Коррупция как угроза экономической безопасности

Коррупция как угроза экономической безопасности предпринимательской

деятельности

Corruption as a threat to economic security of entrepreneurial activity

Сакаев Л. Ф.

Студент 4 курса, Экономическая Безопасность ф-т Институт истории и государственного управления Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа e-mail: sakaev.linar@yandex. ru

Sakaev L. F.

Исламов И.Я.,

к.пол.н., доцент кафедры экономико-правового обеспечения безопасности Башкирского государственного университета e-mail: islamovbgu@gmail.com

Islamov I. Ya.,

K. Ekon. sciencesProfessor Department of Economic and Legal

Bashkir State University e-mail: islamovbgu@gmail. com

Аннотация.

Коррупция является одним из основных методов и признаков организованной преступности -следовательно, отличается повышенной общественной опасностью, в том числе в экономической сфере, негативно влияет на развитие предпринимательской деятельности. В статье рассматриваются основы исследования коррупции в предпринимательской деятельности, выявление коррупционной сферы, а также меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, угроза, предпринимательская деятельность, экономическая безопасность, проблемы противодействия коррупции.

Key words: corruption, threat, entrepreneurship, economic security, anti-corruption problems.

Коррупция — Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами .

Коррупция оказывает негативное влияние на развитие экономики и социальной инфраструктуры, проникла во все сферы жизни, стала привычным, повседневным явлением. И государство, и бизнес -сообщество заинтересованы в сокращении коррупции, но, несмотря на принимаемые меры, коррупция остается серьезной проблемой для современной экономики.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что коррупция в Российской Федерации находится на высоком уровне на протяжении многих лет. В последние годы в РФ публикуются статистические данные по исследуемой проблеме. К сожалению, эти данные свидетельствуют о неуклонном росте преступлений, связанных с коррупцией.

Цель статьи — разработка мер по противодействию коррупции в Российской Федерации, а также раскрытие характера опасности коррупции для предпринимательства.

Несмотря на многочисленные попытки проанализировать феномен коррупции, выявить его природу, на сегодняшний день нет адекватных и объективных объяснений существования этого социального явления. Одни исследователи рассматривают коррупцию как отражение вековых человеческих пороков, другие видят причину коррупции в неэффективных законах.

Однако изучение причин коррупции связано с рядом серьезных трудностей, главной из которых является очень высокая латентность коррупции. Кроме того, оценка степени коррупции в обществе, значительно усложняется из-за крайне ограниченных показателей, которые можно использовать для их характеристики. Кроме того, возникновение коррупции не определяется каким-либо одним фактором, а является результатом сложного комплекса причин. В то же время чрезвычайно трудно определить и оценить влияние каждого отдельного человека.

Предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, внося значительный вклад в интенсивное развитие государства, во многом определяя темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По данным исследования Ernst & Young малый и средний бизнес, составляет сегодня не менее 70% от общего числа предприятий и на него приходится примерно 35-40% численности занятых и общего объема производства продукции и услуг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательство — является одной из важнейших составляющих современной экономики. По своей экономической природе оно неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом .

Искусственное усложнение функционирования бизнеса, административные барьеры выхода на рынок, дополнительные, временные и финансовые затраты, снижение доходности бизнеса, лишение бизнеса финансовых резервов, жесткий контроль со стороны проверяющих органов, все это приводит к значительному сокращению желающих заниматься малым и средним бизнесом.

Рисунок 1. Зарегистрировано преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки)

По сведениям Генеральной Прокуратуры РФ, в апреле 2019 года по ст. 290 УК РФ зарегистрировано 1685 преступлений, что значительно меньше чем за предыдущие годы.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 апрель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Количество преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки), уголовные дела о которых

направлены в суд

Из них, направлены в суд, только 984 преступления. Это не говорит о том, что почти половина преступлений не дошла до суда из-за коррупции в судебной и правоохранительной системе. Преступления также расследуют предварительно, в этом случае может быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям .

На сегодняшний день коррупция вышла на первое место среди важнейших проблем при ведении бизнеса в России, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Многие предпринимательские идеи остаются нереализованными, а бизнес становится криминализованным, потому что коррупция настолько въелась в сознание людей , что большинство считает, что ведение предпринимательства без взяток и связей невозможно.

