Крушники

Внимание! Эта страница является архивной, возможно материалы опубликованные на ней уже устарели. С актуальной информацией для предпринимателей вы можете ознакомиться в газете «Частный предприниматель»

Предприниматель оказывает ремонтно-строительные услуги, в том числе и бюджетным организациям. В ходе проведения плановых ревизий органами КРУ были направлены письма-запросы с требованием предоставить журналы-ордера и материальные отчеты с приложением первичных документов (накладных, квитанций, чеков на приобретение материалов и оборудования, путевых листов и других документов, подтверждающих затраты предпринимателя и расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов). В случае непредоставления таких документов КРУ будет принято решение о корректировке стоимости выполненных работ и возврате сумм, полученных предпринимателем от бюджетных организаций (не подтвержденных первичными документами) в бюджет.

Правомерны ли требования КРУ, учитывая то, что предприниматель является единщиком, расходы в книге учета указывает помесячно, и первичные документы у него отсутствуют (кроме накладных самого предпринимателя, локальных смет, справок о стоимости выполненных работ, актов приемки выполненных подрядных работ).

(г. Киев)

Контрольно-ревизионные управления (КРУ) руководствуются в своей деятельности нормами Закона Украины от 26.01.93 г. № 2939-XII «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине” (далее – Закон № 2939). Как указано в ст. 2 Закона № 2939, главной задачей КРУ является осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, эффективным использованием бюджетных денежных средств и имущества на предприятиях и в организациях, которые получают или получали в проверяемом периоде средства из бюджетов всех уровней.

Как правило, органы КРУ проверяют бюджетные организации, которые называются подконтрольными учреждениями. Но в особых случаях подконтрольными КРУ могут стать и другие лица, например предприятия и организации, которые получают деньги из бюджета или используют государственное и коммунальное имущество (ст. 2 Закона № 2939). И хотя среди подконтрольных учреждений предприниматели не упоминаются, КРУ может проверить их на основании норм Указа Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности” (далее – Указ № 817). Согласно п. «в” ст. 5 данного Указа к контролирующим органам, имеющим право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, относится и КРУ (при условии, что проверка касается правильности использования бюджетных средств).

Поскольку КРУ имеет право контролировать использование субъектами хозяйствования бюджетных средств, предпринимателю необходимо ответить на письма-запросы КРУ, в противном случае к нему могут прийти на внеплановую проверку (п. «д” ст. 3 Указа № 817).

Теперь остановимся на вопросе: имеет ли право КРУ требовать у предпринимателя первичные документы, подтверждающие расходование бюджетных средств?

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 2939 работникам КРУ предоставлено право: «проверять у подконтрольных учреждений денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование денег и материальных ценностей…”. В данном случае речь идет о проверке первичных бухгалтерских документов у бюджетной организации, которая могла быть заказчиком ремонтно-строительных работ.

Но в данной статье есть и другой пункт – 5, которым предусмотрено, что КРУ имеет право получать от других предприятий и организаций, в том числе негосударственных форм собственности, необходимые справки и копии документов по операциям и расчетам с предприятиями, учреждениями и организациями, которые ревизуются.

Поэтому требовать копии первичных документов КРУ имеет право. Но необходимо учесть следующее: если бы ремонтно-строительные работы были проведены для бюджетной организации юридическим лицом (предприятием), то требование предоставить для проверки журналы-ордера и материальные отчеты было бы абсолютно обоснованным, ведь речь идет о регистрах бухгалтерского учета. А все предприятия просто обязаны вести бухгалтерский учет (ч. 3 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” № 996-ХIV от 16.07.99 г). Необходимость ведения юрлицами как регистров бухучета, так и первичных документов, на основании которых такие регистры составлены, прямо предусмотрена ст. 9 Закона № 996.

В нашем случае исполнителем заказа выступает не юридическое лицо, а физическое лицо – предприниматель. И в этом случае необходимо учитывать следующее: нормами действующего законодательства для предпринимателей не предусмотрено ведение бухгалтерского учета. Поэтому требовать от предпринимателей предоставления бухгалтерских регистров, каковыми по сути и являются журналы-ордера и материальные отчеты, неправомерно.

