Контроль за охраной труда

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного.

Общественный контроль за охраной труда

Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства. Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

7.10. Общественный контроль за охраной труда

Как организован общественный контроль за охраной труда

Приложение 4
Обязательное

Положение
об общественном инспекторе по охране труда
(утв. Президиумом ВЦСПС от 25 июля 1986 г. N 8-8)

1. Общие положения

Общественный инспектор по охране труда:

всемерно содействует созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве;

осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, правил и норм по охране труда, выполнением мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

избирается открытым голосованием на общем собрании профгруппы из числа передовых и активных рабочих, колхозников и служащих на срок полномочий профгрупорга. В зависимости от конкретных условий производства может быть избрано несколько общественных инспекторов по охране труда, которые обеспечат общественный контроль в звене, бригаде, смене, на участке. Общественными инспекторами по охране труда не могут быть избраны работники, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние условий и охраны труда и выполнение мероприятий по охране труда;

выполняет работу под руководством профгрупорга в тесном контакте со страховым делегатом профгруппы и работниками службы охраны труда предприятия, учреждения, организации, колхоза. Периодически отчитывается о проделанной работе на общем собрании профгруппы;

руководствуется в работе Уставом профессиональных союзов СССР, уставом соответствующего отраслевого профсоюза, Законом СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями", законодательством о труде, правилами и нормами по охране труда и настоящим Положением.

2. Содержание работы общественного инспектора по охране труда

Общественный инспектор по охране труда:

проверяет состояние техники безопасности и производственной санитарии на рабочих местах производственного участка, цеха;

ставит в известность бригадира, мастера или другого руководителя работ о вскрытых нарушениях по охране труда и через них принимает меры по устранению этих нарушений. Делает записи о выявленных нарушениях в журнале первой ступени административно-общественного контроля;

принимает участие в разработке мероприятий по повышению культуры производства, сокращению малоквалифицированного, тяжелого физического труда и работ с вредными условиями труда, контролирует их включение в коллективный договор, соглашение по охране труда и комплексный план улучшения условий, охраны и санитарно-оздоровительных мероприятий;

участвует в массовых мероприятиях по охране труда, проводимых на предприятии, в цехе (общественные смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.);

вносит предложения:

администрации, совету бригады о привлечении к ответственности лиц, нарушающих правила и нормы по охране труда, а также о моральном поощрении работающих, активно участвующих в создании здоровых и безопасных условий труда на производстве;

в цехком (профбюро), профком, в вышестоящий профсоюзный орган о наказании должностных лиц, допускающих бюрократизм, волокиту по выполнению коллективного договора и мероприятий, предусмотренных комплексным планом улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, нарушающих правила и нормы по охране труда;

комиссии по охране труда профкома, цехкома (профбюро) о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности за несчастный случай для определения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

участвует в соответствии с действующим Положением в расследовании несчастных случаев и следит за своевременным и правильным составлением акта по форме Н-1, контролирует выполнение мероприятий по устранению причин несчастных случаев;

воспитывает у своих товарищей по работе чувство высокой сознательности и ответственности за личную безопасность и безопасность работающих на участке, в бригаде, пропагандирует высокопроизводительную работу без травм и аварий.

3. Права общественного инспектора по охране труда

Общественный инспектор по охране труда имеет право:

обследовать состояние рабочих мест, проходов, освещения, проверять исправность оборудования, станков, инструмента, приспособлений, ограждений, электрооборудования, транспортных средств, работу вентиляционных установок, соответствие технологических процессов требованиям безопасности труда;

контролировать проведение мастерами или другими руководителями работ первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей по безопасности труда работающих, проверять наличие у них соответствующих удостоверений;

контролировать своевременность обеспечения работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с условиями труда, правильность их применения, а также проведение химической чистки, стирки, ремонта, дегазации, дезинфекции, дезактивации, сушки, обеспыливания и обезвреживания;

проверять состояние санитарно-бытовых помещений (гардеробных, умывальных, душевых, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха и приема пищи и т.д.), требовать полного обеспечения ими работающих в соответствии с установленными строительными нормами и правилами;

контролировать организацию в соответствии с действующим порядком питьевого режима, выдачу работающим молока или других равноценных продуктов, мыла, предоставление лечебно-профилактического питания;

контролировать соблюдение администрацией законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи,

вносить предложения о заслушивании на профгруппе бригадира, мастера или другого руководителя о его работе по вопросам охраны труда.

4. Профком предприятия совместно с администрацией в месячный срок после избрания общественных инспекторов по охране труда организует их обучение, обеспечивает инструкциями и другими нормативными и справочными материалами по охране труда, создает им необходимые условия для успешной работы, активно содействует реализации внесенных ими предложений по улучшению условий и охраны труда на производстве.