Формы коррупции весьма разнообразны: от банальных, в виде получения взяток, за совершение как законных, так и незаконных действий, в том числе в результате вмешательства коррумпированных должностных лиц, в конкурентную борьбу в пользу взяткодателей, до сложных и завуалированных — в виде участия должностных лиц, их родственников и близких, самолично или через доверенных лиц, в различных сферах предпринимательской деятельности, продажи должностей и званий.

Из-за различных проверок и других незаконных требований проверяющих органов (в России на одного предпринимателя приходится около 100 проверяющих), частные предприятия увеличивают расходы. Это значительно снижает уверенность и готовность людей открывать собственный бизнес. Чем меньше количество малых предприятий, тем меньше конкуренция, тем хуже для экономики.

Экономика страны во многом зависит от предпринимательской деятельности, доля которой в Валовом Внутреннем Продукте (ВВП) РФ в настоящее время не превышает тридцати % (для сравнения в экономически развитых странах эти цифры гораздо выше — от 70%). Поэтому текущей задачей, поставленной правительством к 2020г. является увеличение доли активного населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, до 60-70% .

Коррупция оказывает негативное воздействие на рост объема ВВП на душу населения на страновом уровне зависимая переменная, измеряющая развитие человека, она содержит нагрузку объемом в одну треть на ВВП на душу населения в пересчете по паритету покупательной способности, испытывает негативное воздействие коррупции. В результате сделан вывод о том, что коррупция во всех ее аспектах замедляет развитие человека .

Коррупция задерживает развитие экономики и искажает представление о социальной справедливости. Кроме того, если отдельные случаи взяточничества укрепляют свои позиции, то коррупционер склонен требовать более высокую взятку, внедряя культуру беззакония, что в свою очередь приводит к неэффективной работе рынка.

3 июля 2018 Владимир Владимирович Путин, подписал указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», в котором говорится, что руководители федеральных органов государственной власти должны до 15 мая 2020 года внести в соответствующие планы своих ведомств изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предотвращению коррупции и обеспечение контроля по этому направлению, а до 10 июня 2019 им поручено представить доклад о проведенной работе .

Каждый гражданин Российской Федерации осознает необходимость искоренения коррупции. Об этом говорят депутаты, сотрудники правоохранительных органов, экономисты, юристы, общественные организации и другие. Проблемы, связанные с коррупцией, — это те, с которыми человек постоянно сталкивается. Кажется, все должно было решиться ддавно. Но как часто все просто на уровне формальных знаний и остается.

Таким образом, коррупция препятствует развитию предпринимательства в Российской Федерации. Для эффективного формирования антикоррупционного законодательства необходим комплексный, системный подход, а также мобилизация всех здоровых сил российского общества на противодействие этому социально -негативному явлению, в том числе повышение юридической ответственности. Наказание является важным и необходимым средством борьбы с коррупцией. Именно наказание лиц, совершивших преступление, затрагивает

определенную часть людей, заставляя их под страхом наказания не совершать преступных деяний. Существует необходимость в целом ряде превентивных мер, как общих, так и прямых на уровне государственной службы.

Важно законодательно закрепить гласность и прозрачность деятельности органов исполнительной и судебной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, неодобрения и безнравственности каждого прецедента проявления коррупции абсолютно всех степеней. Также необходимо включить конкретные меры юридической ответственности для государственных служащих в антикоррупционное законодательство и увеличить штрафы для всех лиц, причастных к коррупционным преступлениям. Россия должна прекратить тратить огромные суммы денег на борьбу с коррупцией. Они могут быть бесконечными. Все усилия должны быть направлены на уничтожение любых проявлений коррупции. И обеспечить стране стабильное и развивающееся будущее.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 » О противодействии коррупции»

3. Исследованию Ernst & Young. URL: https://www.rbc.ru/politics/10/04/2017/58eba0f99a794702f4f97040 (дата обращения: 20.06.2019)

4. Генеральная прокуратура РФ. URL: http://genproc.gov.ru/stat/ (дата обращения 20.06.2019)

5. Рубченко, М. Очередной подход к коррупции : Учебное пособие / Эксперт. — 2018. — 42с.

7. Лунеев, В.В. Нерешенные проблемы борьбы с коррупцией: Учебное пособие / «Черные дыры» в рос. Законодательстве.- 2017. -119с.

