Кто платит земельный налог

Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты. Обязанность граждан-физлиц – оплата сбора по полученному уведомлению. Организации же обязаны самостоятельно подсчитывать его и подавать отчетность – декларацию.

Плательщики земельного налога в 2015 году могут рассчитывать на льготы при соблюдении определенных условий. Это будет полное освобождение, вычет из базы по налогу или уменьшенный размер сбора.

Кто считается плательщиком земельного сбора в РФ?

Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса):

  • юрлица;
  • управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ;
  • физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения.

Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории:

  • собственники участков;
  • землепользователи – бессрочное использование;
  • землевладельцы – пожизненное владение.

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации – плательщики земельного налога:

  • казенные;
  • госучреждения;
  • учреждения муниципалитета;
  • самоуправление местного уровня;
  • органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица – плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом:

  • свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года;
  • другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога.

Плательщики земельного налога в 2018 году

Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, дарения, мены – сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы – ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Кто не платит земельный сбор?

На федеральном и местном уровне установлены различные льготы по уплате сбора. Так, в законодательстве закреплено право на освобождение плательщиков-юрлиц в отношении участков:

  • используемых учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • земли религиозных общин, где располагаются культовые и обрядовые сооружения;
  • земли, где пролегают автодороги общественного пользования;
  • используемых в благотворительных целях;
  • обществ инвалидов, если таковых в составе работников не менее 80%;
  • учреждений, собственниками которых выступают общества инвалидов;
  • используемых для осуществления народных промыслов;
  • которые используются участники ОЭЗ и расположены в ее пределах;
  • входящие в состав «Сколково»;
  • судостроительных компаний, которые функционируют в составе промышленно-производственной ОЭЗ.

Некоторые категории физлиц также освобождены от уплаты:

  • Герои РФ, СССР;
  • кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой группы, детства, второй группы, если инвалидность зафиксирована до 2014 года;
  • «чернобыльцы» и приравненные к ним граждане;
  • инвалиды/ветераны боевых действий, в частности, ВОВ;
  • участники ядерных испытаний и получившие впоследствии лучевую болезнь.

Местные власти самостоятельно устанавливают объем льгот и категории лиц, которые имеют право ими воспользоваться. На местах дополнительно определены скидки для:

  • многодетных семей;
  • пенсионеров;
  • инвалидов третьей группы и других.

Не подлежит налогообложению земля:

  • в безвозмездном срочном пользовании;
  • взятая в аренду.

Земельный налог в соседних государствах

Плательщиками налога в РБ признаны владельцы земли, в частности, под многоквартирными домами, на правах частной собственности или владения/пользования. Физлица также оплачивают сбор согласно полученному извещению, а юрлица осуществляют самостоятельный подсчет размера платежа.

Обязанность уплаты возникает при вступлении в право собственности. Как только организация становится плательщиком земельного налога, в УНП (учетный номер плательщика в РБ) вносятся соответствующие сведения.

На Украине оплата земельного сбора практически идентична таковой в РФ. К списку льготных категорий добавлены на государственном уровне многодетные (более трех несовершеннолетних детей) семьи, пенсионеры. Кроме того, предоставляется льгота на один участок, выделенный под ведение крестьянского хозяйства, строительство гаража, садоводства или постройки дачного домика.

Во многих европейских странах предприятия лесного и сельского хозяйства освобождены от налога на землю полностью. При определении льготных категорий учитывается уровень доходов плательщика – если он ниже определенной черты, налог можно не платить. Многие юрлица, производящие значимые товары – детское питание, лекарственные растения – в качестве поощрения также освобождены от сбора за участки земли, на которых такие товары производятся.

Платность земли: земельный налог и арендная плата

Принцип платности использования земли закреплен в ст. 1 Земельного кодекса. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Они устанавливаются на основании документа, удостоверяющего право собственности, владения, пользования, аренды земельного участка, либо на основании фактического пользования земельным участком. О том, кто должен платить земельный налог, как содержание договора аренды земли, его заключение и переоформление влияют на налоговое бремя, читайте в статье.

Не каждая фирма, предприниматель или обычный гражданин может позволить себе приобрести в собственность земельный участок, чтобы начать бизнес. В этом случае как вариант можно арендовать земельный участок.

Договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации в территориальных органах Росреестра (частные земли) или Росимущества (государственные и муниципальные земли). Отсутствие регистрации договора является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Представление договора на регистрацию после возбуждения дела об административном правонарушении не освобождает от ответственности, а может быть учтено лишь как смягчающее обстоятельство.

За пользование землей надо платить. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю. Какие факторы определяют обязанность того или другого платежа?

Земельный налог или арендная плата?

В налоговом законодательстве четко закреплено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Важно четко знать, что юридическим основанием для взимания земельного налога является наличие правоустанавливающих документов, которые подтверждают зарегистрированные в установленном порядке указанные права.

Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды, то есть арендаторы (ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ). Отсутствие подписанного договора аренды, а также документов, подтверждающих уплату арендных платежей, само по себе не влечет признание арендатора плательщиком земельного налога при наличии фактических арендных отношений между собственником земельного участка и арендатором. Этот вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А12-8999/2008). Арендаторы платят арендную плату.

Плата за право аренды

В соответствии с градостроительным и земельным законодательством в некоторых случаях (госземли, строительство и др.) предоставление в аренду земельного участка осуществляется посредством проведения аукциона (конкурса), на котором продается право на заключение договора аренды. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку с определенным пакетом документов, оформление которого потребует денежных затрат.

Приобретение права на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанность уплачивать земельный налог или арендную плату (Определение ВАС РФ от 18 января 2007 г.

Кто является плательщиком земельного налога?

N 14292/06).

Земля в придачу

Налоговики не перестают предъявлять претензии к арендаторам земли и привлекать их к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса за неуплату в принципе или неполную уплату земельного налога. Зачастую это происходит в следующей ситуации: организация владеет на праве собственности зданием или его частью. Проверяющие предъявляют налоговые требования в отношении земельного участка под зданием. Правомерность требований зависит от того, какими правами обладает собственник недвижимости на земельный участок.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение на чужом земельном участке к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (п. 1 ст. 35 ЗК РФ).

Если в собственность приобретено здание (его часть), вместе с ним к покупателю переходят и права на землю, какими обладал прежний собственник. То есть при смене собственника объекта земля под ним не должна «повиснуть» в воздухе. Это правило закреплено в п. 1 ст. 552, в ст. 652 Гражданского кодекса и в ст. 35 Земельного кодекса.

Если на прежнего собственника здания (его части) был оформлен договор аренды земли, то новый собственник автоматически считается тоже арендатором соответствующего земельного участка. Соответственно земельный налог не уплачивается. В этом случае налоговики не вправе привлечь к ответственности арендатора земли по ст. 122 Налогового кодекса. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 25 апреля 2007 г. N 03-05-06-02/38, от 20 июня 2006 г. N 03-06-02-04/89.

Земельная составляющая в аренде недвижимости

Вопрос платы за землю неразрывно связан с арендой недвижимости: есть ли в арендной плате за объект недвижимости земельная составляющая?

Гражданское законодательство предусматривает, что установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование им включает плату за пользование земельным участком (или его частью), на котором расположено здание, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 654 ГК РФ).

Это важно. Согласно п. 2 ст. 654 Гражданского кодекса, установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.

Платить земельный налог необходимо, только если лицо обладает одним из вещных прав на земельный участок: правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения. При этом отсутствие в договоре аренды имущества пункта об оплате пользования земельным участком не исключает такую плату в составе арендной платы. Таким образом, установление арендных платежей за имущество автоматически включает плату за землю в их составе.

Налоговики всячески стараются вменить арендатору участка уплату земельного налога. Вот любопытный пример, который нашел отражение в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 10 июля 2009 г. N Ф03-3140/2009 по делу N А59-4139/07 и от 17 сентября 2008 г. N Ф03-А59/08-2/3289 по делу N А59-4139/07-С15. Проверяющие указали, что организация является фактическим землепользователем земельных участков (эксплуатация сооружений и иных объектов недвижимости на условиях аренды). В связи с этим она должна уплачивать земельный налог, так как по договорам аренды имущества в состав арендной платы не включена плата за пользование земельным участком.