5. Общественный инспектор по охране труда за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий и охраны труда на участке, в цехе, на предприятии может быть награжден в установленном порядке нагрудным знаком ВЦСПС "За активную работу в профгруппе" и отмечен другими мерами морального и материального поощрения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.07.99 г.

№ 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» общественный контроль за соблюдением прав и законных инте­ресов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных орга­нов.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иные уполномоченные работники представительных органов имеют право беспрепятственно прове­рять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмот­рения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представи­телями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права.

В соответствии с «Положением об административно-общественном контроле по охране труда в образовательных учреждениях», ад­ми­нистративно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем админист­рации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления обра­зованием за состоянием охраны труда.В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырехступенчатая система контроля:

I ступень — осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (заня­тия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении от­клонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены, устраняются немедленно, ос­тальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

II ступень — осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заве­дующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопас­ности и производственной санитарии во всех помещениях образовательного учреждения, при­нимают меры к устранению выявленных недостатков.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1778 | Нарушение авторского права страницы

ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ 

КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ


    В условиях становления правового демократического государства в России проблема эффективного и всестороннего общественного контроля над  деятельностью структур власти приобретает особое значение.

   Общественный контроль, реализуемый организованно и целенаправленно,  помогает цивилизованным путем решать возникающие проблемы и разногласия между гражданами и государством.
 Профсоюзы, представляющие собой добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности,  создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, являются составной частью гражданского общества.

  Как один из важнейших социальных институтов и основной партнер государства в социально-трудовой сфере, профсоюзы строят свою работу по защите прав и интересов работников в тесном взаимодействии с органами государственной власти страны и региона, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также другими общественными объединениями и организациями.
   Представители профсоюзов участвуют в работе комитетов областной Думы, коллегий департаментов, советов управлений, межведомственных комиссий, координационных комитетов и наблюдательных советов.
   В соответствии с положениями и нормами действующих в России законов профессиональные союзы обеспечивают на всех уровнях (федеральном, отраслевом, региональном, территориальном, локальном) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  Профсоюзный контроль осуществляется за соблюдением должностными лицами и работодателями прав работников по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты и условий труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам. Причём, профсоюзы при осуществлении контроля законодательно наделены правом требовать устранения выявленных нарушений.
  Профсоюзные инспекторы труда в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
-осуществляют проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
-принимают непосредственное участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
-проводят независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
-предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
-принимают участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
-принимают участие в рассмотрении и разрешении трудовых споров;
-обращаются в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
  Профсоюзы активно участвуют в обсуждении и принятии органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Тем самым обеспечивается профсоюзный контроль на этапе принятия нормативных правовых актов.
  Большое значение профсоюзы придают контролю за занятостью и соблюдением законодательства в этой сфере. Для этого профсоюзы:
• участвуют в разработке государственной политики в области содействия занятости;
• участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контролю за их выполнением;
• содействуют обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций;
• проводят предварительные консультации по проблемам занятости населения.
   При осуществлении контроля  за соблюдением законодательства о труде профсоюзы тесно взаимодействуют с прокуратурой и Государственной инспекцией труда в соответствии с заключёнными соглашениями о сотрудничестве, направляют исковые заявления в суд, представляют интересы работников в досудебных и судебных разбирательствах.
  Профсоюзы участвуют в общественном контроле за правильным и рациональным расходованием средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ, а также бюджетов территориальных отделений указанных Фондов.
  Профессиональные союзы участвуют в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер социальной защиты работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
  Добиваясь решения социально-трудовых проблем работников и осуществляя необходимый профсоюзный контроль, профсоюзы в поддержку своих требований проводят коллективные акции в формах, разрешенных действующим законодательством: коллективные трудовые споры, приостановки работ, забастовки, митинги, шествия, пикетирования.
 На современном этапе развития гражданского общества для повышения качества и эффективности профсоюзного контроля необходимо дальнейшее укрепление позиций профсоюзов, их модернизация, создание более благоприятных условий для профсоюзной деятельности, изменение законодательной базы в части:
-повышения ответственности за нарушение трудового законодательства и прав профсоюзов, невыполнения обязательств по коллективным договорам и соглашениям;
-предоставления профсоюзам более широких возможностей для контроля за соблюдением  прав и интересов наемных работников;
-наделения профсоюзов правом непосредственного обращения в суд с исками о защите прав работников;
-возврата в российское законодательство ликвидированной Конституционным судом РФ минимальной защиты неосвобожденных профсоюзных активистов от необоснованных увольнений.
  Профсоюзный контроль, являясь важнейшей составной частью общественного контроля, способствует защите прав и интересов граждан,  повышению уровня их участия в управлении организациями и государством, росту доверия граждан к деятельности государства и его органов, обеспечивает необходимую устойчивую обратную связь между обществом и властью, снижает  социальную напряженность и позволяет сохранять социальный мир, как непременное условие для поступательного социально-экономического развития общества и сохранения государства.