С.Ю. Чапчиков

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

В настоящее время в России борьба с коррупцией — чрезвычайно актуальная и острая проблема. Россия входит в группу наиболее коррумпированных стран мира. В 2003 году, по данным международной организации «Transparency International», основанным на оценках индекса восприятия коррупции (CPI), Россия занимала 86-е место из 133 стран, в 2005 г. она «сползла» на 126-е место из 158 стран, соответствующее уровню такой страны, как Сьерра-Леоне. 26 сентября 2007 года организация «Transparency Int.» опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нем 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла.

По оценкам некоторых экспертов, ежегодные убытки от коррупции в России составляют 20-25 млрд долларов США. Общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам, оценивается в 33,5 млрд долларов США .

Есть и более критические оценки. Согласно данным фонда «ИНДЕМ», только в деловой сфере России за период с 2001 по 2005 гг. объем коррупции вырос примерно с 33 до 316 млрд долларов США в год. При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долларов . Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.

Как социально негативное явление в обществе коррупция известна с давних времен.

Согласно утверждению Никколо Макиавелли, коррупция — это использование публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь», давая исчерпывающие характеристики советникам государей, он, в частности, подчеркивал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться»

Данное понятие вошло в различные словари и энциклопедии. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей» . В «Политическом словаре» понятие «коррупция» — это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей» . Во французском большом пятитомном словаре «Лярусс» коррупция определяется как «правонарушение, в котором может быть обвинен любой человек (чиновник, наемный работник и т.д.), который требует определенного предложения, обещания денег или подарка за то, чтобы предпринять на своем рабочем месте какое-то действие или воздержаться от него» .

В зарубежной литературе исследование коррупции ведется давно и широким фронтом. М. Вебер, например, ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих форсирование происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает . Другой сторонник функционального подхода — Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития .

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников путем вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные.

Во вступительном слове на совещании по проб-лемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что только в 2007 году, по официальной статистике, возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. Но это только вершина айсберга. Этот вид преступлений носит скрытый характер, и, естественно, их трудно найти, трудно расследовать и трудно привлечь к ответственности коррупционеров .

Коррупция проявляется во всех сферах экономической деятельности.

К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся таможенные службы, медицинские организации, автоинспекции, судебные органы, налоговые органы, правоохранительные органы.

В политической сфере отрицательные последствия коррупции проявляются в подрыве престижа страны на международной арене, способствовании ее политической и экономической изоляции и пр.

Выступая 30 сентября 2008 г. на заседании Совета по противодействию коррупции, Президент России Д.А. Медведев констатировал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе. И, как вы понимаете, речь идет даже не только о банальных взятках, независимо от их размера, но, по сути, о тяжелой болезни, которая разъедает нашу экономику и разлагает все общество.

В этой связи кардинальное снижение уровня коррупции — это, конечно, стратегическая задача, которая стоит перед страной» .

Опасность коррупции и необходимость бороться с ней признаются в нашей стране давно. В новой России первым антикоррупционным актом был Указ Президента России от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». 8 апреля 1997 г. был принят Указ Президента России № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Указом Президента России от 24 ноября 2003 г. был образован Совет при Президенте России по борьбе с коррупцией. Но данные усилия не могли приостановить ухудшение ситуации в стране, связанной с коррупцией.

Размах коррупции в современном мире привлек внимание и международных организаций. 16 декабря 1996 г. ООН приняла Декларацию о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях — первый специальный акт международного уровня. 15 ноября 2000 г. была принята Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Специальный комитет получил мандат на разработку международно-правового акта против коррупции на основании резолюций ГА ООН 55/61 от 4 декабря 2000 г. и 55/260 от 31 января 2002 г.

9 декабря 2003 г. Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. Она была ратифицирована Россией 8 марта 2006 года (№ 40-ФЗ) с рядом оговорок.

Содержание проектов антикоррупционных законодательных актов, безусловно, подтверждает последовательную позицию России по формированию антикоррупционного законодательства с учетом ее международно-правовых обязательств. При этом уже четко осознано то обстоятельство, что национальное антикоррупционное законодательство следует понимать в более широком смысле как систему нормативных установок, включающую не только репрессивное уголовное законодательство, но и превентивные антикоррупционные нормы.

По итогам саммита лидеров «Группы восьми» в Санкт-Петербурге 16 июля 2006 г. был принят План действий по борьбе с коррупцией, в котором в целях развития международного обязательства Российской Федерации по борьбе с масштабной коррупцией в сфере государственного управления на высоком уровне еще раз были подтверждены ее обязательства.