Обратите внимание: ненормативный правовой акт (он не является законом) не может определять (устанавливать) порядок расчета и состав арендной платы. Так, в указанном судебном решении арбитры не приняли во внимание ссылку ИФНС на письмо городского департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью, согласно которому расчет арендной платы по договору аренды имущества не включает арендную плату за земельный участок.

Если в договоре аренды имущества нет ссылки на оплату пользования земельными участками, то арендная плата за пользование недвижимым имуществом включает в себя арендную плату за земельные участки (т.к. иного в договоре не указано). Статья 654 Гражданского кодекса требует прямо указывать в договоре на невключение земельного платежа в арендную плату, чтобы взимать его отдельно.

В расход по договору

Арендные платежи за землю пп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Возможна ситуация, когда необходимо переоформить и зарегистрировать новый договор аренды того же земельного участка, например, в связи с утверждением его новых границ. С формально юридической точки зрения вносить арендную плату в период между расторжением и оформлением нового договора аренды земли арендатор не обязан. Но не исключено, что арендатор продолжает платить арендную плату. Встает вопрос, что ему делать с понесенными расходами и как их рассматривать с точки зрения налогообложения прибыли.

В Письме Минфина России от 6 марта 2008 г. N 03-03-06/1/152 сделан вывод, что обязательным условием учета расходов в виде арендных платежей за арендуемый земельный участок является государственная регистрация такого договора. Следовательно, расходы в виде арендных платежей за земельный участок, договор аренды которого расторгнут, не учитываются при налогообложении прибыли начиная с даты расторжения договора. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса такие расходы нельзя признать обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Однако возможность учесть в прибыли понесенные расходы по арендным платежам впоследствии все-таки есть. В п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса сказано: стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до его заключения. Это значит, что в новом договоре аренды земельного участка можно предусмотреть пункт, согласно которому условия нового договора действуют с момента передачи (получения) в пользование объекта аренды (земельного участка) будущему арендатору. Только в этом случае арендные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору можно принимать в уменьшение налога на прибыль (Письмо УФНС России по г. Москве от 29 декабря 2008 г. N 19-12/121867 «О расходах по арендной плате за землю»).

Что же касается наличия или отсутствия государственной регистрации недвижимости, находящейся на арендуемом земельном участке, то это не влияет на право учесть расходы по арендным платежам за землю в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

«Предварительная» аренда

Если на примете есть земельный участок, который фирма желает наверняка арендовать, можно заключить предварительный договор аренды. Общий подход относительно правовой природы таких договоров и платежей и расходов по ним арбитражной практикой и специалистами финансового и налогового ведомств пока не выработан. Между тем в вопросах налогообложения наибольшую активность, разумеется, проявляют налоговики.

Налог на прибыль

Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 5 октября 2006 г. N 20-12/87641 специалисты пришли к выводу, что предварительный договор аренды не содержит основных признаков договора аренды, установленных Гражданским кодексом (передача арендодателем (собственником) арендатору имущества во временное владение и пользование за плату). Налоговики сочли, что такой договор не может считаться договором аренды, заключенным согласно российскому законодательству. Следовательно, затраты, осуществленные в соответствии с таким договором, нельзя учесть для целей налогообложения прибыли как арендные платежи за арендованное имущество.

Расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, учитывают для целей налогообложения прибыли при условии заключения договора аренды. Но такие расходы не формируют первоначальную стоимость строящегося на этом земельном участке объекта основных средств (Письмо УФНС России по г. Москве от 7 июля 2008 г. N 20-12/064125.1 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на оплату стоимости права на заключение договора аренды земельного участка»).

«Предварительный» НДС

Что касается НДС, то, согласно п. 5 ст. 155 Налогового кодекса, при передаче имущественных прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 Кодекса. В п. 1 указанной статьи говорится, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Это означает, что платежи по предварительному договору аренды (авансы) подлежат включению арендодателем в облагаемую базу по НДС с момента заключения основного договора аренды, если не подлежат возврату арендатору (в последнем случае обложения НДС нет).

