Конвенция об отпусках

Тем, кто пока только строит планы на отдых в этом году, возможно, придется их пересмотреть. Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) N 132 об оплачиваемых отпусках, которая потребует внести некоторые изменения в наше законодательство и особенно в практику.

А это значит, что до конца года любой работник обязательно должен побывать как минимум в двухнедельном отпуске, а остаток использовать не позднее середины 2012 года.

Вообще 132-я Конвенция МОТ, принятая еще в 1970 году, в некотором смысле для нас — давно пройденный этап. В частности, она провозглашает, что "отпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы". Наш Трудовой кодекс образца 2001 года зафиксировал минимальную продолжительность отпуска — 28 календарных дней, а до этого он составлял 24 рабочих дня, то есть вместе с воскресеньями выходили те же 28 дней.

"В Конвенции есть одна позиция, которая смущала нашу страну, — объясняет Председатель Профсоюза В.В. Пискурев. Она касается возможной разбивки ежегодного оплачиваемого отпуска на части и переноса отпуска по тогдашнему КЗоТу на последующие годы. Разбивка может быть разрешена компетентным органом власти страны-участницы, но при этом в Конвенции особо оговаривается, что продолжительность одной из частей отпуска должна быть не менее двух непрерывных рабочих недель. Такая схема невыгодна многим работодателям, да и самим работникам".

В принципе уже многие организации взяли за правило делить отпуска на две-три части, но из-за такой дележки люди порой не успевают отгулять все положенное время, и отпуска накапливаются. А потом человек раз — и выпал из рабочего процесса на несколько месяцев, решив наверстать упущенное. Теперь будет по-другому: минимум две недели подряд в течение года работник просто обязан отдохнуть, а остальное использовать в течение 18 месяцев, считая с конца года, за который предоставляется отпуск. После того как ратификационная грамота поступит в Бюро МОТ, мы уже не сможем растянуть отпуск на несколько частей. Впрочем, похоже, наши законодатели пришли к выводу, что это не самая большая беда. В Японии, например, в первый год работы оплачиваемый отпуск — одна неделя!

Кстати, из 183 стран- участниц Международной организации труда к 132-й Конвенции пока присоединились только 35 стран. Подавляющее большинство даже сильно развитых стран не готово поставить перед своим бизнесом жесткие требования дать работникам хотя бы трехнедельный оплачиваемый отпуск. В перечне 35 ратифицировавших эту Конвенцию государств не замечены США, Канада, Франция, Великобритания и многие другие. Нашими единомышленниками оказались из стран Старого Света Германия, Швеция, Испания, Финляндия, Бельгия, Италия, а также Йемен, Мальта, Буркина-Фасо, Уругвай, Армения, Украина и ряд других.

"Принимая решение о ратификации той или иной конвенции, каждое государство исходит прежде всего из интересов собственного бизнеса, собственной экономики, — говорит Владимир Пискурев. — Это ведь палка о двух концах. Многие относятся к подписанию конвенций очень осторожно, чтобы не нарваться на те или иные санкции. Для некоторых стран очень важно хорошо выглядеть в глазах мировой общественности, поэтому они охотно подписывают такие документы. Россия идет в этом направлении небольшими шажками, но довольно уверенно. На сегодняшний день принято 188 конвенций Международной организации труда. Наша страна ратифицировала 56. Для сравнения: США — 14, а такие страны как Франция, Испания- по 100 с лишним, Уругвай — более 70".

Одновременно с Конвенцией об оплачиваемых отпусках Россия ратифицировала также Конвенцию N 154 о содействии коллективным переговорам. Суть документа в том, что переговорный процесс между работодателем и работниками должен идти на регулярной основе. То есть заключили коллективный договор — хорошо, но на этом нельзя останавливаться. Меняется экономическая ситуация — необходимо менять и договоренности между трудом и капиталом.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для отдыха в странах Запада колеблется для различных категорий работников от одной до восьми недель.