В целом в Российской Федерации в настоящее время в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

31 июля 2008 г. Президентом РФ был одобрен Национальный план противодействия коррупции. В плане три раздела: меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции; меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

25 декабря 2008 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации пакет законов по противодействию коррупции, которые должны стать правовой основой для разработки мер, направленных на устранение причин коррупционных проявлений в обществе, а также по совершенствованию деятельности правоохранительных органов и их взаимодействию в борьбе с коррупцией.

Данными законами вводятся дополнительные обременения, ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих. Например, такое обременение, по начальству, как сообщать о фактах и случаях, ставших известными в процессе служебной деятельности, о различных правонарушениях в этой сфере.

Закон «О противодействии коррупции» ставит в качестве базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, а также функций и полномочий органов государственной власти. И здесь мы исходим из того, что коррупция является следствием избыточного и нерегламентированного государственного регулирования.

Упрощается ведение судебных действий в отношении так называемых спецсубъектов, расширяется сфера контроля за достоверностью представления государственными и муниципальными служащими информации об имуществе, доходах и имущественных обязательствах, расширяется и унифицируется сфера имущественного контроля.

В этом пакете законов вносятся изменения и в Закон об оперативно-розыскной деятельности в части возможности применения оперативно-разыскных мероприятий для проверки достоверности сведений о декларируемом государственным или муниципальным служащим имуществе, доходах и имущественных правах, — здесь имеется в виду налогооблагаемое имущество, а также возможность использования оперативно-разыскных мероприятий для поиска имущества, подлежащего конфискации.

В законе впервые содержится норма в отношении права должностного лица после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет занимать должности в коммерческих организациях, с которыми это должностное лицо прежде было связано при выполнении своих функциональных обязанностей.

Государственный или муниципальный служащий обязывается представлять декларацию о доходах, имуществе и имущественных обязательствах. Аналогичную информацию обязаны предоставлять и члены его семьи, которыми согласно закону считаются супруги и несовершеннолетние дети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Федеральный конституционный закон о Правительстве вводится норма, обязывающая Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров декларировать свое имущество, доходы, имущественные обязательства, также эта обязанность распространяется на членов семей соответствующих должностных лиц.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» (далее — закон), являясь основным в системе мер противодействия коррупции, определяет коррупцию как социально-юридическое явление, коррупционное правонарушение как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и противодействие коррупции как скоординированную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся наиболее рельефным проявлением коррупции, и указания на сущностный признак коррупции -незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Содержащееся в законе определение коррупции согласуется с определением коррупции в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 1999 год).

В законе закреплены меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

— специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающими, в том числе, и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

— развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;

— совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации;

— возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности.

Большое внимание уделено определению основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции. Эти направления включают в себя, в частности:

— совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

— разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональной уровне;

— сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-разыскных мероприятий;

— введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

— обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах;

— развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего, между гражданами и государственными органами.

В законе установлено, что в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

Для исполнения решений указанных органов могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в установленном порядке, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Таким образом, в законе заложены правовые основы для возможного формирования координирующего органа по противодействию коррупции. Но в то же время не определены ни его структура, ни порядок формирования, ни круг полномочий. Решение этих вопросов отнесено на усмотрение Президента Российской Федерации.

В законе также указано, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений) органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Меры противодействия коррупции, касающиеся дисциплинарной, административной и иной ответственности физических и юридических лиц, полномочий органов государственной власти Российской Федерации, участвующих в предупреждении коррупции и борьбе с ней, статуса судей, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, членов избирательных комиссий, Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и служащих Банка России, порядка прохождения гражданами соответствующих видов государственной службы, контроля за сделками и финансовыми операциями государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы в прошлом, и членов их семей, подлежат урегулированию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах.

Система мер противодействия коррупции, предусмотренная пакетом законов, строится на использовании прежде всего мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения.

Такие меры включают, в частности:

— установление обязанности каждого из государственных и муниципальных служащих, замещающих должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи и наделение соответствующих должностных лиц правом запрашивать у правоохранительных и контролирующих органов информацию, подтверждающую достоверность представленных сведений;

— установление правила, в соответствии с которым граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные обязанности, только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение также распространяется на служащих Банка России;

— закрепление механизма проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определенных категорий государственных и муниципальных служащих, в том числе с использованием оперативно-разыскных возможностей;

— введение правила, согласно которому невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности представления указанных сведений может явиться основанием для его освобождения от занимаемой должности или привлечения к иным видам дисциплинарной ответственности.

В целях создания механизма ответственности юридических лиц, в том числе и иностранных, за коррупционные правонарушения устанавливается общая норма, согласно которой в случае, когда от имени или в интересах юридического лица передается взятка или осуществляется коммерческий подкуп, к юридическому лицу в порядке, предусмотренном административным и гражданским законодательством Российской Федерации, могут быть приняты такие меры ответственности, как, в частности, предупреждение и административный штраф.

В развитие этого общего требования в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести соответствующие изменения.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» // http://www.indem.ru/rassian.asp

3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1986. Т. 2.

5. Политический словарь. М., 1958.

6. Grand Larousse: En 5 volumes. Paris, 1987. T. 2.

7. Делла Порта Д. Действующие лица в коррупции: политические бизнесмены в Италии // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16.

8. Myrdal G. Asian drama: An inquiry into the roperty of nations. N.Y.: Pantheon, 1968. Vol. 2.

9. Еделев А.Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации // Налоги. 2008. Специальный выпуск. Январь.

Обобщающей теоретической установкой в связи с этим можно считать следующее утверждение: «… источником формирования угрозы безопасности страны служит многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения тех общественных отношений, которые формируют систему социальных взаимодействий в области безопасности страны» .
Согласно положениям теории систем, источником их зарождения и развития выступают базисные противоречия. А основу системных явлений определяет направленность на разрешение базисного (сущностного) противоречия в заданных условиях среды. Противоречия же существования (внешние) производны от базовых противоречий (внутренние), но их становление начинается с того, что свойство любого предмета приобретает диалектичность. Раздвоение свойства предмета сначала развивается в различие, различие – в противоположность, а противоположность – в противоречие существования. Базисное противоречие начинается с единства (тождества) противоположностей, а противоречие существования – с двоякого существования предмета. Базисное противоречие разрешается посредством движения, противоречие существования – посредством обмена между двумя формами одного и того же предмета. И если под воздействием внешних или внутренних факторов обмен прекращается, то возникает противоречие существования, которое останавливает движение предмета и в результате возникает так называемый системный кризис. Таким образом, кризис является формой проявления деструктивных противоречий, которые останавливают самодвижение предмета и способствуют разрушению системы. Применение диалектического подхода приводит к тому, что в деструктивном процессе стороны не взаимодействуют, а наоборот, разрушают друг друга, при этом целостность системы нарушается.
Кроме того, рассматривать безопасность без ее диалектической противоположности – опасности, неверно. Понять сущность безопасности можно только в рамках парной категории «опасность – безопасность». Применение диалектически противоположных понятий «опасность – безопасность» способствует проникновению вглубь любого явления общественной жизни. Категориальная связка «опасность – безопасность» в свете системного подхода предстает в следующем виде: опасность как саморазрушение системы означает не только то, что вышестоящая система подавляет нижестоящую систему или, наоборот, самостоятельность нижестоящей системы способствует разрушению системы как целого, а то, что саморазрушение есть результат взаимодействия образующих систему элементов. Мы видим, что система с данной точки зрения характеризуется не только способностью к самосохранению, самозащите и восстановлению целостности, но и способностью к саморазрушению, самораспаду.
Применение связки «опасность-безопасность» показывает, что в реальности любая система уже вовлечена в разрушительный процесс, а поэтому сама система находится в переходном в свою противоположность состоянии. Представление системы в единстве с опасностью как разрушающим, деструктивным процессом выявляет ее способность утрачивать свою целостность, самодостаточность и устойчивость. В противоположность опасности, безопасность означает упорядоченность хаоса, энтропии, восстановление порядка. Поэтому безопасность следует определять, как способность системы восстанавливать свою целостность.
Связывая предмет экономической безопасности с деструктивными процессами, разрушающими целостность экономической системы, мы приходим к необходимости рассматривать противоречия деструктивного характера, как форму противоречий существования, источник угроз целостности экономической системы. Данный вывод вызывает необходимость проводить исследование не в связке интересов, угроз и защиты, а в связке целостности экономики, угрозы этой целостности и защиты от угроз . Это обусловлено тем, что предлагаемая логическая цепочка исследования экономической безопасности переносит источник угроз вовнутрь экономической системы, что порождает необходимость выведения угроз экономической безопасности и средств их отражения из деструктивных экономических процессов, находящихся внутри самой системы. Таковы, по нашему мнению, основные теоретические моменты экономической безопасности, позволяющие подойти к явлению теневой экономики с совершенно новой стороны.