Необходимость предоставления первичных документов (накладных, квитанций, чеков на приобретение материалов и оборудования и др.) вызвана тем, что, как правило, при проверке КРУ контролирует соответствие договорной цены на ремонтно-строительные работы нормам действующего законодательства. Посмотрим, что о стоимости ремонтно-строительных услуг при работе с бюджетными организациями говорит законодательство. Правила определения такой стоимости прописаны в специальном документе: Государственные строительные нормы Украины «Правила определения стоимости строительства” (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174 (далее – ДБН Д.1.1-1-2000). Пункт 3.1.10.8 ДБН Д.1.1-1-2000 содержит такую норму: «Текущие цены на материальные ресурсы по стройкам (объектам), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, как правило, принимаются на уровне, сложившемся в регионе (Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях) по ценам производителей”. Понятно, что для того, чтобы проверить соответствие цен на материалы ценам производителей, необходимо точно знать их стоимость. Отсюда и требование по предоставлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Но предприниматели, уплачивающие единый налог, ведут упрощенный учет в Книге учета доходов и расходов. В соответствии со ст. 4 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 форма книги и порядок ее ведения устанавливается ГНА Украины. Что и было сделано. Приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599 (далее – Приказ № 599) была утверждена форма этой книги и порядок ее ведения. Форма книги, применяемая единщиками, такая же, как и для предпринимателей на общей системе налогообложения, – приложение № 10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12.

Что касается порядка ведения книги учета, то Приказом № 599 установлено, что заполняются только отдельные графы «период учета”, «расходы на производство продукции”, «сумма выручки (дохода)”, «чистый доход”. При этом ничего не сказано, что заполняться книга должна на основании первичных документов.

Кроме того, размер уплачиваемого единого налога не зависит от размера полученного дохода и понесенных расходов, поэтому единщики могут не иметь первичных документов, подтверждающих их расходы, в том числе и подтверждающие расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов.

КРУ имеет право требовать первичные документы, подтверждающие, что бюджетные средства потрачены по целевому назначению.

И последний вопрос, который волнует читателя: имеет ли право КРУ уменьшить в связи с непредоставлением требуемых документов стоимость выполненных для бюджетной организации работ и изъять часть полученных предпринимателем денег в бюджет?

Обратимся к ч. 8 ст. 10 Закона № 2939. В ней сказано, что КРУ имеет право: «в судебном порядке изымать в доход государства деньги, полученные подконтрольными учреждениями, по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства…”.

Итак, чтобы изъять у предпринимателя полученные по ремонтно-строительному договору деньги (их часть), нужно доказать, что такой договор является незаконным, обосновать конкретную сумму «переплаты”, которую КРУ планирует вернуть в бюджет, причем сделать это через суд.

КРУ имеет право взыскать по решению суда у заказчика – бюджетной организации денежные средства, перечисленные предпринимателю, если последний не подтвердит первичными документами законность проведенных операций.

Бюджетная организация, скорее всего, обратится с иском к предпринимателю с возмещением ей данных сумм. Поэтому предприниматель сам заинтересован доказать, что договор на ремонтно-строительные работы, заключенный с бюджетной организацией реальный, работы, обусловленные договором, действительно имели место, и тем самым подтвердить, что договор не фиктивный (ведь фиктивная сделка может повлечь за собой уголовную ответственность). Полагаем, что таких документов, как договор, локальные сметы, справки о стоимости выполненных работ и акты приемки выполненных подрядных работ, подписанные обеими сторонами, для доказательства «реальности” договора вполне достаточно.

Вчера, 1 марта 2016 года, состоялось заседание Временной комиссии Народного Совета Донецкой Народной Республики по вопросу распределения гуманитарной помощи и работе комитетов, не входящих в структуру Совета Министров Донецкой Народной Республики.

В ходе заседания были подняты вопросы, связанные с несоответствиями и нарушениями в документах на складах некоторых организаций, занимающихся выдачей гуманитарной помощи населению. Эти нарушения были обнаружены в ходе проверок членами Временной комиссии совместно с Генеральной прокуратурой ДНР. Также участники заседания подняли вопрос об отсутствии аккредитации у многих благотворительных фондов и организаций.

Председатель Временной комиссии Алла Бархатнова высказала свою позицию по этому вопросу.

«Мы с вами прекрасно видим ситуацию на местах. Поэтому мы должны сообщать о фактах нарушений в работе благотворительных организаций без аккредитации в соответствующие органы. На нас возложили контроль над этими процессами – значит, этим мы и должны заниматься», – подчеркнула депутат Народного Совета.