Обычно по условиям предварительных договоров аренды арендатор в счет причитающихся арендодателю платежей по договору обязуется уплатить задаток в размере месячной арендной платы за землю. Следует иметь в виду, что с момента заключения основного договора и его фактического исполнения уплаченный задаток перестает быть таковым. Он утрачивает свойства обеспечительного платежа, так как не может быть возвращен арендатору и должен быть зачтен в счет арендных платежей за землю (ст. 381 ГК РФ). Следовательно, с этого момента суммы, определенные сторонами по договору в качестве задатка, можно рассматривать только как суммы, внесенные покупателем в счет причитающихся с него платежей. Соответственно их необходимо включать в выручку от реализации в момент поступления.

Если арендодатель после заключения основных договоров не зачел поступившие предварительные платежи в счет оплаты аренды за первый месяц, эти платежи признаются авансовыми в счет оплаты аренды земли в последующих периодах. Их признают авансами с момента, определенного договором для уплаты арендных платежей за первый месяц. Они также подлежат включению в налогооблагаемую базу НДС.

Аренда госземель: НДС платит арендатор

В п. 3 ст. 161 Налогового кодекса закреплено общее правило, согласно которому реализация услуг по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества облагается НДС, который исчисляют, удерживают и уплачивают арендаторы. Однако НДС не облагаются платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, взимаемые государственными органами и должностными лицами (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Вопросами аренды земель, находящихся в государственной собственности, ведает Росимущество. Через него заключаются договоры аренды указанных земель. Арендная плата, взимаемая территориальным управлением Росимущества с организаций-арендаторов, не облагается НДС на основании указанной выше нормы.

В дальнейшем земельные участки могут быть переданы организациями-арендаторами земли у Росимущества в субаренду. Субарендаторы уплачивают данным организациям субарендную плату за пользование земельными участками. По мнению специалистов финансового ведомства, при передаче указанных участков в субаренду НДС уплачивает не субарендатор, а арендатор у Росимущества в общем порядке (Письмо Минфина России от 15 января 2010 г. N 03-07-11/05).

Если затянули с арендой…

Как правило, дата фактического предоставления земельного участка в аренду и момент заключения договора аренды не совпадают. Причиной этому могут быть не только чисто технические сложности по заключению и оформлению договора, но и существенные разногласия по условиям аренды земли (например, качество и площадь земельного участка, размер арендных платежей, порядок внесения платы). Но в производственных целях до устранения всех разногласий и заключения договора аренды земельный участок может использоваться. В этом случае арендатору следует учесть следующее.

Пользование земельным участком до достижения сторонами согласия по условиям договора аренды и его заключения влечет для будущего арендатора гражданско-правовые последствия в виде неосновательного обогащения по правилам гл. 60 Гражданского кодекса. Это значит, что арендодатель вправе подать в суд иск о взыскании с арендатора денежной суммы, на которую он неосновательно обогатился (т.е. сберег) в связи с пользованием землей (имуществом) до оформления договора аренды. Неосновательное обогащение будет и в случае уклонения от оформления прав на землепользование.

Если рассматривать налоговые последствия, то по гражданскому и налоговому законодательству несвоевременное заключение договора аренды земельного участка по причине разногласий относительно условий договора не считается безвозмездной передачей (получением) имущества. Поэтому и нет внереализационного дохода по п. 8 ст. 250 Налогового кодекса.

Имущественная выгода в виде потенциально не перечисленной арендной платы также не является внереализационным доходом. Включать ее в состав доходов при исчислении налога на прибыль не нужно. Данный вывод подтверждает и судебная практика (к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 26 ноября 2009 г. по делу N А12-8437/2009).

Согласно ст. 608 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, также он обязан уплачивать соответствующие налоги и сборы. Поэтому уплата земельного налога является обязанностью собственника независимо от того, используется это имущество им самим или сдается в аренду.

В.Бельковец

Редактор-эксперт

по правовым вопросам

Кто платит налог на землю

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

– земельные участки, изъятые из оборота;

– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);

– земельные участки из состава земель лесного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кто платит налог на землю?

Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:

– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;

– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки не могут превышать:

– 0,3 % в отношении земельных участков:

– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.

Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.

Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% — по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% — по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.

Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Льготы в земельном налоге – кому можно не платить за землю

В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год. В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения