Кто такой нерезидент РФ

По общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ).

Президент РФ подписал закон, согласно которому физлица, находившиеся на территории РФ в 2020 году от 90 до 182 дней включительно, получили право признать себя налоговыми резидентами РФ в 2020 году на основании подаваемого в налоговые органы заявления. Заявление составляется в произвольной форме, при этом оно должно содержать ФИО и ИНН физического лица. Его необходимо представить в налоговый орган по месту жительства (пребывания) в срок не позднее 30 апреля 2021 года.

Изменения вступили в силу 31 июля 2020 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Законом предусмотрены также иные поправки (в части исчисления НДС, налога на прибыль, страховых взносов).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся — нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки — 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
– договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
– копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

📌 Реклама

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем — российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

📌 Реклама

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица — получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

📌 Реклама

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
— для резидентов — 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
— для нерезидентов — 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

📌 Реклама

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

📌 Реклама

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

📌 Реклама

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель — юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан — в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

📌 Реклама

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

Лица, не являющиеся резидентами Казахстана, подлежат налогообложению в Казахстане в отношении некоторых видов доходов из казахстанского источника. Настоящий обзор содержит информацию в отношении видов налогооблагаемого дохода, применимых освобождений и общей процедуры налогообложения, а также описывает некоторые возможные примеры налогообложения нерезидентов в Казахстане.

Общие положения

Физические лица-резиденты подлежат налогообложению в отношении всех видов доходов, полученных как в Казахстане, так и за рубежом (налогообложение мирового дохода). Резидентом признается физическое лицо:

  • постоянно пребывающее в Казахстане, то есть если оно находится в Казахстане не менее 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде; или
  • непостоянно пребывающее в Казахстане, но центр жизненных интересов которого находится в Казахстане. Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Казахстане при одновременном выполнении следующих условий:
  • физическое лицо имеет гражданство Казахстана или разрешение на проживание в Казахстане (вид на жительство);
  • супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Казахстане;
  • наличие в Казахстане недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

Физические лица-нерезиденты, в свою очередь, подлежат налогообложению в Казахстане только в отношении доходов из казахстанского источника (ст. 644 Налогового кодекса), включая следующие виды доходов:

  • доход от оказания услуг физически на территории Казахстана;
  • доход от оказания управленческих, финансовых, консультационных, инжиниринговых, маркетинговых, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Казахстана;
  • доход от прироста стоимости при реализации:
    • некоторого находящегося на территории Казахстана имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законами Казахстана;
    • некоторого находящегося на территории Казахстана имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законами Казахстана;
    • ценных бумаг, выпущенных резидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица-резидента, консорциума, расположенного в Казахстане;
    • акций, выпущенных нерезидентом, а также долей участия в уставном капитале юридического лица-нерезидента, консорциума, если 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента составляет движимое или недвижимое имущество, находящееся в Казахстане;
  • доход в виде дивидендов, получаемый от юридического лица-резидента;
  • доход, получаемый от недвижимого имущества, находящегося в Казахстане;
  • доход физического лица-нерезидента от деятельности в Казахстане по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
  • гонорар руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;
  • надбавки (включая возмещение некоторые расходов) физическому лицу-нерезиденту, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Казахстане резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;
  • пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом;
  • доход артиста театра, кино, радио, телевидения, музыканта, художника, спортсмена и иного физического лица-нерезидента от деятельности в Казахстане в области культуры, искусства и спорта, независимо от того, как и кому осуществляются выплаты;
  • доход от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Казахстане.

Освобождения

Некоторые виды доходов освобождены от налогообложения в Казахстане в силу положений Налогового кодекса, например:

  • дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Казахстана;
  • доходы от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже, функционирующей на территории Казахстана, находящихся на день реализации в официальных списках данной фондовой биржи;
  • доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Казахстана (с некоторыми исключениями).

Налоговый кодекс Казахстана также содержит специальные освобождения для отдельных категорий нерезидентов, например, работников «Астана Хаб».

Некоторые виды доходов освобождены от налогообложения в Казахстане в силу положений соответствующей налоговой конвенции или иных международных договоров, ратифицированных Казахстаном.

Некоторые виды доходов освобождены от налогообложения в Казахстане в силу положений специальных законодательных актов, например, согласно Конституционному закону «О Международном финансовом центре «Астана», иностранцы, являющиеся работниками участника или органа Центра, до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога по доходам от деятельности в Центре по трудовому договору, заключенному с органом Центра или участником Центра, оказывающим определенных в законе услуги (ст. 6.6).

Общий порядок налогообложения

Общий принцип налогообложения физических лиц-нерезидентов – это удержание налога через налогового агента. В исключительных случаях физические лица-нерезиденты оплачивают налоги самостоятельно.

Налоговые агенты удерживают налог у источника выплаты, без осуществления вычетов. Налоговые агенты также сдают налоговую декларацию.

Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагаются на следующих лиц, выплачивающих доход нерезиденту и признанных налоговыми агентами:

  • индивидуального предпринимателя;
  • юридическое лицо-нерезидента, осуществляющее деятельность в Казахстане через структурное подразделение, например, представительство;
  • юридическое лицо-нерезидента, осуществляющее деятельность в Казахстане через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения;
  • юридическое лицо-резидента, в том числе эмитента базового актива депозитарных расписок;
  • юридическое лицо, в том числе нерезидента, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, которому предоставлен иностранный персонал нерезидентом, деятельность которого не образует постоянного учреждения в соответствии с Налоговым кодексом;
  • юридическое лицо-нерезидента, приобретающее определенное имущество, указанное в статье 650 Налогового кодекса.

Общая ставка налога – 20%. В некоторых случаях применима сниженная ставка 10% (заработная плата, гонорары руководителей и др.).

Специальные случаи

Вариант 1

Юридическое лицо-нерезидент, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения, направляет в Казахстан физических лиц-нерезидентов и они получают доход (включая получение различных материальных выгод в связи с проживанием в Казахстане) от:

  • от деятельности в Казахстане по трудовому договору (или договору гражданско-правового характера), заключенному с таким юридическим лицом-нерезидентом, являющимся работодателем; и
  • от деятельности в Казахстане в виде материальной выгоды, полученной от такого юридического лица-нерезидента в связи с деятельностью в Казахстане.

В этом случае:

  • налоговым агентом будет выступать лицо (в том числе нерезидент, осуществляющее деятельность через постоянное учреждение), в пользу которого выполняются работы, оказываются услуги юридическим лицом-нерезидентом;
  • юридическое лицо-нерезидент обязано представить налоговому агенту документы, подтверждающие сведения о доходов физических лиц. В противном случае обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты подлежит доход в размере 80% от дохода, подлежащего выплате юридическому лицу-нерезиденту за выполненные работы, оказанные услуги.

Вариант 2

Физическое лицо-нерезидент получает доход из казахстанского источника от лица, не являющегося налоговым агентом.

В этом случае:

  • уплата индивидуального подоходного налога производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно не позднее 10 календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу за налоговый период;
  • не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, физическое лицо-нерезидент сдает декларацию по индивидуальному подоходному налогу;
  • ставка налога – 20%.

Вариант 3

Физическое лицо-нерезидент получает доход, указанный в ст. 650 Налогового кодекса. Данная статья применяется к доходам от прироста стоимости при реализации:

  • находящегося на территории Казахстана имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации в соответствии с законами Казахстана;
  • находящегося на территории Казахстана имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законами Казахстана;
  • акций, выпущенных резидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица-резидента, являющегося недропользователем, или консорциума, участником (участниками) которого является (являются) недропользователь (недропользователи);
  • акций, выпущенных юридическим лицом-резидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица-резидента или консорциума при несоответствии специальным условиям, установленным Налоговым кодексом в отношении владения более 3 лет;
  • акций, выпущенных юридическим лицом-нерезидентом, и долей участия в уставном капитале юридического лица-нерезидента или консорциума при несоответствии специальным условиям, установленным Налоговым кодексом в отношении владения более 3 лет (при условии, что 50 и более процентов стоимости таких акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента составляет имущество, находящееся в Казахстане).

В этом случае:

  • обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога у источника выплаты в бюджет возлагаются на налогового агента, выплачивающего доход. При этом юридическое лицо-нерезидент признается налоговым агентом независимо от наличия или отсутствия в Казахстане постоянного учреждения, а также структурное подразделение, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в соответствии с положениями Налогового кодекса или международного договора;
  • нерезидент, являющийся налоговым агентом, подлежит регистрации в качестве налогоплательщика в налоговом органе;
  • в случае отсутствия налогового агента исчисление и уплата подоходного налога производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно;
  • ставка налога – 20%.

Контакты

Если у вас есть вопросы или если вы хотели бы получить более подробную информацию по вопросам, рассматриваемым в настоящем обзоре, пожалуйста, свяжитесь с одним из юристов Морган Льюис, указанных ниже:

Лондон
Кейт Хабершон

Алматы
Бахытжан Кадыров

Налоговые конвенции содержат тест по определению налогового резидентства, в случае если лицо рассматривается налоговым резидентом обоих договаривающихся государств.

Данный пункт применяется, если услуги оказываются казахстанскому налоговому агенту, например, казахстанскому юридическому лицу или нерезиденту, осуществляющему деятельность в Казахстане через постоянное учреждение.

Имущество, на которое распространяются данный и предыдущий абзацы данного пункта (с) включает, например, морские суда, воздушные суда.

В соответствии с Предпринимательским кодексом: «Индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность. Иным физическим лицам запрещается осуществлять индивидуальное предпринимательство» (ст. 30.1).

Специальные условия, установленные Налоговым кодексом в отношении владения более 3 лет: (1) Общее правило – доход от прироста стоимости подлежит налогообложению (при продаже казахстанских компаний и иностранных компаний с активами преимущественно в Казахстане). (2) Исключением к (1) выше является получение дохода от прироста стоимости после 3 лет владения; в этом случае применяется налоговое освобождение. (3) Исключение в (2), однако, не применяется к получателям дохода, являющимся резидентами стран с льготным налогообложением (то есть продавцам, зарегистрированным в налоговых гаванях или странах с низким уровнем налогообложения, таким как Британские Виргинские Острова, Сейшелы и пр. страны, определяемые Министерством финансов Казахстана). (4) Исключение в (2) также не применяется, если компания является недропользователем (или если имущество лица, являющегося недропользователем, в стоимости активов такой компании составляет более 50%). (5) Правило в (4) не применимо, если недропользователь производит определенную переработку минерального сырья на аффилированных производственных мощностях, расположенных на территории Казахстана (иными словами, доход от прироста стоимости будет освобожден от налогообложения, если имеет место такая переработка; однако, данное правило не применимо к физическим лицам-нерезидентам). (6) Однако, существует самое сильное (превалирующее) правило, согласно которому доход от прироста стоимости не подлежит налогообложению, если акции реализованы через фондовую биржу (даже если получателем дохода является резидент страны с льготным налогообложением).