит и балансы), и бюро кредитных историй вы можете на UNIRATE24.

Конечно, разным контрагентам одна и та же компания может платить по-разному. Однако русская мудрость гласит, что «горбатого только могила исправит». Не стоит ждать чуда от контрагента, который не справляется или пренебрегает своими платежными обязательствами перед банками или бизнес-партнерами. Лучше риски минимизировать и от сотрудничества с ним отказаться.

Проверить платежную дисциплину контрагента

АУДИТ, КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ

УДК 336.13:657.633.5

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

В статье устанавливается понятие расчетно-платежной дисциплины бюджетного учреждения, рассматривается структурно-логическую схема аудита расчетно-платежной дисциплины бюджетного учреждения, включающая предмет, задачи, объект и контрольно-аудиторские процедуры.

Ключевые слова: аудит, расчетно-платежная дисциплина, бюджетное учреждение, контрольно-аудиторские процедуры, типичные ошибки.

Все хозяйствующие субъекты должны правильно, в соответствии с действующими нормативными документами организовать хранение и расходование денежных средств, своевременно рассчитываться по своим платежным обязательствам с поставщиками продукции, товаров, работ, услуг, со звеньями финансово-кредитной системы, учреждениями и организациями, то есть соблюдать расчетно-платежную дисциплину. За неправильное хранение и расходование денежных средств, несвоевременные расчеты и платежи предприятия уплачивают в пользу соответствующих субъектов в установленном размере пени, штрафы, неустойки.

В настоящее время в действующих нормативных актах отсутствует четкое определение понятия расчетно-платежной дисциплины, вместе с тем, есть упоминание о ее составных элементах — кассовой (платежной) и расчетной дисциплинах.

Кассовая (платежная) дисциплина — соблюдение предприятиями (фирмами), организациями и учреждениями правил выполнения операций с наличными денежными средствами (поступления и расходы), сроков сдачи их в банк и т.д., разновидность финансовой дисциплины учреждения банков, в соответствии с Порядком ведения кассовых операций .

Расчетная дисциплина предусматривает обязательство субъектов ведения хозяйства придерживаться установленных правил проведения расчетных операций. Расчетная дисциплина базируется на выполнении основных принципов осуществле-

© Стеблецова О.В., 2015

РИСКАМИ

О.В. Стеблецова

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

ния денежных расчетов. Соблюдение расчетной дисциплины способствует ускорению кругооборота средств и укреплению финансового состояния предприятия. Нарушение расчетной дисциплины может быть следствием неудовлетворительной работы финансовых служб предприятия, а также сложного финансового положения предприятий.

По нашему мнению, под расчетно-платежной дисциплиной в бюджетных учреждениях следует понимать соблюдение учреждением требований нормативных актов, устанавливающих правила осуществления наличных и безналичных денежных расчетов по исполнению обязательств учреждения.

В рамках данного определения устанавливается предметная область контроля расчетно-платежной дисциплины, которая включает в себя: контроль кассовых, банковских и расчетных операций по исполнению обязательств учреждения.

Аудит расчетно-платежной дисциплины предполагает, в первую очередь, проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги. Кроме того, учреждение само выступает как контрагент, оказывая свои услуги покупателям и заказчикам, причем направленность данных услуг зависит от вида деятельности организации. Таким образом, проверка состояния расчетно-платежной дисциплины и является обязательной частью программы аудита и может быть выделена как самостоятельный объект.

Предметом контрольно-аудиторских процедур являются:

1) в отношении дебиторской задолженности:

а) анализ организации учета с покупателями и заказчиками на предмет полноты и достоверности информации, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета и отчетности;

б) проверка полноты и правильности расчетов с покупателями и заказчиками, включая расчеты по полученным авансам;

в) проверка ведения регистров бухгалтерского учета (журналов операций, главной книги);

2) в отношении кредиторской задолженности:

а) проверка состояния учета и контроля по расчетам с контрагентами;

б) выявление причин возникновения кредиторской задолженности;

в) проверка полноты, своевременности и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочими кредиторами.