В США вообще отсутствует законодательство в сфере отпусков. У американцев отпуска короче, чем в других странах мира, — всего 14 дней. Расчет его продолжительности производится в Америке работодателями в зависимости от продолжительности службы работника. В среднем сотрудники имеют по 9,6 дня оплаченного ежегодного отпуска за первый год работы в фирме, 11,5 дня получают после второго года работы, 13,8 — после трех и 16,9 дня после 5 лет работы. При этом только 14 процентов американцев берут в год все 14 дней отпуска. Остальные предпочитают тратить на отдых максимум 10 дней.

Закон Евросоюза обязывает его страны-члены устанавливать ежегодный оплачиваемый отпуск не менее четырех недель. Причем количество отпускных дней повышать можно, а вот понижать категорически нельзя. В странах ЕС величина отпуска регулируется трудовым кодексом и только затем соглашениями между работодателем, профсоюзами и самим служащим. Во Франции до недавнего времени существовала самая внушительная продолжительность оплачиваемого отпуска — 35 дней. Для сравнения: в Испании — 31 день, в ФРГ, Австрии и России — 28. Одной из причин самой большой продолжительности отпуска во Франции стало введение в 1998 году 35-часовой рабочей недели. Она была отменена в 2008 году. Новый трудовой кодекс, подготовленный во Франции кабинетом Саркози, урезает социальные права французских служащих, а у работодателей появилось право отдельно оговаривать количество рабочих часов и отпусков с сотрудниками. Интересные новшества, касающиеся поощрения работников, были введены в некоторых французских концернах в 1980-е годы. На заводах автомобильных компаний "Пежо" и "Ситроен" рабочим могут начислить до 5 дополнительных оплачиваемых дней отпуска, если сотрудник в году отсутствовал на своем месте не более 15 дней.

В Греции продолжительность отдыха составляет от 20 до 30 календарных дней в зависимости от трудового стажа и годовой выработки. Зарплата в период отпуска сохраняется. К ней дополнительно выплачивается премия в размере половины оклада. По оценкам экспертов, кризис, поразивший Грецию, способен внести существенные коррективы в сложившуюся систему отпусков: предприятия будут применять социальные программы для сотрудников в зависимости от имеющихся у них возможностей.

В Италии продолжительность оплачиваемого отпуска составляет в среднем 20-32 дня в год. Согласно "Форбс" Италия — одна из самых трудолюбивых стран мира.

Конвенция мот № 132: отпуска по новым правилам

Итальянцы работают 1800 часов в год. По конституции Италии трудящийся имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск и не может от него отказаться. Для основной части работников отпуска прописываются в коллективных договорах.

Подготовлено Пресс-службой Профсоюза по материалам СМИ

1. Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» ( 1921 ). 2. Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921).

3. Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921).

4. Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921).

5. Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926).

6. Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929).

Конвенция об оплачиваемых отпусках

Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930).

8. Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов» (1932).

9. Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935).

10. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935).

11. Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936).

12. Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946).

13. Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946).

14. Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946).

15. Конвенция № 78 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» ( 1946).

16. Конвенция № 79 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду» (1946).

17. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» (1948).

18. Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949).

21. Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» ( 1949).

22. Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951).

23. Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952).

24. Конвенция № 106 « О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957).

25. Конвенция № 108 «О национальном удостоверении личности моряков»(1958).

26. Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958).

27. Конвенция № 113 «О медицинском осмотре моряков» (1959).

28. Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизующей радиации» ( 1960).

29. Конвенция № 11 б «О частичном пересмотре конвенций» ( 1961 ).

30. Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963).

31. Конвенция № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» ( 1964).

32. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964).

33. Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965).

34. Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов» (1966).

35. Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов». Дополнительные положения ( 1970).

36. Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» ( 1970).

37. Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (1973).

38. Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»

(1975).

39. Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах»

(1976).

40. Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах» (1977).

41. Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977).

42. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983).

43. Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985).

Конвенция мот "об оплачиваемых отпусках" и Российское законодательство

17 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2010 N 139-ФЗ "О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции N 132)", которым была ратифицирована Конвенция Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (далее — Конвенция). В настоящей статье предлагаем рассмотреть значение и возможные последствия данного события в первую очередь для работника, а также реализацию положений Конвенции в действующем трудовом законодательстве РФ.