Участниками Временной комиссии был озвучен ряд претензий к работе Генеральной прокуратуры ДНР, связанных с несвоевременным реагированием на сигналы, которые поступают от депутатов.

По результатам работы Временной комиссии были приняты следующие решения:

  1. Направить обращение в Генеральную прокуратуру ДНР в связи с обнаруженными в ходе проверок фактами нарушений работы организаций, занимающихся выдачей гуманитарной помощи населению;
  2. Направить обращение в Контрольно-ревизионное управление ДНР о необходимости дать оценку деятельности сотрудников Генеральной прокуратуры ДНР во время проведения проверок распределения гуманитарной помощи администрациями городов Республики;
  3. Провести плановую проверку распределения гуманитарной помощи в городе Дебальцево 14 марта 2016 года.

Официальный сайт Народного Совета ДНР

Согласно изменениям, КРУ теперь подконтрольно Кабинету Министров Украины, а не Президенту Украины

Главное контрольно-ревизионное уп­равление Украины (ГлавКРУ) ­является ­центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает в установленном порядке реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля за использованием в соответствии с законодательством предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, сохранностью государственного и коммунального имущества, ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности — такое определение дано в Указе Президента Украины «О мерах по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы» от 27 августа 2000 года № 1031/2000. В целом, если проследить историю органов финансового контроля в нашей стране, то они неоднократно структурно реорганизовывались, при этом фактически выполняя одни и те же функции. Так, с 1937 по 1956 год финансовый конт­роль на Украине осуществляло Контрольно-ревизионное управление Наркомата, а позднее — Министерство финансов СССР. В 1956 году Контрольно-ревизионное управление было создано в составе Министерства финансов УССР. После становления Украины как независимого государства возникла необходимость в повышении роли государственного финансового контроля, и 26 января 1993 года был принят Закон Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине». Статус центрального органа исполнительной власти КРУ приобрело в 2000 году, в связи с принятием упомянутого Указа Президента.

Правовой статус Главного контрольно-ревизионного управления не так давно был дополнен еще одним нормативно-правовым актом — «новое» Положение о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2007 года № 884. Указанное постановление вступило в силу 1 июля с.г. Утверждение данного Положения напрямую следует из норм Закона «О Кабинете Министров Украины», которым определено, что КМУ в сфере усовершенствования государственного управления и государственной службы создает, реорганизовывает и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти в соответствии с законом в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на содержание органов исполнительной власти, а также утверждает положения об указанных органах.

Следует заметить, что Указ Президента Украины «О Положении о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины» от 28 ноября 2000 года № 1265/2000 продолжает действовать. Это притом, что в самом Законе «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», а именно в статье 7 указанного Закона, с момента его принятия было четко определено, что Положение о Государственной контрольно-ревизионной службе утверждается Кабинетом Министров Украины!

Какие же главные отличия предусматривает новое Положение, все-таки утвержденное Кабинетом Министров?

Сам статус ГлавКРУ не изменился — это центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров через министра финансов, он принимает участие в формировании единой государственной политики в сфере государственного финансового контроля, ­обеспечивает ее реализацию и осуществляет межотраслевую координацию. К основ­ным заданиям КРУ, кроме тех, которые уже были определены в Законе «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», оба Порядка относят также осуществление контроля над устранением выявленных недостатков и нарушений и разработку предложений относительно их недопущения в дальнейшем.

В Положении КМУ, по сравнению с Положением, утвержденным Указом Президента, существенно расширены функции ГлавКРУ — если ранее таковых было предусмотрено только 12, то новое Положение расширило этот перечень до 26. Среди основных нововведений следует выделить следующие функции ГлавКРУ, которых не было в предыдущем Положении:

— обеспечивает участие представителей ГлавКРУ в ревизионных комиссиях хозяйственных организаций, в которых корпоративные права государства превышают 50 % уставного фонда;

— осуществляет контроль над исполнением функций по управлению объектами государственной собственности, использованием и своевременным возвращением кредитов, полученных под гарантию Кабинета Министров Украины;

— предоставляет каждый месяц Верховному Совету Украины и Министерству финансов отчеты о результатах осуществления государственного финансового контроля;

— согласовывает планы работы контрольно-ревизионных органов министерств, других центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов;

— информирует Кабинет Министров о фактах нарушений финансовой дисциплины, выявленных во время осуществления государственного финансового контроля (в Положении, утвержденном Указом Президента, этот пункт был изложен в следующей редакции: «Систематически информирует Президента Украины, Кабинет Министров Украины о фактах нарушений финансовой дисциплины, выявленных ревизиями и проверками финансово-хозяйственной деятельности»);

— осуществляет в соответствии с законодательством управление объектами государственной собственности, которые входят в его сферу управления;

— проводит государственный финансовый аудит выполнения государственных (бюджетных) программ и местных бюджетов, деятельности бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики и других субъектов хозяйствования, которые получают (получали в период, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в период, который проверяется) государственное или коммунальное имущество;

— проводит проверки государственных закупок и осуществляет другие функции в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» (такая функция предусмотрена Законом «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине»);

— проводит внеплановые ревизии при наличии оснований, предусмотренных законом;

— осуществляет государственный финансовый контроль над использованием политическими партиями средств, выделенных из государственного бюджета на финансирование их уставной деятельнос­ти, в пределах полномочий, определенных законом;

— подает министру финансов на согласование для внесения в установленном порядке в Кабинет Министров Украины на утверждение проект плана основных направлений контрольно-ревизионной работы органов государственной контрольно-ревизионной службы на соответствующий год.

Изменены также и некоторые права ГлавКРУ. Так, уточнено право последнего получать от предприятий, организаций, в том числе негосударственной формы собственности, которые имели правовые отношения с объектами, на которых проводится ревизия, справки и копии документов об операциях и расчетах с такими предприятиями, учреждениями и организациями (такой нормы относительно негосударственной формы собственности в Положении, утвержденном Указом Президента, не было).

Также, ГлавКРУ согласно новому Положению, имеет право инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти и вносить в Министерство юстиции представление о прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии, если в ходе проведения ревизии будут выявлены факты, которые свидетельствуют о том, что средства, выделенные из Государственного бюджета на финансирование ее уставной деятельности, были использованы на финансирование участия этой партии в выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, или на цели, не связанные с осуществлением уставной деятельности. Такая норма присутствует в Законе «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», однако в Положении, утвержденном Указом Президента, она почему-то отсутствовала. А вот право ГлавКРУ применять в соответствии с законодательством к предприятиям, учреждениям и организациям и другим субъектам хозяйствования финансовые санкции новое Положение не предусматривает. Таким образом, на фоне фактического двукратного увеличения перечня заданий Главного контрольно-ревизионного управления, объем прав ГлавКРУ, которые должны служить инструментом для выполнения этих самых заданий, количественно не увеличился, хотя и претерпел заметные изменения.

Интересна также и норма, согласно которой нормативно-правовые акты ­ГлавКРУ согласовываются с Министерством финансов и подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Такое положение, как усматривается, призвано усилить контроль над деятельностью ГлавКРУ со стороны Министерства финансов, а, следовательно, и Кабинета Министров.

Новым Положением также кардинально изменен порядок назначения руководства ГлавКРУ — так, теперь председателя этого органа назначает на должность и увольняет с нее Кабинет Министров Украины по представлению премьер-министра Украины. Предложения премьер-министру относительно такого назначения вносит министр финансов Украины. Кроме того, определено, что председатель имеет заместителей, которые назначаются на должность и увольняются с нее в порядке, установленном КМУ. Напомним, что согласно Указу Президента «О Положении о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины» ГлавКРУ возглавляет председатель, которого назначает на должность и увольняет с нее Президент Украины в установленном законодательством порядке. При этом нормы Положения, утвержденного Указом Президента, относительно назначения руководства ГлавКРУ, который, напомним, действовал с 2000 года все это время, противоречили положениям части первой статьи 5 Закона «О Государственной контрольно-ревизионной службе на Украине», где четко определено, что Главное контрольно-ревизионное управление Украины возглавляет заместитель министра финансов Украины, начальник управления, который назначается Кабинетом Министров Украины по представлению министра финансов. Таким образом, установленный законом порядок назначения руководства ­ГлавКРУ, фактически, нарушают оба нормативно-правовых акта, которыми утверждены Положения о ГлавКРУ.

Итак, новое Положение существенно детализирует и расширяет функции и полномочия Главного контрольно-ревизионного управления и, кроме того, минимизирует влияние на этот орган ­исполнительной власти Президента Украины.