Основными задачами проверки состояния расчетно-платежной дисциплины в государственном (муниципальном) учреждении являются:

— правомерность заключения договорных отношений по принятым обязательствам;

— достоверность и законность совершения расчетно-платежных операций, наличие фактов перечисления авансовых платежей, не предусмотренных условиями заключенных договоров (контрактов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

— полное и своевременное отражение дебиторской (кредиторской) задолженности в бухгалтерском учете и отчетности, причины образования;

— проведение инвентаризаций с контрагентами, подтверждение образовавшейся задолженности актами сверок;

— выявление случаев необоснованного списания дебиторской и погашения кредиторской задолженности при отсутствии актов выполненных работ, заключенных договоров;

— меры, принимаемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, наличие актов сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

При проведении контрольно-аудиторских процедур необходимо учитывать разъяснения Минфина России, приведенные в Письме от 21 января 2014 года №02-10-11/1763 . В нем финансовое ведомство отмечает, в частности, что для определения нарушения бюджетного законодательства в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Перед тем как начинать проверку, необходимо учитывать, что кредиторская задолженность в бюджетной организации по расчетам концентрируется в пассиве баланса на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам». Кроме того, в процессе финансово-хозяйственной деятельности кредиторская задолженность образуется на счете 304 00 «Расчеты с кредиторами».

Дебиторская задолженность отражается в активе баланса. Напомним, что при расчетах с поставщиками и подрядчиками, как правило, используется счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам», однако не следует забывать, что дебиторская задолженность может быть отражена и на других счетах:

— 205 00 «Расчеты по доходам»;

— 207 00 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)».

Таким образом, в ходе аудита расчетной дисциплины объектами будут выступать счета аналитического учета счетов 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 302 00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Источниками информации для проверки будут служить:

— формы годовой отчетности, перечень которых предусмотрен Инструкциями №191н, и №33н ;

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

— журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

— журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами;

— договоры купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ;

— счета, счета-фактуры;

— акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные на поставку товаров, акты закупки, если товары приобретались у физических лиц;

— акты инвентаризации (сверок) расчетов.

В качестве контрольно-аудиторских процедур проверки выступают: инспектирование (просмотр документов), аналитические процедуры (сравнение информации в документах), запрос (опрос сотрудников и контрагентов), подтверждение (например, третьих лиц о фактическом размере задолженности) и др.

Программа контрольно-аудиторских процедур включает следующие направления и этапы проверки:

1. На первом этапе рекомендуется провести знакомство с материалами инвентаризации расчетов. С этой целью необходимо запросить документы, в данном случае — инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами с приложением к ней актов сверок расчетов. Посредством обозначенной процедуры нужно убедиться в обоснованности сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского учета. Учитывая, что сами учреждения во многих случаях проводят инвентаризацию расчетов на низком уровне (либо вообще не проводят), контролер устанавливает сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

2. На втором этапе проводится проверка договоров, заключенных между государственным (муниципальным) учреждением и поставщиком товаров (работ, услуг), на предмет их правомерности и соблюдения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (№44-ФЗ) . Необходимо обратить внимание на наличие фактов перечисления авансовых платежей, не предусмотренных условиями заключенных договоров (контрактов). Кроме того, при проверке следует учитывать, что оплата поставленных услуг, выполненных работ должна производиться за счет того источника, который предусмотрен сметой доходов и расходов учреждения либо финансово-хозяйственным планом учреждения. В ином случае проведение платежной операции будет являться нарушением.

3. Третий этап заключается в проверке наличия первичных учетных документов, служащих основанием для отражения в учете сумм задолженностей контрагентов. В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом, как отмечает Минфин России в Письме от 08 апреля 2013 года №03-03-06/1/11347 , подтвердить факт

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

возникновения дебиторской задолженности могут любые первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед организацией (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.).

Следует полистно просмотреть те документы, которые были отобраны для проверки в соответствии с выбранными критериями. По результатам проведения названной процедуры выявляется общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку, выявленные нарушения отражаются в Отчете аудитора. Информация по тем операциям, по которым документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют, в документах есть исправления), обязательно учитывается при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае возникновения сомнения в подлинности документов рекомендуется провести встречные проверки у поставщиков товаров (работ, услуг) в части сверки учетных данных потребителя (заказчика) и поставщика товаров (работ, услуг) путем выполнения процедуры запроса в адрес контрагентов и получения соответствующих подтверждений о суммах дебиторской и кредиторской задолженностей.