Общая характеристика Конвенции

Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций — является одной из наиболее значимых и уважаемых в мировом сообществе организаций в сфере правового регулирования социально-трудовых отношений. Среди разработанных и принятых в рамках МОТ документов числится и Конвенция об оплачиваемых отпусках, принятая на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ в Женеве 24.06.1970, пересмотренная в 1970 г. И лишь в недавнее время, спустя 40 лет после создания данного акта, Российская Федерация, которая, заметим, является членом МОТ, взяла на себя обязательства по соблюдению рассматриваемой Конвенции.

В соответствии со ст. 18 Конвенции документ вступает в силу не ранее чем через 12 месяцев после регистрации в МОТ документа о ратификации. То есть положения Конвенции приобретут обязательный характер не ранее, чем еще через год.

Кроме того, необходимо отметить, что Конвенция представляет собой международный договор. Это означает, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ она имеет большую юридическую силу, чем федеральные законы, в том числе ТК РФ.

Конвенция об отпусках

То есть в случае расхождений между положениями ТК РФ и недавно ратифицированной Конвенцией будут применяться правила, предусмотренные последней.

Приобретение права на оплачиваемый отпуск

Согласно ст. 5 Конвенции для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы. Продолжительность такого периода определяется компетентным органом власти в каждой отдельно взятой стране, но не может превышать шести месяцев.

Статья 122 ТК РФ устанавливает, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Кроме того, до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

  • женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
  • работникам в возрасте до 18 лет;
  • работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Таким образом, положения ТК РФ, касающиеся наделения работника правом на отпуск, не только соответствуют правилам Конвенции, но и являются более благоприятными для работника.

Заметим, что в соответствии с Конвенцией лицо, не полностью отработавшее календарный год, имеет право на пропорциональное количество дней отпуска. Согласно ТК РФ, отработав шесть месяцев, работник вправе использовать отпуск полностью за данный год, а не пропорционально отработанному времени.

Кроме того, в п. 4 ст. 5 Конвенции также отмечается, что время отсутствия на работе по причинам, не зависящим от работника, таким как болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам, засчитывается в период работы, необходимый для получения права на отпуск. В ТК РФ наряду с указанными случаями в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

  • нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
  • период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;
  • время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

То есть в данном случае ТК РФ предоставляет работникам исключительно дополнительные гарантии по сравнению с теми, которые предусмотрены Конвенцией.

Порядок предоставления отпуска

Согласно ст. 10 Конвенции время отпуска, если оно не устанавливается нормативными документами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иным способом, соответствующим национальной практике, определяется работодателем после консультации с работником или его представителями. При определении времени предоставления отпуска должны учитываться потребности предприятия в рабочей силе и возможности для отдыха, доступные работнику.

Заметим, что в данном случае порядок предоставления отпуска уже определен в российском законодательстве. Так, ст. 123 ТК РФ устанавливает, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Это положение не требует внесения каких-либо изменений со вступлением Конвенции в силу.

Продолжительность оплачиваемого отпуска

В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции отпуск не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы. Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. ТК РФ не допускает установление менее продолжительного отпуска, возможно лишь предоставление более длительного отпуска в соответствии с законом. В настоящее время удлиненный отпуск предоставляется работникам моложе 18 лет (ст. 267 ТК РФ) и педагогическим работникам образовательных учреждений (ст. 334 ТК РФ). Таким образом, ТК РФ предоставляет работникам более длительный ежегодный оплачиваемый отпуск, нежели Конвенция.

При этом в ст. 6 Конвенции отмечается, что государственные и национальные праздники, приходящиеся на период отпуска, а также время нетрудоспособности в связи с болезнью или несчастным случаем не засчитываются как часть ежегодного оплачиваемого отпуска. Положения ТК РФ полностью соответствуют Конвенции по данному вопросу.

Оплата отпуска

Статья 7 Конвенции устанавливает, что каждое лицо, обладающее правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, получает за период этого отпуска как минимум свою обычную или среднюю заработную плату, подсчитанную методом, определяемым компетентным органом в данном государстве. Выплата таких сумм должна быть произведена до отпуска, если иное не предусмотрено в соглашении между работником и работодателем.

