Концепция выездных налоговых проверок

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.

Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

  • Приказ
  • Приложение N 1. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
    • Введение
    • 1. Цели разработки Концепции
    • 2. Основные принципы планирования
    • 3. Структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок
    • 4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
    • 5. Результаты внедрения Концепции
  • Приложение N 2. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
  • Приложение N 3
    • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году
    • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году
    • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах (в 2006 — 2016 годах)
  • Приложение N 4
    • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
    • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах (в 2017 году)
    • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах
  • Приложение N 5. Пояснительная записка к уточненной (уточненным) налоговой декларации (налоговым декларациям), представленной (представленным) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
  • Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
    • 1. Общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»
      • Типовой способ уклонения от налогообложения с использованием фирм-однодневок
      • Типовой способ организации финансово-хозяйственной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов при реализации товаров
    • 2. Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества
      • Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества с использованием страховой компании
    • 3. Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции
      • Типовой способ минимизации акциза производителями алкогольной продукции
    • 4. Схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов
      • Типовой способ неправомерного применения льготы по НДС
    • 5. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности
    • 6. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов
    • 7. Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках
      • «Агентская» схема уклонения от уплаты НДС
      • «Заемная» схема уклонения от уплаты НДС

Открыть полный текст документа