4. На четвертом этапе осуществляется проверка своевременности отражения в учете расчетных обязательств. В зависимости от масштаба деятельности учреждения проверка указанных операций проводится сплошным или выборочным методом. Выборка на этом участке осуществляется путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договора, стоимости и прочих факторов. Контрольный орган сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку, заключенными с тем или иным поставщиком. Затем он проверяет наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур или отражение операций в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо карточке учета средств и расчетов.

При проверке своевременности отражения в бухгалтерском учете оказанных услуг, проверяющий может выявить расхождения между датами совершения хозяйственных операций и их регистрации в учете. При этом обязательно устанавливаются причины возникновения расхождений, а именно какой они носят характер — разовый или систематический.

По каждому нарушению берется объяснение либо от главного бухгалтера, либо от бухгалтера, ответственного за ведение участка, по которому обнаружено нарушение.

В качестве типичных ошибок и нарушений при проверке расчетноплатежной дисциплины выступают следующие:

• превышение установленных законодательством Российской Федерации размеров авансовых платежей (размеры авансовых платежей установлены п. 22 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 года №1213 (ред. от 18 декабря 2014 года)

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

«О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и составляют 100, 60 и 30%. Таким образом, превышение установленных законодательством размеров авансовых платежей, выявленное в ходе проверки, является нарушением);

• превышение предельного размера расчетов наличными деньгами. Согласно пункту 6 Указания Банка России от 07 октября 2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей;

• нецелевое использование бюджетных средств. В соответствии с пунктом 21 Приказа Минфина России от 01 декабря 2010 года №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в разрядах 24—26 бухгалтерского счета казенных и бюджетных учреждений отражаются коды Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которые ежегодно доводятся Минфином посредством Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации. Каждый код КОСГУ квалифицирует или определяет тот или иной вид расходов. Кроме того, в номере счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», который применяется для расчетов с поставщиками и подрядчиками согласно пункту 254 Инструкции №157н , указание аналитических кодов вытекает из условий договоров, соглашений. Таким образом, от предмета договора будут зависеть квалификация произведенного вида расходов при отражении финансово-хозяйственной операции и применяемый счет по учету обязательств перед поставщиком;

• проведение незаконной расчетной операции (как уже было отмечено выше, оплата поставленных услуг, выполненных работ должна производиться за счет того источника, который предусмотрен сметой доходов и расходов учреждения либо финансово-хозяйственным планом учреждения, в ином случае проведение платежной операции будет являться нарушением);

• отсутствие документального подтверждения расходов (расходы учреждения, не подтвержденные документально либо совершенные без наличия правовых оснований для их осуществления, являются нецелевым использованием бюджетных средств);

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

• нарушения в части списания с учета дебиторской (кредиторской) задолженности. По правилам бухгалтерского учета списать с баланса государственного (муниципального) учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов;

• несвоевременность отражения расчетных обязательств в учете. В соответствии с пунктом 9 Инструкции №157н в целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни (результатов операций) субъект учета формирует первичный учетный документ в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

В результате проверки полноты и точности отражения данных первичных документов в регистрах бюджетного учета могут быть выявлены следующие нарушения:

1) в нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете , пунктов 9, 11 Инструкции № 157н :

— не все документы, которыми оформлены проверяемые операции, зарегистрированы (приняты к учету) своевременно;

— не все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах (прежде всего — в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками или карточке учета средств и расчетов);

2) в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете , пункта 7 Инструкции №157н не все операции, подтвержденные документами на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров, отражены на счете 302 00 «Расчеты по обязательствам» и не по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

3) в нарушение пункта 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете , пункта 3 Инструкции №157н выявлены документы, принятые к учету несколько раз.

На рисунке 1 представлена структурно-логическая схема организации аудита расчетной дисциплины.

В заключение отметим, что все нарушения, выявленные по результатам проверки, должны быть исправлены.

Кодекс административных правонарушений Российской Федерации предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представле-

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

Рисунок 1. Структурно-логическая схема аудита расчетно-платежной дисциплины

бюджетного учреждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

ния, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа в размере:

— на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей (или дисквалификацию на срок до трех лет);

— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Литература

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70353464/ (дата обращения 01 октября 2015 года).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 23 декабря 2013 года №1213 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156087/ (дата обращения 01 октября 2015 года).