В ТК РФ это правило уточняется. Так, в соответствии со ст. 114 ТК РФ на период отпуска за работником сохраняется средний заработок. Оплата отпуска согласно ст. 136 ТК РФ производится не позднее чем за три дня до его начала. Порядок исчисления среднего заработка определен в ст. 139 ТК РФ.

Использование отпуска

Согласно ст. 8 Конвенции допускается разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска, причем, если иное не предусмотрено соглашением между работником и работодателем, одна из частей отпуска должна составлять не менее двух рабочих недель. Эта часть отпуска должна быть предоставлена и использована в течение одного года, а оставшаяся часть — не позже чем в течение 18 месяцев после окончания года, за который предоставляется отпуск.

В настоящее время действующее трудовое законодательство РФ в ст. 125 ТК РФ также предусматривает, что по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Заметим, что в действующей редакции ТК РФ одна из частей отпуска обязательно должна составлять 14 календарных дней или больше и в отличие от правила, предусмотренного Конвенцией, не может быть уменьшена по соглашению сторон. Данное положение, вероятно, вскоре будет приведено в соответствие с Конвенцией.

Кроме того, ст. 124 ТК РФ закрепляет, что в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещаются непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, ТК РФ допускает возможность непредоставления отпуска вообще в каком-то конкретном году в связи с особыми обстоятельствами, указанными выше. Данное положение не соответствует Конвенции. Когда Конвенция вступит в силу, предоставление части отпуска продолжительностью две рабочие недели, если иное не предусмотрено соглашением работника и работодателя, станет обязательным.

Отпуск при увольнении

Конвенция устанавливает, что работнику, проработавшему минимальный период, необходимый для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск, после прекращения трудовых отношений с данным работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или выплачивается денежная компенсация, или предоставляется право на отпуск в дальнейшем.

ТК РФ в ст. 127 практически полностью повторяет данное положение. Так, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия — в этом случае должна быть предоставлена денежная компенсация).

Работа во время отпуска

Нельзя не обратить внимание на ст. 13 Конвенции, в которой говорится, что в каждой стране могут определяться компетентным органом власти или в ином установленном порядке специальные правила в отношении тех случаев, когда работник занимается во время отпуска деятельностью, связанной с получением дохода и противоречащей назначению отпуска. То есть оплачиваемая трудовая деятельность может быть запрещена под угрозой определенных санкций. В российском законодательстве подобные правила отсутствуют, что не противоречит положениям Конвенции.

В заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что недавно ратифицированная Конвенция создает дополнительные гарантии прав работников, не внося существенных изменений в действующий порядок. Большинство положений действующего трудового законодательства не противоречат Конвенции. Одним из наиболее значимых изменений, предусмотренных Конвенцией, являются правила, касающиеся порядка предоставления отпуска. Так, после вступления в силу Конвенции предоставление отпуска продолжительностью не менее двух рабочих недель ежегодно станет обязательным. Недопустимым будет перенос данной части на следующий год.

В целом Конвенция еще раз закрепляет положения, которые уже отражены в действующем законодательстве об оплачиваемых отпусках. Главное значение ратификации данной Конвенции заключается в повышении уровня гарантий трудящихся. Напомним, что Конвенция имеет большую юридическую силу, чем федеральные законы. Если в ТК РФ достаточно несложно и относительно быстро можно внести изменения путем принятия нового федерального закона, то прекратить действие Конвенции можно исключительно путем денонсации в порядке, предусмотренном Конвенцией.

Кроме того, Конвенция имеет важное политическое значение для имиджа России на мировой арене: Российская Федерация приняла на себя обязательство по соблюдению еще одного документа в сфере прав человека.

О.Н.Полякова

Эксперт журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

от 24 июня 1970 года №132

Об оплачиваемых отпусках

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию, постановив принять ряд предложений об оплачиваемых отпусках, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца одна тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, на которую возможны ссылки как на Конвенцию 1970 года об оплачиваемых отпусках (с поправками):

Статья 1

Положения настоящей Конвенции применяются через национальное законодательство и нормативно-правовые акты, в той мере, в какой они не применены иначе посредством коллективных договоров, арбитражных и судебных решений государственных механизмов установления заработной платы или любых других схожих инструментов в соответствии с практикой данной страны и с учетом существующих в ней условий.

Статья 2

1. Конвенция применяется ко всем работающим лицам, за исключением моряков.

2. В случае необходимости после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, если таковые существуют, компетентным органом власти или соответствующим государственным аппаратом в каждой отдельно взятой стране могут быть приняты меры по исключению из сферы применения данной Конвенции отдельных категорий лиц, работающих по найму, применение Конвенции в отношении которых вызывает серьезные затруднения или же вопросы законодательного или конституционного характера.

3. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о применении Конвенции, представляемом согласно статье 22 Устава Международной организации труда, перечисляет все категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктом 2 настоящей Статьи, с указанием причин такого исключения, а в последующих докладах сообщает о состоянии своего законодательства и о своей практике в отношении исключенных категорий, а также о том, в какой степени осуществлено или предполагается применение Конвенции в отношении таких категорий.

Статья 3

1. Каждое лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

An error occurred.

Каждый член МОТ, ратифицирующий Конвенцию, при ратификации в своем заявлении указывает продолжительность отпуска.

3. Ни в каком случае отпуск не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы.

4. Каждый член МОТ, ратифицировавший Конвенцию, может впоследствии, в новом заявлении, уведомить Генерального директора Международного бюро труда о том, что он устанавливает более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации.

Статья 4

1. Лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той продолжительности, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, предусмотренного в предыдущей статье, имеет право на оплачиваемый отпуск за такой год, продолжительность которого должна быть пропорциональна продолжительности его работы в течение этого года.

2. Выражение "год" в пункте 1 настоящей Статьи означает календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой отдельно взятой стране.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Подождите, идет загрузка документа…

О ЕЖЕГОДНЫХ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ КОНВЕНЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА 24 июня 1936 г. N 52 (ТП 97-3) (Извлечение) Дата вступления в силу: 22 сентября 1939 года.

Ежегодный оплачиваемый отпуск: особенности предоставления

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве 4 июня 1936 года на свою двадцатую сессию, принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать шестого года нижеследующую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1936 года об оплачиваемых отпусках. Статья 1 1. Настоящая конвенция применяется ко всем лицам, занятым на любом из следующих предприятий или учреждений, независимо от того, являются ли они государственными или частными: а) на предприятиях, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы перерабатываются, включая предприятия судостроения или производства, трансформации или передачи электроэнергии или двигательной силы любого вида; b) на предприятиях, занимающихся полностью или главным образом строительством, реконструкцией, содержанием, ремонтом, перестройкой или демонтажем: зданий, железнодорожных путей, трамвайных линий, аэропортов, портов, доков, пирсов, сооружений по защите от наводнений или береговой эрозии, каналов, сооружений для целей внутренней, морской или воздушной навигации, дорог, туннелей, мостов, виадуков, канализационных систем, водостоков, колодцев, ирригационных или осушительных сооружений, устройств электросвязи, предприятий по производству и распределению газа или электроэнергии, трубопроводов, систем водоснабжения, и на предприятиях, занимающихся другими подобными работами или подготовкой к строительству или закладкой фундаментов, предшествующими вышеперечисленным работам; с) на предприятиях, занимающихся перевозкой пассажиров или товаров по шоссейным и железным дорогам, внутренним водным путям или воздушным путям, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, складах или в аэропортах; d) на шахтах, карьерах или других предприятиях по добыче полезных ископаемых из земли; е) в коммерческих или торговых предприятиях, включая учреждения почты и электросвязи; f) в учреждениях и административных органах, персонал которых занимается главным образом канцелярской работой; g) на предприятиях периодической прессы; h) в учреждениях по лечению и уходу за больными, немощными, бедными и умалишенными; i) в гостиницах, ресторанах, пансионах, столовых, клубах, кафе и в других подобных учреждениях общественного питания; j) в театрах и общественных увеселительных местах; k) в смешанных коммерческих и промышленных предприятиях, не охватываемых полностью предыдущими категориями. 2. Компетентный орган власти каждой страны устанавливает после консультации с основными заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, разграничение между предприятиями и учреждениями, определенными в предыдущем пункте, с одной стороны, и теми, к которым эта конвенция не применяется, с другой стороны. 3. Компетентный орган власти каждой страны может исключить из сферы применения настоящей конвенции: а) лиц, занятых на предприятиях или в учреждениях, в которых заняты только члены семьи предпринимателя; b) лиц, занятых в государственных учреждениях, условия службы в которых предоставляют им право на ежегодный оплачиваемый отпуск, по крайней мере равной продолжительности с тем отпуском, который предписывается настоящей конвенцией. Статья 2 1. Каждое лицо, к которому применяется настоящая конвенция, имеет право после непрерывной работы продолжительностью в один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере шести рабочим дням. 2. Лица моложе шестнадцати лет, включая учеников, имеют право после непрерывной работы продолжительностью в один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере двенадцати рабочим дням. 3. В ежегодный оплачиваемый отпуск не включаются: а) официальные и традиционные праздники; b) перерывы в работе в результате болезни. 4. Национальные законы или правила могут разрешить в особых обстоятельствах деление на части той доли ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность, предписанную настоящей статьей. 5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается в соответствии с продолжительностью стажа работы, исходя из условий, которые предписываются национальными законами или правилами. Статья 3 Каждое лицо, уходящее в отпуск в силу статьи 2 настоящей конвенции, получает за весь период отпуска: а) или свое обычное вознаграждение, исчисленное способом, который предписывается национальными законами или правилами, с прибавкой денежного эквивалента его вознаграждения натурой, если такое существует; b) или вознаграждение, определенное коллективным соглашением. Статья 4 Любое соглашение, которое исключает право на ежегодный оплачиваемый отпуск или которое не дает права на такой отпуск, считается недействительным. Статья 5 Национальные законы или правила могут предусматривать, что лицо, которое будет занято на оплачиваемой работе в течение своего ежегодного отпуска, может быть лишено оплаты за период отпуска. Статья 6 Лицо, уволенное по причине, зависящей от предпринимателей, до того, как оно использовало положенный ему отпуск, получает за каждый день отпуска, положенного ему в силу этой конвенции, вознаграждение, предусмотренное статьей 3. Статья 7 Для того чтобы облегчить эффективное претворение в жизнь положений настоящей конвенции, каждый наниматель должен вести по форме, одобренной компетентной властью, записи, показывающие: а) дату поступления к нему на работу каждого лица, нанятого им, и продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, на который каждое такое лицо имеет право; b) дату ухода каждого лица в ежегодный оплачиваемый отпуск; с) вознаграждение, получаемое каждым лицом за период ежегодного оплачиваемого отпуска. Статья 8 Каждый член организации, ратифицирующий настоящую конвенцию, разрабатывает систему санкций для обеспечения применения положений этой конвенции. Статья 9 Ничто в настоящей конвенции не нарушает каких-либо положений, установленных законом, судебным решением, обычаем или соглашением между предпринимателями и трудящимися, обеспечивающих более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются настоящей конвенцией. Статья 10 Официальные документы о ратификации настоящей конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Статья 11 1. Настоящая конвенция связывает только тех членов Международной организации труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным директором. 2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный директор зарегистрирует документы о ратификации двух членов организации.

Нормативные акты. О защите заработной платы: Конвенция МОТ № 95; Принята в г

О защите заработной платы: Конвенция МОТ № 95; Принята в г. Женеве 01.07.1949 // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 5.

Об установлении минимальной заработной платы: Конвенция МОТ № 131 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда в 1957—1990 гг. Женева, 1991. Т. 2.

О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 24.06. 2008 №91-ФЗ) // Российская газета. 2000. 21 июня.

О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 22.08. 2004 №122-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 31. 03. 2006 №44-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №14. Ст. 1457.

Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 2.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 13.05. 2008 №66-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. №41. Ст. 4849.

О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства от 05.08.2008 №583 // Российская газета. 2008. 13 авг.

О правилах разработки и утверждения типовых норм труда: Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4583.

Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 21.12.2004 № 811-КЗ (ред. 20.04.2006 №1016-КЗ) // Кубанские новости. 2005. 15 янв.