Как было уже отмечено, большинство исследователей по проблеме теневой экономики рассматривают ее как одну из основных угроз экономической безопасности. Теневая экономика отрицательно влияет на экономику государства и регионов, изымая из легального производства значительную часть факторов производства, снижая эффективность экономики и препятствуя расширенному воспроизводству и социально-экономическому развитию. Все же, рассматривая теневую экономику как угрозу экономической безопасности, большинство исследователей упускают из вида существенный момент. Он заключается в том, что и источник угроз экономической безопасности, а также факторы роста и развития теневой экономики имеют одни и те же предпосылки. Одной из публикаций, которая подтверждает актуальность данного тезиса, является статья С. Глинкиной и Г. Клейнера. Хотя в публикации авторы и рассматривают основные направления влияния роста теневой экономики на национальную безопасность, но уже постановка вопроса о взаимосвязи факторов безопасности с ростом теневой экономики является существенным шагом к пониманию их природы .
Как уже было отмечено нами, нарушение баланса интересов элементов приводит к развертыванию противоречий существования в деструктивные, что приводит к нарушению целостности экономической системы и усилению факторов, способствующих возникновению, росту и развитию теневой экономики. Кроме того, определив логическую связь определений «опасность» и «угроза» экономической безопасности с деструктивным процессом, мы можем перейти к их взаимосвязи с явлением теневой экономики. По нашему мнению, теневая экономика и теневые производственные отношения порождаются деструктивными процессами социально-экономической системы. Данный вывод дает нам основание считать, что противоречия существования системы при влиянии внутренних и внешних факторов могут стать деструктивными противоречиями, которые порождают как факторы существования теневой экономики, так и угрозы экономической безопасности. Иначе говоря, теневая экономика является следствием нарушения целостности системы и неразрешения (неснятия) деструктивных противоречий. В качестве примера можно привести диалектическое противоречие, заключенное в стоимости товара, которое выражается в противоречии его потребительской и меновой стоимости, что является основой его движения. Данное противоречие находит отражение в борьбе спекулятивного и торгово-промышленного капитала, что несет в себе угрозу целостности экономики государства и порождает сектора теневой экономики. Примером сектора теневой экономики может служить деятельность крупнейших российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая, таким образом, воспроизводственный процесс необходимых ресурсов, и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора.
Логику процесса нарушения целостности экономической системы с точки зрения теории экономической безопасности и теневой экономики можно проследить на основе схематического представления. На рис. 2 показана логика нарушения целостности экономической системы. По мере усиления действия деструктивных факторов процесс разрушения целостности экономической системы проходит по линии: ущемление интересов – появление факторов роста и развития теневой экономики – усиление факторов, способствующих росту теневой экономики – возникновение теневой экономики в различных секторах – возникновение самостоятельной теневой экономической системы (это и означает разрушение целостности экономической системы).
Другими словами, если логика исследования экономической безопасности проходит по связке «целостность – угроза целостности – защита от угроз», то исследование проблемы теневой экономики должно выглядеть следующим образом: «деструктивные противоречия, нарушающие целостность – теневая экономика – разрешение деструктивных противоречий – восстановление целостности (сокращение теневой экономики)».
Выведенная логическая цепочка указывает на то, что деструктивные противоречия являются источником теневой экономики. Кроме того, появление деструктивных противоречий уже указывает на то, что целостность системы нарушена, а значит, она требует восстановления. Далее, разрешение противоречий способствует восстановлению целостности, а это, в свою очередь, означает уменьшение теневой экономики. Таким образом, противодействовать теневой экономике можно только мерами, направленными на восстановление целостности экономической системы.
Применение диалектической связки «опасность – безопасность» к проблеме теневой экономики заставляет соотносить «опасность» с теневой экономикой, как проявление деструктивных процессов социально-экономической системы. К теневому сектору как подсистеме экономики необходимо применить другую категориальную связку – «упорядоченность – стихийность». Смысл ее использования заключается в представлении конструктивной функции теневой экономики как процесса упорядочения, т.е. смягчения деструктивных процессов системы. Конструктивная функция теневой экономики возникает как способ нелегитимного разрешения деструктивных противоречий системы. Деструктивная функция теневой экономики соотносится со стихийностью как усиление энтропии, хаоса в системе, что ведет к ее дальнейшему разрушению. Применение категориальных связок к экономической системе позволяет выявить в ней место теневой экономики (рис. 3).