5. Приказ Минфина России «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» от 01 декабря 2010 года №157н. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12180849/ (дата обращения 01 октября 2015 года).

6. Приказ Минфина России «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года №191н. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12181732/ (дата обращения 01 октября 2015 года).

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

7. Приказ Минфина России «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» от 25 марта 2011 года №33н. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/12184447/(дата обращения 01 октября 2015 года).

8. Указание Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07 октября 2013 года №3073-У Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162480/(дата обращения 01 октября 2015 года).

9. Указание Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11 марта 2014 года №3210-У Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70664762/ (дата обращения 01 октября 2015 года).

10. Письмо Минфина России «Об определении нецелевого использования бюджетных средств» от 21 января 2014 года №02-10-11/1763.

11. Письмо Минфина России от 08 апреля 2013 года №03-03-06/1/11347.

12. Обухова Т. Проверка состояния дебиторской и кредиторской задолженности в учреждении // «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений». 2014. №10. С. 26-33.

13. Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений

2014 / под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева. М.: БиТуБи, 2014. 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аудит расчетно-платежной дисциплины в государственном учреждении

8. Bank of Russia «On the implementation of cash payments” from 07 October, 2013 #3073-V. (in Russian).

11. Letter from the Russian Ministry of Finance 08 April, 2013 #03-03-06 / 1/11347.

В процессе осуществления хозяйственных операций у предприятий возникают различные виды обязательств (перед поставщиками, работниками, государством, банками и другими экономическими субъектами).

Способность предприятия своевременно и в полном объеме осуществлять денежные расчеты по своим обязательствам определяется его финансовым состоянием и соблюдением им расчетной и платежной дисциплины.

Расчетная дисциплина предусматривает обязательства субъектов хозяйствования придерживаться установленных правил проведения расчетов.

Соблюдение расчетной дисциплины способствует ускорению кругооборота средств и укреплению финансового состояния предприятия. Нарушение расчетной дисциплины может быть следствием неудовлетворительной работы финансовых служб предприятия, а также его сложного финансового положения.

Платежная дисциплина предусматривает осуществление предприятиями платежей по своим обязательствам в полном объеме и в установленные сроки

Сроки платежа могут определяться соглашениями или нормативно-правовыми документами.

Обеспечение расчетно-платежной дисциплины зависит от финансового состояния субъектов хозяйствования и одновременно на него влияет.

За нарушение предприятиями расчетно-платежной дисциплины к ним могут быть применены санкции. В зависимости от того, какие субъекты применяют санкции, последние делятся на договорные, банковские (кредитные), финансовые.

Договорные санкции направлены на обеспечение полного и безусловного выполнения хозяйственных соглашений. Такие санкции применяются в виде уплаты пени, определяется в процентах к сумме неисполненного обязательства.

Банковские (кредитные) санкции применяются к предприятиям за нарушения расчетно-платежной дисциплины при расчетах по полученным кредитам, за нецелевое использование кредитных ресурсов.

Финансовые санкции применяются за нарушение предприятиями расчетно-платежной дисциплины государственными органами, налоговой службой. Они могут быть в форме пени или штрафов и определяются налоговым законодательством.

Нарушение расчетно-платежной дисциплины может быть и со стороны банка, который обслуживает предприятие, и заключаться в следующем:

— Ошибочный перевод средств на счет другой, чем указано в расчетном документе. В таком случае банк обязан после обнаружения ошибки осуществить платеж за счет собственных средств на счет указанного плательщиком получателя;

— Нарушение сроков выполнения платежа, за что банк должен уплатить пеню в размере 0,1% от суммы просроченного платежа, но не более 10% суммы перевода.

Согласно Указу Президента Украины от 12.06.95 г.. № 336/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» с последующими изменениями и дополнениями, применяются финансовые санкции в виде штрафов:

— За превышение установленных лимитов остатка наличных денег в кассе — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;

— За неполное или несвоевременное оприходование в кассе наличных — в пятикратном размере неоприходованной суммы.

По неустановления банком предприятию лимита остатка наличности в кассе в учреждение банка применяется штраф в пятидесятикратном размере необлагаемых доходов граждан за каждый случай.

Для укрепления расчетно-платежной дисциплины предприятий необходимо работать в следующих направлениях:

— Осуществление планирования поступлений денежных средств и платежей, согласования их объемов и синхронизация во времени;

— Определение видов и размеров ответственности за нарушение расчетно-платежной дисциплины;

— Обязательность применения санкций в случае нарушений расчетно-платежной дисциплины.

По банковским и финансовых санкций, то они обычно применяются в обязательном порядке. Что касается санкций, определенных за нарушение хозяйственных договоров предприятиями, то их применение не всегда считают обязательным.

Слаженная, по единым правилам сотрудничество всех участников денежных расчетов будет способствовать улучшению их хозяйственных отношений и финансового состояния.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.242.2

БЮДЖЕТНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Е. В. КУДРЯШОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права E-mail: ev_kudryashova@inbox. ru И. Е. АЛИМКИНА, ^удентка факультета «Финансы и кредит» E-mail: antigonushka@gmail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Статья посвящена нововведениям в сфере публичных финансов в Европейском Союзе — мерам по укреплению бюджетной дисциплины. Европейский Союз склоняется к принятию более строгих мер для контроля бюджетной дисциплины. На основе анализа опыта Европейского Союза в статье делается предположение, что понятие «бюджетная дисциплина» могло бы быть полезным для стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации.

Ключевые слова: публичные финансы, бюджет, бюджетная дисциплина, Европейский Союз.

В России в настоящее время продолжается бюджетная реформа, которая предполагает совершенствование бюджетной системы в целом и отдельных ее институтов1. В процессе повышения эффективности финансовой, в частности бюджетной, политики Российская

1 См. Кудряшова Е. В. Лекции по бюджетному праву: учеб. пособие. М.: Изд-во «Финакадемия», 2010. С. 6—7; Кудряшова Е. В. Бюджетная реформа и совершенствование юридической техники бюджетного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2006 № 8. С. 38—40.

Федерация неизбежно обращается к опыту других государств и государственных объединений. По мнению авторов, в условиях кризиса, который затронул большинство экономик мира, интерес представляют действия, предпринимаемые ближайшим соседом России — Европейским Союзом — по повышению контроля за бюджетной сферой и предотвращению негативных последствий кризиса.

Денежно-кредитная политика в еврозоне проводится единым учреждением — Европейским центральным банком, — в то время как налоговая и бюджетная политика остаются децентрализованными.

Когда в 1989 г. руководители европейских стран пришли к соглашению о создании экономического и валютного союза, они признали необходимым осуществление бюджетной координации в той или иной форме2, без которой безответственная политика одного из государств могла бы оказать

2 Эннет Э. и Джагер А. Европа в поисках бюджетной дисциплины // Финансы & развитие. 2004. № 6. С. 22.

негативное воздействие на весь союз, например в форме увеличения государственного долга.

До подписания Маастрихтского договора в 1992 г. налоговая и бюджетная политики стран — членов ЕС отличались большим разнообразием. С одной стороны, некоторые страны имели крупные и хронические дефициты, которые вели к быстрому накоплению государственного долга (Бельгия, Греция, Ирландия и Италия), тогда как другие поддерживали весьма высокий уровень бюджетной дисциплины (Германия и Франция). Учитывая явную неспособность многих будущих членов экономического и валютного союза поддерживать бюджетную дисциплину, Германия, например, настаивала на создании единой налогово-бюджетной основы для ограничения расходов стран, проводящих расточительную политику, до того как им будет разрешено ввести евро вместо национальных валют.

Результатом этих обсуждений стали два ключевых положения Маастрихтского договора, устанавливающие, что бюджетный дефицит должен удерживаться на уровне ниже 3 % ВВП, а коэффициенты долга не должны превышать 60 %3. Для обеспечения соблюдения этих требований страны договорились также о превентивных мерах, в которых основное внимание уделялось многостороннему надзору, и корректирующих мерах для устранения «чрезмерных дефицитов».

Таким образом, в 1997 г. был принят пакт о стабильности и росте, содержащий более подробные правила для реализации положений Маастрихтского договора в отношении бюджетной дисциплины.

Пакт о стабильности и росте включает резолюцию и два регламента, принятые Европейским Советом в поддержку налогово-бюджетной основы Маастрихтского договора. Пакт содержит требования в отношении дисциплины и гибкости: страны должны в среднесрочной перспективе довести свою бюджетную позицию до уровня, «близкого к нулю или положительного» (требование, относящееся к базовой или структурной бюджетной позиции), и поддерживать свои фактические дефициты на уровне менее 3 % ВВП, за исключением случаев особенно серьезных негативных шоков4. Государства-члены представляют

3 Эннет Э. и Джагер А. Европа в поисках бюджетной дисциплины // Финансы & развитие. 2004. № 6. С. 22.

4 Там же.

годовые планы в отношении государственных финансов на среднесрочную перспективу. Совет выносит заключения по этим планам и при необходимости делает ранние предупреждения. Процедура в отношении чрезмерного дефицита применяется, когда дефицит страны превышает 3 % ВВП, если это превышение не вызвано исключительными обстоятельствами. Процедура начинается с рекомендации об уменьшении дефицита, затем вводится усиленный бюджетный надзор, а в заключение применяются финансовые санкции. Если в период действия процедуры никакие меры не принимаются, санкции могут быть применены через 10 мес. после ее начала. В случае сохранения чрезмерного дефицита в течение двух лет санкции могут быть обращены в штрафы.

Какие же меры по повышению бюджетной дисциплины будут предприниматься в Европейском Союзе? Предполагается, что начиная с 2011 г. правительства отдельных стран Европейского Союза будут представлять проекты основных показателей национальных бюджетов в Европейскую Комиссию до конца апреля. Представители комиссии и министры финансов других стран Европейского Союза смогут обсудить их в течение последующих трех месяцев, с тем чтобы к концу июля представить свои рекомендации и оценки того, насколько планируемый той или иной страной бюджет отвечает требованиям общеевропейской финансовой политики, а также заявляемым правительством страны планам сокращения бюджетного дефицита.

После представления таких рекомендаций и оценок проекты бюджетов на очередной финансовый год будут окончательно утверждаться национальными парламентами. Весь период после представления проекта бюджета на согласование и до его окончательного утверждения назван «европейским семестром», а сама новация должна значительно укрепить финансовую дисциплину в Европейском Союзе, полагает руководитель финансово-экономического ведомства Европейской Комиссии Олли Рен. По его словам — это радикальное улучшение европейского экономического надзора. «Европейский семестр» даст возможность регулировать денежную политику в соответствии с требованиями европейского пакта о финансовой стабильности. Он не только улучшит финансовую дисциплину и укрепит

макроэкономическую стабильность, но и стимулирует в Европе экономический рост в полном соответствии с европейской стратегией на период до 2020 г. 5.

Причем некоторые эксперты сомневались, что даже мера по предварительному согласованию основных параметров национальных бюджетов окажется эффективной. С ними согласен член исполнительного совета крупнейшего сберегательного банка Испании «Caja Madrid» Альберто Рекарте: «На мой взгляд, даже правительства стран Европейского Союза, которые больше других нарушают установленные общеевропейские нормы, скорее всего, с ней согласятся. А потом, несмотря на предварительные договоренности, будут, как и раньше, спокойно эти нормы нарушать. Как мне представляется, единственная эффективная мера борьбы с этими нарушениями — жесткие санкции. Например, лишение страны любых субсидий из общеевропейского бюджета, а если и эта мера не поможет, — исключение из Европейского Союза» 6.

На последнем саммите в начале лета 2010 г. лидеры Европейского Союза согласились с необходимостью принятия четкого набора мер, которые обязали бы государства Европейского Союза соблюдать бюджетную дисциплину. Были предложены лишь два возможных варианта штрафных санкций:

— предложение Германии предполагает лишение стран-нарушителей права голоса в Совете ЕС до исправления ситуации;

— предложение, представленное целевой группой по разработке мер бюджетной дисциплины под руководством председателя Совета ЕС Хермана ван Ромпея, предполагает сокращение финансирования стран-нарушителей из фондов развития Европейского Союза7.

Оба предложения встречают жесткое сопротивление и имеют мало шансов на то, чтобы быть принятыми в чистом виде. Однако о том, какие именно санкции могут быть приняты в текущей ситуации, мнения экспертов расходятся. Также возможно, что страны будут получать меньше субсидий, но такое «наказание» представляется

6 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Царева Л. Халява кончилась // Финансовые известия.