О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 07.05.1998 № 125-КЗ (ред. 2.12.2004 №80-КЗ) // Кубанские новости. 2001. 3 янв.

Об утверждении Положения о порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) работникам государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту культуры Краснодарского края, и признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края: Постановление главы администрации Краснодарского края от 20.06.2005 № 550 // Кубанские новости. 2005. 25 июня.

Рекомендуемая литература

Андреева Л.А., Медведев О.М. Некоторые правовые проблемы нормирования труда // Государство и право. 2008. №7.

Белялова Г.А. Порядок премирования работников организаций // Трудовое право. 2004. № 3.

Брюховецкий Н. Минимальная заработная плата в регионах: правомерность процедуры установления // Российская юстиция. 2008. №4.

Гайсина А. В. Право работника на сохранение заработной платы в результате приостановления работы в соответствии со ст.142 ТК РФ // Трудовое право. 2006. №6.

Железнякова И. Проблемы формирования константной и переменной частей оплаты труда // Трудовое право. 2008. №2.

Зайцева О.Б. Заработная плата и ее роль в правовом регулировании трудовых отношений // Трудовое право. 2005. №5.

Колганова М.А. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об оплате труда // Трудовое право. 2003. № 3.

Ксенафонтова Н. Положение об оплате труда: назначение, свойства, содержание // Хозяйство и право. 2008. №1.

Курманов А.С. Конституционное право на заработную плату // Трудовое право. 2007. №4.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Основные государственные гарантии по оплате труда: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. 2005. № 2.

Мазманова Б.Г. Право на труд, концептуальные и методологические подходы к его оплате // Трудовое право. 2003. № 5.

Мазманова Б.Г. Понятийный и терминологический аппарат Трудового кодекса РФ в сфере оплаты труда и некоторые проблемы его практического применения // Трудовое право. 2003. № 10.

Нуртдинова А. Ф. Правовое регулирование оплаты труда // Хозяйство и право. 2006. №10.

Новиков Е.А. Новый порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск // Право и экономика. 2007. №5.

Петров А.Я. Заработная плата как институт трудового права России и его совершенствование // Законодательство и экономика. 2007. №9.

Погодина И.В. Расчетный листок и гарантии конфиденциальности // Трудовое право. 2008. №8.

Пресняков М.В., Чанов С.Е. Реализация принципов равенства и справедливости при оплате труда работников бюджетной сферы // Трудовое право. 2008. №2.

Сойфер В.Г., Желтов О.Б. Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика // Трудовое право. 2007. №6.

Соловьев А.В. Нормирование труда: проблемы правового регулирования // Трудовое право. 2004. № 8.

Соснаускенс О.И. Выплата заработной платы по новому Трудовому кодексу РФ // Право и экономика. 2007. №9.

Intercomp сравнила Конвенцию об оплачиваемых отпусках МОТ и Трудовой Кодекс РФ

Усачев В. Л. Проблемы правового регулирования структуры заработной платы // Государство и право. 2005. №8.

Шалыгин Б.И. Правовая ответственность за нарушение прав граждан на оплату труда // Трудовое право. 2007. №8.

Щур-Труханович Л.В., Щур Д.Л. Организация оплаты труда в ночное время // Трудовое право. 2006. №6.

Яковлев Р.А. Система заработной платы как правовая категория // Трудовое право. 2004. № 10.

Яковлев Р.А. Оплата и нормирование труда (комментарий к новой редакции ТК РФ) // Трудовое право. 2007. №1.

Контрольные вопросы и задания

1. Что следует понимать под заработной платой в экономическом и юридическом смысле?

2. Определите признаки заработной платы.

3. Дайте понятие индексации заработной платы.

4. Каков порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений?

5. Раскройте основные правила исчисления среднего заработка.

6. Назовите виды премий, надбавок и доплат стимулирующего характера.

7. Что такое нормирование труда? Назовите виды норм труда и определите порядок их установления.

8. Каков порядок участия представительных органов работников в регулировании вопросов оплаты и нормирования труда?

9. Как осуществляется оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором?

10. Каковы сроки расчета при увольнении?

Date: 2015-09-05; view: 222; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: