Контролируемая сделка

Ст. 105.14 НК РФ.

Комментарий к ст. 105.14 НК РФ

Контролируемые сделки

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 284.3 и 284.3-1 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 — 9 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

В Налоговом кодексе появилось понятие контролируемых сделок. Это сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными или проживающими в РФ, либо наделенными статусом налогового резидента РФ. Такие сделки считаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам за календарный год превышает установленную сумму. В 2012 году она равна 3 миллиарда руб., в 2013 году — 2 миллиарда, а начиная с 2014 года — 1 миллиард рублей.

2. Одна из сторон платит налог на добычу полезных ископаемых по ставке, выраженной в процентах, и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон является налогоплательщиком единого сельхозналога, либо ЕНВД, а среди других участников сделки есть как минимум один, кто не применяет данные спецрежимы. При этом сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон освобождена от обязанности плательщика налога на прибыль, либо применяет нулевую ставку по этому налогу, а другая сторона (стороны) не освобождена от этих обязанностей и применяет иную ставку. При этом сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны, где установлены льготы по налогу на прибыль, а другая сторона (стороны) не являются резидентами такой зоны.

Статья 105 14 налогового кодекса

При этом сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Обратите внимание: эти сделки будут считаться контролируемыми только с 2014 года.

Также контролируемыми являются внешнеторговые сделки с нефтью, черными, цветными и драгметаллами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями, если сумма доходов за календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Еще одна категория контролируемых сделок — это сделки с участием лиц, зарегистрированных, проживающих, либо наделенных статусом налогового резидента в оффшорной зоне. При этом сумма доходов за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Перечень оффшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13.11.07 № 108н.

Особняком стоят сделки, совершенные при участии посредника, где поставщик и клиент являются взаимозависимыми, а посредник не является. При этом посредник не выполняет никаких функций кроме организации продаж, не использует активов и не принимает на себя никаких рисков. Если в отношении сделки выполняется как минимум одно из вышеперечисленных условий, то сделка приравнивается к контролируемой.

Сделки с взаимозависимыми нерезидентами РФ признаются контролируемыми

При этом не имеет значения сумма доходов, полученных по таким сделкам.

Письмо Минфина России от 03.12.2014 N 03-01-18/61817

Вопрос

О признании сделки между взаимозависимыми лицами, в которой одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, контролируемой

Согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Соответственно, если сделка не является контролируемой, то представление уведомления в отношении этой сделки не требуется.

П. 1 ст. 105.14 Кодекса установлено, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

При этом положениями ст. 105.14 Кодекса особенности в виде требований к размеру суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены.

Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ, признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам.

При этом необходимо отметить, что до 01.01.2014 ст. 105.16 Кодекса применяется с учетом переходных положений, установленных п. 7 ст.

Ст. 105.14 НК РФ. Контролируемые сделки

4 ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

Согласно вышеуказанным переходным положениям ст. 105.16 Кодекса до 01.01.2014 применяется в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 году — 100 млн рублей, в 2013 году — 80 млн рублей.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме.

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги заполнения декларации по форме 3-НДФЛ и помогут оптимизировать налогообложение.

Все статьи Контроль…

за неконтролируемыми сделками, или Мы за ценой не постоим? (Мухин В.)

При разработке действующих в настоящее время правил трансфертного ценообразования за основу были взяты принципы, разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Налогоплательщики ожидали, что в результате под "трансфертный" контроль попадут только сделки, совершаемые взаимозависимыми лицами, которые относятся к контролируемым. Однако Верховный Суд в Определении от 22 июля 2016 г. N 305-КГ16-4920 данный миф полностью развеял…

Прежде чем перейти, собственно, к рассмотрению проблемы, имеет смысл несколько углубиться в историю, хотя и не очень далекую. Так, Законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ часть первая Налогового кодекса (далее — Кодекс) была дополнена разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". Положениями данного раздела установлено, что определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов с применением методов, установленных гл. 14.3 Кодекса. Данный вывод следует из положений п. 2 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.5, п. п. 1, 6 ст. 105.6, п. 1 ст. 105.7, ст. 105.17 Кодекса. Причем при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если контролирующим органом не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с п. 6 ст. 105.3 Кодекса. И здесь же закреплено, что проверка полноты исчисления и уплаты налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами производится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку и мониторинг налогоплательщика. Кроме того, выявление контролируемой сделки возможно Федеральной налоговой службой при проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку (п. 1 ст. 105.17 НК).
Необходимо отметить, что по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (ранее в этих целях применялась ст. 40 НК) положения разд. V.1 Кодекса имеют ряд существенных отличий. Во-первых, сужен круг контролирующих органов, наделенных полномочиями контролировать "взаимозависимые" цены — это вотчина исключительно Центрального аппарата ФНС. С этой целью создана специализированная межрегиональная налоговая инспекция по ценообразованию для целей налогообложения, задача которой состоит в обеспечении выполнения ФНС требований разд. V.1 Кодекса (Приказы Минфина от 5 апреля 2012 г. N 43н, от 17 июля 2014 г. N 61н). Во-вторых, прописаны специальные процедуры проведения данного вида контроля: сроки, ограничения по количеству проверок, возможность заключения соглашения о ценообразовании, право на симметричную корректировку и т.д. Кроме того, из числа сделок между взаимозависимыми лицами, подлежащих контролю по новым правилам, исключены сделки, не соответствующие критерию контролируемых сделок, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные ст. 105.14 Кодекса суммовые критерии. Причем контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 Кодекса.
Собственно говоря, изначально предполагалось, и это отражено в соответствующих положениях разд. V.1 Кодекса, что ценовой контроль будет проводиться в исключительных и строго определенных случаях. Такой подход основан на том, что должна действовать презумпция рыночной цены сделки, и любое необоснованное вмешательство в этот процесс может рассматриваться как налоговый "террор" бизнеса. Кроме того, ценовой контроль — это более чем дорогостоящее "удовольствие" — задействованы высококвалифицированные специалисты ФНС, а привлекать их для анализа всех подряд сделок, совершенных налогоплательщиками, более чем затратно. Потому-то и было принято более чем здравое решение — вывести из-под такого контроля несущественные сделки, налоговые доначисления по которым вряд ли смогут даже "отбить" расходы, которые были понесены для осуществления этого контроля. И суды также до сих пор исходили из того, что налоговики, скорректировавшие цены для целей налогообложения в рамках выездной налоговой проверки, выходят за рамки своих полномочий. А потому спорные доначисления подлежат отмене (см. Определение ВС от 11 апреля 2016 г. N А63-11506/2014).

Прецедентное дело

Между тем из Определения Верховного Суда от 22 июля 2016 г. N 305-КГ16-4920 следует, что все не так-то и просто.
В рассматриваемом деле некая компания продала своим дочерним предприятиям три здания в Москве по цене 9 440 000 руб., 950 000 руб., 710 000 руб. соответственно. По столичным расценкам это просто копейки, учитывая "квадратуру" данных зданий. В связи с этим налоговики в рамках выездной проверки посчитали, что общество получило необоснованную налоговую выгоду. И тут начинается самое интересное. Инспекторы доначисляют компании налог исходя из кадастровой стоимости объектов с поправкой на инфляцию. Затем в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля еще и оценщика привлекают, который насчитал куда больше, чем инспекторы. Надо отдать им должное — из двух зол инспекторы выбирают меньшее для налогоплательщика. Однако размер доначислений налога на прибыль и НДС все равно оказался более чем впечатляющим.
Не согласившись с таким поворотом событий, организация обратилась в суд. Суд первой и апелляционной инстанции встал на сторону налоговиков. Судьи приняли во внимание существенное превышение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости над ценой по заключенным сделкам. Кроме того, они согласились с инспекторами в том, что согласованные действия общества и взаимозависимых с ним организаций — покупателей этих объектов недвижимости направлены на занижение базы по налогу на прибыль и НДС, а также на сохранение за покупателями возможности применения "упрощенки". По мнению арбитров, при таких обстоятельствах инспекция совершенно правомерно использовала в целях определения действительных налоговых обязательств общества рыночную стоимость спорных зданий, установленную в ходе выездной налоговой проверки и допмероприятий налогового контроля.
Однако суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение. Основанием послужил тот факт, что оценка стоимости объектов недвижимости, проведенная без учета аварийности объектов оценки и без учета затрат на устранение аварийных последствий конструктивных нарушений при строительстве объектов на момент их продажи, не может быть признана достоверной. Соответственно, на основании данной оценки нельзя определить размер налоговых обязательств общества.

Когда нельзя, но очень хочется

В результате дело "дошло" до Верховного Суда, и оно приняло еще более неожиданный поворот. "Высшие" судьи указали, что налоговые инспекции в рамках проводимых ими камеральных и выездных проверок не наделены компетенцией по непосредственному определению цен в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, в связи с отклонением примененной ими цены от рыночного уровня. Ведь налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется лишь ЦА ФНС и то при условии, что спорная сделка является контролируемой.
Однако тут же представители ВС выводят из данного правила исключение. По их мнению, "существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций может иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды".

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами. Ст. 105.14 НК РФ с комментариями

В рассматриваемом деле все признаки получения необоснованной налоговой выгоды, сформулированные в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53, что называется, налицо. "Высшие" судьи посчитали, что многократное отклонение указанной в договорах купли-продажи зданий цены от рыночного уровня цен (в 30, 230 и 116 раз) ставит под сомнение саму возможность совершения операций по реализации дорогостоящего имущества на таких условиях. Если же учесть еще и взаимозависимость участников сделок, а также отсутствие разумных экономических причин к установлению цены в столь заниженном размере, то вывод о том, что единственная цель, которую преследовала компания, является желание сэкономить на налогах, напрашивается сам собой. А за это он должен быть наказан — совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которых он стремился избежать. Верховный Суд решил, что с этой задачей налоговики в рассматриваемом деле справились успешно. Поэтому и Постановления судов первой и апелляционной инстанций, утвердивших правильность расчета налоговых обязательств компании, которые произвели налоговики, ВС оставил в силе.

"Произвольные" последствия

Решение, вынесенное Верховным Судом, на первый взгляд кажется очень даже справедливым. Ведь действительно компания в сотни раз занизила базу по налогу на прибыль, не приведя в свою пользу каких-либо внятных объяснений. Вместе с тем смущает несколько другое. Выходит, что если налоговики захотят вменить компании в вину получение необоснованной налоговой выгоды (а такие обвинения, увы, не редкость), то пересчитать налоговые обязательства они могут и в рамках выездных проверок. Причем "трансфертные" правила в данном случае не применяются просто потому, что сделка-то неконтролируемая. И судьи не стали проводить никакой аналогии, то есть применять "ценовые" методы из разд. V.1 Кодекса налоговики не обязаны. Выходит, что неконтролируемые сделки взаимозависимых лиц попали под "неконтролируемый", то есть никак Кодексом не регламентированный, контроль. Странно, что налоговики не додумались доначислить налоги и покупателям. Хотя, быть может, все еще впереди.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 284.3 и 284.3-1 настоящего Кодекса.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 — 7 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".

Информация о контролируемых сделках

Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.