2010. № 37. С. 15.

маловероятным: Европа — это единое целое, и, если одна из стран будет терпеть бедствие, то откладывать вопрос о помощи может быть проблематично.

Единственным действенным и применимым видом наказания могут стать ограничения финансирования стран, не соблюдающих бюджетной дисциплины, из фонда помощи (750 млрд евро). Такая мера может стать жестким стимулом для проведения быстрых и масштабных реформ, направленных на стабилизацию ситуации в системе государственных финансов проблемных стран. Эксперты предполагают, что, скорее всего, сообщество ограничится компромиссным вариантом.

В настоящее время в Европейском Союзе сложилась ситуация, когда страны с проблемами государственных долгов, по сути, держат «в заложниках» других членов еврозоны. Обострение проблем в Греции, Португалии и других странах оказывает в итоге влияние на все страны Европейского Союза, поэтому они вынуждены оказывать им помощь. Применение жестких мер, направленных на улучшение ситуации в долгосрочном периоде, в краткосрочном периоде не обещает ничего хорошего проблемным странам, что также является фактором риска для всей еврозоны.

Тем не менее 19.10.2010 Германия убедила Францию в необходимости ввести санкции к странам Европейского Союза с крайне высоким уровнем государственного долга и прописать процедуру банкротства отдельных государств8. Правительства стран Европейского Союза достигли предварительного согласия ужесточить правила, регулирующие финансы и дающие Комиссии ЕС больше полномочий для санкций к нарушителям бюджетной дисциплины. Они намерены добиваться введения новых требований к 2013 г. Министры финансов Европейского Союза под председательством Хермана Ван Ромпея должны будут внести изменения в договоры между странами в целях усиления меры наказания и сделать возможным признание финансовой несостоятельности страны.

Представитель Минфина Германии Йорг Асмуссен заявил, что соглашение представляет

собой четкое ужесточение правил пакта стабильности и роста. Новые нормы, разработанные при активном участии Германии и Франции, должны быть одобрены всеми 27 странами союза. Кроме того, важным является вопрос, касающийся размера штрафа для нарушителей. Ранее Комиссия ЕС называла цифру в 0,2 % от ВВП страны-нарушителя. Кроме того, канцлер Германии и президент Франции договорились о том, что в течение трех лет должен быть разработан механизм предотвращения будущих долговых кризисов. Для этого нужно внести изменения в законодательные акты Европейского Союза.

По мнению автора, введение жестких санкций, предложенных Германией и целевой группой по разработке мер бюджетной дисциплины, является наиболее целесообразным в нынешней ситуации. Мера предварительного согласования основных параметров национальных бюджетов вряд ли будет эффективной, поскольку есть вероятность нарушения основных требований Маастрихтского договора по показателям дефицита и величины госдолга, которые уже сейчас можем наблюдать на примере Греции, Исландии и других стран. Отсутствуют гарантии, что страны-нарушители будут строго следовать рекомендациям Комиссии ЕС. Только штрафные санкции могут принудить их проводить масштабные реформы и пересматривать свою налоговую и бюджетную политику.

Понятие «бюджетная дисциплина» актуально не только для Европейского Союза, но и для Российской Федерации, в особенности в условиях финансового кризиса. Введение понятия «бюджетная

дисциплина» может стать стимулом не только для соблюдения ограничений бюджетных дефицитов, установленных законом, но и для сокращения дефицитов бюджетов всех уровней и, наконец, стимулом для принятия мер по стабилизации финансовой ситуации на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Требование о соблюдении бюджетной дисциплины органами власти всех уровней будет способствовать поддерживанию стабильности бюджетной системы в долгосрочном периоде и реализации долгосрочной бюджетной политики России.

Список литературы

2. Кудряшова Е. В. Лекции по бюджетному праву: учеб. пособие. М.: Изд-во «Финакадемия», 2010. С. 6-7

3. Кудряшова Е. В. Бюджетная реформа и совершенствование юридической техники бюджетного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8. C. 38-40.

5. Царева Л. Халява кончилась // Финансовые известия. 2010. № 37. С. 15.

6. Эннет Э. и Джагер А. Европа в поисках бюджетной дисциплины // Финансы & развитие. 2004. № 6. C. 22—25.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки